Научная статья на тему 'Анализ финансовых потоков в системе лесного хозяйства'

Анализ финансовых потоков в системе лесного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
859
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕСУРСЫ / ДОХОД / ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЛЕСОУПРАВЛЕНИЕ / АРЕНДА / ПЛАТА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Морковина С. С., Зиновьева И. С., Сибиряткина И. В.

В условиях реформирования лесных отношений актуальной становится проблема сопоставления расходов и доходов от лесохозяйственной деятельности и использования лесных ресурсов. В статье рассматривается процесс формирования доходов от использования лесных ресурсов в сопоставлении с финансированием лесохозяйственной деятельности. В качестве примера исследуется структура расходов на ведение лесного хозяйства Воронежской области. Анализируются расходы консолидированного бюджета РФ и доходы лесного хозяйства страны. Дается оценка существующей практики финансирования отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Морковина С. С., Зиновьева И. С., Сибиряткина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ финансовых потоков в системе лесного хозяйства»

46 (184) - 2013

Финансовый менеджмент

УДК 630.61

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ В СИСТЕМЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

С. С. МОРКОВИНА,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой управления производством E-mail: [email protected]

И. С. ЗИНОВЬЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: [email protected]

И. В. СИБИРЯТКИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: [email protected] Воронежская государственная лесотехническая академия

В условиях реформирования лесных отношений актуальной становится проблема сопоставления расходов и доходов от лесохозяйственной деятельности и использования лесных ресурсов. В статье рассматривается процесс формирования доходов от использования лесных ресурсов в сопоставлении с финансированием лесохозяйственной деятельности. В качестве примера исследуется структура расходов на ведение лесного хозяйства Воронежской области. Анализируются расходы консолидированного бюджета РФ и доходы лесного хозяйства страны. Дается оценка существующей практики финансирования отрасли.

Ключевые слова: лесное хозяйство, ресурсы, доход, лесопользование, лесоуправление, аренда, плата, финансирование, расходы.

Лесной доход составляют все платежи за использование всех видов ресурсов. Это по сути платеж в государственный бюджет за лесопользование, который устанавливается в целях рациональной

эксплуатации и воспроизводства лесных ресурсов. Именно лесной доход отражает экономические отношения, связанные с созданием, распределением и использованием лесных ресурсов, которые возникают между лесным хозяйством и другими отраслями, использующими эти ресурсы.

В мировой практике формирование лесного дохода включает различные виды платежей собственнику за древесину и использование лесных земель. В ряде случаев в их качестве выступают цены, подати, сборы, арендная плата за право разработки природных ресурсов, налоги на добычу природных ресурсов, лицензионные платежи, плата за пользование, аукционные платежи, аукционные надбавки и т. п.

В Российской Федерации согласно Лесному кодексу РФ (ЛК РФ) [3] использование лесов также является платным (ст. 94 ЛК РФ). Кроме платности использование лесов осуществляется также на принципе безусловного соблюдения взятых на

себя обязательств по полному и своевременному внесению этой платы. Плата за лесные ресурсы устанавливается на основе дифференцированной оценки рыночной стоимости лесных ресурсов и услуг, определяемых с учетом состояния лесов, экологической и социальной ценности, а также экономической и технологической доступности [2, 3]. Лесной кодекс РФ предусматривает платежи за пользование лесным фондом как в виде лесных податей, так и арендной платы.

Классификация механизмов образования лесных доходов в большинстве стран основывается на их названии, исторических корнях или целях использования. Например, платежи, исчисленные на основе объемов заготовленной продукции, в одних странах называются ценами за лес на корню, в других - попенной платой, в третьих - арендной платой за право разработки природных ресурсов. Платежи за лесовосстановление, направляемые на финансирование лесовосстановительных работ, в одних странах начисляются на основании площади лесосеки, в других - по объему заготовленной древесины, в третьих - по количеству переработанной продукции или продукции, идущей на экспорт. Арендная плата за право разработки природных ресурсов может начисляться за каждое срубленное дерево, за весь объем заготовленного леса, по объему выпуска переработанной продукции, по объему или стоимости экспорта.

Оплата взимается в виде арендной платы или по договору купли-продажи лесных насаждений (ст. 73, 76 ЛК РФ). Если при этом из лесного участка изымаются лесные ресурсы (древесина, живица, недревесные лесные ресурсы, пищевые лесные ресурсы и лекарственные растения), то размер арендной платы или платы по договору купли-продажи определяется умножением ставки платы за единицу объема лесных ресурсов на объем изъятия этих ресурсов. Если лесные ресурсы не изымаются (при ведении охотничьего хозяйства и осуществлении охоты, при ведении сельского хозяйства, при осуществлении рекреационной деятельности, при создании лесных плантаций и их эксплуатации, при выращивании лесных плодовых, ягодных, декоративных растений и лекарственных растений, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, при строительстве и эксплуатации водохранилищ и пр., при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи,

дорог, трубопроводов и др. линейных объектов, при переработке древесины и иных лесных ресурсов), то размер арендной платы (договоры купли-продажи сюда не включаются) определяется умножением ставки платы за единицу площади лесного участка на площадь участка (ст. 73 ЛК РФ).

В основе арендной платы и платы по договору купли-продажи лесных насаждений лежат ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, которые устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 73, ч. 3 ст. 76 ЛК РФ).

Правительством РФ было принято постановление от 22.05.07 N° 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (в ред. от 14.02.2012) [5].

Ставки по основным (лесообразующим) породам для условий Воронежской области, согласно постановлению [5], приведены в табл. 1.

Ставки платы для не основных пород по России разбиты на четыре лесотаксовых пояса. Воронежская область относится к первому лесотаксовому поясу, который имеет самые высокие ставки.

Приведенные ставки платы установлены для лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на минимальном уровне, и могут быть существенно повышены в ходе аукциона. В то же время для лесных участков, находящихся в собственности субъектов РФ, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка устанавливаются на региональном уровне.

Законодательно предусмотрено ежегодное возрастание ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, и к 2013 г. они выросли на 30 % по сравнению с 2007 г. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, росли меньшими темпами и за аналогичный период увеличились на 13 %.

Несмотря на это, величина ставок лесных платежей до настоящего времени не позволяет компенсировать затрат государства на ведение лесного хозяйства. В этой связи усилия фондодержателя

46 (184) - 2013

Финансовый менеджмент

Таблица 1

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, находящихся в федеральной собственности

Порода лесных насаждений Расстояние вывозки, км Ставка платы, руб./пл. м3*

Разряд такс Деловая древесина без коры Дровяная

крупная средняя мелкая древесина

Сосна 1 До 10 174,6 124,74 62,46 4,68

2 10,1-25 159,12 113,22 56,7 4,68

3 25,1-40 135 96,66 48,78 3,24

Дуб, ясень, клен 1 До 10 786,06 561,6 282,96 23,4

2 10,1-25 714,06 510,3 255,24 20,88

3 25,1-40 608,76 435,42 217,62 16,56

Береза 1 До 10 87,48 62,46 32,04 5,04

2 10,1-25 79,56 56,7 28,08 5,04

3 25,1-40 68,04 48,78 24,12 4,32

Осина, ольха белая, 1 До 10 17,1 12,6 7,02 0,36

тополь 2 10,1-25 15,84 11,52 5,58 0,36

3 25,1-40 13,5 10,26 4,68 0,36

* Пл. м3 - плотный м3.

направлены на реформирование платежей за лесные ресурсы в направлении повышения минимальных ставок.

Необходимость реформирования действующей системы платы за лесные ресурсы обусловлена низкими объемами платежей и несовершенством существующей системы распределения лесных доходов между субъектами РФ и федеральным центром. Так, в Воронежской области действует постановление администрации Воронежской области от 27.05.2008 № 436 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Воронежской области» [6]. Согласно данному постановлению ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений применяются для определения минимального размера аренд-

Ставки платы за единицу объема древесин

ной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов и минимального размера по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок (табл. 2).

Таким образом, лесные ставки и способы их применения оказывают наиболее существенное влияние на формирование лесных доходов государства, которые являются основой финансирования лесного хозяйства.

Однако механизмы образования лесного дохода и финансирования лесного хозяйства отличаются друг от друга. Механизмы финансирования лесного хозяйства связаны с перераспределением финансовых потоков в рамках решения стратегических задач лесохозяйственной деятельности - лесовос-становление, уход за насаждениями, сохранение и воспроизводство нерыночных лесных полезностей,

Таблица 2

лесных насаждений по основным породам

Порода лесных насаждений Разряд такс Расстояние вывозки, км Ставка платы, руб./пл. м3

Деловая древесина без коры Дровяная древесина

крупная средняя мелкая

Сосна 1 До 10 200,79 143,45 71,83 5,38

2 10,1-25 182,99 130,2 65,21 5,38

3 25,1-40 155,25 111,16 56,1 3,73

Дуб, ясень, клен 1 До 10 903,87 645,84 325,4 26,91

2 10,1-25 821,17 586,85 293,53 24,01

3 25,1-40 700,07 500,73 250,26 19,04

Береза 1 До 10 100,6 71,83 36,85 5,8

2 10,1-25 91,49 65,21 32,29 5,8

3 25,1-40 78,25 56,1 27,74 4,97

Осина, ольха белая, тополь 1 До 10 19,67 14,49 8,07 0,41

2 10,1-25 18,22 13,25 6,42 0,41

3 25,1-40 15,53 11,8 5,38 0,41

проблемы и решения

4

включая рекреационное пользование, популяции диких животных, защиту водотоков и пр. В то же время механизмы образования лесного дохода дифференцируются прежде всего в зависимости от времени взимания платежа: платежи, начисляемые исходя из расчетной (ожидаемой) стоимости древесины или прав на пользование древесиной (предварительная рента), стоимости древесины на корню, определяемой по факту заготовки (рента по факту).

Ввиду существенного различия в формах и видах использования получаемых доходов их сложно как-либо классифицировать и сравнивать друг с другом. Кроме того, даже в одной и той же правовой системе может быть несколько видов платежей, имеющих разные названия и одинаковый принцип начисления, например по объему производства круглого леса [1].

Несмотря на это, отечественная практика в оценках эффективности лесного хозяйства и лесо-управления устойчиво прибегает к сопоставлению лесных доходов и расходов.

Нельзя не отметить, что расходы бюджетов всех уровней на ведение лесного хозяйства в течение последних двух десятилетий стабильно превышают доходы от использования лесов.

Согласно отчетности Федерального казначейства, в последний перед введением нового Лесного кодекса РФ (2006 г.) расходы консолидированного бюджета РФ на лесное хозяйство составили 15,1 млрд руб., а доходы (платежи за использование лесов) - 14,8 млрд руб. Превышение расходов над доходами составило всего 355 млн руб.

В 2011 г. аналогичные показатели составили: расходы - 44,6 млрд руб., доходы - 21,2 млрд. руб.,

45 40 35 30 25 20 1510-

превышение расходов над доходами - 23,4 млрд руб., т. е. в 66 раз больше, чем в последний год перед введением нового Лесного кодекса РФ (рис. 1).

По предварительным данным (согласно оперативному отчету на 1 января 2013 г.), в 2012 г. аналогичные показатели составили: расходы - 34,8 млрд руб., доходы - 18,9 млрд руб., а превышение расходов над доходами - 15,9 млрд руб., что в 45 раз больше, чем в последний год перед введением нового ЛК РФ [7].

Исследуем механизм формирования расходов на ведение лесного хозяйства. Структура расходов на ведение лесного хозяйства отражается в отраслевой отчетности в форме 1-субвенции, утвержденной приказом Рослесхоза от 16.04.2012 № 141 «Об утверждении целевых прогнозных показателей, форм отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей».

Структура расходов на ведение лесного хозяйства включает следующие укрупненные статьи:

- охрана лесов от пожаров;

- защита лесов;

- осуществление профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов;

- воспроизводство лесов и лесоразведение;

- лесоустройство;

- отвод и таксация лесосек;

- создание лесных дорог (кроме противопожарного назначения).

Расходы на ведение лесного хозяйства в Воронежской области за 2012 г. представлены в табл. 3.

_ ---- __ -

_ пг

2007 2008 2009 2010 2011 2012

—О— Финансирование лесного хозяйства — □ - Плата за пользование лесными ресурсами

Рис. 1. Сравнительная динамика финансирования лесного хозяйства и лесных доходов за 2007-2012 гг, млрд руб.

7х"

5

46 (184) - 2013

Финансовый менеджмент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: расходы по статьям «Осуществление профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов», «Лесоустройство», «Создание лесных дорог (кроме противопожарного назначения)» не планировались.

Таблица 3

Расходы на ведение лесного хозяйства по Воронежской области за 2012 г., млн руб.

Статья расходов Всего расходов Субвенции из федерального бюджета Средства бюджета субъекта РФ Средства арендаторов Иные источники

План Факт Отклонение План Факт План Факт План Факт План Факт

Охрана лесов 91,54 83,74 -7,8 7,92 7,88 81,34 75,86 2,28 0 0 0

от пожаров

Защита лесов 109,28 68,17 -41,11 36,64 31,81 39,73 36,36 12,84 0 20,07 0

Воспроизводство 106,64 62,90 -43,74 50,39 49,12 20,0 13,78 19,46 0 16,79 0

лесов и лесоразведение

Отвод и таксация 1,91 0,74 -1,17 0,78 0,74 - - 0,77 0 0,36 0

лесосек

Итого... 309,37 215,55 -93,82 95,73 89,55 141,07 126,0 35,35 0 37,22 0

Фактические расходы меньше плановой суммы на 93,82 млн руб. Выделенные субвенции из федерального бюджета не освоены на 6,18 млн руб.; средств областного бюджета фактически израсходовано меньше, чем запланировано, на 15,07 млн руб. Таким образом, становится очевидным, что на региональном уровне имеет место стремление к снижению расходной части бюджета лесного хозяйства и приведению ее в соответствие с доходной.

В настоящее время при оценке эффективности управления лесным хозяйством все чаще прибегают к сопоставлению лесных доходов с затратами на лесное хозяйство. И как негативный факт оценивается растущий разрыв между лесными доходами и расходами. По разным источникам разрыв между затратами на ведение лесного хозяйства и лесным доходом в 2000 г. составлял 6,5 млрд руб., в 2008 г. он уже составил 13,3 млрд руб., а в 2011г. - 25,2 млрд руб.

Логично предположить, что государство и лесной бизнес заинтересованы в результатах своего труда - доходная часть должна превышать расходную. Со стороны государства расходы связаны с затратами на лесоуправление, а доходы формируются в виде платы за лесопользование. Однако это не совсем корректный подход к оценке эффективности лесного хозяйства, так как на практике не существует экономической связи между выделенными субвенциями и платежами за право пользования лесными участками, природа этих показателей различна. Это несопоставимые и несоизмеримые показатели.

Государство финансирует средства для одной части земель лесного фонда, свободной от аренды, а собирает платежи с другой, находящейся в аренде, при этом связь между затратами и результатами управления федеральным имуществом разрыва-

ется [4]. При этом вовсе не учитывается один из важнейших показателей, по мнению авторов, как раз и отражающий эффективность лесоуправле-ния, а именно, экспортные пошлины на древесину, отгружаемую в круглом виде, уплачиваемые лесозаготовителями (рис. 2).

Известно, что экспортные пошлины на круглый лес, несмотря на ужесточение таможенных правил, составляют значительную часть бюджета страны. Вывоз круглого леса за границу снижается восьмой год подряд. Максимальный спад на уровне 40 % за этот период был отмечен в 2009 г., основной причиной послужило резкое увеличение таможенных пошлин на его вывоз до 25 % [8].

Российский экспорт круглого леса за первые три месяца текущего года составил 4,1 млн пл. м3. Валютная выручка от его экспорта при этом упала на 11 %, до уровня 364 млн долл. (даже при грубом пересчете в рублевый эквивалент - 10 920 млн руб.), при этом размер уплаченных экспортных пошлин составил (из расчета 80 долл./м3) около 328 млн долл. (9 840 млн руб.). Даже при грубом подсчете видим, что на конец года следует ожидать экспортного дохода в размере 39 360 млн руб. Основу экспорта круглого леса составляют поставки в страны дальнего зарубежья. Доля этих стран в структуре экспорта круглого леса по итогам I квартала 2013 г. составила 93 %. Необработанные лесоматериалы входят в число основных экспортных товаров РФ.

Анализируя приведенные цифры, становится понятно, что экспортные пошлины на круглый лес существенно перекрывают затраты государства на финансирование лесного хозяйства. Если на конец 2011 г. размер финансирования лесного хозяйства вырос, достигнув 33,2 млрд руб., при этом лесные

160-1 140120100 -80 -60 -40 -20 -

0 -|-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-г

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Млрд руб.

Млн м3

Рис. 2. Динамика экспорта круглого леса России в 1994-2010 гг.

доходы равнялись 21,2 млрд руб., то с учетом экспортных пошлин картина бездоходности лесного хозяйства принимает иной вид - лесные доходы, увеличенные на экспортные пошлины на круглый лес, составляют 60,6 млрд руб. Разумеется, приводимые цифры - только ориентир, но уже при приближенных расчетах становится понятно, что существующая практика оценки экономической эффективности лесного хозяйства через соотношение лесных доходов и расходов на управление лесным хозяйством несовершенна.

Нельзя не отметить, что лесохозяйственная деятельность преимущественно протекает либо в насаждениях, не достигших возраста спелости, либо в перестойных лесах, т. е. не отличающихся высокой экономической ценностью. Следовательно, изначально лесное хозяйство является инвестиционной деятельностью со значительным производственным циклом, при этом доход, получаемый от инвестирования, очень специфичен, а в ряде случаев несопоставим с инвестициями. В отличие от сельскохозяйственных культур с коротким сроком выращивания лес как биологический объект нуждается не только в посеве или посадке, но и многочисленных уходах, защите от лесных вредителей и болезней, охране от пожаров, т. е. выращивание деловой древесины ценных пород невозможно без участия человека.

В этой связи напрашивается вывод о том, что финансовое состояние лесного хозяйства нельзя оценивать напрямую путем сопоставления лесных доходов и расходов, в первую очередь потому, что лесохозяйственная деятельность отличается экологической и социальной ценностью не ориентирована на получение лесных доходов.

Список литературы

1. Грей Джон А. Политика лесных концессий: опыт стран по устойчивому управлению тропическими лесами/ пер. с англ. Н. Н. Ларионовой и М. А. Никитиной/ предисловие А. П. Петрова. М.: ВНИИЛМ, 2003. 120 с.

2. Комментарий к Лесному кодексу РФ (постатейный)/ под ред. А. А. Ялбулганова. URL: http:// www. lawmix. ru/commlaw/45.

3. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ (в ред. от 28.07.2012).

4. Моисеев Н. А. Экономический механизм организации устойчивого пользования и управления лесами// Стратегия развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации в XXI веке: матер. междунар. науч. конф. М.: МГУЛ, 2000. С. 46-51.

5. О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности: постановление Правительства РФ от 22.05.07 № 310 (в ред. от 14.02.2012).

6. О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Воронежской области: постановление администрации Воронежской области от 27.05.2008. № 436.

7. Образцов О. И. Статистика предприятий и бизнес-статистика: учеб. пособие. М.: ВШЭ, 2011. 704 с.

8. Экспортный рынок круглого леса продолжает снижаться. URL://http://www. lesonline. ru/ analitic/?cat id=12&id=231108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.