Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»'

АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
сельское хозяйство / Курская область / сельские территории / государственное регулирование / государственная программа / agriculture / Kursk region / rural territories / state regulation / state program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лёвкина B.C., Желудева Ю.В., Жиляков Д.И., Петрушина O.B., Рашидов О.И.

В статье проведен анализ основных показателей, характеризующих финансовое обеспечение реализации государственной программы Курской области «Комплексное развитие сельских территорий Курской области». Отмечено, что численность сельского населения Курской продолжает сокращаться, также недостаточными темпами осуществляется воспроизводство производственной и социальной инфраструктуры, что обуславливает меньшую устойчивость развития сельских территорий по сравнению с городскими. Проведен анализ динамики финансирования мероприятий государственной программы Курской области «Комплексное развитие сельских территорий Курской области». Выявлена проблема не равномерного распределения бюджетных ассигнований по периодам реализации программы. На основании этого сделан вывод, что такая неравномерность не способствует росту доверия со стороны сельского населения к реализуемым мероприятиям, и может воспрепятствовать достижению основных целей программы. Установлено, что основным источником финансирования государственной программы являются средства федерального бюджета. Сделан вывод о том, что в условиях нестабильной экономической ситуации в стране и относительно негативном прогнозе на будущее, возникают риски недофинансирования мероприятий из средств бюджетов разного уровня, включая федеральный бюджет, что может привести к снижению уровня жизни населения на сельских территориях. Обоснована необходимость более активного привлечения внебюджетных источников финансирования и развития государственно-частного партнерства. Описаны перспективы развития сотрудничества с социально-ориентированными НКО по развитию сельских территорий, в том числе реализации инициатив граждан. Обоснованы основные направления увеличения объема средств, выделяемых в качестве субсидий из федерального бюджета на финансирование мероприятий программы для повышения уровня финансирования мероприятий программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FINANCING OF THE STATE PROGRAM "INTEGRATED DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES OF THE KURSK REGION"

The article analyzes the main indicators characterizing the financial support of the implementation of the Kursk region state program "Integrated development of rural areas of the Kursk region". It is noted that the rural population of Kursk continues to decline, and the reproduction of industrial and social infrastructure is also carried out at an insufficient pace, which causes less sustainability of rural development compared to urban areas. The analysis of the dynamics of financing the activities of the Kursk region state program "Integrated development of rural areas of the Kursk region" is carried out. The problem of uneven distribution of budget allocations by the periods of the program implementation has been identified. Based on this, it is concluded that such unevenness does not contribute to the growth of confidence on the part of the rural population in the implemented measures, and may hinder the achievement of the main objectives of the program. It is established that the main source of financing of the state program is the federal budget funds. It is concluded that in the unstable economic situation in the country and a relatively negative outlook for the future, there are risks of underfunding activities from budgets of various levels, including the federal budget, which can lead to a decrease in the standard of living of the population in rural areas. The necessity of developing cooperation with socially-oriented NPOs is substantiated. The main directions of increasing the amount of funds allocated as subsidies from the federal budget to finance the activities of the program to increase the level of financing of the activities of the program are substantiated.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»»

УДК / UDC 631.15

АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

ANALYSIS OF FINANCING OF THE STATE PROGRAM "INTEGRATED

DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES OF THE KURSK REGION"

Лёвкина B.C.1, старший преподаватель Levkina V.S.1, Senior lecturer Желудева Ю.В.2, старший преподаватель Zheludeva Yu.V.2, Senior lecturer Жиляков Д.И.2, доктор экономических наук, профессор

Zhilyakov D.I., Doctor of Economics, Professor Петрушина O.B. *2, кандидат экономических наук, доцент Petrushina O.V., Candidate of Economic Sciences, Docent Рашидов О.И.3, кандидат экономических наук, доцент Rashidov O.I., Candidate of Economic Sciences, Docent 1 ГОАУ ВО Курской области «Курская академия государственной и

муниципальной службы», Курск, Россия GOAU in the Kursk region "Kursk Academy of State and Municipal Service",

Kursk, Russia 2 Курский ГАУ, Курск, Россия Kursk SAU, Kursk, Russia 3 ЧОУ ВО «Курский, институт менеджмента, экономики и бизнеса»,

Курск, Россия

PEIHE «Kursk Institute of Management, Economics and Business», Kursk, Russia

*E-mail: petao@yandex.ru

В статье проведен анализ основных показателей, характеризующих финансовое обеспечение реализации государственной программы Курской области «Комплексное развитие сельских территорий Курской области». Отмечено, что численность сельского населения Курской продолжает сокращаться, также недостаточными темпами осуществляется воспроизводство производственной и социальной инфраструктуры, что обуславливает меньшую устойчивость развития сельских территорий по сравнению с городскими. Проведен анализ динамики финансирования мероприятий государственной программы Курской области «Комплексное развитие сельских территорий Курской области». Выявлена проблема не равномерного распределения бюджетных ассигнований по периодам реализации программы. На основании этого сделан вывод, что такая неравномерность не способствует росту доверия со стороны сельского населения к реализуемым мероприятиям, и может воспрепятствовать достижению основных целей программы. Установлено, что основным источником финансирования государственной программы являются средства федерального бюджета. Сделан вывод о том, что в условиях нестабильной экономической ситуации в стране и относительно негативном прогнозе на будущее, возникают риски недофинансирования мероприятий из средств бюджетов разного уровня, включая федеральный бюджет, что может привести к снижению уровня жизни населения на сельских территориях. Обоснована необходимость более активного привлечения внебюджетных источников финансирования и развития государственно-частного партнерства. Описаны перспективы развития сотрудничества с социально-ориентированными НКО по развитию сельских территорий, в том числе реализации инициатив граждан. Обоснованы основные направления увеличения объема средств, выделяемых в качестве субсидий из федерального бюджета на финансирование мероприятий программы для повышения уровня финансирования мероприятий программы.

Ключевые слова: сельское хозяйство, Курская область, сельские территории, государственное регулирование, государственная программа.

The article analyzes the main indicators characterizing the financial support of the implementation of the Kursk region state program "Integrated development of rural areas of the Kursk region". It is noted that the rural population of Kursk continues to decline, and the reproduction of industrial and social infrastructure is also carried out at an insufficient pace, which causes less sustainability of rural development compared to urban areas. The analysis of the dynamics of financing the activities of the Kursk region state program "Integrated development of rural areas of the Kursk region" is carried out. The problem of uneven distribution of budget allocations by the periods of the program implementation has been identified. Based on this, it is concluded that such unevenness does not contribute to the growth of confidence on the part of the rural population in the implemented measures, and may hinder the achievement of the main objectives of the program. It is established that the main source of financing of the state program is the federal budget funds. It is concluded that in the unstable economic situation in the country and a relatively negative outlook for the future, there are risks of underfunding activities from budgets of various levels, including the federal budget, which can lead to a decrease in the standard of living of the population in rural areas. The necessity of developing cooperation with socially-oriented NPOs is substantiated. The main directions of increasing the amount of funds allocated as subsidies from the federal budget to finance the activities of the program to increase the level of financing of the activities of the program are substantiated.

Key words: agriculture, Kursk region, rural territories, state regulation, state program.

Введение. В сельской местности по-прежнему остается нерешенным ряд вопросов в области демографии, развития социальной инфраструктуры, формирования достойного уровня жизни населения. В то же время важность сельских территорий для обеспечения целостности, территориального единства, безопасности страны возрастает в связи со сложной геополитической обстановкой. В данной ситуации комплексное развитие сельских территорий становится одной из приоритетных государственных задач. Сельские территории - это один из основных ресурсов государства и их значимость увеличивается с процессом глобализации.

Отсутствие системности в развитии сельских

территорий в немалой степени привело к нерациональному размещению производительных сил, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры и другим диспропорциям, что отрицательно сказалось на эффективности сельской экономики и условиях проживания в сельской местности.

Одним из основных инструментов государственной поддержки развития сельских территорий в регионе является программа "Комплексное развитие сельских территорий Курской области", эффективная реализация которой возможна только при достижении всех показателей и наличии необходимого для этого финансирования.

Каждая сельская территория при грамотном планировании позволяет достичь значительных результатов и обеспечить экономический и социальный рост не только непосредственно жителей этой территории, но также и дать толчок региону в целом. Комплексное развитие сельской местности, если бы оно протекало равномерно, привело бы к наращиванию экономического потенциала страны и позволило бы равномернее и эффективнее распределить данный потенциал по территориям.

Материал и методика исследования. Исследование выполнено на основании анализа динамики и структуры объема средств, запланированных государственной программой Курской области «Комплексное развитие сельских территорий Курской области» и отчетных данных комитета агропромышленного комплекса Курской области.

Результаты исследования. Современное развитие сельских территорий характеризуется определенными тенденциями. С одной стороны, наблюдаются рост экономики сельского хозяйства. Так производство продукции сельского

хозяйства в Курской области в 2020 году увеличилось на 3,6 %, что превышает общероссийский показатель в 1,5 % (рисунок 1).

300 -259,9

250 -217,4

200 -130 9 146,7 158,9 164,5

150 124,4 130 9

100 50 0

174,8

,1

1244 130,9 |143

1>. I. № Гг 1|. И 11|

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

всего ■ растениеводство ■ животноводство

Рисунок 1 - Объем производства продукции сельского хозяйства в Курской области, в млрд. рублей (составлено авторами по материалам статистического сборника

«Курская область в цифрах»)

С другой стороны, численность сельского населения Курской области продолжает сокращаться (рисунок 2), недостаточными темпами осуществляется воспроизводство производственной и социальной инфраструктуры, по-прежнему низким по сравнению с городом остается уровень качества услуг в сферах образования, здравоохранения и культуры, что способствует деградации и депопуляции сельских поселений [1].

362,9 358 4

360 358,4-352,1

340 320 300

I 352,' 347,5 343 8

11111

2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рисунок 2 - Динамика численности сельского населения Курской области, в тысячах человек (составлено авторамим по материалам статистического сборника

«Курская область в цифрах»)

Все это обуславливает меньшую устойчивость развития сельских территорий по сравнению с городскими. Соответственно вопросы развития сельских территорий в настоящее время остаются весьма актуальными. При этом государству в решении этого вопроса отводится значительная роль, так как финансовые возможности муниципальных образований весьма ограничены, а сельскохозяйственные товаропроизводители не могут обеспечить финансирование всего комплекса мероприятий развития сельских территорий.

В целях содействия развитию сельских территорий Курской области 6 ноября 2019 года была принята государственная программа Курской области «Комплексное развитие сельских территорий Курской области» (далее -государственная программа Курской области) [2]. На динамику достижения целевых показателей государственной программы Курской области оказывают влияние объемы ее финансового обеспечения. Так финансирование программных мероприятий в 2020 - 2025 годах предусматривается за счет бюджетных средств, динамика выделения которых по годам не равномерна (рисунок 3). Объем финансирования в течение указанного периода колеблется от 82885,1 тыс.р. до 2663573,4 тыс.р. Неравномерность финансирования имеет не только состоявшийся характер за 2020-2022 гг., но и предусмотрена актами стратегического планирования в перспективе с 2023 по 2025 гг.

3000000 2000000 1000000 0

2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.

■ за счет средств областного бюджета ■ за счет средств федерального бюджета

Рисунок 3 - Динамика бюджетных ассигнований финансирования государственной программы Курской области «Комплексное развитие сельских территорий Курской области», В тысячах рублей (составлено авторами по материалам Постановления Администрации Курской области от 17.10.2022 № 1154 - па «О внесении изменений в государственную программу Курской области «Комплексное развитие сельских территорий Курской

области»)

Неравномерность распределения бюджетных ассигнований по годам не способствует росту доверия со стороны сельского населения к мероприятиям, реализуемым в рамках программы, которые рассматриваются, скорее, как разовые акции, не носящие комплексного долгосрочного характера. Все это может воспрепятствовать достижению основных целей программы, в том числе по привлечению высококвалифицированных специалистов в сельскую местность и сокращению оттока молодежи в города.

По прогнозу, приведенному в приложении 5 к государственной программе Курской области, помимо средств областного и федерального бюджетов, предполагается привлечение средств из местных бюджетов и внебюджетных источников, однако их объемы незначительны и не решают проблем с неравномерным распределением финансирования по периодам реализации программы (таблица 1).

Таблица 1 - Источники финансирования государственной программы Курской области «Комплексное развитие сельских территорий Курской области», в тысячах рублей_

Годы Общий объем Областной Федеральный Местные Внебюджет- Всего

бюджет бюджет бюджеты ные источники

2020 782 631,1 261 927,1 520 704,1 37 258,6 67 297,2 887 187,0

2021 61 860,6 29 529,2 32 331,4 2 072,4 18 952,1 82 885,1

2022 185 841,5 149 648,2 36 193,3 911,6 15 415,6 202 168,7

2023 2 160 202,5 151 427,5 2 008 775,0 3 506,7 25 251,5 2 188 960,7

2024 418 291,4 152 538,4 265 753,0 5 383,5 31 081,4 454 756,3

2025 2 340 511,9 303 966,5 2 036 545,3 133 100,6 189 960,9 2 663 573,4

Всего 5 949 339,3 1 049 037,1 4 900 302,1 182 233,8 347 958,7 6 479 531,7

Динамика структуры источников финансирования государственной программы представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Удельный вес источников в общем объеме финансирования государственной программы Курской области «Комплексное развитие сельских территорий Курской области», в %_

Годы Областной Федеральный Местные Внебюджетные Всего

бюджет бюджет бюджеты источники

2020 29,5 58,7 4,2 7,6 100

2021 35,7 39 2,5 22,8 100

2022 74 17,9 0,5 7,6 100

2023 6,9 91,7 0,2 1,2 100

2024 33,5 58,4 1,3 6,8 100

2025 11,4 76,5 5 7,1 100

Фактически на реализацию государственной программы Курской области в 2021 году направлено 84 817,3 тысяч рублей из запланированных 82 885,1 тысяч рублей. Увеличение планируемого объема средств обеспечено ростом финансирования из внебюджетных источников на 24,5 % относительно первоначальной оценки, при этом из запланированных 61 860,697 тысяч рублей из областного и федерального бюджета было израсходовано 59 414,5 тысяч рублей (на 3,95 % меньше запланированного объема) [3] (рисунок 4).

29532,4

28971,3

18957,7 ,

32317,7 2071,9 ■ 30443,3 1800,5

План

Областной бюджет Местные бюджеты

Факт

Федеральный бюджет Внебюджетные источники

Рисунок 4 - Выполнение запланированных объемов финансирования мероприятий государственной программы Курской области в 2021 году,

тыс. рублей

(составлено авторами на основе материалов сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Курской области за 2021 год)

Из трёх подпрограмм государственной программы Курской области «Комплексное развитие сельских территорий Курской области» основной объём финансирования приходится на создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях.

подпрограмма 3 «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях» 88,22%

подпрограмма 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» 11,51%

подпрограмма 2 «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских

территориях» 0,27%

Рисунок 5 - Структура финансирования государственной программы Курской области в разрезе подпрограмм в 2021 году

(составлено авторами на основе материалов сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности

государственных программ Курской области за 2021 год)

Развитие кадрового потенциала на сельских территориях выполнен на малую долю. Это связано с оттоком рабочей силы и с недостаточным привлечением молодых специалистов на сельских территориях.

Выводы. Достижение показателей, запланированных в анализируемой государственной программе определяется, прежде всего, объемом финансированием из федерального бюджета.

Риски недофинансирования запланированных мероприятий, которые возникают на фоне нестабильной экономической ситуации в стране, продолжительности государственной программы (5 лет) и негативных прогнозов на ближайшие пару лет, могут привести к снижению уровня жизни населения на сельских территориях, ограничению доступа жителей села к объектам социальной и инженерной инфраструктуры и снижению уровня занятости сельского населения.

Исходя из этого, было бы целесообразным увеличение доли внебюджетных фондов в финансировании данных программ. В конкретных случаях данной цели можно добиться через привлечение государственно-частного партнёрства в определённых сферах. Наиболее перспективными сферами для совместного финансирования государства и бизнеса являются инфраструктурные проекты в социальной сфере, в инженерно-технической инфраструктуре, в жилищном строительстве и сопутствующей транспортной инфраструктуре.

Государственная программа Курской области «Комплексное развитие сельских территорий Курской области» направлена на создание более благоприятных условий для комфортного проживания граждан на сельских территориях (улучшение жилищных условий, обеспечение рабочими местами, развитие инфраструктуры села). Но, проблемы улучшения экологической обстановки на сельских территориях так и остаются не решёнными, несмотря на то, что за счёт нагрузки на сельское хозяйство - разрушается экология.

Для повышения уровня финансирования мероприятий и эффективности реализации государственной программы на территории Курской области считаем необходимым принять меры для увеличения объема средств, выделяемых в качестве субсидий из федерального бюджета на финансирование мероприятий государственной программы Курской области. Такое увеличение может быть реализовано за счет следующих источников:

- повышения уровня софинансирования расходных обязательства из средств областного бюджета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышения эффективности использования субсидий путем обеспечения достижения значений результата использования субсидии.

Также важно не допускать нарушений обязательств, предусмотренных соглашением об использовании субсидии, чтобы предотвратить возврат, выделенных из федерального бюджета средств.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Жиляков Д.И. Оценка эффективности государственного регулирования устойчивого развития сельских территорий // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 1. С. 96-101.

2. Постановление Администрации Курской области от 06.11.2019 № 1066-па «Об утверждении государственной программы Курской области «Комплексное развитие сельских территорий Курской области» [электронный ресурс] // Справочно-информационная система «Консультант-Плюс»

3. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Курской области «Комплексное развитие сельских территорий Курской области» за 2021 год. Официальный сайт Комитета АПК Курской области [электронный ресурс] // URL: http://apk.rkursk.ru

4. Единая информационная система ГЧП в России «РОСИНФРА» [электронный ресурс] // https://rosinfra.ru/

5. Сокпаков А.А., Малыхина Е.С. Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в Курской области в сборнике: современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах // Сборник научных трудов 8-й Международной научно-практической конференции. 2019. С. 128-131.

6. Жиляков Д.И. Анализ функционирования системы образования в сельских территориях региона / Д.И. Жиляков, С.О. Новосельский, Ю.В. Лисицина, П.О. Короткое, Т.О. Оласунканми // International Agricultural Journal. 2022. Т. 65. № 2.

7. Переверзев А.Н., Сокпаков А.А. Анализ исполнения государственных программ Курской области. В сборнике: Экономический рост как основа устойчивого развития России // Сборник научных статей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. 2019. С. 138-140.

8. Проблемы и перспективы социально-экономического развития сельских территорий: региональный аспект. - М.: Издание Государственной Думы, 2021. - 320 с.

9. Теоретические основы управления человеческим капиталом на региональном рынке труда / О.С. Фомин [и др.] // Экономика и предпринимательство. 2020. № 7 (120). С. 305-308.

10. Жиляков Д.И., Зарецкая В.Г. Современные проблемы анализа финансово-экономического состояния организаций различных сфер деятельности // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2010. № 3(24). С. 58-64.

11. Сидоренко О.В., Ильина И.В. Совершенствование механизма бюджетного финансирования аграрного сектора: региональный аспект // Вестник аграрной науки. 2018. № 2(71). С. 79-86.

12. Винничек Л.Б., Федотова М.Ю., Зарук Н.Ф. Доходы сельского населения: проблемы и перспективы // Никоновские чтения. 2000. № 5. С. 292-293. - EDN TJKVMK.

13. Зарук Н.Ф., Гришин Г.Е., Гудашев В.А. Проблемы и перспективы развития аграрной политики России в условиях ВТО // Нива Поволжья. 2012. № 3(24). С. 74-80.

14. Анализ выполнения показателей государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий Курской области" / В. С. Левкина, Ю. В. Желудева, В. Ю. Мелихов [и др.] // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2022. № 9. С. 190-196. - EDN LWIUIS.

15. Дорофеев А.Ф., Чунихин A.C. Критерии эффективности региональной экономической политики // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. 2019. № 1(21). С. 116-121.

16. Водолазская Н.В., Сухомлинова Е.В. Направления и перспективы развития некоторых видов социально-экономических систем // Современная экономика: актуальные проблемы, задачи и траектории развития : Материалы II Все-российской (национальной) научно-практической конференции, Курск: КГСХА, 2021. - С. 201208.

17. Организация инвестиционной деятельности в АПК / В. И. Нечаев, И. С. Санду, А. Я. Кибиров [и др.]. - Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2016. - 288 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

18. Мусьял А. В. Источники развития инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве // Приоритеты экономического роста страны и регионов в период постпандемии : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 19-20 ноября 2020 года / Под редакцией О.Н. Пронской. - Курск: Курский государственный университет, 2020. - С. 185-188.

19. Зарецкая В.Г., Токарева K.B. Структурные сдвиги и экономический рост региона // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17, № 9(468). С. 1610-1624.

20. Котляров И.Д. Формирование вертикально кооперированных агропромышленных объединений в сельском хозяйстве стран СНГ // Островские чтения. 2016. № 1. С. 128-132.

REFERENCES

1. Otsenka effektivnosti gosudarstvennogo regulirovaniya ustoychivogo razvitiya selskikh territoriy // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akademii. 2021. № 1. S. 96-101.

2. Postanovlenie Administratsii Kurskoy oblasti ot 06.11.2019 № 1066-pa «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Kurskoy oblasti «Kompleksnoe razvitie selskikh territoriy Kurskoy oblasti» [elektronnyy resurs] // Spravochno-informatsionnaya sistema «Konsultant-Plyus»

3. Godovoy otchet o khode realizatsii i otsenke effektivnosti gosudarstvennoy programmy Kurskoy oblasti «Kompleksnoe razvitie selskikh territoriy Kurskoy oblasti» za 2021 god. Ofitsialnyy sayt Komiteta APK Kurskoy oblasti [elektronnyy resurs] // URL: http://apk.rkursk.ru

4. Yedinaya informatsionnaya sistema GChP v Rossii «ROSINFRA» [elektronnyy resurs] // https://rosinfra.ru/

5. Soklakov A.A., Malykhina Ye.S. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya gosudarstvennogo regulirovaniya selskogo khozyaystva v Kurskoy oblasti v sbornike: sovremennye podkhody k transformatsii kontseptsiy gosudarstvennogo regulirovaniya i upravleniya v sotsialno-ekonomicheskikh sistemakh // Sbornik nauchnykh trudov 8-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2019. S. 128-131.

6. Zhilyakov D.I. Analiz funktsionirovaniya sistemy obrazovaniya v selskikh territoriyakh regiona / D.I. Zhilyakov, S.O. Novoselskiy, Yu.V. Lisitsina, P.O. Korotkov, T.O. Olasunkanmi // International Agricultural Journal. 2022. T. 65. № 2.

7. Pereverzev A.N., Soklakov A.A. Analiz ispolneniya gosudarstvennykh programm Kurskoy oblasti. V sbornike: Ekonomicheskiy rost kak osnova ustoychivogo razvitiya Rossii // Sbornik nauchnykh statey 4-oy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2-kh tomakh. 2019. S. 138-140.

8. Problemy i perspektivy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya selskikh territoriy: regionalnyy aspekt. - M.: Izdanie Gosudarstvennoy Dumy, 2021. - 320 s.

9. Teoreticheskie osnovy upravleniya chelovecheskim kapitalom na regionalnom rynke truda / O.S. Fomin [i dr.] // Ekonomika i predprinimatelstvo. 2020. № 7 (120). S. 305-308.

10. Zhilyakov D.I., Zaretskaya V.G. Sovremennye problemy analiza finansovo-ekonomicheskogo sostoyaniya organizatsiy razlichnykh sfer deyatelnosti // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2010. № 3(24). S. 58-64.

11. Sidorenko O.V., Ilina I.V. Sovershenstvovanie mekhanizma byudzhetnogo finansirovaniya agrarnogo sektora: regionalnyy aspekt // Vestnik agrarnoy nauki. 2018. № 2(71). S. 79-86.

12. Vinnichek L.B., Fedotova M.Yu., Zaruk N.F. Dokhody selskogo naseleniya: problemy i perspektivy // Nikonovskie chteniya. 2000. № 5. S. 292-293. - EDN TJKVMK.

13. Zaruk N.F., Grishin G.Ye., Gudashev V.A. Problemy i perspektivy razvitiya agrarnoy politiki Rossii v usloviyakh VTO // Niva Povolzhya. 2012. № 3(24). S. 74-80.

14. Analiz vypolneniya pokazateley gosudarstvennoy programmy "Kompleksnoe razvitie selskikh territoriy Kurskoy oblasti" / V. S. Levkina, Yu. V. Zheludeva, V. Yu. Melikhov [i dr.] // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akademii. 2022. № 9. S. 190-196. - EDN LWIUIS.

15. Dorofeev A.F., Chunikhin A.S. Kriterii effektivnosti regionalnoy ekonomicheskoy politiki // Innovatsii v APK: problemy i perspektivy. 2019. № 1(21). S. 116-121.

16. Vodolazskaya N.V., Sukhomlinova Ye.V. Napravleniya i perspektivy razvitiya nekotorykh vidov sotsialno-ekonomicheskikh sistem // Sovremennaya ekonomika: aktualnye problemy, zadachi i traektorii razvitiya : Materialy II Vserossiyskoy (natsionalnoy) nauchno-prakticheskoy konferentsii, Kursk: KGSKhA, 2021. - S. 201-208.

17. Organizatsiya investitsionnoy deyatelnosti v APK / V. I. Nechaev, I. S. Sandu, A. Ya. Kibirov [i dr.]. - Sankt-Peterburg : Izdatelstvo "Lan", 2016. - 288 s. - (Uchebniki dlya vuzov. Spetsialnaya literatura).

18. Musyal A. V. Istochniki razvitiya investitsionnoy deyatelnosti v selskom khozyaystve // Prioritety ekonomicheskogo rosta strany i regionov v period postpandemii : Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Kursk, 19-20 noyabrya 2020 goda / Pod redaktsiey O.N. Pronskoy. - Kursk: Kurskiy gosudarstvennyy universitet, 2020. - S. 185-188.

19. Zaretskaya V.G., Tokareva K.V. Strukturnye sdvigi i ekonomicheskiy rost regiona // Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika. 2019. T. 17, № 9(468). S. 1610-1624.

20. Kotlyarov I.D. Formirovanie vertikalno kooperirovannykh agropromyshlennykh obedineniy v selskom khozyaystve stran SNG // Ostrovskie chteniya. 2016. № 1. S. 128-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.