Научная статья на тему 'Анализ факторов развития рынка туристско-рекреационных услуг'

Анализ факторов развития рынка туристско-рекреационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ / THE MARKET OF TOURIST AND RECREATIONAL SERVICES / РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА / MARKET SYSTEM / ТУРИЗМ / TOURISM / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенко Елена Викторовна, Котенев Александр Дмитриевич, Евдошенко Виктор Викторович

В статье приведен анализ факторов развития одного из наиболее интенсивно развивающихся секторов мировой экономики, который в свою очередь обеспечивает занятость населения и дает ощутимый мультипликативный эффект для смежных отраслей, что предопределяет интерес к данной отрасли как с научной, так и с практической точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Василенко Елена Викторовна, Котенев Александр Дмитриевич, Евдошенко Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of factors market development of tourism and recreation

The article presents the analysis of factors of development of one of the most intensively developing sectors of the world economy, which in turn provides employment and gives a significant multiplier effect on related industries, which determines the interest in this industry, both from scientific and practical points of view.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов развития рынка туристско-рекреационных услуг»

1 >

< X

LJJ

s ^

о

Ш

=r

s X о

о

CO

50

По прогнозу Банка России, темп прироста ВВП в 2017 г. составит 5,5-6,3 %. Наблюдавшееся в декабре 2014 г.-феврале 2015 г. существенное увеличение годовой инфляции было ожидаемым и отражало влияние на цены введенных в августе 2014 г. ограничений на импорт ряда продовольственных товаров и эффект ускоренной подстройки цен к произошедшему ослаблению рубля. Данное явление носит ограниченный во времени характер. Под влиянием временных факторов, а также с учетом эффекта низкой базы годовая инфляция продолжит расти и достигнет пика во II квартале 2015 г., однако затем постепенно замедлится. Начавшееся в феврале 2015 г. снижение месячных темпов роста потребительских цен продолжится. Слабая экономическая активность будет способствовать снижению инфляции и инфляционных ожиданий. Замедление роста денежной массы также окажет де-зинфляционный эффект.

Проводимая денежно-кредитная политика обеспечит снижение темпов роста потребительских цен до уровня около 9% в марте 2016 г. и до целевого уровня 4% в 2017 году. Вместе с тем в настоящее время основным источником неопределенности для данного прогноза является динамика цены на нефть. Ее дальнейшее снижение приведет к более сильному спаду в экономике в 2015 году. Кроме того, существуют риски ускорения роста потребительских цен, которые связаны с сохранением инфляционных ожиданий на повышенном уровне, пересмотром запланированныхтемпов увеличения регулируемых цен и тарифов, смягчением бюджетной политики, а также возможным ускорением роста номинальной заработной платы.

В случае реализации указанных рисков Банк России будет принимать решения с учетом масштаба их влияния на экономическую активность и динамику потребительских цен.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран. При этом необходимо учесть последовательное использование властями механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, необходимо разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы, важную роль должен играть механизм гарантий, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной экономики.

Подводя итог, еще раз нужно отметить, что денежно-кредитная политика является неотъемлемой частью всей экономической политики государства, и поэтому ее нецелесообразно применять обособленно от остальной экономической программы правительства.

Примечания:

1. Агарков В.В. Совершенствование Российской модели налогового федерализма в условиях децентрализации бюджетных отношений : дис. ... к. э. н. - Ростов-на-Дону, 2004.

2. Агарков В.В. Лизинговые операции коммерческих банков // Kant. - 2014. - № 4 (13). - С. 7-9.

3. Ледович Т.С., Маликова Р.И., Соколова A.A., Кри-воротова Н.Ф., Гладилин В.А., Крючкова И.В., Бо-цюн И.Б., Куликова Г.М., Дузельбаева Г.Б., Абдимо-мынова А.Ш., Шалболова У.Ж., Казбекова Л.А., Сыроватская В.И., Котова О.В., Плужникова Е.С., Подколзина И.М., Лещева М.Г. Разработка механизмов управления инновационным развитием экономики: стратегический аспект. - Ставрополь, 2015.

4. Горелова Г.В., Захарова E.H., Гинис Л.А. Когнитивный анализ и моделирование устойчивого развития социально-экономических систем. -Ростов-на-Дону : РГУ, 2005. - 262 с.

5. Захарова E.H. О когнитивном моделировании устойчивого развития социально-экономических систем // Вестник Адыгейского университета. -2007. - № 1 (25). - С. 223-229.

ANALYSIS OF FACTORS MARKET DEVELOPMENT OF TOURISM AND RECREATION Vasilenko Elena Viktorovna, PhD of Philosophical sciences, Kotenev Alexander Dmitrievich, PhD of Economics, Associate Professor, Evdoshenko Viktor Viktorovich, PhD of Economics, Deputy Head of Chair,

Chair of Socio-Economic and Humanities, Krasnodar University of the Ministry of interior of Russia (branch), Stavropol

The article presents the analysis of factors of development of one of the most intensively developing sectors of the world economy, which in turn provides employment and gives a significant multiplier effect on related industries, which determines the interest in this industry, both from scientific and practical points of view. Keywords: the market of tourist and recreational services; market system; tourism; North Caucasian Federal district.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ

В статье приведен анализ факторов развития одного из наиболее интенсивно развивающихся секторов мировой экономики, который в свою очередь обеспечивает занятость населения и дает ощутимый мультипликативный эффект для смежных отраслей, что предопределяет интерес к данной отрасли как с научной, так и с практической точек зрения.

Ключевые слова: рынок туристско-рекреационных услуг; рыночная система; туризм; Северо-Кавказский федеральный округ.

Переход государства к рыночной форме хозяйствования потребовал коренного изменения подходов к решению проблем туристс-ко-рекреационного сектора в рамках разработки принципиально новых методологических основ их формирования. Однообразие предлагаемых продуктов было продиктовано отсутствием конкуренции, постоянной поддержкой со стороны профсоюзов и государства, что предопределяло заведомо низкое качество услуг. Протекающие в настоящее время процессы позволяют обеспечивать эффективное взаимодействие субъектов рынка туризма, что в свою очередь способствует выработке новых механизмов их сотрудничества. Тем не менее, Россия занимает место не соответствующее её духовно-культурному, историческому и материально-техническому потенциалу в области развития туризма.

По мнению М.В. Ефремовой, главной целью туристского рынка является доведение до потребителей услуг, отвечающих их потребностям. Однако формальное сведение данного процесса к процессу уравновешивания спроса и предложения не совсем верно. Основой рынка туристских услуг является предоставление конкретному покупателю необходимых для него услуг в нужном месте и нужное время [2].

Современное динамичное развитие туристского рынка свидетельствует о его возрастающей роли на рынке услуг. В работе В.Б. Сапруновой рассмотрены этапы развития германского народа в послевоенный период с позиции расходования заработанных средств: первый этап - товары первой необходимости; второй этап - этап накопления; третий этап - путешествие, познание мира [7]. Данное обстоятельство свидетельствует о неизбежном развитии рынка туризма в контексте развития общества. В отличие от туристского рынка Германии, роль туризма России конца двадцатого столетия неоднозначна: в условиях тотальной безработицы десятки тысяч россиян стали "невольными зарубежными шопоголиками" -"челноками", обеспечивая тем самым себе и своим семьям возможность для существования. Тем самым в России туризм получает дополнительную функцию - обеспечение рынка товарами первой необходимости.

Анализируя современный туристский рынок России, следует отметить, что в индустрию туризма вовлечены огромные как человеческие, так и материально-технические ресурсы. В таблице 1 представлены сведения, отражающие занятое экономически активное население по видам экономической деятельности в России.

Как видно из данных таблицы 1,за период 2009-2013 гг. наблюдается рост числа работников, занятых в сфере туризма в РФ . Однако в разрезе субъектов РФ, входящих в состав СКФО, положительная тенденция наблюдается в Республике Дагестан - рост составил 7,4%,

УДК 338.012

© Василенко Е.В., 2015 © КотеневА.Д., 2015 © Евдошенко В.В., 2015

ш

о си

-О 01-0 СК

к X ш о

со со

ом

В А СИЛЕН КО Елена Викторовна, кандидат философских наук, преподава тель

КОТЕНЕВ Александр Дмитриевич, кандидат экономических наук, доцент

ЕВДОШЕНКО Виктор Викторович, кандидат экономических наук, заместитель начальника

кафедра Социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Краснодарский университет МВД России (филиал), Ставрополь

> <

X

ш

о ш =г

Ж

0

1

о

со

52

Карачаево-Черкесской республике - 19,2%, Ставропольском крае - 13,9%. Несмотря на принятие федеральной программы "Юг России (2008-2013 годы)" и значительном увеличении выделяемых из федерального бюджета средств на развитиетуристско-рекреационно-го комплекса такому региону, как Кабардино-Балкарская республика (рост выделяемых средств составил 52% за рассматриваемый период), в республике произошло существенное сокращение числа работников, занятых в туристской сфере, с 5,1 тыс. человек в 2009 г. до 3,8 тыс. человек в 2013 г. [1 ].

Таблица 1 - Распределение среднегодовой численности занятых в экономике по видам экономической деятельности - "Гостиницы и рестораны" в 2009-2013 гг.

№ п/п Наименование субъекта РФ Годы

2009 2010 2011 2012 2013

1 Республика Дагеста! 28,3 28,9 30,1 30,4 30,4

2 Республика Ингушетия 0,9 0,9 0,8 0,6 0,6

3 Кабардино-балкарская республика 5,1 5,2 3,6 3,5 3,8

4 Карачаево-Черкесская республика 2,6 2,8 2,8 2,9 3,1

5 Республика Северная Осетия-Алания 8,3 8,4 8,3 8,3 8,3

6 Чеченская республика 3,5 3,5 2,5 2,4 2,6

7 Ставропольский край 23,0 23,7 24,9 25,8 26,2

8 СКФО 71,8 73,3 73,1 73,8 75,0

9 РФ 1141,6 1182,7 1217,6 1250,4 1285,9

Рассматривая туристский рынок с позиции его функциональной принадлежности, следует выделить взаимосвязь его развития с культурными, национально-историческими, религиозными и иными особенностями становления дестинации. Кроме этого туристский рынок Северо-Кавказской дестинации выступает своего рода индикатором развития территории, позволяя знакомиться и приобщаться к новой культуре, обычаям [3]. Кроме положительных сторон, развитие туризма сопряжено с рядом негативных последствий, среди которых следует выделить следующие:

- насаждение местному населению элементов несвойственных национальной культуре, под влиянием западного стандарта жизни;

- развитие проституции и сопряженных с нею заболеваний;

- пагубное воздействие на флору и фауну, разрушение культурно-исторических памятников;

- повышение цен на товары местного производства;

- развитие социальной напряженности, как следствие различного уровня жизни местного населения и приезжих туристов и другие.

Рассматривая рынок туристско-рекреаци-онных услуг с позиции общности его с социально-экономической системой государства, следует отметить влияние на него различного рода факторов, объединенных в две группы:

- базисные: природно-географические, культурно-исторические, геополитические;

- динамичные: социально-экономические, политико-правовые, эколого-демографичес-кие, материально-технологические, общественно-психологические, личностно-пове-денческие.

Природно-географический - относится к группе внутренних базисных факторов развития рынка туристско-рек-реационных услуг. Структурными элементами указанного фактора являются наличие и качество природных ресурсов, местоположение рекреационной зоны, доступность к использованию имеющихся ресурсов.

Кул ьтурно-истори чес-кие факторы обусловлены наличием не только таких элементов, как памятники культуры и архитектуры, музеев и иных достопримечательностей, но и сформированными прочными культурными связями, высокой культурой населения.

Группа геополитических факторов играет важную роль в развитии рынка туристско-рек-реационных услуг не столько одного конкретного региона, сколько в международном масштабе [4].

Роль социально-экономических и материально-технологических факторов в развитии рынка туризма сложно переоценить, так как к ним относят наличие достаточного количества и отвечающих определенным требованиям объектов туристской инфраструктуры, транспортная составляющая, развитые средства связи, уровень доходов населения. По мнению Н.С. Мироненко и М. Бочваровой, социально-экономические факторы, следует подразделять на две группы: во-первых, факторы, порождающие потребность в организации рекреационной деятельности,а во-вторых реализующие эту потребность,™ есть обеспечивающие возможность организации отдыха [8].

Специфической группой факторов являются личностно-поведенческие, которые характеризуют психологические аспекты и мотивы потребителя в процессе выбора туристического продукта. Анализ влияния указанных факторов свидетельствует о расширении предпочтений туристов при выборе места отдыха, с учетом их финансовых и психофизиологических особенностей [5].

В настоящее время одним из наиболее важных факторов, влияющих на развитие рынка туристско-рекреационных услуг не только конкретного региона, но и государства в целом, является финансово-экономическое состояние участников рынка. Так, за девять месяцев 2014 года закрылся ряд крупнейших туристических операторов России, проработавших на рынке услуг десятки лет: "Нева", "Лабиринт", "Ланта Тур Вояж", "Роза Ветров" и др. Закрытие туристических операторов связано с резким падением объемов продаж выездных туристических путевок практически по всем направлениям. Данные о выезде российских туристов за рубеж представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Выезд российских туристов за рубеж, млн поездок

№ п/п 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

1кв. Икв. Шкв. IVkb. Ikb. Икв. Шкв. IVkb. I кв. Икв.

1. 9,37 11.31 9.55 12.61 14.5 2.78 3.7 5.54 3.32 3.32 5.21 6.29 3.48 3.18 2.4

Указанное сокращение продаж вызвано следующими причинами:

-запретом на выезд военнослужащих,а также сотрудникам всехсиловых ведомств РФ, численность которых с учетом их семей превышает пять миллионов человек, что составляет примерно 10% от общего потока туристов. Так, указанная категория граждан является категорией покупателей с положительным платежеспособным спросом в отношении туристических услуг;

- самостоятельным бронированием номеров отелей посредством использования информационной сети Интернет в обход туристических фирм;

- резким повышением стоимости предоставляемых туристических услуг на фоне снижения платежеспособного спроса населения;

- паническим настроением потребителей услуг, связанное с отсутствием стабильности деятельности туристических компаний.

Наряду с замедлением развития выездного туризма снижаются темпы развития въездного и внутреннего туризма, что обусловлено действием следующих факторов:

- неразвитость инфраструктуры гостеприимства, вызванная существенным физическим и моральным износом объектов основных средств;

- низкое качество предоставляемых услуг, вследствие недостаточного количества подготовленных специалистов отрасли;

- сформированный отдельными как российскими, так и зарубежными средствами массовой информации неблагоприятный "климат" для развития туризма вследствие геополитической обстановки в мире и роли России в ней;

- резкая дифференциация соотношения "цена-качество" в местах размещения отдыхающих, на фоне практического отсутствия системы социального туризма и возможности

С целью проведения анализа проблем устойчивого развития рынка туристско-рекреа-ционных услуг в контексте развития дестина-ции, необходимо определение его места и роли в экономике региона. Определение экономического эффекта деятельности предприятий туристской отрасли связано с использованием таких показателей, как объем валютной выручки, темпы регионального развития, объем инвестиций в экономику региона и другие.

Основной проблемой определения эффективности оказания туристс-ко-рекреационной услуги является невозможность её стандартизации и, как следствие, объективного определения её качества.

Примечания:

1. Постановление Правительства РФ от 14.01.208 № 10 "О федеральной целевой программе "Юг России (2008-2013 годы)" / "Собрание законодательства РФ". - 28.01.2008. - № 4, ст. 264.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ефремова М.В. Формирование и развитие туристического рынка в России (теория, практика, методология) : дис____д.э.н. /М.В. Ефремова. - Нижний Новгород, 2006. - 302 с. - С. 244-265.

3. Евдошенко В.В., Котенев А.Д., Иванченко М.И., Государственное стимулирование развития туристской отрасли путем субсидирования расходов // Проблемы развития предприятий: теория и практика : сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА.

- Пенза : РИО ПГСХА, 2014. - с. 34-38.

4. Котенев А.Д., Иванченко М.И. Экономическая сущность государственного регулирования и поддержки туристско-рекреационной деятельности региона // Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами : сборник статей VIII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза : РИО ПГСХА, 2014. - с. 27-30

5. Котенев А.Д., Иванченко М.И. Развитие регионального рынка туризма на основе государствен-

LO

r-t-l

о

си

-О Q-

L0 СК Ь-X

LU

О

со

r-t-l

со

ом

Kj^ С Ё

53

но-частного партнерства // Kant. - 2014. - № 1(10). - С. 6-8.

6. Котенев А.Д., Воропинова O.A. Экономические, социальные и правовые проблемы развития территорий Северо-Кавказского федерального округа и направления их решения. - Ставрополь : Параграф, 2013. - 208 с.

7. Сапрунова, В. Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг / В.Б. Сапрунова. - М. : Ось-89, 1997. -160 с.

8. Котенев А.Д., Евдошенко В.В. Проблемы устойчивого развития рынка туристско-рекреацион-

ныхуслуг в контексте развития дестинации//Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № б (49). -С. 264-266.

9. Котенев А.Д. Основы государственного регулирования рынка туристско-рекреационных услуг. Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития : сборник материалов 14 Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: ЦРНС, 2014. - С. 58-61.

10.Туристские ассоциации России // Туризм. Обзор материалов. Вып. 5. - М.: ОН-ЛАЙН, 1996.

MINUCIA AREA AT THE INTERSECTION OF PHILOSOPHY, PHYSICS AND ECONOMICS: THEORETICAL-METHODOLOGICAL BASES, THE BACKBONE STARTED, MATHEMATICAL TOOLS (IN ORDER OF THEORETICAL PRODUCTIONS)

Davydyants David Ervandovich, DSc of Economics, Professor, Academician of Russian Academy of Natural Sciences, Professor, Chair of Technical Service, Technological Service institute (branch), Stavropol E-mail: devn7@yandex.ru

The article is devoted to the most comprehensive survey interdisciplinary areas which in turn allow identifying the single backbone start to form a single, conceptual framework, integrating the methodology, methods of evaluation, analysis, forecasting and planning, to define the place, status and development of the selected science in systematic relationship with other scientific fields of knowledge.

Keywords: interdisciplinary research; econophysics; forecasting; planning; conceptual apparatus.

УДК 336.221

© Давыдянц Д.Е., 2015

ДА ВЫДЯНЦ Давид Ервандович, доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии естествознания, Технологический институт сервиса (филиал), Ставрополь de vil 7@уa n dex. г и

МЕЖНАУЧНАЯ ОБЛА СТЬ НА СТЫКЕ ФИЛОСОФИИ.\ ФИЗИКИ И ЭКОНОМИКИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ НА ЧАЛА, МА ТЕМА ТИЧЕСКИЙИНСТРУМЕНТАРИЙ (В ПОРЯДКЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОСТАНОВКИ)

Статья посвящена наиболее комплексным исследованиям, проводимым в междисциплинарных областях, которые в свою очередь позволяют выявить единые системообразующие начала, сформулировать единый понятийный аппарат, интегрировать методологию, методы оценки, анализа, прогнозирования и планирования, определить место, состояние и развитие выбранной науки в системной взаимосвязи с другими научными областями знаний. Ключевые слова: междисциплинарные исследования; эконофизика; прогнозирование; планирование; понятийный аппарат.

I

Наиболее результативными и перспективными являются комплексные исследования, исследования, проводимые на стыках различных наук и дисциплин, исследования в межнаучных и междисциплинарных областях. Они позволяют, прежде всего, выявить единые системообразующие начала, сформулировать единый понятийный аппарат, интегрировать методологию, методы оценки, анализа, прогнозирования и планирования, определить место, состояние и развитие выбранной науки в системной взаимосвязи с другими научными областями знаний.

В качествеаргумента можно привести такой общеизвестный факт. В начале 90-х годов XX века широкое применение методов и положений теории и практики физики применительно к явлениям экономической науки привело к формированию нового научного направления, получившего название "эконофизика". По данной проблематике опубликовано немало монографий и научных статей, читаются университетские курсы [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.