Научная статья на тему 'Особенности функционирования рынка туристских и гостиничных услуг в современных условиях экономического развития России'

Особенности функционирования рынка туристских и гостиничных услуг в современных условиях экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4244
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТУРИСТСКИХ И ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ / СПРОС В ТУРИЗМЕ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ТУРИЗМЕ / ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОГО РЫНКА / ФАКТОРЫ МАКРОСРЕДЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИЗМА / MARKET OF TOURIST AND HOTEL SERVICES / THE DEMAND IN THE TOURISM OFFER IN TOURISM / CHARACTERISTICS OF THE TOURIST MARKET / MACRO-ENVIRONMENT FACTORS / POLITICAL FACTORS / ECONOMIC FACTORS / THE DEVELOPMENT TRENDS OF THE TOURISM MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агамирова Екатерина Валерьевна, Агамирова Елизавета Валерьевна

Статья посвящена специфическим особенностям работы рыночного механизма в сфере туристских и гостиничных услуг, которые необходимо учитывать при организации туристического и гостиничного бизнеса. Помимо специфических особенностей, в большей или меньшей степени присущих для любого рынка, основным объектом взаимоотношений на котором являются услуги, авторами выделены ещё несколько важных отличительных черт, характерных преимущественно для рынка туризма. В статье отмечено, что элементы макросреды, которые принято относить к факторам косвенного воздействия на предприятия, оказывают наряду с элементами микросреды прямое влияние на все происходящие процессы на туристском рынке. Авторами выделены также основные факторы, оказывающие на функционирование и структуру рынка туризма в настоящее время превалирующие влияние. К ним отнесены общемировая политическая обстановка, проводимая государственная политика, а также экономические процессы, происходящие в стране и в мире. В статье представлен перечень современных событий в мире и России, иллюстрирующий взаимосвязь политики и структуры туристского рынка, показан механизм действия экономического кризиса на динамику и структуру спроса и предложения на туристском рынке, в том числе рассмотрены взаимосвязи между развитием въездного, выездного и внутреннего рынков во время кризиса. В статье отмечено также, что туристский рынок по своей сути это мировой рынок и важно рассматривать взаимозависимость основных его элементов в мировом масштабе. Это в свою очередь влияет на алгоритм решения проблемы эффективного планирования туристского продукта и развитие организованного туризма на базе партнёрского взаимодействия всех участников рынка. В работе дан анализ тенденций развития внутреннего рынка туризма, а также выделены основные возможности для совершенствования российского туристского рынка: растущие онлайн-продажи, развитие событийного туризма, недорогие авиаперевозки, развитие регионального туризма, формирование новой системы классификации гостиниц и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агамирова Екатерина Валерьевна, Агамирова Елизавета Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKET OF TOURIST AND HOTEL SERVICES UNDER MODERN CONDITIONS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

T he article deals with the specific characteristics of operating of the market mechanism in the field of tourism and hospitality services, which must be taken into account in the organization of tourism and hotel business. In addition to specific features, to a greater or lesser extent inherent to any market, on which the services are main object of relations, the authors highlight several important distinguishing features, typical mainly for the tourism market. The article notes that elements of macro-environment that are usually attributed to the factors of indirect influence on the company, have, along with elements of micro-environment, direct influence on all the processes taking place on the tourist market. The authors also highlight the main factors that currently have prevailing influence on the function and structure of the tourism market. Among them are a global political situation, public policy and economic processes in the country and world. This article provides a list of current events in the world and Russia, illustrating the interconnection of policies and tourism market structure, shows the mechanism of action of the economic crisis on the dynamics and structure demand and offering on the tourist market, and among others considers the relationship between the development of inbound, outbound and domestic markets during crisis. The article also point out that tourist market by its very nature is a world market and it is important to consider the interdependence of its main elements on a world-wide scale. This in turn affects the algorithm for solving the problems of effective tourism product planning and development of organized tourism on the basis of partner interaction of all market participants. This article analyzes the development trends of domestic tourism market, as well as identifies the main opportunities for the improvement of the Russian tourist market: the growing online sales, the development of event tourism, low-cost airlines, the development of regional tourism, the formation of a new system of classification of hotels and others.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования рынка туристских и гостиничных услуг в современных условиях экономического развития России»

ЭКОНОМИКА

УДК.338.487 DOI: 10.12737/20109

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ И ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Агамирова Екатерина Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, [email protected],

Агамирова Елизавета Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, [email protected]

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Статья посвящена специфическим особенностям работы рыночного механизма в сфере туристских и гостиничных услуг, которые необходимо учитывать при организации туристического и гостиничного бизнеса.

Помимо специфических особенностей, в большей или меньшей степени присущих для любого рынка, основным объектом взаимоотношений на котором являются услуги, авторами выделены ещё несколько важных отличительных черт, характерных преимущественно для рынка туризма. В статье отмечено, что элементы макросреды, которые принято относить к факторам косвенного воздействия на предприятия, оказывают наряду с элементами микросреды прямое влияние на все происходящие процессы на туристском рынке. Авторами выделены также основные факторы, оказывающие на функционирование и структуру рынка туризма в настоящее время превалирующие влияние. К ним отнесены общемировая политическая обстановка, проводимая государственная политика, а также экономические процессы, происходящие в стране и в мире. В статье представлен перечень современных событий в мире и России, иллюстрирующий взаимосвязь политики и структуры туристского рынка, показан механизм действия экономического кризиса на динамику и структуру спроса и предложения на туристском рынке, в том числе рассмотрены взаимосвязи между развитием въездного, выездного и внутреннего рынков во время кризиса.

В статье отмечено также, что туристский рынок по своей сути - это мировой рынок и важно рассматривать взаимозависимость основных его элементов в мировом масштабе. Это в свою очередь влияет на алгоритм решения проблемы эффективного планирования туристского продукта и развитие организованного туризма на базе партнёрского взаимодействия всех участников рынка. В работе дан анализ тенденций развития внутреннего рынка туризма, а также выделены основные возможности для совершенствования российского туристского рынка: растущие онлайн-продажи, развитие событийного туризма, недорогие авиаперевозки, развитие регионального туризма, формирование новой системы классификации гостиниц и др.

Ключевые слова: рынок туристских и гостиничных услуг, спрос в туризме, предложение в туризме, особенности туристского рынка, факторы макросреды, политические факторы, экономические факторы, тенденции развития рынка туризма

Механизм функционирования туристского рынка представляет собой систему действий экономических рычагов для сбалансированности спроса и предложения на туристский продукт, обмен «деньги - туристский продукт», денежные потоки и потоки туристского продукта [1, с. 28].

Развитость туризма и туристского рынка в стране имеет большое экономическое значение, т.к. получаемые выгоды от этого помогают решить основные экономические задачи, а развитие туризма требует вместе с тем динамичного развития всех отраслей народного хозяйства.

Туристский и гостиничный рынок в системе экономических отношений страны характеризуется двуцикличностью, которая выражается в двух диаметрально противоположных процессах: с одной стороны, высокоразвитый туристский рынок ведет к повышению благосостояния и богатства государства, а с другой - слаборазвитый и несовершенный туристский рынок показывает его бедность [2, с. 363].

У развивающейся экономики туризма не имеется возможности в полной мере удовлетворить желания и потребности туристов. Возможность целесообразного использования изобилия туристских ресурсов основано на создании сложной и разносторонней материально-технической базы туристского и гостиничного рынка. При повышении экономической отдачи от туристической и гостиничной индустрии доход частично используется для удовлетворения изменяющихся туристских потребностей, но, помимо этого, следует направлять его на развитие других отраслей экономики, в т.ч. промышленности.

Недостаточно развивать туризм в одностороннем порядке. Для его гармоничного и эффективного развития требуется одновременное увеличение экономической активности всех отраслей экономики страны.

На рынке туризма и гостиничного бизнеса происходит постоянное движение туристского продукта и денежных потоков, что и формирует туристский кругооборот.

Спрос на туристские и гостиничные услуги - это подтверждённые платежеспособностью туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве продукта индустрии туризма и гостеприимства, которые оно может приобрести при существующих ценах [3].

В соответствии со спросом на рынке возникает предложение в туризме -разнообразное количество услуг, которые необходимы туристу во время путешествия и отдыха. Предложение туристского и гостиничного продукта обусловлено уровнем

развития индустрии туризма и гостеприимства, объёмом туристских ресурсов и наличием производителей продукта [4].

Между спросом и предложением наблюдается тесная взаимосвязь: спрос не только порождает предложение, но и предложение определенным образом влияет на спрос.

На рынке индустрии туризма и гостеприимства происходит обмен денежных средств туриста на услуги. При сбалансированном обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов производителя туристского и гостиничного продукта и его потребителя, а с другой - создаются условия для поступательного развития индустрии туризма и гостеприимства.

При организации туристического и гостиничного бизнеса необходимо учитывать специфические особенности, которые имеет рынок туристских и гостиничных услуг (табл.).

Таблица - Специфические особенности рынка туристских и гостиничных услуг [2, 4]

Основные особенности рынка туристских и гостиничных услуг Проблемы (вопросы), решаемые при организации туристического и гостиничного бизнеса

Неосязаемость услуг индустрии туризма и гостеприимства - надежность туристского продукта; - гарантии предоставления туристам заранее оплаченных услуг обещанного уровня и качества; - наличие полной информации о потребительских свойствах услуги и соблюдение принципа связи цены и качества; - высокое доверие фирме с целью роста её престижа, рыночной устойчивости и лояльности клиентов

Непостоянство качества, зависящее в большей степени от обслуживающего персонала - эффективность менеджмента в туризме и гостиничном бизнесе; - мотивация качественного труда; -создание гибкого туристского продукта; - дифференциация цен по качеству услуг; - вариантность обслуживания

Услуги индустрии туризма и гостеприимства теряются во времени - гибкое ценообразование, реагирующее на изменение спроса и стимулирующее продажу; - оперативность информации

Существенные сезонные колебания спроса, различные для разных видов туризма - развитие несезонных форм отдыха; - обеспечение полноценного отдыха туристов в несезонные периоды; - эффективное использование материальной базы под различные виды туризма, с целью снижения сезонных колебаний

Территориальная разобщенность потребителя и производителя -продвижение и информация о туристском продукте в других регионах, - связи с зарубежными партнерами; - формирование положительного образа предприятия индустрии туризма и гостеприимства, региона отдыха; - установление оперативных связей с удаленными партнерами для удобства работы по удовлетворению запроса потребителя; - надежность туристского и гостиничного продукта и каналов его продвижения; - ответственность туристского предприятия, реализующего продукт туристу

Отдельно следует отметить ещё некоторые важные специфические особенности функционирования механизма туристского рынка.

Во-первых, факторы макросреды, которые принято относить к факторам косвенного воздействия на предприятия, на туристском рынке приобретают иное (менее опосредованное) значение и оказывают также прямое влияние на все процессы. [5, с. 54; 6, с. 43; 7, с. 20-22].

В настоящее время превалирующее влияние на динамику отраслевого рынка оказывают политические, также экономические факторы.

Политическая власть, аналогично экономическим факторам, имеет возможности непосредственного и опосредованного воздействия на туризм. Первое связано с государственной туристской политикой, развитием регулирующих отношений в сфере туризма, изданием правовых актов и т.д. Опосредованное же воздействие связано, например, с политическим курсом страны, решениями, принимаемыми властями на международной политической арене, государственной идеологией, уровнем политической стабильности в стране и т.д. Сильная и легитимная политическая власть в государстве оказывает мощное сопротивление сепаратистским тенденциям в государстве, обеспечивает реальную защиту прав и свобод своих граждан, не допускает распространения террористических и экстремистских тенденций [8, с. 132].

Не вызывает сомнений, что природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы являются основополагающими в развитии туризма и страны, обладающие ими, обязательно должны привлекать туристов. Однако существуют ситуации, когда туристские потоки резко сокращаются даже в таких странах, что, как правило, связано с дестабилизацией политической обстановки, которая может снизить туристскую активность в регионе либо полностью парализовать развитие туризма. И происходит это именно из-за воздействия политических факторов. Примером могут служить террористические акты, вооруженные конфликты, массовые беспорядки, политическая нестабильность, наблюдаемые в последнее время в арабских странах [9, с. 120].

В современном мире политика и туризм тесно взаимосвязаны. Для характеристики данной ситуации можно привести следующие примеры. Так, обострение Грузино-Южноосетинского конфликта в 2008 году привело к значительному сокращению турпотока в Грузию. Обострение отношений между Турцией и Израилем в 2010 году послужило приостановке всех авиарейсов, выполняемых в Турцию, со стороны правительства Израиля.

Обострение внутриполитической обстановки в Тунисе в 2011 году привело к прекращению возможности ведения туристской деятельности в стране.

Аналогично, в связи с внутриполитической обстановкой в Египте, с конца января 2011 года МИД РФ также рекомендовал приостановить отправку российских туристов в эту страну.

В 2015 году политический фактор оказал значительное влияние на конъюнктуру туристского рынка в связи с большим числом террористических актов, которые либо совершались в популярных туристических зонах, либо представляли непосредственную опасность для иностранных граждан: Тунис (нападение на национальный музей «Бардо», а также на пляже пятизвездочного отеля в городе Сус привели к снижению туристского потока); Египет (крупнейшая в истории российской авиации катастрофа, вследствие которой было приостановлено авиасообщение между странами); Турция (в ответ на инцидент с российским Су-24, сбитым турецкими ВВС над Сирией, власти РФ запретили продажу турпутевок в Турцию и чартерные рейсы)1.

Таким образом, можно видеть, как политические интересы государств, даже если это чрезмерное стремление обезопасить себя или желание изменить геополитическую ситуацию, могут повлиять на жизнь общества и, следовательно, на туризм как одно из проявлений общественной деятельности.

Политическая стабильность в регионе имеет огромное значение для туризма, но при этом она не является движущей силой развития туризма, она лишь создает предпосылки для положительного воздействия других факторов. Отсутствие политической стабильности, т.е. дестабилизация обстановки, имеет резкий отрицательный эффект и уменьшает значимость других факторов, даже не относящихся к динамичным (например, природно-климатические, географические, культурно-исторические и проч.), либо полностью парализует развитие туризма в регионе.

Валютный кризис в России, начавшийся в 2014 году, привел к девальвации российского рубля по отношению к иностранным валютам, а затем к увеличению инфляции и замедлению роста реальных доходов населения. Туристские предприятия зафиксировали снижение прибыли из-за снижения потребительского спроса со стороны граждан России.

1 Сайт сетевого издания РИА новости. URL:

http://ria.m/tourism_news/20151215/1342329364.html#ixzz3uceSFK11 (дата обращения: 5.12.2015).

Следствием резкого падения выездного туризма стало массовое банкротство российских туроператоров1. В 2014 году свое существование прекратили такие крупнейшие и старейшие туроператоры России, как «Нева», «Лабиринт», «Солвекс-Турне», «Южный крест», «Верса». В 2015 году к ним присоединились «Gold Line»2, «Роза ветров мир» , «Милана-Тур», «Атлас» и др. В мае 2015 года по сравнению с 2014 годом число туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, сократилось вдвое, а количество туроператоров, занимающихся внутренним туризмом, в 2015 году возросло на 30%, сейчас их количество составляет 4 250 компаний4.

Российский выездной туризм сокращался с февраля 2014 года5, а объём внутреннего туризма в 2014 году вырос на 30% по отношению к 2013 году и достиг 41,5 млн. человек, в 2014 году также был зафиксирован рост количества туроператоров, занимающихся внутренним туризмом, на 25% (с 2957 единиц в 2013 году до 3710 единиц в 2014 году). В первом полугодии 2015 года выездной туристский поток снизился на 33,8%, максимальную величину за последние 20 лет. Такого сильного падения не наблюдалось в кризисы 1998 и 2009 годов6.

Вследствие снижения курса рубля по отношению к другим валютам, стоимость путешествия по нашей стране для иностранцев уменьшилась практически вдвое, что явилось благоприятной ситуацией для посещения России иностранными туристами [10, с. 33].

Так, приток иностранных граждан в нашу страну с туристскими целями в 2015 году увеличился на 13% по сравнению с аналогичным показателем 2014 года, что сказалось на активации рекламной кампании, которую РФ проводила за рубежом последнее время, и открытии туристических офисов Visit Russia в ряде стран мира7.

1 Официальный сай РБК. URL: http://www.rbc.ru/ins/business/24/03/2015/55103d7d9a794777bd5ec28f (дата обращения: 10.12.2015).

2 Интернет-портал Российской Газеты. URL: http://www.rg.ru/2015/07/20/viplati-site.html. (дата обращения: 5.12.2015).

3 Интернет-портал Российской Газеты. URL: http://www.rg.ru/2015/08/20/arest.html (дата обращения: 5.12.2015).

4 Сайт информационного агентства ТАСС. URL: http://tass.ru/obschestvo/1982150 (дата обращения: 5.12.2015).

5 Электронное периодическое издание «Ведомости». URL:

http://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/05/22/rossiyane-umenshili-trati-na-predmeti-roskoshi-i-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 5.12.2015).

6 Информационный портал. Экономика и жизнь. URL: http://www.eg-online.ru/news/270673/(дата обращения: 5.12.2015).

7 Сайт сетевого издания РИА новости. URL:

http://ria.ru/tourism_news/20151215/1342329364.html#ixzz3uceSFK11 (дата обращения: 5.12.2015).

Необходимо также отметить, что, исследуя рыночные механизмы (цены, спрос, предложения и конкуренция), важно рассматривать взаимозависимость основных его элементов в мировом масштабе. Туристский рынок по своей сути - это мировой рынок.

Внутренний туризм и весь ассортимент внутреннего (национального) туристского продукта рассматривается потребителями в сравнении с предложением со стороны других стран, а уровень конкурентоспособности внутреннего туристского продукта - в диапазоне всего мирового туристского ассортимента. Основные рыночные механизмы: динамика спроса и предложения и установление конкурентоспособных цен на турпродукт -действуют в масштабе мирового туристского рынка.

Среди возможностей развития российского туристского рынка можно выделить наиболее существенные.

1. Растущие онлайн-продажи. В развитии туристической отрасли важную роль играют онлайн-продажи, демонстрирующие активный рост в России в последние годы. Туристы все чаще используют Интернет для поиска информации о недорогих туристических предложениях и авиабилетах. В результате большее количество компаний предлагает онлайн-бронирование целого ряда услуг. Кроме того, это стимулируется всё большим проникновением Интернета в жизнь современных потребителей и изменением бизнес-модели. А в связи с тем, что авиакомпании отменили сервисные сборы, туроператоры стараются найти другие источники дохода.

2. Развитие событийного туризма. Среди преимуществ событийного туризма -внесезонный интерес и высокий уровень прибыли. Значительный стимул развитию туризма придают важные спортивные события, такие как Олимпийские игры в Сочи 2014, чемпионат мира по футболу 2018. Важно привлечь туристов не только на время этих событий, но и суметь создать для России туристический имидж, что в дальнейшем повлияет на значительный рост въездного туристского потока. Событийный туризм в России требует серьезного развития. Его экономическая эффективность во многом зависит от умелого продвижения и рекламы [11, с. 688].

3. Недорогие авиаперевозки. Развитие недорогих авиаперевозчиков приведет к увеличению числа туристов среди всех групп потребителей. В настоящее время таких перевозчиков мало из-за высоких налогов аэропортов, жесткой конкуренции с русскими авиакомпании и значительных расстояний между русскими городами [12].

4. Развитие регионального туризма. Не в полной мере использованы возможности нестандартного регионального туризма. На основе уникальных природных объектов могут развиваться этнические, экологические и экстремальные виды туризма. Например,

Карелия и Байкал являются привлекательными регионами для любителей охоты, рыбалки, байдарок, рафтинга и других нетипичных видов отдыха.

5. Формирование новой системы классификации гостиниц способно влиять на регулирование их рейтинга и вследствие этого поощрять инвестиции.

6. Стимулирование развития туризма, в частности, с помощью упрощения визового режима для туристов и т.д.

7. Формирование системы скидок с целью привлечения постоянных покупателей и мотивации потенциальных гостей.

8. Развитие сочетающих теорию с практикой программ подготовки и переподготовки специалистов в гостиничной сфере.

9. Содействие развитию всех регионов РФ как потенциальных туристских направлений и предоставление поддержки на уровне государства развития транспортной инфраструктуры, массово-развлекательных и культурно-исторических центров (музеев, театров и т. д.).

10. Повсеместное применение новейших технологий в различных службах отеля для обеспечения безопасности, разнообразия развлекательных программ и предоставления информации отдыхающим во время их нахождения в гостинице.

Выделяя на российском рынке туризма сегменты (въездной, выездной и внутренний), следует отметить, что страна обладает уникальными возможностями для развития каждого из них.

В Российской Федерации практически все субъекты имеют достаточный туристский потенциал для организации разных видов туризма, но в существенной части из них практически отсутствует туристская инфраструктура. Помимо этого, фактор общего недостатка средств размещения является причиной отсутствия конкуренции и значительного ежегодного роста цен в гостиничном сегменте. Таким образом, проблемы качественного и количественного роста индустрии гостеприимства как в столице, так и в целом в России требуют эффективного решения [13, с. 129-134].

Для внутреннего туризма в Российской Федерации характерны существенные сезонные изменения, на которые оказывает влияние, помимо природно-климатических факторов, сравнительно низкий уровень развития предложения туристского продукта. Тем не менее сейчас в стране создаются круглогодичные курорты, на их территории станет возможным развитие различных направлений отдыха и туризма: пляжный, лечебный, оздоровительный и т. д.

По статистике, на долю внутреннего туризма в России приходится не более 70% всех туристских поездок, в то время как в других странах этот показатель в среднем составляет около 80-90%.

До последнего времени только Москва и Санкт-Петербург являлись основными направляющими центрами, дающими туристский поток для внутреннего туризма, однако сейчас можно отметить положительную динамику развития других туристских регионов, например, таких туристских брендов, как «Большая Волга» и «Большой Урал». В 2015 году лидерами внутреннего туризма остаются Краснодарский край, Санкт-Петербург, Москва, Республика Крым и города «Золотого кольца»1. Однако и другие регионы, которые были включены в Федеральную целевую программу по туризму или подали на рассмотрение свои проекты, достаточно активно включились в процесс по повышению собственной туристической привлекательности.

К наиболее существенным факторам, которые сдерживают развитие внутреннего туризма, относятся такие, как низкая платежеспособность туристов массового сегмента, сравнительно низкая доступность отдыха и лечения на российских курортах, высокие цены на проезд в туристские центры и курорты страны, а также недостаточная поддержка развития социальных проектов в туризме. В сфере внутреннего туризма наиболее существенно дорожают стоимость услуг в сфере воздушного и наземного транспортного сообщения, проживание в средствах размещения, посещение музеев и выставок.

Таким образом, на уровне туристских предприятий решение проблемы эффективного планирования туристского продукта и развития организованного туризма на базе партнёрского взаимодействия всех сторон (производителей и посредников) связано со следующими важными процессами:

-быстрая реакция на изменения факторов макросреды;

-адаптация ассортимента (поиск равноценной замены туристских продуктов на продукты имеющие равную потребительскую ценность);

-адаптация партнёрских отношений (постоянное регулирование взаимовыгодных условий, построение обновляющейся системы коммуникаций).

Поскольку неотъемлемую частью явления туризма представляет международный туризм, активно влияющий на экономику принимающей стороны, существует необходимость регулирования международного сотрудничества государств в этой области. Без тесного сотрудничества разных стран на уровне государственных и

1 Сайт сетевого издания РИА новости. URL:

http://ria.ru/tourism news/20151215/1342329364.html#ixzz3ucmcHQFt (дата обращения: 5.12.2015).

общественных структур развитие международного туризма не имело бы перспективы, поскольку многие вопросы в этой сфере зависят от позиции законодательных и исполнительных органов власти той или иной страны. Международное сотрудничество в области туризма в разных проявлениях призвано облегчить развитие туризма и увеличить турпотоки. Следовательно, международное сотрудничество является важным элементом в структуре политических факторов, воздействующих на туризм.

Для функционирования туристского рынка характерны общеэкономические принципы, основанные на законах взаимодействия спроса и предложения, а также механизмах государственного регулирования. Однако есть и специфические особенности, которые необходимо учитывать при планировании деятельности основных субъектов туристского рынка. В последнее время превалирующими факторами, оказывающими значительное влияние на динамику и направления развития рынка туризма и гостеприимства, являются общемировая политическая обстановка, проводимая государственная политика и экономические процессы.

Литература

1. Сорокина А.И. Развитие рынка туристских услуг в российской экономике // Вестник Тамбовского университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 1 (93). -С. 219-225.

2. .Валединская Е. Формирование туристского рынка как фактор устойчивого развития экономики // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. -№ 2. - С. 362-366.

3. Ивасенко А.Г. Мировая экономика: учеб. пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КНОРУС, 2010.

4. Тавкешева Т.Х. Совершенствование механизма функционирования рынка туристско-рекреационных услуг (на материалах кабардино-балкарской республики): дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. - Сочи, 2011.

5. Василенко Е.В., Котенев А.Д., Евдошенко В.В. Анализ факторов развития рынка туристско-рекреационных услуг // Kant. - 2015. - № 3 (16). - С. 50-54.

6. Ефремова М.В. Анализ факторов развития региональных рынков гостиничных услуг // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 22 (373). - С. 41-49.

7. Кузнецов Л.А.Факторы развития рынка туруслуг крупного туристского центра в условиях современной сервисной экономики // Вестник Национальной академии туризма. - 2013. - № 4 (28). - С. 20-22.

8. Зайцева О. А Механизмы государственного регулирования отечественного рынка туристских услуг как стимулирующий и ограничивающий факторы его развития: автореф. дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.24. - Краснодар, 2012.

9. Логунов А.Ю. Государственная политика и безопасность в сфере туризма // Проблемы безопасности российского общества. - 2011. - № 1. - С. 118-122.

10. Борбасова З.Н., Улаков С.С. Мировая экономическая ситуация и её влияние на развитие сектора путешествий в республике казахстан // Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы: сб. научн. ст. - 2015. - С. 33.

11. Agamirova Ek.V., Agamirova El.V., Adashova T.A., Valkova T.M., Kosareva N.V., Lapochkina V.V. Еvent-calendar: event as the basis of the territory tourist attractiveness//Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11. С. 687-689.

12. Кудинова Е.В. Современное состояние и тенденции развития туризма в мировой и российской экономике // Молодой ученый. - 2015. - №3.

13. Зырянова М.П. Анализ и основные тенденции развития туристского рынка России // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. -№ 25. С. 129-134.

THE MARKET OF TOURIST AND HOTEL SERVICES UNDER MODERN CONDITIONS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ekaterina Agamirova, PhD in Economic sciences, Associate Professor, e-mail:

[email protected],

Elizaveta Agamirova, PhD in Economic sciences, Associate Professor, e-mail:

[email protected]

Institute of Tourism and Hospitality (branch) Russian State University of Tourism and Service

Moscow, Russian Federation

The article deals with the specific characteristics of operating of the market mechanism in the field of tourism and hospitality services, which must be taken into account in the organization of tourism and hotel business. In addition to specific features, to a greater or lesser extent inherent to any market, on which the services are main object of relations, the authors highlight several important distinguishing features, typical mainly for the tourism market. The article notes that elements of macro-environment that are usually attributed to the factors of indirect influence on the company, have, along with elements of micro-environment, direct influence on all the processes taking place on the tourist market. The authors also highlight the main factors that currently have prevailing influence on the function and structure of the tourism market. Among them are a global political situation, public policy and economic processes in the country and world. This article provides a list of current events in the world and Russia, illustrating the interconnection of policies and tourism market structure, shows the mechanism

of action of the economic crisis on the dynamics and structure demand and offering on the tourist market, and among others considers the relationship between the development of inbound, outbound and domestic markets during crisis.

The article also point out that tourist market by its very nature - is a world market and it is important to consider the interdependence of its main elements on a world-wide scale. This in turn affects the algorithm for solving the problems of effective tourism product planning and development of organized tourism on the basis of partner interaction of all market participants. This article analyzes the development trends of domestic tourism market, as well as identifies the main opportunities for the improvement of the Russian tourist market: the growing online sales, the development of event tourism, low-cost airlines, the development of regional tourism, the formation of a new system of classification of hotels and others.

Keywords: market of tourist and hotel services, the demand in the tourism offer in tourism, characteristics of the tourist market, macro-environment factors, political factors, economic factors, the development trends of the tourism market

References:

1. Sorokina A.I. Razvitie rynka turistskih uslug v rossijskoj ekonomike [Development of tourism market in Russian economy] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki [Tambov University Reports. Series: Humanities]. 2011. № 1 (93). Pp. 219-225.

2. Valedinskaia E. Formirovanie turistskogo rynka kak faktor ustojchivogo razvitija ekonomiki [Formation of the tourist market as a factor for sustainable economic development] // RISK: Resursy, informacija, snabzhenie, konkurencija [RISK: Resources, Information, Supply, Competition]. 2011. № 2. Pp. 362-366.

3. Ivasenko A.G., Nikonova Ja.I. Mirovaja ekonomika [The Global Economy]. Мoscow: KNORUS, 2010.

4. Tavkesheva T.H. Sovershenstvovanie mehanizma funkcionirovanija rynka turistsko-rekreacionnyh uslug (na materialah Kabardino-Balkarskoj Respubliki) [Improving the mechanism of the tourist and recreational services market operation (based on materials of the Kabardino-Balkarian Republic)]: Candidate of Economics thesis. Sochi, 2011.

5. Vasilenko E.V., Kotenev A.D., Evdoshenko V.V. Analiz faktorov razvitija rynka turistsko-rekreacionnyh uslug [Analysis of factors market development of tourism and recreation] // Kant. 2015. № 3 (16). Pp. 50-54.

6. Efremova M.V. Analiz faktorov razvitija regional'nyh rynkov gostinichnyh uslug [Analysis of development of the regional hotel-service markets] // Ekonomicheskij analiz: teorija i praktika [Economic analysis: theory and practice]. 2014. № 22 (373). Pp. 41-49.

7. Kuznetsov L.A. Faktory razvitija rynka turuslug krupnogo turistskogo centra v uslovijah sovremennoj servisnoj ekonomiki [Development factors of tourism market of a large tourism center in terms of modern service economy] // Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy]. 2013. № 4 (28). Pp. 20-22.

8. Zaitseva O.A Mehanizmy gosudarstvennogo regulirovanija otechestvennogo rynka turistskih uslug kak stimulirujushhij i ogranichivajushhij faktory ego razvitija [State regulation mechanisms of the domestic market of tourist services as a stimulating and limiting factors of its development]: Candidate of Geographical dissertation: author's abstract. Krasnodar, 2012.

9. Logunov A.U. Gosudarstvennaja politika i bezopasnost' v sfere turizma [Public policy and security in tourism] // Problemy bezopasnosti rossijskogo obshhestva [Security problems of the Russian society]. 2011. № 1. Pp. 118-122.

10. Borbasova Z.N., Ulakov S.S. Mirovaja ekonomicheskaja situacija i ee vlijanie na razvitie sektora puteshestvij v Respublike Kazahstan [The global economic situation and its impact on the travel sector development in the Republic of Kazakhstan] // Ekonomika sfery servisa: problemy i perspektivy [Economics of Service: Problems and Prospects]: A collection of scientific articles. 2015. Pp. 33.

11. Agamirova Ek.V., Agamirova El.V., Adashova T.A., Valkova T.M., Kosareva N.V., Lapochkina V.V. Еvent-calendar: event as the basis of the territory tourist attractiveness // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. № 11. Pp. 687-689.

12. Kudinova E.V. Sovremennoe sostojanie i tendencii razvitija turizma v mirovoj i rossijskoj ekonomike [Current status and trends of tourism development in the global and Russian economy] // Molodoj uchenyj [The Young Scientist]. 2015. №3.

13. Zyrjanova M.P. Analiz i osnovnye tendencii razvitija turistskogo rynka Rossii [Analysis and basic tendencies of Russian tourist market development] // Sovremennye tendencii v ekonomike i upravlenii: novyj vzgljad [Modern Trends in Economy and Management: A New Look]. 2014. № 25. Pp. 129-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.