Таблица 5. Показатели эффективности работы хлебозавода, рассчитанные на основе таблиц 2 и 3
Показатель эффективности Единица Значение показателей
измерения 2005г. (базовый) 2006г. (отчетный)
Рентабельность продукции % 15,8 37,92
Фондоотдача руб./руб. 30,2154 8,6076
Производительность труда тыс. руб./чел. год 352,2841 372,1180
Таблица 6. Матрица индексов выхода конечного результата на единицу оборотных активов 1-го уровня их детализации
Элементы ОА 1-го уровня детализации Индекс ресурсов Индекс конечных результатов
ЧП 1,1434 ВП 2,1163 В 1,0503
Оборотные активы всего В том числе: 1,0019 1,1412 2,1123 1,0483
запасы 1,5719 0,7274 1,3463 0,6682
дебиторская задолженность 0,8865 1,2898 2,3872 1,1840
краткосрочные финансовые вложения 0,5873 1,9469 3,6034 1,7883
денежные средства 2,2072 0,5180 0,9588 0,4758
Таблица 7. Индексы показателей выхода конечных результатов на единицу элементов запасов (2-го уровня детализации ОА)
Элемент запаса Индекс элемен- Индекс конечного результата
та запаса ЧП 1,1434 ВП 2,1163 В 1,0503
Запасы всего 1,5719 0,7274 1,3463 0,6682
В том числе:
сырье и материалы 1,7596 0,6498 1,2027 0,5969
затраты в незаверш. производстве 2,1935 0,5213 0,9648 0,4788
готовая продукция для продажи 2,0550 0,5564 1,0298 0,5111
расходы будущих периодов 0,7427 1,5395 2,8495 1,4142
0,7274-1,3463)-0,6682 3,ап =---------------3----------------= 0>914
Анализ по элементам запасов показывает, что это снижение обусловлено факторами объемов сырья и материалов, объемов незавершенного производства, готовой продукции для продажи. Следовательно, именно в указанных направлениях следует искать резервы повышения эффективности использования элементов запасов.
Данный анализ и оценка динамики эффективности работы, а также использования имеющихся ресурсов, нашел применение в
рамках автоматизированного рабочего места экономиста на Гелен-джикском хлебозаводе ХСП «Хлеб Сервис».
Литература:
1. Анущенкова К.А. Финансово-экономический анализ: Учебно-практическое пособие. - М.: Дашков и К, 2009.
2. Васильева Л.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2007.
3. Ерина Т.А. Управленческий анализ в отраслях. - М.: МИ-ЭМП, 2009.
4. Соколова Н.А., Каверина О.Д. Управленческий анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2008.
5. Титов В.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебник для вузов. - М.: НИИ школьных технологий, 2009.
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ КАЧЕСТВО АУДИТА КАК ТОВАРА
Чепурнова Е.И., соискатель ФГУП «Стандартинформ»
В статье выявлены основные особенности аудита, представляющего собой вид экономической деятельности как объект оценки качества. Качество аудита представляет собой многосубъектную категорию, причем субъекты оценки качества могут иметь явный рыночный конфликт интересов, обусловленный природой аудиторской деятельности.
Ключевые слова: особенности аудита, экономическая деятельность, субъекты оценки.
ANALYSIS OF FACTORS DETERMINING THE QUALITY OF THE AUDIT AS A
COMMODITY
Chepurnova E., STANDARTINFORM, FSUE, The applicant
The paper identified key features of the audit, which is a kind of economic activity as the object of quality assessment. Quality audit is a multistakeholder category, and the actors evaluate the quality of the market may have a clear conflict of interest due to the nature of audit activity.
Keywords: auditing features, economic activity, the subjects of evaluation.
Аудит как форма финансового контроля документационного обеспечения деятельности организаций в виде ревизии бухгалтерской отчетности, проводимой в соответствии с законодательством, либо по желанию клиента имеет различные направления контроля качества. В
результате обобщения и творческой переработки существующих стандартов, правил, методик и различных научных публикаций в диссертации обобщены и дополнены наиболее важные направления контроля качества для самой аудиторской компании.
В соответствии с действующими в настоящее время Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности1 принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), зависят от следующих факторов:
• объем и характер деятельности,
• территориальное расположение,
• организационная структура аудируемого лица,
• факторы, связанные с соотношением затрат и выгод,
В связи с этим методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), и объем документации будут меняться. Принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита являются обязательными к исполнению всеми аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами). В диссертации показано, что данные требования описывают только внутренние стандарты качества, поэтому не могут применяться всеми заинтересованными сторонами, так как у каждой из сторон существуют собственные представления о параметрах аудиторской проверки, что предопределяет различия в требованиях по качеству аудиторского продукта.
В диссертации показано, что при оценке качестве аудиторских услуг учитываются следующие его особенности:
1) маркетинговые особенности;
2) финансовые особенности;
3) организационные особенности;
4) функциональные особенности. Для рынка аудиторских услуг характерны следующие особенности как товара, некоторые из которых связаны с законодательным регулированием данного вида деятельности:
1) маркетинговые особенности:
а) наличие двух категорий клиентов: субъекты, имеющие обязанность проходить аудиторские проверки по закону, и субъекты, для которых аудиторская проверка является делом добровольным;
б) высокая конкуренция на рынке аудиторских услуг и наличие са-морегулируемых организаций, осуществляющих независимый контроль качества аудиторской деятельности;
в) широкий спектр потребителей результатов аудиторских проверок, обусловленный наличием различных групп интересов в хозяйствующих субъектах;
г) возможность аудиторских компаний конкурировать между собой по качеству и квалифицированности аудиторских проверок, по их стоимости и по спектру сопутствующих услуг;
2) финансовые особенности:
а) объем аудиторских услуг оценивается, исхода из объемов деятельности и номенклатуры проверяемых документов клиента;
б) стоимость аудиторской услуги жестко регулируется рынком и репутацией самой аудиторской компании;
в) оплата аудиторской проверки может быть разделена с проверяемой компанией;
г) низкая сезонность спроса на аудиторский продукт;
3) организационные особенности:
а) независимость аудитора от клиента, определяемая в законодательстве;
б) возможность вовлечения клиента в процесс оказания услуг, сопутствующих аудиту;
в) необходимость разделения проверяемой информации и документов с итоговыми отчетами по результатам аудита;
4) функциональные особенности:
а) высокий уровень квалификации сотрудников аудиторской компании, работой которых определяется оценка качества аудиторского продукта;
б) спектр предоставляемых аудиторской компанией услуг зависит от наличия компетенций и возможностей анализа рынка.
В соответствии с указанными особенностями сформулирован количественный критерий оценки качества аудиторского продукта различными категориями потребителей информации о результатах аудиторской проверки.
В результате исследования рынка аудиторских услуг выявлены дополнительные особенности данной услуги:
1) Основная причина проведения аудита - опасение применения санкций контролирующими органами. Контролирующие органы серьезно относятся к любым обнаруженным нарушениям законодательных норм и нормативов в областях бухгалтерского учета и отчетности, пожарной, экологической безопасности и т.д. Одним из основных наказа-
ний являются штрафы, часто достигающие больших размеров. При отсутствии санкций, вероятно, потребность в аудите отпадет. Данную особенность необходимо учитывать при предварительной работе с клиентами, например, предложении гарантий предоставления защиты аудируемой компании перед третьими лицами. Представляется целесообразным расширить сферу применения инициативного аудита за счет создания потребности в услуге.
Аудиторская услуга имеет констатирующий характер. Данная особенность выражается в подтверждении фактов хозяйственной деятельности предприятия и их соответствие законодательным требованиям.
Отсутствие безусловного влияния на деятельность предприятия. Руководство предприятия по своему усмотрению может использовать или не использовать результаты аудиторской деятельности.
Возможность индивидуализации услуги в зависимости от потребностей клиентов, что должно быть отражено в комплексе маркетинга. Возможности индивидуализации услуги законодательно ограничены, что, с одной стороны, позволяет доступно для потребителя отразить данную особенность в комплексе маркетинга, а с другой стороны сужает возможности творческого подхода при ее продвижении.
Основные виды субъектов предложения аудиторских услуг: физические лица - аудиторы-предприниматели без образования юридического лица; аудиторы, занимающиеся профессиональной деятельностью в составе аудиторской компании. Качество аудиторской услуги определяется следующими факторами: законодательные требования приобретения услуги; изменения в законодательстве; развитие рынка; темпы инфляции; общественное мнение об услуге; неуверенность в правильности учета; длительность проведения услуг; наличие доступной системы сбыта; доход потребителя; стоимость оказания услуга; требования третьих лиц; итоговое влияние фактора.
Аудиторские компании и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Взаимодействие аудиторских фирм и аудируемых лиц регламентировано законом «Об аудиторской деятельности». Аудируемое лицо должно создать условия, предоставить всю необходимую для проведения аудиторской проверки информацию и оплатить выполненную работу. В свою очередь, аудитор должен в сроки, определенные в договоре, провести аудиторскую проверку и предоставить заказчику аудиторское заключение. Особое место в сфере регулирования рынка аудиторских услуг занимают стандарты аудиторской деятельности. Стандарты разрабатываются на разных уровнях, основная цель которых - содействие высокому качеству аудиторской услуги и обеспечение беспристрастности и объективности аудитора.
Контроль за деятельностью аудиторских компаний осуществляется государством и профессиональными аудиторскими объединениями. Государство влияет на потребление аудиторских услуг, определяя, прежде всего, объекты и условия обязательного аудита, а также круг лиц, которые имеют право заниматься аудиторской деятельностью, условия. К таким государственным органам относятся Министерство финансов РФ и Совет по аудиторской деятельности. В работе сформулированы факторы, влияющие на спрос на аудиторскую услугу, относятся:
• законодательная необходимость проведения аудиторской проверки. В настоящее время, по мнению потребителей, цель аудита заключается в получении заключения о соответствии бухгалтерской отчетности требованиям законодательства для предъявления контролирующим органам и прочим пользователям и/или определении текущего состояния учета в организации и устранения ошибок в учете;
• регулярные изменения законодательства в области налогообложения, трудового законодательства, бухгалтерского учета, антимонопольного законодательства. Сложность бухгалтерского учета и налогообложения обуславливает наличие спроса на аудит как на инструмент защиты предприятия со стороны органов государственной власти посредством авторитетного представления аудиторской фирмой интересов предприятия;
• доверие к аудиторам. Непосредственное влияние на формирование спроса оказывает фактор доверия заказчика аудитору. Возможное недоверие заказчика к аудиторским проверкам может быть обусловлено как нерегулируемостью ответственности аудитора перед заказчиком, так случаями некачественного аудита;
• экономическое развитие отраслей потенциальных клиентов. Ос-
1 Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696) (с дополнениями, утв. постановлением Правительства РФ 7 октября 2004 г. № 532)(с дополнениями, утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228) (с дополнениями, утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523)
новными экономическими факторами, влияющими на аудиторскую фирму, являются; развитие отрасли предприятия изучаемого сегмента; изменение условий конкуренции; изменение спроса на определенные виды товаров и услуг; изменение темпов инфляции. Формирование спроса на аудиторские услуги зависит от уровня деловой активности. Количество и отраслевой состав субъектов спроса определяет требования к составу услуги и ассортименту услуги;
• общественное мнение о деятельности предприятии. Положительное общественное мнение должно способствовать укреплению конкурентных позиций на рынке.
К факторам микросреды могут относиться: изменение размера изучаемых предприятий - клиентов; изменение вида деятельности; изменение формы собственности; смена собственника; необходимость в инвесторе; подтверждение порядочности в отношениях с партнерами; неуверенность в правильности учета в условиях периодических изменений законодательства и т.д. К факторам, влияющим на предложение, относятся:
1) Законодательные ограничения, которые можно подразделить на:
• изменения законодательства в области лицензирования аудиторской деятельности;
• изменение критериев обязательного аудита;
• регламентация и упорядочение процесса оказания услуг;
• ограничения, направленные на защиту прав клиентов от недобросовестного аудита.
2) Технологические факторы. К ним относятся:
• введение новых стандартов аудиторской деятельности. Данный фактор стимулирует аудиторские компании следить за новейшими разработками в области аудита;
• усовершенствование вычислительной техники и введение программных комплексов. Аудиторских компаниям необходимо применять
современную вычислительную технику, программные комплексы при проведении аудиторских проверок и предоставлении смежных услуг, так как использование данных научно-технических разработок дает компаниям дополнительные возможности, такие как сокращение времени выполнения работ, повышение качества проведения проверок, предоставление новых смежных услуг по аудиту и консалтингу. В случае же игнорирования новых разработок у компании может появиться угроза потери прибыли и доли рынка, так как использование данных разработок конкурентами позволит им выбраться вперед за счет снижения цен на предоставляемые услуги.
К экономическим факторам относятся:
• уровень конкуренции. Предложение на рынке аудиторских услуг ограничивается высоким уровнем конкуренции как со стороны иностранных компаний, так и крупных отечественных фирм. Влияние данного фактора сказывается на стремлении аудиторов сформировать, поддерживать и продвигать свою репутацию как надежных, ответственных аудиторов. Также данный фактор оказывает влияние на способность аудиторской компании предоставить клиенту полный список сопутствующих аудиту услуг.
Такие факторы, как: изменение количества предприятий -потенциальных клиентов; развитие отраслей народного хозяйства; изменение спроса на определенные виды сопутствующих аудиту услуг изменяют количество заказов.
К факторам микросреды, влияющим на спектр оказываемых услуг, можно отнести: изменение количества аттестованных и прочих специалистов; наличие лицензий на оказание услуг; изменение имиджа компании; уровень автоматизация процесса оказания услуг; партнерство с другими аудиторскими компаниями; участие в саморегулируемых профессиональных объединениях; наличие собственных методик аудита и т.д.
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ПОВЫШЕНИЯ
КАЧЕСТВА И НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ УЧАСТНИКОВ' ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С АУДИТОРСКИМИ КОМПАНИЯМИ
Черкасова Н.В., соискатель ФГУП «Стандартинформ»
В рамках статьи выявлены основные компоненты системы управления качеством взаимодействия аудиторской компании и саморе-гулируемых организаций. Данная система управления представляет собой мультисубъектную кроссфункциональную среду, в рамках которой реализуются мероприятия по стандартизации и гармонизации качества аудиторских услуг.
Ключевые слова: саморегулируемые организации, субъект, аудиторские компании.
ANALYSIS OF THE BASIC REQUIREMENTS OF SELF-REGULATORY
ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF QUALITY AND DIRECT PARTICIPANTS IN THE INTERACTION WITH THE AUDITING FIRMS
Cherkasov N., STANDARTINFORM, FSUE, The applicant
Under article identified the major components of a quality management system auditing company interaction and self-organization. This management system represents multisubject krossfunktional environment in which measures are being taken to standardize and harmonize the quality of auditing services.
Keywords: self-regulating organization, entity, auditor of the company.
Под качеством взаимодействия аудиторской компании и саморе-гулируемой организации понимается степень удовлетворения обеих сторон от деятельности друг друга. Данное удовлетворение является результатом нескольких аспектов: поведенческого; экономического; маркетингового; делового.
Поведенческий аспект представляет собой совокупность межличностных отношений и степень взаимопонимания между конкретными работниками в процессе совместного решения поставленных задач. Экономический аспект предполагает, что участники взаимодействия получают экономическую выгоду от взаимодействия на приемлемом для себя уровне. Маркетинговый аспект заключается в получении дополнительных рыночных преимуществ в конкурентной борьбе за счет взаимодействия. Деловой аспект позволяет получить дополнительные бизнес возможности в результате отстаивания интересов, использования административного ресурса, участия в программах повышения качества.
Наиболее эффективная реализация указанных аспектов невозможна без учета мультисубъектности и кроссфункциональности среды взаимодействия. Мультисубъектность среды взаимодействия предопределяется наличием нескольких субъектов, воздействующих на качество взаимодействия. Одним из субъектов является сама аудиторская компания, другим субъектом - саморегулируемая организация. Кроссфункциональность проявляется в том, что каждый из субъектов воздействует на различные функции в рамках системы управления:
а) аудиторская компания управляет качеством аудиторских проверок через воздействие на свою внутреннюю среду и рынок аудиторских услуг;
б) саморегулируемая организация управляет отраслевыми стандартами качества, взаимоотношениями между участниками рынка, а также взаимодействием между субъектами отрасли и внешней средой.
Мультисубъектность системы управления является источником