Научная статья на тему 'Анализ основных требований к деятельности саморегулируемых организаций как субъектов повышения качества и непосредственных участников взаимодействия с аудиторскими компаниями'

Анализ основных требований к деятельности саморегулируемых организаций как субъектов повышения качества и непосредственных участников взаимодействия с аудиторскими компаниями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СУБЪЕКТ / АУДИТОРСКИЕ КОМПАНИИ / SELF-REGULATING ORGANIZATION / ENTITY / AUDITOR OF THE COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкасова Н. В.

В рамках статьи выявлены основные компоненты системы управления качеством взаимодействия аудиторской компании и саморегулируемых организаций. Данная система управления представляет собой мультисубъектную кроссфункциональную среду, в рамках которой реализуются мероприятия по стандартизации и гармонизации качества аудиторских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE BASIC REQUIREMENTS OF SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF QUALITY AND DIRECT PARTICIPANTS IN THE INTERACTION WITH THE AUDITING FIRMS

Under article identified the major components of a quality management system auditing company interaction and self-organization. This management system represents multisubject krossfunktional environment in which measures are being taken to standardize and harmonize the quality of auditing services.

Текст научной работы на тему «Анализ основных требований к деятельности саморегулируемых организаций как субъектов повышения качества и непосредственных участников взаимодействия с аудиторскими компаниями»

новными экономическими факторами, влияющими на аудиторскую фирму, являются; развитие отрасли предприятия изучаемого сегмента; изменение условий конкуренции; изменение спроса на определенные виды товаров и услуг; изменение темпов инфляции. Формирование спроса на аудиторские услуги зависит от уровня деловой активности. Количество и отраслевой состав субъектов спроса определяет требования к составу услуги и ассортименту услуги;

• общественное мнение о деятельности предприятии. Положительное общественное мнение должно способствовать укреплению конкурентных позиций на рынке.

К факторам микросреды могут относиться: изменение размера изучаемых предприятий - клиентов; изменение вида деятельности; изменение формы собственности; смена собственника; необходимость в инвесторе; подтверждение порядочности в отношениях с партнерами; неуверенность в правильности учета в условиях периодических изменений законодательства и т.д. К факторам, влияющим на предложение, относятся:

1) Законодательные ограничения, которые можно подразделить на:

• изменения законодательства в области лицензирования аудиторской деятельности;

• изменение критериев обязательного аудита;

• регламентация и упорядочение процесса оказания услуг;

• ограничения, направленные на защиту прав клиентов от недобросовестного аудита.

2) Технологические факторы. К ним относятся:

• введение новых стандартов аудиторской деятельности. Данный фактор стимулирует аудиторские компании следить за новейшими разработками в области аудита;

• усовершенствование вычислительной техники и введение программных комплексов. Аудиторских компаниям необходимо применять

современную вычислительную технику, программные комплексы при проведении аудиторских проверок и предоставлении смежных услуг, так как использование данных научно-технических разработок дает компаниям дополнительные возможности, такие как сокращение времени выполнения работ, повышение качества проведения проверок, предоставление новых смежных услуг по аудиту и консалтингу. В случае же игнорирования новых разработок у компании может появиться угроза потери прибыли и доли рынка, так как использование данных разработок конкурентами позволит им выбраться вперед за счет снижения цен на предоставляемые услуги.

К экономическим факторам относятся:

• уровень конкуренции. Предложение на рынке аудиторских услуг ограничивается высоким уровнем конкуренции как со стороны иностранных компаний, так и крупных отечественных фирм. Влияние данного фактора сказывается на стремлении аудиторов сформировать, поддерживать и продвигать свою репутацию как надежных, ответственных аудиторов. Также данный фактор оказывает влияние на способность аудиторской компании предоставить клиенту полный список сопутствующих аудиту услуг.

Такие факторы, как: изменение количества предприятий -потенциальных клиентов; развитие отраслей народного хозяйства; изменение спроса на определенные виды сопутствующих аудиту услуг изменяют количество заказов.

К факторам микросреды, влияющим на спектр оказываемых услуг, можно отнести: изменение количества аттестованных и прочих специалистов; наличие лицензий на оказание услуг; изменение имиджа компании; уровень автоматизация процесса оказания услуг; партнерство с другими аудиторскими компаниями; участие в саморегулируемых профессиональных объединениях; наличие собственных методик аудита и т.д.

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА И НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ УЧАСТНИКОВ' ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С АУДИТОРСКИМИ КОМПАНИЯМИ

Черкасова Н.В., соискатель ФГУП «Стандартинформ»

В рамках статьи выявлены основные компоненты системы управления качеством взаимодействия аудиторской компании и саморе-гулируемых организаций. Данная система управления представляет собой мультисубъектную кроссфункциональную среду, в рамках которой реализуются мероприятия по стандартизации и гармонизации качества аудиторских услуг.

Ключевые слова: саморегулируемые организации, субъект, аудиторские компании.

ANALYSIS OF THE BASIC REQUIREMENTS OF SELF-REGULATORY

ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF QUALITY AND DIRECT PARTICIPANTS IN THE INTERACTION WITH THE AUDITING FIRMS

Cherkasov N., STANDARTINFORM, FSUE, The applicant

Under article identified the major components of a quality management system auditing company interaction and self-organization. This management system represents multisubject krossfunktional environment in which measures are being taken to standardize and harmonize the quality of auditing services.

Keywords: self-regulating organization, entity, auditor of the company.

Под качеством взаимодействия аудиторской компании и саморе-гулируемой организации понимается степень удовлетворения обеих сторон от деятельности друг друга. Данное удовлетворение является результатом нескольких аспектов: поведенческого; экономического; маркетингового; делового.

Поведенческий аспект представляет собой совокупность межличностных отношений и степень взаимопонимания между конкретными работниками в процессе совместного решения поставленных задач. Экономический аспект предполагает, что участники взаимодействия получают экономическую выгоду от взаимодействия на приемлемом для себя уровне. Маркетинговый аспект заключается в получении дополнительных рыночных преимуществ в конкурентной борьбе за счет взаимодействия. Деловой аспект позволяет получить дополнительные бизнес возможности в результате отстаивания интересов, использования административного ресурса, участия в программах повышения качества.

Наиболее эффективная реализация указанных аспектов невозможна без учета мультисубъектности и кроссфункциональности среды взаимодействия. Мультисубъектность среды взаимодействия предопределяется наличием нескольких субъектов, воздействующих на качество взаимодействия. Одним из субъектов является сама аудиторская компания, другим субъектом - саморегулируемая организация. Кроссфункциональность проявляется в том, что каждый из субъектов воздействует на различные функции в рамках системы управления:

а) аудиторская компания управляет качеством аудиторских проверок через воздействие на свою внутреннюю среду и рынок аудиторских услуг;

б) саморегулируемая организация управляет отраслевыми стандартами качества, взаимоотношениями между участниками рынка, а также взаимодействием между субъектами отрасли и внешней средой.

Мультисубъектность системы управления является источником

конфликта интересов между различными группами заинтересованных сторон: рынок; государство; собственники; конкуренты; аудиторская компания. Кроссфункциональность системы управления является источником делегирования, т.е. предопределяет потенциал стабильности системы управления. Таким образом, управление качеством взаимодействия между аудиторской компанией и саморегулируемой организацией является процессом, в рамках которого достигается оптимум следующей целевой функции:

C = f( X: ) ^ max, (1)

где

X: - параметр, определяющий качество системы взаимодействия между аудиторской компанией и саморегулируемой организацией.

В диссертации предложены следующие параметры для включения в целевую функцию: количество конфликтов интересов между группами заинтересованных сторон; количество функций, имеющих дублирование в рамках взаимодействия; количество совместно реализуемых проектов; количество стандартов качества, принятых саморегулируемой организацией, в разработке которых принимала участие аудиторская компания; количество разделяемых рынком правил поведения при аудиторских проверках. Поскольку все указанные параметры имеют сходную размерность, они включаются в целевую функцию с учетом знака, который зависит от характера влияния конкретного показателя на качество взаимодействия. Ограничениями целевой функции являются предельные значения предложенных выше параметров.

Мультисубъектность также приводит к включению в оценку качества взаимодействия различных показателей, измерение которых возможно только каждой из сторон по-отдельности. Поскольку каждый субъект управления имеет собственную систему целей, задач и результатов, он выстраивает собственную подсистему мониторинга состояния взаимодействия. Таким образом, каждый из субъектов имеет собственное множество показателей. Наиболее качественное взаимодействие достигается, когда обе подсистемы мониторинга взаимно дополняют друг друга.

Таким образом, комплексный критерий качества взаимодействия двух субъектов складывается из значения целевой функции и пересечения подсистем мониторинга в рамках системы управления взаимодействием. На качество взаимодействия оказывают влияние различные факторы:

1) внутренние (определяющие состояние внутренней среды взаимодействия);

2) внешние (характеризующие влияние рынка, государства, собственников на деятельность субъектов управления).

В диссертации данные факторы рассмотрены подробно. В частности, показано, что среда взаимодействия характеризуется с помощью внутренних и внешних факторов (рисунок 1). В свою очередь внутренние факторы, зависящие от субъектов взаимодействия, разделяются основные и вспомогательные. К основным относятся, во-первых, условия и тарифы; во-вторых, ресурсы и фонды. Эти параметры позволяют охарактеризовать ту функциональную область, за которую отвечает аудиторская компания.

Вспомогательные факторы разделяются на факторы, описывающие процесс стандартизации услуг в рамках саморегулируемой организации, и факторы, описывающие условия оказания услуг, в том числе, отношения с аудируемыми лицами. Данные параметры позволяют охарактеризовать функциональную область, за которую несет ответственность саморегулируемая организация. В рамках описанной системы появляется возможность распределить подсистемы управления и скоординировать мониторинг текущего состояния системы взаимодействия. Детализация факторов приводит к более точному количественному описанию целевой функции взаимодействия. Таким образом, введение в деловой оборот мультисубъектной системы управления, имеющей кроссфункциональный набор компетенций, позволяет количественно описать качество взаимодействия аудиторской компании и саморегулируемой организации. Внешние факторы позволяют описать окружение субъектов и используются для анализа угроз и возможностей взаимодействия.

Аудиторские компании, с одной стороны, все в большей мере воспринимаются как квалифицированные эксперты, мнение которых о достоверности отчетности и финансовом состоянии организации становится решающим при принятии экономических решений, например, при выборе партнеров по бизнесу и форм расчетов с ним, при определении направлений вложения средств, при целесообразности предоставления кредитов. С другой стороны, аудиторские компании становятся незаменимыми помощниками специалистов бухгалтерско-финансовой службы. Этому способствует расширение услуг, которые оказывают аудиторы субъектам хозяйствования. В диссертации выделены приоритетные направления взаимодействия аудиторских компаний и саморегулируемых организаций:

• разработка документов для более полного учета особенностей бизнеса аудируемого предприятия;

• принятие регламентов и стандартов по описанию и анализу реальных проблем аудируемого предприятия;

• расширение станадартизированных услуг для повышения лояльности клиентов.

Факторы

______________| —

Внутренние, зависящие от субъектов взаимодействия . I ~

Вспомогательные

Основные

Структурные сдвиги в составе аудиторских услуг, подлежащих стандартизации и регулированию в рамках саморегулируемой организации

Требования деловой этики в общении с участниками рынка и аудируемыми предприятиями в процессе аудита

----1_____________

Внешние, не зависящие от субъектов взаимодействия | .

Экономические и политические условия -----------1 ~

Социальные условия I =

Условия и тарифы __

Квалификация

Инструментарий

Опыт и репутация

Ресурсы и фонды

Ресурсное обеспечение, подбор и движение работников

Базы знаний, навыки и обучение, корпоративная культура

Качество взаимодействия участников рынка

Правовые условия

Эффективность оказания услуг аудиторской компании

Рис. 1. Факторы, влияющие на качество взаимодействия аудиторской компании и саморегулируемой организации

Саморегулируемые организации создаются профессиональными участниками конкретного сегмента рынка. В настоящее время деятельность саморегулируемых организаций существенно зависит от характера рынка и условий оказания услуг. Рынок аудиторских услуг представляет собой достаточно специфическую область взаимодействия поставщика услуги и клиента, причем это обусловлено следующими обстоятельствами:

а) часть аудиторских услуг является обязательной для конкретной группы клиентов;

б) результаты аудиторской проверки могут использоваться при урегулировании споров между аудируемым предприятием и государством;

в) аудит является самостоятельной подсистемой консалтинга, что позволяет применять в аудиторских проверках инструменты оказания консалтинговых услуг;

г) качество аудиторской проверки и полнота аудиторского заключения оказывают непосредственное влияние на финансовое состояния аудируемого предприятия;

д) в процессе оказания услуги важную роль играет информация, предоставляемая клиентом, поэтому качество самой услуги зависит от обоих участников проверки;

е) поскольку потребителем результатов оказания аудиторской услуги является неограниченный круг лиц, существуют высокие репутационные риски аудитора в процессе оказания услуги.

Наряду с перечисленными выше особенностями на деятельность саморегулируемой организации накладываются ограничения со стороны действующей в государстве системы регулирования аудиторской деятельности. В настоящее время структура государственного регулирования аудиторской деятельности представляет собой многоуровневую иерархическую систему с обратной связью, в которой отдельное место принадлежит саморегулируемым организациям (рисунок 2). Таким образом, источниками ограничений и требований к характеру, условиям и направлениям деятельности саморегулируемых организаций являются несколько групп интересов:

а) государство;

б) аудиторские компании;

в) клиенты;

г) партнеры (собственники) аудиторских компаний.

Система управления взаимодействием является внутренней подсистемой кроссфункциональной среды, поэтому характер взаимодействия самой системы аудита с внешней средой является третьим источником ограничений деятельности саморегулируемых организаций. В диссертации показано, что с учетом перечисленных источников ограничений для обеспечения высокого качества взаимодействия между аудиторской компанией и саморегулируемой организацией последняя должна учитывать следующие требования:

а) со стороны аудиторских компаний:

• преемственность стандартов ведения аудиторской деятельности;

• опубликование правил участия в саморегулируемой организации для аудиторских компаний;

• обеспечение прозрачности участия и последовательность в отстаивании требований к участникам саморегулируемой организации;

• публичность деятельности в части обсуждения проектов и распространения принимаемых документов;

• защита интересов учредителей саморегулируемой организации перед внешней средой и третьими лицами;

• обеспечение поддержки аудиторских компаний в урегулировании правовых споров с третьими лицами;

• урегулирование споров между участниками рынка для улучшения репутации аудиторского бизнеса;

• разработка и реализация программ репутационной поддержки аудиторской деятельности для привлечения молодых кадров в отрасль;

• участие в разработке отраслевых образовательных стандартов для обеспечения качества подготовки кадров;

б) со стороны государства:

• обеспечение качества аудиторских услуг и учет требований государства по составу и структуре представляемых к опубликованию документов;

• предварительный отбор участников рынка для повышения качества оказания услуг и стандартизации требований к профессиональным участникам рынка аудиторских услуг;

• создание механизма делегирования государственных функций регулирования аудиторской деятельности и переход к саморегулированию в масштабах вида деятельности;

• создание предпосылок для международной интеграции конкретного сегмента рынка;

в) со стороны рынка и клиентов:

• обеспечение качества предоставления обязательных услуг для клиентов, которые обязаны прибегать к использованию аудиторских компаний;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обеспечение добросовестности в отношениях между аудиторскими компаниями и клиентами в процессе проведения аудиторской проверки или оказания дополнительных услуг;

• обеспечение страхования или управления рисками от некачественного оказания услуги аудиторской компанией;

• публикация стандартов и требований к аудиторам для использования этих требований при подготовке сделок.

Если указанные требования соблюдаются в необходимом объеме обеими сторонами взаимодействия, то можно утверждать, что обеспечивается высокий уровень взаимодействия между его участниками. Поскольку саморегулируемая организация находится на более высоком уровне отношений между рынком и аудиторскими компаниями, она принимает на себя больший объем обязательств и ответственности. Для удовлетворения всех указанных требований саморегули-руемая организация может использовать механизм взаимодействия с внешней средой, который позволяет упорядочить отношения не только внутри организации, между ее участниками и между организацией и участниками, но и с внешней средой, которая также оказывает влияние на деятельность саморегулируемой организации через систему требований, а также через формирование экономических и политических, социальных и правовых условий.

Условные обозначения: I - внешняя среда аудита, II - подсистема многоуровневого регулирования аудита, III - подсистема аудита; Рис. 2. Структура системы аудита как источник ограничения деятельности саморегулируемой организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.