Научная статья на тему 'Основные компоненты системы управления качеством взаимодействия аудиторской компании и саморегулируемых организаций'

Основные компоненты системы управления качеством взаимодействия аудиторской компании и саморегулируемых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКИЕ КОМПАНИИ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / AUDITING COMPANIES / SELF-REGULATORY ORGANIZATION / STANDARDIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкасова Н. В.

В рамках статьи выявлены основные компоненты системы управления качеством взаимодействия аудиторской компании и саморегулируемых организаций. Данная система управления представляет собой мультисубъектную кроссфункциональную среду, в рамках которой реализуются мероприятия по стандартизации и гармонизации качества аудиторских услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR COMPONENTS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF INTERACTION AUDIT COMPONENTS AND SELF-REGULATORY ORGANIZATION

Under article identified the major components of quality management system auditing company interaction and self-regulatory organizations. This management system represents multisubject krossfunktsionalnuyu environment within which implemented measures to standardize and harmonize the quality of audit services.

Текст научной работы на тему «Основные компоненты системы управления качеством взаимодействия аудиторской компании и саморегулируемых организаций»

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АУДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ И САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Черкасова Н.В., соискатель ФГУП «Стандартинформ»

В рамках статьи выявлены основные компоненты системы управления качеством взаимодействия аудиторской компании и саморе-гулируемых организаций. Данная система управления представляет собой мультисубъектную кроссфункциональную среду, в рамках которой реализуются мероприятия по стандартизации и гармонизации качества аудиторских услуг.

Ключевые слова: аудиторские компании, саморегулируемые организации, стандартизация.

MAJOR COMPONENTS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF INTERACTION AUDIT COMPONENTS AND SELF-REGULATORY ORGANIZATION

Cherkasova N., The applicant, «Standartinform», FSUE

Under article identified the major components of quality management system auditing company interaction and self-regulatory organizations. This management system represents multisubject krossfunktsionalnuyu environment within which implemented measures to standardize and harmonize the quality of audit services.

Keywords: auditing companies, self-regulatory organization, standardization.

Под качеством взаимодействия аудиторской компании и саморе-гулируемой организации понимается степень удовлетворенности каждого из участников взаимодействия от деятельности другой стороны. Удовлетворенность является результатом нескольких аспектов: поведенческого; экономического; маркетингового; делового.

Поведенческий аспект представляет собой совокупность межличностных отношений и степень взаимопонимания между конкретными работниками в процессе совместного решения поставленных задач. Экономический аспект предполагает, что участники взаимодействия получают экономическую выгоду от взаимодействия на приемлемом для себя уровне. Маркетинговый аспект заключается в получении дополнительных рыночных преимуществ в конкурентной борьбе за счет взаимодействия. Деловой аспект позволяет получить дополнительные бизнес-возможности в результате отстаивания интересов, использования административного ресурса, участия в программах повышения качества.

Наиболее эффективная реализация указанных аспектов невозможна без учета мультисубъектности и кроссфункциональности среды взаимодействия. Мультисубъектность среды взаимодействия предопределяется наличием нескольких субъектов, воздействующих на качество взаимодействия. Одним из субъектов является сама аудиторская компания, другим субъектом - саморегулируемая организация. Кроссфункциональность проявляется в том, что каждый из субъектов воздействует на различные функции в рамках системы управления:

а) аудиторская компания управляет качеством аудиторских проверок через воздействие на свою внутреннюю среду и рынок аудиторских услуг;

б) саморегулируемая организация управляет отраслевыми стандартами качества, взаимоотношениями между участниками рынка, а также взаимодействием между субъектами отрасли и внешней средой.

Мультисубъектность системы управления является источником конфликта интересов между различными группами заинтересованных сторон: рынок; государство; собственники; конкуренты; аудиторская компания. Кроссфункциональность системы управления является источником делегирования, т.е. предопределяет потенциал стабильности системы управления. Таким образом, управление качеством взаимодействия между аудиторской компанией и само-регулируемой организацией является процессом, в рамках которого достигается оптимум следующей целевой функции:

С = f(xi)^> max, (i)

где

X - параметр, определяющий качество системы взаимодействия между аудиторской компанией и саморегулируемой организацией.

Предложены следующие параметры для включения в целевую функцию: количество конфликтов интересов между группами за-

интересованных сторон; количество функций, имеющих дублирование в рамках взаимодействия; количество совместно реализуемых проектов; количество стандартов качества, принятых саморе-гулируемой организацией, в разработке которых принимала участие аудиторская компания; количество разделяемых рынком правил поведения при аудиторских проверках. Поскольку все указанные параметры имеют сходную размерность, они включаются в целевую функцию с учетом знака, который зависит от характера влияния конкретного показателя на качество взаимодействия. Ограничениями целевой функции являются предельные значения предложенных выше параметров.

Мультисубъектность также приводит к включению в оценку качества взаимодействия различных показателей, измерение которых возможно только каждой из сторон по-отдельности. Поскольку каждый субъект управления имеет собственную систему целей, задач и результатов, он выстраивает собственную подсистему мониторинга состояния взаимодействия. Таким образом, каждый из субъектов имеет собственное множество показателей. Наиболее качественное взаимодействие достигается, когда обе подсистемы мониторинга взаимно дополняют друг друга.

Таким образом, комплексный критерий качества взаимодействия двух субъектов складывается из значения целевой функции и пересечения подсистем мониторинга в рамках системы управления взаимодействием. На качество взаимодействия оказывают влияние различные факторы: 1) внутренние (определяющие состояние внутренней среды взаимодействия); 2) внешние (характеризующие влияние рынка, государства, собственников на деятельность субъектов управления). Среда взаимодействия характеризуется с помощью следующих внутренних и внешних факторов (рисунок 1).

В свою очередь, внутренние факторы, зависящие от субъектов взаимодействия, разделяются основные и вспомогательные. К основным относятся, во-первых, условия и тарифы; во-вторых, ресурсы и фонды. Эти параметры позволяют охарактеризовать ту функциональную область, за которую отвечает аудиторская компания. Вспомогательные факторы разделяются на факторы, описывающие процесс стандартизации услуг в рамках саморегулируемой организации, и факторы, описывающие условия оказания услуг, в том числе, отношения с аудируемыми лицами. Данные параметры позволяют охарактеризовать функциональную область, за которую несет ответственность саморегулируемая организация. В рамках описанной системы появляется возможность распределить подсистемы управления и скоординировать мониторинг текущего состояния системы взаимодействия. Детализация факторов приводит к более точному количественному описанию целевой функции взаимодействия. Таким образом, введение в деловой оборот мультисубъ-ектной системы управления, имеющей кроссфункциональный набор компетенций, позволяет количественно описать качество взаимодействия аудиторской компании и саморегулируемой организации. Внешние факторы позволяют описать окружение субъектов и используются для анализа угроз и возможностей взаимодействия.

Факторы

Внутренние, зависящие от субъектов взаимодействия

Вспомогательные

Основные

Структурные сдвиги в составе аудиторских услуг, подлежащих стандартизации и регулированию в рамках саморегулируемой организации

Требования деловой этики в общении с участниками рынка и аудируемыми компаниями в _ процессе аудита

Внешние, не зависящие от субъектов взаимодействия

Экономические и политические условия

Социальные

условия

Условия и тарифы

Квалификация Инструментарий Опыт и репутация

Правовые

условия

Ресурсы и фонды

Ресурсное обеспечение, подбор и движение работников

Базы знаний, навыки и обучение, корпоративная культура

Качество взаимодействия _ участников рынка _

I

Эффективность оказания услуг аудиторской компании

Рис. 1. Факторы, влияющие на качество взаимодействия аудиторской компании и саморегулируемой организации

Аудиторские компании, с одной стороны, все в большей мере воспринимаются как квалифицированные эксперты, мнение которых о достоверности отчетности и финансовом состоянии организации становится решающим при принятии экономических решений, например, при выборе партнеров по бизнесу и форм расчетов с ним, при определении направлений вложения средств, при целесообразности предоставления кредитов. С другой стороны, аудиторские компании становятся незаменимыми помощниками специалистов бухгалтерско-финансовой службы. Этому способствует

расширение услуг, которые оказывают аудиторы субъектам хозяйствования. Выделены приоритетные направления взаимодействия аудиторских компаний и саморегулируемых организаций:

- разработка документов для более полного учета особенностей бизнеса аудируемого предприятия;

- принятие регламентов и стандартов по описанию и анализу реальных проблем аудируемого предприятия;

- расширение станадартизированных услуг для повышения лояльности клиентов.

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ

Чепурнова Е.И.

В рамках статьи разработаны направления повышения качества конкурентного поведения аудиторской компании на рынке. Приоритетными направлениями являются: повышение профессиональной компетентности при оказании услуги; расширение спектра и повышение востребованности услуг; внедрение стандартов проектного менеджмента; обеспечение трансляции профильного образования и квалификационных аттестатов у непосредственных исполнителей услуги.

Ключевые слова: аудиторские компании, конкурентное поведение, направления.

DIRECTIONS TO IMPROVE THE QUALITY OF COMPETITIVE CONDUCT AUDIT COMPANY IN THE MARKET

Chepurnova E.

Under the direction of articles designed to improve the quality of competitive behavior auditing company in the market. Priority areas include: increasing professional competence in the provision of services, expanding the range and increase the demand for services, introduction of standards ofproject management, provision of broadcasting professional education and qualification certificates from the immediate perpetrators of services.

Keywords: accounting firms, competitive behavior, direction.

При анализе фактора «полнота комплекса услуг» для каждой услуги потребителями выделяется ряд дополнительных ожиданий. Расширение данных услуг возможно только за счет увеличения тру-до- и ресурсоемкости предоставления этих услуг, что отражается

на окончательной стоимости. Фактор «время, затраченное на оказание аудиторской услуги» также является одним и наиболее важных, поэтому оказывает непосредственное влияние на предпочтения потенциального клиента. С другой стороны, для аудиторской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.