УДК 657.6(045)
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ
Амерсланова А.Н., аспирантка кафедры «Аудит и контроль», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской
Федерации»
Аудиторская деятельность сегодняшнего дня все глубже проникает в деятельность аудируемых объектов, анализ рынка аудиторских услуг подтверждает расширение охвата решаемых с помощью аудита задач. «Зона ответственности» современного аудитора расширяется с бухгалтерской (финансовой) отчетности организацийна всю бизнес - систему. Ситуация, сложившаяся на рынке аудиторских услуг, подтверждает, что клиентов современной аудиторской организации все больше интересует текущее и будущее состояние организации, ее успешное функционирование. Изменение потребностей клиентов аудиторских организаций и пользователей отчетности неизбежно ведут к расширению состава аудируемых объектов, форм взаимодействия, развитию методики, процедур, технологий и методик оказания аудиторских услуг, и показателей оценки аудиторской деятельности.
Ключевые слова: качество аудиторских услуг, рынок аудиторских услуг, широкая трактовка аудита, оценка рынка аудиторских услуг
NEW REQUIREMENTS FOR AUDIT SERVICES QUALITY
Amerslanova A., the post-graduate student, Audit and control chair, FSBEI HE «Financial university under the government of the Russian
Federation»
Currently, audit penetrated deeper and deeper into the client's activities. Analysis of the audit services market confirms the extension of coverage solved by auditing tasks. "Area of responsibility" of modern auditor is expanding from the accounting (financial) institutions to the entire business - system. The situation on the audit market, confirms that customers of modern auditing organizations are more interested in the current and future state of the organization, its successful operation. Changing needs of audit firms customers and users inevitably leads to expansion of the audited objects, forms of cooperation, the development of methods, procedures, technologies and methodologies for auditing services and evaluation procedures of audit firms.
Keywords: audit services quality, audit services market, a broad interpretation of the audit, evaluation of audit services market.
Процесс совершенствования организации и управления деятельности организаций в условиях неустойчивости экономики, динамично сменяющихся макроэкономических ситуаций становится непрерывным. Экономическая ситуация, сложившая в России и мире, диктует серьезную потребность в снижении информационного риска. Именно достоверная, достаточная и полная информация позволяет хозяйствующим субъектам принимать эффективные решения, прогнозировать их последствия и снижать предпринимательские риски.
Организации, работающие в сегодняшних рыночных реалиях, уже не могут себе позволить ограничиться только ректроспектив-ным взглядом на жизнь своей организации. Пристальное внимание организаций обращено на анализ текущей ситуации и на прогнозирование будущего их деятельности.Успешное развитие организации приводит к усложнению различных аспектов ее бизнеса, изменению стратегических целей и задач. Постоянное изменение законодательства влечет за собой укрепление позиций таких форм ответственности, как социальная, экологическая и т.д.Появляется необходимость предоставления консолидированной отчетности, заинтересованность в интегрированной отчетности, в отчетности об устойчивом развитии. Отсюда требования и к информации, которая должны быть достоверна, существенна, единообразна, сопоставима, обоснована, представлялась в требуемом объеме и своевременно в соответствии с потребностями пользователей. Таким образом усложнение экономики,развитие законодательства, изменение форм взаимоотношений между хозяйствующими субъектами сопровождается увеличением информационного риска, что поддерживает спрос на услуги современных аудиторских организаций.
Особенностью аудиторского бизнеса является то, что он будет существовать как в условиях кризисной, так и в условиях процветающей экономики.Развитие бухгалтерского учета, информационных технологий, бизнес-систем, систем управления, изменяющиеся и расширяющиеся потребности пользователей аудиторских услуг, являются «источником жизни» аудиторских организаций.Это в свою очередь запускает механизм непрерывного процессасовер-шенствования аудита, расширенияего предметных областей, состава аудируемых объектов, форм взаимодействия с экономическими субъектами, методики, процедур и технологии его проведения, расширения ассортимента оказываемых услуг.
Аудиторская деятельность сегодняшнего дня все глубже проникает в деятельность аудируемых объектов, анализ рынка аудиторских услуг подтверждаетрасширение охвата решаемых с помощью аудита задач.Аудит помимо инструмента, способствующего высокому уровню доверия к данным бухгалтерской (финансовой) отчетности
аудируемых лиц, становится еще и мультизадачным консультантом и наставником.«Зона ответственности» современного аудитора расширяется с бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций на всю бизнес - систему.В течение последних десяти лет рост доходов аудиторских фирм в основном происходил благодаря сопутствующим аудиту услугам и прочим. Происходит изменение роли аудитора.
Обновленные статьи, принятого в 2008 году Федерального закона 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», подтвердили принятие общественностью широкого понимания аудита. Вносимые ежегодно изменения и поправки в данный закон продолжают подтверждать укрепление данной позиции - необходимости полного и глубокого понимания деятельности клиента, серьезного отношения к качеству, полноте, оценке непрерывности деятельности организаций, прогнозированию и т.д. Все эти характеристики, отраженные в законе, относятся уже к широкому пониманию аудита.
Ситуация, сложившаяся на рынке аудиторских услуг, подтверждает, что клиентов современной аудиторской организации все больше интересует текущее и будущее состояние организации, ее успешное функционирование, что подтверждает широкую трактовку аудита - большую привязку аудита к деятельности (бизнес-процессам), а не к отчетности. К аудиту бухгалтерской финансовой отчетности («прошлое») прибавляется аудит интеллектуального капитала («настоящее»), аудит эффективности («настоящее») и стратегический аудит («будущее»). При широком понимании аудиторской деятельности расширяется состав аудируемых объектов, процедур и методологии аудита по сравнению с узкой трактовкой. Аудиторские организации, находясь в рамках законодательства и стандартов аудиторской деятельности все больше оказывают сопутствующие аудиту и прочие услуги. Эти направления способствуют анализу эффективности деятельности организации и координации бизнес-процессов, наращивающих стоимость капитала бизнеса.[2]
В широкой интерпретации аудита налицо расширение задач, которые стоят перед аудиторскими организациями: интерпретация отчетности, составление прогнозных отчетов, оценка возможностей дальнейшего развития на основе сложившегося производственного потенциала и оценки ее финансового состояния, выводы о перспективах развития аудируемого объекта. Исключительно бухгалтерское подтверждение достоверности отчетности уже не может удовлетворить растущие потребности пользователей, которым необходима глубокая оценка достоверности отчетности с точки зрения целесообразности и эффективности совершения сделок и уже на этой основе подтверждение гипотезы о непрерывности деятельности организации, оценка состоятельности бизнеса
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2015 | 67
Рис. 1 Сравнение узкой и широкой трактовки аудита
и всесторонняя помощь его эффективному функционированию и развитию, выявление истинных экономических интересов в деятельности организации (Рис. 1).
Анализируя рынок аудиторских услуг даже за последние 3 года (таблица 1) можно увидеть, что масштабы аудита, как проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности (аудита в узком понимании) снизились, что в очередной раз подтверждает укрепление позиций широкой трактовки аудита.
Перечень реально востребованных услугобусловлены тенденциями развития экономических отношений, организационными структурами, формами собственности, направлениями развития экономических субъектов. Это связано с резким изменением критериев обязательно аудита, а также с ухудшением финансового состояния большого количества организаций-потенциальных и реальных клиентов аудиторских организаций. Достаточно сложная и не всегда предсказуемая экономика меняет состав востребованных услуг, но в целом эти тенденции, которые сейчас закрепились на рынке аудиторских услуг, довольно стабильны. Заказы смещаются в сторону предложений «антикризисных» мер. В настоящий момент наиболее востребованные услуги аудиторских организаций носят стратегический характер, т.е. связаны с предварительным контролем стратегии, бизнес-планов, инвестиционных проектов с позиций проверки полноты учета всех затрат, готовности организации к их реализации, учета всех видов риска.
Как отмечает в своих интервью руководитель Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России Шнейдман Л.З. клиенты стали более требовательными и разборчивыми, что предполагает разработку аудиторами не только четких выводов о финансовом состоянии предприятия и достоверности отчетности, но и определенных рекомендаций по улучшению его учета. Поскольку расходы на аудит становятся серьезным направлением расхода средств, то клиентготов платить только за услуги, которые приносят пользу. [4] В нынешней экономической ситуации клиент вынужден выделять на аудиторские услуги весьма ограниченные финансовые ресурсы и им необходимо тщательно подходить к выбору аудиторских фирм и услуг им необходимых. [5]
По прогнозам экспертов, самыми быстрорастущими направлениями бизнеса и востребованными услугами в аудите и консалтинге будет работа с малым и средним бизнесом, налоговые и юридические услуги, особенно в связи с деофшоризацией, форензик, стратегический аудит и аудит эффективности, услуги в области трансфертного ценообразования останутся такими же востребованными. В нестабильных экономических условиях— интерес потребителей смещается в сторону услуг, направленных на снижение издержек, уменьшение величины и повышения оборачиваемости капитала. Будет расти спрос на консалтинг в области улучшения финансовых и логистических процессов компаний в части их ресурсоемкости, передачи отдельных функций на аутсорсинг (не только бухгалтерских), а также их централизации в рамках общих центров обслуживания.
Изменение потребностей клиентов аудиторских организаций и пользователей отчетности неизбежно ведут к расширению состава аудируемых объектов, форм взаимодействия, развитию методики, процедур и технологий оказания аудиторских услуг. Но при этом неизменным остается требование высокого качества оказываемых услуг. Соответственно требуются серьезные изменения и в оценке качества оказываемых услуг. Необходима оценка качества с точки зрения влияния аудиторской организации на деятельность аудируемых объектов - та польза, которую принесла аудиторская организация клиенту.
В настоящий момент можно выделить следующие группы показателей оценки аудиторского рынка:
1. Структура аудиторского бизнеса;
2. Структура аудиторских услуг;
3. Качество аудиторской деятельности;
4. Влияние на эффективность деятельности аудируемых организаций.
Первая и вторая позиции обеспечены широким кругом показателей, отраженных в аналитических материалах, ежегодно подготавливаемых Министерством Финансов Российской Федерации. Они содержат в себе показатели по следующим группам: по субъектам аудиторской деятельности (с указанием количества, распределения по федеральным округам, по «возрасту» и т.д.); по состоянию рынка аудиторских услуг (динамика доходов аудиторских организаций, их распределение по объему оказанных услуг, по масштабам деятельности); по клиентам аудиторских организаций (количество, распределение по объему выручки, по видам экономической деятельности и т.д.).
Позиция три обеспечена в основном абсолютными аналитическими показателями в статистическом материале по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций и аудиторов (количество внешних проверок, количество контролеров, результативность их деятельности, выявленные нарушения и меры воздей-ствия)и отчете о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
К сожалению, внешние проверки качества сводятсяв основном к проверкесоблюдения требований законодательных и нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, отсюда и некоторая ограниченность показателей. Видится целесообразным при оценке качества аудиторских услуг рассматривать показатели, связанные с анализом типичных ошибок, выявляемых в ходе аудиторской проверки. В настоящий момент обобщением материалов проверок, выделением типичных ошибок и причин их возникновения занимаются методические отделы крупных аудиторских организаций. Затем они выходят с инициативой в саморегулируемые организации аудиторов, Совет по аудиторской деятельности с предложениями по уточнению законодательных материалов, разработки дополнительных методических рекомендаций к действующим нормативным актам.Более широкое обсуждение результатов проверок и систематизации ошибок с
68 ТЯАШРОЯТ ВиЗШЕББ Ш ЯШВТА | №5 2015 |
Таблица 1 Анализ структуры выручки аудиторских организаций за 3 года [6,7,8]
Вид услуг 2012 2013 2014 Динамика
Аудит 33% 32% 30%
Финансовый консалтинг 13% 13% 14% тг
Юридический консалтинг 7% 7% 8% хт
Налоговый консалтинг 12% 12% 12%
ИТ консалтинг 10% 11% 15% -СГ
Оценочная деятельность 11% 9% 9%
Стратегический консалтинг 5% 7% Нет данных
Аудит финансовых институтов 2% 2% Нет данных "СГ
Другие консалтинговые услуги 6% 8% 13% ТУ
учетом всех требований конфиденциальности было бы полезно как для аудиторских организаций, так и для аудируемых лиц и могло бы способствовать повышению заинтересованности проводить инициативный аудит. Для обеспеченияширокого обсуждения было бы целесообразно дополнить форму федерального статистического наблюдения №2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности», представляемой аудиторской организацией в Министерство финансов Российской Федерации соответствующей таблицей, раскрывающей типичные ошибки и включить показатели по данному направлению в аналитический материал «Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации», размещаемого на сайте Минфина России.
Показатели по четвертой позиции - оценке влияния аудиторских услуг на эффективность деятельности аудируемых организаций позволили ли бы понять и оценить, какой эффект получит клиент от использования услуг аудиторской организации - будет ли это вовремя выявленная ошибка, которая предотвратит начисление штрафов и пеней, или это может быть предупреждение нерационального использования ресурсов за счет своевременного внесения корректировок в учетную политику, или это будут найденные аудитором резервы и направления совершенствования системы управления в организации. Показатели оценки «эффекта» от использования аудиторских услуг позволят оценить целесообразность и нужность этих услуг клиенту и в то же время помогут аудиторским организациям при расчете стоимости оказываемых услуг.
Повышение требований к качеству аудита, изменения рынка аудиторских услуг и повышения требований к аудиторским выводам со стороны пользователей отчетности определяют широкий подход к трактовке аудита и предполагают расширение направлений кон-
троля за качеством аудиторских услуг и деятельностьюаудиторских организаций.
Литература:
1. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития: монография/ Р.П. Булыга, М.В. Мельник; под ред. Р.П. Булыги. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013
2. Булыга Р.П. Аудит бизнеса как стратегическое направление развития аудиторской деятельности. / Булыга Р.П. // Аудитор. -2013. - №8
3. Булыга Р.П.Становление и развитие стратегического аудита / Булыга Р.П. // Аудитор. - 2014. - №4
4. Шнейдман Л.З. Часть аудиторов паразитировала на обязательном аудите / Л.З. Шнейдман //Аудит и консалтинг. - 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:Ьйр://'№№й'.коттегеап1:. тМос/2318489(дата обращения: 15.09.2015)
5. Шнейдман Л.З. Надо отделять полезное для рынка от шелухи / Л.З. Шнейдман //Аудит и консалтинг. - 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:М1р:/^№й'.коттегеап1:.гиМос/2598335(дата обращения: 15.09.2015)
6. Эксперт РА «Российский аудит», 2012 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://raexpert.ru/ratmgs/auditors/2012/дата обращения 15.09.2015
7. Эксперт РА «Российский аудит», 2013 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/auditors/2013/ дата обращения 15.09.2015
8. Эксперт РА «Российский аудит», 2014 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/auditors/2014/ дата обращения 15.09.2015
ТКЛШРОКТ БШШБББ Ш КШБТЛ | №5 2015 | 69