Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭТАПОВ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ'

АНАЛИЗ ЭТАПОВ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные операции / воздушный транспорт / таможенные органы / таможенное декларирование / предварительное информирование / выпуск товаров / customs operations / air transport / customs authorities / customs Declaration / preliminary information / release of goods

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.О. Ребрина, И.В. Полухин

На сегодняшний день в рамках роста товарооборота через таможенную границу Евразийского экономического союза возрастает роль воздушного транспорта как самого быстрого способа трансграничного перемещения товаров с одной страны в другую. В данной статье рассматриваются этапы совершения таможенных операций таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза воздушным транспортом. Выявлены основные направления совершенствования таможенных операций. Помимо этого, в работе предложены основные пути решения рассмотренных в процессе исследования проблем, которые увеличат результативность деятельности таможенных органов в рамках предоставления таможенных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STAGES OF CUSTOMS OPERATIONS PERFORMED BY CUSTOMS AUTHORITIES WHEN GOODS ARE TRANSPORTED ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION BY AIR

Today, as part of the growth of trade turnover across the customs border of the Eurasian economic Union, the role of air transport as the fastest way of cross-border movement of goods from one country to another is increasing. This article discusses the stages of customs operations performed by customs authorities when goods are transported across the customs border of the Eurasian economic Union by air. The main directions of improving customs operations are identified. In addition, the paper suggests the main ways to solve the problems considered in the study, which will increase the effectiveness of customs authorities in the provision of customs services.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭТАПОВ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

УДК 339.543

АНАЛИЗ ЭТАПОВ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ

В. О. Ребрина Научный руководитель - И. В. Полухин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: rebrina98@bk.ru

На сегодняшний день в рамках роста товарооборота через таможенную границу Евразийского экономического союза возрастает роль воздушного транспорта как самого быстрого способа трансграничного перемещения товаров с одной страны в другую. В данной статье рассматриваются этапы совершения таможенных операций таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза воздушным транспортом. Выявлены основные направления совершенствования таможенных операций. Помимо этого, в работе предложены основные пути решения рассмотренных в процессе исследования проблем, которые увеличат результативность деятельности таможенных органов в рамках предоставления таможенных услуг.

Ключевые слова: таможенные операции, воздушный транспорт, таможенные органы, таможенное декларирование, предварительное информирование, выпуск товаров

ANALYSIS OF STAGES OF CUSTOMS OPERATIONS PERFORMED BY CUSTOMS AUTHORITIES WHEN GOODS ARE TRANSPORTED ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION BY AIR

V.O. Rebrina Scientific supervisor - I.V Polukhin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: rebrina98@bk.ru

Today, as part of the growth of trade turnover across the customs border of the Eurasian economic Union, the role of air transport as the fastest way of cross-border movement of goods from one country to another is increasing. This article discusses the stages of customs operations performed by customs authorities when goods are transported across the customs border of the Eurasian economic Union by air. The main directions of improving customs operations are identified. In addition, the paper suggests the main ways to solve the problems considered in the study, which will increase the effectiveness of customs authorities in the provision of customs services.

Keywords: customs operations, air transport, customs authorities, customs Declaration, preliminary information, release of goods

На сегодняшний день постоянно и динамично развиваются международные перевозки, что требует совершенствования деятельности таможенных органов в рамках современных реалий.

Таможенные услуги, предоставляемые таможенными органами Российской Федерации -это государственные услуги в области таможенного дела, при этом, предоставление каждой государственной услуги таможенными органами осуществляется в соответствии с административными регламентами, утверждаемыми отдельными приказами Федеральной таможенной службы России [4].

Государственные услуги в области таможенного дела - это таможенные услуги, которые предоставляются таможенными органами Российской Федерации.

Каждая таможенная услуга - это таможенная операция, которая совершается таможенными органами Российской Федерации, но если понятие таможенной операции закреплено на межгосударственном уровне (комплекс действий, совершаемых таможенными органами стран-участниц Евразийского экономического союза исходя из положений действующего таможенного законодательства, как международного, так и национального), то понятие таможенной услуги нет, и его нормативно-правовой регламентации не существует, но данное понятие прямо вытекает из норм таможенного законодательства [5].

В рамках этого необходимо определить понятие таможенной услуги.

Так, таможенные услуги - это все виды деятельности, которые реализуются специальными таможенными инструментами в целях повышения потребительской полезности сферы внешнеэкономической деятельности для государства и участников внешнеэкономической деятельности [3].

Таким образом, таможенные органы Российской Федерации - это государственное учреждение, которое поставляет услуги в области таможенного дела, как государству, так и участникам внешнеэкономической деятельности в форме совершения таможенных операций, с помощью которых осуществляется результативное содействие внешнеторговой деятельности, которое приводит к ускорению и упрощению совершения таможенных процедур.

Вид транспорта - это решающий фактор выбора комплекса таможенных операций, которые будут совершаться таможенными органами Российской Федерации в рамках предоставления таможенных услуг.

В рамках того, что ежегодное количество международных воздушных перевозок в Российской Федерации увеличивается (за последние 3 года на 24%), существует необходимость совершенствования процесса совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска в связи со следующими обстоятельствами:

а) рост воздушных перевозок;

б) рост товарооборота;

в) перенос акцента таможенного контроля с текущего на последующий, что приводит к необходимости увеличения качества проведения текущего таможенного контроля.

Помимо этого, совершенствование таможенных операций при перемещении товаров воздушным видом транспорта обусловлено и тем, что воздушный транспорт на сегодняшний день выбирается участниками внешнеэкономической деятельности по такому критерию как скорость перемещения товаров.

Рассматривая таможенные операции в качестве таможенных услуг, совершаемых в воздушных пунктах пропуска, можно их разделить на два основных вида:

- услуги, оказываемые государству;

- услуги, оказываемые участникам внешнеэкономической деятельности [3].

В момент ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза конечный результат и конечная таможенная операция для участника внешнеэкономической деятельности - это выпуск товаров, а для государства - контроль соблюдения положений таможенного законодательства [4].

При вывозе товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза воздушным видом транспорта основным результатом оказания таможенных услуг для участника внешнеэкономической деятельности является разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, а для государства - это контроль фактического вывоза товаров за пределы Евразийского экономического союза.

Рассматривая этапы совершения таможенных операций в воздушных пунктах пропуска при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, можно их разделить на несколько следующих уровней:

1. Предварительное информирование таможенных органов.

Этап предварительного информирования - это обязательный этап совершения таможенных операций в рамках перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза воздушным видом транспорта, что прямо установлено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 апреля 2018 г. № 62 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом» [2].

Предварительная информация представляется в виде электронного документа, что прямо установлено статьей 11 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [1].

На этапе предварительного информирования, перевозчик представляет в таможенный орган предварительную информацию, которую, в свою очередь, принимает от таможенного органа, который присвоил ей уникальный идентификационный номер.

При этом, таможенный орган может и отказать в принятии предварительной информации.

Если таможенный орган принял предварительную информацию, то он ее использует для принятия предварительных решений в области проведения таможенного контроля, применения форм таможенного контроля и мер, которые обеспечивают его проведение, для подготовки решений о разгрузке воздушных судов.

На данном этапе взаимодействие осуществляется только между перевозчиком и таможенным органом.

2. Прибытие товаров.

Прибытие товаров в воздушный порт - это факт прибытия товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, о чем перевозчик уведомляет таможенный орган.

На данном этапе взаимодействие осуществляется только между перевозчиком и таможенным органом.

3. Временное хранение товаров.

До того момента как товары будут выпушены таможенным органом, либо он выдаст разрешение на убытие товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, товары, доставленные воздушным транспортом помещаются на временное хранение.

Стоит отметить, что это не обязательный этап совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, при условии, что уже подана и зарегистрирована таможенная декларация [4].

Этап временного хранения включает в себя предоставление перевозчиком в таможенный орган документов для временного хранения, таможенный орган их регистрирует, выдает подтверждение о регистрации (на сегодняшний день все осуществляется в электронном виде), затем товар помещается на склад временного хранения перевозчиком, о чем владелец склада временного хранения уведомляет таможенный орган.

После того как таможенный орган выпускает товар, об этом он информирует владельцев склада временного хранения в электронном виде, и товар выдается его владельцу.

В рамках данного этапа совершается взаимодействие между таможенным органом и перевозчиком, таможенным органом и владельцев склада временного хранения и между перевозчиком и владельцем склада временного хранения [5].

4. Таможенное декларирование товаров и транспортных средств международной перевозки.

Все товары, которые перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза подлежат таможенному декларированию, а так же транспортные средства, которые являются средством международной перевозки.

На данном этапе декларант подает таможенную декларацию (декларацию на товары, а перевозчик таможенную декларацию на воздушное транспортное средство), таможенный орган проверяет поданную таможенную декларацию, регистрирует ее (или отказывает в ее регистрации), таким образом, взаимодействие осуществляется между таможенным органом и декларантом [3].

5. Выпуск товаров.

Выпуск товаров - это обязательный этап совершения таможенных операций, в результате которого таможенные органы выпускают товары и заинтересованные лица вправе использовать их в своих целях, но в рамках таможенной процедуры, которая заявлена в таможенной декларации.

На данном этапе таможенный орган либо принимает решение о выпуске товаров, либо об отказе в таком выпуске (о приостановлении выпуска товаров), в результате чего взаимодействует таможенный орган и декларант.

Таким образом, при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным видом транспорта, совершается 4 обязательных таможенных операции - это предварительное информирование, прибытие товаров, таможенное декларирование и выпуск товаров.

При вывозе товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза воздушным видом транспорта совершается только три базовые таможенные операции - это таможенное декларирование товаров, выпуск товаров и их убытие за пределы Евразийского экономического союза [5].

Таможенное декларирование и выпуск товаров совершаются в том же порядке и в том же алгоритме, что и при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза

Убытие товаров - это таможенная операция, при которой перевозчик предоставляет в таможенный орган пакет документов в электронном виде, а таможенный орган выдает разрешение на убытие товаров.

Здесь взаимодействие осуществляется между таможенным органом и перевозчиком.

Рассматривая вышеуказанные процессы совершения таможенных операций на воздушном виде транспорта и анализируя действия участников процесса международной перевозки товаров воздушным транспортом, можно отметить, что существует проблема двусторонности отношений, то есть на каждом этапе таможенный орган взаимодействует только с одной стороной таможенных правоотношений, и никакая другая (третья) сторона не может принимать участие в таком взаимодействии, то есть процесс онлайн-режима совершения таможенных операций для других лиц недоступен.

Например, если таможенный представитель представляет интересы участника внешнеэкономической деятельности на всей линии совершения таможенных операций, то участник внешнеэкономической деятельности - собственник товаров не может видеть процесса совершения таможенных операций, что негативно отражается на скорости совершения таможенных операций, что является на текущий момент одним из показателей качества предоставления таможенных услуг, особенно в воздушных пунктах пропуска в связи со спецификой перемещения товаров данным видом транспорта [4].

Помимо этого, в ходе осуществления таможенных операций в пунктах пропуска воздушного транспорта, таможенные органы так же взаимодействуют с другими государственными и контролирующими органами, которые так же носят двусторонний

характер (например, таможенный орган-правоохранительный орган, таможенный орган -Россельхознадзор), что так же негативно отражается на скорости совершения таможенных операций и качестве предоставления государственных услуг таможенными органами.

Поскольку на сегодняшний день ускорение совершения таможенных операций - это одна из задач деятельности таможенных органов, а перевозки товаров ежегодно увеличиваются воздушным транспортом, необходимо ускорять процессы взаимодействия на каждом этапе совершения таможенных операций, в рамках чего необходимо развивать многостороннее взаимодействие между таможенными органами и всеми заинтересованными лицами, что существенно ускорит процесс выпуска товаров как конечный результат совершения таможенных операций.

Помимо этого, необходимо минимизировать время, которое затрачивается на переход от одного этапа к другому.

При этом разработка методов, инструментов и технологий совершенствования таможенных операций в воздушных пунктах пропуска в контексте указанных выше направлений может позволить в целом ускорить процесс представления таможенных услуг в воздушных пунктах пропуска, тем самым повысив качество их предоставления.

Библиографические ссылки

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: Приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза - Москва : Юрайт, ред. от 11.04.2017. - 508 с.

2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 апреля 2018 г. № 62 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом» / Портал Альта-Софт. - URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18kr0062/ (дата обращения - 23.03.2020).

3. Бакаева О.Ю. Таможенное право: учеб. пособие для вузов по специальности и направлению подгот. «Юриспруденция».- 2-е изд. / О. Ю. Бакаева; отв. ред. О. Ю. Бакаева -Москва : Норма, 2018. - 511 с.

4. Селезнев В.И. Таможенный контроль: проблемы и перспективы // Таможня. - 2018. -№ 7 (432). - С. 9-21.

5. Халипов C.B. Таможенное право: вопросы и ответы. /Халипов C.B.- Москва: ИД «Юриспруденция», 2019. - 176 с.

© РебринаВ. О., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.