Научная статья на тему 'Анализ эмпирического исследования по формированию этнопсихологической компетентности руководителей территориальных ОВД'

Анализ эмпирического исследования по формированию этнопсихологической компетентности руководителей территориальных ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ / ETHNOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE / HEADS OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / THE PROGRAM OF FORMATION OF ETHNOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE / STUDY RESULTS ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Биче-Оол С.Ш.

Рассматривается проблема развития межнациональных отношений на уровне территориальных ОВД, для преодоления которой была разработана программа по формированию этнопсихологической компетентности руководителей ОВД. Освещаются основные разделы программы и проведенное эмпирическое исследование. Анализ результатов исследования показал результативность программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Биче-Оол С.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of empirical research on ethnopsychological formation of competence heads of territorial police department

This article addresses the issue of the development of international relations at the level of regional police department, to overcome which the program for the formation of ethno-psychological competence of the heads of department of internal affairs was developed. Highlights the main sections of the program and conducted an empirical study. The above survey results analysis showed the effectiveness of the program.

Текст научной работы на тему «Анализ эмпирического исследования по формированию этнопсихологической компетентности руководителей территориальных ОВД»

УДК: 316.6 ББК: 88

АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОВД

СЮЗАННА ШАНГЫЙЛАНОВНА БИЧЕ-ООЛ,

адъюнкт кафедры «Психологии, педагогики и организации работы с кадрами» Академии управления МВД России E-mail: aidjs02@gmail.com Научный руководитель: доктор психологических наук,

доцент В.В. Вахнина Научная специальность 19.00.05 — социальная психология

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается проблема развития межнациональных отношений на уровне территориальных ОВД, для преодоления которой была разработана программа по формированию этнопсихологической компетентности руководителей ОВД. Освещаются основные разделы программы и проведенное эмпирическое исследование. Анализ результатов исследования показал результативность программы.

Ключевые слова: этнопсихологическая компетентность, руководители органов внутренних дел, программа формирования этнопсихологической компетентности, анализ результатов исследования.

Annotation. This article addresses the issue of the development of international relations at the level of regional police department, to overcome which the program for the formation of ethno-psychological competence of the heads of department of internal affairs was developed. Highlights the main sections of the program and conducted an empirical study. The above survey results analysis showed the effectiveness of the program.

Keywords: ethnopsychological competence, heads of internal affairs agencies, the program of formation of ethnopsychological competence, study results analysis.

На современном этапе развития российской государственности особое значение приобретают прак-тико-прикладные этнопсихологические исследования, направленные на сплочение общества на основе патриотизма как главного связующего звена граждан Российской Федерации. Важность данной задачи показывает принятие в 2012 году основополагающего документа - Стратегии государственной национальной политики, которое ознаменовало начало нового этапа развития российского гражданского общества. Следующим шагом явилось создание в апреле 2015 года Федерального агентства по делам национальностей.

На актуальность межнационального согласия указал в своем выступлении В. Путин 31 октября 2016 года, в Астрахани, на заседании Совета по межнациональным отношениям, посвящённое актуальным вопросам реализации Стратегии государственной национальной политики России. Отмечая огромный положительный опыт, достигнутый в реализации Стратегии (к насто-

ящему моменту почти 80 % граждан страны считают отношения между людьми разных национальностей доброжелательными или нормальными, в том время как по результатам опросов предыдущих лет, давали такую оценку только 55 % граждан), тем не менее В. Путин указывает на необходимость планомерной, настойчивой, целеустремленной просветительской и организационной работы в данном направлении, на недостаточность профессионально подготовленных, грамотных специалистов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, о требовании времени к разработке и принятии профессионального стандарта для подготовки таких специалистов.

Частичная попытка решения стратегической задачи в области межэтнических отношений, обозначенной Президентом Российской Федерации В. Путиным, предпринята в практико-ориентированном диссертационном исследовании по теме «Формирование этнопсихологической компетентности руководителей

территориальных ОВД».

В эмпирической части указанной научной работы проведены констатирующий, формирующий эксперименты по определению уровня развитости навыков самопознания и саморефлексии. При диагностике использовались следующие методики: диагностический тест отношения (ДТО), тест «Культурно-ценностный дифференциал) КЦД, опросник К.Томаса, направленный на выявление репертуара поведенческих тенденций в конфликтных ситуациях; самоконтроль (оценка самоконтроля М. Снайдера); саморегуляция в общении, межкультурная чувствительность и толерантность (методика диагностики коммуникативной толерантности В.В. Бойко); определение уровня рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева).

Формирующий эксперимент проводился в течение 1 полугодия 2016 года на базе Центра профессиональной подготовки МВД по Республике Тыва, а также в ходе плановых обследований служебных коллективов органов внутренних дел по Республике Тыва. Общее количество руководителей территориальных ОВД по Республике Тыва всех должностных категорий, принявших участие в формирующем эксперименте составило 212 руководителей. Из общего числа было выделено две группы: экспериментальная и контрольная каждая из который включает в себя примерное количество руководителей.

Анализ результатов формирующего эксперимента показывает следующее: в результате целенаправленной работы по формированию этнопсихологической компетентности руководителей ОВД удалось добиться улучшения показателей по следующим выделенным факторам.

При диагностике уровня коммуникативной толерантности в конце опытно-экспериментальной работы заметно, что показатели уровня толерантности руководителей стали выше и в экспериментальной — на 9,6 %, и в контрольной — на 3,2 % (рис. 1), но в экспериментальной группе результаты существенно лучше, чем в контрольной (в 3 раза).

Экспериментальная группа Контрольная группа

Экспериментальная группа Контрольная группа

Анализ сравнительных данных диагностики коммуникативной толерантности экспериментальной и контрольной групп показывает снижение признаков интолерантности в экспериментальной группе на 13,1

% в сравнении с данными контрольной группы.

Самоконтроль в общении является важным качеством руководителя органов внутренних дел. В результате усиления специального внимания этому качеству на занятиях, удалось значительно повысить уровень самоконтроля испытуемых.

Высокого уровня самоконтроля добились 54,2 % испытуемых экспериментальной группы против 41,3 % — контрольной группы. В начале исследования соответственно эти показатели были 35,6% и 39,2%. На этом уровне изменения в контрольной группе произошли в незначительной степени. Па среднем уровне самоконтроль в экспериментальной группе остался практически на прежнем уровне — 36,2% (в начале — 35,6%), а в контрольной группе несколько вырос — с 32,3% до 35,4%; на низком уровне произошли значительные изменения в экспериментальной группе — 9,6% (было 28,8%), а в контрольной группе — некоторое снижение (с 28,5% до 23,3%). Сравнительные данные по самоконтролю испытуемых в начале и конце опытно-экспериментальной работы представлены на рис.2.

Что касается способов реагирования в конфликтных ситуациях, то опытно-экспериментальная работа привела к заметным их изменениям. В экспериментальной группе сотрудничество как способ разрешения конфликта стали рассматривать 35,1% испытуемых (было 24,2%), в контрольной группе — 24,7% (было 20,5%); компромисс: в экспериментальной группе — 28,2% (было 19,5%), в контрольной группе — 23,9% (было 15,8%). Следует отметить, что при тестировании по методике К.Н. Томаса разрешалось отмечать 2 или 3 способа разрешения конфликта.

Сдвиг в способах реагирования в конфликтных ситуациях в лучшую сторону наглядно виден на рис.3.

Сравнение результатов обследования позволяет отметить, что опытно экспериментальная работа по формированию этнопсихологической компетентности руководителей ОВД в экспериментальной группе оказалась достаточно эффективной.

Выбранные диагностические методики направлены на выявление факторов, затрудняющих одну из основных функций управленческой деятельности — коммуникативную функцию, как основного средства взаимодействия руководителя с подчиненными. Развитые навыки конструктивной коммуникации у руководителя особенно важны в управлении межэтнического взаимодействия в подчиненном ему служебном коллективе, и являются основой оптимизации социально-психологического климата и профилактики возникновения конфликтных ситуаций в подразделении.

Применение в опытно-экспериментальной работе вышеуказанных методик показывает на значительное уменьшение затрудняющих факторов в экспериментальной группе в сравнении с контрольной группой. Это свидетельствует о том, что позитивный сдвиг в формировании этнопсихологической компетентности испытуемых экспериментальной группы обеспечен главным образом воздействием проведенных занятий.

Таблица 1

Сравнительные данные диагностики коммуникативной толерантности экспериментальной и контрольной групп

№ Признаки интолерантности Экспериментальная группа Контрольная группа

1 Неприятие или непонимание индивидуальности человека 5,7 6,3

2 Использование себя в качестве эталона при оценке других 4,7 5,4

3 Категоричность или консерватизм в оценках людей 4,2 6,5

4 Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с несвойственным вам поведением партнеров 4,1 5,3

5 Стремление переделать, перевоспитать партнеров. 3,4 5,9

6 Стремление «подогнать партнера под себя», сделать его удобным 3,5 5,3

7 Неумение прощать другому ошибки, непреднамеренно причиненные вам неприятности 4,2 4,7

8 Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера 2,6 4,6

9 Неумение приспосабливаться к партнерам 3,4 4,6

Всего 35,8% 48,6%

Экспериментальная группа Контрольная группа

Рнс.З Сравнительные данные по вэмевевню способов реагирования Еспьпуемых в конфликтных ситуациях

■ вначале ивконце

ао.осй 35 до»

Экспериментальная группа Контрольная группа

Литература

1. Авдеева М.В. Межкультурная коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел в сфере международного сотрудничества: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., Академия управления МВД России, 2007 г.

2. Н.Е. Варшавская, Н.А. Кочергина. Формирование этнопсихологической компетентности будущего учителя. — ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск, 2013 г.

3. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.

4. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие полиэтнической компетентности субъектов образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. — Санкт-Петербург, Северо-Западная академия гос.службы, 2011 г., С. 17, 41-49.

5. Ооржак Л.Н. Этнопсихологические особенности сотрудников и их учет в работе с личным

составом органов внутренних дел: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., Академия управления МВД России, 2005 г.

6. Софьина В.Н. Системный подход к анализу структуры профессиональной компетентности выпускника вуза//Известия РГПУ им. А.И. Герцена — выпуск № 128 — 2010.

7. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения [Текст]//Пе-дагогика. № 2, 1997

8. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания. — 2007. — № 3 — С. 67-68

9. Этнокультурная компетентность педагогов: сущность, компоненты, развитие: Монография: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH CO.KG, 2012. — 409с.

10. Заседание Совета по межнациональным отношениям, посвящённое актуальным вопросам реализации Стратегии государственной национальной политики России, 31 октября 2016 года, Астрахань

Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность»; под редакцией И.А. Калиниченко. ЮНИТИ-ДАНА 2017.

Рассматриваются проблемы психологии профессиональной деятельности для сотрудников полиции. Даются психологическая характеристика следственной деятельности, профессиографическое описание деятельности участкового уполномоченного полиции.

Анализируются психологические особенности предварительного расследования. Уделяется внимание криминальной психологии и особенностям судопроизводства по уголовным делам. Самостоятельная глава посвящена судебно-психологической экспертизе.

Психология

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.