Дальнейший этап нашего исследования связан с задачей рассмотрения корреляционных связей между показателями адаптации и психологических защит, а также симптомов эмоционального выгорания. Адаптация имеет отрицательную зависимость с замещением (r=-0,24; p<0,05), то есть при снижении адаптивных способностей наиболее часто используется механизм психологической защиты - замещение. Также имеется отрицательная корреляционная зависимость между нервно-психической устойчивостью (шкала «Адаптации») и симптомом эмоционального выгорания напряжением (r= -0,21; p<0,05) и резистенции (r= -0,19; p<0,05), что свидетельствует о том, что при снижении нервнопсихической устойчивости начинает формироваться эмоциональное выгорание, возникает неудовлетворенность собой, редукция профессиональных обязанностей и расширение сферы экономии эмоции. Между симптомами эмоционального выгорания и механизмами психологических защит выявлена положительная корреляционная зависимость. Обнаружена устойчивая связь между напряжением и резистенцией (r= 0,18; p<0,05), а также проекцией (r=0,21; p<0,05), то есть при повышении напряжения в виде психологической защиты выступают регрессия и проекция. Резистенция связана с проекцией (r= 0,18; p<0,05) и гиперкомпенсацией (r=0,21; p<0,05), то есть при сопротивлении истощению сотрудники используют такие защиты, как проекция и гиперкомпенсация. Истощение имеет положительную корреляционную зависимость с проекцией (r=0,28; p<0,05), регрессией (r=0,17; p<0,05) и гиперкомпенсацией (r=0,24; p<0,05).
Таким образом, сотрудники МВД продолжительное время были хорошо адаптированы к напряженным условиям профессиональной деятельности. Нами установлено, что наибольшая часть сотрудников не подвержена синдрому эмоционального выгорания. Только у 6% сотрудников наблюдаются некоторые симптомы эмоционального выгорания, что связано с индивидуальнопсихологическими особенностями личности, внешними факторами, которые играют значительную роль в психоэмоциональном состоянии человека. Они используют в качестве механизмов психологической защиты рационализацию, отрицание и компенсацию. Сотрудники МВД в стрессовой ситуации свое поведение направляют на рациональное решение задач, так как даже незначительная ошибка в процессе деятельности может стоить им жизни.
Работа правоохранительных органов связана с многочисленными переживаниями и нервными потрясениями. Это нередко приводит к стрессовым состояниям и даже неврозам. Сотрудникам милиции после долговременного нахождения в состоянии повышенного эмоционального напряжения оказывается интенсивная медико-психологическая помощь, направленная на их успешную адаптацию к нормальным условиям жизнедеятельности и подготовку к повторной командировке в горячие точки.
Литература
1. Проведение медико-психологической реабилитации сотрудников ОМОН, принимавших участие в выполнение служебно-боевых задач в Северо-Кавказком регионе и особых условиях: метод. рекоменд. / под ред. М.И. Марьина, Н.И. Мягких, Г.В. Шутко, Л.А. Шиловой - М., 2004.
2. Как избавиться от стресса и повысить свою психологическую устойчивость: метод. пособие / под ред. Х.М. Алиева, М.Н. Хоменко, К.А. Егорова. - М.: УОРЛС ДКО МВД России, 2006.
3. Краткий психологический словарь. - Ростов н/Д, 1998.
Васильева Ирина Александровна - аспирант кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ). E-mail: [email protected]
Vasilyeva Irina Alexandrovna - postgraduated student of general and social psychology department of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: [email protected]
УДК 159.922.4 В.Ш. Очиров
ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ (НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛЬНОГО БАТАЛЬОНА ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ)
Статья посвящена исследованию этнической толерантности сотрудников правоохранительных органов. Автор считает актуальным изучение особенностей толерантного поведения у сотрудников правоохранительных органов как основы для создания практико-ориентированной программы с целью их этнопсихологической подготовки.
Ключевые слова: этническая толерантность, правоохранительные органы, этнопсихологический тренинг личности, этнопсихологическая подготовка.
V.Sh. Ochirov
FEATURES OF ETHNIC TOLERANCE OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS (ON THE EXAMPLE OF STAFF OF SEPARATE BATTALION OF MIA PATROL SERVICE
IN THE REPUBLIC OF BURYATIA)
The article deals with ethnic tolerance of law enforcement officials. The author considers it urgent to study the features of tolerant behavior of law enforcement officers as a basis for creating practical-oriented program with intent of their ethnic-psychological training.
Keywords: ethnic tolerance, law enforcement agencies, ethnic-psychological training of personality, ethnic-psychological training.
Проблема этнической толерантности сотрудников правоохранительных органов стоит перед многими полиэтничными регионами. Не исключением является и Республика Бурятия, на территории которой проживает более 100 этносов. Этническая толерантность является одной из важнейших характеристик межэтнических отношений, а сотрудники правоохранительных органов, в частности сотрудники УФМС, УГИБДД, ОБППСМ , имеют непосредственные контакты с представителями различных национальностей местного населения. Поэтому одним из важнейших качеств, которые должно быть присущи сотрудникам правоохранительных органов, является этническая толерантность -умение терпимо, с пониманием относиться к людям других национальностей, к их обычаям, традициям, культуре и образу жизни.
Во многом толерантность по отношению к представителям других национальностей зависит от знания сотрудниками культуры народа, проживающего на вверенной им территории. Поэтому от милиционеров, находящихся в непосредственном контакте с населением, сегодня требуется не только профессиональная компетентность, но и понимание национальной и религиозной специфики разных народностей.
В социальной психологии толерантность понимается, прежде всего, как терпимость к каким-либо отличиям - этническим, национальным, религиозным, расовым и др. (Д. Бродский, А Гербер, Л.М. Дробижева, Е.Г. Луковицкая, Н.В. Мельденгауэр, Г.У. Солдатова, В.Ф. Петренко и другие). Следует отметить, что в большинстве публикаций отражается практика воспитания толерантности, поэтому данная проблема все чаще освещается на страницах современной психолого-педагогической литературы [3]. Несмотря на повышенный интерес исследователей к проблеме толерантности в самых разных ее аспектах, проблема этнической толерантности в профессиональной деятельности в целом и в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов в частности еще недостаточно изучена. В связи со сказанным представляется актуальным изучение особенностей толерантного поведения у сотрудников правоохранительных органов как основы для создания практикоориентированной программы с целью их этнопсихологической подготовки.
Отметим, что межличностная этническая толерантность как профессионально важное качество специалистов понимается нами, с одной стороны, как показатель профессионализма и зрелости личности, сферой деятельности которой является взаимодействие в рамках «человек - человек», с другой стороны, как конструируемая в процессе этнопсихологической подготовки личности.
В современной психологической литературе понятие «этнопсихологическая подготовка» отсутствует, хотя ученые и специалисты используют его в своих работах в том или ином контексте. В последние годы в отечественной психологии появилось достаточно большое количество работ, посвященных теории и практике обучения межкультурной коммуникации (Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефанен-ко, О.В. Лунева, Т.Ц. Тудупова).
В общем виде эти исследования можно охарактеризовать следующим образом: адаптация к новой культурной среде и раскрытие подходов к проблеме подготовки к межэтническому общению, рассмотрение теоретико-методологических и методических особенностей проведения межкультурного тренинга для взрослых, межкультурный диалог в школе, психологическая подготовка иностранных слушателей к общению с русскими, тренинг толерантности для подростков, формирование межкультурной толерантности. Между тем проблема этнопсихологической подготовки личности нуждается в дальнейшей углубленной разработке, в силу того что отмечается значительное отставание уровня
*
УФМС - Управление федеральной миграционной службы, УГИБДД - Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения, ОБППСМ - Отдельный батальон патрульно-постовой службы милиции.
подготовки современной личности от тех запросов, которые предъявляет полиэтническая действительность. Обнаруживается явное противоречие между уровнем этнопсихологической подготоленно-сти личности и динамическими изменениями нашего общества в плане интенсификации межэтнических контактов. Одним из путей решения этой проблемы является определение научно обоснованных средств и методов организации этнопсихологической подготовки современных специалистов к толерантному общению.
Особую важность проблема этнопсихологической подготовки личности приобретает в правоохранительной сфере, поскольку одним из важнейших направлений деятельности по гармонизации межнациональных отношений и созданию толерантной среды является совершенствование правового регулирования и правоприменительной практики в области межэтнических взаимодействий, повышение уровня компетентности сотрудников правоохранительных органов в вопросах миграционной и национальной политики, способах формирования толерантной среды.
Учет этнопсихологических факторов является важной предпосылкой повышения эффективности деятельности органов внутренних дел и представляет собой процесс использования специальных знаний и навыков, которые следует формировать у сотрудников правоохранительных органов. Уважение национальной культуры, традиций, обычаев наций и народов - важное условие правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Правоохранительные органы должны поставить перед собой задачу формирования культуры межличностных отношений, которая представляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества, взаимообо-гащающихся и творчески развивающихся в процессе деятельности. Одним из основных элементов такой подготовки является этнопсихологическая подготовка личности к толерантным межэтническим контактам.
Одним из немаловажных факторов эффективности работы правоохранительных органов, силовых структур по профилактике экстремизма и дискриминации на расовой, национальной и религиозной почве является повышение уровня доверия в отношениях правоохранительных органов и этнических сообществ. Это, в частности, относится к строгому соблюдению требований закона при найме на работу и использовании труда этнических мигрантов, улучшению работы органов внутренних дел, осуществляющих их регистрацию и учет занятости, предупреждению дискриминации по этническому признаку в сфере трудовых отношений, профилактике экстремизма и противодействию ксенофобии, прежде всего, в молодежной среде. Другим важным фактором эффективности работы является этнически толерантное сотрудничество правоохранительных органов с общественными организациями, представляющими ту или иную общность в целях взаимной помощи. Необходимо совершенствование профессиональных навыков сотрудников органов правопорядка, работающих с представителями этнических меньшинств, а также занимающихся расследованиями правонарушений и преступлений на почве этнической и религиозной нетерпимости. Насущной задачей является также информирование населения, в первую очередь из числа иностранных граждан, о необходимости соблюдения мер безопасности.
Реальная практика отношений между представителями различных этнических общностей в системе правоохранительных органов требует всестороннего исследования и изучения ряда этнопсихологических феноменов и закономерностей, которые являются следствием межнационального взаимодействия. Исследовать эти феномены - значит выявить сущностные характеристики психики того или иного этноса, их закономерности и механизмы проявления.
Нами было проведено исследование этнической толерантности сотрудников отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции. В исследовании участвовало 80 сотрудников. Экспериментальная часть исследования состояла из двух этапов - констатирующего и формирующего. В констатирующем эксперименте исследовалась этническая толерантность сотрудников по отношению к этносам, проживающим на территории Бурятии. В формирующем эксперименте производилось формирование толерантных установок личности сотрудников. Исследование проводилось с помощью следующих методик: Методики «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, «Диагностический тест отношений» (автор ГУ. Кцоева), Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (авторы: ГУ. Солдатова, O.A. Кравцова, O.E. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), шкала социальной дистанции Э. Богарду-са. Изучалось отношение к представителям четырех национальностей: «типичный бурят», «типичный русский», «типичный представитель кавказской национальности», «типичный китаец». В результате были получены следующие данные.
По методике «Типы этнической идентичности» у 100% испытуемых была отмечена норма - позитивная этническая идентичность. Позитивная этническая идентичность характерна для большинства людей и представляет собой отношение позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Именно поэтому позитивная этническая идентичность приобретает статус «нормы». В ее структуре соотносятся позитивный образ собственной этнической группы с позитивным отношением к другим этническим группам.
Если рассматривать позитивную этническую идентичность (тип «нормы»), то сотрудников как русской, так и бурятской национальности можно охарактеризовать как людей толерантных и готовых к межэтническим контактам. Хотя позитивное отношение как к собственному, так и к другим народам, сочетающееся в «норме», вовсе не предполагает эмоциональной однозначности этих отношений.
Наряду с сочетанием позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другому народу у 19% отмечается этническая индифферентность - размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности. В данном случае рассматривается как неактуальность этничности.
«Диагностический тест отношений» показал, что и в группе русских, и в группе бурят по отношению к этносам друг друга и к своей этнической группе наблюдаются позитивные стереотипы. По данным дисперсионного анализа можно сказать, что принадлежность исследуемых сотрудников к той или иной этнической группе не влияет на их гетеростереотипы. Но это только в отношении этносов русских и бурят. Что же касается стереотипов в отношении китайцев и представителей кавказской национальности, то здесь мы получили совсем иные данные. Поскольку и у бурят, и у русских в отношении друг друга были выявлены позитивные стереотипы, то анализ по этническим выборкам русских и бурят не производился. Мы изучили их стереотипы в отношении двух других этносов. У 27,5% сотрудников преобладают негативные стереотипы в отношении «типичного китайца», у 46% преобладают негативные стереотипы в отношении «типичного представителя кавказской национальности». В ходе беседы с сотрудниками было конкретизировано содержание полученных данных относительно негативных стереотипов. В отношении к «типичному китайцу» негативные стереотипы (такие как хитрый, жадный, агрессивный, вспыльчивый, лицемерный, упрямый, навязчивый) связаны по большей части с отношением ко всему китайскому («некачественное», «плохое»), с их торговой деятельностью. Что же касается отношения к «типичному представителю кавказской национальности», то здесь ключевым фактором все-таки являются события на Северном Кавказе. Большинство граждан принимаются на службу в органы внутренних дел после прохождения службы в Российской армии. Это откладывает особый отпечаток на личность сотрудника, в частности, на их отношение к представителям кавказской национальности. И это негативное отношение, по всей видимости, связано с событиями, происходившими в Республике Чечня, с различными крупными террористическими актами, организованными лицами кавказской национальности. Им приписываются такие качества, как агрессивный, вспыльчивый, упрямый, гордый, темпераментный, высокомерный.
По результатам теста «Индекс толерантности» были получены следующие данные. 15% испытуемых показали высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. 85% - средний уровень толерантности. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Такая тенденция характерна для большинства людей. Однако 22,5% из них имеют критические показатели, приближенные к низкому уровню. Такие результаты могут свидетельствовать об интолерант-ности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
Особый интерес вызывает «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса, по которой были получены следующие результаты. Хотя этносы русских и бурят имеют позитивные стереотипы в отношении друг друга, многие представители не хотят в представителе другого этноса видеть партнера по браку: около 60% русских и 75% бурят. В остальных случаях дистанция отсутствует. Что же касается этносов и русских, и бурят по отношению к китайцам и к представителям кавказской национальности, то здесь социальная дистанция отмечается в отношении первых двух параметров: представителя данных этносов не хотят видеть как партнера по браку и как близкого друга.
По результатам данных методик можно сделать вывод о том, что сотрудники отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции по Республике Бурятия отличаются средним уровнем этнической толерантности. Негативные гетеростереотипы выявлены по отношению к образу «типичный
китаец» и «типичный представитель кавказской национальности». В целом уровень этнической толерантности сотрудников ОБППСМ соответствует нормативным показателям, однако присутствуют некоторые признаки интолерантности.
Для нивелирования интолерантности и повышения уровня этнической толерантности нами разработан этнопсихологический тренинг, который представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков в сфере межличностного взаимодействия.
Обучение взаимодействию с представителями других этносов через тренинг ставит перед собой две основные задачи:
1) через проигрывание ситуаций, протекающих по-разному в различных этнокультурах, познакомить обучаемых с межэтническими различиями во взаимоотношениях с представителями других этнических культур;
2) познакомив обучаемых с самыми характерными особенностями чужой этнокультуры, подготовить перенос полученных знаний на другие ситуации.
Тренинг может быть эффективным средством воспитания у личности терпимого отношения к себе и к окружающим независимо от этнической принадлежности, вероисповедания, убеждений. Программа этнопсихологического тренинга направлена на осознание этнической обусловленности поведения и общения человека, преодоление этнической предубежденности и этноцентризма, что в итоге должно способствовать воспитанию этнической толерантности в сфере повседневного профессионального межэтнического взаимодействия.
Апробация этнопсихологического тренинга была проведена нами в группе сотрудников отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции.
Для статистической проверки данных был использован Т-критерий Вилкоксона. Согласно полученным данным, в нашей выборке испытуемых по окончании этнопсихологического тренинга наблюдается увеличение диагностического коэффициента гетеростереотипов (Тэмп.>Ткр.(при р=0,05)), значит принимается гипотеза об интенсивности сдвига в типичном направлении, то есть об увеличении диагностических показателей. Это позволяет говорить о том, что занятия этнопсихологического тренинга способствовали формированию у участников тренинга позитивных этнических гетеростереотипов.
Кроме того, о положительном влиянии тренинга свидетельствует проведенная после занятий беседа. В ходе беседы сотрудники отметили, что узнали много новой информации о некоторых этносах. Также они отметили, что их негативное отношение к «типичным представителям кавказской национальности» и «типичным китайцам» связано с незнанием культуры, традиций этих народов. Многие сотрудники считают, что тренинг будет очень полезен в их дальнейшем профессиональном взаимодействии.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о межэтнической интеграции, для которой характерно «принятие» и позитивное отношение к своей этнической культуре и этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в непосредственный контакт. Наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной свидетельствует о положительном влиянии занятий этнопсихологического тренинга, а точнее, о воспитании у сотрудников этнической толерантности.
Исследование этнической толерантности сотрудников правоохранительных органов показало, что уровень этнической толерантности сотрудников ОБППСМ соответствует нормативным показателям, однако присутствуют некоторые признаки интолерантности. Для нивелирования признаков этнической интолерантности был применен этнопсихологический тренинг. В сравнении с данными входной диагностики итоговые результаты показали изменения в плане нивелирования негативных гетеростереотипов, что, в свою очередь, свидетельствует об эффективности данной программы.
Литература
1. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. - М., 2003.
2. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. - М., 2004.
3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. - М., 2001.
4. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации // Введение в практическую социальную психологию. - М., 1996.
5. Тудупова Т.Ц. Этнопсихологическая подготовка подростков к толерантному общению. - Улан-Удэ, 2006.
6. Тудупова Т.Ц. Этнопсихологический тренинг с подростками. - Улан-Удэ, 2006.
7. Тудупова Т.Ц. Очиров В.Ш. Этнопсихологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - СПб., 2009. - Т.43. - С.226-230.
Очиров Вячеслав Шагжиевич - аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета, инспектор-психолог группы кадровой и воспитательной работы Отдельного батальона патрульнопостовой службы милиции Управления внутренних дел по г. Улан-Удэ. E-mail: [email protected]
Ochirov Vyacheslav Shagzhievich - postgraduate student of age and pedagogical psychology department of Buryat State University, inspector-psychologist of the group of personnel and educational work, Separate battalion of patrol service of Internal Affairs in Ulan-Ude. E-mail: [email protected]