II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
УДК 152.3
© Т.Ц. Тудупова
КОНЦЕПЦИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ
Автор рассматривает этнопсихологическую подготовку личности как систему целенаправленной психологической работы, обеспечивающей надлежащий уровень подготовленности человека, группы к межэтническому взаимодействию.
Ключевые слова: личность, этнопсихологическая подготовка, принципы этнопсихологической подготовки
T.Ts. Tudupova THE CONCEPTION OF PERSONALITY’S ETHNOPSYCOLOGICAL TRAINING
The article considers the conception of ethnopsychological training of personality as a system of purposeful psychological work that provides the appropriate level of person’s or group’s readiness for interethnic interaction.
Keywords: personality, ethnopsychological training, principles of ethnopsychological training.
Обращение к этнопсихологическим феноменам обусловлено, прежде всего, реалиями современной жизни, в которой этнопсихологический фактор имеет большую значимость. Проблемы сближения наций, воспитания, взаимного уважения, этнической толерантности и взаимопомощи сегодня актуальны как никогда прежде. В этих условиях возрастает роль формирования у современного человека устойчивого терпимого отношения к себе и к окружающим независимо от этнической принадлежности, личностных убеждений, установок и вероисповедания. Этническая психология наряду со многими другими науками, где изучаются этнокультурные проблемы, предлагает свои пути оптимизации межэтнических отношений и гармонизации межэтнического взаимодействия.
Этнопсихологическая подготовка личности, направленная прежде всего на повышение этнопсихологической компетентности личности, позволит овладеть необходимыми навыками для гармоничных межэтнических контактов с другими людьми.
В последние годы в отечественной психологии появилось достаточно большое количество работ, посвященных теории и практике обучения межкультурной коммуникации. В общем виде эти исследования можно охарактеризовать следующим образом: адаптация к новой культурной среде и раскрытие подходов к проблеме подготовки к межэтническому общению (Т.Г.
Стефаненко), рассмотрение теоретикометодологических и методических особенностей проведения межкультурного тренинга для взрослых (Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко, М.Ю. Мартынова), межкультурный диалог в школе (Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, О.В. Лунева), психологическая подготовка иностранных слушателей к общению с русскими (Е.Н. Резникова, Г.И. Марасанов), тренинг толерантности для подростков (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова), формирование межкультурной толерантности (А.П. Садохин). Между тем проблема этнопсихологической подготовки личности нуждается в дальнейшей углубленной разработке в силу того, что отмечается значительное отставание уровня ее подготовки от тех запросов, которые предъявляет современная полиэтническая действительность. Обнаруживается явное противоречие между уровнем этнопсихологической подготовки личности и динамическими изменениями нашего общества в плане интенсификации межэтнических контактов. Показательно, что большинство школ, учреждений, фирм в нашей стране многонациональны по своему составу и в перспективе, по прогнозам специалистов, эта полиэтничность будет расти. Именно в связи с этим проблемы формирования толерантного сознания и поведения, воспитания терпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобретают большую важность и смысл. Это обусловливает
проблему этнопсихологической подготовки личности к толерантному межэтническому общению и сотрудничеству.
Под этнопсихологической подготовкой личности нами понимается система целенаправленной психологической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека, группы к межэтническому взаимодействию.
Есть два связанных, но имеющих неодинаковое значение понятия, обозначающих разные реальности: подготовка - система целенаправленной работы с человеком, подготовленность -результат, продукт подготовки, то, что приобрел индивид в результате подготовки.
Главная цель этнопсихологической подготовки личности - воспитание терпимого отношения к себе и окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности; формирование этнопсихологической подготовленности.
Этнопсихологическая подготовка, учитывая ее значимость для каждой личности, должна отвечать определенным требованиям. К числу основных требований относятся следующие:
1. Обязательность этнопсихологической подготовки. Поскольку отличительной особенностью большинства учреждений в России является их полиэтнический состав, то вопрос о том, «нужно» это или «не нужно», не стоит. Этнопсихологическая подготовка необходима. Если не учитывать этнопсихологический фактор, специфику межэтнических отношений в полиэтническом коллективе, то это может стать одним из условий проникновения в поведении человека негативных этнических проявлений.
2. Массовость этнопсихологической подготовки к позитивному межэтническому взаимодействию - нужна всем и готовить нужно всех. Полиэтнический, поликонфессиональный характер большинства российских учреждений, школ, фирм обусловливает постоянное вовлечение представителей разных национальностей и разного вероисповедания в непрерывное взаимодействие. Вопрос о массовости этнопсихологической подготовки личности возникает со всей остротой и актуальностью.
3. Непрерывность и последовательность. Этнопсихологическая подготовленность и толерантность личности не могут возникнуть раз и навсегда. Этнопсихологическую подготовку надо вести с детских лет как составную часть непрерывного образования, по мере накопления жизненного опыта с возрастом.
Общими задачами этнопсихологической подготовки личности выступают:
- развитие важных этнопсихологических личностных свойств и качеств и повышение на этой основе общей этнопсихологической подготовленности личности;
- развитие эмпатии, толерантности, терпимого отношения к себе и окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической и религиозной принадлежности;
- вооружение личности психологическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими этнопсихологических проблем в жизни и общении, способов личностной подготовки к их решению;
- развитие психолого-педагогической ориентированности (установок) на выявление и принятие во внимание этнопсихологических факторов при оценке ситуаций межэтнического взаимодействия и преодолении негативных, ин-толерантных моментов;
- формирование готовности к продуктивному межэтническому общению;
- повышение специальной этнопсихологической устойчивости к воздействиям со стороны конкретной экстремистско настроенной категории людей;
- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих толерантное поведение при взаимодействии с другими.
Высокие требования к качеству этнопсихологической подготовки личности к межэтническим контактам обязывают осуществлять ее по педагогическим и психологическим критериям качества и результативности. Этому соответствует система подготовки, базирующаяся на достижениях психологической и педагогической наук при полном учете этнопсихологических реалий.
Полиэтнический характер нашего общества обусловливает постоянное вовлечение представителей разных национальностей в непрерывное взаимодействие. Условия полиэтнической среды вызывают потребность в разных видах этнопсихологической подготовки.
По сложности ситуаций межэтнического общения этнопсихологическая подготовка бывает двух основных (уровневых) видов:
- общая (социально-психологическая) этнопсихологическая - обеспечивает общий уровень этнопсихологической подготовленности индивида. Она включает подготовленность к взаимодействию с представителями других эт-нокультур, толерантность по отношению к партнеру по межэтническому общению;
- специальная этнопсихологическая - предназначена для формирования специального уровня этнопсихологической подготовленности
личности. Данный вид подготовки повышает общий уровень и дополняет его подготовленностью к специфичным этнопсихологическим ситуациям: проявлениям интолерантного поведения, экстремизма, национализма и др. Этот уровень этнопсихологической подготовленности предназначен для обеспечения уверенного решения задач в сложных ситуациях; это высший уровень этнопсихологической устойчивости, этнопсихологического самообладания.
По субъектам этнопсихологическая подготовка бывает:
- индивидуальная (одиночная)
- групповая
По времени проведения этнопсихологическая подготовка различается:
- предварительная или базовая - проводится заблаговременно, исходя из вероятности этнопсихологических ситуаций взаимодействия в жизни и деятельности разных категорий обучающихся. В ходе ее формируются этнопсихологическая подготовленность и развиваются этнопсихологические способности;
- непосредственная или оперативная - до-
полняет базовую, основывается на этнопсихологической подготовленности и устойчивости. Задача такой непосредственной подготовки -сформировать состояние готовности человека, чтобы здесь и сейчас им было проявлено все лучшее, что у него есть. Такая подготовка проводится непосредственно перед ситуацией межэтнического взаимодействия, когда ее возникновение можно предусмотреть. Она представляет собой комплексную настройку индивида (социально-психологическую, морально-
психологическую, педагогическую, этнологическую) на предстоящую ситуацию межэтнического взаимодействия. Такова, например, непосредственная подготовка к общению с иностранцами в случаях деловых, политических, культурных отношений.
Нередко целесообразно проводить более конкретную этнопсихологическую подготовку, отличающуюся по отдельным задачам, возникающим в определенных ситуациях межэтнического общения. Это, например, подготовка к:
- этнопсихологическим аспектам управления персоналом;
- оказанию этнопсихологической поддержки;
- проведению этнопсихологического консультирования;
- ведению деловых переговоров в сфере бизнеса;
- оказанию помощи этнофорам с посттрав-матическими стрессовыми расстройствами;
- по проблемам адаптации мигрантов к новым социокультурным условиям;
- продвижению рекламы с учетом этнопсихологического фактора;
- в организации социальной работы;
- развитии экономической этнопсихологии;
- обеспечении эффективности национальных школ обучения.
Таких задач множество и решение о том, к какой из них и как готовиться, принимается на месте. Эта подготовка по необходимости может осуществляться отдельно, а может быть частью более масштабной.
Важной является этнопсихологическая подготовка по профессиям. Сколько профессий, столько и профессиональных видов этнопсихологической подготовки личности. Обязательна этнопсихологическая подготовка педагогов, военных, сотрудников правоохранительных органов, медицинских работников, психологов, менеджеров; иными словами, всех профессиональных коммуникаторов.
Этнопсихологической подготовке свойственны свои причинно-следственные связи между психологическими и педагогическими воздействиями на подготавливаемых людей и достигаемыми результатами. Эффективность результатов возможна, если подготовка осуществляется с учетом ее важнейших закономерностей, воплощенных в специальных (частных) педагогических принципах этнопсихологической подготовки. Это исходные положения, идеи, рекомендации, которые вытекают из понимания закономерностей этнопсихологической подготовки. Каждый принцип объединяет определенную группу тесно связанных между собой закономерностей. Принципы этнопсихологической подготовки разработаны на основе общих педагогических принципов.
Система специальных педагогических принципов этнопсихологической подготовки охватывает четыре группы: основные, содержательные, организационные и методические.
Основные этнопсихологические принципы относятся к построению всей подготовки.
1. Принцип этнопсихологической природосо-образности. Общедидактический принцип при-родосообразности впервые был сформирован известным педагогом Я.А. Коменским, который подчеркивал важность обучения на основе понимания объективных закономерностей, лежащих в его основе. Этнопсихологическая подготовка не может быть успешной без полного понимания закономерностей целенаправленного формирования компонентов этнопсихологиче-
ской подготовленности и этнопсихологических способностей в процессе подготовки.
2. Принцип психолого-педагогического единства. Согласно данному принципу этнопсихологическая подготовка должна учитывать психологические и педагогические закономерности во взаимосвязи.
3. Принцип этнопсихологической научности. Эффективность результатов этнопсихологической подготовки возможна при опоре на научные данные этнической психологии.
4. Принцип гуманизма и личностного подхода. Этнопсихологическая подготовка проводится для реализации основных идей гуманизма и исходит из величайшей ценности человеческой жизни, необходимости внимания и гуманного отношения к человеку.
5. Принцип этнопсихологической целеустремленности и надежности. Этнопсихологическая подготовка должна быть строго ориентирована на достижение главной цели - формирование этнопсихологической подготовленности.
Содержательные принципы этнопсихологической подготовки отвечают на вопрос «Что надо формировать у обучаемых и чему их учить?».
6. Принцип единства этнопсихологического обучения, воспитания, развития и подготовки обучающихся. Данный принцип требует, чтобы в системе всей этнопсихологической подготовки и на каждом занятии ставились и решались во взаимосвязи задачи обучения, воспитания и развития методами и приемами развивающего и воспитывающего обучения.
7. Принцип формирования этнопсихологической подготовленности и этнопсихологических способностей указывает на необходимость подчинять содержание подготовки формированию у индивида этих важнейших компонентов индивидуальной структуры личности.
8. Принцип прикладной результативности предполагает не только конкретные этнопсихологические знания, но и умения действовать в процессе межэтнического общения и в условиях межэтнических контактов.
Организационные принципы этнопсихологической подготовки отражают закономерную связь результатов этнопсихологической подготовки с ее четкой организацией.
9. Принцип системности означает, что все элементы этнопсихологической подготовки должны быть состыкованы, согласованы, должны взаимно дополнять и обусловливать друг друга. Данный принцип предполагает создание системы подготовки в единстве всех ее элементов: целей и задач; содержания; принципов по-
строения; условий проведения; обеспечения; форм проведения; средств, способов, методов подготовки; взаимодействия обучающего и обучающихся; контроля и коррекции процесса подготовки; оценки эффективности результатов.
10. Принцип единства группового, дифференцированного и индивидуального подходов предполагает учет следующих правил:
а) дифференциации - комплектации учебных групп по однородному признаку: принадлежности обучаемых к определенной возрастной, образовательной, этнической и другим категориям;
б) индивидуализации - учета индивидуально-психологических особенностей личности каждого обучающегося;
в) сплочения группы - формирования не только индивидуальной подготовленности, но и групповой: привычка к взаимодействию, взаимопониманию и др.
11. Принцип специального обеспечения этнопсихологической подготовки. Данный принцип предусматривает методическое, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение. Сюда можно отнести учебную литературу по этнопсихологии, истории, этнопеда-гогике, этнологии и т.д.; технические средства обучения (проекционные устройства, аудио- и видеоаппаратуру, персональные компьютеры и др.), средства наглядности (схемы, рисунки, фотографии и др.), расходные материалы, наличие помещения и т.д.
Методические принципы этнопсихологической подготовки. Назначение данной группы принципов заключается в вопросе «Как учить?».
12. Принцип мотивирования и стимулирования реализуется не только обращением к сознательности, но и в увлекательном проведении занятия, демонстрацией обучающему личного и заинтересованного отношения к нему.
13. Принцип доступности, последовательности и прочности подготовки отражает зависимость успешного формирования этнопсихологических знаний, навыков, умений от овладения обучающимися их структурой (последовательностью выполнения элементов, операциями, приемами). Данный принцип основывается: а) на правиле наглядности как обеспечении максимально возможного непосредственного восприятия обучаемыми реальных этнопсихологических факторов, ситуаций, событий; б) на уровне последовательности (преемственности) как учете достигнутого на предыдущих занятиях, встречах; в) на правиле автоматизации отрабатываемых умений и навыков позитивного межэтнического взаимодействия.
14. Принцип интенсивной мобилизующей методики подготовки обеспечивает максимально возможные результаты этнопсихологической подготовки при минимально возможных затратах времени, сил и средств. К основным правилам, обеспечивающим данный принцип, относят: а) правило побуждения к инициативности, творчеству; б) правило интеллектуальной активизации обучаемых, заключающееся в тесной связи содержания занятий с практикой, применением методик, ориентированных на мышление, проблемностью обучения, а также с дискуссионным характером занятий; в) правило стимулирования и организации самостоятельной работы,
15. Принцип максимально возможного приближения условий обучения к реальным этнопсихологическим ситуациям ориентирован на приучение обучающихся к преодолению возможных трудностей, возникающих в ходе межэтнического взаимодействия.
Рассмотренные принципы этнопсихологической подготовки и правила их реализации во взаимосвязях и взаимообусловленностях представляют собой основу системы этнопсихологической подготовки. Успех подготовки зависит от полного и правильного использования всех принципов, а также правил их реализации.
Значимость этнопсихологической подготовки личности к межэтническому общению в современных условиях не вызывает сомнения, заслуживает того, чтобы все проходило на высоком организационном и методическом уровне.
Организация этнопсихологической подготовки связана с мерами на федеральном, ведомственном, региональном и местном уровнях.
К федеральному уровню организации относится принятие законов и решений по вопросам этнопсихологической подготовки людей, финансовое и материально-техническое обеспечение этнопсихологической подготовки в сфере образования, социальной работы и т.д. Сюда можно отнести организацию научноприкладных исследований по психологическим и педагогическим проблемам этнопсихологической подготовки.
На ведомственном уровне решаются вопросы создания ведомственного центра по этнопсихологической подготовке, принятия инициативных мер по совершенствованию этнопсихологической подготовки, подготовке специалистов, практических психологов и педагогов по ведомственным особенностям этнопсихологической подготовки. К этому уровню также можно отнести руководство системой ведомственной этнопсихологической подготовки, создание при вневедомственных центрах профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов и др.
Региональный уровень этнопсихологической подготовки охватывает все вопросы ведомственного уровня, но на территории конкретного субъекта Российской Федерации. «Привязка» всей этнопсихологической подготовки к местным, культурно-историческим, этническим, географическим особенностям.
На местном уровне осуществляется организация этнопсихологической подготовки в конкретных школах, в вузах, учреждениях, отделах.
Таким образом, в психологической подготовке современной личности к гармоничным межэтническим контактом центральное место занимает ее этнопсихологическая составляющая. Концепция этнопсихологической подготовки личности заключается в интеграции, разумном балансе этнической и иноэтнической культур, обеспечивая тем самым интернациональное воспитание на основе взаимного уважения индивидов разной этнической принадлежности в условиях единого социума.
Литература
1. Тудупова Т.Ц. Этнопсихологическая подготовка подростков к толерантному общению. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2006. - 203 с.
2. Тудупова Т.Ц., Сангадиев Ч.Ц. Формирование толерантной направленности личности современного подростка // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. Сер. 5. -С. 54-59.
Тудупова Туяна Цибановна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]
Tudupova Tuyana Tsibanovna, candidate of psychological sciences, associate professor, head of the department of developmental and pedagogical psychology, Buryat state University. E-mail: [email protected]