Научная статья на тему 'Формирование толерантной направленности личности современного подростка'

Формирование толерантной направленности личности современного подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
389
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тудупова Туяна Цыбановна, Сангадиев Чингис Цыренжанович

В статье теоретически обосновано и экспериментально выявлено, что этнопсихологическая подготовка личности в подростковом возрасте является эффективной основой формирования толерантной направленности личности, толерантных установок и мотивов сознания. Разработана программа этнопсихологического тренинга, показана ее роль в нивелировании негативных этнических стереотипов, предубеждений и в воспитании толерантной направленности личности. Эффективность программы этнопсихологического тренинга с подростками подтверждена статистически.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A TOLERANT ORIENTATION OF A PERSONALITY OF A MODERN TEENAGER

There is theoretically described and experimentally pointed out in the article that ethnopsycological personality preparation at teenage age is an effective basement of the formation of tolerant orientation of a personality, tolerant setup and consciousness motives. There is the program of ethnopsycological training worked out, its role in extenuation of negative ethnic stereotypes and preconceptions, in tolerantly-oriented personality upbringing showed. The effectiveness of the program of ethnopsycological training with teenagers is confirmed statistically.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантной направленности личности современного подростка»

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология и социальные изменения // Психологический журнал - 2005 - № 5. - Т.26. - С. 5-15.

2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: в 5 кн. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности - М„ 2000.

3. Индивидуальность и способности / под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1994.

4. Карнышев А.Д. Очерки социальной психологии. - Иркутск, 1998.

5. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М., 1999.

6. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Т. II: Способности. - Л., I960.

7. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.. 2000.

8. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1960.

9. Организационная психология / под ред. Л.В. Винокурова, И.И.Скрипюка. - СПб.. 2000.

10. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / под ред. Г. Никифорова, М. Дмитриевой, В. Снеткова. - СПб., 2001.

11. Розанова В.А. Психология управления. - М.. 2000.

12. Уманский Л.И. Психология организаторских способностей: дис. ... д-ра пед.наук (по психологии). Курск, 1967.

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА Т.Ц. Тудупова, Ч.Ц. Сангадиев

В статье теоретически обосновано и экспериментально выявлено, что этнопсихологическая подготовка личности в подростковом возрасте является эффективной основой формирования толерантной направленности личности, толерантных установок и мотивов сознания. Разработана программа этнопсихологического тренинга, показана ее роль в нивелировании негативных этнических стереотипов, предубеждений и в воспитании толерантной направленности личности. Эффективность программы этнопсихологического тренинга с подростками подтверждена статистически.

THE FORMATION OF A TOLERANT ORIENTATION OF A PERSONALITY OF A MODERN TEENAGER T.Tz. Tudupova, Ch.Tz. Sangadiyev There is theoretically described and experimentally pointed out in the article that ethnopsycological personality preparation at teenage age is an effective basement of the formation of tolerant orientation of a personality, tolerant setup and consciousness motives. There is the program of ethnopsycological training worked out, its role in extenuation of negative ethnic stereotypes and preconceptions, in tolerantly-oriented personality upbringing showed. The effectiveness of the program of ethnopsycological training with teenagers is confirmed statistically.

Проблема направленности личности является одной из центральных проблем отечественной психологической науки.

Термин «направленность личности» в различных концепциях несет неодинаковую смысловую нагрузку и неоднозначно понимается исследователями. Большинство отечественных психологов разных поколений (С.Л. Рубинштейн, А.П. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.И. Додонов, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, М.С. Неймарк, К.К. Платонов, В.Э. Чудновский и др.) понимают под направленностью существенную личностную характеристику, определяющую психологический облик человека как общественного существа. При этом в разных концепциях подчеркиваются различные аспекты этого феномена: «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.И, Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «установка» (Д.Н. Узнадзе), «диспозиция» (В.А. Ядов).

Понимание сущности и структуры направленности разными авторами неоднозначно. Она либо отождествляется со всей мотивационной сферой личности (и тогда в ее структуру включают потребности, установки, интересы, мотивы, идеалы), либо с отдельным мотивационным фактором (отношение, установка, социальная установка, мотив и т.п.). Вместе с тем, общим для различных подходов является рассмотрение направленности:

• как ведущего свойства личности:

• как свойства, формирующегося в результате иерархизации мотивационной структуры личности;

• как проявление избирательности поведения и ориентации деятельности на достижение жизненно важных целей.

Т.Ц. Тудупова, Ч.Ц. Сангадиев. Формирование толерантной направленности личности современного подростка

В последние годы проблеме изучения направленности личности уделяется значительно меньше внимания, что, возможно, связано с изменившейся социальной ситуацией и критикой коллективизма и коллективистической направленности, которые ранее считались одним из основных нравственных ориентиров становления личности. Между тем проблема направленности личности отнюдь не потеряла своей актуальности и нуждается в дальнейшей углубленной разработке. В настоящее время актуально как продолжение исследования наиболее фундаментальных видов направленности, так и выявление условий, средств и факторов формирования толерантной направленности личности.

Проблема толерантности и интолерантности имеет огромную актуальность в связи с ростом социальной напряженности и этнического экстремизма. Следует констатировать, что на сегодняшний день насчитывается ограниченное количество исследований, посвященных изучению этнопсихологических механизмов направленности личности, хотя такая потребность несомненна в условиях полиэтнической среды.

Кроме того, в настоящее время появилась необходимость в теоретическом осмыслении и эмпирическом исследовании проблемы этнопсихологической подготовки личности к позитивному межэтническому взаимодействию, которая позволит овладеть необходимыми навыками для гармоничных межэтнических контактов и в целом толерантными установками сознания. Особую важность проблема этнопсихологической подготовки личности приобретает в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте, благоприятном для развития личности, происходит формирование самосознания, осознания себя в системе общественных отношений. Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре и ценностям других народов помогают осознать равноправие различных этнокультур, важность места и роли каждого народа в историческом развитии, выработать взаимоуважительные принципы межкультурного общения и взаимоотношений, преодолеть межэтнические проблемы.

Показательно, что большинство школ в нашей стране многонационально по составу учащихся и в перспективе, но прогнозам специалистов, эта полиэтничность будет расти. Именно в связи с этим проблема формирования толерантной направленности личности, толерантного сознания и поведения, воспитания терпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобретает большую важность и смысл.

Отсюда проблема нашего исследования определена следующим образом: каковы научно обоснованные средства и методы организации этнопсихологической подготовки, ориентированной на формирование толерантной направленности личности подростков? Мы предполагаем, что развитие этнически толерантной направленности личности обусловлено не отдельными этнопсихологическими факторами, а системой этнопсихологических факторов. В качестве базового фактора развития толерантной направленности личности выступает фактор этнопсихологической подготовки личности в форме этнопсихологического тренинга.

Само понятие «тренинг» вошло в научный оборот лишь в последние десятилетия и сегодня обычно связывается с комплексом упражнений, осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе и реализуемой с помощью подготовленных специалистов. Тренинг является наиболее универсальным методом воспитания у подростков толерантных установок сознания. Формирование толерантной направленности личности через тренинг ставит перед собой две основные задачи:

]) через проигрывание ситуаций, протекающих по-разному в различных этн о культурах, познакомить обучаемых с межэтническими различиями во взаимоотношениях с представителями других этнических групп;

2) познакомив обучаемых с самыми характерными особенностями чужой этнокультуры, подготовить перенос полученных знаний на другие ситуации.

В процессе формирования толерантной направленности личности нужно стремиться использовать разные методы подготовки и разные типы тренингов: как общекультурные тренинги, направленные на осознание себя представителем конкретной этнокультуры с целью выведения на уровень сознания норм, ценностей и правил поведения в своей культуре, так и культурно-специфические тренинги, которые целенаправленно готовят человека к коммуникации в рамках той или иной конкретной этнической культуры. Последние могут быть: а) когнитивными, дающими информацию о другой эт-нокультуре; б) поведенческими, обучающими практическим навыкам, необходимым для жизни в чужой этнокультуре; в) атрибутивными, объясняющими, каким образом представители разных народов

и этнических культур интерпретируют поведение и результаты деятельности с точки зрения другой этнокультуры (в ходе атрибутивного тренинга обучаемый знакомится с атрибуциями, характерными для интересующей его этнокультуры). Вместе с тем, следует признать, что ни один тип тренинга не является идеальным, поэтому необходимо стремиться к использованшо возможностей нескольких тренинговых подходов, не забывая и об обучении традиционными дидактическими методами.

Этнопсихологический тренинг, разработанный нами для подростков, является важной составляющей психолого-педагогической программы воспитания толерантной направленности личности. Он представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью воспитания у подростков толерантных установок сознания.

Разработанная нами программа этнопсихологического тренинга с подростками базируется на следующих принципах: деятельностном принципе развития, системности развития, использования общения как ведущей деятельности в подростковом возрасте, а также на экспериментальных данных этнопсихологических исследований современных подростков. Большинство авторов едины во мнении о том, что реализованной этнической идентичности ребенок достигает в подростковом возрасте. Именно подростки, имеющие сформировавшуюся систему представлений об этнических явлениях и идентифицирующие себя с этнической общностью на основе набора этнодифференцирующих признаков, начинают стабильно отождествлять себя с определенным этносом.

Цели тренинговой программы - повышение этнопсихологической компетентности подростков, преодоление их этнической предубежденности, этноцентризма, формирование готовности к толерантному взаимодействию и, как следствие, воспитание толерантной направленности личности.

Задачи этнопсихологического тренинга сводятся к апробации различных форм межэтнического взаимодействия, обучению участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя толерантные установки сознания, навыки и умения, а также качества толерантной личности.

Для проверки нашего предположения о том, что базовым фактором развития толерантной направленности личности выступает фактор этнопсихологической подготовки личности в форме этнопсихологического тренинга, нами был организован формирующий эксперимент.

До начала формирующего эксперимента из общего числа подростков, принявших участие в эмпирическом исследовании, было отобрано 36 испытуемых с релевантными исходными психодиагностическими показателями, образовавших две экспериментальные и одну контрольную группы, по 12 человек в каждой. В сравнительном исследовании контрольная группа имела эквивалентные возрастные и другие социально-демографические и формальные характеристики, сходные с аналогичными у испытуемых из экспериментальных групп, Что касается отбора кандидатов для участия в экспериментальных группах, то были набраны этнически однородные и неоднородные (этнически смешанные) группы. Однородные и неоднородные группы имеют как преимущества, так и недостатки, Достоинство однородных групп состоит в том, что члены группы быстрее и легче начинают оказывать поддержку друг другу и, соответственно, быстрее достигается групповая сплоченность. Основной недостаток однородных групп заключается в сложности (из-за национального сходства участников) возникновения конструктивных противоречий между ними и непонимания существующих этнокультурных, индивидуальных и прочих различий между людьми. Кроме того, этническое сходство мешает участникам увидеть разнообразие форм этнокультурного поведения и освоить новые навыки.

Преимущество неоднородных групп состоит в возможности ознакомления подростков с самыми разнообразными мнениями по поводу обсуждаемых проблем и в получении важной для них обратной связи от других людей, не похожих на них самих. Этнически неоднородная группа также представляет больше возможностей для неадекватных этнопсихологических аспектов восприятия себя и окружающих. Недостатки неоднородных этнически смешанных групп заключаются в больших временных затратах для получения видимых результатов и в возможной опасности возникновения конфликтов в начале работы, поскольку подросткам трудно быстро наладить взаимодействие. Следует отметить, что и сплоченность группы в неоднородных группах достигается большими усилиями,

Процедура экспериментального исследования включала четыре основных этапа:

1-й этап - комплексная первичная психодиагностика, отбор уровня этнического самосознания, особенностей этнических авто- и гетеростереотипов и показателей личностной толерантности у испытуемых из всех трех групп, принявших участие в формирующем эксперименте; 2-й этап - проведение в экспериментальных группах (как в этнически однородных, так и в этнически неоднородных) программы специальных занятий этнопсихологического тренинга, направленных на формирование толерантной направленности личности.

Т.Ц. Тудупова, Ч.Ц Сангадиев, Формирование толерантной направленности личности современного подростка

3-й этап - повторное проведение комплексной психодиагностики в экспериментальных и контрольной группах подростков;

4-й этап - оценка динамики психодиагностических показателей, а также эффективности экспериментального воздействия.

На первом и третьем этапах для входной и выходной психологической диагностики использовался комплекс психологических методик, включающий методики на исследование уровня этнического самосознания, особенностей этнических авто- и гетеростереотипов, показателей личностной толерантности. В качестве основной исследовательской методики входной и выходной диагностики был применен «Диагностический тест отношений» (автор Г.У.Кцоева), выявляющий особенности этнических авто- и гетеростереотипов. Методика широко используется в этнопсихологических исследованиях. Преимущество данной методики, согласно автору [3], состоит в том, что она направлена не на когнитивное содержание этнических стереотипов, а на их эмоционально-оценочный компонент, являющийся доминирующим в структуре стереотипов.

В ходе тренинга для оценки эффективности занятий и степени информированности участников также применялась текущая психодиагностика с использованием методов наблюдения и беседы. В процессе наблюдения фиксировались поведенческие реакции: общий настрой группы, активность участия каждого подростка, острые дискуссионные моменты. В ходе беседы выявлялись такие когнитивные реакции, как умение высказывать свое мнение и умение соглашаться с чужим.

Каждое занятие тренинга начиналось с пояснительного сообщения о разных этнопсихологических понятиях, к примеру, таких как «межэтническая коммуникация», «межэтническая компетентность», «толерантность», «итолерантность», «дискриминация», «экстремизм» и др. В ходе занятий участники старались сформулировать свои определения о данных понятиях, после чего обязательно проводилась рефлексия с участниками с целью того, чтобы они могли поделиться своими чувствами. Согласно данным наблюдения, те школьники, которые на первом занятии проявляли себя неуверенно, уже после третьего занятия принимали активное участие и старались открыто высказываться. Участники занятий разыгрывали образы различных национальностей, например китайцев, американцев, чеченцев, украинцев, чукчей и др.

Согласно инструкции к методике ДТО, испытуемые последовательно давали по предложенным характеристикам оценку своих личностных качеств (самооценку), качеств «идеала», оценку «типичного» представителя своей национальности (автостереотип), «типичного» представителя другой национальности (буряты - о русских, русские - о бурятах) и гетеростереотип в отношении «типичного» представителя чеченской национальности.

Анализ результатов исследования стереотипов носил сравнительный характер и выявил во всех группах позитивные автостереотипы. Вместе с тем у бурятских подростков из этнически однородной группы анализ автостереотипов свидетельствует о более позитивной оценке качеств по сравнению со стереотипами бурят из этнически смешанной тренинговой группы. В полученных данных проявляются специфические особенности, характеризующие обе выборки. С одной стороны, учащиеся из этнически смешанной группы находятся под влиянием бурятской и русской культур (язык повседневного общения и обучения - русский). Влияние русскоязычной этнической среды на бурятских подростков - учащихся классов с этнически смешанным составом - в процессе совместной деятельности оказывается более сильным, чем фактор их этнической принадлежности. Поэтому, в отличие от учащихся национальных школ, подростки-буряты из группы с этнически смешанным составом менее подвержены влиянию этнической общности - национальных обычаев и традиций, специальных моментов образа жизни, национальной культуры и быта. С другой стороны, национальная школа, являясь сильным транслятором национальной культуры, призвана осуществлять образование и воспитание учащихся на родном языке и с учетом этнических традиций. Именно в национальной школе происходит приобретение и усвоение растущим человеком системы ценностей этносоциума, приобщение к национальным обычаям, обрядам, верованиям народа, характерным для этноса видам труда, быта, стереотипам поведения.

Сравнительный анализ диагностических коэффициентов гетеростереотипов подростков трех групп показал, что у русских подростков менее позитивная оценка «типичного бурята» (0,14), тогда как у бурятских подростков из этнически смешанной группы коэффициент «типичного русского» составил 0,19, а гетеростереотип бурят из этнически однородной группы - 0,20. У всех подростков,

как бурят, так и русских, определилось низкое значение коэффициента гетеросгереотипа при оценивании качеств «типичного чеченца».

«Типичный чеченец» глазами русских и бурятских подростков воспринимается как гордый, агрессивный, настойчивый, вспыльчивый, высокомерный и находчивый. Полученные данные, по всей видимости, объясняются тем фактом, что у представителей разных национальностей, проживающих на одной территории, в одном регионе (в нашем случае - русских и бурят), определяется более позитивная оценка особенностей территориально близкой нации и более негативная оценка представителей других этнических общностей, территориально отдаленных.

Возможно, это связано и с традиционным противопоставлением «мы - они», характерным для процесса этнической стереотипизации. Как было отмечено, у большинства русских и бурятских подростков наблюдается в целом позитивное восприятие «типичного русского» и «типичного бурята», но при этом определяются негативные гетеростереотипы в отношении «типичного представителя чеченской национальности» (как со стороны русских, так и со стороны бурятских подростков). Подростки в своем сознании делят этносы на «свои» и «чужие», подходят к взаимодействию с негативно оценочных позиций, что свидетельствует о недостаточной этнической толерантности, невысоком знании культур, ценностей и традиций других народов. С целью формирования толерантного межэтнического восприятия, толерантных качеств личности, а также нивелирования негативных этнических стереотипов и предубеждений и были проведены занятия этнопсихологического тренинга.

Так, при проведении занятия «Этническая дискриминация» участники разыгрывали образы таких национальностей, как китайцы, американцы, украинцы, «лицо кавказской национальности» и др. При проигрывании упражнения «Голосование» по теме «Этническая дискриминация» демонстрировались различные проблемные ситуации, которые могли быть в жизни каждого человека. Ситуации формулировались в соответствии с целями этнопсихологического тренинга и составом группы. На стене вывешивался ватман с перечислением проблемных ситуаций, напротив каждой из которых была приклеена определенная геометрическая фигура. Утверждения, к примеру, были следующие: «В детстве меня оскорбляли в связи с моей этнической принадлежностью», «Мне неприятны лица кавказской национальности», «Я избегаю общения с людьми другой национальности» и др. Участникам преддагапось выйти из комнаты, после чего они по одному заходили в помещение, где висел ватман, и в импровизированную урну для голосования опускали те фигурки, которые соответствовали событиям, происходившим в их жизни. При этом голосующий участник должен был находиться в помещении один. Данное упражнение выявляло, насколько часто в жизни возникают ситуации, связанные с этнической дискриминацией, и способствовало осознанию участниками тренинга этого явления.

В ходе обсуждения другого упражнения - «Дублер», позволяющего подросткам лучше узнать друг друга и почувствовать себя на месте другого человека, участники делились своими чувствами. Подростки в ходе обсуждения приходили к выводу о том, что все люди разные, а первое впечатление о человеке может быть ложным: внешность, стиль одежды, манеры поведения, этническая принадлежность могут создать обманчивое впечатление о его личности.

Особый интерес у участников тренинговой сессии вызывало упражнение «Паутина предрассудков». В ходе обсуждения многие подростки отмечали, что на личном опыте прочувствовали, как ощущает себя и что чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков. Участники приходили к выводу о том, что интолерантное этническое поведение порождают негативные стереотипы и предрассудки, при этом дискриминация поддерживает этнические предрассудки, а предрассудки, в свою очередь, узаконивают дискриминацию. Многие предрассудки и стереотипы, как отмечали участники, проистекают не столько от злобы, сколько от того, что люди естественным образом искажают и упрощают свои суждения. Чтобы изменить интолерантное поведение личности, необходимо устранять причины такого поведения - нивелировать негативные этнические стереотипы и этнические предрассудки.

На завершающем этапе тренинга была проведена итоговая диагностика с помощью метода анкетирования и психодиагностической методики «Диагностический тест отношений», позволяющей сопоставить по определенным заданным параметрам особенности межэтнического восприятия (до тренинговой программы и после нее).

Итоговое анкетирование позволило собрать информацию о том, как подростки оценивают результаты этнопсихологического тренинга. Анализ индивидуальных результатов участников тренинга позволил выявить изменения, произошедшие у каждого участника.

Т.Ц, Тудупова, Ч.Ц. Сангадиев. Формирование толерантной направленности личности современного подростка

В целом при оценке степени выраженности качеств и умений межэтнической компетентности, которыми должен обладать современный человек, все участники отметили, что компетентность должна быть высокой, и при этом четко выделили такие характеристики, как способность сопереживать, умение не осуждать других, терпимость по отношению к другим, независимо от этнической принадлежности, вероисповедания и личностных особенностей. На вопрос «Помогает ли подобная программа формированию у участников толерантного межэтнического восприятия?» все участники дали положительный ответ, отметив при этом, что данную программу следует проводить чаще, в разных возрастных группах и в разных общеобразовательных учреждениях.

Повторная диагностика по методике «Диагностический тест отношений» после проведенного этнопсихологического тренинга показала сформированность у подростков позитивных этнических гетеростереотипов. По сравнению с данными первичной диагностики итоговые результаты показывают изменения в плане нивелирования негативных гетеростереотипов, что в свою очередь свидетельствует об эффективности проведенной программы.

Для подтверждения вывода об эффективности этнопсихологического тренинга использовался статистический метод - С-критсрий знаков [8]. Как известно, данный метод предназначен для установления общего направления сдвига исследуемого признака и позволяет установить, в какую сторону в выборке в целом изменяются значения признака при переходе от первого измерения ко второму. Кроме того, критерий знаков хорошо применим к анализу тех изменений, которые можно определить качественно (например, изменение отрицательного отношения к чему-либо на положительное).

Анализ показал повышение показателей диагностического коэффициента гетеростереотипов у большинства испытуемых (как русских, так и бурят) после тренинговой программы, что позволяет говорить о положительном сдвиге. Особо изменились гетеростереотипы подростков в отношении «типичного представителя чеченской национальности». Если в результате первичной диагностики у большинства русских и бурятских подростков были получены негативные стереотипы восприятия «типичного чеченца», то данные итогового тестирования показали сформированность у подростков позитивных стереотипов. Статистический критерий свидетельствует о достоверности положительного сдвига в поелетренинговых оценках.

Таким образом, после проведения данной программы этнопсихологического тренинга у подростков произошло нивелирование этнических стереотипов негативного восприятия людей другой национальности. Положительный сдвиг диагностического коэффициента этнических гетеростереотипов указывает на эффективность данной программы.

Этнопсихологический тренинг является эффективным средством формирования у школьников толерантной направленности личности, терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от этнической принадлежности, вероисповедания, убеждений. Программа этнопсихологического тренинга направлена на осознание этнической обусловленности поведения и общения человека, преодоление этнической предубежденности и этноцентризма, что в итоге способствует воспитанию толерантной направленности личности.

Литература

1. Асмолов А.Г. Толеран тность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. - М., 1998

2. Божович Л.И. Личность и се формирование в детском возрасте. - М.: Изд-во АПП, 1968.

3. К'цоева Г.У. Опыт ом пир и чес кого исследования этнических стереотипов // Психологический журнал. 1986.

4. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М: Академи». 2004.

5. Мясишев В.Н. Психология отношений. - М. 1995.

6. Надирашвили Ш.А. Установка и деятельность. - Тбилиси, 1987.

7. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. - М. 1989.

8. Сидоренко К.В. Методы математической обрабогки в психологии. - СПб.. 2000.

9. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.: Генезис. 2000.

10. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. 2-е изд. / отв. ред. С.К. Ьондырева. - М: НПО «МОДЭК». 2003.

11. Тудупова Т.Ц. Этнопсихология направленности личности современного подростка. - Улан-Уд г Изд-во ЕГУ, 2002.

12. Тудупова Т.Ц. Этнопсихологический тренинг с подростками. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ. 2006.

13. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Избранные психологические труды. - М.. 1995.

14. Чудновский В.Э, Нравственная устойчивость личности. -- М.: Педагогика. 1981.

15. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психолог ии установки. - Тбилиси. 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.