УДК 159.9.072.43 © И. В. Васильева, О. С. Возженикова, 2018 DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14009
Роль межэтнических представлений в формировании обвинительного уклона у сотрудников правоохранительных органов
Васильева Инна Витальевна 1 2,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры кадрового и морально-психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД, доцент кафедры общей и социальной психологии. E-mail: [email protected]
Возженикова Ольга Сергеевна \
кандидат психологических наук, доцент кафедры кадрового и морально-психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД. E-mail: [email protected]
1 Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, 625049, Россия 2 Институт психологии и педагогики Тюменского государственного университета, Тюмень, 625007, Россия
Аннотация. Из существующих теоретических источников известно, что социальные представления носят имплицитный характер, но отражаются на социальном поведении сотрудников. Подобное поведение может быть иррациональным или иметь в основе отрицательный социальный опыт, формируя этнический стереотип. Исследование ориентировано на проверку предположения о предвзятых межэтнических представлениях у сотрудников органов внутренних дел в отношении представителей «иных» национальностей. Экспериментальную выборку составили 60 сотрудников правоохранительных органов, отобранных по национальному и фенотипическому признаку. В фокус-группе участвовали 12 сотрудников полиции. Общая выборка исследования — 72 человека, все мужчины. Дизайн исследования выстроен с учетом двух переменных: зависимой переменной — наличия обвинительного уклона в представлениях о людях другой национальности и независимой переменной — национальности и особенностей фенотипа. Изучение межэтнических представлений проводилось при помощи модифицированной версии методики «Репертуарные решетки Дж. Келли», а для возможности групповой обработки данных применялся кластерный анализ по объектам (социальным ролям) и дескрипторам (характеристикам, приписываемым этим ролям). При анализе кластерных деревьев были составлены схемы, по которым можно проследить связь кластерных групп по объектам и кластерных групп по дескрипторам. Исследование показало, что у части сотрудников ОВД имеются негативные межэтнические установки, выражающиеся в предвзятом отношении и обвинительной установке к людям других этнических групп, и это означает, что наличие негативного межэтнического уклона в представлениях сотрудников ОВД необходимо учитывать при подготовке специалистов для правоохранительных органов и в организации их деятельности.
Ключевые слова: сотрудники полиции; правоохранительные органы; межэтнические представления; профессиональная деятельность; обвинительный уклон.
Для цитирования: Васильева И. В., Возженикова О. С. Роль межэтнических представлений в формировании обвинительного уклона у сотрудников правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 47-52. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14009
Основные положения
1. Обвинительный уклон в деятельности сотрудников ОВД — значимый фактор профессиональной некомпетентности.
2. Межэтнические представления являются фактором формирования обвинительного уклона в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.
3. Негативные межэтнические представления сотрудников ОВД требуют корректировки для обеспечения эффективной профессиональной деятельности.
Введение. В многонациональном обществе любого государства нередко возникает проблема субъективно-негативного отношения представителей разных этнических групп к друг другу, к сожалению, этому явлению подвержены и сотрудники правоохранительных органов. Актуальность исследования вызвана потребностью повышения эффективности работы сотрудников органов внутренних дел в многонациональной среде и изучения причин формирования негативных межэтнических установок. Известно, что социальные представления носят имплицитный характер, однако они отражаются на социальном поведении субъектов. Негативные социальные представления могут быть иррациональны по
своей природе или иметь в основе отрицательный социальный опыт, который по прошествии времени стал малоосознаваемым.
Этнический стереотип — это жестко фиксированная этническая установка, напрямую регулирующая восприятие, поведение и интерпретацию поведения окружающих людей.
В научных исследованиях по межэтническим отношениям данная проблематика рассматривается по ряду аспектов, касающихся преимущественно следующих направлений: оценки и формирования коммуникативной культуры и межэтнической толерантности; межэтнической толерантности как основы этнической культуры народов [1, с. 96]; укрепления культуры толерантности сотрудника ОВД [2, с. 145], изучения ее структуры [3, с. 128-129]; формирования межкультурной коммуникативной компетенции сотрудников [4, с. 3]; развития эффективного коммуникативного инструмента как средства в преодолении межэтнической напряженности в профессиональном сообществе [5, с. 123]; урегулирования потенциально конфликтных ситуаций, связанных с межнациональными (межэтническими) отношениями [6, с. 24]; развития высокого уровня кросс-культурной
осведомленности полицейского [7, с. 105]; формирования у него этнической и религиозной толерантности [8, с. 43]; изучения этнопсихологической компетентности руководителя ОВД [9, с. 183]; работы в мультиэтнической среде [10, с. 65]; снижения межэтнической напряженности через принципы мультикультурализма [11, с. 8]; воспитания позитивного этнонационального самосознания сотрудников [12, с. 107]; формирования гуманистического менталитета [13, с. 220]; конфликтологического подхода по этнической тематике при подготовке и переподготовке сотрудников [14, с. 94]; «освобождения» слушателей и курсантов от негативных национальных стереотипов [15, с. 45]; психологических особенностей их подготовки к толерантному поведению [16, с. 184], к эффективной деятельности и взаимодействию в поликультурной среде [17, с. 37]; изучения этнопсихологических особенностей образа-Я курсантов с использованием метода личностного семантического дифференциала [18, с. 110], уровня развития у них этнокультурной компетентности [19, с. 15-16] и в целом системы противодействия терроризму и экстремизму [20, с. 406].
Формирование толерантности в отношении «ина-ковости» по каким-либо признакам — этническим, религиозным, культурным — сложный процесс, поскольку требует обращения к имплицитным структурам когнитивной обработки информации личностью, преломляющей опыт взаимодействия через призму житейского и профессионального опыта. Такая задача для сотрудников полиции особенно важна, поскольку обеспечивает соблюдение требований законности в отношении всех граждан, независимо от их этнической, конфессиональной, культурной принадлежности.
Наше исследование было ориентировано на проверку предположения о том, что у сотрудников правоохранительных органов превалируют предвзятые межэтнические представления, и они негативно сказываются на профессиональной деятельности сотрудников, в частности, это проявляется в наличии обвинительной установки в отношении представителей «иных» национальностей.
Организация исследования. Экспериментальную выборку составили 60 сотрудников правоохранительных органов, отобранных по национальному и феноти-пическому признаку (30 человек славянского фенотипа и 30 человек не славянского фенотипа). В фокус-группе участвовали 12 сотрудников полиции: 6 человек славянской национальности и фенотипа и 6 человек не славянской национальности и фенотипа (2 казаха, 2 азербайджанца, 2 армянина). Общая выборка исследования — 72 человека, все мужчины.
Дизайн исследования был выстроен посредством учета следующих переменных: зависимая переменная — наличие обвинительного уклона в представлениях о людях другой национальности; независимая переменная — национальность и особенности фенотипа.
Обследование испытуемых проводилось в два этапа: фокус-группа на предмет выявления характеристик, которые приписываются лицам не своей, другой на-
циональности, и модифицированная версия методики «Репертуарные решетки Дж. Келли» для изучения представлений о людях другой национальности, наличия обвинительного уклона. Модификация методики состояла в том, что в качестве объектов оценивания выступали следующие социальные образы: Я; человек, который никогда не совершит преступление; человек, мнение которого важно; человек моей национальности; человек, который мне нравится; человек другой национальности; человек, который мне неприятен; человек, мнение которого мне безразлично; честный человек; законопослушный гражданин; человек, который может совершить преступление; преступник; обвиняемый; подозреваемый. Таким образом, возможно было выявить сотрудников правоохранительных органов с предвзятым отношением и наличием обвинительной установки к людям не своей национальности.
В рамках работы фокус-группы каждый из участников написал по шесть прилагательных-дескрипторов, которыми они охарактеризовали бы людей другой, не своей национальности. С помощью частотного анализа были выявлены следующие дескрипторы: ответственный; эгоцентричный; медлительный; темпераментный; педантичный; эмоциональный; подхалимный; воинственный; высокомерный; отзывчивый; доброжелательный; настойчивый; общительный; вежливый; добросовестный; самолюбивый; трудолюбивый; умный; благородный; храбрый. Дескрипторы, полученные в рамках работы фокус-группы, были использованы в методике «Репертуарные решетки» для групповой обработки данных посредством кластерного анализа (методом древовидной классификации) по объектам (социальным ролям) и дескрипторам (характеристикам, приписываемым этим ролям).
Результаты исследования и обсуждение. При анализе кластерных деревьев были составлены схемы, по которым можно проследить связь кластерных групп по объектам и кластерных групп по дескрипторам. Таким образом, получились группы объектов и характеристики, которые приписываются этим группам. В результате у 37% испытуемых не выявилось предвзятого отношения и наличия обвинительной установки к людям других национальностей. Объекты «человек другой национальности», «человек, который может совершить преступление», «преступник», «подозреваемый» попали в разные семантические пространства и были оценены разными дескрипторами. Такие объекты (социальные роли), как «человек другой национальности», «человек моей национальности», «Я», «честный человек», попали в одно семантическое пространство, а «преступник», «обвиняемый», «человек, который может совершить преступление» — в другое. Это может говорить о нейтральном или о положительном отношении к людям не своей национальности и, соответственно, об отсутствии обвинительной установки по отношению к ним.
Схема на рис. 1 демонстрирует образование двух групп объектов: «Я» и «потенциальный преступник». Специфика кластера «Я» заключается в том, что в эту
Рис. 1. Распределение объектов и дескрипторов у сотрудников ОВД без негативного отношения к людям других национальностей (Fig. 1. Distribution of the objects and descriptors of law enforcement officers not having any negative attitude towards people of other ethnic groups)
группу испытуемые отнесли объекты, которые соотносят с самим собой, характеризуют эти объекты дескрипторами, приписываемыми себе. Группа «Я» характеризуется предрасположенностью к сопереживанию (эмоциональный, отзывчивый, вежливый), готовностью оказать помощь и поддержку (доброжелательный, благородный, храбрый, общительный). Эта группа характеризуется и предрасположенностью к профессиональной самореализации (добросовестный, настойчивый, умный, трудолюбивый, ответственный).
У 63% испытуемых выявилось наличие предвзятого отношения и обвинительной установки к людям других национальностей. 70% (21 человек из 30) испытуемых славянской национальности и фенотипа и 57% (17 человек из 30) испытуемых не славянской национальности и фенотипа (9 казахов, 6 азербайджанцев, 2 армян) такие объекты, как «человек другой национальности», «человек, который может совершить преступление», «преступник», «подозреваемый», были оценены одинаковыми дескрипторами и отнесены в одно семантическое пространство. У этой части сотрудников семантическое пространство межэтнических представлений разбивается на две смысловые группы: «Я» и «Другие = потенциальные преступники», причем эти группы противопоставлены друг другу (их связь на уровне 1), тогда как связи между объектами (социальными ролями) внутри кластеров на уровне от 0 до 0,4, что говорит о жестком характере связей, они сложно поддаются влиянию и коррекции. Такое смысловое распределение демонстрирует наличие обвинительной установки в межэтнических представлениях сотрудников ОВД.
Сотрудники славянской национальности и фенотипа (рис. 2) заведомо предполагают, что люди не их национальности могут совершить преступления, и мнения этих людей для сотрудников безразлично. Можно предположить, что все подозрения и обвинения будут направлены в сторону человека другой национальности.
Характеристики «педантичный» и «медлительный», которые приписываются группе «Другие», могут говорить о направленности тщательно подходить к своему делу, выполнять все медленно и однообразно. Направленность концентрироваться на себе и не задумываться о других, жить и действовать только для себя отражается характеристиками «эгоцентричный», «высокомерный», «самолюбивый».
Группа «Я» характеризуется готовностью всегда прийти на помощь и оказать поддержку нуждающимся в ней (вежливый, отзывчивый, доброжелательный, общительный). Характеристики «трудолюбивый», «ответственный», «добросовестный», «благородный», «настойчивый» отражают направленность на выполнение своего профессионального долга.
Сотрудники-казахи (рис. 3) приписывают группе «Другие» характеристики, которые говорят о предрасположенности ставить себя на первое место, заботиться только о своем благополучии (эгоцентричный, высокомерный, самолюбивый, педантичный). Характеристики группы «Я» отражают предрасположенность к откры-
Рис. 2. Распределение объектов и дескрипторов у сотрудников ОВД славянской национальности и фенотипа с негативным отношением к людям других национальностей (Fig. 2. Distribution of the objects and descriptors of law enforcement officers belonging to the Slavic ethnic group and phenotype and having a negative attitude towards people of other ethnic groups)
Темпераментный ^ Эмоциональный Подхалимный Доброжелательный Вежливый Добросовестный Настойчивый Общительный Трудолюбивый Храбрый I Отзывчивый I
( Умный ^
1 Благородный j
Ответственный Эгоцентричный Медлительный — Высокомерный Педантичный Воинственный V Самолюбивый )
Рис. 3. Распределение объектов и дескрипторов у казахов-сотрудников ОВД с негативным отношением к людям других
национальностей (Fig. 3. Distribution of the objects and descriptors by the Kazakh law enforcement officers having a negative attitude towards people of other ethnic groups)
тости для других людей, готовности во всем и всегда оказывать поддержку (доброжелательный, вежливый, общительный), а также предрасположенность к чуткости по отношению к окружающим (эмоциональный, отзывчивый) и надежности в любых ситуациях (умный, благородный, ответственный).
Сотрудники-азербайджанцы (рис. 4) полагают, что «Другим» свойственна предрасположенность к концентрации на своей личности, доминированию интересов, направленных на удовлетворение только личных потребностей (высокомерный, эгоцентричный, самолюбивый), а также к стремлению подстроиться под другого человека, если это необходимо (подхалимный, настойчивый).
Представления о себе у сотрудников-азербайджанцев характеризуются предрасположенностью выполнять свои профессиональные обязанности на высоком уровне (добросовестный, трудолюбивый); готовностью в любой момент прийти на помощь (храбрый, отзывчивый), а также надежностью в любой ситуации (благородность, ответственность); открытостью окружающим людям и миру (вежливый, доброжелательный).
Выводы. Проведенное исследование показало, что части сотрудников ОВД свойственны негативные межэтнические установки, выражающиеся в предвзятом отношении и обвинительной установке к людям других этнических групп.
Выделенные группы испытуемых в ходе исследования (русские, казахи и азербайджанцы) имеют сходные результаты. Все объекты разделились на 2 кластера: «Я» и «Другие». Специфика кластера «Я» заключается в том,
что в эту группу испытуемые отнесли объекты, которые соотносят с самим собой, т. е. характеризуют эти объекты дескрипторами, приписываемыми себе. К этому кластеру были отнесены следующие объекты: «законопослушный гражданин», «честный человек», «человек, который никогда не совершит преступление», «человек моей национальности», «человек, который мне нравится». В кластер «Другие» вошли следующие объекты: «человек другой национальности», «человек, который может совершить преступление», «преступник», «обвиняемый» и «подозреваемый». Кластерам приписывается определенный набор характеристик. Кластеру «Я» свойственны следующие дескрипторы: ответственный, отзывчивый, доброжелательный, вежливый, добросовестный, трудолюбивый, благородный, умный, общительный; кластеру «Другие» — эгоцентричный, высокомерный, педантичный, медлительный, самолюбивый, воинственный. Таким образом, все испытуемые имеют похожие представления о людях других национальностей, приписывают им одинаковые негативные характеристики.
Жесткие связи между объектами внутри кластеров свидетельствуют о том, что определенные социальные роли, укоренившись в представлениях сотрудников ОВД, сформировали межэтнические стереотипы, которые сложно поддаются коррекционному воздействию. Однако это означает, что наличие негативного межэтнического уклона в представлениях сотрудников ОВД необходимо учитывать при подготовке специалистов для правоохранительных органов и в организации их деятельности.
Рис. 4. Распределение объектов и дескрипторов у азербайджанцев-сотрудников ОВД с негативным
отношением к людям других национальностей (Fig. 4. Distribution of the objects and descriptors by the Azerbaijan law enforcement officers having a negative attitude towards people of other ethnic groups)
Я
Человек, мнение которого важно Человек, который мне нравится Честный
Законопослушный гражданин Человек моей национальности Человек, который никогда не совершит преступление Человек, который мне не нравится
Человек, который может совершить преступление Преступник Обвиняемый Подозреваемый
Список литературы
1. Гаврилин С. А. Формирование межэтнической толерантности как фактор предупреждения распространения экстремистских настроений в среде сотрудников ГИБДД // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 4. С. 95-101.
2. Меньшикова Н. С. Полиция и институты гражданского общества России: опыт совместной деятельности формирования толерантности // Развитие государственности и права в Республике Крым : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. А. Буткевича. Краснодар, 2016. С. 143-147.
3. Жердева Н. Н. Педагогические условия формирования профессиональной толерантности у курсантов вузов системы МВД // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 2. С. 124-131.
4. Анисин А. Л., Блажевич Н. В., Шестаков С. А., Фирсов И. Ф., Липина Е. А., Лыскова М. И., Бобкова Е. А., Кузнецова Ю. А. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования : учеб. пособие / под ред. А. Л. Анисина. Тюмень, 2014. 64 с.
5. Каспаров А. Р., Сетов Р. Ю. Влияние этнической идентичности на конфликты в профессиональных группах // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение, философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2016. № 4(189). С. 123-129.
6. Левин П. Н., Синогейкин А. А. Актуальные вопросы по обеспечению межнационального согласия, предупреждения возникновения и урегулирования потенциально конфликтных ситуаций, связанных с межнациональными (межэтническими) отношениями (в Алтайском крае) // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2013. № 11-2. С. 22-24.
7. Коноплева А. А. Актуальные проблемы кросс-культурных взаимодействий в контексте осуществления правоохранительной деятельности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 3(25). С. 105-111.
8. Сальников Е. В. Требования к общению сотрудников ГИБДД с водителями транспортных средств с учетом их этнической принадлежности и религиозной ориентации // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 3(33). С. 42-49.
9. Биче-оол С. Ш. Некоторые аспекты проблемы изучения этнопсихологической компетентности руководителей органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 183-186.
10. Степаненко В. В. Деятельность сотрудников полиции в мультиэтнической среде: психологические трудности и их преодоление // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2014. № 3(31). С. 65-69.
11. Щедрина О. В. Возможности использования принципов мультикультурализма в практике поддержания правопорядка в полиэтничных городах : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2005. 26 с.
12. Биннатов Б. А. Этнонациональное воспитание как фактор повышения профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Актуальные вопросы обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности в Крымском федеральном округе : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2016. С. 106-109.
13. Помаз Г. С., Точилкина А. А. Этнопсихологические аспекты в деятельности сотрудников органов внутренних дел // Уголовная политика Российской Федерации: проблемы формирования и реализации : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2016. С. 219-223.
14. Молоков С. М. Этноконфликтологический аспект подготовки кадров в системе МВД России // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 3. С. 94-96.
15. Биннатов Б. А. Поликультурное воспитание как способ повышения профессиональной подготовки слушателей и курсантов, обучающихся в образовательных организациях системы МВД Российской Федерации // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 3-2(69). С. 42-46.
16. Гончарова Н. А., Фомина Т. Ф. Психологическое исследование особенностей толерантного поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. Т. 58, № 2. С. 182-189.
17. Селин Б. Н. Концептуальные идеи, закономерности и принципы теоретической модели формирования профессиональной поликультурной компетентности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 1(44). С. 37-38.
18. Наприев И. Л., Бондаренко А. С. Образ-Я курсантов Краснодарского университета МВД России в этнопсихологическом аспекте // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2008. № 35. С. 110-119.
19. Скворцова Е. В. Этнокультурная компетентность сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3(66). С. 15-19.
20. Капустина Е. Г., Лимарева Е. С. Приоритетные направления государственной политики по противодействию ксенофобии, религиозным, расовым и национальным розням экстремистской направленности // Концепт. 2016. Т. 15. С. 406-410.
Поступила 20.06.2018
UDC 159.9.072.43
The Role of Interethnic Views in Forming Law Enforcement Officers' Accusatory Attitude
Inna V. Vasilyeva 1 2,
Candidate of Sciences (Psychology), Associate-professor, Associate-professor at the department of Human Resources and Moral and Psychological Maintenance of Law Enforcement Officers, Associate-professor at the department of General and Social Psychology.
E-mai: [email protected] Olga S. Vozzhenikova
Candidate of Sciences (Psychology), senior lecturer at the department of Human Resources and Moral and Psychological Maintenance of Law Enforcement Officers. E-mail: [email protected] 1 the Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumen, 625049, Russia 2 Institute of Psychology and Pedagogy of Tyumen State University, 625007, Russia
As it is known from the theoretical resources social views are implicit but influence officers' social behaviour. Suchlike behaviour may be irrational or be based on the negative social experience, thus forming ethnic stereotype. The research aims to check suppositions about law enforcement officers' biased interethnic attitudes towards representatives of "other" nationalities. The experimental sample comprises sixty law enforcement officers selected due to the nationality and phenotype. The focus was made on twelve police officers. The total sample of the research included seventy-two male police officers. The design of the research was built according to two variables: dependent variable, that is accusatory attitude towards people of other nationalities and independent variable, that is their own nationality and phenotype. The study of interethnic views was conducted via the modified version of the "Repertory grid" developed by G. Kelly and for group processing of data the cluster analysis was used according to the objects (social roles) and descriptors (characteristics attributed to these roles). Analyzing cluster trees special schemes were drawn up which made it possible to trace down the connection between cluster groups according to the objects and according to the descriptors. The research conducted shows that some law enforcement officers have negative interethnic attitudes which are revealed in biased and accusatory attitude towards people of other ethnic groups and it means that negative interethnic bias is necessary to be taken into account when training law enforcement officers and organizing their activity.
Keywords: police officers; law enforcement agencies; interethnic attitudes; professional activity; accusatory bias.
Citation: Vasilyeva I. V., Vozzhenikova O. S.The Role of Interethnic Views in Forming Law Enforcement Officers' Accusatory Attitude. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(75). 2018. P 47-52.
DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14009
References
1. Gavrilin S. A. Formation of Interethnic Tolerance as a Factor of Preventing Spread of Extremist Attitudes among Traffic Law Enforcement Officers. Central Russian Journal of Social Sciences. No. 4. 2014. Pp. 95-101. (In Russ.)
2. Menshikova N. S. Police and Institutions of Civic Society in Russia: Experience of Common Activities aiming to Build Tolerance. In: Development of Statesmanship and Law in the Republic of Crimea (materials of All-Russian Science-to-Practice Conference). Ed. by Butkevich S. A. 2016. Krasnodar, Pp. 143-147. (In Russ.)
3. Zherdeva N. N. Pedagogical Conditions of Building Professional Tolerance in the Cadets of the Russian MIA Educational Institutions. Scientific Problems of Humanity Researches. No. 2. 2011. Pp. 124-131. (In Russ.)
4. Anisin A. L., Blazhevich N. V., Shestakov S. A., Firsov I. F., Lipina E. A., Lyskova M. I., Bobkova E. A., Kuznetsova Yu. A. Formation of Cross-cultural Communicative Competency of Law Enforcement Officers within the System of Additional Professional Education. Ed. by Anisin A. L. Tyumen, 2014. 64 p. (In Russ.)
5. Kasparov A. R., Setova R. Yu. Ethnic Identity Influence on Conflicts in Professional Groups. Bulletin of Adygeya State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Politology, Culture Studies. No. 4 (189). 2016. Pp. 123-129. (In Russ.)
6. Levin P. N., Sinogeykin A. A. Relevant Issues of Providing Interethnic Consent, Prevention and Regulation of Potential Intereth-nic-Related Conflicts in Altai Region. Relevant issues of Fighting Crimes and other Offences. No. 11-2. 2013. Pp. 22-24. (In Russ.)
7. Konopleva A. A. Relevant Problems of Cross-Cultural Interactions in Law Enforcement Activity. Bulletin of Kazan Law Institute of the Russian MIA. No. 3(25). 2016. Pp. 105-111. (In Russ.)
8. Salnikov E. V. Requirements to Communication Between Traffic Law Enforcement Officers and Drivers in regard to their Ethnic Identity and Religious Orientation. Legal Science and Law Enforcement Practice. No. 3(33). 2015. Pp. 42-49. (In Russ.)
9. Biche-Ool S. Sh. Some Aspects of Studying Ethno-Psychology Competency of Chief Law Enforcement Officers. Bulletin of Moscow University of the Russian MIA. No. 6. 2016. Pp. 183-186. (In Russ.)
10. Stepanenko V. V. Police Officers' Activity in a Multi-ethnic Environment: Tackling Psychological Challenges. Bulletin of the Advanced Training Institute of the Russian MIA. No. 3(31). 2014. Pp. 65-69. (In Russ.)
11. Schedrina O. V. Potential of Principles of Multiculturalism for Maintenance of Public Order in Multi-ethnic Cities. Extended Abstract of Candidate of Sciences (in Sociology) dissertation. Moscow, 2005. 26 p. (In Russ.)
12. Binnatov B. A. Ethno-National Education as a Factor of Cadets' Advanced Training at the Russian MIA Educational Organizations. Relevant Issues of Maintaining Public Security and Counteracting Crime in the Crimean Federal District (materials of All-Russian science-to-practice conference). Krasnodar, 2016. Pp. 106-109. (In Russ.)
13. Pomaz G. S., Tochilkina A. A. Ethno-Psychological Aspects of Law Enforcement Officers' Activity. In: Criminal Policy of the Russian Federation: Problems of Establishment and Implementation (materials of All-Russian science-to-practice conference). Rostov-on-Don, 2016. Pp. 219-223. (In Russ.)
14. Molokov S. M. Ethnic Conflictology Aspect of Training Personnel in the System of the Russian MIA. Bulletin of Tyumen Advanced Training Institute of the Russian MIA No. 3. 2014. Pp. 94-96. (In Russ.)
15. Binnatov B. A. Multi-Cultural Education as a Means of Cadets' and Trainees' Advanced Training at the Russian MIA Educational Organizations. New Science: Theoretical and Practical View. No. 3-2(69). 2016. Pp. 42-46. (In Russ.)
16. Goncharova N. A., Fomina T. F. Psychological Study of Peculiarities of Tolerant Behaviour. Bulletin of the St Petersburg University of the Russian MIA. No. 2. vol. 58. 2013. Pp. 182-189. (In Russ.)
17. Selin B. N. Conceptual Ideas, Laws and Principles of Theoretical Model of Developing Professional Multi-Cultural Competency. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 1(44). 2011. Pp. 37-38. (In Russ.)
18. Napriev I. L., Bondarenko A. S. Self-Identity of Cadets at the Krasnodar University of the Russian MIA: Ethnopsychological Aspect. Multi-Topical Net Electronic Scientific Journal of Kuban State Agrarian University. No. 35. 2008. Pp. 110-119. (In Russ.)
19. Skvortsova E. V Police Officers' Ethno-Cultural Competency. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(66). 2016. Pp. 15-19. (In Russ.)
20. Kapustina E. G., Limareva E. S. Priorities of the State Policy in Fighting Xenophobia, Religious, Racial and National Strife of Extremist Character. Concept. Vol. 15. 2016. Pp. 406-410. (In Russ.)
Submitted 20.06.2018