Научная статья на тему 'Анализ экспортно-импортных операций на рынке автомобилей Китая'

Анализ экспортно-импортных операций на рынке автомобилей Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБіЛЬНА іНДУСТРіЯ / ЕКСПОРТНО-іМПОРТНі ОПЕРАЦії / ПЕРЕВАГИ СПОЖИВАЧіВ / КОНКУРЕНТНі ПЕРЕВАГИ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ / ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / AUTOMOTIVE INDUSTRY / EXPORT-IMPORT OPERATIONS / CONSUMER PREFERENCES / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахман Махбубур Сидикович

В статье рассматривается место Китая в мировой автомобильной индустрии. Анализируются предпочтения потребителей и конкурентные преимущества китайских автомобилей на отдельно взятых рынках. Рассмотрены тенденции рынка в ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Export-Import Operations in China''s Car Market

This article discusses the place of China in the global automotive industry. Analyzed consumer preferences and competitive advantages of Chinese cars in the individual markets. The tendencies of the market in coming years.

Текст научной работы на тему «Анализ экспортно-импортных операций на рынке автомобилей Китая»

УДК 339

анализ экспортно-импортных операций на рынке

автомобилей китая

РАХМАН м. с.

кандидат экономических наук Харьков

В мире наблюдается посткризисный активный рост продаж легковых автомобилей. Развитие мощностей по выпуску и реализации автомобильной продукции в Китае заслуживает пристального внимания и изучения. Статья посвящена анализу экспортноимпортных операций и перспективам развития на данном рынке.

По мере преодоления последствий мирового финансового кризиса осуществляется постепенное восстановление экономического роста стран азиатско-тихоокеанского региона и постсоветского пространства, рост среднедушевых доходов населения и, как следствие, рыночный потенциал реализации автомашин на этих

рынках огромен. Став важным зарубежным рынком для множества транснациональных автомобильных предприятий, Китай постепенно превращается в экспортную базу для этих автопроизводителей. Развитие мощностей по выпуску и реализации автомобильной продукции в Поднебесной становится актуальным, а сам рынок заслуживает пристального внимания и изучения.

Целью статьи является рассмотрение внешнеторговых операций по экспорту и импорту готовых автомобилей, созданию и развитию совместных предприятий на территории страны и за её пределами (от выпуска запчастей до готовых изделий) в разных регионах мира, а также конкурентных преимуществ и перспектив развития в данной области.

В эпоху всеобщей информированности и глобализации рынков, изменчивости структуры и границ рынка все сложнее удивить и привлечь покупателя, так как трудно предугадать запросы и предпочтения современных потребителей. Покупатели всего мира, в том

ЕКОНОМІКА міжнародні Економічні відносини

ЕКОНОМІКА міжнародні Економічні відносини

числе и Китая, отдают предпочтение покупкам онлайн, где бесчисленное множество товаров и услуг, тем самым экономя время на хождение по магазинам и супермаркетам. Поэтому совершенствование маркетинга для более полного и оперативного удовлетворения запросов потребителей, стимулирования обновлений и расширения номенклатуры выпускаемых товаров, предугадыванию желаний покупателей - стратегическая направленность развития внешнеэкономической деятельности страны.

Сбыт на внешних рынках является главным мотивом участия национальных компаний в международной маркетинговой деятельности. Проведение исследований на иностранных рынках с учетом особенностей и в полном объеме, с привлечением внутренних и внешних источников информации, выбором оптимального варианта с доступными расходами помогут реализовать стратегию маркетинговой деятельности на внешнем рынке [1, 2].

Маркетинговые исследования и анализ потребителей в значительной мере основывается на концепции сегментации - при этом необходимо учитывать, что даже те люди, которые имеют некие общие характеристики, не являются абсолютно одинаковыми. Наиболее эффективное направление организации маркетинга, это сосредоточение внимания на группах потребителей, которые демонстрируют сходное поведение, а не просто имеющих общие характеристики [3, 4].

По мнению маркетологов В. Тамберга и А. Бадьина, на рынках актуальны четыре основных блока потребностей и два второстепенных. К основным относятся: базовые потребности, ситуативные модели, ролевые модели, культурный фактор; к второстепенным: потребности, порожденные особенностями конкретной личности и стадное чувство, вызывающее интерес к модным трендам (рис. 1). По мере развития рынков и усложнения выбора потребитель подключает следующие блоки потребностей, тем самым рынок двигается от базовых потребностей к культурному фактору и далее, к кастомизации или модным трендам [5].

тай постепенно превращается в экспортную базу для этих автопроизводителей. В 2011 г. объем продажи автомобилей и автозапчастей в Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) составил 21,16 млрд юаней (около 3,36 млрд долл. США), увеличившись на 23,7 процента по сравнению с 2010 г. В 2011 г. из СУАР экспортировано 16 тыс автомобилей, что на 70 с лишним процентов больше чем в 2010 г., объем экспорта автозапчастей составил более 46 млн штук. [14]

К

Базовые

потреб-

ности

Ситуатив-

ные

модели

Г

Ролевые

модели

Культур-

ный

фактор

Рис. 1. Развитие потребностей по мере усложнения выбора [5]

Изучение зарубежной рыночной среды предусматривает анализ комплекса условий организации бизнеса за пределами своей страны в конкретном рыночном пространстве - как в мировом или региональном, так и в пределах отдельного иностранного государства [2].

После международного финансового кризиса, несмотря на давление Запада, «китайский способ развития» рыночной экономики привлек внимание всего мира.

Став важным зарубежным рынком для множества транснациональных автомобильных предприятий, Ки-

итаи третии год подряд занимает первое место в мире по объему производства автомобилей. По данным Корейской ассоциации производителей автомобилей (КАПА), в минувшем, 2011 г., заводы КНР выпустили 18 млн 420 тысяч машин. Это почти на 10 млн больше, чем второй по величине автопроизводитель - США. В Штатах было произведено 8 миллионов 650 тысяч автомобилей. На третьем месте оказалась Япония: несмотря на потрясшие ее катаклизмы, Страна восходящего солнца выпустила почти столько же автомобилей, сколько и США: 8 млн 400 тысяч. Четвертое место по объему на мировом рынке заняла Германия -6 млн 300 тысяч автомобилей. Южная Корея пятый год подряд оказывается на пятом месте: 4 млн 658 тысяч. Как отмечают в КАПА, рост объема производства машин в республике составил 9%. Всего же в мире за 2011 год было произведено 85 млн 240 тысяч автомобилей, что на 3% больше, чем в предыдущем году [9].

Американские СМИ с удивлением констатировали, что продажи автомобилей General Motors в Поднебесной оказались впервые в истории больше, чем в США. С января по июнь 2010 г. на рынке Китая было реализовано 1,12 млн машин, произведенных GM (рост на 48,5% против 2009 г.), тогда как жители США купили 1,07 млн General Motors (плюс 11% к прошлогодней статистике). Согласно официальному заявлению Министерства торговли Китая, новые ставки таможенных пошлин на импорт автомобилей, произведенных в США, будут действовать в течение двух лет, начиная с 15 декабря 2011 г. Размер пошлины будет варьиро-

-----ваться от 2 до 21,5% [10].

Согласно данным Ассоциации автомобилестроительной промышленности Китая (ААПК), в январе - июле 2010 г. количество как выпуска, так и продаж автомобилей отечественного производства превысило 10 млн штук, увеличившись более чем на 40 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. В связи с тем, что июль и август являются традиционным мертвым сезоном для автомобильных продаж, в июле 2010 г. количество выпуска и сбыта автомашин китайского производства составило соответственно 1,29 млн и 1,24 млн, снизившись на 7,54 и 11,9 % по сравнению с июнем 2009 года.

Китай является вторым крупным рынком PSA в Шанхае, официально открыта штаб-квартира компании в Азии и отдел продаж, ранее находившиеся в Пекине, численность инженеров, работающих в шанхайском центре, достигает 1000 человек. Страна постепенно занимает все

Особенности личности и

Модные тренды

более важное место в азиатском секторе компании PSA,

начиная от управления, разработок и заканчивая сбытом. Компания PSA намерена в 2012 г. экспортировать производимые в Китае автомобили в азиатские страны и Россию. Выбор Китая в качестве базы производства и экспорта автомобилей за рубеж основан на: преимуществе в себестоимости и ресурсов, уровне производства автомобилей, который отвечает требованиям международного рынка. Для тех стран, где уже функционирует сеть сбыта автомобилей транснациональных брендов, но не открыты заводы по сборке, импорт из Китая автомобилей данных марок идет на пользу, как для обладателей брендов, так и для дилеров [6].

Great Wall Motor Company Limited - одна из ведущих автомобильных корпораций Китайской Народной Республики (лидер в сегменте внедорожников и пикапов), продукция компании представлена в более чем 100 странах мира, является регулярным участником ведущих национальных рейтингов: «Топ-100 китайских предприятий по версии Журнала «FORBES», «Т0П-50 китайских предприятий», «Т0П-30 китайских автопроизводителей» и др. [12].

В 33-й по счету гонке ДАКАР, стартовавшей 1 января 2012 г. в аргентинском Мардель-Плата, внедорожники GREAT WALL из Поднебесной, смогли успешно конкурировать с «грандами» мирового автопрома, представленными экипажами на TOYOTA, HUMMER, MITSUBISHI, BMW, NISSAN, OPEL, MINI и др., и опередили многих из них, в очередной раз доказав, являются не только наиболее качественными и надёжными автомобилями, но и могут успешно конкурировать с лучшими автомобилями ведущих мировых автопроизводителей [12].

Глобальная стратегия компании GREAT WALL направлена на покорение международных рынков и достижение впечатляющих результатов: выход на лидерские позиции среди китайских производителей автомобилей, достижение в среднесрочной перспективе уровня производства в 2 млн авто (к 2015 г.). Следуя новой стратегии «3-х H: High Luxury, High Performance, High Technology» (Роскошный, комфортный, высокопроизводительный) и корпоративной концепции «Совершенствования каждый день», компания GREAT WALL MOTORS определила в качестве приоритетных категорий развития: качество, безопасность, современность и технологичность. Темпы, с которыми развивается GREAT WALL, впечатляют. Потенциал, технологические и производственные мощности компании GREAT WALL непрерывно совершенствуются [12].

В Украине автомобили GREAT WALL представлены в 12-ти регионах в дилерской сети ООО «Богдан-Индустрия» до конца 2012 г. в Украине откроется 13 автосалонов Great Wall в Крыму, Одессе, Днепропетровске, Луганске, Запорожье, Херсоне, Донецке, Харькове и Львове. По словам Директора ООО «Богдан-Индустрия» г-на Ткаленка «Главный критерий - это 3S-комплексы, где будет салон, сервис и обеспечение запасными частями. Мы будем оказывать максимальную поддержку владельцам автомобилей Great Wall. Уже в октябре начнет действовать программа поддерж-

ки Bogdan Assistance, единая информационная линия, будут предложены выгодные условия приобретения автомобилей в кредит в центрах дилерских сети» [12].

Первой китайской компанией, которая пошла на сотрудничество в 2003 г. с Ираном, была Chery. Все начиналось со сборки экспортных запчастей CKD с использованием местного производственного оборудования. Пользуясь влиянием иранских заводов, Chery успешно вышла на рынок Ливана. Автомобили серий «Циюнь», «Фэнъюнь» стали основными на дорогах этой страны. В настоящее время компания Chery имеет восемь заводов по сборке автомобилей в России, Украине, Египте и других странах. Компания прошла путь от экспорта машин до запчастей, поиска партнеров по строительству заводов, а также до самостоятельного создания баз по выпуску автомобилей. Стратегия Chery по экспорту постоянно корректируется: высокая себестоимость, высокие налоги и проблемы с транспортировкой оказывают негативное влияние на продажи [7].

По статистическим данным о европейском бизнесе ассоциации, с января по октябрь 2010 г. объем продаж автомобилей «Чери» в России вырос на 10% по сравнению с аналогичным периодом в 2009, машин «Лифань»- на 136%, автомобилей «Чанчэн» - на 25%. Экспортируемые из Китая автомобили не имеют особых преимуществ по качеству и обслуживанию, поэтому результат конкуренции очевиден [6].

Строительство совместного предприятия «Группы ГАЗ» и FAW(China First Automotive Group Corporation), с одной стороны, является стратегической потребностью в целостном развитии российского холдинга, вместе с этим, это еще одна возможность для китайских автомобилей закрепиться на зарубежном рынке. кроме корпорации FAW, большое количество китайских предприятий автоиндустрии заявили о новых планах освоения российского рынка [6].

Перспективы развития китайских предприятий в России не ясны, компаниям по-прежнему трудно утвердить планы о долгосрочном развитии, поскольку на местах существует огромное количество неопределенных факторов [6].

Китайский автомобильный холдинг «Geely» 2 августа 2010 г. купил акций шведского автопроизводителя «Вольво» («Volvo»), принадлежащего американской автокомпании «Ford» - сумма сделки составила 1,8 млрд долл. США. Согласно плану, в Китае будет построен завод мощностью 300 тыс. автомобилей в год, чтобы увеличить объем глобального производства машин «Вольво» примерно в 2 раза и сделать убыточный бренд прибыльным к 2011 г. [7].

Заместитель исполнительного директора Всекитайской федерации машиностроительной промышленности Чжан Сяоюй считает, что золотое время для китайского автопрома будет продолжаться на протяжении 20 лет. По текущим прогнозам, к 2015 году показатель возрастет приблизительно до отметки в 22 млн 584 тыс. 700 машин. Предполагается, что к 2020 г. ежегодный спрос на легковые автомобили в стране возрастет до 25 млн 830 тысяч, в 2025 г. спрос составит 29 млн 245

ЕКОНОМІКА міжнародні економічні відносини

ЕКОНОМІКА міжнародні Економічні відносини

тыс. 700 машин, а к 2030 г. достигнет отметки в 25 млн 230 тысяч [9]

По мнению Президента-организатора Парижской автомобильной выставки, степень участия Китая в международных выставках недостаточная, китайским предприятиям необходимо больше и чаще появляться на международной арене. С точки зрения распространения информации о различных брендах, Парижская выставка предоставляет отличную площадку, поскольку в ней участвует около 13 тысяч корреспондентов, 70% которых из других стран и регионов мира [11].

По мнению аналитика Автоконсалтинговой компании США Р. Л. Полк, у китайских предприятий в ближайшее врем нет идей и целей по вхождению на европейский рынок, в связи с этим они не испытывают большого интереса к нему. Президент французской компании «Автомобили Азии»: «собственно китайские бренды в настоящее время занимают лишь 33% автомобильного рынка Китая, их главная задача - расширение своей доли на внутреннем рынке, у них нет времени беспокоиться о зарубежных рынках» [11].

Согласно прогнозу Центра экономики автомобильной промышленности Университета Дуйсбург-Эссен Фердинанда Дуденхеффера (табл. 1), в следующем году мировые продажи автомобилей слегка снизятся -с 61,28 до 61,22 млн штук. И лишь в 2013 г. глобальный автопром вернется к устойчивому росту. При этом связанные со стагнацией проблемы автоконцернов усугубятся из-за избыточных производственных мощностей на всех крупных рынках, в первую очередь в Азии, России, Северной и Южной Америке [13].

Наиболее проблемным регионом в 2012 г. вполне предсказуемо станет Западная Европа, страдающая от долгового кризиса, спрос снизится по сравнению с уходящим годом на 671 тыс. штук (5,3%), до 12,1 млн. В ре-

зультате 2012 г. станет для Западной Европы худшим за последние 18 лет. Виной проблем европейского авторынка станут страны-должники: Греция, Италия, Ирландия, Португалия, Испания, Бельгия и даже Франция [13].

Негативные тенденции не обойдут даже самый динамичный рынок - Китай. Продажи в Поднебесной будут увеличиваться медленнее, чем в 2009 - 2010 гг., когда рост составлял более 1 млн автомобилей в год. А вот избыточные производственные мощности составят до 2 млн штук, поскольку не только местные, но и многие европейские и американские концерны сделали ставку на этот рынок [13].

По мнению Ли Шуфу (председатель Совета правления «Джили»), для того, чтобы китайским предприятиям получить свое место в мировой автоиндустрии, непременно необходимо поднять свою конкурентоспособность, которая нарастает в процессе практического соперничества с зарубежными брендами на рынке. В эпоху индустриализации главными критериями конкурентоспособности предприятий являются технический патент и брендовый образ. Китайские компании уже стали обращать особое внимание на это, но им еще необходимо приложить огромные усилия, чтобы разрешить мелкие проблемы, связанные с этими двумя критериями [8].

В направлении усовершенствования экспортного маркетинга автоиндустрии Китая, на мой взгляд, необходимо:

+ сокращать импорт брендовой продукции (дорогие автомобили, модные бренды одежды, ювелирные изделия и др.) и развивать отечественное производство до мировых стандартов;

+ больше ориентироваться на внутреннего потребителя (самая густонаселенная страна мира);

+ повышать качество выпускаемой продукции на экспорт и для внутреннего потребления;

Таблица 1

Продажа автомобилей за 2010 - 2011гг. и прогноз на 2012 - 2013 гг. по странам, в млн ед. [13]

№ п/п Страна Год

2010 2011 2012* 2013*

1 США 11,59 13,01 13,79 14,48

2 Китай 11,26 12,5 13,62 14,75

3 Япония 4,21 3,10 3,30 3,60

4 Германия 2,91 3,25 3,20 3,25

5 Россия 1,91 2,43 2,86 3,18

6 Бразилия 3,32 3,47 3,40 3,50

7 Великобритания 2,03 2,02 2,20 2,25

8 Италия 1,96 1,97 2,05 2,30

9 Франция 2,25 2,08 2,15 2,20

10 Индия 2,30 2,70 3,05 3,32

11 Испания 0,98 0,96 1,12 1,26

12 Канада 1,56 1,60 1,63 1,65

13 Южная Корея 1,29 1,32 1,37 1,41

14 МИР 58,91 62,1 65,63 69,22

* Прогноз.

+ внедрять экологически-технологичные и безопасные товары и топливо: обеспечивать нулевые выбросы вредных веществ в атмосферу, предотвращать заторы на дорогах и дорожнотранспортные происшествия;

+ создавать и развивать центры по логистике, системе сбыта и обслуживания;

+ распространить технологии, бренд и даже культуру китайского автомобилестроения по всему миру;

+ далее развивать инновации и «человеческий капитал» нации;

+ выработать модели управления и маркетинга для различных зарубежных рынков;

+ подготавливать кадры, искать и внедрять новые технологии современного маркетинга в управлении предприятиями, занимающимися внешнеэкономической деятельностью;

+ далее расширять рынки развивающихся стран Азии, Латинской Америки, России и стран СНГ, а затем рынки более развитых стран, где более строгие юридические требования к пользователям автомобилей. Полностью интегрироваться с местным обществом по вопросам с требованиями к характеристикам продукции;

+ активнее принимать участие в автосалонах, международных ярмарках, выставках, аукционах, симпозиумах и презентациях, посвященных развитию внешнеторговых отношений и интеграции в мировую хозяйственную систему с целью продвижения отечественного товара и завоевания новых потребителей;

+ учиться друг у друга, искать общее при сохранении различий, уважать разнообразие мира и тем самым совместно содействовать процветанию и прогрессу человеческой цивилизации. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Багиев Г. Л. Международный маркетинг : учебник для вузов. / Г. Л. Багиев, Н. К. Моисеева, Черенкова В. И.- 2- е изд., перераб. и доп.- СПб. : Питер, 2009.- 688 с.

2. Зовнішньоекономічна діяльність підприємства: Навчальний посібник / Ю. В. Макогон, В. С. Рижиков, С. В. Касья-нюк, О. О. Коваленко, В. М. Грідасов, С.В. Чемерис, А. В. Гончарова / За ред. д.е.н., проф. Ю. В. Макогона.- К. : ЦУЛ, 2006.424 с.

3. Хейг П. Маркетинговые исследования на практике: Основные методы изучения рынка / Хейг П., Хейг Н., Морган К., пер. с англ.- Днепропетровск : Баланс Бизнес Букс, 2005.- 305 с.

4. Павленко А. Ф. Маркетинг : Підручник / Павленко А. Ф., Войчак А. В.- К. : КНЕУ, 2003.- 246 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Новая основа маркетинга рынка В2С / Виктор Там-берг, Андрей Бадьин // Новый маркетинг.- 2012.- № 1.- [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://newbranding.ru

6. Новые возможности для китайского автопрома в России? / Газета «Жэньминь Жибао».- [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://paper.people.com.cn/rmrb/ ^т!/2010-12-17

7. Преимущества в себестоимости и производстве помогли Китаю стать экспортной базой для транснациональных автомобильных предприятий / Газета «Жэньминь Жибао».- [Электронный ресурс].- Режим доступа : Ьі^:// paper.people.com.cn/rmrb/html/2010-12

8. Автомобили будущего на ЭКСП0-2010 / Газета «Жэньминь Жибао».- [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2010-12-17

9. Autonews.- [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://www.autonews.ru/automarket_news/index.

shtml?2012/02/14/1720528

10. «Лидерство Китая» - всего лишь интуиция американцев / Газета «Жэньминь Жибао».- [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://paper.people.com.cn/rmrb/

11. Почему китайские автопроизводители не принимают участия в Парижской автомобильной выставке? / Газета «Жэньминь Жибао».- [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2010-12-17

12. Сайт ООО «Богдан-Авто холдинг».- [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://ind.bogdan.ua/dealers/ dealers-greatwall/

13. Глазкова Т. «В 2012 году мировой авторынок ожидает стагнация» / Газета «РБ^^у».- [Электронный ресурс].-Режим доступа :http://www.rbcdaily.ru/

14. Партнеры.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.partnery.cn/

ЕКОНОМІКА міжнародні економічні відносини

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.