Научная статья на тему 'Анализ экологической ситуации субъектов Северо-Кавказского федерального округа в рамках реализации стратегии регионального развития'

Анализ экологической ситуации субъектов Северо-Кавказского федерального округа в рамках реализации стратегии регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3133
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECOLOGICAL-ECONOMIC BALANCE / ECOLOGICAL RATING / ENVIRONMENTAL PROBLEMS / INDICATORS OF THE LEVEL OF ECOLOGICAL SAFETY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Баширова Аминат Ахмедовна

Формирование и реализация стратегии регионального развития, с позиций его устойчивости, должны предполагать учет экологической составляющей. В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой экологической ситуации в регионе. Выделяются экологические проблемы, общие для субъектов Северо-Кавказского федерального округа, предлагаются направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Баширова Аминат Ахмедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE ECOLOGICAL SITUATION OF THE SUBJECTS OF THE NORTH-CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY

Formation and realization of strategy of regional development, from the perspective of its sustainability, should presume to take into account environmental component. The article considers the issues associated with the assessment of the environmental situation in the region. Highlighted environmental problems, common to the subjects of the North-Caucasian federal district, proposed directions of their decisions.

Текст научной работы на тему «Анализ экологической ситуации субъектов Северо-Кавказского федерального округа в рамках реализации стратегии регионального развития»

БАШИРОВА A.A.

АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ^

Формирование и реализация стратегии регионального развития, с позиций его устойчивости, должны предполагать учет экологической составляющей. В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой экологической ситуации в регионе. Выделяются экологические проблемы, общие для субъектов Северо-Кавказского федерального округа, предлагаются направления ихрешения.

BASHIROVA A.A.

THE ANALYSIS OF THE ECOLOGICAL SITUATION OF THE SUBJECTS OF THE NORTH-CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL

DEVELOPMENT STRATEGY

Formation and realization of strategy of regional development, from the perspective of its sustainability, should presume to take into account environmental component. The article considers the issues associated with the assessment of the environmental situation in the region. Highlighted environmental problems, common to the subjects of the North-Caucasian federal district, proposed directions of their decisions.

Ключевые слова: эколого-экономическая сбалансированность, экологический рейтинг, экологические проблемы, показатели уровня экологической безопасности

Keywords: ecological-economic balance, ecological rating, environmental problems, indicators of the level of ecological safety.

Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), в состав которого включены шесть республик: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия, Чеченская и Ставропольский край, был образован путем выделения из состава Южного федерального округа Указом президента России от 19 января 2010 года.

Причиной образования нового региона послужил целый ряд факторов -геополитические, национально-культурные особенности, социально-экономическое положение субъектов, входящих в состав округа.

Основными проблемами развития Северо-Кавказского федерального округа являются, прежде всего, неустойчивость экономической и социально-политической обстановки, дотационность региональных бюджетов, низкая

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-02-00579а

инвестиционная привлекательность, низкий уровень и качество жизни населения, обусловленные высоким уровнем безработицы, в том числе среди молодежи, сложной криминогенной обстановкой, напряженной этнополитиче-ской ситуацией.

В то же время, регион имеет благоприятные условия для развития таких сфер экономики, как агропромышленный комплекс, туристко-рекреационный комплекс, электроэнергетика, добывающие и обрабатывающие отрасли промышленности, транспорт и связь.

В частности, для республик - Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания - перспективными являются такие направления, как горный, этнографический туризм и рекреация, производство пищевой продукции, развитие животноводства. В Дагестане целесообразно развивать курортно-рекреационный, агропромышленный, портовый транс-портно-логистический комплексы. Чеченская республика и Ингушетия имеют перспективы развития в нефтедобыче и нефтепереработке, промышленности строительных материалов. Ведущее значение для экономического развития Ставропольского края имеет использование природного потенциала Кавказских минеральных вод, развитие сельского хозяйства, машиностроения, газонефтехимического и химического производств.

Для обеспечения конкурентных преимуществ в ходе развития данных отраслей экономики, а также для достижения высокого уровня и качества жизни, для воспроизводства человеческого капитала, необходимым условием является реализация принципов экологической сбалансированности развития субъектов, входящих в состав округа.

Одной из стратегических целей развития Северного Кавказа, помимо прямых социально-экономических целей, таких как снижение уровня безработицы, рост доходов населения, обеспечение высоких среднегодовых темпов роста экономики и т.д., является также «создание благоприятной экологической обстановки» [2]. Для чего планируется введение системы регулярного мониторинга состояния экологической ситуации в регионах, организация управления бытовыми отходами и отходами производства, ужесточение норм промышленных выбросов и отходов и контроля над ними, охрана окружающей среды.

Анализируя экологическую ситуацию, сложившуюся в субъектах округа, можно с уверенностью констатировать, что в настоящее время она является одной из наиболее благоприятных экологических ситуаций на территории Российской Федерации.

Ежегодно, с 2008 года, в России составляется экологический рейтинг, рассчитываемый на основе анализа различных событий в сфере экологии и экономики регионов [3]. Рейтинг включает в себя три индекса: природоохранный (природа и природоохранная деятельность в регионах РФ), про-мышленно-экологический (экологические аспекты состояния экономики и промышленных объектов региона), социально-экологический (состояние среды обитания человека).

Таблица 1

Экологический рейтинг субъектов Северо-Кавказского

федерального округа[3"

Рей- Субъекты СКФО Природо- Социально- Промышленно- Сводный

тинг охранным экологическии экологическии индекс

индекс индекс индекс региона

4 Кабардино-Балкарская Республика +85/-15 +66/-34 +26/-74 60/40

19 Карачаево-Черкессия +75/-25 +48/-52 +56/-44 54/46

42 Чеченская Республика +40/-60 +62/-38 +40/-60 51/49

47 Ингушетия +60/-40 +56/-44 +27/-73 50/50

54 Дагестан +50/-50 +51/-49 +38/-62 48/52

60 Сев. Осетия- +48/-52 +53/-47 +33/-67 48/52

Алания

74 Ставропольский край +53/-47 +47/-53 +36/-64 46/54

Результаты рейтинга на 01.07.2011 года показывают, что Кабардино-Балкарская республика входит в десятку благополучных регионов России, Ставропольский край получил крайне низкую оценку экологичности, остальные республики занимают серединные позиции, то есть относятся к «условно экологически благополучным» регионам. Такая относительно благоприятная экологическая ситуация связана с низким уровнем развития экономики округа, небольшим, по отношению к другим субъектам РФ, количеством «экологически вредных» производств.

В конце списка экологического рейтинга находятся регионы промыш-ленно развитые (Московская, Челябинская, Свердловская область), и тот факт, что республики Северного Кавказа, которые по социально-экономическому развитию находятся на последних местах, позволяет сделать вывод о том, что их ускоренное экономическое развитие, под влиянием определенных факторов, способно привести к тому, что вероятнее всего, они откатятся в конец списка.

Поэтому процесс обеспечения экологической сбалансированности должен предусматривать реальное наличие таких долгосрочных взаимоотношений региона (в данном случае имеется ввиду федеральный округ) и его субъектов с природной средой, которые обеспечивают его прогрессивное устойчивое развитие. Эти взаимоотношения предусматривают защищенность жизненно важных интересов региона и его субъектов от опасностей, исходящих от экологических и других процессов, протекающих или возможных между субъектами региона внутри него, либо вне его, а также способность этой системы надежно противостоять им и обеспечивать устойчивое эколого-экономическое развитие [1].

Оценить экологическую ситуацию возможно, используя три основные группы показателей:

1. Уровень загрязнения атмосферного воздуха от стационарных и передвижных источников и его последствия.

2. Уровень загрязнения поверхностных вод и его последствия.

3. Размещение и утилизация отходов производства и потребления. Территория СКФО составляет 170,5 тыс. км , население - 9,2 млн. человек. Основные показатели негативного воздействия на окружающую среду в целом по округу выглядят следующим образом (см. табл. 2,3) [4].

Таблица 2

Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

от стационарных источников _в Северо-Кавказском федеральном округе, тыс. т._

2005 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация 20425,36 20568,36 20636,87 20103,27 19021,2

Северо-Кавказский федеральный округ 185,13 200,74 204,93 174,22 152,3

Республика Дагестан 26,8 24,44 16,51 19,30 19,5

Республика Ингушетия 1,41 1,31 1,23 0,94 0,8

Кабардино-Балкария 2,02 2,35 2,52 2,97 2,9

Карачаево-Черкессия 16,06 18,84 19,97 16,84 19,1

Северная Осетия - Алания 6,04 5,30 5,39 5,21 4,4

Чеченская Республика 57,78 75,67 90,06 52,34 41,4

Ставропольский край 75,02 72,83 69,25 76,62 64,2

Общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников является самым низким среди федеральных округов. И с каждым годом он становится меньше. При этом 64,2 тыс. т (42%) загрязняющих веществ формируются на территории Ставропольского края. Второе место занимает Чеченская республика (31%), и на третьем месте -Республика Дагестан (14%).

Таблица 3

Динамика сброса загрязненных сточных вод в водные объекты

3

в Северо-Кавказском федеральном округе, млн. м

2005 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация 17727,47 17488,77 17176,25 17119,48 15853,56

Северо-Кавказский федеральный округ 495,6 474,35 460,09 449,35 445,11

Республика Дагестан 77,74 74,81 74,77 74,98 76,09

Республика Ингушетия 1,59 1,86 1,89 1,26 3,14

Кабардино-Балкария 47,07 41,89 39,04 38,18 35,45

Карачаево-Черкессия 52,76 54,54 52,97 53,97 53,24

Северная Осетия - Алания 96,02 90,25 88,01 87,09 88,43

Чеченская Республика 0,01 0,02 0,02 н/д 0,00

Ставропольский край 220,41 210,98 203,39 193,87 188,75

Огромной проблемой для субъектов Северного Кавказа является загрязнение поверхностных вод. Для них также характерен крайне низкий показатель нормативной очистки сточных вод. Наиболее крупными источниками загрязнения водных объектов являются предприятия, осуществляющие

сбор сточных вод и ее очистку (« Водоканалы») в городах Ставрополь, Махачкала, Владикавказ.

Экологическая ситуация, сложившаяся на территориях субъектов СКФО, определяется рядом факторов, а именно: спецификой местных природно-климатических условий; характером и масштабами воздействия различных отраслей экономики (промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства) на природную среду.

Влияние производственно-хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды по отдельным субъектам округа можно проследить по следующим показателям (см. табл. 4,5,6) [4].

Таблица 4

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

по субъектам СКФО, тыс. т. (2009г.)

Выбросы от ста- Выбросы от авто- Суммарный Вклад автотранс-

ционарных источ- транспорта, ТЫС. 1 выброс, тыс. порта в суммар-

ников, тыс. т т ный выброс, %

Республика Дагестан 19,5 184,5 204,0 90,4

Республика Ингушетия 0,8 27,0 27,8 97,2

Кабардино-Балкария 2,9 75,7 78,6 96,3

Карачаево-Черкессия1 19,9 39,7 59,6 66,6

Северная Осетия - Алания 4,4 76,7 81,1 94,5

Чеченская

Республика 41,4 82,6 124,0 66,6

Ставропольский край 64,2 284,9 349,1 81,6

Данные таблицы свидетельствуют, что по всем субъектам основным фактором загрязнения атмосферного воздуха являются не производственные предприятия, а автотранспорт (66,6-96,3%), что является своеобразным показателем «отсталости» экономики.

Наибольшие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Кабардино-Балкарской республике наблюдаются в городах: Нальчик, Прохладный, Нарткала, Баксан, Майский. Наибольший вклад в суммарные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников внесен предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (ОАО «Теплоэнергетическая компания» - 26%, ОАО «Прохладный теплоэнерго» -6%); добыче известняка, гипсового камня и мела (ООО «КБ Гипс» -12%); производству этилового спирта из сброженных материалов (ООО «Моя столица» - 5%); производству цветных металлов (ОАО «Гидрометаллург» -4%).

1 Данные по Карачаево-Черкесской республике - за 2007 год.

В Северной Осетин - Алании, относительно других субъектов СКФО, наблюдается сравнительно благополучная ситуация, однако, под влиянием ряда специфических факторов, таких, как: безветрие или наличие слабых ветров вследствие особого географического расположения основной территории, интенсивная урбанизация, значительная концентрация промышленных и сельскохозяйственных предприятий, многообразие химического загрязнения природной среды, состояние атмосферного воздуха в республике остается неблагополучным.

Основную часть выбросов от стационарных источников составляют, как и прежде, выбросы от предприятий цветной металлургии - 50,3%, жилищно-коммунального хозяйства - 18,7%, производства строительных материалов - 13,5%. Наибольшие выбросы в атмосферу происходят в г. Владикавказ, в Моздокском, Пригородном и Правобережном районах, где сосредоточены основные источники загрязнения.

В Карачаево-Черкессии крупнейшим источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является ОАО « Кавказцемент» - 14,4 тыс.т. в 2007г., что составило 72% от всего объема выбросов по республике.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в Чеченской республике являются - автотранспорт, магистральные нефте- и газопроводы, сжигание нефтяного газа в факелах. Среди предприятий наибольший вклад выбросов имеют ОАО « Грознефтегаз», ОАО « Чеченгаз».

Таблица 5

Сброс загрязненных сточных вод в водные объекты

3

_по субъектам СКФО, млн. м_

Сброшено в водные объекты, 3 млн. м Доля загряз-

всего загряз- Норматив- Нормативно ненных сточ-

ненных но чистых очищенных на сооружениях очистки ных вод в общем сбросе, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика 847,84 76,09 771,75 0 9

Дагестан

Республика 3,33 3,14 0,19 0 94

Ингушетия

Кабардино- 43,01 35,45 7,56 0 82

Балкария

Карачаево- 53,24 51,64 1,6 1,06 97

Черкессия

Северная 120,97 88,43 28,29 4,25 4

Осетия - Алания

Чеченская 0 0 0 0 0

Республика1

Ставропольский 1691,73 188,75 1502,90 0,08 11

край

Самый высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха среди всех городов СКФО наблюдается в г. Ставрополь. При этом, в остальных крупных городах Ставропольского края, таких как Кисловодск, Пятигорск, Минераль-

1 Объем сброса загрязненных сточных вод в водные объекты по Чеченской республике за 2009 г. уточняется.

ные Воды и Невинномысск, среднегодовые концентрации воздуха не превышают предельно допустимых.

Как видно из таблицы 5, наибольший объем сброса в 2009 году загрязненных вод среди субъектов округа осуществили Кабардино-Балкарская республика и Ингушетия (82% и 94% соответственно). Ингушетия - единственная республика, в которой объемы сброса с каждым годом увеличиваются - с 2005 года они увеличились в 2 раза. При этом нормативно очищенные сточные воды отсутствуют.

Недостаточная мощность и практически стопроцентная изношенность имеющихся очистных сооружений канализации городов и населенных пунктов приводят к загрязнению природных вод.

Наибольший вклад в загрязнение водных объектов на территории Северо-Кавказского федерального округа вносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства - МП «Горводоканал» , (г. Нальчик) - 22,7 млн. м , ВМУП «Владводосток», (г. Владикавказ) - 77,2 млн. м , ГУЛ СК «Ставро-полькрайводоканал» (г. Ставрополь) - 67,4 млн. м , ОАО « Невинномысский Азот» (г. Невинномыск) - 36,1 млн. м , ОАО «Водоканал» (г.Черкесск) -

33

37,46 млн. м ; МУП « Водоканал», (г. Ставрополь) - 27,8 млн. м .

В республике Дагестан ни одно очистное сооружение не доводит сточную воду до нормативно очищенного уровня. Города Дербент, Дагестанские Огни, Избербаш, Буйнакск, не имея очистных сооружений, сбрасывают сточную воду без очистки.

Основными источниками загрязнения водных объектов в Чеченской республике являются предприятия: ОАО «Грознефтегаз», МУП «Грозводо-канал», ГУП «Чеченводоканал». Организованные сбросы сточных вод отсутствуют. Очистные сооружения не функционируют, так как находятся в стадии восстановления по федеральной целевой программе.

Вода многих рек и водоемов СКФО загрязнена, вследствие активного хозяйственного воздействия, биогенными веществами, пестицидами, органическими соединениями. Качество воды некоторых водных объектов оценивается следующим образом: р. Терек - «грязная»; р. Сулак - «загрязненная»; бассейн р. Шура-озень - «грязная»; бассейн р. Самур - «загрязненная»; бассейн р. Манас-озень - «грязная»; р. Калаус - «загрязненная»; р. Мамайка -«грязная»; р. Ташла - «грязная»; р. Мутнянка - «грязная»; р. Горькая -«грязная»; р. Нефтянка - «очень грязная».

Актуальной для Северного Кавказа является проблема загрязнения Каспийского моря. По своему качеству морская вода в районах прибрежных городов республики Дагестан - Махачкалы, Каспийска, Избербаша, Дербента - характеризуется как « загрязненная».

Относительно благополучной на данном фоне является ситуация в Северной Осетии-Алании. В республике хозяйственно-питьевое водоснабжение осуществляется в основном за счет пресных подземных вод высокого качества, не требующих дополнительных мер по их очистке перед подачей в сеть водоснабжения. Доля загрязненных сточных вод в общем сбросе составляет

4%, при том, что по общему объему сброса она стоит на третьем месте после Ставрополья и Дагестана.

Таблица 6

Показатели образования и утилизации отходов потребления и _производства по субъектам СКФО, млн.т._

Образовано отходов производства и потребления, млн. т Использовано и обезврежено

Всего, млн. т в % от количества образовавшихся отходов

Республика Дагестан 0,15 0,12 83,3

Республика Ингушетия 0,02 0,00003 1,4

Кабардино-Балкария 0,4 0,01 2,4

Карачаево-Черкессия1 1,2 1,0 83,7

Северная Осетия - Алания 0,19 0,11 60,4

Чеченская Республика 1,5 - -

Ставропольский край 0,22 0,18 81,6

Нерешенность данной проблемы во всех субъектах региона является одной из причин высокого уровня загрязнения земель, а также подземных и поверхностных вод. Характерной чертой в системе управления отходами является то, что существующие места их размещения не отвечают элементарным санитарным и экологическим требованиям. Число неорганизованных свалок постоянно растет, твердые бытовые отходы сжигаются на свалках, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха высокотоксичными соединениями.

Это является причиной высокого уровня загрязнения земель и их необ-ратимой деградации. Высоким остается уровень химического и бактериологического загрязнения почв.

Большая масса ТБО накапливается вокруг населенных пунктов в виде стихийных свалок. Централизованный сбор вторичных отходов с их последующей переработкой или направлением на утилизацию в большинстве случаев не осуществляется.

В настоящее время, руководством субъектов Северо-Кавказского федерального округа приняты решения по созданию системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, включая строительство мусоросортировочных заводов, очистительных сооружений.

Важной экологической проблемой являются процессы природного и антропогенного опустынивания на Черных землях и Кизлярских пастбищах Дагестана, которые занимают 30% территории республики и являются зоной отгонного животноводства для 17 районов республики. Процессы климати-

1 Данные по Карачаево-Черкесской республике - за 2007 год.

ческого опустынивания усиливаются под влиянием антропогенных факторов, а именно - неравномерного распределения и превышения предельно допустимых величин пастбищных нагрузок.

Таким образом, на территории Северо-Кавказского федерального округа можно выделить ряд общих проблем:

❖ загрязнение атмосферного воздуха, которое происходит главным образом за счет автотранспорта;

❖ загрязнение водных объектов (наибольший вклад вносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства всех субъектов СКФО; загрязненные водосборные площади; поверхностные смывы с загрязненных территорий (Чеченская республика);

❖ образование крупных стихийных свалок, отсутствие эксплуатируемых полигонов ТБО, соответствующих требованиям санитарных правил и строительных норм во всех субъектах СКФО;

❖ интенсивная заготовка и бесконтрольная вырубка ценной древесины в предгорных и горных районах, что приводит к разрежению горных лесов, высыханию родников, развитию эрозии почв равнинной части, особенно в горах, в предгорьях и горных долинах, что создает угрозу селевых потоков и лавин.

Необходимость реализации на практике принципов экологической сбалансированности интересов природы, общества и производства признается и государством. В рамках реализации «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025» соответствующими органами государственной власти было принято решение считать «обеспечение экологической безопасности в Северо-Кавказском федеральном округе стратегической целью экологической политики на Северном Кавказе» [2].

Таким образом, проблема обеспечения благоприятной экологической ситуации в субъектах Северо-Кавказского федерального округа в свете реализации стратегии социально-экономического развития региона до 2025 года предполагает решение следующих задач[5]:

❖ развитие системы управления утилизацией отходов, прежде всего, в курортных зонах, включая строительство мусороперерабатывающих заводов;

❖ строительство комплексов по переработке и уничтожению медицинских отходов;

❖ строительство полигонов отходов и скотомогильников;

❖ поддержка существующих и строительство новых предприятий по переработке вторичного сырья;

❖ ужесточение контроля над выбросами и сбросами от промышленных предприятий, а также финансовое стимулирование предприятий для улучшения технологии производства и очистных сооружений;

❖ решение проблем, связанных с промышленным загрязнением нефтяных территорий (Чеченская Республика, Республика Дагестан), в том числе в Каспийском море, главной из которых является предот-

вращение возникшей угрозы экологической катастрофы в районе северной и западной частей Каспийского моря в результате загрязнения морских акваторий жидкими и газообразными выбросами, образуемыми при разработке и проведении буровых работ и добыче нефти;

❖ совершенствование систем лесопользования и лесоразведения, принятие мер по сокращению потерь леса от пожаров, лесных болезней и вредителей, усилению охраны лесных ресурсов, восстановлению и воспроизводству лесов и повышению их продуктивности, а также сохранению пригородных лесов.

Комплексная реализация данных мероприятий способна повысить уровень экологической безопасности на территории всего федерального округа, способствуя эффективному развитию приоритетных для региона отраслей экономики, улучшению качества жизни населения.

_Литература_

1. Баширова A.A. Эколого-экономическая безопасность региона: проблемы, решения, перспективы // Экономические науки, 2009, №11.

2. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.

3. Официальный сайт Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» [Электронный ресурс] www.greenpatrol.ru

4. Экологическая сеть «ЭКОДЕЛО» [Электронный ресурс] www.ecodelo.org_

5. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу [Электронный ресурс] www.rpn-skfo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.