УДК 159.9:316.6
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ПОДГОТОВКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ
В статье представлены данные формирующего эксперимента, направленного на развитие социально-психологической компетентности несовершеннолетних осужденных, как результата подготовки к жизни на свободе.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, подготовка к освобождению из воспитательной колонии, социальнопсихологическая компетентность.
Актуальность. Важное место в подготовке несовершеннолетних осужденных к освобождению занимает социально-психологическая подготовка. Её определяют как средство мобилизации осужденных, активизации их психики, настрое их чувств, психических состояний и формировании установки и привычек вести себя подобающим образом, соответствующим условиям жизни после освобождения [1]. Основной задачей такой подготовки является развитие способности и готовности жить в современном обществе, эффективно взаимодействовать с социумом и разрешать жизненные проблемы, то есть формировать социально-психологическую компетентность личности.
Социально-психологическая компетентность несовершеннолетних осужденных рассматривается нами как интегративная способность адекватно оценивать окружающую действительность на основе полноты знаний о ней; умение осознавать и контролировать своё социальное поведение и понимать поведение других; способность принимать самостоятельные решения, прогнозировать последствия своих действий и нести за них личностную ответственность; умение владеть механизмами саморегуляции, необходимыми для успешного выполнения деятельности; способность эффективно взаимодействовать с окружающим миром [2].
Формируя социально-психологическую компетентность (СПК) у несовершеннолетних осужденных, целесообразно использовать пробу сил, постановку несовершеннолетних в различные ситуации. Это дает возможность воспитанникам, с одной стороны, переносить опыт из ситуации научения, тренинга, в реальную действительность, с другой - расширить границы применения алгоритма действий и стимулировать осознание воспитанником необходимости создания для себя новых программ действий просоциального поведения.
Поэтому, нами была разработана и апробирована на практике программа социально-психологического тренинга подготовки несовершеннолетних осужденных к жизни на свободе, которая направлена на развитие социально-психологической компетентности воспитанников [3].
Как показала практика, реализация программы социально-психологического тренинга в Прилуцкой воспитательной колонии (Украина) на протяжении 20112012гг. способствовала положительной динамике развития структурных компонентов СПК несовершеннолетних осужденных.
Целью статьи является анализ эффективности программы социальнопсихологического тренинга подготовки несовершеннолетних осужденных к жизни на свободе.
В формирующем эксперименте принимали участие 48 несовершеннолетних осужденных, которым до конца срока отбывания наказания оставалось не более шести месяцев. Все участники эксперимента посещали курсы подготовки к освобождению,
Е. Н. Низовец
Черниговский
юридический
колледж
e-mail:
проводимые представителями администрации колонии. Из основной выборки были укомплектованы экспериментальная и контрольная группы: экспериментальная группа (24 человека), в которой на протяжении трех месяцев реализовывалась программа социально-психологического тренинга подготовки к освобождению; контрольная группа (24 человека), в которой данная программа не осуществлялась.
Перед реализацией программы был осуществлен первый диагностический срез - обследование респондентов шестью методиками и авторской анкетой: тест-опросник личностной зрелости Ю. З. Гильбуха; тест «Коммуникативные умения» Л. Михельсона, методика диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении (В. Бойко), методика диагностики поведения личности в конфликтных ситуациях (К. Томас), тест «Смысложизненных ориентаций» (Д. Леонтьев), авторская анкета «Социальная осведомленность несовершеннолетних осужденных».
С целью проверки эффективности программы социально-психологического тренинга подготовки несовершеннолетних осужденных к освобождению был проведен второй диагностический срез с применением методик аналогичных первому срезу. Полученные результаты обоих срезов сравнивались между собой.
Статистическая обработка и графическое представление результатов исследования проводилась с помощью компьютерных программ Microsoft Excel для Windows XP и SPSS (версия 13.0). Полученные результаты диагностических срезов данных анализировались с помощью сравнительного анализа (критерий знаков и х2).
Социально-психологическая компетентность несовершеннолетних осужденных является целостной структурой, состоящей из когнитивно-поведенческого и мотивационно-личностного компонентов, которые в свою очередь насчитывают ряд составляющих. Так, когнитивно-поведенческий компонент СПК несовершеннолетних осужденных изучался на основе таких составляющих как: социальная осведомленность, чувство гражданского долга, жизненная установка и умения социального поведения.
Сравнительный анализ первого и второго срезов составляющих когнитивноповеденческого компонента СПК несовершеннолетних, выявил позитивную динамику в экспериментальной группе (таблица 1):
- увеличение показателей высокого уровня социальной осведомленности несовершеннолетних осужденных с 12,5 % до 83,3 % (различия статистически значимы по критерию знаков (р<0,01), указывает на результативность программы: ведь в ходе тренинга воспитанники приобретали знания прав человека в обществе, путей решения социально-бытовых проблем после освобождения, знания продуктивных способов взаимодействия в обществе и собственных личностных особенностей, способствующих достижению эффективности в общении и деятельности;
- количество исследуемых со средним и высоким уровнем жизненной установки после тренинга увеличилось до 83,3 % (41,7 %) и 16,7% (0%) респондентов соответственно. По критерию знаков эти различия является статистически значимыми (р<0,01). После проведения психологического обучения воспитанники стали эмоционально уравновешеннее, рассудительнее, научились организовывать и прогнозировать свое поведение, а также предвидеть возможные последствия собственных действий;
- особый интерес вызывает уровень умений социального поведения несовершеннолетних осужденных. Так, после участия в социально-психологическом тренинге подготовки к освобождению, высокий уровень умений социального поведения показало 25% испытуемых (до эксперимента 0%), средний уровень этих умений выявлено у 75% респондентов, количество исследуемых с низким уровнем уменьшилась с 54,2% до 0%. Различия статистически значимые по критерию знаков (р<0,01). Ведь основная задача данного тренинга направлена на развитие умений эффективного общения и конструктивного взаимодействия, умений эмоциональной саморегуляции, владения средствами организации собственного поведения и конструктивного разрешения конфликтов;
- в экспериментальной группе зафиксировано незначительную положительную динамику уровней выраженности чувства гражданского долга, однако статистически значимых различий не выявлено. Мы предполагаем, что на формирование таких качеств, как патриотизм, интерес к общественно-политической жизни, чувство профессиональной ответственности у несовершеннолетних осужденных требуется больше времени, чем три месяца, в течение которых реализовывалась программа.
Таблица 1
Динамика уровней составляющих когнитивно-поведенческого компонента СПК
до и после эксперимента
Уровни когнитивноповеденческого компонента СПК Экспериментальная группа Контрольная группа
до тренинга после тренинга до тренинга после тренинга
Уровни социальной осведомленности
высокий 12,5 % 83,3 % 20,8 % 25 %
средний 58,3 % 16,7 % 50,0 % 54,2 %
низкий 29,2 % 0 % 29,2 % 20,8 %
Уровни выраженности чувства гражданского долга
высокий 16,7 % 33,3 % 25,0 % 16,7 %
средний 33,3 % 25,0 % 37,5 % 50,0 %
низкий 50,0 % 41,7 % 37,5 % 33,3 %
Уровни жизненной установки
высокий 0 % 16,7 % 8,3 % 25,0 %
средний 41,7 % 83,3 % 50,0 % 41,7 %
низкий 58,3 % 0 % 41,7 % 33,3 %
Уровни умений социального поведения
высокий 0 % 25,5 % 0 % 8,3 %
средний 45,8 % 75,0 % 66,7 % 83,3 %
низкий 54,2 % 0 % 33,3 % 8,3 %
Таким образом, в результате реализации социально-психологического тренинга подготовки несовершеннолетних осужденных к освобождению в экспериментальной группе зафиксированы изменения в развитии когнитивно-поведенческого компонента СПК несовершеннолетних осужденных на уровне статистической значимости (р<0,01). Количество испытуемых с высоким уровнем выросла с 4,2 % до 37,5 % респондентов, а с низким - уменьшилось с 33,3 % до 4,2 % воспитанников (рис. 1).
В контрольной же группе изменения имели незначительный характер: количество исследуемых с низким уровнем когнитивно-поведенческого компонента уменьшилась с 16,7 % до 8,3 %, а со средним увеличилась - с 75 % до 83,3 % воспитанников. Показатели высокого уровня контрольной группы остались неизменными (рис. 1).
х
3
г
н
3 с
и
8
о
оа
н
и
V
ВҐ
8
4 Ч о Ы
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
83,3
37,5
_&3_
4,2<гС7|
□ экспериментальная группа
□ контрольная группа
1 срез
2 срез 1 срез 2 срез 1 срез 2 срез
низкии уровень среднии уровень высокий уровень
Уровни когнитивно-поведенческого компонента
СПК
Рис. 1. Уровни когнитивно-поведенческого компонента СПК в экспериментальной и контрольной группах несовершеннолетних осужденных до и после формирующего эксперимента
Следующим элементом сравнительного анализа результатов первого и второго срезов, проведенных в экспериментальной и контрольной группах является мотивационно-личностный компонент СПК несовершеннолетних осужденных со своими составляющими: мотивация достижения, отношение к своему «Я», способность к психологической близости с другими людьми (таблица 2).
Таблица2
Динамика уровней составляющих мотивационно-личностного компонента СПК
да и после эксперимента
Уровни мотивационно-личностного компонента СПК Экспериментальная группа Контрольная группа
до тренинга после тренинга до тренинга после тренинга
Уровни мотивации достижения
высокий 29,2 % 75,0 % 8,3 % 16,7 %
средний 16,7 % 16,7 % 50,0 % 66,7 %
низкий 54,2 % 8,3 % 41,7 % 16,7 %
Уровни отношения к своему «Я»
высокий 0 % 0 % 0 % 0 %
средний 12,5 % 41,7 % 12,5 % 33,3 %
низкий 87,5 % 58,3 % 87,5 % 66,7 %
Уровни способности к психологической близости с другими людьми
высокий 8,3 % 8,3 % 4,2 % 8,3 %
средний 45,8 % 83,3 % 41,7 % 25,0 %
низкий 45,8 % 8,3 % 54,2 % 66,7 %
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что до начала эксперимента в экспериментальной группе 29,2 % несовершеннолетних испытуемых показали высокий уровень мотивации достижения, а после эксперимента таких воспитанников стало 75,0 %, в то время как количество несовершеннолетних с низким уровнем мотивации достижения значительно уменьшилась с 54,2 % до 8,3 % испытуемых (различия статистически значимые по критерию знаков (р <0,01).
Ещё одной составляющей мотивационно-личностного компонента СПК несовершеннолетних осужденных является «Отношение к своему «Я». В экспериментальной группе после проведения социально-психологического тренинга значительно уменьшилось количество испытуемых с низким уровнем отношения к своему «Я» (с 87,5 % до 58,4 %) за счет увеличения количества воспитанников со средним уровнем (с 12,5 % до 41,7 %). Различия статистически достоверны по критерию знаков (р < 0,05).
Анализируя результаты первого и второго срезов способности несовершеннолетних осужденных к психологической близости с другими людьми, мы обнаружили, что в экспериментальной группе повысился уровень способности к психологической близости, а в контрольной группе зафиксировано незначительные изменения.
Сравнение результатов первого и второго срезов мотивационно-личностного компонента СПК несовершеннолетних осужденных, которые были проведены в экспериментальной и контрольной группах, позволило выявить между ними значительные различия (рис. 2).
низкий уровень средний уровень высокий уровень Уровни мотивационно-личностного компонента СПК
Рис. 2. Уровни мотивационно-личностного компонента СПК в экспериментальной и контрольной группах несовершеннолетних осужденных до и после формирующего эксперимента
Как показано на рисунке 2, в экспериментальной группе до формирующего эксперимента низкий уровень мотивационно-личностного компонента имели 62,5% испытуемых, средний - 29,2 %, а высокий уровень - 8,3 % респондентов. В результате реализации программы социально-психологического тренинга зафиксированы изменения в развитии мотивационно-личностного компонента на уровне статистической
достоверности (р<0,01). Количество исследуемых со средним и высоким уровнем данного компонента увеличилась до 75,0 % и 25,0 % респондентов соответственно, ни один исследуемый воспитанник после проведения психологического обучения не имел низкого уровня указанной характеристики. В контрольной группе изменения имели незначительный характер.
Обобщенные результаты экспериментального использования программы социально-психологического тренинга подготовки несовершеннолетних осужденных к освобождению, направленной на повышение уровня социально-психологической компетентности воспитанников колонии продемонстрированы на рис. 3.
91,7
о4
ва
й
2
§
и
н
о
ва
н
о
т
о
И
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
4,2
□ экспериментальная
группа
□ контрольная группа
8,3 8,3
0 0
1 срез
2 срез 1 срез 2 срез 1 срез 2 срез
низкии уровень средний уровень высокий уровень Уровни социально-психологической компетентности
Рис. 3. Уровни социально-психологической компетентности в экспериментальной и контрольной группах несовершеннолетних осужденных до и после формирующего эксперимента
Данные рисунка 3 свидетельствуют о том, что до начала эксперимента в экспериментальной группе не было воспитанников с высоким уровнем СПК, а после эксперимента таких несовершеннолетних стало 8,3 %, в то время как количество осужденных со средним уровнем СПК увеличилась с 37,5 % до 91,7 % соответственно (различия статистически значимые (р<0,01). Ни один исследуемый воспитанник после проведения социально-психологического тренинга не показал низкого уровня СПК.
Вместе с тем, в контрольной группе низкий уровень социальнопсихологической компетентности воспитанников до и после формирующего эксперимента уменьшился с 66,7 % до 37,5 % испытуемых, средний же уровень незначительно увеличился с 33,3 % до 54,2 % респондентов.
Выводы. Таким образом, можно констатировать, что реализация программы социально-психологического тренинга подготовки к освобождению позволила повлиять на развитие когнитивно-поведенческого компонента СПК несовершеннолетних осужденных, который проявился в овладении знаниями норм и правил поведения в обществе, культурных традиций и национальных особенностей, прогнозировании по-
следствий собственного поведения, оперировании умениями эффективного взаимодействия, эмоциональной саморегуляции и конструктивного разрешения конфликта. Также установлено, что по таким составляющим мотивационно-личностного компонента СПК как «мотивация достижения», «отношение к своему «Я», «способность к психологической близости с другими людьми» зафиксировано статистически значимую положительную динамику у участников тренинга, зато у воспитанников контрольной группы таких изменений не произошло.
Результаты апробации программы показали ее эффективность: в ходе формирующего эксперимента у испытуемых экспериментальной группы произошел рост уровня социально-психологической компетентности, в то время как в контрольной группе статически значимых изменений зафиксировано не было.
Список литературы
1. Глоточкин А. Д. Исправительно-трудовая психология; под ред. проф. К. К. Платонова. - М.: Академия МВД СССР, 1974. - С. 279.
2. Низовец Е. Н. Социально-психологическая компетентность несовершеннолетних осужденных как составляющая процесса ресоциализации // Вестник института: преступление, наказание, исправление / Научно-практический журнал Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний. - № 3 (19), 2012. - С.62 - 65.
3. Низовец Е. Н. Социально-психологическая подготовка несовершеннолетних осужденных к жизни на свободе // Молодые исследователи - регионам: материалы международной научной конференции. В 2 т. - Вологда: ВоГТУ, 2013. - Т. 2. - С. 294 - 296.
THE ANALYSIS OF EFFICIENCY IN REALIZING THE PROGRAMME OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING OF JUVENILE DELINQUENTS FOR RELEASE
The article gives the information about the experiment aimed at the development of juvenile delinquents’ social and psychological competence as the result of equipping them for life on release.
Keywords: juvenile delinquents; equipping for release from the corrective colony; social-psychological competence.
E.N. Nizovets
Chernigiv Law College
e-mail: