УДК 159.9.072:343.8
О разработке и реализации педагогической модели профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы
А. В. БАРЫШЕВА - преподаватель кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России
В статье анализируется дефиниция научной категории «профессиональная ориентация несовершеннолетних осужденных», которая рассматривается как направление педагогической деятельности воспитательной колонии, раскрывается ее специфика на основе структурной модели педагогического процесса, приводятся результаты реализации педагогической модели профориентации несовершеннолетних осужденных.
Ключевые слова: несовершеннолетний осужденный; ресоциализация; профессиональная ориентация.
On the development and implementation of the educational model of professional orientation of minor convicts sentenced to imprisonment
A. V. BARYSHEVA - Lecturer of the Department of General Psychology of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia
The article presents the definition of scientific category «professional orientation of minor convicts» considered as one of the directions of the teaching activities in educational
colony, on the basis of structural model of the pedagogical process is described its specificity, are presented the results of the development and implementation of the educational model of professional orientation of minor convicts.
Keywords: minor convicts; resocialization; professional orientation.
Основная задача сотрудников воспитательной колонии - обеспечение необходимых условий для исправления и гарантированного соблюдения законности, социальной справедливости при исполнении наказания в отношении несовершеннолетних осужденных1. Это предполагает организацию особого учебно-воспитательного процесса и создание условий для социализации и подготовки несовершеннолетних к самостоятельной трудовой деятельности и жизни на свободе. Выделенные направления деятельности имеют преимущественно педагогическое содержание и, соответственно, реализуются педагогическими средствами.
Учебно-воспитательный процесс колонии сложен и включает целый ряд направлений, отличающихся содержательно и организационно. Подготовку несовершеннолетних осужденных к труду невозможно осуществить посредством исключительно трудового воспитания, тем более что вопрос привлечения их к труду, содействия выбору профессии и трудоустройству после освобождения решается в рамках профориентации. Данное направление для учреждений уголовно-исполнительной системы сравнительно ново и не обозначено как отдельная профессиональная задача.
Для понимания специфики профориентации несовершеннолетних осужденных как направления педагогической деятельности воспитательных колоний необходимо, прежде всего, определить ее сущность. Анализ научно-педагогической литературы обнаружил, что профориентация - это деятельность педагогическая по методам, социальная по содержанию, экономическая по результатам и государственная по организации работы2. В воспитательной колонии она может осуществляться педагогическими средствами как обучение новому в процессе социальной работы с несовершеннолетними осужденными в интересах их подготовки к жизни на свободе и ресоциализации, реализуя социальный заказ государства по отношению к уголовно-исполнительной системе.
Сопоставление научных позиций по проблемам профориентации3 и понимание ее связи (в условиях воспитательной колонии) с ресоциализацией позволили нам сфор-
мулировать следующее определение рассматриваемого понятия: профориентация несовершеннолетних осужденных к лишению свободы - это деятельность сотрудника воспитательной колонии (иного специалиста), ориентированная на взаимодействие с воспитанником для оказания ему поддержки в личностном и социальном становлении, социальной адаптации, принятии решения об избираемой сфере профессиональной деятельности и самоутверждении в ней с целью его ресоциализации.
Значимость качественного профессионального самоопределения для успешной ресоциализации, с одной стороны, и отсутствие целостной педагогически управляемой профориентации в воспитательной колонии - с другой, обусловили необходимость разработки педагогической модели профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы.
Теоретическую основу модели составили подходы Н. С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжнико-вой, С. Н. Чистяковой к пониманию сущности профориентации и задачам ее субъектов; мнение Н. С. Пряжникова, Е. Н. Пастушковой о принципах и функциях профориентации; разработки Н. В. Афанасьевой, Г. Н. Резап-киной, Н. С. Пряжникова в области профориентации и отслеживания ее результатов; идеи А. К. Лукиной и В. Р. Шмидт о специфике организации профориентации несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.
Целостность модели обеспечивается единством структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (функции, принципы, средства, критерии, уровни развития) и соответствующих им блоков. Таким образом, структуру модели профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы составляют три блока: целевой, содержательно-организационный и диагностический.
Целевой блок модели обозначает ее актуальность для современной педагогической практики. Целевая ориентация деятельности воспитательной колонии по профориентации несовершеннолетних осужденных формируется на основе задач, решаемых исправительным учреждением на современном этапе, с одной стороны, и социаль-
ного заказа государства - с другой. Предлагаемая модель выдвигает следующую цель: оказание несовершеннолетнему осужденному поддержки в личностном и социальном становлении, социальной адаптации, принятии решения об избираемой сфере профессиональной деятельности и самоутверждении в ней для его ресоциализации. Такая работа организуется вне зависимости от того, имеет ли подросток опыт профессиональной деятельности (или выбора профессии), обладает ли специальными знаниями, признает ли необходимость трудиться, и ориентирована на подготовку его к жизни после освобождения.
Задачами профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы являются: стимулирование выбора профессии в соответствии с возможностями личности и потребностями общества в кадрах; формирование положительного отношения к труду; ознакомление с разнообразием мира профессий; активизация самопознания и желания развиваться в профессиональном плане4.
Целевой блок является, по нашему мнению, ведущим при проектировании работы воспитательной колонии по данному направлению, поскольку он не только управляет системой, но и определяет содержание других блоков модели, позволяет оценить результат влияния проектируемой системы на решение пенитенциарных задач в целом.
В содержательно-организационном блоке модели обозначены ее теоретические основания (совокупность подходов), принципы профориентации несовершеннолетних осужденных, содержание, а также значимые организационные особенности данной педагогической деятельности.
Реализации целей профориентации в педагогической деятельности сотрудников воспитательной колонии способствует соблюдение принципов воспитывающего характера профориентации, аксиологичности, развития, дифференцированного и индивидуального подхода, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, комплексного подхода, систематичности и преемственности, многообразия форм и методов профориентации.
Содержание рассматриваемой деятельности реализуется через формирование компонентов профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных, позволяет организовать педагогическую деятельность в этой области. Для ее обеспечения следует использовать специа-
лизированную программу профориентации несовершеннолетних осужденных «Ключи», включающую комплект методических пособий: тетрадь для несовершеннолетнего (на печатной основе) и методическое руководство для тренера (сотрудника исправительного учреждения, осуществляющего педагогическую работу по профориентации несовершеннолетних осужденных).
Содержание программы, отраженное в обоих методических пособиях, включает шесть блоков. Каждый содержательный блок представлен упражнениями (игровыми, диагностическими, письменными заданиями и др.), подобранными с учетом возрастных особенностей осужденных и позволяющими ведущему, встроившись в систему их ценностных ориентиров, откорректировать ее.
В содержательно-организационный блок модели также включен комплекс педагогических условий успешной профориентации несовершеннолетних осужденных:
1) использование педагогического потенциала среды воспитательной колонии, определяющегося: наличием квалифицированного персонала, готового к осуществлению профессиональной ориентации, развитой инфраструктурой дополнительного образования воспитательной колонии, системой профессионального взаимодействия, уровнем учебно-материальной базы;
2) применение комплексной программы профессиональной ориентации несовершеннолетних осужденных, сформированной из разноуровневых заданий, учитывающих образовательный уровень, социальное развитие осужденных, стимулирующей профессиональное самоопределение несовершеннолетних в период лишения свободы и потребность реализации в труде в постпенитенциарный период.
Содействие профессиональному самоопределению несовершеннолетнего осужденного основывается на результатах психологической диагностики его склонностей, способностей, личностных особенностей5. Основными инструментами работы сотрудников в рассматриваемой области выступают педагогические методы, позволяющие помочь подростку сориентироваться в профессиональном мире. При этом задачи профориентации преимущественно решаются сотрудниками группы социальной защиты осужденных воспитательной колонии.
Вопрос о средствах профориентации связан с определением ее профессиональных границ6.
В качестве средств воздействия, согласно модели, могут выступить используемые в современной профориентации методы психодиагностики (опросники профессиональной мотивации, опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, сбор косвенной информации о клиенте от родителей, педагогов и других специалистов, использование игровых и тренинговых ситуаций) и эмоциональной поддержки (группы общения, тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, а также профориентационные и профконсуль-тационные активизирующие методы7.
Одним из организационных механизмов, обеспечивающих качественную профориентацию несовершеннолетних осужденных в исправительном учреждении, выступает функционал специалистов, реализующих данную деятельность. Основным субъектом профориентации является группа социальной защиты осужденных, однако данные задачи решаются и другими подразделениями и сотрудниками колонии (сотрудниками отдела воспитательной работы с осужденными, психологической лаборатории, педагогами школы, профессионального училища и др.).
Организационную специфику профориентации несовершеннолетних осужденных в исправительном учреждении, согласно модели, определяет субъект-субъектное взаимодействие, в которое включен каждый несовершеннолетний.
Следуя позиции Е. Ю. Пряжниковой, перечень субъектов необходимо дополнить традиционными для детей - семьей, образовательными организациями (общими и профессиональными), психологическими центрами и службами8.
Отметим, что целевой группой профориентации исправительного учреждения становится не только подросток, но и члены его семьи, а также сотрудники служб, которые будут сопровождать его после освобождения из исправительного учреждения, работодатели и др.
Важным организационным аспектом построения рассматриваемой системы выступают вопросы управления.
Диагностический блок модели содержит методы, позволяющие отследить результаты профориентации несовершеннолетних осужденных, критерии и уровни сформиро-ванности их профессионального самоопределения как итога профориентации; ожидаемый результат реализации предлагаемой модели.
В качестве результата деятельности воспитательной колонии в соответствии с разработанной нами педагогической моделью выступает профессиональное самоопределение несовершеннолетних осужденных, способствующее их ресоциализации.
Нами были определены три уровня сфор-мированности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных: высокий, средний, низкий. Названные уровни взаимосвязаны, при этом каждый предыдущий обусловливает последующий, что обеспечивает плавность перехода. При переходе от низшего уровня к более высокому изменяется качество профессионального самоопределения осужденного.
Разработанная в рамках диссертационного исследования педагогическая модель профориентации несовершеннолетних осужденных была апробирована на базе Костромской воспитательной колонии УФСИН России по Костромской области. В экспериментальной работе приняли участие 35 чел., разделенных на две группы - контрольную (17 чел.) и экспериментальную (18 чел.). Результаты констатирующего эксперимента позволяют утверждать, что экспериментальная и контрольная группы с точки зрения уровня сформированности профессионального самоопределения несовершеннолетних однородны. В них представлены все три уровня сформированности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных. Они находятся примерно в равном соотношении в разрезе как уровней, так и компонентов. Группы формировались без учета возрастных, образовательных, социальных характеристик несовершеннолетних в связи с объективной невозможностью организовать специфичную экспериментальную работу.
Об эффективности модели свидетельствует положительная динамика показателей, характеризующих сформированность профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Наиболее интенсивно развиваются те компоненты сформированности профессионального самоопределения, которые поддаются целенаправленному педагогическому воздействию, - информационно-когнитивный и компонент осознанности личного профессионального плана. Менее значимый (по сравнению с остальными) прирост прослеживается в эмоциональном и мотивационном компонентах, что объясняется изначально высокими показателями по
ним, связанными с особенностями социального развития несовершеннолетних осужденных (выбор ими профессии бесцелен и связывается с возможностью освобождения из исправительного учреждения)9.
Информационно-когнитивный компонент сформированности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных по завершении экспериментальной работы находился на высоком и среднем уровнях сформированности у 50 % и 38,8 % респондентов соответственно10.
В результате экспериментальной работы несовершеннолетние демонстрировали более глубокие знания о конкретных профессиях, источниках профориентационной информации.
По окончании эксперимента несовершеннолетние начали больше доверять специалистам воспитательной колонии в вопросах выбора профессионального пути. Существенно расширился перечень избираемых информационных ресурсов о вакансиях: добавились кадровое агентство (78 % опрошенных) и разнообразные средства массовой коммуникации (88 %). Учеба в школе и профессиональном училище стала осознаваться как вид занятий, способствующих качественному выбору профессии и значимых для жизни в целом.
Мотивационный компонент сформиро-ванности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных также подвергся изменениям. Экспериментальная работа позволила создать условия для осознания необходимости выбора профессии. До эксперимента значительная часть осужденных (66 %) не признавала значимость этой деятельности для человека. Изменение мотивационного компонента заключается в преобразовании планов подростков по продолжению обучения после освобождения из воспитательной колонии и качественному выполнению работы.
Наиболее значимыми результатами в эмоциональном компоненте сформиро-ванности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Организационно-правовые, учебно-воспитательные, социально-психологические основы деятельности воспитательных колоний : в 2 ч. / под ред. Ю. И. Калинина. Рязань, 2008. Ч. 1.
2 См.: Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М., 1985.
3 См.: Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / под ред. С. Н. Чистяковой. М., 2004; Лукина А. К. Профориентационная работа с подростками, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.
считаем изменение их отношения к труду и появление у участников перечня предпочитаемых профессий.
До проведения экспериментальной работы по профориентации несовершеннолетние высказывали безразличие к профессиональному миру вообще: 39 % воспитанников не задумывались о выборе профессии. Проведенные занятия в рамках программы «Ключи» позволили осужденным получить минимум знаний, необходимый для выбора профессионального пути. Методы, применяемые в процессе реализации программы, позволили убедить большую часть несовершеннолетних (83,3 %) в необходимости качественно выполнять работу независимо от оценки ее другими людьми.
В уровне осознанности личного профессионального плана как компонента сформированности профессионального самоопределения несовершеннолетнего осужденного заметным результатом можно считать прирост в 22,2 % уверенно выбирающих профиль обучения для дальнейшего овладения профессией. Показатели итоговой диагностики обнаруживают, что 27,7 % несовершеннолетних изменили свое мнение о способах эффективной подготовки к поступлению в учебное заведение. Констатирующий этап экспериментальной работы выявил, что в выборе профессии несовершеннолетние ориентируются исключительно на собственное мнение, при этом точно не знают, что именно необходимо делать. В результате проведения эксперимента мнение воспитанников изменилось (осужденные учитывают мнение родственников и специалистов).
Анализ результатов экспериментальной работы показал, что профориентация несовершеннолетних осужденных к лишению свободы на основе педагогической модели профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы и комплекса педагогических условий ее эффективности оказывает существенное влияние на процесс подготовки осужденных к освобождению.
1 Sm.: Organizacionno-pravovye, uchebno-vospitatel'nye, social'no-psihologicheskie osnovy dejatel'nosti vospitatel'nyh kolonij : v 2 ch. / pod red. Ju. I. Kalinina. Rjazan', 2008. Ch. 1.
2 Sm.: Simonenko V. D. Professional'naja orientacija uchashhihsja v processe trudovogo obuchenija. M., 1985.
3 Sm.: Pedagogicheskaja podderzhka professional'nogo samoopredelenija starsheklassnikov / pod red. S. N. Chistjakovoj. M., 2004; Lukina A. K. Proforientacionnaja rabota s podrostkami, okazavshimisja v slozhnoj zhiznennoj situacii. Krasnojarsk, 2004; Shmidt V. R. Proforientacija v uslovijah nesvobody. M., 2006.
Красноярск, 2004; Шмидт В. Р. Профориентация в условиях несвободы. М., 2006.
4 См. подр.: Барышева А. В. Педагогическая модель профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы // NovaInfo.Ru : в 3 т. 2016. № 41. Т. 2. С. 146-151.
5 См.: Александров Б. А. Проблемы психологического сопровождения профориентации осужденных // IV междунар. науч.-практ. конф. на основе интернет-форума «Психологическое сопровождение образования: теория и практика». URL: http://mosi.ru/en/node/3525 (дата обращения: 08.05.2013).
6 См.: Куренкова О. Е., Коновалова Н. А. Российско-швейцарское сотрудничество как фактор профессионализации пенитенциарной социальной работы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 12 (115). С. 22-26.
7 См.: Соломин И. Л. Профориентация. Россия. ХХ век // Школьный психолог 2000. № 24 (120). С. 14-18.
8 См.: Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация : учеб. пособие. М., 2008.
9 См. подр.: Барышева А. В. Использование тетради на печатной основе в профориентационной деятельности сотрудников группы социальной защиты осужденных в воспитательной колонии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 1 (29). С. 62-67.
10 См.: Там же.
4 Sm. podr.: Barysheva A. V. Pedagogicheskaja model' proforientacii nesovershennoletnih osuzhdennyh k lisheniju svobody// NovaInfo.Ru : v 3 t. 2016. № 41. T. 2. S. 146-151.
5 Sm.: Aleksandrov B. A. Problemy psihologicheskogo soprovozhdenija proforientacii osuzhdennyh // IV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. na osnove internet-foruma «Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovanija: teorija i praktika». URL: http:// mosi.ru/en/node/3525 (data obrashhenija: 08.05.2013).
6 Sm.: Kurenkova O. E., Konovalova N. A. Rossijsko-shvejcarskoe sotrudnichestvo kak faktor professionalizacii penitenciarnoj social'noj raboty // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2011. № 12 (115). S. 22-26.
7 Sm.: Solomin I. L. Proforientacija. Rossija. HH vek // Shkol'nyj psiholog. 2000. № 24 (120). S. 14-18.
8 Sm.: Prjazhnikova E. Ju., Prjazhnikov N. S. Proforientacija : ucheb. posobie. M., 2008.
9 Sm. podr.: Barysheva A. V. Ispol'zovanie tetradi na pechatnoj osnove v proforientacionnoj dejatel'nosti sotrudnikov gruppy social'noj zashhity osuzhdennyh v vospitatel'noj kolonii // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2015. № 1 (29). S. 62-67.
10 Sm.: Tam zhe.