Научная статья на тему 'Анализ эффективности размещения торгового оборудования в торговом зале розничного предприятия'

Анализ эффективности размещения торгового оборудования в торговом зале розничного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1569
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ПЛАНИРОВКА / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОДАЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова А.А.

В статье содержится анализ размещения торгового оборудования на конкретном розничном предприятии, сделаны выводы по улучшению рациональности использования торговых площадей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности размещения торгового оборудования в торговом зале розничного предприятия»

Экономические науки

181

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ РОЗНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Мельникова А.А.*

Вятский государственный университет, г. Киров

В статье содержится анализ размещения торгового оборудования на конкретном розничном предприятии, сделаны выводы по улучшению рациональности использования торговых площадей.

Ключевые слова торговое оборудование, планировка, торговое предприятие, продажи.

Оборудование торгового зала играет одну из главных ролей в организации эффективной организации работы торгового предприятия.

Эффективное размещение торгового оборудования в магазине определяет прибыльность работы предприятия, его конкурентоспособность и перспективы развития. Покупатель оценивает в первую очередь планировку зала, комфортность передвижения и логичное распределение товара. Если все эргономические и эстетические особенности учтены при проектировании магазина, то у клиентов будет желание совершить покупку, посетить данное предприятие еще не раз. А также, скорее всего, они сделают торговому предприятию дополнительную рекламу среди знакомых и друзей.

Рациональное размещение торгового оборудования в торговом зале способствует увеличению товарооборота, упрощению торгового процесса и работы персонала.

Для анализа эффективного размещения торгово-технологического оборудования было выбрано торговое предприятие, занимающееся розничной продажей автомобильных запасных частей для автомобилей ВАЗ в городе Кирово-Чепецке - магазин «Ладя».

Город Кирово-Чепецк расположен в Кировской области Волго-Вятского региона Приволжского федерального округа к юго-востоку от города Кирова. Численность Кирово-Чепецка составляет 75002 человека. Это небольшой город площадью 53,3 км2 с невысоким уровнем жизни населения. Поэтому продажа запасных частей для отечественных автомобилей в городе Кирово-Чепецке, является актуальной, так как там не мало автомобилей марки ВАЗ.

Магазин «Ладья» - это торговое розничное предприятие, занимающееся закупкой, хранением и продажей автомобильных запчастей, масел, авто химии и авто аксессуаров.

Студент.

182

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ

Целевой рынок предприятия - население города Кирово-Чепецка и Кирово-Чепецкого района в возрасте старше 18 лет, имеющее автомобиль ВАЗ.

Магазин «Ладья» - небольшое предприятие, торговая площадь которого составляет 88 кв.м.

Торговая мебель в магазине расположена по периметру в два ряда. В первом ряду расположены односторонние пристенные стеллажи открытого типа. Второй ряд состоит из прилавков, стеклянной витрины, расположенной у стены. Кассовый узел расположен в центре второго ряда.

Данное расположение торговой мебели в магазине обусловлено тем, что продажа товаров ведется методом через прилавок. При данном методе это наиболее эффективный способ расположения торгового оборудования. Покупателя хорошо просматриваются и пристенные стеллажи, и стеклянные прилавки. Кассовый узел расположен удобно как для покупателей, так и для персонала магазина. Удобство для персонала заключается в сокращении пути передвижения до нужного товара, что сокращает время обслуживания покупателей, количество человек в очереди.

Торговая мебель, используемая в магазине «Ладья», полностью унифицирована, то есть ее можно переставлять в любом порядке.

Мебель на складе магазина «Ладья» представляет собой стеллажи. Хранение товаров на складе магазина носит краткосрочный характер. Товар на складе не залеживается, товарные запасы постоянно обновляются.

Так же часть товарных запасов, а именно товары небольшого размера, располагается под прилавком в пластмассовых ящиках. Чаще каждый товар также имеет индивидуальную упаковку.

Предпринимательская деятельность магазина «Ладья» связана с розничной торговлей, поэтому все расчеты по розничным продажам проводятся с применением ККМ.

Потребность в контрольно-кассовом оборудовании определим по формуле (1):

П =

Р* (T+f*t) 3600* к

(1)

где Р - число посетителей, сделавших покупку в час наибольшей загрузки торгового зала, человек/ч;

Т - среднее время, затрачиваемое на обслуживание одного покупателя (насчитывание цен, получение денег, выдачу сдачи и т.д.), с;

f - среднее количество товарных единиц, приходящихся на одного покупателя, шт.;

t - время регистрации стоимости одного товара или скорость печати ККМ, с;

К - коэффициент использования рабочего времени контролера-кассира, равный 0,7.

Экономические науки

183

Данные магазина «Ладья»:

- Р = 13 человек/ч;

- Т = 180 с;

- f = 3 шт.;

- t = 45 c.

Получаем:

13* (180 + 3* 45)

Я = ------------------ = 0,8

3600* 0,7

Расчетным методом определили, что для эффективной деятельности магазину «Ладья» требуется одно контрольно-кассовое оборудование.

В настоящий момент в магазине функционирует одна контрольнокассовая машина компьютерного типа и два продавца-консультанта, которые также являются кассирами. Огромных очередей в магазине не наблюдается, все покупатели обслуживаются вовремя, им не приходится долго ожидать продавца - консультанта.

Из этого можно сделать вывод, что контрольно-кассовое оборудование имеется в магазине «Ладья» в необходимом количестве и работает данное оборудование эффективно, простоев нет.

Для определения эффективности размещения оборудования магазина необходимо рассчитать установочный коэффициент и коэффициент выкладки товаров.

Установочный коэффициент рассчитывается по формуле (2):

Sv

^ (2)

где Куст - коэффициент установочной площади;

8у - установочная площадь, м2;

- площадь торгового зала, м2.

Сначала рассчитаем установочную площадь:

8у = 39 м2, в нее входит площадь пристенных стеллажей (14 м2), прилавков (18 м2), стеклянной витрины (5 м2), расчетно-кассового узла (2 кв.м).

Для магазина «Ладья» установочный коэффициент равен:

Ку = 39 / 88 = 0,44.

Оптимальное значение установочного коэффициента должно составлять 0,27-0,3.

Коэффициент выкладки товаров рассчитывается по формуле (3):

S3

КБЬ[М = ^ (3)

^Т.З.

где Квыкл - коэффициент экспозиционной площади (площади выкладки);

184

ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ

S3 - экспозиционная площадь, м2;

ST3 - площадь торгового зала, м2.

Рассчитаем экспозиционную площадь для магазина «Ладья»:

S3 = 61 м2, в нее входит площадь товаров на пристенных стеллажах (18 м2), товаров на прилавках (21 м2), товаров на витрине (7 м2), товаров, размещенных на стене, (8 м2), товаров, расположенных на полу, (7 м2).

Коэффициент выкладки для исследуемого магазина равен:

Кэ = 61 / 88 = 0,69.

Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75 %.

Рассчитаем также коэффициент кратности по формуле (4):

S

Ккрат с (4)

Jycr

Для магазина «Ладья» коэффициент кратности равен:

Ккрат = 61 / 39 = 1,6.

Чем выше коэффициент кратности, тем эффективнее используется торговая мебель и все пространство торгового зала, доступное для выкладки товаров. Оптимальное его значение примерно равно 2,5-3.

На основании данных расчетов можно сделать вывод о том, что установочный коэффициент магазина «Ладья» составляет 0,44, что превышает оптимальное значение, варьирующее в диапазоне от 0,27 до 0,3. Это говорит о том, что нужно уменьшать установочную площадь торгового оборудования. Коэффициент выкладки товаров находится в оптимальном положении, следовательно, взору покупателей доступен и хорошо просматривается весь ассортимент товаров, представленный в магазине «Ладья». Коэффициент кратности на 0,9 отстает от крайнего значения в диапазоне оптимальных показаний. Это свидетельствует о том, что торговая мебель и торговые площади в магазине «Ладья» используются не эффективно.

На основании анализа можно сделать вывод о том, что в целом торговое оборудование в магазине «Ладья» расположено эффективно.

Основную долю в ассортименте магазина «Ладья» составляют автомобильные запасные части. Это технически сложный товар. В ассортименте представлены товары разнообразных размеров и габаритов. Это значительно затрудняет и выкладку товаров и подбор правильного торгового оборудования, а именно торговой мебели.

В магазине «Ладья» следует более рационально разместить торговое оборудование.

Экономические науки

185

Количество ККМ нужно оставить без изменений, но совершенствовать и обновлять программу, установленную на компьютерной кассе необходимо постоянно.

Также анализ эффективности торгового оборудования в торговом зале показал, что торговое оборудование и площадь магазина используются не эффективно. Для решения этой проблемы, стоит пригласить квалифицированного мерчендайзера, так как на предприятии «Ладья» нет специалистов, компетентных решить данный вопрос.

Магазин «Ладья» имеет большой ассортиментный перечень товаров. Не всем товарам больших размеров хватает места в торговом зале. Поэтому необходимо увеличить торговую площадь. Склад магазина занимает площадь приблизительно равную площадь торгового зала. Так как основная часть товарных запасов хранится непосредственно в торговом зале под прилавками, в нижних секциях стеллажей, которые не видны покупателям, нецелесообразно иметь большой, на треть пустующий склад. В магазине необходимо провести перепланировку и сократить складскую площадь в пользу торговой площади. Это очень ответственное и затратное решение, но дополнительные точные расчеты различных показателей и коэффициентов, покажут необходимость данной меры и оправдание в дальнейшем затрат на перепланировку.

Так же благодаря перепланировке установочный коэффициент примет оптимальное значение.

Список литературы:

1. Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 8-е изд., перераб. и доп.. - М.: Дашков и К, 2011. - 506 с.: ил.

2. Уткина Г.А. Расчётно-контрольное оборудование: учеб. пос. / Г.А. Уткина; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2012. - 138 с.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

© Николаева М.Ю.*, Полянская Ю.С.*, Семенычева Е.С.*

Самарский государственный экономический университет, г. Самара

В данной статье дана расшифровка понятия «транспортная система», рассмотрены виды грузоперевозок, а также основные задачи и функции транспортной системы. Представлен анализ и прогноз структуры совре-

Студент 4 курса напраления «Менеджмент», профиль «Логистика». Научный руководитель: Карпова Н.П., профессор кафедры Маркетинга и логистики, доктор экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.