Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОЛЕТА АН-24 ПО ДАННЫМ АВИАКОМПАНИИ «КРАСАВИА» В ПЕРИОД С 2015 ПО 2019 гг.'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОЛЕТА АН-24 ПО ДАННЫМ АВИАКОМПАНИИ «КРАСАВИА» В ПЕРИОД С 2015 ПО 2019 гг. Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
техническая эксплуатация / состояние процесса / граф состояний и переходов / коэффициент использования / technical operation / process state / state and transition graph / utilization factor

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Г.А. Брагин, Е.Е. Сяков, Е.А. Степанцов, О.Г. Бойко

В статье приведены исследования по алгоритму оценки эффективности процесса технической эксплуатации на основе реальных статистических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Г.А. Брагин, Е.Е. Сяков, Е.А. Степанцов, О.Г. Бойко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF THE USE OF THE AN-24 AIRLINE IN AIRLINES KRASAVIA IN THE PERIOD FROM 2015 TO 2019

The article presents research on the algorithm for assessing the effectiveness of technical operation based on real statistical data.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОЛЕТА АН-24 ПО ДАННЫМ АВИАКОМПАНИИ «КРАСАВИА» В ПЕРИОД С 2015 ПО 2019 гг.»

УДК 629.7/621.01

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОЛЕТА АН-24 ПО ДАННЫМ АВИАКОМПАНИИ «КРАСАВИА» В ПЕРИОД С 2015 ПО 2019 гг.

Г. А. Брагин*, Е. Е. Сяков, Е. А. Степанцов, О. Г. Бойко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*Е-шай: bragin-gena@mail.ru

В статье приведены исследования по алгоритму оценки эффективности процесса технической эксплуатации на основе реальных статистических данных.

Ключевые слова: техническая эксплуатация, состояние процесса, граф состояний и переходов, коэффициент использования.

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF THE USE OF THE AN-24 AIRLINE IN AIRLINES KRASAVIA IN THE PERIOD FROM 2015 TO 2019

G. A. Bragin*, E. E. Syakov, E. A. Stepantcov, O. G. Boyko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

*B-mail: bragin-gena@mail.ru

The article presents research on the algorithm for assessing the effectiveness of technical operation based on real statistical data.

Keywords: technical operation, process state, state and transition graph, utilization factor.

Целью работы является оценка эффективности использования парка воздушных судов по статистическим данным авиапредприятия «КрасАвиа».

В работе выполнен анализ эффективности по статистическим данным за период с 2015 г. по 2019 г. Статистика содержит в себе данные о поквартальном времени нахождения самолетов АН-24 в определенных состояниях эксплуатации в выделенный период. Исследование выполнялось с применением математического аппарата теории Марковских процессов [1-3].

Процесс технической эксплуатации моделировался обобщенным графом состояний и переходов (рис. 1) для всего рассмотренного периода. Состояния эксплуатации воздушных судов (рис. 1) обозначены: К - в рейсе; Е - обеспечение вылета в базовом аэропорту; А - не совершавшие полетов; Г - в резерве; ТО - техническое обслуживание; Дв - отсутствие двигателей; М - задержка по метеоусловиям и запретам полетов; С - ожидание списания. Обобщенный граф включает 7 вершин (состояния Г и А были объединены в одну вершину). Составлены модели для частных случаев для групп кварталов. в которых отсутствовали некоторые состояния.

Далее выполнена разметка графа, обозначены вероятности переходов из состояния в состояние, рассчитаны интенсивности переходов между состояниями, так же рассмотрены вершины с несколькими переходами.

Секция «Эксплуатация и надежность) авиационной техники»

Рис. 1. Обобщённый граф состояний и переходов процесса технической эксплуатации самолета АН-24 по данным авиакомпании АО «КрасАвиа» с 2015 г. по 2019 г.

После составлена система дифференциальных уравнений Колмогорова для обобщённого графа (1).

Аналогично составлялись системы дифференциальных уравнений для каждого частного случая графов. Поскольку процесс технической эксплуатации со временем становится стационарным, то из системы дифференциальных уравнений осуществлен переход к системе алгебраических уравнений и введено уравнение нормировки.

Для расчета параметров модели использованы данные о продолжительности пребывания в каждом из состояний процесса и количестве попаданий в состояния. На их основании рассчитано среднее время нахождения в каждом состоянии процесса и интенсивности переходов. Далее система алгебраических уравнений решена относительно вероятностей нахождения в состояниях процесса. "с1Рк(Ч) _

— — О?КТО + акс) * Рк(0 + аТОК * Рто (0 + аГАК * 1- Г;А + амк * гм (0

Оценка показателей эффективности процесса выполнена по коэффициентам использования Ки и коэффициентам удельных суммарных простоев Кп, куда включены в том числе и работы по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) в виде:

^н ~~ ТА

^ * ^ге *

^Р^Ъ* 34

(2)

(3)

где, Рг - вероятность попадания в г-ое состояния процесса технической эксплуатации; ц -среднее время пребывания в г-том состоянии; Нс - среднесуточный налет паркового ЛА; Р, -вероятность попадания в состояния процесса ТО, С, Дв, Е, М, ГА; ц- - среднее время пребывания в состояниях: ТО, С, Дв, Е, М, ГА; Рк - вероятность попадания в состояние К; цк - среднее время пребывания в состоянии К;

Результаты расчетов позволяют сравнить изменение показателей с показателями для однотипных самолетов других авиакомпаний и сделать выводы об эффективности работы предприятия.

При анализе полученных результатов был сделан вывод, что использование самолета АН-24 авиакомпании «КрасАвиа» экономически не эффективно. Доминантным состоянием является техническое обслуживание КТо=0,5909989. Показатель эффективности процесса технической эксплуатации нахождения ВС в состоянии использования варьируется от Кисп=0,45015 (3кв. 2015г.) до Кисп=0,02885 (1кв. 2019г.) в зависимости от того за какой период производился расчёт. Среднее значение коэффициента использование за период с 2015г. по 1 кв. 2019г. Кисп=0,19305 что является крайне низким. Из этого можно сделать вывод - авиакомпания «КрасАвиа» работает в убыток.

Рис. 2. График значений коэффициентов пребывания в состояниях

Рис. 3. График изменения показателя Ки поквартально

Библиографические ссылки

1. Кабков П.К. исследование операций и системный анализ / П.К. Кабков - Москва: 2005 342 с.

Секция «Эксплуатация и надежность) авиационной техники»)

2. Смирнов Н.Н., Владимиров Н.И., Черненко Ж. С. Техническая эксплуатация летательных аппаратов: Учеб. для вузов. - М.: Транспорт, 1990. - 423с.

3. Ицкович А. А. Управление процессами технической эксплуатации летательных аппаратов. Часть 1: Учебное пособие. - М.: МГТУ ГА, 1994. - 116с.

© Бойко О. Г., Брагин Г. А., Сяков Е. Е., Степанцов Е. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.