УДК 629.7.017.1
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА
BOEING-737 А/К «SOMON AIR» ЗА 2013-2018 Г.
*
И. Т. Немшилова , С. С.Тришин, А. Р. Муминов, С. В. Леонов Научный руководитель - О. Г. Бойко
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: boxformail3@mail.ru
Обеспечение эффективности использования самолетов Boeing 737 для авиакомпании «Somon Air» является важнейшей задачей для выживания на рынке авиаперевозок. Анализ эффективности процесса эксплуатации является актуальным для разработки экономической политики авиакомпании и обеспечения регулярности и безопасности полетов.
Ключевые слова: граф состояний, уравнения Колмогорова, показатели эффективности процесса технической эксплуатации.
ANALYSIS OF OPERATING EFFICIENCY OF BOEING-737 «SOMON AIR»
AIRLINE FOR 2013-2018.
I. T. Nemshilova*, С. C. Trishin, A. R. Muminov, С. V. Leonov Scientific supervisor - O. G. Bouko
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: boxformail3@mail.ru
The providing operational efficiency of Boeing 737 is the most important issue for surviving of «Somon Air» on aircarrier market. Analysis of operating process's efficiency is relevant for development of airline economic policy and also provide regularity andflight safety.
Keywords: state graph, Kolmogorov's equation, operational efficiency indicator of technical operation.
Исследование эффективности процесса технической эксплуатации базируется на основании собранной статистики по состояниям эксплуатации самолетов Boeing 737 авиакомпании «Somon Air» за период с 2013 г. по 2018 года.
Для достижения поставленной задачи выполняются следующие шаги:
- сбор и обработка статистических данных:
- построение графов состояния и переходов процесса технической эксплуатации за весь исследуемый период;
- составление дифференциальных уравнений Колмогорова;
- расчет интенсивности переходов между состояниями и вероятности нахождения объектов во всех состояниях эксплуатации;
- расчет показателей эффективности процесса технической эксплуатации;
- анализ эффективности использования самолетов Boeing 737;
- выводы об и эффективности использования самолетов Boeing 737.
Авиакомпания «Somon Air» основана в 2008 году и является первой частной авиакомпанией Республики Таджикистана. Авиакомпания имеет два базовых аэропорта - в городе Душанбе и в Худжанде. На сегодня «Somon Air» ведущая авиакомпания летающая в 25 пунктов назначения, парк авиакомпании составляет 7 воздушных суден: 2 единицы самолета Boeing 737-300; 2 единицы самолета Boeing 737-800; 2 единицы самолета Boeing 737-900; 1 единица вертолета Airbus H125. Дальше будут рассматриваться лишь самолеты типа Boeing 737.
Процесс технической эксплуатации в работе исследуется с помощью алгоритма теории Марковских процессов [1-3]. Статистика о временах нахождения в состояниях процесса приведена в таблице 1.
Таблица 1
Статистика о календарном времени эксплуатации Boing 737-300 и Boing 737-900 по состояниям за период с 2013 г. по 2018 г. по данным авиакомпании «Somon Air»
Период Выделенные из статистики состояния процесса эксплуатации, и время, ч
К А М Р 3 С
I 173975,10 92044,98 3037,14 5493,40 3796,20 24775,60
2013 27187,47 15992,63 512,14 1786,20 526,16 4415,10
2014 26775,93 15750,55 622,47 788,33 697,35 3923,12
2015 35362,24 10508,00 907,21 0 926,21 4856,34
2016 26414,43 15537,90 249,31 1324,10 379,10 4354,44
2017 28939,64 17023,32 408,59 731,43 619,09 3947,25
2018 29295,39 17232,58 337,42 863,24 648,30 3279,35
На основании статистики выделяются следующие состояния процесса эксплуатации:
- К - исправные воздушные суда, находящиеся в полете;
- М - исправные воздушные суда, не совершавшие полет по метеорологическим причинам или запретам полетов;
- А - воздушные суда, находящиеся в ОТО;
- С - воздушные суда, находящиеся в ремонте на ремонтном предприятии;
- 3 - задержки по техническим причинам;
- Р - воздушные суда, находившееся в резерве.
По выделенным состояниям составляются графы состояний и переходов. Обобщенный граф (приведен на рисунке 1), включает 6 вершин.
авиакомпании «Somon Air» за период с 2013 по 2018 год
В частном случае в графе отсутствует состояние Р, так как в 2015 году воздушные суда авиакомпании «Somon Air» не находились в состоянии резерва и граф содержит 5 вершин.
Затем рассчитываются интенсивности переходов между состояниями.
Таблица 2
Интенсивности переходов между состояниями
Интенсивности переходов Значение
О-КЗ 0,0048
аКА 0,1369
Яке 0,0032
«км 0,0053
акм 0,23
^ЗА 0,77
Остальные интенсивности переходов равны 1
Далее, составляется система дифференциальных уравнений Колмогорова. Для обобщенного графа система уравнений имеет вид
е££
= аиЛ(0+ адк^СО-Н - Рк(£)Сакх + + а5Р + а^ + акс}
+ акдЗД) - ЪА1<РА№ + ЭщРсШ
е££ с££
ДИР
е££
= акрРк(г} - гР^Р(г)
= " асл^сСО
(1)
Поскольку процесс технической эксплуатации со временем становится стационарным, то из систем дифференциальных уравнений осуществляется переход к системам алгебраических уравнений.
С помощью рассчитанных интенсивностей переходов и с учетом нормировочного условия рассчитываются вероятности нахождения воздушных судов в каждом из состояний (приведены в таблице 3).
Далее определяются показатели эффективности процесса технической эксплуатации по выражению (2), результаты которых представлены в таблице 4.
К „ -
РМНС
И N
, г е И
(2)
Е 24
к=1
где, - средние значения времени пребывания в у-ом состоянии процесса эксплуатации (по статистическим данным авиакомпании); Нс - суточный налёт, ч/сутки
Таблица 3 Вероятности состояний
Вероятности P, Значения
Рк 0.7635
PA 0.2174
Рм 0.0041
Рз 0.0103
Рр 0.0013
Рс 0.0034
Таблица 4.
Коэффициенты использования самолёта Boeing 737, за период с 2013 по 2018 год
Год K исп
2013 2,145493
2014 2,072768
2015 3,773958
2016 2,005096
2017 2,457766
2018 2,532014
Анализ изменения коэффициента использования по годам свидетельствует, что эффективность использования самолетов Boeing 737 высока [4]. Изменение коэффициента использования показывает, что в 15 и 18 году эффективность использования воздушных судов выше. Причиной этого является то, что в 2015 году некоторые воздушные суда «Somon Air» были сданы в лизинг авиакомпаниям Турции, а в 2018 году эффективность возросла из-за отсутствия внутриотраслевой конкуренции, так как в этом же году крупная авиакомпания «Таджик Эйр» приостановила рейсы из-за экономических трудностей.
Для сохранения высоких показателей процесса технической эксплуатации воздушных судов в авиакомпании «Somon Air» предлагаются следующие управляющие решения:
-наращивать объемы работ и расширять карту полетов;
-увеличивать количество парка воздушных судов;
-уменьшить время нахождения воздушных судов в резерве;
-внедрить на предприятии бережливое производство с целью уменьшения времени простоев на этапах технического обслуживания;
-совершенствовать процесс технической эксплуатации.
Библиографические ссылки
1. Математические основы теории систем : учеб. пособие / Охорзин В. А., Сизов С. Н., Сливина Т. А. и др. ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2006. С. 271-272
2. Смирнов H.H. Научные основы построения системы технического обслуживания и ремонта самолётов ГА. - М.: МГТУГА, 1994. 170 с.
3. Фурманова Е. А. К вопросу о моделировании процесса изменения безотказности сложных функциональных систем / Е. А. Фурманова, О. Г. Бойко, Л. Г. Шаймарданов ; тр. междунар. симпозиума «Надежность и качество». - 2015. - Т. 1. С. 93-96.
4. Ицкович A.A., Чинючин Ю.М., Смирнов H.H., Файнбург H.A. Управление качеством процессов технической эксплуатации авиационной техники. Учебное пособие. - М.: МГТУ ГА. 2011. 90 с
© Немшилова И. Т., Тришин С. С., Муминов А. Р., Леонов С. В., 2020