УДК 629.7/621.01
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОЛЕТА ЯК-42 В АВИАКОМПАНИИ «КРАСАВИА»
Е. Е. Сяков, А. В. Афанасьева, С. В. Леонов Научный руководитель - О. Г. Бойко
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: tupolev5k@gmail.com
Приведен алгоритм оценки эффективности процесса технической эксплуатации на основе реальных статистических данных.
Ключевые слова: техническая эксплуатация, состояние процесса, граф состояний и переходов, коэффициент использования.
ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF THE USE OF THE YAK-42 AIRLINE
IN AIRLINES KRASAVIA
E. E. Syakov, A. V. Afanaseva, S. V. Leonov Scientific Supervisor - O. G. Boyko
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: tupolev5k@gmail.com
The article presents an algorithm for evaluating the effectiveness of the process of technical operation based on real statistical data.
Keywords: technical operation, process state, state and transition graph, utilization factor.
Целью работы является анализ эффективности использования парка воздушных судов по статистическим данным авиапредприятия.
В работе выполнен Анализ эффективности использования самолетного парка Як-42 авиапредприятия АО «КрасАвиа» по статистическим данным за период с 2016 г. по 2018 г. Статистика содержит в себе данные о поквартальном времени нахождения 9 самолетов Як-42 в определенных состояниях эксплуатации в выделенный период. Исследование эффективности использования самолета выполнялось с применением математического аппарата теории Марковских процессов [1-3].
Процесс технической эксплуатации моделировался обобщенным графом состояний и переходов для всего рассмотренного периода (рис. 1). Каждое состояние (рис. 1) имеет своё обозначение, а именно: К - полёт; Е - подготовка к полёту; А - неиспользованное время; Г - в резерве; ТО - техническое обслуживание (формы Б, Ф1, Ф2, Ф3); В - восстановление после происшествий; Дв - отсутствие двигателей; М - задержка по метеоусловиям и запретам полетов. Обобщенный граф включает 7 вершин, в частных случаях для групп кварталов в графах отсутствовали некоторые состояния.
Далее выполнена разметка графа, обозначены вероятности переходов из состояния в состояние, рассчитаны интенсивности переходов между состояниями, так же рассмотрены вершины с несколькими переходами.
Размеченный граф состояний и переходов процесса технической эксплуатации самолета Як-42 по данным авиакомпании АО «КрасАвиа» с 2016 по 2018 г.
После составлена система дифференциальных уравнений Колмогорова.
Г
<
ЛРк(Р)
ДРгоСО
м ~дв-ш -дв^ ■ -и-ш -
^ = аТО-Дв * ^ТоСО ~ аДв-ТО * Рдв(0 ;
V
= аЕ_к* РЕ(0 - Рк(0 * (ак_Е + ак_то1 ;
~ аДв-Т0 * + аК-Т0 * РкУ) — * (аТ0-Дв + аТ0-ГД ато-в):
^ — аТ0-В* ^ТО^ ~ аВ-Г,А* РвУ ;
(1)
ЗРгЖ
- аВ-Г,А * РвС0 + «ТО-Г,А* ^то^) _ аГ,А-Е * Л\А(0 ;
<1РеЮ
= аГ,А-Е * Л\АМ + аК-Е * ^кСО + аМ-Е * ^мСО - РЕ(0 * СаЕ-М + аЕ-к) ;
Аналогично составлялись системы дифференциальных уравнений для каждого частного случая графов. Поскольку процесс технической эксплуатации со временем становится стационарным, то из системы дифференциальных уравнений осуществлен переход к системе алгебраических уравнений и введено уравнение нормировки.
Для расчета параметров модели использованы данные о продолжительности пребывания в каждом из состояний процесса и количестве попаданий в состояния. На их основании рассчитано среднее время нахождения в каждом состоянии процесса и интенсивности переходов. Далее система алгебраических уравнений решена относительно вероятностей нахождения в состояниях процесса.
Оценка показателей эффективности процесса выполнена по коэффициентам использования Ки и коэффициентам удельных суммарных простоев Кп [4], куда включены в том числе и работы по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) в виде:
ки =
(2)
кп =
Р,- * * 24 Рк*цк*Нс
(3)
где Рг - вероятность попадания в 1-ое состояния процесса технической эксплуатации; ц - среднее время пребывания в г-том состоянии; Нс - среднесуточный налет паркового ЛА; - вероятность попадания в состояния процесса ТО, В, Дв, Е, М, ГА; ц - среднее время пребывания в состояниях: ТО, В, Дв, Е, М, ГА; Ри - вероятность попадания в состояние К; - среднее время пребывания в состоянии К;
Результаты расчетов позволяют сравнить изменение показателей с показателями для однотипных самолетов других авиакомпаний и сделать выводы об эффективности работы предприятия.
Анализ построенных изменений коэффициентов поквартально свидетельствует, о том, что показатели эффективности использования самолета Як-42 изменяются в зависимости от времени года и других внешних факторов. Однако, коэффициент использования имеет невысокие значения по сравнению с таким же показателем у компании «и1а1г» и «Норильск Авиа», а коэффициент удельных простоев на ТОиР имеет значения больше единицы, это означает, что самолеты большую часть времени не совершают полетов, при этом, в среднем на 1 час полета приходится от 1,7 до 4,09 часов простоев на ТОиР, что свидетельствует о несовершенстве процесса технического обслуживания авиакомпании.
ю
9 8 7 6
5
4 -3 2 1 0
о
Рис. 2. График изменения показателя Кп поквартально
к 1
2 4 6 8 10 12
Библиографические ссылки
1. Ицкович, А. А. Вероятностностно-статистические модели эксплуатации летательных аппаратов / А. А. Ицкович, П.К. Кабков - Москва: 2009 - 296 с.
2. Кабков П.К. исследование операций и системный анализ / П.К. Кабков - Москва: 2005 -342 с.
3. Смирнов Н.Н., Владимиров Н.И., Черненко Ж. С. Техническая эксплуатация летательных аппаратов: Учеб. для вузов. - М.: Транспорт, 1990. - 423с.
4. Ицкович А.А. Управление процессами технической эксплуатации летательных аппаратов. Часть 1: Учебное пособие. - М.: МГТУ ГА, 1994. - 116с.
© Сяков Е. Е., Афанасьева А. В., Леонов С. В., 2019