Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОЛЕТА ЯК-42 В АВИАКОМПАНИИ «КРАСАВИА»'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОЛЕТА ЯК-42 В АВИАКОМПАНИИ «КРАСАВИА» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССА / ГРАФ СОСТОЯНИЙ И ПЕРЕХОДОВ / КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сяков Е. Е., Афанасьева А. В., Леонов С. В.

Приведен алгоритм оценки эффективности процесса технической эксплуатации на основе реальных статистических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Сяков Е. Е., Афанасьева А. В., Леонов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF THE USE OF THE YAK-42 AIRLINE IN AIRLINES KRASAVIA

The article presents an algorithm for evaluating the effectiveness of the process of technical operation based on real statistical data.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОЛЕТА ЯК-42 В АВИАКОМПАНИИ «КРАСАВИА»»

УДК 629.7/621.01

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОЛЕТА ЯК-42 В АВИАКОМПАНИИ «КРАСАВИА»

Е. Е. Сяков, А. В. Афанасьева, С. В. Леонов Научный руководитель - О. Г. Бойко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: tupolev5k@gmail.com

Приведен алгоритм оценки эффективности процесса технической эксплуатации на основе реальных статистических данных.

Ключевые слова: техническая эксплуатация, состояние процесса, граф состояний и переходов, коэффициент использования.

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY OF THE USE OF THE YAK-42 AIRLINE

IN AIRLINES KRASAVIA

E. E. Syakov, A. V. Afanaseva, S. V. Leonov Scientific Supervisor - O. G. Boyko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: tupolev5k@gmail.com

The article presents an algorithm for evaluating the effectiveness of the process of technical operation based on real statistical data.

Keywords: technical operation, process state, state and transition graph, utilization factor.

Целью работы является анализ эффективности использования парка воздушных судов по статистическим данным авиапредприятия.

В работе выполнен Анализ эффективности использования самолетного парка Як-42 авиапредприятия АО «КрасАвиа» по статистическим данным за период с 2016 г. по 2018 г. Статистика содержит в себе данные о поквартальном времени нахождения 9 самолетов Як-42 в определенных состояниях эксплуатации в выделенный период. Исследование эффективности использования самолета выполнялось с применением математического аппарата теории Марковских процессов [1-3].

Процесс технической эксплуатации моделировался обобщенным графом состояний и переходов для всего рассмотренного периода (рис. 1). Каждое состояние (рис. 1) имеет своё обозначение, а именно: К - полёт; Е - подготовка к полёту; А - неиспользованное время; Г - в резерве; ТО - техническое обслуживание (формы Б, Ф1, Ф2, Ф3); В - восстановление после происшествий; Дв - отсутствие двигателей; М - задержка по метеоусловиям и запретам полетов. Обобщенный граф включает 7 вершин, в частных случаях для групп кварталов в графах отсутствовали некоторые состояния.

Далее выполнена разметка графа, обозначены вероятности переходов из состояния в состояние, рассчитаны интенсивности переходов между состояниями, так же рассмотрены вершины с несколькими переходами.

Размеченный граф состояний и переходов процесса технической эксплуатации самолета Як-42 по данным авиакомпании АО «КрасАвиа» с 2016 по 2018 г.

После составлена система дифференциальных уравнений Колмогорова.

Г

<

ЛРк(Р)

ДРгоСО

м ~дв-ш -дв^ ■ -и-ш -

^ = аТО-Дв * ^ТоСО ~ аДв-ТО * Рдв(0 ;

V

= аЕ_к* РЕ(0 - Рк(0 * (ак_Е + ак_то1 ;

~ аДв-Т0 * + аК-Т0 * РкУ) — * (аТ0-Дв + аТ0-ГД ато-в):

^ — аТ0-В* ^ТО^ ~ аВ-Г,А* РвУ ;

(1)

ЗРгЖ

- аВ-Г,А * РвС0 + «ТО-Г,А* ^то^) _ аГ,А-Е * Л\А(0 ;

<1РеЮ

= аГ,А-Е * Л\АМ + аК-Е * ^кСО + аМ-Е * ^мСО - РЕ(0 * СаЕ-М + аЕ-к) ;

Аналогично составлялись системы дифференциальных уравнений для каждого частного случая графов. Поскольку процесс технической эксплуатации со временем становится стационарным, то из системы дифференциальных уравнений осуществлен переход к системе алгебраических уравнений и введено уравнение нормировки.

Для расчета параметров модели использованы данные о продолжительности пребывания в каждом из состояний процесса и количестве попаданий в состояния. На их основании рассчитано среднее время нахождения в каждом состоянии процесса и интенсивности переходов. Далее система алгебраических уравнений решена относительно вероятностей нахождения в состояниях процесса.

Оценка показателей эффективности процесса выполнена по коэффициентам использования Ки и коэффициентам удельных суммарных простоев Кп [4], куда включены в том числе и работы по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) в виде:

ки =

(2)

кп =

Р,- * * 24 Рк*цк*Нс

(3)

где Рг - вероятность попадания в 1-ое состояния процесса технической эксплуатации; ц - среднее время пребывания в г-том состоянии; Нс - среднесуточный налет паркового ЛА; - вероятность попадания в состояния процесса ТО, В, Дв, Е, М, ГА; ц - среднее время пребывания в состояниях: ТО, В, Дв, Е, М, ГА; Ри - вероятность попадания в состояние К; - среднее время пребывания в состоянии К;

Результаты расчетов позволяют сравнить изменение показателей с показателями для однотипных самолетов других авиакомпаний и сделать выводы об эффективности работы предприятия.

Анализ построенных изменений коэффициентов поквартально свидетельствует, о том, что показатели эффективности использования самолета Як-42 изменяются в зависимости от времени года и других внешних факторов. Однако, коэффициент использования имеет невысокие значения по сравнению с таким же показателем у компании «и1а1г» и «Норильск Авиа», а коэффициент удельных простоев на ТОиР имеет значения больше единицы, это означает, что самолеты большую часть времени не совершают полетов, при этом, в среднем на 1 час полета приходится от 1,7 до 4,09 часов простоев на ТОиР, что свидетельствует о несовершенстве процесса технического обслуживания авиакомпании.

ю

9 8 7 6

5

4 -3 2 1 0

о

Рис. 2. График изменения показателя Кп поквартально

к 1

2 4 6 8 10 12

Библиографические ссылки

1. Ицкович, А. А. Вероятностностно-статистические модели эксплуатации летательных аппаратов / А. А. Ицкович, П.К. Кабков - Москва: 2009 - 296 с.

2. Кабков П.К. исследование операций и системный анализ / П.К. Кабков - Москва: 2005 -342 с.

3. Смирнов Н.Н., Владимиров Н.И., Черненко Ж. С. Техническая эксплуатация летательных аппаратов: Учеб. для вузов. - М.: Транспорт, 1990. - 423с.

4. Ицкович А.А. Управление процессами технической эксплуатации летательных аппаратов. Часть 1: Учебное пособие. - М.: МГТУ ГА, 1994. - 116с.

© Сяков Е. Е., Афанасьева А. В., Леонов С. В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.