Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДОСУГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

АНАЛИЗ ДОСУГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СФУ) / АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА / LEISURE / LEISURE ACTIVITIES / STUDENT / SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY (SFU) / POTENTIAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекузарова Н.В., Юдина М.А.

Статья посвящена рассмотрению опыта организации досуговой деятельности на примере Сибирского федерального университета (СФУ). Проведен анализ досугового потенциала данного вуза. Особое внимание уделено реализации в нем рекреационной, развлекательной, общественной и развивающей функций досуговой деятельности. Также статья содержит описание как традиционных форм досуга в СФУ (спорт, творческие коллективы), так и современных способов его проведения (волонтерство, студенческие штабы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEISURE POTENTIAL OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

The article is devoted to the consideration of the experience of organizing leisure activities on the example of the Siberian Federal University (SFU). The analysis of the leisure potential of the university is held. Particular attention is paid to the realization of the recreational, entertainment, social and developmental functions of leisure activities. The article also contains a description of both traditional forms of leisure in the SFU (sports, creative teams), and modern ways of conducting it (volunteering, student headquarters)/

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДОСУГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 378

Бекузарова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры информационных технологий обучения и

непрерывного образования

Институт педагогики, психологии и социологии Сибирский федеральный университет Россия, г. Красноярск Юдина М.А. студент

4 курс, направление «Педагогическое образование»

Институт педагогики, психологии и социологии Сибирский федеральный университет Россия, г. Красноярск

Анализ досугового потенциала Сибирского

ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению опыта организации досуговой деятельности на примере Сибирского федерального университета (СФУ). Проведен анализ досугового потенциала данного вуза. Особое внимание уделено реализации в нем рекреационной, развлекательной, общественной и развивающей функций досуговой деятельности. Также статья содержит описание как традиционных форм досуга в СФУ (спорт, творческие коллективы), так и современных способов его проведения (волонтерство, студенческие штабы).

Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, студент, Сибирский федеральный университет (СФУ), анализ потенциала.

Bekuzarova N. V.

candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor assistant professor of the Department of Information Technologies for

Education and Continuing Education Institute of Education, Psychology and Sociology

Siberian Federal University Russia, Krasnoyarsk Yudina M.A.

4th year student of direction «Pedagogical education» Institute of Education, Psychology and Sociology

Siberian Federal University Russia, Krasnoyarsk ANALYSIS OF THE LEISURE POTENTIAL OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

Abstract: The article is devoted to the consideration of the experience of organizing leisure activities on the example of the Siberian Federal University (SFU). The analysis of the leisure potential of the university is held. Particular

attention is paid to the realization of the recreational, entertainment, social and developmental functions of leisure activities. The article also contains a description of both traditional forms of leisure in the SFU (sports, creative teams), and modern ways of conducting it (volunteering, student headquarters)/

Keywords: leisure, leisure activities, student, Siberian Federal University (SFU), potential analysis.

Среда высшего учебного заведения во многом определяет жизненное пространство студентов как участников текущих в ней процессов. Она оказывает влияние на внутреннее развитие личности, создает вокруг субъекта образовательный, социальный, культурный контекст существования. Отдельную роль в расширении границ жизненного пространства студента играет досуговая деятельность. В ходе нее обучающийся формирует свой личностный потенциал, который в дальнейшем реализует в профессиональной и бытовой жизни.

Для современной системы высшего образования характерно уделение внимания не столько учебной деятельности, сколько формированию у студентов особых личностных качеств, которые обеспечат молодым людям дальнейшее развитие. В связи с этим становится важным создать в вузе такую среду, которая будет способствовать как социализации человека, тренировке его самостоятельности, так и станет источником культурной жизни, переживаний и ощущений.

Концентрация большого количества людей в условиях одной организации последовательно приводит к созданию сообществ по интересам, хобби и другим точкам соприкосновения. Можно сказать, что возникновение досуговых объединений в вузах является логичным следствием процесса обучения и внеучебной жизни.

Осуществление досуговой деятельности рождает особое досуговое пространство. При наличии субъектов, готовых обустроить и структурировать это пространство, оно перерастает в сообщество, коллектив, клуб или организацию со своими функциями и видами деятельности.

Досуговая деятельность является неотъемлемой частью культурной сферы вуза. Она способна эффективно влиять на множество аспектов, касающихся формирования и становления личности студента. Также важно отметить тот факт, что досуговая деятельность являет собой совокупность педагогических технологий, помогающих обеспечить преобразование ценностей культуры в норму социального взаимодействия. Возможность самореализоваться, показать свою индивидуальность, при этом приобщившись к обществу - это яркие примеры положительных сторон досуговой деятельности.

Сибирский федеральный университет (СФУ) является крупной учебно-образовательной и научной организацией, состоящей из двадцати институтов и трех филиалов. В нем обучаются около тридцати одной тысячи студентов.

В данном вузе ведут деятельность примерно сто творческих студенческих коллективов и пятьдесят спортивных секций по тридцати одному виду спорта.

Молодежная политика Сибирского федерального университета осуществляется как планомерный процесс, включающий в себя все подразделения и институты университета, которые ведут воспитательную и просветительскую работу. Одним из направлений молодежной политики в СФУ является реализация мероприятий культурного и творческого характера, что имеет прямое отношение к досуговой деятельности студентов. Их целью является формирование гармоничной личности, способной развиваться и совершенствоваться.

Стоит отметить, что Сибирский федеральный университет за время своего существования накопил определенный опыт организации различных видов досуговой деятельности студентов, проведения крупных фестивалей и выставок. Также в вузе ведут работу музеи (Музей СФУ, музей занимательных наук СФУ).

В СФУ регулярно проводятся культурно-массовые мероприятия (более двухсот в год). Примерами могут служить День знаний, шоу-конкурс «Прошу слова», фестиваль «Новая весна», выступления Лиги КВН СФУ.

Важная роль в регулировании досуговой деятельности принадлежит Совету по воспитательной работе в Сибирском федеральном университете. Это структурное подразделение представляет собой общеуниверситетский координационный и консультативный орган. Вопросы, которые он решает, касаются организации воспитательной работы со студентами.

Основными задачами Совета являются систематизация, координация и развитие воспитательной работы всех структурных подразделений университета и общественных объединений, направленной на реализацию концепции воспитательной работы в вузе [4]. В состав Совета входят проректор по молодежной политике, начальник управления молодежной политики, начальник отдела по реализации молодежной политики в институтах, а также другие должностные лица (заместители директоров, преподаватели кафедр институтов Сибирского федерального университета).

Для анализа досугового потенциала Сибирского федерального университета мы используем классификацию Ю.А. Стрельцова [5]. Им были выделены четыре основные функции досуговой деятельности. Рассмотрим их подробнее:

- рекреационная функция, которая содержит в себе регенерацию как восстановление потраченных физических и психических ресурсов;

- развлекательная функция, включающая такого рода досуговую деятельность, которая позволяет человеку поднять настроение, снять накопившееся нервное и психическое напряжение, эмоционально перезарядиться;

- общественная функция, суть которой заключается в осуществлении социально полезной деятельности;

- развивающая функция, направленная, в первую очередь, на культурное совершенствование человека.

Также стоит отметить, что развивающая функция во многом объединяет в себе три предыдущие функции (рекреационную, общественную и развлекательную).

Далее проведем анализ по выявлению вышеупомянутых функций досуговой деятельности в досуговых организациях Сибирского федерального университета.

Активно реализуется в вузе рекреационная функция. Примером этого может служить строительство специальных спортивных сооружений: спортивных залов, футбольных полей, бассейнов, лыжных баз, стадионов и др. Данные объекты предназначены как для занятий спортом в ходе учебного процесса, так и для подготовки спортсменов к соревнованиям различного уровня.

Вышеупомянутые сооружения в основном используются спортивными секциями Сибирского федерального университета. Они распределены таким образом:

- водные виды спорта (плавание, плавание в ластах);

- зимние виды спорта (биатлон, горные лыжи, лыжные гонки, сноуборд, спортивное ориентирование на лыжах);

- игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, мини-футбол, настольный теннис, регби, хоккей, шахматы);

- легкая атлетика;

- скалолазание;

- спортивные единоборства (бокс, вольная борьба, греко-римская борьба, дзюдо, самбо);

- спортивный туризм;

- тяжелая атлетика (пауэрлифтинг).

Спортивно-массовая работа также реализует рекреационную функцию в Сибирском федеральном университете. Для студентов проводятся спартакиады, оздоровительные конкурсы «Вуз здоровья» и «Спортивно-оздоровительный туризм».

Одними из наиболее важных мероприятий в сфере спорта являются Чемпионаты СФУ, распределенные по следующим категориям:

- первенство по гиревому спорту (классический рывок гири);

- чемпионат по гольфу;

- чемпионат по мас-рестлингу;

- личный чемпионат по греко-римской борьбе;

- открытый чемпионат по настольному теннису;

- командный кубок по настольному теннису;

- чемпионат по мини-настольному теннису;

- чемпионат по мини-настольному теннису среди первокурсников;

- студенческий чемпионат по зимнему футболу;

- личный чемпионат по вольной борьбе;

- турнир по мини-футболу «Кубок ректора»;

- студенческий чемпионат СФУ по пауэрлифтингу (классическому жиму лежа);

- чемпионат по шахматам СФУ.

В вузе ведет деятельность штаб «Беги за мной! СФУ». Он является подразделением флагманской программы с одноименным названием. Основными направлениями деятельности штаба определены пропаганда и популяризация здорового образа жизни среди студентов, а также развитие интереса к социальному взаимодействию, физической активности и рациональному питанию. Штаб регулярно проводит бесплатные тренировки по массовым видам спорта (аэробика, степ-тренировки, функциональные, интервальные тренировки, стретчинг и др.).

Также рекреационную функцию досуговой деятельности в Сибирском федеральном университете осуществляет студенческий штаб «Универсиада-2019». Главной целью его работы является вовлечение обучающихся вуза в проектную и волонтерскую деятельность, связанную с подготовкой к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады. Штаб активно задействован в универсиадном направлении молодежной политики СФУ, развитии спортивного и событийного волонтерства на базе вуза, а также в формировании устойчивого позитивного образа будущего спортивного мероприятия в университетской и городской среде. Деятельность волонтеров штаба направлена на помощь в проведении мероприятий, относящихся к заявочной компании (лекции, промо-акции, опросы и т.д.).

Реализацией развлекательной функции досуговой деятельности занимается Центр студенческой культуры (ЦСК) Сибирского федерального университета. Данное структурное подразделение организует и проводит корпоративные мероприятия, студенческие фестивали и конкурсы. Также Центр студенческой культуры является объединением творческих коллективов СФУ. Их можно разделить на следующие категории:

- бард-клубы (клуб авторской песни «БомБАРДировщики»);

- вокальные студии (хор СФУ, хор народной песни «Русская песня», вокальные студии «Квинслэнд» и «Фиеста», др.);

- рок-клубы (Рок-клуб СФУ);

- театральные коллективы (молодежный народный театр «Шлагбаум»);

- танцевальные коллективы (театр танца «КалипсО», народный ансамбль танца «Раздолье», шоу-балет «Территория танца» и др.);

- инструментальные клубы (инструментальный клуб «Народная академия»).

Ярким примером воплощения развлекательной функции служит Лига Клуба веселых и находчивых (КВН) Сибирского федерального университета. Это самая крупная университетская лига Красноярского края. Игры, которые

она проводит, также доступны для участия представителями других вузов города Красноярска.

Большой объем работы Центра студенческой культуры СФУ направлен на раскрытие талантов студентов-участников коллективов и клубов, а также на реализацию потребностей молодежи в занятости в свободное время. Повышение образовательного и культурного уровня обучающихся, популяризация здорового и активного образа жизни, оказание духовной поддержки тоже относятся к деятельности Центра [1].

Общественная функция досуговой деятельности, направленная на реализацию социально важной и значимой работы, представлена Волонтерским центром Сибирского федерального университета, который осуществляет следующие направления работы [2]:

- экологическое (пропаганда бережного отношения к окружающей среде, охраны экологии);

- социальное (оказание помощи незащищенным слоям населения силами волонтёров, организация досуговой деятельности в детских домах и пансионатах для пожилых людей);

- иностранное (проведение экскурсий для иностранных студентов, помощь в ознакомлении иностранцев с русской культурой, помощь в изучении иностранных языков);

- антинаркотическое (пропаганда здорового образа жизни);

- сопровождение мероприятий (помощь в организации и проведении мероприятий различного уровня и тематики).

Представителем общественной функции досуговой деятельности в Сибирском федеральном университете также является Военно -патриотический клуб СФУ «Патриот Сибири». Это общественная организация, работа которой направлена, в основном, на проведение мероприятий по гражданско-патриотическому и военно-спортивному воспитанию.

В реализации досуговой деятельности в вузе особое место занимает Штаб студенческих отрядов СФУ. Его можно охарактеризовать как форму организации студентов, желающих в свободное время попробовать себя в качестве тружеников отраслей народного хозяйства. Работа в студенческих отрядах совмещает возможность для обучающихся профессионально реализовать себя и выполнить общественно полезную задачу. Деятельность Штаба также сопряжена с волонтерством: участники отрядов активно задействуются в претворении в жизнь добровольческих проектов и мероприятий, помогают с восстановлением объектов культурного наследия и т.д.

Штаб студенческих отрядов СФУ состоит из нескольких видов отрядов:

- строительные;

- сервисные;

- педагогические;

- профильные;

- круглогодичные.

К выполнению общественной функции досуговой деятельности причастны средства массовой информации Сибирского федерального университета. К примеру, газета «Новая университетская жизнь» пишется целиком студентами - внештатными корреспондентами. Большая часть ее материалов посвящена событиям и проблемам жизни обучающихся СФУ. Также в вузе регулярно выходят газета «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог» и журнал «Ермак 3.0.». Оба издания направлены на обсуждение актуальных проблем общества с участием экспертов (ученых, общественных деятелей, политиков и др.).

Представителем средств массовой информации является Университетское телевидение и-ТВ (ТВ СФУ). Его основная задача -информирование студентов, сотрудников и гостей вуза о различных событиях, мероприятиях и акциях.

Особое место в средствах массовой информации Сибирского федерального университета принадлежит учебно-производственной лаборатории «Телевидение СФУ». Ее главная функция - практическое обучение студентов телевизионным профессиям (журналист, оператор, режиссер и др.). Обучающиеся участвуют в создании еженедельных университетских программ (Новости СФУ) при поддержке профессионалов из нескольких телевизионных студий города Красноярска.

Причастность к выполнению общественной функции досуговой деятельности демонстрирует Первичная профсоюзная организация студентов Сибирского федерального университета (ППОС СФУ). К основным ее задачам относятся защита и представительство прав студенческой молодежи, помощь обучающимся в решении конфликтных ситуаций, особых материальных и социальных вопросов. При этом ППОС СФУ является эффективным местом для самореализации, развития лидерских навыков, творческого потенциала, налаживания связей и формирования опыта для будущей профессиональной деятельности.

Развивающая функция досуговой деятельности неразрывно связана с личностным ростом человека, с появлением у него новых знаний, умений и навыков. Исходя из этого, можно сделать вывод, что она выполняется всеми вышеупомянутыми организациями, клубами и штабами, так как их работа во многом направлена на совершенствование различных качеств человека. Однако отдельно стоит упомянуть несколько организаций университета, осуществляющих особую образовательную деятельность с целью развития обучающихся.

Примером такой организации могут служить языковые центры Сибирского федерального университета [3]. Их подразделениями являются:

- языковой центр при Институте филологии и языковой коммуникации

СФУ (английский язык, суахили);

- подготовительное отделение для иностранных обучающихся Института филологии и языковой коммуникации СФУ (русский язык);

- центр испанского языка;

- центр китайского языка и культуры;

- научно-образовательный центр Кореи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- центр немецкого языка;

- центр французского языка;

- японский центр.

Работа вышеупомянутых структурных подразделений условно делится на популяризацию культуры той страны, что они представляют (досуговая направленность), и на организацию курсов обучения языкам (профессиональная направленность).

К развивающей функции досуговой деятельности можно отнести работу Музея Сибирского федерального университета. Он является структурным подразделением Управления учета и хранения документации СФУ. Одним из главных направлений деятельности музея является сбор и обработка информации об истории вузов, вошедших в состав университета в 2006 году. Подразделениями музея СФУ являются:

- сектор археологии и этнографии;

- сектор геологии;

- сектор истории;

- сектор комплектования и хранения фондов музея.

Научное кафе Сибирского федерального университета также задействовано в воплощении развивающей функции досуговой деятельности в жизнь. Оно регулярно проводит бесплатные научно -популярные лекции с участием ведущих красноярских ученых, в ходе которых можно обменяться мнениями об открытиях российских и зарубежных ученых.

Отдельно хотелось бы упомянуть про Отдел молодежных проектов Сибирского федерального университета. Данное структурное подразделение частично способствует реализации досуговой деятельности студентов. Оно призвано сопровождать их инициативы, приводить в исполнение молодежную политику университета.

Особая роль отведена Союзу молодежи Сибирского федерального университета, работа которого отчасти заключена в оказании помощи студентам по ориентации в среде вуза. Реализация досуговой деятельности обучающихся находит отражение в таких задачах Союза, как проведение фестивалей национальных культур и чемпионатов по национальным видам спорта, содействие осуществлению общественно значимых молодежных инициатив и проектов. Также Союз молодежи СФУ включает в себя следующие направления:

- кураторство (оказание помощи в адаптации к университетской жизни студентам-первокурсникам);

- экологическое направление (экологическое просвещение, проведение акций на данную тему);

- отдел образования и науки (студенческий мониторинг качества образования);

- социально-медицинское направление (обучение студентов навыкам первой медицинской помощи);

- отдел межнациональных коммуникаций (проведение фестивалей национальных культур и видов спорта).

В 2016 году на базе каждого института Сибирского федерального университета были созданы молодежные центры. На данный момент они являются своеобразными структурными звеньями студенчества, позволяющими обучающимся выбрать ту деятельность, которая их интересует в большей степени.

Также следует сказать, что Сибирский федеральный университет стимулирует участие студентов в досуговых объединениях. Для этого предусмотрена выплата государственной академической стипендии в повышенном размере. Помимо отличной учебы и научных исследований, ее можно получить за общественную, культурно-творческую и спортивную деятельность, что имеет прямое отношение к реализации досуговых потребностей студенческой молодежи.

Стоит отметить, что существующие в Сибирском федеральном университете досуговые организации объединяет акцент на реализации творческого, культурного, спортивного, социального потенциалов студенческой молодежи. Активная вовлеченность обучающихся в вышеупомянутые структуры способствует их личностному и профессиональному росту.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сфера досуговой деятельности в СФУ отличается разнообразием и насыщенностью. Для студентов создано большое количество объединений, клубов и организаций, которые позволяют реализовать потребности и желания в различных сферах. Однако стоит отметить то, что ориентированность на будущую профессиональную деятельность присутствует в малом количестве досуговых объединений. Из этого следует, что досуговая сфера Сибирского федерального университета имеет потребность в создании студенческих организаций, способных обеспечить обучающимся возможность применения досуговой деятельности в будущей профессиональной жизни.

Использованные источники:

1. Бекузарова Н.В., Смоленцева А.В. Культурно-досуговая деятельность и ее организация студентами СФУ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 50-59.

2. Волонтерский центр СФУ [Электронный ресурс]: основное // Сибирский федеральный университет. URL: http ://structure. sfu-kras.ru/vc (дата обращения: 29.11.2018).

3. Курсы по иностранным языкам в СФУ [Электронный ресурс] // Сибирский федеральный университет: [сайт]. URL: http://edu.sfu-kras.ru/languages (дата обращения: 29.11.2018).

4. Совет по воспитательной работе [Электронный ресурс] // Сибирский федеральный университет: [сайт]. URL: http ://structure. sfu-kras.ru/educational-council (дата обращения: 30.11.2018).

5. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие. // Москва: Издательство МГУКИ, 2003. 296 с.

УДК 159.942.32

Белоброва А. П. студент

2 курс факультет «Лечебное дело» СГМУ им. В.И. Разумовского Россия, г. Саратов Научный руководитель: Кузнецова М.Н.

доцент

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СМЕХА КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ

Аннотация: Статья посвящена философии смеха и его медицинскому значению в жизни человека. Смеяться способен каждый, но не каждый знает, почему так важно смеяться и насколько большое значение играет смех в нашей жизни.

Ключевые слова: смех, гелотология, врач-клоун, смехотерапия, хасья-

йога.

Belobrova A.P. student,

2 course, faculty of Medicine Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Russia, Saratov Scientific adviser: Kuznetsova M.N. AESTHETIC VALUE OF LAUGHTER AS A FACTOR OF HEALTH Annotation: The article is devoted to the philosophy of laughter and its medical significance in human life. Everyone is able to laugh, but not everyone knows why it is so important to laugh and how much importance laughter plays in our lives.

Keywords: laughter, gelotology, clown doctor, laughter therapy, hasya-

yoga.

Человек - это единственное биологическое существо, способное смеяться. Уже Аристотель считал, что именно смех отличает человека от животного[8]. Каждый из нас бывал голодным как волк, ласковым, как кошка, злым, как собака, но только мы, через широкую улыбку и смех, можем так искренне демонстрировать всему миру наше хорошее настроение и любовь к жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.