Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ'

АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РФ / АНАЛИЗ БЮДЖЕТА / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирпиченко А.Е., Маркович А.В., Ромадина Е.В.

Региональный бюджет является одним из ключевых методов регулирования экономики на уровне субъектов Российской Федерации. Анализ его доходной части позволяет скорректировать источники формирования доходов и направления расходования денежных средств. В связи с высокими показателями промышленной отрасли Алтайского края его бюджетная система нуждается в оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кирпиченко А.Е., Маркович А.В., Ромадина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INCOME OF A REGIONAL BUDGET ON THE EXAMPLE OF THE BUDGET OF THE ALTAI TERRITORY

The regional budget is one of the key methods of regulating the economy at the level of the constituent entities of the Russian Federation. Analysis of its revenue part allows to adjust the sources of income generation and the direction of spending money. In connection with the high indices of the industrial sector of the Altai Territory, its budget system needs to be optimized.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

УДК 336.145

Кирпиченко А.Е. студент 3 курса

факультет Корпоративной экономики и предпринимательства

Маркович А.В. студент 3 курса

факультет Корпоративной экономики и предпринимательства

Ромадина Е.В. студент 3 курса

факультет Корпоративной экономики и предпринимательства

Новосибирский государственный университет экономики и управления Россия, г. Новосибирск АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ Аннотация: Региональный бюджет является одним из ключевых методов регулирования экономики на уровне субъектов Российской Федерации. Анализ его доходной части позволяет скорректировать источники формирования доходов и направления расходования денежных средств. В связи с высокими показателями промышленной отрасли Алтайского края его бюджетная система нуждается в оптимизации.

Ключевые слова: региональный бюджет, бюджет субъекта РФ, анализ бюджета, доходы бюджета, расходы бюджета.

Kirpichenko A.E. a student

at the 3rd year of the faculty of Corporate Economics and

Entrepreneurship

Novosibirsk state university of economics and management

Russian Federation, Novosibirsk Markovich A. V. a student

at the 3rd year of the faculty of Corporate Economics and

Entrepreneurship

Novosibirsk state university of economics and management

Russian Federation, Novosibirsk Romadina E. V. a student

at the 3rd year of the faculty of Corporate Economics and

Entrepreneurship

Novosibirsk state university of economics and management

Russian Federation, Novosibirsk ANALYSIS OF THE INCOME OF A REGIONAL BUDGET ON THE EXAMPLE OF THE BUDGET OF THE ALTAI TERRITORY

Abstract: The regional budget is one of the key methods of regulating the economy at the level of the constituent entities of the Russian Federation. Analysis of its revenue part allows to adjust the sources of income generation and the direction of spending money. In connection with the high indices of the industrial sector of the Altai Territory, its budget system needs to be optimized.

Keywords: regional budget, budget of the subject of the Russian Federation, budget analysis, budget revenues, budget expenditures.

Региональные бюджеты играют значительную роль в структуре бюджетной системы РФ. Они предназначены для финансового обеспечения задач, делегированных государственным органам управления субъекта Российской Федерации. Это связано в первую очередь с тенденцией разделения функций регулирования центральных и региональных уровней государственной власти. В связи с этим, роль бюджетов субъектов РФ усиливается, а сфера их использования расширяется 164.

Бюджеты субъектов РФ являются второй ступенью в структуре бюджетов бюджетной системы РФ. С одной стороны, они имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам.

В структуре валового регионального продукта Алтайского края существенно преобладают промышленность, сельское хозяйство, торговля. Данные виды деятельности формируют 53,6% общего объема ВРП165. Современная структура промышленного комплекса края характеризуется высокой долей обрабатывающих производств (свыше 80% в объеме отгруженных товаров) 166, ведущими из них являются производство пищевых продуктов, производство машиностроительной продукции (вагоностроение, котлостроение, дизелестроение, электрооборудование), производство кокса, а также химическое производство, фармацевтическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий. Алтайский край является крупнейшим производителем экологически чистого продовольствия в России: он занимает 1-е место в стране по объемам производства муки и жирных сыров, 2-е место - по производству крупы (по выработке гречневой крупы - 1 место) и маслу сливочному, 3-е

164 Уксуменко А.А. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / А.А. Уксуменко, Н.Н. Симоненко. - Владивосток: ВГУЭС, 2015. - 195 с.

165 Характеристика Алтайского края [Электронный ресурс] // Сайт министерства экономического развития Алтайского края URL: http://www.econom22.ru/economy/AltaiRegionCharacteristic/ (дата обращения 09.01.2018)

166 Характеристика Алтайского края [Электронный ресурс] // Сайт министерства экономического развития Алтайского края URL: http://www.econom22.ru/economy/AltaiRegionCharacteristic/ (дата обращения 09.01.2018)

место - по производству макаронных изделий 167.

Бюджетная система Алтайского края состоит из бюджетов следующих уровней:

1) краевой бюджет и бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края;

2) местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты городских округов и бюджеты муниципальных районов;

б) бюджеты городских и сельских поселений.

Консолидированный бюджет Алтайского края по состоянию на 01 января 2016 года включает 720 бюджетов, из них 69 бюджетов городских округов и бюджетов муниципальных районов, 651 бюджетов городских и сельских поселений, бюджет края168. Каждый из бюджетов районов включает в себя свои самостоятельные районные, поселковые и сельские бюджеты.

Количественную оценку состояния бюджета можно узнать, рассчитав показатели динамики, структуры доходов бюджета, а также показатели, характеризующие устойчивость и самостоятельность бюджета.

Для начала проведем анализ структуры и динамики доходов. В соответствии с официальной информацией доходы бюджета Алтайского края имеют следующую структуру.

Таблица 1. Основные показатели доходов бюджета Алтайского края за 2014-2016 гг., млн рублей169_

Показатели 2014 2015 2016

Доходы, всего 78824 80073 83045

Безвозмездные поступления 39715 38772 32980

Собственные доходы 39109 41301 50065

Расчет структуры доходов отражен в таблице 2.

Таблица 2. Структура доходов бюджета Алтайского края за 2014-2016 гг., %_

Показатели 2014 2015 2016

Безвозмездные поступления 50,4 48,4 39,7

Собственные доходы 49,6 51,6 60,3

На основе выполненного расчета можно сделать вывод о том, что в период с 2014 по 2016 гг. безвозмездные поступления уменьшились на 10,7%, и, соответственно, собственные доходы увеличились на аналогичную величину. Это означает, что краевой бюджет Алтайского края становится менее зависимым от федерального бюджета.

Далее рассчитаем динамику доходов за анализируемый период.

167 Характеристика Алтайского края [Электронный ресурс] // Сайт министерства экономического развития Алтайского края URL: http://www.econom22.ru/economy/AltaiRegionCharacteristic/ (дата обращения 09.01.2018)

168 Закон «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» от 3 сентября 2007 года N 75-ЗС

169 Закон Алтайского края от 01.07.2015 г. №65-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2014 год», Закон Алтайского края от 20.06.2016 г. №51-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2015 год», Закон Алтайского края от 13.06.2017 г. №45-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2016 год»

Динамика доходов является важным показателем, характеризующим, во сколько раз увеличился тот или иной источник доходов бюджета.

Таблица 3. Динамика доходов бюджета Алтайского края в период с

2014 по 2016 гг.

Темпы роста, %

Год Доходы, всего Безвозмездные поступления Собственные доходы

2014 110,2 110,4 110,1

2015 101,6 97,6 105,6

2016 103,7 85,1 121,2

Отметим, что совокупные доходы бюджета Алтайского края в анализируемые период увеличились в абсолютном выражении на 4,221 млн рублей (на 5,4%). Собственные доходы бюджета, состоящие из налоговых и неналоговых поступлений, в краевом бюджете за рассматриваемый период увеличились на 28%. Основными источниками собственных доходов краевого бюджета являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и налог на имущество организаций. Стоит рассмотреть структуру собственных доходов бюджета и проанализировать, за счет каких поступлений они увеличились.

Таблица 4. Структура собственных доходов бюджета Алтайского края в период с 2014 по 2016 гг. 170, %_

Источники собственных доходов 2014 2015 2016

Налог на доходы физических лиц 37 34 30

Налог на прибыль организаций 23 20 26

Акцизы 19 25 26

Налог на имущество организаций 10 10 9

Прочие налоговые и неналоговые доходы 11 11 9

На основании данных, представленных в таблице 4, можно сделать вывод, что рост собственных доходов в период с 2014 по 2016 гг. обеспечен за счет увеличения поступлений от налога на прибыль организаций, акцизов. В то же время уменьшаются поступления от налога на доходы физических лиц, налог на имущество организаций. Большинство регионов не случайно использует регулирующие возможности налога на прибыль организаций. Другие налоги имеют существенно меньший вес в совокупных налоговых поступлениях бюджета Алтайского края.

Для анализа бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты, а именно коэффициенты бюджетной автономии (независимости), бюджетной зависимости, устойчивости, бюджетного покрытия и коэффициент, характеризующий уровень дефицита.

Таблица 5. Основные данные о бюджете Алтайского края для расчета показателей устойчивости и самостоятельности бюджета в период с 2014 по

170 Закон Алтайского края от 01.07.2015 г. №65-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2014 год», Закон Алтайского края от 20.06.2016 г. №51-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2015 год», Закон Алтайского края от 13.06.2017 г. №45-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2016 год»

2016 гг. 171

Показатели 2014 2015 2016

Доходы бюджета 78824 80073 83045

Расходы бюджета 79140 82390 77865

Безвозмездные перечисления 39715 38772 32980

Размер дефицита (316) (2317) 5180

Таблица 6. Расчет показателей устойчивости и самостоятельности бюджета Алтайского края с 2014 по 2016 гг.____

Показатель 2014 2015 2016

Коэффициент автономии 49,6 51,6 60,3

Коэффициент зависимости 50,4 48,4 39,7

Коэффициент устойчивости 101,5 93,9 65,9

Коэффициент дефицита (профицита) (0,8) (5,6) 10,3

Коэффициент бюджетного покрытия 99,6 97,2 106,7

В результате расчетов приходим к выводу о том, что краевой бюджет Алтайского края с 2014 по 2016 гг. становится более независимым (коэффициент автономии увеличился на 10,7%). Коэффициент устойчивости бюджета уменьшился в анализируемый период на 35,6%. Тенденция к снижению финансовой устойчивости может привести к ухудшению прочности финансовой основы деятельности субъекта власти. В 2016 году профицит бюджета Алтайского края составил 5,180 млн рублей. В течение ряда лет бюджет края был дефицитным (годом ранее дефицит составлял 2,317 млн рублей). Однако были сделаны первые шаги по его регулированию - созданию бюджетного профицита. Коэффициент бюджетного покрытия показывает, что минимальные расходы полностью покрываются доходами бюджета. Каждая тысяча рублей минимальных расходов в 2016 году покрывается 1,07 тыс. рублей доходов.

Таким образом, проведенные расчеты показывают, что в период с 2014-2016 г.г. состояние бюджета Алтайского края оценивается как нормальное устойчивое. Зависимость бюджета Алтайского края от федерального центра ежегодно снижается, доходы бюджета за анализируемый период увеличились, на 5,4%, расходы уменьшились на 1,6%, положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами привели к профициту бюджета.

Проведенный анализ формирования доходной базы местных бюджетов выявил проблему снижения налоговых поступлений по отдельным налогам.

Для решения обозначенной проблемы необходимо провести следующие мероприятия. Например, оптимизировать действующие налоги, увеличить нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в бюджеты субъектов РФ на долговременной основе. Реализация данных мероприятия позволит обеспечить большую самостоятельность бюджетов субъектов.

171 Закон Алтайского края от 01.07.2015 г. №65-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2014 год», Закон Алтайского края от 20.06.2016 г. №51-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2015 год», Закон Алтайского края от 13.06.2017 г. №45-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2016 год»

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ.

2. Закон «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» от 3 сентября 2007 года N 75-ЗС.

3. Закон Алтайского края от 01.07.2015 г. №65-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2014 год», Закон Алтайского края от 20.06.2016 г. №51-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2015 год», Закон Алтайского края от 13.06.2017 г. №45-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2016 год».

4. Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Г.И. Золотарева, Н.И. Смородинова. - М.: Кнорус, 2014. - 232 с.

5. Иванов В.В. Муниципальное управление: справочное пособие. — М.: Инфра-М, 2006. - 718 с.

6. Уксуменко А.А. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / А.А. Уксуменко, Н.Н. Симоненко. - Владивосток: ВГУЭС, 2015. -195 с.

7. Характеристика Алтайского края [Электронный ресурс] // Сайт министерства экономического развития Алтайского края URL: http://www.econom22.ru/economy/AltaiRegionCharacteristic/ (дата обращения 09.01.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.