Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИСКРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ ПЯТИВОПРОСНОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ГАРОЛЬДА ЛАССУЭЛЛА'

АНАЛИЗ ДИСКРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ ПЯТИВОПРОСНОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ГАРОЛЬДА ЛАССУЭЛЛА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКРЕДИТАЦИЯ / ИМИДЖ ПОЛИЦИИ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Регина Юрьевна

В статье представлен анализ дискредитации органов внутренних дел Российской Федерации в медиапространстве, как коммуникативного процесса, в связи с чем применена коммуникационная модель Гарольда Лассуэлла. Представленный анализ возможно использовать в деятельности подразделений информации и общественных связей МВД России, в процессе противодействия данному негативному социальному явлению на этапе реагирования. Предложенная схема позволит выстроить тактику взаимодействия с инициатором дискредитации, выявить его скрытые мотивы; своевременно среагировать, использовав наиболее эффективный канал для достижения максимального воздействия на аудиторию; определить целевую группу, на которую необходимо направить технологии реагирования; спрогнозировать коммуникационное воздействие на аудиторию, масштабы распространенной негативной информации и репутационные потери. В результате анализа также выделены основные эффекты дискредитации органов внутренних дел в медиапространстве и ряд наиболее распространенных: феноменов присущих данному явлению: самодискредитация объекта, дискредитация от имени объекта, подмена объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DISCREDITING OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MEDIA SPACE USING THE IMPROVED FIVE-QUESTION COMMUNICATION MODEL OF HAROLD LASSWELL

The article presents an analysis of the discrediting of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the media space as a communicative process, in connection with which the communication model of Harold Lasswell is applied. We consider it possible to use the presented analysis in the activities of the information and public relations departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in the process of countering this negative social phenomenon at the response stage. The proposed scheme will allow building tactics of interaction with the initiator of discrediting, revealing his hidden motives; respond in a timely and effective manner, using the most effective channel to achieve the maximum effect on the audience; determine the target group to which response technologies should be directed; predict the communication impact on the audience, the extent of widespread negative information and reputational losses.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИСКРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ ПЯТИВОПРОСНОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ГАРОЛЬДА ЛАССУЭЛЛА»

Научная статья УДК 159.9; ББК 88.501

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-24-29 NIION: 2018-0077-2/22-128 MOSURED: 77/27-024-2022-02-327

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

Анализ дискредитации органов внутренних дел Российской

Федерации в медиапространстве с применением усовершенствованной пятивопросной коммуникационной

модели Гарольда Лассуэлла

Регина Юрьевна Иванова

Академия управления МВД России, Москва, Россия, iregina80@icloud.com

Аннотация. В статье представлен анализ дискредитации органов внутренних дел Российской Федерации в медиапространстве, как коммуникативного процесса, в связи с чем применена коммуникационная модель Гарольда Лассуэлла. Представленный анализ возможно использовать в деятельности подразделений информации и общественных связей МВД России, в процессе противодействия данному негативному социальному явлению на этапе реагирования. Предложенная схема позволит выстроить тактику взаимодействия с инициатором дискредитации, выявить его скрытые мотивы; своевременно среагировать, использовав наиболее эффективный канал для достижения максимального воздействия на аудиторию; определить целевую группу, на которую необходимо направить технологии реагирования; спрогнозировать коммуникационное воздействие на аудиторию, масштабы распространенной негативной информации и репутационные потери. В результате анализа также выделены основные эффекты дискредитации органов внутренних дел в медиапространстве и ряд наиболее распространенных: феноменов присущих данному явлению: самодискредитация объекта, дискредитация от имени объекта, подмена объекта.

Ключевые слова: дискредитация; имидж полиции; медиапространство; средства массовой коммуникации

Для цитирования: Иванова Р. Ю. Анализ дискредитации органов внутренних дел Российской Федерации в медиапространстве с применением усовершенствованной пятивопросной коммуникационной модели Гарольда Лассуэлла // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 24-29. https://doi. org/10.24412/2658-63 8Х-2022-2-24-29.

Original article

Analysis of the discrediting of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the media space using the improved five-question communication model of Harold Lasswell

Regina Yu. Ivanova

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, iregina80@icloud.com

Abstract. The article presents an analysis of the discrediting of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the media space as a communicative process, in connection with which the communication model of Harold Lasswell is applied. We consider it possible to use the presented analysis in the activities of the information and public relations departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in the process of countering this negative social phenomenon at the response stage. The proposed scheme will allow building tactics of interaction with the initiator of discrediting, revealing his hidden motives; respond in a timely and effective manner, using the most effective channel to achieve the maximum effect on the audience; determine the target group to which response technologies should be directed; predict the communication impact on the audience, the extent of widespread negative information and reputational losses. © Иванова Р. Ю., 2022

Keywords: discredit; the image of the police; media space; mass media

For citation: Ivanova R. Yu. Analysis of the discrediting of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the media space using the improved five-question communication model of Harold Lasswell // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(2):24-29. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-24-29.

Введение. В современном мире дискредитация органов внутренних дел Российской Федерации все чаще происходит в медиапространстве с использованием средств массовой коммуникации. Однако данное явление недостаточно изучено в социальной психологии,несмотря на то, что именно данная наука занимается исследованиями в области массовых коммуникаций, рекламы, массовидных явлений, конфликтологии, коммуникативной стороны общения, и других процессов, которые имеют информационную природу, что напрямую относится и к такому явлению как дискредитация в медиапространстве. Учитывая, что данное понятие «приходит» в социально-психологическую науку в первую очередь из таких отраслей знаний как экономика, юриспруденция, политология, журналистика, лингвистика, считаем целесообразным исследовать данное социально-психологическое явление междисциплинарно.

Основными каналами, используемыми при дискредитации в медиапространстве, являются средства массовой коммуникации, главные функции которых, по мнению Д. В. Ольшанского, это «формирование массовой психологии, регуляция психодинамики общества, интеграция массовых настроений, распространение психоформирующей информации» [6].

Вопрос о влияниисредств массовой коммуникации на личность до сих пор остается дискуссионным. По мнению Г. С. Мельника: «Сторонники позитивного отношения к деятельности этого социального института отмечают его исключительную роль в способе познания мира, в обеспечении динамики и статики общества, в поддержании социального взаимодействия. Противники считают их мощной раз-

рушительной силой, подвергающей человеческую личность насилию, средством фальсификации, манипуляции сознанием, принуждения и побуждения к агрессивным действиям» [3].

Для эффективного информационно-психологического воздействия субъектамраспространяю-щим дискредитирующую информацию, необходимо не только обеспечить аудиторию данной информацией, но и создать определенный эмоционально-психологический фон, сформировать определенные установки, ориентации и ценности у аудитории. Для этого ими используются и совершенствуются не только технические средства, но и психологические технологии, базирующиеся на определенных механизмах суггестивного воздействия на психику людей, которые не являются принципиально новыми, но совершенствуются и модернизируются в своем содержательном компоненте. По мнению Т. И. Тихомировой: «Современный коммуникатор не просто имеет удобные системы связи с многочисленной аудиторией -онтранслирует качественно иные сообщения, вызывающие не просто суггестию оцепенения, слепого подчинения и некритического подражания» [7].

Материалы и методы. Простейшая модель любой коммуникации представлена в истории еще Аристотелем в виде триады: источник - сообщение-получатель. В современных исследованиях процессов коммуникации, а особенно массовых коммуникаций, используется пятиступенчатая модель Гарольда Лас-суэлла, выдвинутая ими в 1948 году, но которая является актуальной и в эпоху так называемых «новых медиа».

Данная модель представлена в виде цепочки элементов (рис. 1).

Рис. 1. Модель коммуникации Г. Лассуэлла

В 1967 году данная модель была дополнена Лассуэллом такими элементами как:с какими намерениями-в какой ситуации-употребляя какую стратегию. Именно усовершенствованной схемой коммуникации мы и воспользуемся при исследовании такого коммуникативного процесса, как дис-

кредитация органов внутренних дел Российской Федерации в медиапространстве. Это позволит рассмотреть данное явление не только с внешней стороны, но и поможет разобрать его внутреннюю психологическую структуру, основные элементы и динамику (табл. 1).

Результаты и обсуждение. В ходе исследования нами применена усовершенствованная пятиво-просная коммуникационная модель Гарольда Лас-суэлла в связи с тем, что именно она представляет собой одну из ведущих парадигм теоретического осмысления коммуникации в современной политологии, социологии и психологии и «именно Г. Лас-суэлл был одним из первых политологов, который настаивал на введении психологии в политический анализ» [2].

Содержание каждого из элементов данной модели задается целью, которая преследуется в коммуникативном воздействии, и каждая из них обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия. Используя элементы данной модели нами, при анализе современного медиапространства, определены основные коммуникативные признаки дискредитации органов внутренних дел Российской Федерации, которые представлены в виде следующегоанализа.

Таблица2

Анализ дискредитации органов внутренних дел Российской Федерации в медиапространстве с применением усовершенствованной пятивопросной коммуникационной модели Гарольда Лассуэлла

Элементы Анализ

1. Кто - граждане Российской Федерации и иностранные граждане - различные группы, объединенные по узкопрофильным признакам (правозащитники, эксперты, автоэксперты, аналитики, адвокаты, и т. п.) - журналисты, режиссеры, радиоведущие, телеведущие,блогеры, - сотрудники и бывшие сотрудники ОВД России, их родственники - отдельные лица, преступившие закон - организованные преступные формирования - потерпевшие от деятельности сотрудников ОВД, либо их родственников

2. Что говорит - информация о неправомерных действиях (бездействиях) сотрудников ОВД в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности - информация о преступлениях и правонарушениях, совершенных сотрудниками ОВД России - негативные оценки общей деятельности МВД России - информация о поступках сотрудников ОВД России, связанных с частной жизнью, нарушающих моральные принципы и этические нормы - ироничные публикации о служебной деятельности органов внутренних дел

3. По какому каналу - ТВ: фильмы, сериалы, ТВ шоу, ТВ новости, интервью - Печать: журнальные, газетные публикации,произведения художественной, публицистической, научной литературы - Радио: радио-шоу, публичные лекции, интервью - Интернет: новостные Интернет-публикации, посты на публичных интернет-форумах, блогах, в аккаунтах социальных сетей,видеосюжеты на платформах виде-охостингов, смс сообщения в телефонных мессенджерах, видео-пародии, мемы, вайны и т. д.

4. Кому - гражданское общество - сотрудники органов внутренних дел - мировое сообщество

Таблица 1

Объяснение элементов усовершенствованной коммуникационной модели Г. Лассуэлла

Элементы Значение Анализ

1. Кто Коммуникатор, источник или отправитель Производится анализ коммуникатора

2. Что говорит Содержание Производится анализ содержания

3. По какому каналу Способ передачи Анализ средств передачи

4. Кому Аудитория Анализ того, кто получает информацию

5. С каким эффектом Реакция на полученное сообщение Анализ эффектов коммуникационного воздействия

6. С какими намерениями Интенции коммуникатора Анализ целей коммуникатора

7. В какой ситуации Обстоятельства, послужившие отправлению сообщения Анализ обстоятельств, событий, обстановки в момент отправления информации

8. Употребляя какую стратегию Способы достижения намерений Анализ стратегии, используемой коммуникатором

5. С каким эффектом - подрыв авторитета органов внутренних дел Российской Федерации - подрыв доверия к органам внутренних дел Российской Федерации - ухудшение имиджа МВД России - дестабилизация работы МВД России - нарушение психического здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, членов их семей

6. С какими намерениями - воспрепятствование законной деятельности сотрудников органов внутренних дел (противодействие привлечению к уголовной, административной ответственности) - личная месть к сотруднику ОВД, связанная с его служебной деятельностью (сведение счетов), - личная месть к сотруднику ОВД, связанная с его частной жизнью (сведение счетов), - удовлетворение психологических потребностей (одобрение каких-либо действий, получение внимания, самопиар) - повышение рейтинга в медиапространстве - извлечение материальной выгоды - дискредитация в целом действующей власти Российской Федерации

7. В какой ситуации - неблагоприятная внутренняя политическая обстановка в Российской Федерации - неблагоприятная внешняя политическая обстановка в мире - реформирование МВД России - совершение преступлений и правонарушений, имеющих широкий общественный резонанс

8. Употребляя какую стратегию - распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию органов внутренних дел Российской Федерации

В данном исследовании остановимся подробнее на пятой ступени модели, так как именно она является основой концепции эффективного процесса коммуникации, внедренной Лассуеллом, ведь эффекты и являются результатами, которые добиваются инициаторы дискредитации.

Согласимся с Д. В. Новиковым и А. В. Иваньковым в том, что «эффекты проявляются как возникновение новых знаний, настроений, либо коррекция, дополнение уже имеющихся или происходит переоценка, опровержение, вытеснение осознанного состояния как ложного. Основными целями коммуникаторов являются возможность влияния на общественные процессы, формирование общественного мнения, соответствующих взглядов на социальную действительность, на оценку возникающих в обществе проблем и способов их решения, информирование, социализацию молодежи, мобилизация аудитории на определенные действия, участие в социальном саморегулировании» [5].

Таким образом, возможно выделить основные эффекты дискредитации органов внутренних дел в медиапространстве:

- подрыв авторитета и доверия к органам внутренних дел Российской Федерации, как реакция на распространенную информацию, в виде изменения установок, знаний, поведения в отношении российской полиции;

- ухудшение имиджа МВД России, как результат влияния данной информации на нормы, ценности, образцы поведения аудитории;

- дестабилизация работы МВД России, как трансформация поведения сотрудников органов внутренних дел в рамках своей служебной деятельности, изменение их ценностей, норм, образцов поведения и т. п.;

- нарушение психического здоровья сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, как индивидуальная реакция, например проявление страха, беспомощности, обиды и т. п.

Кроме этого, в ходе исследования основных элементов данного коммуникативного процесса, необходимо обратить внимание и на отдельные феномены, выявленные в ходе анализа элементов «Кто», «Что говорит», «Кому», «С какими наме-рениями».Считаем возможным выделить три наиболее распространенных: самодискредитация объекта, дискредитация от имени объекта, подмена объекта.

Самодискредитация объекта. При анализе этих элементов коммуникативного процесса нами обнаружены такие источники (отправители) информации как сами сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации(действующие или бывшие), причем содержание информации, передаваемой данными субъектами коммуникации, составляли в основном следующие сведения:

- о неправомерных действиях (бездействиях) сотрудников ОВД в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности

- о преступлениях и правонарушениях, совершенных сотрудниками ОВД РФ

- негативные оценки общей деятельности МВД России

- информация о поступках сотрудников ОВД РФ, связанных с личной жизнью, нарушающих моральные принципы и этические нормы.

Проанализировав в совокупности эти элементы нами установлено, что хотя целью и мотивом распространения информации такого характера данными субъектами не являлись основные намерения, выделенные нами в ходе общего анализа (табл. 2), а зачастую такая информация распространялась лишь в виде жалоб и высказывания недовольства на действия вышестоящего руководства, но несмотря на это, эффектами распространения данной информации стали именно:

- подрыв авторитета органов внутренних дел Российской Федерации;

- подрыв доверия к органам внутренних дел Российской Федерации;

- ухудшение имиджа МВД России;

- дестабилизация работы МВД России;

- нарушение психического здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, членов их семей.

Данные эффекты усилены тем, что информация распространена самими сотрудниками полиции, которые этим дискредитируют и самих себя, являясь составляющими элементами общего имиджа российской полиции.

Дискредитация от имени объекта. По мнению Н. И. Мироновой, «в случае дискредитации противника от «его» имени инициатор/организатор дискредитации выступает от имени мишени дискредитации» [4]. При дискредитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации инициатор, маскируясь под объект дискредитации (в рассматриваемых случаях - подсотрудников полиции), приписывает им авторство высказываний, совершение каких-либо действий или бездействий, тем самым представляя не реальную, а сконструированную действительность. Особенно ярко данный вид дискредитации используется с помощью фейков, пранков и пародий на сотрудников полиции, с использованием форменного обмундирования.

Подмена объекта. В данном случае происходит подмена объекта дискредитации получателем сообщения. Зачастую дискредитация направлена на одну мишень, а аудитория, в виду своей неосведомленности в тонкостях структуры силовых ведомств, вос-

принимает информацию о сотрудниках иных силовых ведомствах (например Следственного комитета Российской Федерации (аналогия со следователями ОВД), УФСИН России (аналогия с оперативными сотрудниками ОВД), Россгвардия (аналогия с сотрудниками ППС и спецподразделений МВД России) и т. п.) как о сотрудниках органах внутренних дел Российской Федерации, в связи с чем происходит подмена объекта дискредитации и эффект от нее перенаправляется непроизвольно с одного объекта на другой [1].

Заключение. Таким образом, считаем возможным использование представленного нами анализа дискредитации органов внутренних дел Российской Федерации в медиапространстве в деятельности подразделений информации и общественных связей МВД России, в процессе реагирования на данное негативное социальное явление. Анализ коммуникатора позволит выстроить тактику взаимодействия с инициатором; анализ содержания позволит выявить его скрытые мотивы; анализ каналов передачи информации поможет своевременно и эффективно среагировать и использовать наиболее эффективный канал для достижения максимального эффекта на аудиторию; анализ аудитории поможет определить целевую группу, на которую необходимо направить технологии реагирования; анализ эффектов поможет спрогнозировать коммуникационное воздействие на аудиторию и масштабы распространенной информации.

Кроме этого, именно на первоначальном этапе необходимо незамедлительно проанализировать вышедшую в медиапространстве информацию и неотложно отреагировать на нее, использовав при этом подходящие психотехнологии. А какие именно психотехнологии следует использовать подразделениям информации и общественных связей МВД России, возможно решить проанализировав информацию по предложенной нами схеме, с учетом прогнозируемых эффектов и феноменов.

Библиографический список

1. Вахнина В. В., Мальцева Т. В., Афанасьев А. А., Новиков Д. Н., Рогожников И. А., Коромыслов Д. А. Юридико-психологический анализ особенностей взаимодействия с гражданами сотрудников органов внутренних дел в условиях провокационного поведения // Прикладная психология и педагогика. 2022. №. 1. С. 1-15.

2. Гнатюк О. Л. Из истории американской комму-никологии и коммуникативистики: Гарольд Лассуэлл (1902-1978) / Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 11-20.

3. Мельник Г. С. MASS MEDIA: психологические процессы и эффекты. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1996. С. 58-71.

4. Миронова Н. И. Дискредитация оппонента от «его» имени в политическом дискурсе // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2021. № 2. С. 1-15.

5. Новиков Д. В., Иваньков А. В. Психология массовых коммуникаций : учебное пособие. Комсомольск-на-Амуре : ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. 76 с.

6. Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб. : Питер, 2002. 368 с.

7. Тихомирова Е. И. Теория коммуникации и новые медиа // Знак: проблемное поле медиаобразо-вания. 2017. № 3 (25). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/teoriya-kommunikatsii-i-novye-media (дата обращения: 17.01.2022).

Bibliographic list

1. Vakhnina V. V., Maltseva T. V., Afanasyev A. A., Novikov D. N., Rogozhnikov I. A., Koromyslov D. A. conditions of provocative behavior // Applied Psychology and Pedagogy. 2022. No. 1. рр. 1-15.

2. Gnatyuk O. L. From the history of American communication and communication science: Harold Lasswell (1902-1978) / Collection of scientific papers «Actual problems of communication theory». SPb. : Publishing house of SPbGPU, 2004. pp. 11-20.

3. Melnik G. S. MASS MEDIA: psychological processes and effects. St. Petersburg : Publishing House of St. Petersburg State University, 1996. pp. 58-71.

4. Mironova N. I. Discrediting an Opponent on «His» Name in Political Discourse // World of linguistics and communication: electronic scientific journal. 2021. No. 2. pp. 1-15.

5. Novikov D. V., Ivankov A. V. Psychology of mass communications: textbook. allowance. Komsomolsk-on-Amur : FGBOU VPO «KnAGTU», 2013. 76 p.

6. Olshansky D. V. Psychology of the masses. St. Petersburg : Peter, 2002. 368 p.

7. Tikhomirova E. I. Theory of communication and new media // Sign: problematic field of media education. 2017. No. 3 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ teoriya-kommunikatsii-i-novye-media (date of access: 01/17/2022).

Информация об авторе

Р. Ю. Иванова - адъюнкт 2 курса Академии управления МВД России, кафедра психологии, педагогики и организации работы с кадрами.

Information about the author

R. Yu. Ivanova - 2nd year Associate of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel.

Статья поступила в редакцию 21.04.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 21.04.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.