Научная статья на тему 'ДИСКРЕДИТАЦИЯ КАК ФОРМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ДИСКРЕДИТАЦИЯ КАК ФОРМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОБСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ДИСКРЕДИТАЦИЯ / ЗАЩИТА ЧЕСТИ / ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ / РЕПУТАЦИОННЫЙ ВРЕД / ИНТЕРНЕТ-МОНИТОРИНГ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дьяченко Наталья Николаевна

Введение. На основе проведенного авторского исследования рассматривается проблема дискредитации сотрудников органов внутренних дел. До настоящего времени данная проблема в теории оперативно-розыскной деятельности получила отражение лишь в аспектах противодействия организованной преступности, отдельные вопросы защиты личного состава органов внутренних дел от дискредитации также рассматривались в аспекте защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел. В настоящем исследовании впервые ставится проблема дискредитации сотрудников органов внутренних дел как одной из современных форм противодействия преступной среды деятельности полиции. Целью исследования ставился комплексный анализ современного состояния противодействия дискредитации сотрудников органов внутренних дел, а также рассмотрение роли оперативно-розыскной деятельности в борьбе с ней. Для достижения поставленной цели проанализированы субъекты дискредитации, оценена степень ее негативного влияния на отношения общества к российской полиции. Методология исследования предусматривала исследование документов, в том числе статистических данных в их совокупности, и анкетный опрос. Вывод. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что частные методы и подходы при создании концептуальных основ противодействия современной преступности не всегда обеспечивают достижение поставленных целей. Эффективная защита органов внутренних дел как немаловажной части правоохранительной системы от дискредитации не может быть осуществлена только применением мер гражданско- и уголовно-правовой защиты. В настоящее время требуется разработка общетеоретической концепции противодействия дискредитации сотрудников органов внутренних дел, которая может быть создана только на основе системного подхода, охватывающего всю сферу противодействия преступлениям. Опыт работы в сфере противодействия дискредитации указывает на необходимость вовлечения в систему противодействия дискредитации сотрудников органов внутренних дел сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCREDITING AS A FORM OF COUNTERACTION TO THE CRIMINAL ENVIRONMENT OF THE ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR THE DETECTION AND DISCLOSURE OF CRIMES

Introduction. The article considers the problem of discrediting employees of the internal affairs bodies on the basis of the author's research. Until now, the problem in the theory of the ORD has been reflected only in the aspects of countering organized crime, certain issues of protecting the personnel of the internal affairs bodies from discrediting have also been considered in the aspect of protecting the honor, dignity and business reputation of the police officers. In this study, for the first time, the problem of discrediting police officers as one of the modern forms of countering the criminal environment of police activity is raised. The purpose of the study was a comprehensive analysis of the current state of countering discrediting of police officers, as well as considering the role of operational-search activities in the fight against it. To achieve this goal, the subjects of discrediting were analyzed, and the degree of its negative impact on the public's relations with the Russian police was assessed. The methodology of the study included the study of documents, including statistical data in their totality, and a questionnaire survey. Conclusion. The analysis made it possible to conclude that private methods and approaches in creating a conceptual framework for countering modern crime do not always ensure the achievement of the goals set. Effective protection of internal affairs bodies as an important part of the law enforcement system from discrediting cannot be carried out only by the use of civil and criminal legal protection measures. Currently, it is necessary to develop a general theoretical concept of countering the discrediting of police officers, which can only be created on the basis of a systematic approach that covers the entire sphere of countering crimes. Experience in the field of countering discredit indicates the need to involve the forces, means and methods of operational and investigative activities in the system of countering discredit of the police Department employees.

Текст научной работы на тему «ДИСКРЕДИТАЦИЯ КАК ФОРМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

УДК 343 Н. Н. Дьяченко

ВНИИ МВД России

Дискредитация как форма противодействия криминальной среды деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по выявлению и раскрытию преступлений

АННОТАЦИЯ. Введение. На основе проведенного авторского исследования рассматривается проблема дискредитации сотрудников органов внутренних дел. До настоящего времени данная проблема в теории оперативно-розыскной деятельности получила отражение лишь в аспектах противодействия организованной преступности, отдельные вопросы защиты личного состава органов внутренних дел от дискредитации также рассматривались в аспекте защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел. В настоящем исследовании впервые ставится проблема дискредитации сотрудников органов внутренних дел как одной из современных форм противодействия преступной среды деятельности полиции.

Целью исследования ставился комплексный анализ современного состояния противодействия дискредитации сотрудников органов внутренних дел, а также рассмотрение роли оперативно-розыскной деятельности в борьбе с ней. Для достижения поставленной цели проанализированы субъекты дискредитации, оценена степень ее негативного влияния на отношения общества к российской полиции. Методология исследования предусматривала исследование документов, в том числе статистических данных в их совокупности, и анкетный опрос.

Вывод. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что частные методы и подходы при создании концептуальных основ противодействия современной преступности не всегда обеспечивают достижение поставленных целей. Эффективная защита органов внутренних дел как немаловажной части правоохранительной системы от дискредитации не может быть осуществлена только применением мер гражданско- и уголовно-правовой защиты. В настоящее время требуется разработка общетеоретической концепции противодействия дискредитации сотрудников органов внутренних дел, которая может быть создана только на основе системного подхода, охватывающего всю сферу противодействия преступлениям. Опыт работы в сфере противодействия дискредитации указывает на необходимость вовлечения в систему противодействия дискредитации сотрудников органов внутренних дел сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: собственная безопасность, органы внутренних дел, дискредитация, защита чести, достоинства и деловой репутации, репутационный вред, интернет-мониторинг, средства массовой информации.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Дьяченко Н. Н. Дискредитация как форма противодействия криминальной среды деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по выявлению и раскрытию преступлений // Научный портал МВД России. 2021. № 4 (56). С. 63-68.

N. N. Dyachenko

NRI of the Ministry of Interior of the Russian

Discrediting as a form of counteraction to the criminal environment of the activities of the Department of Internal Affairs of Russia for the detection and disclosure of crimes

ABSTRACT. Introduction. The article considers the problem of discrediting employees of the internal affairs bodies on the basis of the author's research. Until now, the problem in the theory of the ORD has been reflected only in the aspects of countering organized crime, certain issues of protecting the personnel of the internal affairs bodies from discrediting have also been considered in the aspect of protecting the honor, dignity and business reputation of the police officers. In this study, for the first time, the problem of discrediting police officers as one of the modern forms of countering the criminal environment of police activity is raised.

The purpose of the study was a comprehensive analysis of the current state of countering discrediting of police officers, as well as considering the role of operational-search activities in the fight against it. To achieve this goal, the subjects of discrediting were analyzed, and the degree of its negative impact on the public's relations with the Russian police was assessed. The methodology of the study included the study of documents, including statistical data in their totality, and a questionnaire survey.

Conclusion. The analysis made it possible to conclude that private methods and approaches in creating a conceptual

framework for countering modern crime do not always ensure the achievement of the goals set. Effective protection of internal affairs bodies as an important part of the law enforcement system from discrediting cannot be carried out only by the use of civil and criminal legal protection measures. Currently, it is necessary to develop a general theoretical concept of countering the discrediting of police officers, which can only be created on the basis of a systematic approach that covers the entire sphere of countering crimes. Experience in the field of countering discredit indicates the need to involve the forces, means and methods of operational and investigative activities in the system of countering discredit of the police Department employees.

KEYWORDS: personal security, internal affairs bodies, discrediting, protection of honor, dignity and business reputation, reputational damage, Internet monitoring, mass media.

FOR CITATION: Dyachenko N. N. Discrediting as a form of counteraction to the criminal environment of the activities of the Department of Internal Affairs of Russia for the detection and disclosure of crimes // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2021. № 3 (55). P. 63-68 (in Russ.).

Борьба с преступностью предопределяет умышленное мощное противодействие процессу раскрытия и расследования преступлений со стороны криминалитета. Такое противодействие может быть широко направленным либо индивидуальным, осуществляться с привлечением коррумпированных связей, иных представителей преступной среды либо исключительно силами самого противодействующего субъекта, представлять собой разовое воздействие или длительную ситуацию противоборства и прочее. Меры противодействия описаны в трудах ученых и широко известны практикам: это и сокрытие следов преступной деятельности, и ее маскировка, и коррупционное воздействие на сотрудников правоохранительных органов, и воздействие на потерпевших и свидетелей вплоть до их устранения. Как и любые другие явления, криминальное противодействие активно развивается, на службу ему привлекаются современные достижения науки и техники, специалисты самых различных сфер, разрабатывающие все новые способы и формы.

Глобализация общественных отношений, возникновение новых сфер жизнедеятельности общества, к которым в первую очередь следует отнести развитие высоких технологий и перенесение множества социальных процессов в сетевую среду, позволили преступности расширить возможности неправомерного воздействия за счет сбора, фальсификации и распространения информации в целях манипулирования общественным сознанием и соблюдения собственных интересов.

Как показывает обобщение правоохранительной практики, одной из современных форм криминального противодействия является дискредитация сотрудников полиции, пришедшая в сферу правоохранительной деятельности из экономической и политической сфер, где она на протяжении ряда лет зарекомендовала себя безопасным и действенным способом устранения противоборствующими сторонами своих конку-

рентов. При кажущейся малозначительности в сравнении с иными криминальными деяниями факты посягательств на доброе имя сотрудников несут в себе огромный разрушительный потенциал, поскольку их итогом является полное нивелирование положительных результатов деятельности как отдельных сотрудников, так и всего полицейского ведомства в целом и даже придание им отрицательного значения в глазах общества. Для граждан полицейский превратился в оборотня в погонах, состоящего на службе у преступников, выбивающего показания любой ценой и гонящегося за наживой1.

Формированию негативного отношения граждан к полиции немало способствует отсутствие у них специальных юридических познаний, поверхностное представление о нормах закона, целях и задачах полиции, что влечет подмену объективной оценки эмоциональным отношением, умело направляемым в негативное русло

1 На это указывает анализ публикаций, где давно уже стали нарицательными эпитеты: «наглый сотрудник ДПС» (28 октября 2011 г. на сайте «Одноклассники» Рощуп-кин С. В. разместил видеоролик под названием «Наглый сотрудник ДПС г. Орел», в котором зафиксировано исполнение служебных обязанностей инспектором Ч. одного из подразделений ГИБДД УМВД области. Материал удален по решению суда после иска УМВД России по Орловской области), «шайка полицаев», «чмо в форме полицейского» (URL: https://mladovesti.livejournal.com/493754.html (дата обращения : 14.04.2016), в настоящий момент страница удалена по решению суда), «треклятый мент», «богомерзкий полицай» (решение Новооскольского районного суда Белгородской области 15 марта 2013 г.), «клоуны в погонах» (URL: https:// mladovesti.livejournal.com/493754.html), «Ломброзо рулит» (апелляционное определение по материалам решения Симоновского районного суда г. Москвы от 6 декабря 2012 г. по делу № 2-8222/12), «обезьянье-бесовское отродье», «козел», «палач» (URL: https://slonus2012.livejournal.com/ (в настоящее время просмотр контента запрещен; решение Ленинского районного суда от 25 сентября 2014 г.)), «оборотень в погонах», «пыточный отдел полиции» («Криминальное гнездо в

Бузулукской полиции?» «Бузулукские новости» от 16-31 августа 2012 г., Пыточный отдел полиции Бузулукский URL: http:// buzuluk.bezformata.ru/listnews/buzulukskoe-gestapo/9564301/ https://gg-hohia.livejournal.com/303686.html); «полицейское ОПГ» (решение Минераловодского городского суда Ставропольского края Российской Федерации от 28 января 2019 г.; URL: https://vk.com/wall-23486475_1861804).

журналистами, специалистами в сфере пиара, блогерами, правозащитниками и коррумпированными должностными лицами.

Криминалитет не стесняется в выборе средств и методов реализации дискредитирующих материалов, которые часто сопровождаются особым цинизмом. Нередко преступники и их соучастники действуют открыто и нагло, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Следует иметь в виду, что выбор жертв для нападок не случаен. Согласно материалам проведенного авторского исследования2 наиболее подвержены дискредитации сотрудники тех служб и подразделений, деятельность которых напрямую связана с выявлением и расследованием преступных деяний и тем самым представляет для преступников максимальную угрозу:

экономической безопасности и противодействия коррупции - 37,6 %;

уголовного розыска - 32,0 %; следствия и дознания - 15,8 %; собственной безопасности - 14,6 %; противодействия экстремизму - 4,7 %. В зависимости от занимаемой должности потерпевшими от дискредитации в 19,2 % случаев выступают руководители (начальники) всех уровней, поскольку они, во-первых, уполномочены принимать «неудобные» преступникам решения, а, во-вторых, обладают наивысшей степенью публичности в системе МВД России, что делает их идеальной мишенью для нападок.

Негативный информационный фон вокруг деятельности органов внутренних дел (далее - ОВД) создается не только посредством опубликования порочащей информации, но и путем использования уже вышедших резонансных материалов. Любая громкая публикация в СМИ или сети Интернет о деятельности в сфере обеспечения собственной безопасности ОВД неоднократно перепечатывается, дополняется удобными преступникам сравнениями, отсылками на ранее опубликованные материалы о правонарушениях сотрудников полиции, различного рода измышлениями, усиливающими негативную составляющую и нивелирующими проделанную работу по очищению собственных рядов от коррупционеров. Интерес к дискуссии поддерживается раз-

личного рода комментариями о якобы имевших место нарушениях полицейских, а также голословными, не соответствующими истине утверждениями, рассчитанными не на рациональное, а на эмоциональное их восприятие гражданами и позволяющими выплеснуть недовольство действиями власти. Это дает возможность использовать «прозрачность» полицейского ведомства преступниками в собственных целях [2].

Так, 3 августа 2015 г. гр. Ширмановым была осуществлена видеосъемка с последующим размещением в сети Интернет деятельности сотрудников ГИБДД УМВД России по г. Пензе. Во время видеосъемки гражданин активно вмешивался в служебную деятельность сотрудников полиции, препятствовал выполнению ими должностных обязанностей по составлению административного материала, за что был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Решением суда по гражданскому делу от 18.02.2016 г. № 2-203(1)/2016 видеоролик гр. Ширманова, распространенный в сети Интернет, был признан не содержащим сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сотрудника.

Вместе с тем на протяжении восьми месяцев с момента публикации только на одном из интернет-ресурсов указанный ролик собрал больше сотни комментариев порочащего характера: «стадо дебилов, вместо того чтобы ловить нарушителей, пьяных водителей и угонщиков, они устроили цирк, когда вас сук лысых и тупых уберут с должностей, из 20-ти полицейских один грамотный и порядочный, все остальное куча экскрементов ослячих», «СТАДА БАРАНОВ НИ ОДНОГО ЮРИДИЧЕСКИ ПОДКОВАННОГО ПОЛИЦАЯ, ВСЕ ЗНАНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫЕ»; «Клоуны в погонах», «чмо в форме полицейского» и прочее3.

Материалы авторского исследования показывают, что чаще всего (в 61,1 % изученных нами фактов4) противодействие криминальной среды посредством дискредитации осуществляется в целях сокрытия преступлений экономической и коррупционной направленности.

В течение последних десяти лет число пре-

2 Здесь и далее (за исключением отдельно оговоренных случаев) результаты опроса руководителей и оперативного состава подразделений собственной безопасности, уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России, ГУУР, ГУЭБиПК МВД России, проведенного автором в 20172019 гг. в 17 регионах Российской Федерации. Всего опрошено 350 респондентов.

3 См.: URL : http://www.moscatalogue.ru/videos/ wwveKdDnfSk-video.html (дата обращения : 14.04.2019). Авторская орфография и пунктуация сохранены. В настоящий момент страница удалена.

4 В ходе проведенного исследования был осуществен анализ 675 уголовных дел, материалов предварительной оперативной проверки и дел оперативного учета по преступлениям, связанным с дискредитацией сотрудников и расследованным в 2017-2019 гг. на территории субъектов Российской Федерации.

ступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами, стабильно снижается: так, если в 2010 г. было выявлено 276,4 тыс. таких деяний, то в 2019 г. их число составило 104,9 тыс. Резкое снижение наблюдалось с 2010 по 2014 г., и лишь начиная с 2015 г. при сохранении отрицательной динамики темпы его замедлились. В результате на протяжении последних пяти лет стабильно выявляется немногим больше 100 тыс. таких деяний, что в 2,6 раза меньше данного показателя десятилетней давности. Общее снижение регистрируемых деяний экономической направленности за последние 10 лет на 62,0 % сопровождается снижением их удельного веса в общей структуре преступности на 5,3 %, при этом деяния становятся более тяжкими (доля таковых составила +12,4 %), а также совершаются в крупном или особо крупном размере или причиняют все больший ущерб (+10,3 %), что позволяет говорить о повышении степени общественной опасности выявляемых преступлений экономической направленности. Данная тенденция напрямую производна от деятельности ОВД, на долю которых приходится наибольший процент выявления указанных деяний (от 95,6 % в 2010 г. до 84,6 % в 2019 г.)5.

На фоне снижения активности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в выявлении преступлений кратно (в три раза за последние 10 лет) возрастает количество обращений граждан и организаций. Только за январь-декабрь 2018 г. ОВД зарегистрировано более 30 млн (30 547 566) заявлений и сообщений, из которых 10 млн (10 304 062) рассмотрены в уголовно-процессуальном порядке.

Это позволяет сделать вывод о том, что подразделения экономической безопасности последовательно переориентируются на работу с обращениями граждан. Подобное положение дел представляется логичным результатом активной кампании по дискредитации оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) и особенно самых эффективных оперативно-розыскных мероприятий со стороны преступной среды. Согласно данным анкетирования, проведенного ФГКУ «ВНИИ МВД России»6, боль-

5 Для просчета соотношения использованы сведения статистического сборника ГИАЦ МВД России «Состояние преступности в России» за 2010-2019 гг.; статистические данные о количестве зарегистрированных преступлений за тот же период (форма 045).

6 В анкетировании, которое проводилось с мая по июль

2019 г., приняли участие 170 сотрудников подразделений ЭБиПК из числа руководящего и оперативного состава семи субъектов Российской Федерации (МВД по республикам

шинство сотрудников подразделений ЭБиПК основной проблемой, негативно влияющей на осуществление деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности, называют нежелание граждан оказывать сотрудничество, так ответили 47,1 % опрошенных.

Остальные проблемы, влияющие на деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности, сотрудники проранжировали следующим образом:

недостаточность финансирования (о приоритетном значении данной проблемы заявили 19,3 % опрошенных);

наличие большого числа контролирующих субъектов (15 %);

наличие криминального противодействия (4,3 %);

некомпетентное руководство (4,3 %); пересечение компетенции нескольких органов, порождающее конкуренцию (4,3 %), и прочее7.

Чувствуя свою уязвимость, сотрудники отказываются в борьбе с преступностью использовать силы, средства и методы ОРД, предпочитая негласной работе работу с документами, которые, как правило, получают путем направления официальных запросов, т. е. ОРД превращают в ревизионную работу. Это влечет общее снижение результативности ОРД, которая сегодня во многих подразделениях ОВД сведена к оперативному сопровождению уже выявленных и расследуемых преступлений [3].

Создаваемый негативный информационный фон вокруг деятельности ОВД ведет к неизбежному усложнению деятельности личного состава. По мнению опрошенных сотрудников ОВД, дискредитация препятствует осуществлению их функций, порождая целый ряд негативных по-

Башкортостан и Дагестан, ГУ (У) МВД России по Омской, Саратовской, Новосибирской областям, по Ставропольскому краю, по г. Москве).

7 Среди иных проблем сотрудниками были обозначены: отсутствие возможности оперативного получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, отсутствие оперативного доступа к сведениям об имуществе юридических и физических лиц, недостаточность в подразделении точек оперативного доступа к сети Интернет, отсутствие взаимодействия с сотовыми операторами, кредитными учреждениями, налоговыми органами в части обеспечения необходимыми электронными базами данных; наличие конкуренции между правоохранительными органами, высокая степень бюрократизма и высокий документооборот, проблема дискредитации системы МВД России, низкий уровень профессионализма следователей.

следствий, связанных со сложностями взаимодействия с гражданами [1].

Как отметили опрошенные сотрудники ОВД, им особенно чувствительно то, что такая деятельность криминалитета поддерживается, а чаще реализуется коррупционерами из числа вышестоящих руководителей, в том числе работающих в ОВД, а также иных органах власти и управления. Заметная часть респондентов отмечают, что среди дискредитирующих сотрудников ОВД лиц много представителей средств массовой информации, которые, пользуясь своим служебным положением, массово тиражируют порочащую информацию и иные измышления через популярные издания, в том числе в сети Интернет, чем причиняют страдания не только сотруднику, но и членам его семьи. При этом большинство респондентов (82,3 %) с сожалением отмечают, что, несмотря на все принимаемые меры, в системе ОВД институт защиты доброго имени сотрудника развит недостаточно, а руководители часто занимают позицию обвинения либо невмешательства, ссылаясь на законодательное требование о самостоятельной защите гражданином нарушенных неимущественных прав.

Современным вектором защиты доброго имени сотрудников в системе МВД России выступают преимущественно гражданско-правовые отношения и защита от уголовно наказуемой клеветы, которая является делом частного обвинения, при этом вся помощь сотруднику носит консультационный характер. Ученые и практики разделяют позицию МВД, опираясь на положения ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»8, где говорится только о борьбе с преступностью и допускается применение сил, средств и методов ОРД исключительно в рамках решения перечисленных в ней задач, а следовательно, о невозможности ее применения для защиты сотрудников от посягательств на их честь и достоинство.

Вместе с тем криминальная дискредитация при всем кажущемся сходстве давно вышла за рамки данных посягательств и на сегодняшний день представляет собой самостоятельную форму противодействия деятельности органов правопорядка, получившую масштабное распространение, обладающую высокой эффективностью и порождающую далеко идущие общественно опасные последствия9.

8 См.: Об оперативно-розыскной деятельности : Федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

9 Анализируемая проблема в теории ОРД получила отражение лишь в аспектах противодействия организованной

Результатом недооценки негативного потенциала дискредитации является то, что существующие механизмы реагирования на нее не дают должного результата. Отсутствие законодательного признания дискредитации одной из форм криминального противодействия деятельности по отправлению правосудия и соответственно отсутствие уголовной ответственности за нее сужают возможности правоохранительной системы по защите своих сотрудников. Решением этой проблемы видится дополнение ст. 128.1 УК РФ (Клевета) ч. 6 следующего содержания: «Клевета в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов в связи с осуществлением ими свой служебной деятельности, а также по мотивам мести за такую деятельность, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении злоупотребления должностными полномочиями, превышения должностных полномочий, взяточничества, иного коррупционного преступления, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет».

Также требуется полностью поменять подход к криминальной дискредитации сотрудников ОВД, начиная с отграничения ее от схожих деяний, под которые она маскируется (имеются в виду посягательства на честь и достоинство сотрудника, не имеющие цели воспрепятствовать осуществлению им его законной деятельности), и заканчивая защитой, которая должна осуществляться не гражданско-правовыми мерами либо путем бесед с лицами, уже опубликовавшими негативную информацию, а более жестко с привлечением всех ресурсов ОВД вплоть до применения сил, средств и методов ОРД.

Для этого необходимо принять за постулат то, что при всем своем сходстве с посягательствами на честь и достоинство сотрудника дискредитация преследует совсем иные цели. Если при посягательстве на честь и достоинство субъект преследует цель оговорить гражданина, то

преступности в трудах А. И. Алексеева, В. М. Атмажитова, Ю. С. Блинова, И. И. Басецкого, В. Г. Боброва, Б. Е. Богданова, Э. А. Васильева, И. А. Климова, В. П. Кувалдина, В. И. Попова, И. В. Тишутиной и др. Отдельные вопросы защиты личного состава органов внутренних дел от дискредитации рассматривались в аспекте защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников ОВД А. В. Воробьевым, А. В. Шрамченко, Н. А. Цоем, В. П. Сальниковым, П. В. Над-тачаевым, А. Г. Авдейко и др. Анализу преступлений против чести и достоинства в науке уголовного права уделяли внимание Н. М. Абдиров, А. А. Ярямов, А. В. Борчашвили, А. А. Власов, Ю. В. Ганджа, Г. Ф. Поленов и др. Вопросам защиты чести, достоинства и деловой репутации посвящены труды Б. Т. Безлепкина, Е. А. Суханова, О. С. Иоффе, О. А. Кра-савчикова, М. И. Грибанова и многих других цивилистов.

при дискредитации основной целью является воспрепятствование деятельности по осуществлению правосудия, а оговор выступает лишь удобным способом реализации указанной цели.

Подобный подход расширяет возможно-

сти защиты сотрудников посредством вовлечения в механизм защиты от дискредитации сил и средств ОРД и представляется максимально перспективным для проведения научных исследований.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дьяченко Н. Н. Влияние дискредитации на профессиональную мотивацию сотрудников органов внутренних дел к борьбе с преступностью // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 126-129.

2. Дьяченко Н. Н. Об использовании фактов коррупции в ОВД в целях дискредитации личного состава // Актуальные проблемы противодействия коррупции : сб. материалов межведомственного круглого стола (г. Москва, 28 мая 2015 г.). - М. : ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2016. С. 52-60.

3. Приветственное слово начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России генерал-майора полиции Д. Ю. Миронова // Проблемные вопросы организации и проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий : материалы межведомственной науч.-практ. конференции с участием представителей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСИН России, ФСКН России, научно-образовательных учреждений МВД России и ФСИН России, территориальных органов МВД России (г. Москва, 29 октября 2015 г.) / под ред. д-ра юрид. наук, доц. Э. А. Васильева. - М. : ГУЭБиПК МВД России, 2015.

REFERENCES

1. D'yachenko N. N. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii (Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2016, No. 1, pp. 126-129.

2. D'yachenko N. N. Аktual'nye problemy protivodejst-viya korruptsii: sb. materialov mezhvedomstvennogo kruglogo stola (g. Moskva, 28 maya 2015 g.) (Actual problems of combating corruption: collection of materials of the interdepartmental round table (Moscow, May 28, 2015)), Moscow: NRI of the Ministry of Interior of the Russian, 2016, pp. 52-60.

3. Problemnye voprosy organizatsii i provedeniya otdel'nykh operativno-rozysknykh meropriyatij : materialy mezhvedomstvennoj nauch.-prakt. konferentsii s uchastiem predstavitelej Konstitutsionnogo Suda Rossijskoj Federatsii, Verkhovnogo Suda Rossijskoj Federatsii, General'noj proku-ratury Rossijskoj Federatsii, Sledstvennogo komiteta Rossi-jskoj Federatsii, MVD Rossii, FSB Rossii, FTS Rossii, FSIN Rossii, FSKN Rossii, nauchno-obrazovatel'nykh uchrezhdenij MVD Rossii i FSIN Rossii, territorial'nykh organov MVD Rossii (g. Moskva, 29 oktyabrya 2015 g.) / pod red. d-ra yurid. nauk,

dots. Eh. А. Vasil'eva (Problematic issues of organizing and conducting certain operational-search activities: materials of an interdepartmental scientific and practical conference with the participation of representatives of the Constitutional Court of the Russian Federation, the Supreme Court of the Russian Federation, the General Prosecutor's Office of the Russian Federation, the Investigative Committee of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Federal Security Service of Russia, the Federal Customs Service of Russia, the Federal Penitentiary Service Russia, the Federal Drug Control Service of Russia, scientific and educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service of Russia, territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Moscow, October 29, 2015) / ed. Dr. jurid. Sciences, Assoc. E. A. Vasilieva), Moscow: GUEBiPK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015.

Рукопись поступила в редакцию 29.03.2021, принята к публикации 06.08.2021.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Наталья Николаевна Дьяченко, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию проблем оперативно-розыскного обеспечения противодействия преступлениям экономической направленности в сферах национального хозяйства научно-исследовательского центра по исследованию проблем противодействия преступности в сфере экономики федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25,стр. 1)

E-mail: [email protected] Тел.: 8 (495) 214-23-59

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Natalia N. Dyachenko, Candidate of Juridical Sciences, Leading Researcher of the Department for Research of Problems of Operational and Investigative Support of Counteracting Economic Crimes in the Spheres of the National Economy of the Research Center for Researching the Problems of Counteracting Crime in the Sphere of the Economy of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation) E-mail: [email protected] Те!.: 8 (495) 214-23-49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.