НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ДЬЯЧЕНКО,
кандидат юридических наук, оперуполномоченный по особо важным делам Управления стратегического развития в сфере обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции ГУСБ МВД России
ХОТИМ ЛИ МЫ ЖИТЬ В ЭРУ КРИМИНАЛА? ЕЩЕ РАЗ О ПРОБЛЕМЕ ДИСКРЕДИТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД
На основе анализа криминальной ситуации в Российской Федерации за последние несколько лет обсуждается дискредитация органов внутренних дел и их сотрудников как способ деструктивного воздействия преступников на правоохранительную деятельность государства. Характеризуется осуществляемое Министерством внутренних дел Российской Федерации противодействие рассматриваемому негативному социально-правовому явлению. Для его преодоления ставится вопрос о вовлечении в сферу противодействия сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.
Ключевые слова: органы внутренних дел, дискредитация, противодействие, состояние преступности, криминалитет, защита чести, достоинства и деловой репутации.
N.N. Dyachenko, PhD (Law), Operative Officer for Special Affairs Russia MI Agency of Strategic Development in the Sphere of Internal Security and Counteracting Corruption; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 667-65-75.
Do we really want to live in the era of crime? Once more about the problem of discrediting officers of the Ministry of the Interior units.
Based on the analysis of the RF criminal situation for the last several years, the problem of discrediting of the Ministry of the Interior units and their officers, as a means of criminals' destructive influence on the national law enforcement, is discussed. The counteraction of this negative social and legal phenomenon by the RF Ministry of the Interior is characterized. To cope it, the question of drawing police operative search forces, means and techniques into the sphere of counteracting, is posed.
Key words: Ministry of the Interior units, discredit, counteracting, crime state, criminality, protection of honour, dignity and professional reputation.
Анализ криминальной ситуации в России за последнее десятилетие показывает, что качественные характеристики преступности, повышающие степень ее общественной опасности, неуклонно растут. Исследователи и респонденты из числа сотрудников правоохранительных органов едины во мнении, что преступность в последние годы стала более организованной, устойчивой, профессиональной, активно противодействующей правоохранительной системе, особенно на этапе выявления криминальных деяний и их расследований. Преступность приобретает все более отчетливый экономический характер, она активно вовлекает в свою орбиту представителей различных слоев населения.
За последние шесть лет (с 2007 по 2013 гг.) доля преступлений, по которым следствие обязательно, увеличилась на 5,4%; стабильно высоким остается удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в структуре зарегистрированной преступности - 26,8% в 2007 г и 24,4% - в 2013 г, в том числе существенно возросла доля тяжких и
особо тяжких преступлений в общем числе выявленных преступлений экономической направленности, где разница между 2007 и 2013 г достигает 15,7%. Негативными последствиями преступлений является значительный материальный ущерб, причиняемый государству и гражданам. В частности, материальный ущерб, причиненный преступлениями экономической направленности, только по оконченным уголовным делам в 2013 г. составил 229,86 млрд руб., что на 6 млрд. руб. больше аналогичного показателя 2007 г.
Одновременно в Российской Федерации на протяжении последних лет сохраняется устойчивая тенденция сокращения числа зарегистрированных преступлений. В 2006 г. было зарегистрирован исторический максимум - 3,855 тыс., после чего их количество начало снижаться, и к 2013 г. составило 2,206 тыс., что более чем на 1 млн меньше, чем в 2006 г. и по значению наиболее близко к показателю 1991 г. (2,168 тыс.). Соответственно стабильно сокращается число возбужденных уголовных дел - если в 2007 г. ре-
шение о возбуждении уголовного дела принималось почти по каждому седьмому сообщению, то в 2013 г. - такое решение принимается по каждому шестнадцатому сообщению1.
Между тем в оценке состояния преступности недостаточно опираться только на данные статистики. Тем более при общем снижении количества регистрируемых преступлений на фоне приведенных выше качественных их характеристик в разы увеличилось количество:
обращений граждан в правоохранительные органы в связи с нарушением конституционных прав - 28 млн 387 тыс. (аналогичный показатель 2006 г меньше в 2,5 раза и составляет 10 461 647);
актов прокурорского реагирования, направленных в адрес руководителей органов внутренних дел, на нарушения законности. По данным прокуратуры, ежегодно в нашей стране ими выявляются порядка 140 тыс. укрытых преступлений;
решений надзирающего органа об отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (2 500 000) и постановлений о приостановлении и прекращении расследования (400 тыс.) и др.2 Анализ состояния раскрываемости преступлений также свидетельствует о снижении активности правоохранительной системы в раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений. При общем снижении за последние 7 лет числа зарегистрированных преступлений в более чем на 1 млн, раскрываемость остается стабильно низкой (55%). Причем более осмысленный анализ показывает, что указанный процент раскрываемости «удерживается» за счет раскрытия малозначительных преступлений, а снижение количества регистрируемых преступлений в большей степени объясняется ростом ее латентного состояния. Поэтому справедливы слова председателя Конституционного Суда Российской Федерации о том, что относительно благополучные тенденции статистики последних лет по борьбе с преступностью не отражают реальности и находятся в прямой зависимости от ее выявления и регистрации3.
Поиск причин снижения правоохранительной деятельности в борьбе с преступностью во многом объясняется повышенной активностью организованной преступности, которая, проникнув в экономику и политику, пытается укрепиться там, усилить занятые позиции и распространять влияние все дальше и дальше вплоть до международной арены. В борьбе за контроль над прибыльными секторами экономики преступная сфера берет под свой контроль легальные сферы жизнедеятельности общества и общественную жизнь, внедряется в них и вовлекает в свои сети государственный аппарат, проникает в структуры власти
и управления. Отмечается сращивание отдельных элементов исполнительной, законодательной и судебной власти с криминальными структурами.
Процесс слияния криминала и власти не мог не затронуть правоохранительной деятельности как сферы, представляющей для организованной преступности наибольшую опасность. Дело в том, что с целью облегчения безнаказанного извлечения незаконных доходов за счет интересов граждан и общества криминалитет активно использует несовершенство и несогласованность политики государства в отношении правоохранительных органов и их сотрудников.
Традиционно барьером между обществом и криминалом выступают органы внутренних дел, которые являются самым многочисленным субъектом в сфере правоохраны, наделенным широчайшим спектром функций по обеспечению законности. Это обусловливает выбор криминалитетом ОВД в качестве мишени своего деструктивного воздействия создание и углубление существующих противоречий на всех уровнях взаимоотношений ОВД - с обществом, государством, а также и внутри самой системы правоохранительных органов.
Оценка уровня профессионализма сотрудников ОВД, и особенно оперативных подразделений, наглядно демонстрирует заметное снижение их активности в правоохранительной деятельности. Экспертный опрос руководящего состава ОВД показал, что результаты оперативно-служебной деятельности их подчиненных взаимообусловлены организацией работы с личным составом. По состоянию на 1 января 2014 г. некомплект личного состава в ОВД страны составил 50,6 тыс. единиц4. В аспекте сложившейся за последние несколько лет тенденции превышения количества сотрудников, уволенных из ОВД, над количеством вновь принятых на службу, данная цифра заставляет задуматься.
Детальное изучение причин увольнения сотрудников ОВД России свидетельствует, что во многом они связаны с их дискредитацией со стороны криминалитета через коррумпированных представителей правоохранительных органов, журналистов, публичных людей, а также размещения разного рода измышлений на популярных сайтах сети Интернет, в средствах массовой информации или путем публичного обращения в надзирающие и контролирующие органы.
Чрезмерная загруженность подразделений, вовлеченных в орбиту защиты сотрудников от дискредитации, постоянный «кадровый голод», проявляющийся в нехватке квалифицированных специалистов, недостаточность финансирова-
ния ОВД, влечет их безынициативность, способствует формальному подходу и перекладыванию обязанности защиты на любых иных субъектов, а в конечном счете - на самого дискредитируемого сотрудника, который таким образом остается один на один с активно противодействующим ему, сплоченным и имеющим финансовые ресурсы криминалом.
Попытки совершенствования механизма защиты личного состава от дискредитации нередко наталкиваются на равнодушие, а в худшем - на серьезные административные барьеры, порожденные несогласованностью как внутри системы ОВД, так и между субъектами правоохраны в целом, которые в условиях искусственно созданной конкуренции забывают о единстве стоящих перед ними целей и задач.
Криминалитет, напротив, освоив эффективность дискредитации как весьма плодотворной и относительно безнаказанной формы противодействия законной деятельности сотрудников ОВД России, активно ее применяет. Более того, исследователи правильно подмечают, что знание криминалитетом основ организации и тактики деятельности оперативных подразделений ОВД, а также существующих внутри правоохранительной системы проблем давно используется как форма противодействия целям и задачам уголовного судопроизводства.
Дискредитация в настоящее время приобрела массовый характер и повсеместную распространенность, а формирование отрицательного общественного мнения об ОВД России привело к осложнению условий деятельности личного состава, что исключает возможности полноценного исполнения ими своих служебных обязанностей.
По данным ГИАЦ МВД России, только в 2013 г. было зафиксировано около 21 000 преступлений в отношении сотрудников ОВД (+2,8% к аналогичному периоду предшествующего года), в том числе:
9694 (+1,2%) фактов оскорбления (ст. 319 УК РФ);
7203 (+11,4 %) фактов применения насилия (ст. 318 УК РФ);
118 (-5,5%) случаев умышленного причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. 111, 112 УК РФ);
238 посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа (-20,1%) (ст. 317 УК РФ).
В первом квартале текущего года тенденция роста оскорблений и применения к сотрудникам насилия сохраняется. Так, по ст. 319 их зарегистрировано 2778 (+12,9%), растет количество посягательств на жизнь сотрудника правоохра-
нительного органа (ст. 317) - 50 (+6,4%). Кроме того, зарегистрировано 12 фактов заведомо ложного доноса в отношении сотрудников ОВД5.
Органы внутренних дел и криминал поменялись местами - на сегодняшний день криминал располагает всеми теми ресурсами, которые все больше утрачивают ОВД - это и масштабная финансовая база, и широкий класс прекрасно подготовленных в разных сферах специалистов, и внутренняя организованность и сплоченность. При сохранении имеющихся негативных тенденций можно прогнозировать, что в ближайшее время роли ОВД и криминала в контроле над обществом могут поменяться и наступит эра криминала.
Чтобы этого не произошло, требуется полномерное укрепление позиций ОВД по всем направлениям, и в первую очередь в сфере повышения доверия общества полиции и противодействия дискредитации личного состава.
В настоящее время Министерством внутренних дел осуществляется активное противодействие указанному негативному социально-правовому явлению.
В 2012 г. под председательством Министра внутренних дел Российской Федерации проведено совещание с руководителями подразделений системы МВД России, где подведены итоги работы подразделений системы МВД России по защите чести достоинства сотрудников органов внутренних дел, а также поставлены задачи совершенствования данной работы. Одним из итогов совещания стала разработка приказа МВД России от 2 октября 2012 г. № 900 «Вопросы организации защиты чести и достоинства, а также деловой репутации в системе МВД России.
Активно нарабатывается судебная практика по защите чести, достоинства и деловой репутации. С целью охвата максимально широкого круга лиц примеры судебных решений, принятых в защиту сотрудников и подразделений ОВД размещаются в сети Интернет, доводятся до сведения личного состава, в том числе в системе служебной подготовки. В дискуссионной форме тема защиты чести и достоинства освещается посредством ресурсов ведомственной сети МВД России.
В связи с внесением изменений в ст. 152 ГК РФ - «Защита чести, достоинства и деловой репутации» осуществляется ведомственное реагирование по удалению из сети Интернет контента, дискредитирующего органы внутренних дел.
В качестве примера показателен опыт МВД по Республике Татарстан. В период с июля по декабрь 2012 г. в местных и федеральных СМИ, со слов бывшего оперуполномоченного УВД города Нижнекамска С., была размещена информация
о совершении неправомерных и коррупционных действий со стороны руководства Управления МВД России по Нижнекамскому району. Эти высказывания не соответствовали действительности, носили ложный характер и были направлены на подрыв деловой репутации ОВД, дискредитацию ее руководителей и рядовых сотрудников. По решению Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 12 октября 2012 г. сведения, распространенные С., были признаны не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию Управления. Суд обязал ответчика выплатить истцу в счет компенсации морального вреда 20 тыс. рублей.
Опровержение было размещено на официальном сайте МВД по РТ. После текста опровержения было указано, что в случае распространения в СМИ сведений, не соответствующих действительности, будут приниматься меры правовой защиты по опровержению распространенной недостоверной информации, а также оказываться правовая помощь для защиты репутации в суде сотрудникам, честно и добросовестно выполняющим свой долг6.
Для извлечения дискредитирующих сотрудников ОВД деяний из состояния латентности приказ МВД России от 20 января 2014 г. № 34, внесший в форму статистической отчетности «Отчет о противоправных посягательствах в отношении сотрудников органов внутренних дел» - форму «Защита», утвержденную приказом МВД России от 9 ноября 2009 г. № 842, дополнения об учете сведений по выявлению и раскрытию преступлений, совершенных в отношении сотрудников органов внутренних дел по следующим составам: ст. 128.1 УК РФ (клевета), ст. 137 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни), ст. 298.1 УК РФ (клевета в отношении следователя, лица, производящего дознание), ст. 306 УК РФ (заведомо ложный донос).
На постоянной основе проводится работа по
методическому сопровождению указанных тем, в частности, только в прошедшем году подготовлены и направлены в помощь территориальным органам МВД России алгоритмы действий сотрудника и руководителя органа внутренних дел по защите чести, достоинства и деловой репутации, а также обзор положительной судебной практики по защите сотрудников и органов (подразделений) от дискредитации за период с сентября 2012 г. по декабрь 2013 г.
Вместе с тем, исследователям теоретических вопросов борьбы с преступностью и дискредитацией как одной из современных форм осуществляемого ею противодействия правоохранительной деятельности государства следует рассмотреть возможности привлечения ресурсов оперативно-розыскной деятельности, которая убедительно зарекомендовала себя в качестве наиболее эффективного средства противодействия криминалу.
1 Состояние преступности в России за 2007-2013 гг. -М., ФКУ «ГИАЦ МВД России»; Преступность и правонарушения (2002-2006, 2007-2011, 2008-2012 гг.): Статистический сборник / МВД России, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Департамент надзорной деятельности Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. -М., 2007, 2012, 2013.
2 Васильев Э.А., Сухорукова Е.А. Проблемы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел: дискуссионные вопросы // Научный портал МВД России. 2013. № 4 (24). С. 56.
3 Российские реформы в цифрах и фактах. URL: Kaivg. narod.ru/criminality.pdf
4 Аналитические материалы «Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2013 году». - М.: ОАД МВД России, 2014. С. 81.
5 Отчет о противоправных посягательствах в отношении сотрудников органов внутренних дел - форма «Защита». 2013, 2014 гг. № 456.
6 URL: http://mvd.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/ 184920.htm
05
s
о <
о
X
S S S а
V