Научная статья на тему 'Теория коммуникации и новые медиа'

Теория коммуникации и новые медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7730
1081
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ МЕДИА / КОММУНИКАЦИЯ / ГАРОЛЬД ЛАССУЭЛЛ / ПЯТИВОПРОСНАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тихомирова Екатерина Игоревна

В статье предлагается рассмотреть знаменитую «пентаду» Г. Лассуэлла, ведущую парадигму теоретического осмысления коммуникации, с точки зрения использования ее в Интернете. Гарольд Лассуэлл хорошо известен своей пятиступенчатой моделью коммуникации, которая делит коммуникационный процесс на пять сфер исследования, включая коммуникатора, информацию, СМИ, аудиторию и влияние информации на данную аудиторию. Пять областей исследования представляют собой определенную точку зрения, с помощью которой возможно изучение новых медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория коммуникации и новые медиа»

УДК 004; 316.77

Е. И. Тихомирова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Санкт-Петербург

ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ И НОВЫЕ МЕДИА

В статье предлагается рассмотреть знаменитую «пентаду» Г. Лассуэлла, ведущую парадигму теоретического осмысления коммуникации, с точки зрения использования ее в Интернете. Гарольд Лассуэлл хорошо известен своей пятиступенчатой моделью коммуникации, которая делит коммуникационный процесс на пять сфер исследования, включая коммуникатора, информацию, СМИ, аудиторию и влияние информации на данную аудиторию. Пять областей исследования представляют собой определенную точку зрения, с помощью которой возможно изучение новых медиа.

Ключевые слова: новые медиа, коммуникация, Гарольд Лассуэлл, пятивопросная модель коммуникации, интерактивность.

С точки зрения изучения процесса коммуникации наиболее важными являются модели коммуникации, отражающие структуру, основные элементы и динамику коммуникационного процесса. Большинство этих моделей было создано в XX веке. Конечно, в XXI веке данные модели не перестают быть актуальными, однако необходимо учитывать современные условия.

Гарольд Лассуэлл является американским политологом и теоретиком коммуникации. В 1948 году, будучи профессором Юридического факультета в Йельском университете, разработал модель коммуникации, которая рассматривается как «одна из ранних и наиболее влиятельных коммуникационных моделей». В своей статье «Структура и функции коммуникации в обществе» (1948), Г. Лассуэлл пишет: «Удобный способ описать акт коммуникации - ответить на следующие вопросы: 1) кто говорит? 2) что говорит? 3) по какому каналу? 4) кому? 5) с каким эффектом?». Мы называем ее пятивопросная модель коммуникации. Данная коммуникационная модель была выдвинута Гарольдом Лассуэллом еще в 1948 году и касалась традиционных медиа (печатных, аудиальных и аудиовизуальных). Являясь долгое время предметом полемики, она четко делит процесс коммуникации на пять частей (элементов) в пределах пяти областей исследований. Используя данную модель, ученые могут эффективно спланировать изучение и непосредственно описать процесс коммуникации, с учетом появления новых технологий и новых медиа.

Изменение средств коммуникации, безусловно, влияет на онтогенез пяти основных элементов коммуникационного процесса, развитие которых происходит в рамках их собственных характеристик. Во-первых, роль коммуникатора оказывается более разнообразной: отправителем информации может быть как организация, так и отдельный человек. Во-вторых, информация все более превращается в массовую и мультимедийную: медиаданные и мультимедиа можно видеть практически везде. В-третьих, средства массовой информации становятся более интерактивными, что являет собой самую важную характеристику развития новых медиа. В-четвертых, аудитория начинает выражать активное участие и инициативу, что характеризует ее как более персонализированную. Кроме того, влияние информации на аудиторию и процесс его оценки становится более быстрым, сокращаются временные затраты.

С непрерывным развитием информационных технологий, Интернета и всевозможных гадже-тов, меняется характер современных медиа, к которым мы отнесем цифровые технологии (digital technologies), включая Интернет, компьютерные мультимедиа, видеоигры, дополненную («расширенную») реальность (augmented reality) и т. д. Тем не менее, сюда не включаются аналоговое вещание, публикации на бумажной основе и другие традиционные средства массовой информации, если только они не создают возможность для цифровой интерактивности. Таким образом, многие новые медиа - это цифровая модернизация (digital upgrade) традиционных средств массовой информации, например, цифровое вещание, цифровое телевидение и пр. В современной литературе мы можем также встретить такие понятия, определяющие новые ме-

диа: цифровые медиа (digital media), сетевые медиа (network media), мобильные медиа (mobile media) и пр.

На первой ступени - кто говорит - с развитием новых медиа происходит диверсификация коммуникатора. Традиционно, в массовой коммуникации отправителем сообщения является не отдельный человек, а некоторый организованный институт (газета, радиостанция, телевизионная станция, веб-сайт и пр.). Содержание коммуникации планируется и разрабатывается профессионалами: журналистами, PR-специалистами, редакторами, веб-разработчиками и пр. Современные медиа предоставляют возможность общественности, а именно отдельной личности, производить, публиковать и передавать информацию, что подрывает устои традиционных медиа. Новые средства массовой информации способствуют развитию «Мы - Медиа» Эры. «Мы - Медиа» - книга, написанная Дэном Гильмором и опубликованная в 2004 году, в которой рассматриваются такие Интернет-инструменты медиа, как веблог, RSS, SMS, одноранговая сеть (англ. peer-to-peer, P2P - равный к равному) и пр.

В мае 2015 года Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union, ITU) опубликовал данные по использованию информационно-коммуникационных технологий в 2015 году. В 2000 году абонентами мобильной связи были 738 млн человек, к 2015 году их стало в общей сложности 7 млрд человек. С 2000 года по 2015 год популяризация Интернета увеличилась почти в 7 раз (с 6,5 % до 43 % Интернет-пользователей от населения всего мира). По данным на июль 2014 года общее количество пользователей социальной сети Facebook насчитывает 2,2 млрд человек, что составляет треть населения земного шара. Учитывая доминирующее положение сетевых и мобильных медиа в межличностном общении и их использование большим количеством человек, таким образом, мы можем говорить о диверсификации коммуникатора.

Вторая ступень - что говорит - характеризуется постоянно увеличивающимся объемом информации. Цифровые медиа предоставляют технологии хранения практически безграничного объема информации (т.н. базы данных), в то время как традиционные медиа предполагают хранение информации, но в объеме ограниченном. Тем более в настоящее время всю информацию, представленную на бумажном носителе, можно трансформировать в цифровую. Возьмем, к примеру, электронный словарь, где десятки больших бумажных словарей конденсированы в сотни мегабайт. Кроме того, такие компании, как Google и Baidu инвестировали большие суммы в производство, хранение и распространение электронных книг.

Сетевые и мобильные технологии, несомненно, способствуют увеличению объема информации. В 2012 году онлайновый сервис по мониторингу Интернет-сайтов Royal Pingdom суммировал данные Интернета за 2012 год, объектом исследования стали веб-сайты, веб-серверы, Интернет-пользователи, социальные медиа, веб-браузеры, мобильные пользователи и т. д.1 Вот некоторые из этих данных: в 2012 году по всему миру в день отправлялось по 144 млрд электронных писем; в канун Нового года в китайском сервисе микроблогов Sina Weibo за минуту было показано 729,571 сообщение; всего за 5 месяцев видео «Gangnam Style» корейского певца PSY набрало в Интернете 1 млрд просмотров; 300 млн новых фотографий загружалось на Facebook ежедневно; 5 млрд фотографий было загружено в Instagram с момента начала действия этой сети и до сентября 2012 года.

Основная характеристика новых медиа, интерактивность, проявляется на третьей ступени модели Лассуэлла, рассматривающей каналы коммуникации. Интерактивность включена в коммуникацию и существенно облегчает ее как на уровне пользователей (user-to-user), так и между пользователем и информацией. Новые медиа меняют традиционную модель средств массовой информации «один-ко-многим» на новую - «многие-ко-многим», так называемую модель веб-общения. При наличии современных медиа-технологий, любой человек может стать Интернет-СМИ, т. е. производить, распространять и хранить в открытом доступе текст, звук, изображения, мультимедиа. Таким образом, модель массовой коммуникации меняется вместе с новыми технологиями. В статье «Что такое новые медиа?» Вин Кросби представил межличностную Интернет-коммуникацию в виде модели «один к одному», массовую Интернет-коммуникацию - в виде модели «один ко многим», а новую массовую Интернет-коммуникацию, стремящуюся к индивидуализации, - в виде модели «многие ко многим».

'Pindom. The Internet 2012 in numbers. [Electronic resource]. - URL: http://royal.pingdom.com/2013/01/16/ internet-2012-in-numbers/.

Реализация интерактивности в процессе коммуникации, конечно же, не может обойтись без дополнительной технической поддержки: сенсорных технологий, интерактивных проекционных технологий, технологии дополненной реальности, интерактивной технологии зеркальной поверхности и др.

Пятая ступень - кому - становится более персонализированной. Новые медиа - это «коммуникация от всех людей ко всем людям», где интерактивность является ключевым, поэтому личность коммуникатора и аудитория могут легко поменяться местами. Сегодня, отправив письмо по электронной почте или SMS, написав блог, пообщавшись в чате, коммуникатор может начать массовую коммуникацию «в любое время, в любом месте, для любой аудитории», что уже ломает дискурсивные барьеры традиционных средств массовой информации.

В сущности, аудитория не только получает информацию, но и активно взаимодействует с коммуникатором. Любой процесс коммуникации предполагает анализ коммуникационного объекта, т. е. определение целевой аудитории. Кто же является целевой аудиторией новых медиа? Каковы ее основные характеристики? Коммуникатор должен задумываться над этими вопросами за тем, чтобы создать точную модель этой аудитории. Возрастные, культурные, образовательные, эстетические и пр. характеристики важны, т.к. именно от них зависит активность и доля участия/ неучастия аудитории в процессе коммуникации.

Заключительная ступень модели - эффект - становится более интеллектуализированным. В широком смысле, эффект коммуникации можно разделить на эффект «до» (pre-test) и эффект «после» (post-test). Первый является творческим, второй - медийным. С возникновением цифровых технологий и интерактивной коммуникации, перед выпуском новых медиа, творческий эффект имеет больше пространства и возможностей (например, реклама в Интернете может использовать звук, анимацию, клик мыши для привлечения внимания аудитории). После выпуска новых медиа, эффект становится сложным и разнообразным, большое внимание здесь уделяется обратной связи и оценивается количественно.

Коммуникационная модель Г. Лассуэлла, как основа теории рекламы и связей с общественностью, до сих пор исследуется учеными и является ведущей моделью в рамках массовой коммуникации. Пять частей данной модели до сих пор являются основными элементами в области исследования масс медиа. С развитием новых технологий и новых медиа развиваются и её основные элементы со своими собственными характеристиками.

Список литературы

1. Емельянов, С. М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс [Текст] / С. М. Емельянов. - СПб.: Питер, 2007. - 240 с.

2. Кривоносов, А. Д. Основы спичрайтинга : учебное пособие для студентов отделений связей с общественностью [Текст] / А. Д. Кривоносов. - СПб.: Лаборатория оперативной печати фак-та журналистики СПбГУ, 2003. - 56 с.

3. Кривоносов, А. Д. Основы теории связей с общественностью : учебник [Текст] / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. - СПб.: Питер, 2012. - 377 с.

4. Кривоносов, А. Д. Теория и практика международных связей с общественностью: учебное пособие [Текст] / А. Д. Кривоносов, М. Е. Кудрявцева. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. - 93 с.

5. Кривоносов, А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций [Текст] / А. Д. Кривоносов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 254 с.

6. Crosbie, V. What is New Media? [Electronic resourse]. - URL: http://www.sociology.org.uk/ as4mm3a.doc.

7. Gillmor, Dan. We the Media: Grassroots Journalism by the People, for the People [Electronic resource]. - URL: https://archive.org/stream/wethemediagillmor/wethemediaGillmor_djvu.txt.

8. Manovich, Lev. New Media From Borges to HTML. The New Media Reader [Electronic resource]. - URL: https://faculty.georgetown.edu/irvinem/theory/manovich-new-media-intro.pdf.

9. Pindom. The Internet 2012 in numbers [Electronic resource]. - URL: http://www.199it.com/ archives/91021.html.

THEORY OF COMMUNICATION AND NEW MEDIA

Tikhomirova Ye. I., Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg,

kate.tikhomirova@mail.ru

The article deals with "5W" model of communication of Harold Lasswell, which focuses on "Who (says) What (to) Whom (in) Which channel (with) What Effect". It is the leading paradigm of theoretical understanding of communication and it is shown in terms of its use on the Internet. Harold Lasswell is well known for his five-step communication model that divides the communication process into five areas of research, including communicator, information, media, audience and effect. These five research areas are a particular point of view from which it is possible to study new media. These five elements are developing with their own characteristics in the process of new media communication, so: firstly, communicator is becoming more diverse, organization or individual, anyone can be the sender of information; secondly, information is becoming massive and multimedia, text, image, audio, video, animation, etc., can be seen everywhere; thirdly, media is becoming more interactive which is the most important characteristic with new media technology development; fourthly, audience is becoming more personalized, showing more participation and initiative. In addition, effect of communication is presented rapidly, and at the same time, it is more intelligent to evaluate it. Under new media environment, communication process and the research of such five elements will have greater opportunities and broader prospects for development.

Keywords: new media, communication, Harold Lasswell, «5W» model, interactivity.

References

1. Emel'yanov, S. M. (2007) Teoriyaipraktikasvyazey s obschestvennost'yu. Vvodnyykurs [=Theory and practice of public relations. Introductory course], Saint-Petersburg, Piter, 240 p. (In Russ.).

2. Krivonosov, A. D. (2003) Osnovy spichraytinga : uchebnoe posobie dlya studentov otdeleniy svyazey s obschestvennost'yu [=Foundations of Speechwriting : a textbook for students of the Department of Public Relations], Saint-Petersburg, Operational print lab, p. 56. (In Russ.).

3. Krivonosov, A. D. (2012) Osnovy teoriyi svyazey s obschestvennost'yu : uchebnik [=The Basic Theory of Public Relations : A Textbook], Saint-Petersburg, Piter, 377 p. (In Russ.).

4. Krivonosov, A. D. (2013) Teoriya i praktika mezhdunarodnyh svyazey s obschestvennost'yu : uchebnoe posobie [=Theory and practice of international public relations : a tutorial], Saint-Petersburg, Publishing at SPbGEU, 93 p. (In Russ.).

5. Krivonosov, A. D. (2001) PR-tekst v sisteme publichnyh kommunikatsyi [=PR-text in the public communications system], Saint-Petersburg, Publishing at St. Petersburg State University, 254 p. (In Russ).

6. Crosbie, V. What is New Media? Available at: http://www.sociology.org.uk/as4mm3a.doc, accessed 18.01.2017.

7. Gillmor, Dan. We the Media: Grassroots Journalism by the People, for the People, available at: https://archive.org/stream/wethemediagillmor/wethemediaGillmor_djvu.txt, accessed 21.01.2017.

8. Manovich, Lev. New Media From Borges to HTML. The New Media Reader, available at: https:// faculty.georgetown.edu/irvinem/theory/manovich-new-media-intro.pdf, accessed 21.01.2017.

9. Pindom. The Internet 2012 in numbers, available at: http://royal.pingdom.com/2013/01/16/ internet-2012-in-numbers/, accessed 21.01.2017.

Тихомирова Екатерина Игоревна - магистр лингвистики, ассистент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург.

kate.tikhomirova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.