Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РФ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ / РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / БЮДЖЕТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пустакина А. С.

В статье рассматривается актуальная проблема финансирования расходных обязательств из бюджетов субъектов в современных условиях. Проведён анализ динамики расходной части регионального бюджета Республики Мордовия. Исследованы состав и структура расходов бюджета региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF THE EXPENDITURE PART OF THE REGIONAL BUDGET OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

The article deals with the actual problem of financing expenditure obligations from the budgets of the subjects in modern conditions. The analysis of the dynamics of the expenditure part of the regional budget of the Republic of Mordovia is carried out. The composition and structure of regional budget expenditures are studied.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ»

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Пустакина А. С.*

студент

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

В статье рассматривается актуальная проблема финансирования расходных обязательств из бюджетов субъектов в современных условиях. Проведён анализ динамики расходной части регионального бюджета Республики Мордовия. Исследованы состав и структура расходов бюджета региона.

Ключевые слова:

Бюджет субъекта РФ, расходы бюджета субъекта РФ, расходные обязательства, устойчивое развитие региона, бюджетная безопасность

УДК 332.1

Р01: 10.24411/2658-6932-2021-10000

Для цитирования: Пустакина А. С. Анализ динамики расходной части регионального бюджета Республики Мордовия / А. С. Пустакина // Контентус. - 2021. - № 6. - С. 34 - 42.

Сегодня расходы бюджета - один из важнейших механизмов обеспечения достойного уровня жизни населения и устойчивого развития отдельных территорий. При формировании бюджета региона, важнейшей задачей является эффективное и сбалансированное распределение средств регионального бюджета по статьям расходов; определение приоритетных направлений использования ресурсов и необходимого уровня функционирования всех сфер общества в интересах устойчивого развития.

В современных условиях, принимая во внимание ограниченные резервы увеличения притока средств в бюджет региона, чтобы обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Республики Мордовия и улучшить качество жизни населения, необходимо оценить динамику и

структуру расходов регионального бюджета. Именно расходная часть бюджета обеспечивает достаточный уровень социального развития и социальной защиты, правильная ее структуризация и распределение позволяют сосредоточить основные усилия на наиболее перспективных отраслях экономики. На данный момент бюджет и его расходы играют роль регулятивного инструмента экономического развития и устойчивости.

Рассмотрим динамику региональных расходов Республики Мордовия за период 2016-2020 гг. (Рисунок 1).

60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рисунок 1 - Динамика расходов бюджета Республики Мордовия за период

с 2016 г. по 2020 г., млн. р.

В 2020 году по сравнению с 2016 годом рост составил 24,6%. По сравнению с уровнем 2019 года максимальный рост затрат в 2020 году был равен 25,1%. В анализируемый период бюджетная политика Республики Мордовия в сфере бюджетных расходов была направлена на решение социально-экономических проблем республики. Приоритетным является предоставление населению бюджетных услуг в социальной сфере. Исходя из данных таблицы, можно отметить, что основную долю расходов бюджета РМ составляют статьи: образование, социальная политика, здравоохранение. Отдельно можно отметить такую статью расходов, как национальная экономика, которая занимает значительную долю в структуре расходов (18,2%), что напрямую связано с реализацией приоритетов экономического развития.

Наибольшее снижение затрат произошло в 2019 году по сравнению с 2018 годом и составило 6,3%. Снижение расходов в 2018 году по сравнению с 2017 годом составило 3,5%, что значительно ниже предыдущего снижения.

Состав расходов бюджета Республики Мордовия за 2016- 2020 годы по разделам функциональной классификации представлены в таблице 1. В 2020 году совокупные расходы составили 50145,3 млн. р.

Таблица 1 - Состав расходов регионального бюджета РМ за 2016 - 2020 годы по

разделам функциональной классификации, млн. р.

Расходы 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % сумма уд. вес%

Всего, в том числе 40238,4 100 44326,8 100 42769,5 100 40096,4 100 50145,3 100,0

по разделам:

о бщегосударствен - 2154,0 5,4 1992,2 4,5 2004,0 0,5 1671,6 4,2 1565,8 3,1

ные вопросы

национальная обо- 22,1 - 24,4 - 28,6 - 27,8 - 27,2 -

рона

национальная без- 223,9 0,6 256,8 0,6 328,4 0,8 283,1 0,7 327,0 0,7

опасность и право-

охранительная дея-

тельность

национальная эко- 10077,0 25,0 10161,5 22,9 8327,9 19,5 8277,0 20,6 9124,0 18,2

номика

жилищно-комму- 1258,2 3,1 2682 6,1 705,9 0,2 605,9 1,5 1276,3 2,5

нальное хозяйство

охрана окружаю- 13,4 - 12,0 - 13,3 - 23,5 - 20,2 -

щей среды

образование 8157,4 20,3 8474,1 19,1 9190,0 21,3 8756,0 21,8 9447,2 18,8

культура, кинемато- 680,2 1,7 806,6 1,8 998,6 0,2 844,1 2,1 1064,7 2,1

графия

здравоохранение 5477,8 13,6 2701,3 6,1 3008,3 7,0 3734,4 9,3 9200,9 0,2

социальная поли- 6046,7 15,0 9430,4 21,3 9752,5 22,8 9834,1 24,5 12398,4 24,7

тика

физическая куль- 1565,8 3,9 2868,4 6,5 2625,0 6,1 1285,1 3,2 1358,2 2,7

тура и спорт

обслуживание госу- 2298,9 5,7 2232,4 5,0 2304,1 5,4 2466,3 6,2 2207,4 4,4

дарственного и му-

ниципального

долга

межбюджетные 2076,8 5,2 2693,2 6,1 2972,0 6,9 2121,1 5,3 1962,1 3,9

трансферты

Если рассмотреть структуру расходов регионального бюджета, то можно заметить, что большая часть финансирования приходится на такие разделы классификации расходов как «Социальная политика», «Образование», «Национальная экономика».

Наиболее значимыми отраслями промышленного производства являются:

-производство пищевых продуктов - удельный вес в общем объеме отгруженной продукции - 30,1 %. Предприятиями перерабатывающей промышленности отгружено потребителям продукции на сумму 69 732,4 млн. рублей. Наиболее крупные предприятия: ООО МПК «Атяшевский», ООО «Ромодановосахар», ООО «Сыродельный комбинат «Ичалковский», ООО Сыроваренный завод «Сармич», ОАО «Консервный завод «Саранский», АО «Данон Россия» и др.;

-производство прочих транспортных средств и оборудования - удельный вес в общем объеме отгруженной продукции - 15,8 процента. Основное предприятие отрасли - АО «Рузхиммаш». Отгружено продукции на сумму 36 512,1 млн. рублей;

-производство электрического оборудования - удельный вес в общем объеме отгруженной продукции - 11,9 процента. Крупные предприятия: ПАО «Электровыпрямитель», ООО «Сарансккабель», ООО »Сарансккабель-Оп-тика», ООО «ЭМ-Кабель», АО «КЭТЗ», ОАО «АСТЗ». Всего предприятиями отрасли отгружено продукции на сумму 27 477,2 млн. рублей;

-производство прочей неметаллической минеральной продукции -удельный вес в общем объеме отгруженной продукции - 7,1 процента. Строительную отрасль представляют предприятия: ПАО «Мордовцемент», ОАО «Лато», АО »Железобетон», ООО «Магма» и др. Отгружено продукции на сумму 16 377,7 млн. рублей.

Система образования ни в коем случае не является незначительной статьей бюджетных расходов, так как получает значительное количество бюджетных ассигнований. По данным статистики, данные бюджетные вливания имеют тенденцию роста, подтверждая их потребность в этой сфере. Уровни образования с наивысшим приоритетом с точки зрения государственного финансирования - это дошкольное, а также общее среднее образование. Что вполне объяснимо, поскольку именно они представляют собой основу образования населения, влияющую на будущее развитие страны.

В основном система образования финансируется из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а из федерального бюджета - только высшее образование. Это говорит о том, что состояние дошкольного, общего и среднего профессионального образования и учреждений, занимающихся переподготовкой, зависит от экономической ситуации в регионе. Около 80% общей структуры государственных расходов на образование приходится на местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Преобладающая доля (около 80%) структуры расходов Российской Федерации приходится на местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ. И только высшее образование финансируется из федерального бюджета. Что

свидетельствует и взаимосвязи экономического положения региона и состояния дошкольного, а также общего и среднего профессионального образования и учреждений, занимающихся переподготовкой.

Финансирование сферы образования в рамках регионального бюджета подкреплено следующими государственными программами:

- Государственная программа Республики Мордовия «Развитие образования в РМ на 2014-2025 годы»;

- Федеральная целевая программа развития образования Российской Федерации на 2016-2020 годы.

В целом, объем расходов на образование увеличился за пять последних лет 1289,8 млн.р.. Формирование экономики знаний предполагает, что образование становится ключевым двигателем и ресурсом экономического развития. Это предопределяет важность повышения качества образования и эффективности (в широком понимании) образовательной системы страны. Вложение в образование - это вклад в наше будущее. Экономический прогресс всё больше будет определяться инвестициями в людей, то есть в поддержание их здоровья и в улучшение их профессиональных навыков. Экономический рост в регионе будет повышать спрос на высококвалифицированных работников, поэтому население будет стремиться получить образование, в свою очередь, государству необходимо обеспечить народ качественным образованием, чтобы в дальнейшем наша страна и регион развивалась.

Расходы на социальную политику претерпели положительные изменения в размере 6351,7 млн.р. Но при этом нужно отметить отрицательные тенденции в социальной сфере Республики Мордовия. В республике отмечается естественная убыль населения, т.е. число умерших превышает число родившихся за год. Численность всего населения сокращается, число пенсионеров растет. Важной проблемой, которая снижает эффективность реализации социальной политики, является состояние рынка труда в республике. Наблюдается отток населения как раз из-за отсутствия должного количества рабочих мест. Несмотря на государственные программы поддержки, можно сделать вывод, что основной проблемой качества жизни населения республики является низкий уровень доходов и потребительских возможностей.

Слабозащищенные слои населения получают социальные пособия настолько минимальные, что они не покрывают прожиточный минимум в большинстве случаев. Следовательно, для развития социальной сферы необходимо улучшать инвестиционную привлекательность региона, открывать инновационные производства и, как следствие, рабочие места. Но для

сохранения социально-экономической стабильности в Республике Мордовия приняты следующие меры:

- своевременно и в полной мере обеспечивалось исполнение расходных обязательств перед населением в рамках социального обеспечения категорий граждан, обладающих льготами, а также по выплате работникам бюджетной сферы заработной платы;

- обеспечено повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, а также в рамках реализации Указов Президента РФ достигнуты целевые значения повышения оплаты труда, утвержденные в «дорожных картах»;

-осуществлена поэтапная реализация программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту жилья и обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

- реализуется План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Республики Мордовия.

Снижение затрат на здравоохранение противоречит этому принципу. Недостаток финансирования приводит к дефициту кадров, повышенной нагрузке на медиков и, самое главное, неравенству в доступе к качественной охране здоровья. Становится сложнее получить бесплатную медицинскую помощь и меньше возможностей решить проблему, обратившись в частные клиники. В совокупности эти факторы способствуют повышенной смертности граждан трудоспособного возраста. В России, как и в Мордовии госфинансирование здравоохранения идет в основном из средств Фонда обязательного медицинского страхования, а также федерального бюджета и бюджета региона. Через систему страхования много средств собрать не получается возможным. Зарплаты падают, а часть платится «серой», минуя налоги. Бюджет региона в основном дотационный. Именно поэтому необходима федеральная поддержка. Но как отмечают эксперт, пандемия корона-вируса в целом сильно повлияла на бюджет страны, и на подготовку системы здравоохранения ухудшению эпидемиологической ситуации в бюджете нет свободных средств.

Таким образом, за исследуемый период времени за счет расходов бюджета Республики Мордовия обеспечено финансирование социально-значимых расходов и государственных полномочий, переданных региону; реализация программ и проектов в области образования; финансирование мероприятий в области социальной политики; финансирование жилищно-коммунальной сферы; финансирование национальной экономики. Проведенный анализ состава и структуры расходов бюджета региона показывает, что наибольшая доля бюджетных расходов в течение 2016-2020 годов при-

ходится на расходы на социальную политику, здравоохранение и образование. В рассматриваемом периоде отчетливо прослеживается устойчивая тенденция к увеличению доли этих расходов в бюджете. На втором месте по значимости - расходы на национальную экономику, на третьем - расходы на жилищно-коммунальные услуги, которые по удельному весу в структуре расходов регионального бюджета практически сопоставимы с расходами на общегосударственные вопросы.

Финансирование расходов, связанных с реализацией приоритетных направлений образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, культуры, физической культуры и спорта будет продолжено. Среди приоритетных направлений, останутся расходы на развитие сельского хозяйства, ЖКХ, дорожного хозяйства. В прочем, при прогнозировании долгосрочных расходов учитывалась необходимость выполнения задач, определенных указами Президента Российской Федерации в части роста заработной платы госслужащих. Остальные расходы бюджета Республики Мордовия в долгосрочной перспективе растут и не превышают уровень инфляции. В условиях, принятых для Бюджетного прогноза, ресурсы Резервного фонда Правительства Республики Мордовия, зарезервированные средства и условно утвержденные расходы планируются в объемах, обеспечивающих указанные (нормативные) размеры этих параметров в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Список использованных источников

1. Артемьева С. С. Государственные программы как инструмент реализации стратегии развития региона / С. С. Артемьева // Российская экономика в условиях новых вызовов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Саранск: Изд-во ИП Афанасьев В.С., 2018. -С. 231-234.

2. Артемьева С. С. Оценка эффективности использования средств федерального бюджета / С.С. Артемьева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2016. - № 9 (91). - С. 27-39.

3. Гаджиева А. Г. Современное состояние, особенности формирования и исполнения бюджетов / А. Г. Гаджиева. - Текст : непосредственный // Вопросы структуризации экономики. - 2019. - № 1. - С. 90-92.

4. Кожухова Т. Г. Оценка эффективности формирования расходов бюджетов субъектов РФ / Т. Г. Кожухова. - Текст : непосредственный // Аллея науки. - 2018. - № 10 (26). -С. 177-183.

5. Официальный сайт Министерства финансов Республики Мордовия - Текст : электронный. - URL : https://www.minfinrm.ru/budget/otch-isp/

6. Республика Мордовия. Постановление Правительства Республики Мордовия. Об Основных направлениях долговой политики Республики Мордовия на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. : указ Главы Республики Мордовия от 24 октября 2018 г. № 360 -УГ. - Текст : электронный. - URL: http://docs.cntd.ru/dwuinent/550223537

7. Республика Мордовия. Указы. Об Основных направлениях долговой политики Республики Мордовия на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг. [Электронный ресурс] : указ Главы Республики Мордовия от 31 октября 2019 г. № 265-УГ. - Текст : электронный. -URL: http://docs.cntd.ru/dwument/561593373.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF THE EXPENDITURE PART OF THE REGIONAL BUDGET OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Pustakina A. S.**

student

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

The article deals with the actual problem of financing expenditure obligations from the budgets of the subjects in modern conditions. The analysis of the dynamics of the expenditure part of the regional budget of the Republic of Mordovia is carried out. The composition and structure of regional budget expenditures are studied.

Keywords:

Budget of the subject of the Russian Federation, budget expenditures of the subject of the Russian Federation, expenditure obligations, sustainable development of the region, budget security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.