Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
COMPETITIVENESS / EFFICIENCY / BUSINESS STRUCTURE / RUSSIAN ENTREPRENEURSHIP / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарутько Ольга Алексеевна

В настоящей статье рассмотрены вопросы взаимосвязи показателей эффективности и конкурентоспособности. Цель. Провести анализ динамики показателей рентабельности активов и рентабельности продаж предпринимательских структур Российской Федерации, определить тенденции изменения вышеуказанных показателей и то, как эти изменения влияют на конкурентоспособность предпринимательских структур. Задачи. Раскрыть содержание рентабельности активов и рентабельности продаж как показателей, характеризующих эффективность предпринимательской деятельности, проиллюстрировать модель взаимосвязи ключевых показателей эффективности предпринимательской деятельности и темпов развития бизнеса, определить тренды изменения вышеуказанных показателей и их влияние по конкурентоспособность предпринимательских структур. Методология исследования основана на диалектическом системном подходе, а также применении логического, факторного, регрессионного, структурного и сравнительного анализа с использованием теоретического аппарата анализа экономических процессов. Результаты. На основании выявленных трендов и представленного в настоящей статье анализа, для обеспечения результативности и эффективности деятельности предпринимательских структур предложено применять стратегии роста выручки и стратегии, направленные на компенсацию рисков снижения доли рынка. Выводы. По состоянию на 2017 г. значение показателя рентабельности активов предпринимательских структур вдвое превосходит значение данного показателя в 2014 г., что свидетельствует о постепенной стабилизации в экономике и возможности создания благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности. Одновременно с этим наблюдается негативный тренд изменения рентабельности продаж предпринимательских структур. Для осуществления эффективной предпринимательской деятельности предпринимательским структурам необходимо держать в фокусе показатели рентабельности продаж и активов, а также применять стратегии роста выручки и компенсации рисков снижения доли рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарутько Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Dynamics of Russian Entrepreneurship’s Efficiency Indicators in Context of Ensuring Business Structure Competitiveness

Aim. The study analyzes the dynamics of return on assets and sales of business structures in the Russian Federation to determine trends in changes of these indicators and how these changes affect business structure competitiveness. Tasks. The authors expand the notions of return on assets and sales as indicators of the efficiency of entrepreneurial activity. They illustrate the correlation between key performance indicators and business development rate and identify changing trends and their effects on business structure competitiveness. Methods. The study is based on the dialectical systems approach as well as logical, factorial, structural, comparative, and regression analysis using the theoretical framework of the analysis of economic processes. Results. Based on the identified trends and the presented analysis, the authors propose using strategies aimed at increasing revenue and mitigating the risks of market share reduction to ensure effective and efficient operation of business structures. Conclusion. As of 2017, the value of return on assets of business structures doubled since 2014 indicating the economy is gradually stabilizing and the conditions favor the creation of dynamic entrepreneurial activity. Simultaneously, there is a notable trend of adverse changes for return on sales of business structures. Efficient entrepreneurial activity requires business structures to focus on these indicators and use strategies aimed at increasing revenue while mitigating the risks of market share reduction.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР»

Ан лиз дин мики пок з телей ¡

эффективности российского I

предприним тельств в контексте ¡

обеспечения конкурентоспособности ¡

предприним тельских структур ¡

н

Analysis of the Dynamics of Russian Entrepreneurship's Efficiency Indicators £

in Context of Ensuring Business Structure Competitiveness s

УДК 339.13:005.9 i

^^^ Тарутько Ольга Алексеевна ш

старший преподаватель Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А т Я Ol'g a A. Tar ut'ko

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation

В настоящей статье рассмотрены вопросы взаимосвязи показателей эффективности и конкурентоспособности.

Цель. Провести анализ динамики показателей рентабельности активов и рентабельности продаж предпринимательских структур Российской Федерации, определить тенденции изменения вышеуказанных показателей и то, как эти изменения влияют на конкурентоспособность предпринимательских структур. Задачи. Раскрыть содержание рентабельности активов и рентабельности продаж как показателей, характеризующих эффективность предпринимательской деятельности, проиллюстрировать модель взаимосвязи ключевых показателей эффективности предпринимательской деятельности и темпов развития бизнеса, определить тренды изменения вышеуказанных показателей и их влияние по конкурентоспособность предпринимательских структур.

Методология исследования основана на диалектическом системном подходе, а также применении логического, факторного, регрессионного, структурного и сравнительного анализа с использованием теоретического аппарата анализа экономических процессов. Результаты. На основании выявленных трендов и представленного в настоящей статье анализа, для обеспечения результативности и эффективности деятельности предпринимательских структур предложено применять стратегии роста выручки и стратегии, направленные на компенсацию рисков снижения доли рынка.

Выводы. По состоянию на 2017 г. значение показателя рентабельности активов предпринимательских структур вдвое превосходит значение данного показателя в 2014 г., что

свидетельствует о постепенной стабилизации в экономике и возможности создания благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности. Одновременно с этим наблюдается негативный тренд изменения рентабельности продаж предпринимательских структур. Для осуществления эффективной предпринимательской деятельности предпринимательским структурам необходимо держать в фокусе показатели рентабельности продаж и активов, а также применять стратегии роста выручки и компенсации рисков снижения доли рынка. Ключевые слова: конкурентоспособность, эффективность, предпринимательская структура, российское предпринимательство

Для цитирования: Тарутько О. А. Анализ динамики показателей эффективности российского предпринимательства в контексте обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур // Экономика и управление. 2018. № 9 (155). С. 75-79.

Aim. The study analyzes the dynamics of return on assets and sales of business structures in the Russian Federation to determine trends in changes of these indicators and how these changes affect business structure competitiveness.

Tasks. The authors expand the notions of return on assets and sales as indicators of the efficiency of entrepreneurial activity. They illustrate the correlation between key performance indicators and business development rate and identify changing trends and their effects on business structure competitiveness. Methods. The study is based on the dialectical systems approach as well as logical, factorial,

¡i structural, comparative, and regression analy-

ш sis using the theoretical framework of the

analysis of economic processes.

4 Results. Based on the identified trends and the

Ш

^ presented analysis, the authors propose using

2 strategies aimed at increasing revenue and

x mitigating the risks of market share reduction

s to ensure effective and efficient operation of

ш business structures.

m Conclusion. As of 2017, the value of return

5 on assets of business structures doubled since > 2014 indicating the economy is gradually sta-2 bilizing and the conditions favor the creation

of dynamic entrepreneurial activity. Simulta-< neously, there is a notable trend of adverse

changes for return on sales of business struc-^ tures. Efficient entrepreneurial activity re-

quires business structures to focus on these о indicators and use strategies aimed at increas-

ing revenue while mitigating the risks of market share reduction.

Keywords: competitiveness, efficiency, business structure, Russian entrepreneurship

Citation: Tarut'ko O. A. Analiz dinamiki po-kazateley effektivnosti rossiskogo predprini-matel'stva v kontekste obespecheniya konkuren-tosposobnosti predprinimatel'skikh struktur [Analysis of the Dynamics of Russian Entre-preneurship's Efficiency Indicators in Context of Ensuring Business Structure Competitiveness]. Ekonomika i Upravlenie, 2018, no. 9 (155), pp. 75-79.

В условиях рыночной экономики такие категории, как эффективность предпринимательской деятельности и конкурентоспособность предпринимательских структур, выходят на первый план. Конкурентоспособность предпринимательских структур демонстрирует способность адаптироваться к изменениям внешней среды, а также указывает на возможность эффективного управления внутренним потенциалом и резервами [1, с. 260]. В первую очередь необходимо определить, что конкретно понимается в настоящей работе под такими категориями, как «эффективность», «конкурентоспособность» , «предпринимательская деятельность».

Предпринимательская деятельность представляет собой свободную экономическую деятельность по практической реализации конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах, осуществляемую субъектами рыночных отношений в различных сферах и отраслях хозяйствования, разрешенных законом, на свой риск и ответственность в целях удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом, а также обеспечения экономической устойчивости, роста благосостояния предпринимателя и личного удовлетворения достигнутым [2]. Важнейшим субъектом предпринимательской деятельности является предпринимательская структура.

Под эффективностью предпринимательской деятельности следует понимать результативность хозяйственной деятельности, определяемую как отношение результатов к затратам, которые необходимы для осуществления этой деятельности. Экономическая эффективность предпринимательской деятельности отражает уровень развития и степень использования ресурсов, текущих затрат и характеризуется размерами полученной прибыли и может быть оценена не только по уровням дохода, но также и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости, гудвилла) [3].

Конкурентоспособность предпринимательских структур — это экономическая категория, характеризующая реальное и потенциальное превосходство предпринимательской структуры в вопросах функционирования в динамичной конкурентной среде, наращивания конкурентных преимуществ, увеличения доли на рынке, удовлетворения потребностей потребителей и умения производить и реализовывать конкурентоспособный продукт, достигнутых без ущерба финансовому состоянию [4, с. 303].

В условиях рыночных отношений рентабельность выступает в качестве одного из важнейших показателей, характеризующих эффективность деятельности любой предпринимательской структуры [5]. Коэффициент устойчивого роста определяется финансовой рентабельностью (рентабельностью собственного капитала) предпринимательской структуры и ее дивидендной политикой. Одновременно с тем финансовая рентабельность, определяемая по чистой прибыли, может временно сокращаться при осуществлении действий, направленных на развитие и требующих в течение определенного периода времени дополнительных расходов, связанных с необходимостью расчета за кредитные ресурсы, привлеченные для этих целей. В частности, такая ситуация возникает при реализации инвестиционных проектов модернизации производства, внедрения новых технологий, обновления парка транспортных средств и т. п.

Временное снижение коэффициента устойчивого роста под воздействием вышеуказанных причин не является негативным фактором. В то же время при отсутствии подобных причин снижение коэффициента устойчивого роста следует рассматривать как неблагоприятное для конкурентоспособности предпринимательской структуры изменение. Эффективное реинвестирование средств в развитие предпринимательской структуры должно способствовать росту финансовой рентабельности и, как следствие, повышать коэффициент устойчивого роста [6].

Рентабельность активов, по сути, представляет собой один из важнейших показателей,

характеризующих конкурентоспособность предпринимательских структур. Чем выше рентабельность активов, тем большую прибыль в расчете на 1 руб. имущества получает предпринимательская структура за заданный промежуток времени и тем более быстрыми темпами растет ее капитал [7, с. 66].

На рентабельность продаж и коэффициент оборачиваемости активов существенное влияние оказывают ценовая и маркетинговая политики предпринимательской структуры, а также политика управления качеством. Кроме того, на рентабельность продаж значительное влияние оказывают политика управления издержками и политика привлечения заемного капитала. Рентабельность продаж и коэффициент оборачиваемости активов — зависимые показатели. В частности, увеличение затрат на рекламу и РИ способствует росту выручки, но при недостаточной эффективности рекламы и РИ-акций может повлечь за собой снижение коэффициента оборачиваемости активов. Причем если относительное снижение этого коэффициента будет по абсолютной величине больше относительного увеличения рентабельности продаж, то рентабельность активов снизится и, как следствие, снизится конкурентоспособность. Данное обстоятельство отражает необходимость постоянного контроля тенденций изменения значений каждого из этих показателей при реализации мер, направленных на повышение одного из них.

Модель взаимосвязи ключевых показателей эффективности предпринимательской деятельности и темпов развития бизнеса имеет вид, приведенный на рис. 1 [Там же].

> <

Примечание: использованы следующие условные обозначения: КУР — коэффициент устойчивого роста; РСК — рентабельность собственного капитала; СК — собственный капитал; КдВ — коэффициент дивидендных выплат, определяемый долей дивидендных выплат в чистой прибыли; ЧП — чистая прибыль; РА — рентабельность активов (экономическая рентабельность); КФЗ — коэффициент финансовой зависимости; РПР — рентабельность продаж; КОА — коэффициент оборачиваемости активов, характеризующий ресурсоотдачу и определяемый величиной выручки на рубль активов; В — выручка от реализации продукции, работ, услуг; ППР — прибыль от продаж; ОР — объем реализации; А — средняя величина активов. Источник: [7, с. 66].

Из приведенных выражений следует, что рентабельность продаж, являющаяся одним из факторов коэффициента устойчивого роста, в то же время является фактором операционной эффективности, которая в соответствии с концепцией динамического метода характеризует конкурентоспособность предпринимательской структуры. Для производственных предпринимательских структур рентабельность продаж является функцией рентабельности производства и доли управленческих и коммерческих расходов в полной себестоимости. Отсюда следует, что для производственных предпринимательских структур в качестве первичных факторов, определяющих операционную эффективность, можно рассматривать рентабельность производства и долю управленческих и коммерческих расходов в полной себестоимости [Там же, с. 67].

По данным государственной статистики, рентабельность активов предпринимательских структур Российской Федерации (без учета субъектов малого предпринимательства, по данным бухгалтерской отчетности) в 2017 г. составила 5,3%, что несколько меньше, чем 5,9% по результатам 2016 г. Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2017 г. составила 7,5% против 7,6% в 2016 г. В целом данный показатель имеет отрицательную динамику на протяжении последних 3 лет. Для более наглядного представления динамика рентабельности активов и рентабельности продаж предпринимательских структур Российской Федерации (без учета субъектов малого предпринимательства) за период 19952017 гг. представлена на рис. 2.

рентабельность активов

рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг

линейная (рентабельность активов)

линейная (рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг)

аю[-ооаон««т|11а(в1>ооо>оняпт|11я10 сэоэлаэаэоооооооооогчтнтнтнтнтн!-!!-! 0101010101000000000000000000

Год

Рис. 2. Динамика рентабельности активов и рентабельности продаж предпринимательских структур Российской Федерации (без учета субъектов малого предпринимательства) за период 1995-2017 гг. [8]

По данным рис. 2 видно, что линия тренда, построенная по значениям кривой, иллюстрирующей изменения рентабельности активов, указывает на постепенный рост показателя в течение последних 20 лет. Пик рентабельности активов российских предпринимательских структур приходится на 2006 г., когда этот показатель имел значение, превышающее 12%. Существенные падения наблюдаются в 1998, 2002, 2008 и 2014 гг., что, несомненно, обусловлено серьезными экономическими проблемами тех лет. К настоящему моменту показатель рентабельности активов вдвое больше по отношению к уровню 2014 г., что свидетельствует о постепенной стабилизации в экономике и возможности создания благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности.

Линия тренда показателя рентабельность продаж, напротив, имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о наличии негативного тренда. Пик показателя рентабельности продаж приходится на 2000 г., далее, после падения в 2002-2003 гг., он зафиксировался на уровне около 13% до 2008 г. С 2008 г. показатель рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг постепенно снижается.

По состоянию на 2017 г. удельный вес убыточных предпринимательских структур в Российской Федерации находится на уровне 26,3% (2016 г. — 29,5%; 2015 г. — 32,6%; 2014 г. —

33,0%) [8]. В последние 4 года этот показатель имеет тенденцию к сокращению, что свидетельствует об адаптации предпринимательских структур к новым условиям хозяйствования и постепенном выходе экономики из кризисной ситуации.

В связи с тем, что рентабельность продаж является одним из факторов коэффициента устойчивого роста и в то же время является фактором операционной эффективности, отрицательный тренд по данному показателю отражает негативное влияние на конкурентоспособность со стороны данного фактора. При этом, по данным государственной статистики, сумма убытка убыточных предпринимательских структур сократилась с 6118 млрд в 2014 г. до 1956 млрд руб. в 2017 г., а сумма прибыли, напротив, растет с 2008 г. по настоящее время, что в свою оказывает положительное влияние на операционную эффективность предпринимательских структур [Там же].

К интегральным хозяйственным рискам, влияющим на снижение ключевых показателей эффекта и эффективности предпринимательской деятельности, относятся риски снижения выручки и риски увеличения общих издержек, порождающие негативные отклонения выручки и издержек от ожидаемых значений [9]. Таким образом, для обеспечения результативности и эффективности деятельности предпринимательских структур необходимо применять стратегий роста выручки и компенсировать риски снижения доли рынка.

Литература

1. Тарутько О. А., Румянцева А. Ю., Полищук Е. И. Финансовые факторы, влияющие на конкурентоспособность предпринимательских структур // Проблемы современной экономики. 2017. №4 (64). C. 259-261.

2. Завьялова Л. В., Миллер А. Е. Внутренняя инфраструктура производственно-предпринимательской деятельности. Омск: Изд-во ОмГУ, 2013. 182 с.

3. Киреев Н. Н. Социальная и экономическая эффективность предпринимательской деятельности // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. № 9 (101). С. 29-32.

4. Тарутько О. А. Анализ и уточнение категорийно-понятийного аппарата теории конкурентоспособности предпринимательских структур // Развитие финансовых отношений в период становления цифровой экономики: матер. Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбУТУиЭ, 2018. С. 297-306.

5. Карамышева Д. Р., Куряева Г. Ю. Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективности производства в рыночных условиях // Экономика. Менеджмент. Человек. 2017. № 3. С. 58-64.

6. Кунин В. А. Превентивное управление предпринимательскими рисками промышленных предприятий. СПб.: Изд-во СПбАУЭ. 2009. 192 с.

7. Кунин В. А., Тарутько О. А. Система показателей конкурентоспособности предпринимательских структур // Проблемы современной экономики. 2018. № 1 (65). С. 65-68.

8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.06.2018).

9. Кунин В. А. Превентивное управление рисками промышленного предпринимательства: дис. ... д-ра экон. наук. СПб.: СПбАУЭ, 2011. 399 с.

References

1. Tarut'ko O. A., Rumyantseva A. Yu., Polishchuk E. I. Finansovyye faktory, vliyayushchiye na konkuren-tosposobnost' predprinimatel'skikh struktur [Financial factors that impact the competitiveness of entrepreneurial structures]. Problemy sovremennoy eko-nomiki, 2017, no. 4 (64), pp. 259-261.

2. Zav'yalova L. V., Miller A. E. Vnutrennyaya in-frastruktura proizvodstvenno-predprinimatel'skoy

deyatel'nosti [Internal infrastructure of production fi and business activities]. Omsk: OSU Publ., 2013. ^

182 p. s

3. Kireyev N. N. Sotsial'naya i ekonomicheskaya ef- g fektivnost' predprinimatel'skoy deyatel'nosti [Social i and economic efficiency of business activities]. Vest- s nik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye x nauki, 2011, no. 9 (101), pp. 29-32.

4. Tarut'ko O. A. Analiz i utochneniye kategoriyno- 5 ponyatiynogo apparata teorii konkurentosposobnosti m predprinimatel'skikh struktur [Analysis and clari- 5 fication of the category-conceptual apparatus of the > theory of competitiveness of business structures]. 2 In: Razvitiye finansovykh otnosheniy v period sta- fE novleniya tsifrovoy ekonomiki. Mat. mezhdunar. < nauch.-prakt. konf. (St. Petersburg, 1 marta 2018 g.) i= [The development of financial relations in the period 31 of the establishment of the digital economy. Proc. s Int. sci.-pract. conf. (St. Petersburg, 1 March, o 2018)]. St. Petersburg: SPb. Univ. of Manag. Technol. h and Economics, 2018, pp. 297-306. Available at: https : //www. spbume. r u/file/pages /1197/The_ development_of_financial_relations_in_the_period_ of_the_establishment_of_the_digital_economy.pdf.

5. Karamysheva D. R., Kuryayeva G. Yu. Pribyl' i ren-tabel'nost' kak osnovnyye pokazateli effektivnosti proizvodstva v rynochnykh usloviyakh [Profit and profitability as the main indicators of production efficiency in market conditions]. Ekonomika. Me-nedzhment. Chelovek, 2017, no. 3, pp. 58-64.

6. Kunin V. A. Preventivnoye upravleniye predprini-matel'skimi riskami promyshlennykh predpriyatiy [Preventive management of business risks of industrial enterprises]. St. Petersburg: SPb. Acad. of Management and Economics, 2009. 192 p.

7. Kunin V. A., Tarut'ko O. A. Sistema pokazateley konkurentosposobnosti predprinimatel'skikh struktur [The system of competitiveness indices of entre-pre neurial structures]. Problemy sovremennoy eko-nomiki, 2018, no. 1 (65), pp. 65-68.

8. Official website of the RF Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru. Accessed 25.06.2018. (in Russ.).

9. Kunin V. A. Preventive risk management of industrial entrepreneurship. Dr. econ. sci. diss. St. Petersburg: SPb. Acad. of Management and Economics, 2011. 399 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.