Научная статья на тему 'Анализ динамики несоответствий в системах менеджмента качества'

Анализ динамики несоответствий в системах менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
291
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Федорова Д.А., Быкова Ю.М., Жирнова Е.А.

Анализируется динамика несоответствий систем менеджмента качества выявляемых в ходе аудитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики несоответствий в системах менеджмента качества»

Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»

7) меры безопасности при проведении испытаний;

Данная методика отвечает требованиям таких нормативных документов, как:

- технические условия предприятия;

- ГОСТ Р 51565-2000 «Энергосбережение. Приборы холодильные электрические бытовые. Эффективность энергопотребления. Методы определения»;

- ГОСТ Р 52161.1-2004 «Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Часть 1. Общие требования»;

- ГОСТ Р 52161.2.24-2007 «Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Часть 2.24. Частные требования для холодильных приборов, морожениц и устройств для производства льда»;

- ГОСТ Р 52161.2.34-2009 (МЭК 60335-2-34-2000) «Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Частные требования к мотор-компрессорам»;

- ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»;

- ИСО 5155:1995 «Бытовое холодильное оборудование. Шкафы для хранения замороженных продуктов. Холодильники для пищевых продуктов. Характеристики и методы испытаний»;

- ИСО 8187:1991 «Приборы холодильные бытовые. Холодильные шкафы. Характеристики и методы испытаний».

С другой стороны, проведенные маркетинговые исследования показывают, что во время эксплуатации изделия потребителем проявляется ряд дефектов. Основными, по мнению потребителей, являются:

- капли на задней стенке холодильной камеры;

- шум компрессора во время работы;

- намерзания на испарителе в холодильной или морозильной камерах;

- хрупкость некоторых комплектующих, в частности облицовок (передних панелек к ящикам), преимущественно в морозильной камере и дверных ручек.

Следует отметить, что такое явление, как капли на задней стенке холодильной камеры являются нормой и носят название «плачущий испаритель». В то же время, намерзания на испарителе в холодильной камере не редко действительно являются дефектом. Они могут быть связаны с браком или ошибкой при сбор-

ке. Визуальный осмотр холодильника каждый раз при его выходе на нужную температуру позволят выявить данные дефекты на этапе проведения испытаний и принять соответствующие меры по предотвращению его появления в будущем.

Но не стоит забывать, что есть случаи, когда в возникновении дефекта виноват сам потребитель. Самый яркий тому пример - неправильная эксплуатация изделия потребителем (например, в помещениях с повышенной влажностью). Чтобы избежать возникновения неприятных последствий потребителю достаточно соблюдать пункты руководства по эксплуатации.

Также, было установлено, что существующая методика имеет еще ряд недостатков:

- отсутствие закрепленного нормативной документацией порядка проведения испытаний;

- отсутствие строгих требований к классу точности используемых при испытании приборов;

- присутствие значительной доли субъективности при обработке данных со стороны инженеров и лаборантов при проведении испытаний.

Таким образом, в результате проведенных исследований необходимым представляется предложить следующие рекомендации:

1) закрепление в методике строго определенного порядка проведения испытаний бытового холодильного оборудования;

2) установку новых современных счетчиков электроэнергии с более высоким классом точности для более точного определения энергопотребления испытуемого оборудования;

3) автоматизацию снятия показаний испытываемых изделий с целью исключения человеческого фактора.

Кроме того, в методику следует добавить пункты по расчету энергопотребления и определению класса энергоэффективности. Также следует добавить требования по экологической безопасности комплектующих и материалов.

Все выше изложенные меры направлены на повышение степени доверия и привлекательности холодильников на фоне другой конкурентной продукции.

© Торгашева А. А., 2012

УДК 658.74

Д. А. Федорова, Ю. М. Быкова Научный руководитель - Е. А. Жирнова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НЕСООТВЕТСТВИЙ В СИСТЕМАХ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Анализируется динамика несоответствий систем менеджмента качества выявляемых в ходе аудитов.

В настоящее время, система менеджмента качества является основой гарантией того, что предприятие способно обеспечить качество продукции в соответствии с требованиями потребителей и обязательными требованиями технических регламентов.

Система менеджмента качества отражает функционирования всех процессов организации, начиная с закупки сырья, завершая контролем готовой продукции. Поэтому сбор и анализ информации о функционировании системы менеджмента качества является

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

достоверным и важным показателем работы организации, основой для разработки мероприятий по повышению эффективности производства.

Аудит - это систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. Выделяют сертификационный аудит (далее - СА), который всегда проводится третьей стороной, а именно органом по сертификации. В случае положительного решения по результатам аудита сертифицирующий орган выдает сертификат, означающий, что данная компания соответствует требованиям стандарта ISO серии 9000.

Чтобы подтвердить дальнейшее выполнение предприятием требований вышеуказанного стандарта орган по сертификации проводит раз или два раза в год первый и второй наблюдательные аудиты, соответственно 1НА, 2НА. Эти аудиты характеризуются небольшим объемом проверяемых элементов системы менеджмента качества.

Через три года после получения сертификата соответствия проводится повторный аудит системы менеджмента качества, который называется ресертифи-кационный аудит (далее - РА). Этот аудит по объему проверки совпадает с сертификационным аудитом

Поскольку аудит -это объективный процесс получения свидетельств функционирования системы менеджмента качества, то анализ динамики несоответствий выявляемых в ходе аудитов, заслуживает пристального внимания [1].

Для выявления тенденций в составе и частоте регистрации несоответствий требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 были проанализированы результаты трехлетнего цикла аудитов системы менеджмента качества 100 компаний.

В результате анализа выделены наиболее часто встречающиеся несоответствия, выявляемые при СА 1 НА, 2НА и РА (таблица)

После сертификационного аудита среднее число несоответствий, выявляемых в ходе последующих ау-

дитов системы менеджмента качества, вначале приблизительно на треть снижается (для первого и второго наблюдательных аудитов), а затем (при ресертифика-ции) практически восстанавливается. Следует отметить, что эта зависимость в целом прогнозируема, поскольку в ходе наблюдательных аудитов выполнение требований приблизительно четверти разделов стандарта по правилам сертификации не анализируется.

Анализ динамики несоответствий показывает, что в течение сертификационного цикла наблюдается тенденция к росту числа выявляемых несоответствий в отношении следующих разделов:

4.2.4. Управление записями;

5.5.1. Ответственность и полномочия;

6.3. Инфраструктура;

7.1. Планирование создания продукции;

8.3. Управление несоответствующей продукцией;

8.5.2. Корректирующие действия.

Наблюдается тенденция к снижению числа выявляемых несоответствий в течение сертификационного цикла в отношении следующих разделов:

6.2.2. Компетентность, осведомленность и подготовка персонала;

6.4. Производственная среда;

7.5.2. Валидация процессов производства продукции и предоставления услуг;

7.5.3. Идентификация и прослеживаемость;

7.6. Управление устройствами для мониторинга и измерений;

8.2.4. Мониторинг и измерение продукции.

В ходе первого и второго наблюдательных аудитов начинают регистрироваться несоответствия в таких разделах, как:

4.2.1. Требования к документации. Общие положения;

4.2.2. Руководство по качеству;

5.5.2. Представитель руководства;

7.2.3. Коммуникация с потребителями;

7.3.5. Верификация проекта и разработки;

7.5.4. Собственность потребителя;

8.5.1. Постоянное улучшение.

Несоответствия, выявленные в ходе аудитов

Разделы СА 1НА 2НА РА Итого

4.2.3. Управление документами 49 27 33 40 149

4.1. Система менеджмента качества. Общие положения 23 15 16 18 72

7.6. Управление устройствами для мониторинга и измерений 23 4 14 10 51

6.2.2. Компетентность, осведомленность и подготовка персонала 21 11 4 17 53

6.2.1. Человеческие ресурсы. Общие положения 18 9 11 21 59

6.4. Производственная среда 17 10 9 11 47

4.2.4. Управление записями 14 9 20 33 76

8.5.2. Корректирующие действия 14 15 14 14 57

7.5.1. Управление производством продукции и предоставлением услуг 17 10 9 11 47

8.2.2. Внутренний аудит 12 11 10 8 41

7.5.5. Охранение продукции 13 11 5 6 35

5.5.2. Представитель руководства 0 0 1 1 2

8.5.1. Постоянное улучшение 0 0 1 0 1

Секция ««Метрология, стандартизация, сертификация»

Из представленных материалов совершенно не видны отраслевые отличия несоответствий в системах менеджмента, которые очевидным образом имеются и были замечены нами в ходе сбора и обработки несоответствий. Это интересное явление и планируется дальнейший анализ в этом направлении.

Библиографическая ссылка

1. Качалов В. А. Анализ несоответствий в системах менеджмента качества // Методы менеджмента качества. 2011. № 9.

© Федорова Д. А., Быкова Ю. М., 2012

УДК 621.38

Д. А. Федорова, Л. И. Оборина Научный руководитель - И. В. Трифанов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРУБ ВОЛНОВОДОВ ИЗ МАТЕРИАЛОВ С РАЗМЕРА СТАБИЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

Рассмотрены особенности повышения качества труб волноводов КВЧ-диапазона из размеростатичных материалов на никелевой основе.

Антенно-фидерная система представляет собой функциональный узел, входящий в состав радиолокационной системы и предназначенный для излучения и приема радиолокационного СВЧ сигнала. Из условий компоновки антенно-фидерных систем необходимо изготавливать нестандартные волноводы. Они используются для передачи электромагнитных колебаний. Основными параметрами волноводов являются высокая точность размеров и малая шероховатость обработки внутренних поверхностей. Выполнение этих условий при изготовлении волноводных элементов обычными методами формообразования, такими как точное литье, механическая обработка связано с большими трудностями и затратами, а в некоторых случаях и невозможно. Для уменьшения электрических потерь внутренняя поверхность волновода должна быть гладкой, беспористой, с мелкозернистой структурой, обладать хорошей электропроводностью.

При изготовлении труб волноводов из размероста-тичных материалов на никелевой основе с температурным коэффициентом линейного расширения

1

1 - 2-10-6°С

механико-пластического деформирования должна осуществляться за несколько переходов. Для обеспечения низкой шероховатости поверхности последую-

щие переходы многостороннего деформирования должны осуществляться при небольших деформированиях 0,002-0,001 мм. Между переходами рекомендуется проведение термической обработки с целью стабилизации микроструктуры и снятие напряжений. После термообработки микротвердость труб волноводов КВЧ-диапазона должна быть HV > 130-132. Следует отметить, что при изготовлении труб волноводов сечение 5,2x2,6 мм, 3,6x1,8 мм разработанными методами достигается точность профиля канала +0,02 мм, радиус сопряжения стенок 0,1 мм, шероховатость рабочей поверхности Яа < 0,2 мкм [1].

Библиографические ссылки

1. Большая энциклопедия Нефти Газа [Электронный ресурс]: 2012 год Изготовление -волновод., М. URL: http://www.ngpedia.ru/ (дата обращения 05.04.2012).

2. Исаев А. Л. Кинетические особенности электроосаждения никеля на алюминиевые сплавы : Дис. док. техн. наук, проф. Прусов Ю.В., док. техн. наук Кутьин А.М./Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева. Н., 2010. 25 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Федорова Д. А., Оборина Л. И., 2012

УДК 658.52:629.113

Е. А. Филонина Научный руководитель - А. Н. Ильин Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ

РЕЗИСТИВНОГО ГЕРМЕТИКА

Работа посвящена управлению качеством технологического процесса изготовления резистивного герметика, применяемого в свечах авиационных поршневых двигателей. Произведен анализ состава герметика и проблем его применения. Выполнен анализ, синтез и моделирование системы управления технологическим процессом изготовления резистивного герметика, а также предложена автоматизация данного технологического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.