УДК 378:338.24.004.12
Е.С. Мищенко К ВОПРОСУ ОБ АНАЛОГИИ МЕЖДУ СОДЕРЖАНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССАХ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Приведена графическая модель взаимодействия процессов системы менеджмента качества. Сравнивается деятельность в процессах системы менеджмента качества с функционированием элементов технических систем автоматического управления.
Система менеджмента качества, процессы, требования, мониторинг и измерение, анализ данных, анализ со стороны руководства, стратегический и оперативный менеджмент.
E.S. Mischenko
ANALOGY BETWEEN QUALITY MANAGEMENT SYSTEM PROCESSES ACTIVITY MAINTENANCE AND TECHNICAL SYSTEMS ELEMENTS FUNCTIONING
OF AUTOMATIC CONTROL
The article presents a graphic model of interaction of processes of system of a quality management. It also compares activities within processes of system of a quality management and functioning of elements of technical systems of automatic control.
Quality management system, processes, requirements, monitoring and measurement, the analysis of data, the analysis from a management, strategic and operative management.
В процессе освоения новых знаний, в том числе, при обучении студентов, а также при повышении квалификации и переподготовке специалистов предприятий, полезным оказывается использование аналогий между изучаемыми материалами и уже известными слушателям сведениями. В частности, для лучшего понимания назначения, последовательности и взаимодействия процессов системы менеджмента качества (СМК), разрабатываемых и сертифицируемых по требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [1], на наш взгляд, полезным является сравнение содержания деятельности в рамках процессов СМК с функциями, выполняемыми элементами технических систем автоматического управления.
Графическая модель, иллюстрирующая взаимосвязь и последовательность взаимодействия процессов СМК, представлена на рис. 1.
Подготовка входных данных для анализа со стороны руководства ведется при осуществлении процесса «8.2. Мониторинг и измерение», включающего в себя подпроцессы: «8.2.1. Удовлетворенность потребителей»,
«8.2.2. Внутренние аудиты (проверки)»,
«8.2.3. Мониторинг и измерение процессов»,
«8.2.4. Мониторинг и измерение продукции».
Если в ходе выполнения процесса «8.2. Мониторинг и измерение» выявлено несоответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [1] или требованиям внутренней документации [2, 3] СМК образовательной организации, то приступают к выполнению подпроцесса «8.5.2. Корректирующие действия» и процесса «8.3. Управление несоответствующей продукцией».
Да нные от внешних потребителей
Процессы СМК
4. Система менеджмента качества
5. Ответственность руководства
6. Менеджмент ресурсов
7. Процессы жизненного
цикла продукции
7.1. Планирование процессов жизненного цикла продукции
7.2. Процессы, связанные с
7.3. Проектирование и разработка
7.5. Производство и обслуживание
Рис. 1. Взаимодействие процесса «5.6. Анализ со стороны руководства» с другими процессами СМК
Если несоответствующую образовательную услугу или ее результаты можно исправить, то вносят изменения в методику работы преподавателя и в учебные материалы, а потребителям образовательной услуги (например, студенту) предоставляется возможность изучить плохо освоенные учебные материалы самостоятельно или с участием преподавателя, что показано на рис. 1 в виде стрелки, входящей в прямоугольник «Процессы СМК. Объекты менеджмента» напротив процесса «7.5. Производство и обслуживание». Если же несоответствующую образовательную услугу невозможно исправить, то ее предоставление прекращают. Отметим, что в случае, когда студент (слушатель) не справляется с изучением пропущенных им учебных материалов, то ему предоставляют возможность повторного обучения, например, после выхода из академического отпуска, либо его отчисляют из университета.
Если несоответствие еще не возникло, но в ходе выполнения процесса «8.2. Мониторинг и измерение» выявлено потенциальное несоответствие, то приступают к выполнению подпроцесса «8.5.3. Предупреждающие действия».
Результаты мониторинга и измерений с выхода подпроцессов 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3 и 8.2.4, а также сведения о выполнении процесса «8.3. Управление несоответствующей продукцией» и подпроцессов «8.5.2. Корректирующее действие» и «8.5.3. Предупреждающее действие», поступают на вход процесса «8.4. Анализ данных» в виде отчетов руководителей подразделений по форме, предусмотренной требованиями подпроцесса «5.6.2. Входные данные для анализа».
Результаты анализа данных в виде отчета представителя руководства (подготовленного сотрудниками отдела управления качеством по требованиям к подпроцессу «5.6.2. Входные данные для анализа» и содержащего проект решения по форме требований подпроцесса «5.6.3. Выходные данные анализа») предоставляют ректору университета, а затем заслушивают на заседании ученого совета (совета по качеству) университета.
Выходные данные анализа со стороны руководства - обсужденные, скорректированные и утвержденные на Ученом совете (совете по качеству), могут предусматривать:
- изменения перечня исключений требований раздела «7. Процессы жизненного цикла продукции (процесс «1.2. Применение» на рис. 1);
- уточнения перечня, последовательности и взаимодействия процессов СМК; размеры выделяемых ресурсов; изменения, касающиеся мониторинга и измерений; предложения по улучшению критериев и методов обеспечения результативных процессов СМК (процесс «4.1. Общие требования» на рис. 1);
- задания, касающиеся необходимости переработки документации (процесс «4.2. Требования к документации» на рис. 1);
- изменения, относящиеся к выполнению процессов «5.1. Обязательства руководства», «5.2. Ориентация на потребителя», «5.3. Политика в области качества»,
«5.4. Планирование» и «5.5. Ответственность, полномочия и обмен информацией»;
- решения, относящиеся к выделению ресурсов (раздел «6. Менеджмент ресурсов» на рис. 1);
- изменения, необходимые для улучшения осуществления процессов измерения, мониторинга и анализа (процесс «8.1. Общие положения» на рис. 1);
- задания по выполнению подпроцесса «8.5.1. Постоянное улучшение», также представленного на рис. 1.
Все перечисленные в предыдущем абзаце процессы, шестой раздел и подпроцесс (начиная с «1.2. Применение» и вплоть до «8.5.1. Постоянное улучшение») направлены на то, чтобы улучшить результативность (и эффективность) всех процессов СМК, показанных в правой части рис. 1 внутри прямоугольника «Процессы СМК» и представляющих собой объекты менеджмента (управления).
Для сравнения на рис. 2 представлена графическая модель комбинированной системы автоматического управления (САУ). Такие системы широко используют при решении задач технического управления качеством процессов и их продукции.
Рис. 2. Взаимодействие составных частей систем автоматического управления, используемых при техническом управлении качеством
На рис. 2 объект управления представлен в виде прямоугольника. В качестве примера такого объекта можно представить себе помещение (комната, салон автомобиля, микроклиматическая камера для проведения испытаний электронной аппаратуры и т.п.), в котором надо поддерживать постоянную температуру хвых = const. Этот объект (с одним выходом хвых) имеет, как правило, несколько входов. В качестве примеров таких входов на рис. 2 показаны:
xj, - расход теплоносителя, подаваемого в устройство отопления УО; х2у - расход хладагента (например, фреона), подаваемого в устройство кондиционирования УК воздуха;
х\ - температура воздуха снаружи объекта; х2 - интенсивность солнечного излучения;
х3,...,хП - другие факторы, влияющие на хвых, например, на температуру в помещении (это могут быть, например: x3d - поток теплого или холодного воздуха через открытую форточку; хП - степень открытия или закрытия штор, защищающих помещение
от нагрева солнечными лучами или от потерь тепла через стекла окон); легко можно представить себе и другие примеры входов объекта управления.
Для обеспечения успешного управления входы объекта обычно подразделяют на две группы:
1-я группа - это так называемые управляющие воздействия, т.е. это те входы, которые позволяют наиболее успешно (сильно) воздействовать на выход хвых объекта; в нашем случае это xly (расход теплоносителя в отопительной системе) и х^ (расходы
хладагента в системе кондиционирования);
2-я группа - так называемые возмущающие воздействия, т.е. это те входы, которые тоже влияют на выход хвых объекта, однако, либо у нас нет возможности изменять эти входы (например х\ - температура воздуха снаружи объекта), либо это входы, например,
х2 (степень открытия форточки), которые слабее влияют на выход хвых объекта, чем
управляющие воздействия (поток теплоносителя х1у через систему отопления или поток хладагента х2у в системе кондиционирования воздуха).
Рассмотрим работу комбинированной системы автоматического управления (САУ) подробнее. Прежде всего отметим, что эта комбинированная САУ состоит из двух подсистем:
- подсистема, работающая по принципу отклонения управляемой величины хвых от заданного значения; в составе этой подсистемы происходит следующее: 1) измерительный блок ИБ1 измеряет значение управляемой величины хвых и преобразовывает эту величину в сигнал у1 = кхМ5; 2) элемент сравнения ЭС1 сравнивает сигнал у1 с заданным значением
у1 (поступающим от задающего устройства ЗУ1); 3) формирующий закон управления блок ФЗУБ (в зависимости от разности сигналов в1 = у1 - ухд) вырабатывает сигнал Е1, поступающий на исполнительное устройство ИУ1; 4) на выходе ИУ1 вырабатывается управляющее воздействие х1у (на входе устройства отопления УО), изменение которого
обеспечивает поддержание необходимого значения величины хвых в объекте;
- подсистема, работающая по принципу отклонения главного возмущения от стандартного значения; блок ИБ2 этой подсистемы измеряет значение главного возмущающего воздействия х! и преобразует эту величину в сигнал у2 = к2 х1; блок ЭС2
сравнивает сигнал у2 с заданным значением у^ (формируемым задающим устройством ЗУ2); блок ФЗУБ, в зависимости от разности в2 = у2 - у^, по заданному закону вырабатывает сигнал Е2 на выходе блока ФЗУБ и, в итоге, формирует (на входе устройства кондиционирования УК) управляющее воздействие ху (например, изменяет
поток хладагента в системе кондиционирования воздуха), понижая или повышая температуру хвых в помещении.
Отметим, что в холодное время года главную роль (в поддержании управляемой величины хвых на заданном уровне) выполняет первая подсистема. Вторая подсистема обеспечивает измерение главного возмущающего воздействия х1 (температуры
окружающего воздуха) и, при достижении этой температурой (в жаркую погоду) некоторого верхнего порогового значения, ФЗУБ прекращает работу отопительного устройства и обеспечивает в дальнейшем снижение температуры в помещении (в зависимости от фактического значения сигнала хвых на выходе объекта) за счет работы устройства кондиционирования. Однако, при понижении температуры окружающей среды ниже определенного нижнего порогового значения, прекращается работа устройства кондиционирования и дальнейшее управление температурой хвых вновь обеспечивается только за счет отопительного устройства.
В результате сравнения содержания рис. 1 с информацией, представленной на рис. 2, легко заметить следующую аналогию.
Видно, что подпроцессы:
- «8.2.1. Удовлетворенность потребителей»,
- «8.2.2. Внутренние аудиты (проверки)»,
- «8.2.3. Мониторинг и измерение процессов»,
- «8.2.4. Мониторинг и измерение продукции»,
представляющие собой составные части процесса «8.2 Мониторинг и измерение», являются аналогами измерительных блоков ИБ1 и ИБ2, осуществляющих измерение управляемой величины хвых и главного возмущения х\. Можно сказать, что подпроцессы 8.2.1
и частично 8.2.4 измеряют (оценивают) положение дел преимущественно вне организации, а подпроцессы 8.2.2, 8.2.3 и частично 8.2.4 - измеряют (оценивают) положение дел внутри организации.
Процесс «8.4. Анализ данных» решает задачи, аналогичные функциям элементов ЭС1 и ЭС2, осуществляющих сравнения фактических значений сигналов у1 и у2 с
заданными значениями у1( и у2, то есть в ходе выполнения процесса «8.4. Анализ данных» происходит сравнение информации (поступающей с подпроцессов 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, 8.2.4, 8.5.2, 8.5.3 и с процесса 8.3) о фактическом положении дел в СМК с требованиями к процессам СМК (сформулированным в [1], в Политике и в Целях в области качества, а также в других внутренних документах [2,3] СМК организаций).
Процесс «5.6. Анализ со стороны руководства» является аналогом блока ФЗУБ, формирующего необходимые законы управления, например, двухпозиционный, трехпозиционный, пропорциональный, пропорционально-интегральный или какой-либо другой. Можно утверждать, что в ходе выполнения процесса «5.6. Анализ со стороны руководства» происходит разработка и утверждение планов мероприятий и назначение ответственных исполнителей, которые будут осуществлять необходимые меры по формированию менеджерских и управляющих воздействий на все процессы СМК.
Показанные справа от процесса «5.6. Анализ со стороны руководства» группа процессов 1.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 8.1, раздел «6. Менеджмент ресурсов» и подпроцесс «8.5.1. Постоянное улучшение» - являются аналогами исполнительных устройств ИУ1 и ИУ2. Именно в ходе выполнения этих перечисленных выше процессов, раздела «6. Менеджмент ресурсов» и подпроцесса «8.5.1. Постоянное улучшение» разрабатывают и осуществляют необходимые менеджерские и управляющие воздействия на все процессы СМК, являющиеся объектами менеджмента и показанные в правой части рис. 1.
Рассмотренное выше содержание деятельности в процессах СМК обеспечивает стратегический менеджмент качества в организации. Кроме этого, на рис. 1
штрихпунктирной линией выделены процесс «8.3. Управление несоответствующей продукцией» и подпроцессы «8.5.2. Корректирующие действия» и
«8.5.3. Предупреждающие действия», используемые для осуществления оперативного менеджмента выявленных несоответствий и возможностей для улучшения. Следует отметить, что в составе отдельных блоков-элементов технических САУ часто используются локальные автоматические подсистемы, например, в состав ФЗУБ. В этом смысле оперативный (быстрый) менеджмент выявленных несоответствий и возможностей для предупреждения несоответствий (путем выполнения процесса 8.3 и двух подпроцессов 8.5.2 и 8.5.3, выделенных на рис. 1 штрихпунктирными линиями), можно рассматривать как аналог локальных подсистем управления, используемых в составе технических САУ.
Опыт практического использования изложенного в статье материала в составе методик преподавания, применяемых на кафедрах «Автоматизированные системы и приборы», «Менеджмент организации» при работе как со студентами, так и со слушателями, направленными предприятиями на переподготовку и повышение квалификации в ТГТУ, свидетельствует о полезности такого подхода, обеспечивающего условия для быстрого изучения, понимания и освоения специфики осуществления деятельности в процессах СМК организации.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Система менеджмента качества. Требования. М.: ИПК «Издательство стандартов», 2004. 26 с.
2. Пономарев С.В. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. 248 с.
3. Пономарев С.В. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин и др. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. 248 с.
Мищенко Елена Сергеевна -
Mishchenko Elena Sergeyevna -
кандидат экономических наук, Candidate of Sciences in Economics,
доцент кафедры «Менеджмент организации» Assistant Professor the Department Тамбовского государственного of «Management of an Enterprise»
технического университета of Tambov State Technical University
Статья поступила в редакцию 20.10.08, принята к опубликованию 10.12.08