Научная статья на тему 'Проведение внутреннего аудита на предприяии'

Проведение внутреннего аудита на предприяии Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
5970
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Граб В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проведение внутреннего аудита на предприяии»

Граб В.П.

ПРОВЕДЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА НА ПРЕДПРИЯИИ

В условиях динамического развития отечественного и международного рынка, всеобщей глобализации экономики, в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию, решающим фактором для существования и развития любой компании является качество выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. При этом параметры качества должны неизменно соответствовать мировым стандартам. Многие производители стремятся подтвердить это соответствие с помощью независимых сертификационных органов путем получения сертификатов качества серии ИСО 9000.

Во многих странах мира вопросам обеспечения качества, современным методам управления производством, в том числе через создание систем менеджмента качества, уделяется первостепенное внимание. Разработка систем менеджмента качества предприятий и организаций в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 является не самым легким, но одним из наиболее надежных путей обеспечения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, необходимым условием деятельности организации в рамках международного сотрудничества.

Для получения сертификата качества разработанная система менеджмента качества любой организации должна проходить процедуру сертификации, т.е. подтверждать третьей независимой стороной того факта, что деятельность компании действительно соответствует требованиям стандарта ИСО 9001. Сертификация системы качества (аудит СМК) сама по себе не может обеспечить повышение качества. Она всего лишь показывает другим субъектам рынка, что система качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и эффективно функционирует, обеспечивая стабильное и высокое качество продукции и услуг предприятия.

История развития аудита охватывает сравнительно небольшой промежуток времени; считается, что аудит в современном понимании начал формироваться в середине XIX века, поэтому до сих пор не существует общепринятых однозначных определений аудиторской деятельности. Р.Адамс определяет аудит как «независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом». В США Комитетом по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров сформулировано следующее определение: «Аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих учреждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным пользователям».

В книге ДЖ. Робертсона «Аудит» это определение звучит следующим образом: «Аудит- это системный

процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям». Кроме того, в этом же источнике приведено распространенное определение аудита как процесса уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Э.Аренс и ДЖ. Лоббек характеризуют аудит как процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

На основе приведенных определений можно выделить следующие черты, характеризующие сущность аудита:

это определенный процесс, осуществляемый независимым аудитором имеющим соответствующие полномочия;

аудит состоит в сборе, анализе и оценке информации о деятельности какой- либо системы (субъекта);

целью аудита является выражение мнения аудитора о соответствии исследуемых действий и (или) показателей установленным критериям;

результаты аудита предназначены для удовлетворения информационных потребностей заинтересованных пользователей.

Эти особенности характеризуют аудит в общем смысле и подходят к определению всех видов независимой экспертизы, существующих в настоящее время в развитых странах (аудит финансовых отчетов, аудит систем качества продукции, экологический аудит и др.). Виды аудиторских проверок, проводимых на предприятии, представлены на рисунке 1.

Аудит системы менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9000- систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени соответствия согласованным критериям (рис. 2.).

Рисунок 1. Виды аудиторской проверки системы качества.

Результативность н эффективность:

- ф ункцио нированне процессов -эффективность использования

ресурсов

-применение статистических методов вправления процессами -использование информационных технология Качество продукции:

-отношение с потребителями -адекватность и точность измерений

-анализ данных затрат на качество

-деятельность по улучшению характеристик процесса -анализ возможности улучшения процесса -возможность непрерывного улучшения процесса

Рисунок 2. Процесс аудита

Эффективным мероприятием при внедрении системы менеджмента качества (СМК) является проведение предсертификационного аудита (предаудита) сотрудниками службы качества предприятия. Проверка осуществляется по программе, используемой сертификационными органами, но имеет ряд особенностей:

- оценка состояния СМК совмещается с консультированием руководителей и сотрудников предприятия. по особенностям общения с аудиторами.

- по отдельным аспектам деятельности СМК проверка ведется более тщательно и широко, чем сертификационный аудит, при этом классификация несоответствий на значительные и незначительные не проводится, а сами несоответствия и корректирующие действия по ним обязательно согласуются с сотрудниками проверяемого подразделения;

- возможность использовать результаты предаудита также и как средство улучшения СМК предприятия, так как обычно служба качества вносит предложения по совершенствованию отдельных ее процессов (элементов), при этом учитываются, в том числе и рекомендации, высказанные сотрудниками проверяемых подразделений. Проведенный предаудит позволяет руководителям и специалистам предприятия устранить выявленные недостатки и получить уверенность в том, что созданная система функционирует и способна пройти сертификационный аудит.

- сотрудники обмениваются опытом в части адаптации требований стандарта к СМК предприятия, получают возможность стороннего, но дружественного взгляда на созданную и внедренную систему. Анализ несоответствий, выявляемых при обычных аудитах и предаудитах, показывает совпадение наиболее типичных несоответствий, что подтверждает эффективность предаудита, соответствие используемых методов подходам, принятым авторитетными органами при сертификации СМК.

Характерной особенностью предаудита является достаточно большое число выявляемых несоответствий, что объясняется лучшим знанием специфики конкретного предприятия консультантами и специалистами службы качества, разрабатывавшими систему с «нуля». При этом в форме уведомлений и в приложении к отчету о проведенном аудите фиксируются факты, которые в большинстве случаев обходятся сертификационным аудитом (они не могут быть квалифицированы как несоответствия), но в тоже время являются принципиально важными с точки зрения дальнейшего совершенствования СМК.

Проведенный анализ показывает, что последующий сертификационный аудит выявляет, существенно меньше несоответствий и замечаний, чем в случае подготовки СМК к сертификации только силами специалистов предприятия.

Таким образом, проводимый предаудит, позволяет гарантировать успешное проведение сертификационного аудита и одновременно выявить возможности дальнейшего совершенствования разработанной СМК.

Предсертификационный аудит систем менеджмента качества состоит из следующих этапов:

1 - организация работ;

2 - анализ документов системы менеджмента качества организации - заявителя.

3 - подготовка к аудиту (проверке) «на месте»;

4 - проведение аудита (проверки) «на месте» и подготовка акта по результатам аудита.

Схема проведения предсертификационного аудита системы менеджмента качества приведена на рисунке 3

Объектами, в первую очередь подвергаемые проверкам, являются действующие на предприятии процессы.

Входами и выходами процессов могут являться как оборудование, материалы, комплектующие компоненты, так и информация, энергия, финансовые и другие ресурсы. Входные и выходные показатели процесса измеряются и анализируются для принятия своевременных управленческих решений и дальнейшего улучшения деятельности организации.

Для визуализации процессов СМК необходимо (перед проведением аудита) выбрать средства графического представления, наиболее наглядно и доступно дающие представление о последовательностях и взаимодействиях операций и зонах ответственности. Пример графического описания процессов СМК представлен на рисунке 4.

Организация работ:

-назначение руководителя группы аудита: -определение целей, области распространения и критериев;

-определение возможностей аудита: определение группы по аудиту ;

-начальный контакт с проверяемой организацией

Анализ документов:

-анализ соответствующих документов системы менеджмента, включая записи и определение их

Подготовка к аудиту* «на месте»: -планирование аудита «на месте»; -определение работы для групп по аудиту; -подготовка рабочей документации:

Аудит «на месте» и подготовка акта:

-проведение предварительного совещания;

-обмен информацией на время аудита: -роль и ответственность:

-сбор и проверка данных;

-получение наблюдений, свидетельства аудита;

-подготовка акта по аудит\г: -подготовка заключительного совещания;

-заключительное совещание; -\лвеожленне и оассылка акта.

Рисунок 3. Схема проведения предсертификационного аудита системы менеджмента качества.

Рисунок 4. Графическое представление процессов СМК

В процессе планирования аудиторской проверки следует предусмотреть беседы с владельцем или руководителем процесса и при необходимости - с поставщиком или потребителем процесса.

Для успешного проведения беседы важно правильно выбрать способ формулирования вопроса. В таблице №1 приводятся типы вопросов, которые могут возникнуть в практике аудитора и примеры их формулирования (выбор того или иного типа вопроса зависит от конкретной цели беседы и ситуации, в которой она ведется).

Типы вопросов

Таблица 1

Тип вопроса Определение и примеры

Закрытый Вопрос, ответ на который предполагает только «да» или «нет»

Открытый Вопрос, ответ на который предполагает не только «да» или «нет»

Наводящий (закрытый) Вопрос, наводящий на ответ или содержащий готовый ответ

Альтернативный Вопрос, ответом на который может быть один из противоположных вариантов

Утверждающий Вопрос, содержащий утверждение

Персонифицирующий Вопрос, ответ на который предполагает оценку деятельности личностей

Разъясняющий Вопрос, требующий разъяснения, подтверждения

Затрудняющий общение Вопрос, создающий барьер в общении

Примечание: предпочтительными типами вопросов для аудитора являются открытый и разъясняющий. Не

рекомендуется использовать - наводящий, альтернативный, утверждающий и затрудняющий общение. Недопустимым в работе аудитора является персонифицирующий тип вопроса.

В ходе беседы аудитор должен опираться только на те свидетельства собеседника, которые подтверждаются соответствующими фактами. В противном случае они носят субъективный характер и поэтому крайне затруднительны для использования в аудиторских доказательствах.

В ходе беседы следует использовать вопросы, начинающиеся со слов «Что?», «Кто?», «Когда?», «Почему?» и «Не могли бы Вы мне это показать, пожалуйста?».

Вопрос «Что?» подразумевает ответ, раскрывающий понимание собеседником предмет обсуждения.

Вопрос «Кто?» подразумевает ответ, раскрывающий какое должностное лицо, выполняет обсуждаемую работу.

Вопрос «Где?» подразумевает ответ о месте выполнения работы.

Вопрос «Почему?» подразумевает ответ, раскрывающий причину события.

Вопрос «Не могли бы Вы мне это показать?» дает возможность аудитору получить наглядное подтверждение той информации, которая содержится в ответах собеседника.

Вопросы аудитора не должны носить предвзятый характер. Рекомендуемый органами по сертификации СМК перечень вопросов при проведении аудитов приведен в конце статьи. Данные вопросы используются внутренними аудиторами при проведении внутренних проверок, естественно, что при этом учитывается специфические особенности деятельности предприятий.

Аудитор не должен сам отвечать на поставленные им вопросы.

В ходе беседы не рекомендуется применять терминологию непонятную собеседнику. Если возникает необходимость использования специального термина, то его смысл должен быть разъяснен собеседнику.

Аудитор должен подытожить полученную в ходе беседы информацию, сформулировать главные (позитивные и негативные) впечатления и спорные моменты. Допустимо позволить собеседнику прочесть, сделанные аудитором, замечания.

Информация, полученная в ходе беседы, должна анализироваться путем ее сопоставления с информацией на данную тему, полученной из бесед с другими сотрудниками, и личными наблюдениями аудитора. Доказательство

Каждое доказательство аудитора должно быть подкреплено соответствующими записями, констатацией фактов или иной информацией, полученной в ходе аудиторской проверки.

Главными требованиями к аудиторскому доказательству являются его достоверность и достаточность. Достаточность доказательства определяется его полнотой, что в большой мере зависит от объема собранной информации. Несоблюдение требований к доказательству обеспечивает результат аудиторской проверки.

Всякая аудиторская проверка, ввиду ограниченности времени и ресурсов, ведется с использованием выборочного метода сбора доступной информации. Аудитор должен соотносить применение выборочного метода с имеющей место в данных обстоятельствах степенью доверия к полученной информации.

Сбор доказательств является основным из наиболее важных и сложных моментов в работе аудитора. Положения, знание которых необходимо аудитору при сборе доказательств:

доказательство составляет основу аудиторского заключения и, следовательно, без необходимых доказательств такое заключение не может быть достоверным;

доказательства могут считаться объективными, если они содержат информацию, которая может быть признана как правдивая, основанная на фактах и полученная путем наблюдения, измерения, испытаний и других средств;

принимая доказательства о соблюдении процедур (инструкций), аудитор должен быть уверен, что эти процедуры будут соблюдаться и в будущем, по крайней мере, до следующей аудиторской проверки;

надежность аудиторского доказательства зависит от многих факторов, но прежде всего от степени его подтверждения и квалификации аудитора;

чем надежнее доказательство, тем ниже уровень риска ошибочного аудиторского заключения.

Аудитор не несет ответственности за предоставленную ему сотрудниками проверяемого подразделения информацию, так как это не входит в его обязанности. Но он должен сомневаться в достоверности получаемой информации. В случае возникновения сомнений аудитор должен запросить дополнительную информацию с тем, чтобы принять надежное решение о достоверности информации.

В случаях, если полученных свидетельств недостаточно для подтверждения соответствия, главный аудитор должен поставить об этом в известность заместителя генерального директора по качеству с целью определения последующих действий. Такими действиями могут быть: пересмотр плана проверки, ее

прекращение или изменение цели проверки.

Анализ

Анализ позволяет аудитору расчленить проверяемую деятельность на более простые части и установить взаимоотношение этих частей. Анализ дает возможность отделить существенное от несущественного, свести сложное к простому, выстроить логическую цепь рассуждений.

Анализ может рассматриваться и как самостоятельный метод работы аудитора, и как составная часть наблюдения, опроса, доказательства и оценивания.

В тех случаях, когда получаемые аудитором данные имеют количественную форму (например, данные результатов технического контроля, данные о количестве обнаруженных несоответствий, данные о причинах несоответствий и др.) их целесообразно представлять и анализировать с помощью статистических методов.

Оценивание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты оценивания могут быть использованы аудитором для: утверждения в ходе аудиторской проверки;

решения о способности объекта аудиторской проверки выполнять установленные требования; установления характера последствий обнаруженного несоответствия; установления возможности улучшения; заключения по результатам аудиторской проверки.

При любом оценивании существует вероятность неправильной (ошибочной) оценки и, как следствие, неверного заключения по результатам аудиторской проверки. Для того чтобы уменьшить вероятность непра-

вильной оценки аудитора необходимо использовать объективные данные, прежде всего основанные на измерениях.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

1 Система менеджмента качества

1.1 Определены ли процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение на предприятии?

1.2 Как распределены ответственность и полномочия лиц высшего руководства и главных специалистов?

1.3 Какое подразделение предприятия осуществляет контроль за функционированием СМК?

1.4 Актуализируется ли своевременно на предприятии "Руководство по качеству"?

1.5 Имеется ли внедренная система по контролю и распределению документов?

1.6 Имеется ли перечень, в котором перечислены документы?

1.7 Кто и как определяет потребность в документах?

1.8 Как проводятся возможные изменения в документах?

1.9 Изымается ли аннулированная документация?

1.10 Обеспечена ли возможность полного доказательства выполнения требований по качеству с помощью зарегистрированных записей?

1.11 Как хранятся и архивируются записей в подразделении?

1.12 Определено ли письменно, кто отвечает за регистрацию записей?

1.13 Определены ли на предприятии затраты на качество и определены ли виды затрат?

2 Ответственность руководства

2.1 Существует ли принципиальное заявление руководства, ясно определяющее политику в области менеджмента качества на предприятии?

2.2 Где задокументирована "Политика в области качества", кто отвечает за ее формирование, как доводится до персонала?

2.3 Как гарантируется информация всех сотрудников о политике в области менеджмента качества и ее соблюдение?

2.4 Назначен ли уполномоченный от высшего руководства, который постоянно контролирует соблюдение требований стандартов ГОСТ РВ 15.002 , ГОСТ Р ИСО 9001.

2.5 Документированы ли полномочия различных подразделений, их функциональная ответственность и ответственность руководящих работников?

2.6 Существует ли и своевременно актуализируется организационная схема предприятия?

2.7 Документированы ли структура СМК, полномочия и ответственность?

2.8 Кому подчиняется ОТК?

2.9 Регулярно ли оценивается пригодность и эффективность СМК руководством предприятия?

2.10 Регистрируются ли данные анализа СМК со стороны руководства?

3 Менеджмент ресурсов

3.1 Существует ли обученный и компетентный персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции?

3.2 Определены ли основные требования к персоналу, выполняющему существенные для обеспечения качества работы?

3.3 Имеются ли планы обучения персонала предприятия?

3.4 Организовано ли обучение на предприятии?

3.5 Каким образом документируются проведенные мероприятия по обучению?

3.6 Достаточны ли средства для обеспечения контроля от планирования эскиза до сервиса?

4 Процессы жизненного цикла продукции

4.1 Спланированы и разработаны ли процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции?

4.2 Существует ли инструкция, регулирующая проведение работ по анализу контракта?

4.3 Как осуществляется координация подразделений, участвующих в анализе контракта?

4.4 Как проверяются требования заказа относительно ясности, недвусмысленности и возможности выполнения?

4.5 Проводится ли регистрация данных по анализу контракта?

4.6 Как осуществляется взаимосвязь с потребителем?

4.7 В какой форме осуществляется эта связь?

4.8 Имеются ли планы этапов проектирования и разработки продукции с установленными на них ответственностью за каждую проводимую работу?

4.9 Как осуществляется организационно-техническое взаимодействие между разными группами?

4.10 Каким образом определяются и документируются входные проектные данные?

4.11 Кто принимает решение о необходимых компромиссах при планировании (при уточнении) противоречащих друг другу требований?

4.12 Как документально оформляются выходные проектные данные?

4.13 Как проводится анализ выходных документов до выпуска их на проектирование?

4.14 На каких стадиях проектирования планируется проводить официальное документирование анализа результатов проекта?

4.15 Где регистрируются данные анализа проекта?

4.16 На каких стадиях проектирования проводятся проверки на соответствие выходных данных проверяемой стадии проекта входным требованиям этой стадии?

4.17 Ведутся ли протоколы данных проверок?

4.18 На какой стадии, как и кем осуществляется оценка проекта?

4.19 Как проводятся изменения проекта?

4.20 Проводится ли оценка поставщика материала?

4.21 Существует ли перечень поставщиков материалов?

4.22 Регистрируются ли данные о качестве поставляемой продукции?

4.23 Ведется ли регистрация удовлетворяющих потребителя поставщиков?

4.24 Кто следит, чтобы закупочные документы содержали точное описание заказанной продукции?

4.25 Проводится ли проверка закупленной продукции на предприятии поставщика материалов?

4.26 Как поступают с материалом не должного качества, закупленным предприятием?

4.27 Как проходит процедура оформления контракта (договора) на закупку продукции?

4.28 Как осуществляется приемочное испытание материала?

4.29 Кто отвечает за подготовку производства к выпуску новой продукции?

4.30 Имеется ли документация, регламентирующая порядок проведения работ по подготовке производства к выпуску новой продукции?

4.31 Имеются ли планы подготовки производства новой продукции?

4.32 Обеспечены ли рабочие места необходимой конструкторско-технологической документацией?

4.33 Как изымаются из обращения устаревшие документы и документы, требующие корректировки?

4.34 Проводится ли контроль за соблюдением технологических процессов?

4.35 Проводится ли контроль за соблюдением установленных требований к условиям производства (окружающая среда, вакуумная гигиена, энергоносители)?

4.36 Как проводится контроль за состоянием технологического оборудования, оснастки, инструмента и приспособлений?

4.37 Как проводится контроль технического обслуживания оборудования, оснастки, инструмента и приспособлений?

4.38 Как организовано проведение необходимого ремонта оборудования?

4.39 Как обеспечивается неснижаемый запас инструмента, "дублеров" оснастки и приспособлений?

4.40 Как убедиться, что оборудование находится в рабочем состоянии?

4.41 Каковы действия персонала в случае отклонения производственных процессов от установленных требований?

4.42 Как осуществляется проверка технических знаний обслуживающего персонала?

4.43 Документированы ли условия хранения материалов, полуфабрикатов, изделий, инструментов, оснастки?

4.44 Имеется ли инструкция по транспортированию материалов, полуфабрикатов, инструмента?

4.45 Определены ли ответственные лица за хранение материалов, полуфабрикатов, инструмента?

4.46 Существует ли перечень особых материалов, используемых в производстве?

4.47 Имеются ли специальные инструкции по обработке и хранению особых материалов?

4.48 Как маркируются и охраняются такие материалы?

4.49 Планируется ли ритмичность изготовления продукции и как она обеспечивается?

4.50 Имеются ли в технологической документации указания на используемые специальные (особо ответственные) процессы и специфические требования по их выполнению и контролю?

4.51 Имеется ли перечень таких процессов в подразделении?

4.52 Применяются ли карты статистического контроля и регулирования на важнейших технологических операциях?

4.53 Обеспечивается ли идентификация:

- изделий на всех этапах жизненного цикла;

- применяемых материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

- применяемой конструкторско-технологической документации;

- применяемого оборудования и оснастки;

- результатов контроля и испытаний;

- характеристик и параметров производственного процесса; производственного персонала?

4.54 Какие используются методы маркировки?

4.55 Можно ли по маркировке определить этапы изготовления изделия?

4.56 Возможно ли проследить процесс изготовления в обратном направлении?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.57 Проводится ли регистрация идентификации изделия или партии?

4.58 Какие транспортные средства применяются в подразделении для перемещения продукции внутри

подразделения и при отправке готовой продукции на склад сбыта?

4.59 Установлена ли ответственность работников за качество выполняемой работы?

4.60 Каковы условия хранения готовой продукции в подразделении?

4.61 Назначено ли ответственное лицо за хранение продукции на складе, приемку продукции на склад и отпуск ее со склада?

4.62 Проводится ли периодический контроль и перепроверка продукции при хранении?

4.63 Регистрируются ли результаты контроля?

4.64 Как проводится упаковка и маркировка готовой продукции?

4.65 Проводится ли контроль качества упаковки, регистрируются ли его результаты?

4.66 Учитываются ли требования потребителя в документации на упаковку?

4.67 Предусмотрена ли идентификация и способ складирования продукции, находящейся на консервации?

4.68 Проводится ли периодический контроль хранения такой продукции?

4.69 Кто отвечает за соблюдение графика поставок продукции?

4.70 Существует ли перечень всех имеющихся средств измерения и контроля?

4.71 Имеется ли сводная картотека используемого КИО и ИО?

4.72 Имеются ли план - графики:

- поверки и калибровки КИО;

- аттестации ИО;

- технического обслуживания КИО и ИО;

- ремонта КИО и ИО?

4.73 Ведутся ли записи о выполнении план - графиков?

4.74 Хранятся ли данные результатов проверок как доказательство проведенного контроля?

4.75 Какие предпринимаются меры в случае сомнений в показаниях приборов?

4.76 Кто принимает решение относительно дальнейшего использования таких приборов?

4.77 Какими документами должны быть укомплектованы КИО и ИО при поставке?

4.7 8 Как идентифицируются КИО и ИО, а также их состояние?

4.7 9 Имеются ли инструкции по хранению, транспортированию и эксплуатации КИО и ИО?

4.80 Как проверяются квалификация персонала, обслуживающего КИО и ИО?

5 Измерение, анализ и улучшения

5.1 Определена ли целесообразность использования статистических методов на определенных этапах жизненного цикла продукции?

5.2 Распределены ли ответственности и полномочия между должностными лицами и подразделениями при выборе, разработке (при необходимости), обучении и применении статистических методов?

5.3 Как регулярно проводятся внутренние проверки качества?

5.4 Как планируется проведение внутренних проверок качества?

5.5 Какой персонал задействован в проведении проверок качества?

5.6 Как документально оформляются внутренние проверки качества?

5.7 Кто осуществляет корректирующие мероприятия?

5.8 Как оцениваются результаты корректирующих мероприятий?

5.9 Как осуществляется контроль продукции при поступлении на предприятие?

5.10 Имеется ли перечень материалов, подлежащих входному контролю?

5.11 Каков порядок запуска в производство материалов, полуфабрикатов, и комплектующих, поступающих на предприятие?

5.12 Идентифицируется ли поступившая на предприятие продукция, чтобы в случае несоответствия требованиям ее можно было снять с производства?

5.13 Проводится ли идентификация состояния (статуса) входного контроля, обеспечивающая однозначное разделение проверенной и непроверенной продукции?

5.14 Где и как регистрируются данные входного контроля?

5.15 Предусмотрена ли процедура запуска в производство непроверенной продукции, а также ее идентификация и возврат (в случае выявления в последующем несоответствий)?

5.16 Имеются ли графики проведения испытаний продукции на предприятии?

5.17 Как осуществляется регистрация результатов испытаний?

5.18 Кто принимает решение по возврату изделий от потребителя в случае получения отрицательных результатов на испытаниях?

5.19 Проводится ли промежуточный контроль операций?

5.20 Оформляются ли результаты промежуточного контроля?

5.21 Подвергается ли окончательному контролю готовая продукция?

5.22 Составляются ли протоколы о результатах окончательного контроля?

5.23 Можно ли по протоколам определить, что изделие отвечает предъявленным к нему требованиям в отношении конструкции и эксплуатации?

5.24 Как хранятся результаты окончательного контроля?

5.25 Обеспечено ли однозначное разделение проверенной и непроверенной продукции, а также соответствующей и несоответствующей?

5.26 Какими средствами идентифицируется статус контроля и испытаний?

5.27 Как осуществляется учет несоответствующих изделий?

5.28 Кто имеет полномочия для извлечения несоответствующей продукции из процесса производства?

5.29 Где хранится несоответствующая продукция?

5.30 Кто отвечает за хранение несоответствующей продукции?

5.31 Как проводится анализ и обследование несоответствий?

5.32 Кто принимает решение о дальнейших операциях с несоответствующими изделиями?

5.33 Предусмотрено ли проведение повторного испытания изделий после ремонта или дополнительной обработки?

5.34 Протоколируются ли ремонтные работы изделий, возвращенных от потребителя как несоответствующие?

5.35 Доводится ли до сведения потребителей результаты обработки зарекламировавших изделий?

5.36 Какие используются методы контроля СМК и анализа результатов?

5.37 Какова форма отчетности по результатам контроля СМК?

5.38 Кем и как принимаются решения по корректирующим воздействиям?

5.39 Составляются ли программы качества, какие, на какой срок?

5.40 Проводится ли идентификация отчетов по качеству?

5.41 Осуществляется ли периодический анализ зарегистрированных данных о качестве с целью выявления тенденций изменения качества и характеристик видов и причин несоответствий?

5.42 Каков порядок планирования, оформления, регистрации и организации проведения корректирующих и предупреждающих действий?

5.43 Проводится ли контроль за реализацией корректирующих и предупреждающих действий и оценка их эффективности?

5.44 Проводятся ли изменения в производственных процессах и документации по результатам проводимых работ?

5.45 Имеется ли классификатор типовых видов, причин и механизмов отказов изделий для всех стадий жизненного цикла?

5.46 Установлены ли действия персонала по устранению и предупреждению причин дефектов и отказов?

5.47 Кто несет ответственность за проведение корректирующих и предупреждающих мероприятий?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.