Научная статья на тему 'Система менеджмента качества, оперативный контроль и анализ образовательного процесса'

Система менеджмента качества, оперативный контроль и анализ образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КАЧЕСТВА / УРОВНИ ОБРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ / QUALITY SYSTEM / LEVELS OF DATA PROCESSING AND TAKING THE DECISION / FEEDBACKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестаков Александр Леонидович, Сидоров Александр Иванович, Шефер Леопольд Анатольевич, Гичкина Екатерина Васильевна

В работе рассматривается система менеджмента качества образования Южно-Уральского государственного университета. Оценка образовательного процесса в системе производится с помощью информационной системы «Универис», представляющей текущую и рубежную информацию о возникающих несоответствиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестаков Александр Леонидович, Сидоров Александр Иванович, Шефер Леопольд Анатольевич, Гичкина Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the quality management system of South Ural State University. In the system the estimation of educational process is performed with the help of the information system Universis providing current and boundary information about arising discrepancies.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества, оперативный контроль и анализ образовательного процесса»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОРМ

УДК 371.03-057.17

А.Л. Шестаков, А.И. Сидоров, Л.А. Шефер, Е.В. Гичкина

Система менеджмента качества, оперативный контроль и анализ образовательного процесса

В работе рассматривается система менеджмента качества образования Южно-Уральского государственного университета. Оценка образовательного процесса в системе производится с помощью информационной системы «Универис», представляющей текущую и рубежную информацию о возникающих несоответствиях.

The article considers the quality management system of South Ural State University. In the system the estimation of educational process is performed with the help of the information system "Universis” providing current and boundary information about arising discrepancies.

Ключевые слова: система качества, уровни обработки и принятия решений, обратные связи.

Key words: quality system, levels of data processing and taking the decision, feedbacks.

Развитие непрерывного образования требует решения широкого спектра проблем, в которых обеспечение и контроль качества играют существенную роль. Проблемы качества образования существуют на всех уровнях процесса обучения и одним из признанных подходов к решению данной проблемы, по нашему мнению, является создание и успешное функционирование системы менеджмента качества (СМК). Способы контакта с рынком образовательных услуг, специфика структуры и управления вузом накладывают индивидуальные особенности на формирование систем управления качеством образовательного процесса, несмотря на единую идеологию их построения.

Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) претерпел в последние годы кардинальные изменения, выразившиеся как в количественном росте, так и в глубоких качественных преобразованиях. Из традиционного технического вуза оборонной направленности ЮУрГУ превратился в универсальное образовательное учреждение с широким спектром образовательных услуг. В настоящее время базовый университет насчитывает 26 факультетов и 13 филиалов, в которых обучается более пятидесяти пяти тысяч студентов. Различная направленность факультетов (от

аэрокосмического до лингвистического) при широком разнообразии специальностей в каждом из них формирует индивидуальные особенности, как в плане управления, так и в плане общения с образовательным рынком, проведении научных работ, финансировании отдельных сторон деятельности. Эти особенности вносят свои коррективы при формировании системы управления качеством.

В основу формирования СМК университета положены международные стандарты серии 180 9000 : 2000,

трансформированные к образовательным процессам. Структура управления вузом представлена в виде главной системы, представляющей университет в целом, и подсистем, включающих отдельные факультеты и филиалы (рис.1).

Рис. 1. Структура управления вузом

Главная система (первый уровень) представлена: ректором, ректоратом, отделами и структурами, обеспечивающими функционирование образовательного процесса в рамках вуза. Она регламентируется руководством по качеству и системой необходимых документов, которые обеспечивают деятельность образовательного процесса вуза и его системы СМК. Рассмотрены вопросы обеспечения обратных связей, позволяющих оценивать состояние процесса, проводить поиск несовершенств и осуществлять их устранение. Основные координирующие функции в рамках вуза возложены на

отдел управления качеством образовательного процесса

подчиненный высшему руководству.

Основные задачи отдела качества:

• формирование университетской системы управления качеством и координация работ по факультетским системам качества;

• разработка и корректировка основных стандартов системы,

регламентирующих деятельность по основным направлениям

образовательного процесса;

• контроль их выполнения, анализ, рекомендации руководству;

• контроль и оценка организации обеспечения образовательного процесса, проведение аудитов;

• контроль подготовки персонала по вопросам качества;

• контроль работы факультетских комиссий по качеству;

• получение информации от факультетов о состоянии дел по качеству, проведение ее анализа;

• представление общей картины деятельности системы и достигнутых результатов;

• информирование высшего руководства, подготовка предложений по несоответствиям, их устранению и пути усовершенствования.

Второй уровень - системы менеджмента качества подразделений (факультетов, филиалов), задача которых связана с непосредственной реализацией и улучшением образовательных процессов.

Подсистемы СМК, представляемые факультетами, содержат все структурные составляющие, определяющие их состав (декан, деканат, кафедры, лаборатории и взаимосвязи как внутренние, так и внешние). Деятельность подсистемы СМК регламентируется руководством по качеству факультета и системой необходимых документов вузовской СМК, дополненной внутренними документами. Существенное внимание уделено системе обратных связей студент - преподаватель - кафедра, ведущая предмет - выпускающая кафедра - деканат -вузовские структуры обеспечения образовательного процесса, на которую возложены задачи поиска несоответствий, оценка их уровня, поиск путей устранения и не повторения в дальнейшей деятельности. Рассмотрены процедуры связи кафедр и деканата с образовательным рынком (в рамках вузовской СМК).

Оперативная работа факультетских СМК возложена на постоянные комиссии по качеству факультета во главе с деканом.

Основные задачи факультетских комиссий по качеству:

• формирование факультетской системы управления качеством;

• коррекция по месту применения и внедрение на факультете стандартов предприятия (вуза) и собственных стандартов, контроль их выполнения;

• подготовка персонала факультета по вопросам качества, организация единой команды;

• налаживание и контроль обратных связей по образовательному процессу факультета;

• анализ полученных данных и информирование руководства факультета и отдела качества;

• установление и анализ несовершенств, поиск путей их устранения и улучшения образовательного процесса.

Информация о состоянии и показателях качества образовательного процесса от отдела качества поступает руководству университета, на основе которых с учетом внешних воздействий (ситуация на рынке абитуриентов, требования и возможности рынка труда) формируются близкие и перспективные планы.

Контроль работы этих комиссий осуществляется отделом по качеству вуза в рамках постоянного совместного взаимодействия. Аудиты деятельности структур, обеспечивающих образовательный процесс, осуществляются комиссией, включающей членов из состава администрации, отдела по качеству, комиссии по качеству соответствующего факультета.

Состояние образовательного процесса в университете оценивается по двум дополняющим друг друга направлениям.

Первое направление связано с промежуточными (в течение семестра) и рубежными (в конце семестра) анализами уровня подготовки студентов, которое проводится с помощью разработанной и внедренной информационной системы «Универис» - (рис. 2).

Вычислительный центр "Универис

(База данных, модуль расчета, результаты)

1 _ _4______________________________ .

Информация об уровне подготовки студентов в ходе реализации образовательного процесса является существенной составляющей в системе управления качеством вуза и связана с рубежными периодами процесса, такими как промежуточные тестирования, промежуточные аттестации и зачетно-экзаменационные сессии. Получаемые данные позволяют оценивать текущее состояние образовательного процесса и выявлять его несовершенства, которые требуют установления причин, их анализа и устранения.

1. Система «Универис» обеспечивает возможность интеграции различных модулей между собой, позволяет установить внутренние связи между данными разных модулей через хранилище данных. Одной из возможностей системы является анализ экзаменационной сессии, и составление различных отчетов по ним.

Информация по рубежному контролю из деканатов 26 факультетов и 13 филиалов поступает в соответствующую базу данных и соответствующим образом структурируется. В соответствии с запросом производится выбор и обработка информации. Оператор в зависимости от уровня анализа может запросить данные по абсолютной и качественной успеваемости, средний балл и среднее квадратичное отклонение средних баллов по университету; такую же информацию с расшифровкой по факультетам и филиалам (с градацией, если необходимо, по бюджетным и контрактным студентам). Подобная информация позволяет оценить состояние образовательного процесса в вузе в целом. Оценить состояние процесса по факультетам и филиалам. Наметить несовершенства и при необходимости перейти к подробному анализу в конкретных подразделениях.

В качестве примера рассмотрим результаты контроля образовательного процесса в зимнюю сессию (рис. 3).

I III

м

АТ АС АРХ АК Комм Мн ММ МТ ПиФ ПС Пл СГ ФМ Ф ЭиП ЭиУ Э Ю

ВФКиС Лингв

дополнительное

обучение

'предыдущий

60 -Г

50

40 --

30 --

Рис. 3. Процент недопущеных студентов I курса на зимнюю сессию

70 т-----------------------------------------------------------------

АТ АС Арх АК Комм Лингв Мн ММ МТ ПиФ ПС Пл СГ ФМ ф эиП ЭиУ Э Ю

ФКиС

"Текущий "Предыдущий

Рис. 4. Процент недопущенных студентов II курса на зимнюю сессию

Рисунок 1 и 2 иллюстрируют процент недопущенных студентов I и II курсов в сравнении с зимней сессией прошедшего учебного года. В целом положение по данному показателю в университете улучшилось. Однако несколько факультетов (АТ, Ак, ФКиС) существенно увеличили процент недопусков на II, III, IV и V курсах.

4

3

2

Ю А Предыдущий

М

А М

М Си П ф

Текущий уч.год

Рис. 5. Сравнение средних баллов по факультетам в зимние экзаменационные сессии

Результаты сдачи экзаменов, представленные средними баллами факультетов, показывают (рис. 5), что положение с уровнем подготовки студентов по сравнению с прошлым годом в целом улучшилось, но указанные факультеты ухудшили свои показатели и оказались в зоне риска (3-3,5 балла).

Средние квадратичные отклонения средних баллов (рис. 6) для факультетов АК и АТ существенно выше допустимых, это свидетельствует о нестабильности образовательного процесса и наличии дисциплин с высокими и низкими средними баллами. Средние квадратичные отклонения средних баллов для факультета

60

50

40

30

20

10

0

9

ФКиС очень низкие и не превышает допустимого значения, что может вызывать подозрение о стабильно низком качестве образовательного процесса.

0,80

□ Фактическое СКО

I Допусти мое СКО

3,5

Рис. 6. Среднее квадратическое отклонение средних оценок по факультетам.

Зимняя экзаменационная сессия 2004-2005 учебного года

Следующий этап анализа результатов сессии осуществляется на уровне факультетов. Проводим анализ факультета ФКиС. Средние баллы по дисциплинам всех циклов (ДПП, ГСЭ, ОПД) лежат ниже критического уровня 3 балла или в зоне риска, что подтверждает стабильно низкое качество процесса (рис. 7).

3,44

3,46

3,46

3,29

3,31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3,11

3,15

3,00

3,03

3,36

3,20

3,02

3,35

3,10

3,13

2,98 2,98

2,5

2,80 2,81

2,88

2,72

©

СО

0

СО

0

5 1

ою

I?

Э

со

ЇЗ ,5Г

а) га

5- 4

ю с О

ДПП

ГСЭ

ОПД

3

Рис. 7. Средние баллы дисциплин.

Факультет ФКиС, зимняя экз. сессия 2004-2005 учебного года

Средние квадратичные отклонения средних баллов по дисциплинам выше допустимых значений, что указывает на нестабильность подготовки групп (рис. 8).

0,80

0,70

0,60

0,50

0,40

0,30

0,20

0,10

0,00

|_

о

с;

о

го

0

1 .0 с; о

I— ,

Я 2

о I

о ^

о 2

гс

|_

о

о

X

о

1=

=ггггг

I

га

X

о

ш

В

СЦ

15

ш

0

1

о

О

с

га

ср

о

I—

о

го

0

1

О

с;

о

О

О

В

гс

ср

о

с5

и

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

а 8

,Л ^ « § л В

5 | 13 |д

^ 5 о я

ОнЮ

о

Ч и

эт ^

О к

га

I

1*

о о

о ^ н ^ О гс

гс

га

I

_0

с;

го

I

о

и О Ч О Л

н

Л

Й Л. 5 ю §_|Г О с (

и:

ГС

■&

О

о

о

с;

'гМЬтк^

гс

|_

о

с;

о

СО

ДПП

ГСЭ

©

го <и

I 2

о ®

° != <и '-

5| к I

о ^ <и ю I— о

га

о

1=

0

1

га

_0 ш

0

1

о о <и ^ — д-го 8?

ОПД

п Фактическое СКО " Допустимое СКО

Рис. 8. Средние квадратические отклонения средних баллов по дисциплинам циклов ДПП, ОПД и ГСЭ. Факультет ФВиС.

Зимняя сессия 2004-2005 учебного года

Рассмотрение результатов рубежных оценок, сдачи зачетов по группам так же свидетельствует о низком уровне процесса. Отдел качества совместно с комиссией по качеству факультета готовят мероприятия, направленные на улучшение образовательного процесса.

Анализ результатов предыдущей сессии, рубежные проверки состояния подготовки студентов в течение семестра показывают низкий уровень подготовки по математике. На АК и АТ факультетах, где наблюдается нестабильность образовательного процесса и снижение средних баллов факультета (во многом за счет математики). В зимнюю сессию была проведена сдача экзамена по дисциплине «Математика» специальной комиссии.

В результате обработки результатов установлено, что на АК факультете в 18 группах первого и второго курсов средние баллы ниже допустимой границы - 3 балла (минимальное значение в одной из групп 2,06) (рис. 9).

сі сісісі сісісі сі сі сісі сісі сі сісі сісі

Рис. 9. Средние баллы групп по дисциплине Математика на АК-факультете.

Зимняя сессия

На АТ факультете из 33 групп 1 и 2 курсов в 20 группах средний балл лежит ниже допустимой границы - 3 балла, в 11 группах в критической зоне (3-3,5 балла) и только в 2 группах выше критической зоны (рис. 10).

4.50

4.00

3.50

3.00

2.50

2.00

1.50 1,00 0,50

58%

6%

6%

.2

а аа аао.

и иі— иі— ии иии

12 02 2.2

а ^

0435

33

^ сч ^ со сч ю .2 .1.2

СР і аа

N г г (А ОМ .2.1.2 о. а а

©Ю СОЮ<ЛСЧ ю г (Ч ^ г (Ч г ^ ^ ^ ^

ййо, о. сі. о. о. і о. сі. Сі

Рис. 10. Средние баллы групп по дисциплине Математика на АК-факультете.

Зимняя сессия

Эти данные наглядно иллюстрируют уровень подготовки по дисциплине. С целью поиска причин проценты полученных неудовлетворительных, удовлетворительных, хороших и отличных оценок, полученных студентами 1 курса, были сопоставлены с полученными ими баллами по математике в рамках ЕГЭ (рис. 11а, б).

21...30 31...40 41...50 51...60 61...70 71...80 81...9 91...10

_ _ _ 0 категдрия баллов ЕГЭ

и Неудовлетвор * Удовлетвор = Хорошо 0 Отлично

и-тельно и-тельно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 11а. Сопоставление баллов, полученных в сессию, и баллов ЕГЭ

Математика, АТ-факультет

Дополнительное обучение Самостоятельное обучение

21...30 31...40 41...50 51...60 61...70 71...80 81...90 91...100

категория баллов ЕГЭ □ Неудовлетвори- ■ Удовлетвори- ш Хорошо П Отлично

тельно тельно

Рис. 11б. Сопоставление баллов, полученных в сессию, и баллов ЕГЭ

Математика, АТ-факультет

Данные показали, что приемлемыми с точки зрения процента неудовлетворительных оценок (22 %) можно считать результаты, которые были получены студентами, получившими по ЕГЭ не ниже 51-60 баллов. Очевидно, что студенты, принятые с баллами по ЕГЭ ниже 51, нуждаются в дополнительной подготовке на специально организованных курсах, которые должны проводиться в самом начале первого семестра. Низкие средние баллы на втором курсе, по нашему мнению, являются следствием слабой подготовки на первом курсе.

База данных системы «Универис» включает полную информацию о студентах, начиная с момента их зачисления, обучения и защиты дипломов. Она содержит также информацию о баллах ЕГЭ, представленных при поступлении в университет. Анализ данных ЕГЭ по базовым предметам обучения и сравнение их с результатами полученными студентами на первых и вторых курсах за несколько лет (рис. 12) показывает, что уровень подготовки большинства абитуриентов низок и имеет тенденцию к снижению. Показатели ЕГЭ часто не соответствуют знаниям и умениям обучаемых. Падает желание обучаемых добиваться требуемого уровня подготовки по предметам. Результатом является существенный отсев студентов после обучения на первом, второми даже на третьем курсах.

21...30

31...40

2008 год

41...50

51...60

61...70

71...80

81...90

91...100

категория баллов ЕГЭ

□ 2005 год

Р

ис. 12. Сопоставление неудовлетворительных баллов ЕГЭ в разных года.

Дисциплина «Математика»

Проведенные исследования по математике, а так же другим предметам указывают на несогласованность школьного курса и уровня требований вузовских программ, поэтому требуется согласование образовательных программ высшего и среднего образования.

Анализ результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации производится деканатами при участии кафедр факультета. Установленные несоответствия обсуждаются на заседании кафедр, где намечаются пути их устранения и предлагаются подходы улучшения процесса. Результаты текущего контроля успеваемости рассматриваются на деканских совещаниях. Результаты промежуточной аттестации обсуждаются на Советах факультетов и филиалов, где рассматриваются причины несоответствий, предлагаемые пути их устранения и улучшения образовательного процесса. Отчеты о принятых и выполняемых

120

100

80

60

40

20

0

решениях предоставляется отделу управления качеством образования университета, который анализирует результаты по факультетам и филиалам и предоставляет результаты в сводном отчете для анализа ректорату университета. В начале каждого семестра результаты оценки знаний студентов, работа кафедр и преподавателей обсуждаются на Ученом Совете университета, где принимаются решения связанные с улучшением деятельности. Проректоры по учебной работе имеют возможность самостоятельно входить в программу и отслеживать состояние дел (результаты успеваемости) по любым специальностям, дисциплинам вплоть до отдельных групп и студентов; по отчетам отдела качества и факультетов рассматривать предложения по устранению несоответствий и улучшениям образовательного процесса.

Второе направление связано с анализом функционирования систем менеджмента качества подразделений (факультетов, филиалов). Анализ работы СМК подразделений, факультетов и филиалов проводится Отделом управления качеством образования (СМК 1 уровня) в ходе проведения внутреннего аудита. Комиссии по качеству (2 уровень) самостоятельно проводят анализ функционирование своей СМК факультета посредством проведения внутренних аудитов в своих подразделениях.

Взаимосвязь подразделений при проведении внутреннего аудита деятельность факультетов представлена на следующей схеме (рис.

13).

Рис. 13. Взаимосвязь подразделений университета

Руководитель аудиторской группы составляет план проведения внутреннего аудита, в соответствии с которым осуществляется оценка

их деятельности по приведенным на слайде пунктам. При этом рассматривается деятельность подразделения, как в области документации, так и в области ее реализации на практике (например, рассматривается документация образовательного процесса, ее содержание и конкретная его реализация в течение учебного года). В качестве примера такого плана внутреннего аудита факультета представлен план внутреннего аудита факультета «Коммерции» (рис.

14), который недавно прошел сертификацию своей системы качества на международном уровне в TUV CERT.

Дата аудита: 6-7 марта 2008 Группа аудиторов:

Место проведения аудита: ф-т Коммерции Лободенко Л.К.

Цель аудита: подтверждение соответствия требованиям документации СМК Потороко И.Ю.

Область аудита образовательная деятельность факультета Коммерции Асташова Ю.В.

Наблюдатели:

Аспекты особого внимания при аудите: Подготовка к сертификационному аудиту, оценка корректирующих мероприятий

Дата /время Процессы Элемент СМК Проверяемое подразделение/ должностное лицо Аудиторы

9.30- 10.00 Общее управление факультетом, Управление инфраструктурой. Управление производственной средой 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 7.1,6.1,6.3, 6.4, 4.2, 4.1 Декан /Каточков В.М. Лободенко Л.К. Асташова Ю.В.

10.00- 11.00 Взаимодействие с потребителем. Проектирование и разработка. Закупки, Образовательная деятельность, Управление персоналом 7.2, 7.3, 7.4. 7.5, 7.6, 8.2, 8.3, 8.4, 4.2, 6.2, 8.2, 8.3. 8.4, 8.5, 4.2 Кафедра «Технология и организация питания»/Тошев АД. Лободенко Л.К. Асташова Ю.В.

11.00- 12.00 Взаимодействие с потребителем, Проектирование и разработка, Закупки, Образовательная деятельность, Управление персоналок 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 7.6, 8.2, 8.3, 8.4, 4.2, 6.2, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 4.2 Кафедра «Товароведение и экспертиза потребительских товаров»/ Потороко И.Ю Потороко И.Ю. Лободенко Л.К.

12.00 -13.00 Взаимодействие с потребителем, Проектирование и разработка, Закупки, Образовательная деятельность, Управление персоналом 7.2, 7.3, 7.4. 7.5, 7.6, 8.2, 8.3, 8.4,4.2, 6.2, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5,4.2 Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»/ Шевелев А.Е. Лободенко Л.К. Асташова Ю.В. Потороко И.Ю.

13.00 - 14.00 Взаимодействие с потребителем, Проектирование и разработка. Подбор и оценка внештатных преподавателей. Образовательная деятельность, Управление персоналом 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 7.6, 8.2, 8.3, 8.4, 4.2, 6.2, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 4.2 Кафедра «Маркетинг и менеджмент»/ Демченко А.И Лободенко Л.К. Потороко И.Ю,

14.00 - 15.00 Взаимодействие с потребителем. Проектирование и разработка, Закупки, Образовательная деятельность. Управление персоналом 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 7.6. 8.2, 8.3, 8.4,4.2, 6.2, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5 Кафедра «Маркетинговые коммуникации» /Окольнншникова И.Ю. Асташова Ю.В. Потороко И.Ю.

15.00 - 16.00 Взаимодействие с потребителем, Проектирование и разработка. Закупки, Образовательная деятельность. Управление персоналом 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 7.6, 8.2, 8.3, 8.4, 4.2, 6.2, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 4.2 Кафедра «Экономика торговли»/ Кузменко Ю.Г Лободенко Л.К. Асташова Ю.В. Потороко И.Ю.

7 марта 2008

10.00 — 11.00 Взаимодействие с потребителем, Проектирование и разработка, Закупки, Дополнительное образование 7.2, 7.3, 7.4. 7.5, 7.6, 8.2, 8.3,8.4,4 2, 6.2, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 4.2 Центр дополнительного образования/ Максимова В.Н. Лободенко Л.К. Асташова Ю.В. Потороко И.Ю

11.30- 12.00 Проектирование и разработка, Образовательная деятельность 7.3, 7.5, 7.6,8.2, 8.3, 4.2 Учебный отдел/ Белова Л.Е. Лободенко Л.К. Асташова Ю.В.

12.00- 12.30 V Управление инфраструктурой. Управление производственной средой 6.3. 6.4, 4.2 Хозяйственный отдел/ Яковлев А.М. Поторко И.Ю. Лободенко Л.К.

12.30 -13.00 Управление инфраструктурой. Управление производственной средой 6.3, 6.4, 4.2 Инженернокомпьютерный центр/ Казанцева Г.С. Лободенко Л.К. Асташова Ю.В.

Руководитель аудиторской группы, заместитель лекана факультета Коммерции

Рис. 14. План внутреннего аудита

В плане указаны: дата, место, цель и область проведения аудита, состав группы аудиторов, дата и время, рассматриваемые процессы и их связь со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001:2001, проверяемое подразделение с указанием должностного лица и ответственные аудиторы комиссии по качеству факультета. По результатам аудита составляется отчет, в котором указаны несоответствия, пути их устранения и совершенствования процесса. Отчет рассматривается и обсуждается на заседании Совета факультета.

Наряду с внутренними аудитами СМК подразделений, проводимыми ими самостоятельно, отдел качества в соответствии с программой, составленной на учебный год, проводит аудиты факультетов и филиалов, которые являются внутренними для подразделений университета и внешними для данных подразделений. Схему взаимодействия в данной области можно представить (рис. 15).

Л.К. Лободенко

Рис. 15. Схема взаимодействий

Для реализации данной деятельности создана группа аудиторов, включающая представителей: отдела качества, учебно-методического управления, отдела делопроизводства. Курирует деятельность аудиторской группы отдел качества и проректор университета по учебной работе. По результатам аудита устанавливаются характерные несоответствия, проводится анализ причин возникновения, определяются единые корректирующие действия, материал предоставляется ректорату для анализа в виде сводного отчета по аудиту. Общие результаты обсуждаются и принимаются решения на Ученом совете.

Внутренний аудит структурного подразделения проводится в соответствии с планом внутреннего аудита, примерный план представлен на (рис. 16).

1 Проверяемое структурное подразделение: Факультет «Сервис и легкая промышленность»

2 Область аудита: Образовательный процесс

3 Цель аудита: подтверждение выполнения требований, установленных внешними и внутренними нормативными документами и частично документацией СМК

4 Срок проведения аудита (лата): 14 апрель 2008 год

5 Нормативная база Нормативные документы Федерального агентства по образованию и ЮУрГУ: Инструкция по делопроизводству; СМК ДП 04-2008 Управление несоответствующей продукцией; СМК ДП 05-2008 Корректирующие и предупреждающие действия; СМК СТУ 2.0-2006 Практика и трудоустройство студентов; СМК СТУ 3.0-2006 Исследование потребностей и удовлетворенности работодателей, студентов, преподавателей и сотрудников; СМК СТУ 4.0-2006 Анализ результатов освоения студентами программ дисциплин; СМК СТУ 5.0-2006 Разработка рабоч и к программ учебных дисциплин; СТП 3.0-2003 Требования к качеству разработки учебных планов; СТП 5,0-2003 Порядок организации учебного процесса, СТП 7.0-2003 Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса; СТП ЮУрГУ 20-2003 Учебно-метопнчеекиЙ комплекс дисциплины. Общие требования к оформлению; Положение о проведении текущего контроля успеваемости н промежуточной аттестации; Положение об организации в неучебной и воспитательной работы со студентами ЮУрГУ н.т.д.

6 Состав аудиторская группы:

Состав группы ФИО Должность

Руководитель аудиторской группы Шефер Л-А. Начальник ОУКО

Аудитор Попов М.Ю. Зам. начальника УМУ

Аудитор Гичкина Е.В. Инженер ОУКО

Аудитор Нестерова Н-С- Инженер ОУКО

Аудитор Брюхова О.В. Специалист службы делопроизводства

7 Объекты аудита:

Л Проверяемое подразделение Проверяемые элементы {пункты)СМК по ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Дата Время Аудитор ФИО собеседника

1 Вводное совещание 29,04 9.15-9.30

2 Деканат, ауд. 401 ул. Рождественского, 5, г 4.2 Требования к документации 5 Ответственность руководства б.Обеспечение ресурсами 8 Измерение, анализ и улучшение 29,04 9.30-10,30 Шефер Л . А. Попов М.Ю, Гичкина Е.В. Нестерова НС. Брюхова О.В, Лившиц Виктор Абрамович, Тарханова Наталья Петровна

3 Кафедра «Машины легкой промышленности и технология сервиса», ауд. 303 4.2 Требования к документации б,Обеспечение ресурсами 7.Этапы образовательного процесса 8 Измерение, анализ и улучшение 29,04 10.30-11.00 Шефер Л.А, Попов М.Ю. Гичкина Е.В. Нестерова Н.С. Брюхова О.В. Лившиц Виктор Абрамович

4 Кафедра «Технологии и проектирование изделий легкой промышленности», ауд. 4.2 Требования к документации б.Обеспечение ресурсами 7,Этапы образовательного процесса 8 Измерение, анализ и улучшение 29.04 11.00-11.30 Шефер Л,А Попов М.Ю. Гичкина Е В Нестерова Н.С. Брюхова О В Герасимова Нелли Ивановна

5 Кафедра «Педагогика н социальная работа», ауд 410 4.2 Требования к документации б.Обеспечение ресурсами 7, Этапы образовательного процесса 8 Измерение, анализ и улучшение 29.04 11.30-12.00 Шефер Л.А. Попов М.Ю. Гичкина Е.В. Нестерова Н.С. Брюхова О.В. Третьякова Татьяна Николаевна

і 6 Кафедра «Экономика и менеджмент сервиса», ауд. 509 4.2 Требования к документации б.Обеспечение ресурсами 7.Этапы образовательного процесса 8 Измерение, анализ и улучшение 29.04 12.00-12.30 Шефер Л А. Попов М Ю. Гичкина Е.В. Нестерова Н.С. Брюхова О.В. Израйлева Ольга Васильевна

8 Предварительное совещание аудиторов 4.2 Требования к документации б.Обеспечение ресурсами 7.Этапы образовательного процесса 8 Измерение, анализ и улучшение 29.04 13.00-13.30 Шефер Л.А. Попов М.Ю. Гичкина Е.В. Нестерова Н.С. Брюхова О,В.

9 Заключительное со вешание 4.2 Требования к документации б.Обеспечение ресурсами 7.Этапы образовательного процесса 8 Измерение, анализ и улучшение 29.04 13.30-14 00 Шефер Л. А. Попов М.Ю. Гичкина Е.В. Нестерова Н.С. Брюхова О.В.

8 Дата проставления отчета:

Руководитель аудиторской группы:

Начальник ОУКО Л.А.Шефер

Личная подпись дат*

СОГЛАСОВАНО:

Декан ВА.Лившиц

Рис. 16. План аудита

В плане указаны: проверяемое структурное подразделение, область аудита, цель аудита, сроки проведения, нормативная база, состав аудиторской группы, объекты аудита. Рассматривается деятельность факультетов и соответствующих им деканатов и кафедр в образовательной и воспитательной областях в соответствии с элементами СМК по ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Например, такими: п. 4.2. Требования к документации, п. 5. Ответственность руководства (планирование деятельности, определение ответственности и делегирование полномочий, внутренний обмен информацией, анализ со стороны руководства); п. 6. Обеспечение ресурсами (кадровый состав и его обучение, инфраструктура, производственная среда); п. 7. Этапы образовательного процесса (приемная компания, планирование учебного процесса, учебно-воспитательный процесс, содействие в трудоустройстве, связь с работодателями); п. 8. Измерение анализ и улучшение (проведение анализа всех процессов,

организация работы с неуспевающими студентами, мероприятия по корректирующим и предупреждающим действиям, улучшение деятельности).

На основании собеседований и рассмотрения документации устанавливаются несоответствия, каждое из которых представляется на отдельном листе, где сотрудники факультета или кафедр представляют с указанием сроков планируемые корректирующие действия и здесь же при последующем аудите ставится оценка результативности корректирующих действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенные на ряде факультетов аудиты позволили установить ряд несоответствий связанных с документацией, например, отсутствие программ дисциплин, проводимых обслуживающими кафедрами, что затрудняет текущий контроль и может привести к несоответствию читаемой дисциплины профилю специальности; отсутствие некоторых должностных инструкций сотрудников; отсутствие плана работы и др.

Приведенные выше результаты деятельности по анализу состояния образовательного процесса в течение учебного года показывают эффективность деятельности СМК в поиске несоответствий, устранение которых осуществляется коллективами кафедр, факультетов и филиалов. Анализ результатов образовательной деятельности в течении ряда лет показывает, что существенный отсев студентов наблюдается в основном на I и II курсах по базовым дисциплинам, таким как математика, физика, химия, теоретическая механика, сопротивление материалов и др. Отмечается существенно снизившийся уровень подготовки абитуриентов по базовым дисциплинам, которые не могут освоить вузовские программы.

По нашему мнению реализация идеи «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» должна предусмотреть:

• четкое согласование программ, стандартов всех уровней и направлений обучения;

• наличие преподавательского состава всех направлений и уровней обучения, отвечающего современным требованиям;

• введение аттестаций (экзаменов) по базовым предметам на уровнях школьного образования, начиная с четвертого (пятого) классов, что заставит обучающихся ответственно относиться к процессу накопления знаний;

• мотивацию деятельности преподавательского состава всех уровней образования;

мотивацию обучаемых, при которой получение образования, особенно по техническим направлениям, способствовало существенному повышению уровня жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.