УДК 336.221.262
И.М. Косарев
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАС «НАЛОГИ РФ»
Аннотация. В статье анализируется динамика налоговых поступлений субъектов Даль -невосточного федерального округа в 2012 г. с использованием функциональных возможностей разработанной автором информационно-аналитической системы ИАС «Налоги РФ». Выявлены зависимости между поступлениями по видам налогов и социально-экономическими показателями.
Ключевые слова: информационная система, статистические данные, налоги, налоговые поступления, структура налоговых поступлений, статистическая налоговая отчетность.
Ilya Kosarev
Представленные на сайте федеральной налоговой службы (ФНС) России формы статистических налоговых отчетностей № 1-НМ и № 1-НОМ [1] являются свободно распространяемыми и могут быть использованы для научных исследований. Несмотря на то, что статистические налоговые отчетности, размещаемые на сайте www.nalog.ru, представлены в регламентированных ФНС России формах, их сбор, обработка и дальнейший анализ в научных и учебных целях затруднителен. Поэтому для консолидации вышеперечисленных данных и упрощения их дальнейшего исследования автором была создана информационно-аналитическая система «Налоги РФ» (патент для программ ЭВМ № 2013615883 Информационно-аналитическая система региональных поступлений Российской Федерации ИАС «Налоги РФ» от 21 июня 2013 г.).
Данная ИАС позволяет существенно увеличить скорость и качество обработки исходных данных, так как создана с применением OLAP технологий обработки информации, включающей составление и динамическую публикацию отчетов на основании сложных запросов. Исходные данные для ИАС взяты из отчетов о начислениях и поступлениях налогов, сборов и иных обязательных платежей (формы 1-НМ и 1-НОМ), а также из статистических сборников, включающие данные о социально-экономических показателях для регионов [2]. Создание и использование информационно-аналитической системы «Налоги РФ» позволяет перевести проводимые исследования на более высокий качественный уровень. Существенно увеличились скорость и качество прикладных аналитических исследований в данной научной области.
Целью анализа налоговых поступлений и социально-экономических показателей субъектов Российской Федерации является выявление особенностей налоговых поступлений по видам налогов в разрезе видов экономической деятельности. С использованием ИАС «Налоги РФ» произведена выборка сведений о совокупных налоговых поступлениях (СНП) субъектов Дальневосточного федерального округа (ДВФО). В таблицах 1 и 2 представлены данные о совокупных налоговых поступлениях субъектов ДВФО в период с 2006 по 2012 гг.
© Косарев И.М., 2014
Таблица 1
Сведения о совокупных налоговых поступлениях субъектов ДВФО, 2006-2008 гг.
Код субъекта Субъект СНП, в тыс. руб.
2006 2007 2008 2009
77 Республика Саха (Якутия) 33 617 420 39 902 143 45 391 830 50 139 483
78 Камчатский край 11 239 516 13 097 749 11 534 250 13 027 817
79 Приморский край 35 665 111 41 987 564 46 338 091 46 963 164
80 Хабаровский край 33 840 128 45 721 738 49 363 774 48 483 261
81 Амурская область 13 036 983 15 711 292 21 565 034 23 688 806
82 Магаданская область 4 898 241 6 028 722 7 406 682 6 939 379
83 Сахалинская область 20 155 797 23 888 022 34 170 852 49 002 345
84 Еврейская автономная область 2 024 940 2 494 440 2 904 380 2 526 081
85 Чукотский автономный округ 4 489 804 2 574 668 8 312 240 9 310 612
Итого по ДВФО 158 967 940 191 406 338 226 987 133 250 080 948
Таблица 2
Сведения о совокупных налоговых поступлениях субъектов ДВФО, 2010-2012 гг.
Код субъекта Субъект СНП, в тыс. руб.
2010 2011 2012
77 Республика Саха (Якутия) 64 977 034 74 197 031 76 560 287
78 Камчатский край 16 129 551 18 335 613 20 684 683
79 Приморский край 54 472 322 65 704 832 70 482 528
80 Хабаровский край 61 157 989 73 626 827 88 182 827
81 Амурская область 26 433 970 28 905 889 31 809 779
82 Магаданская область 9 286 062 11 250 251 13 051 939
83 Сахалинская область 45 282 728 49 697 403 60 102 445
84 Еврейская автономная область 3 220 222 3 653 963 4 009 907
85 Чукотский автономный округ 9 317 691 13 051 635 9 329 806
Итого по ДВФО 158 967 940 250 080 948 290 277 569
С использованием инструментов ИАС «Налоги РФ» и данных о совокупных налоговых поступлениях из таблицы 1 произведем расчет цепных темпов роста совокупных налоговых поступлений для субъектов этого округа по формуле (1). В таблице 3 представлен цепной темп роста, который рассчитан по формуле (1), средний темп роста ДВФО за год (2) и средний темп роста субъекта за весь период (3).
к: =
У:
^ =
У:-1 1Я = 1
П
г ^
^ " г
(1) (2),
(3),
где 1 - период.
где п - количество субъектов в федеральном округе.
Таблица 3
Темпы роста совокупных налоговых поступлений для субъектов ДВФО, 2007-2012 гг.
Код субъекта Субъект 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Среднее
77 Республика Саха (Якутия) 1,19 1,14 1,10 1,30 1,14 1,03 1,15
78 Камчатский край 1,31 0,88 1,13 1,24 1,14 1,13 1,14
79 Приморский край 1,18 1,10 1,01 1,16 1,21 1,07 1,12
80 Хабаровский край 1,35 1,08 0,98 1,26 1,20 1,20 1,18
81 Амурская область 1,21 1,37 1,10 1,12 1,09 1,10 1,16
82 Магаданская область 1,23 1,23 0,94 1,34 1,21 1,16 1,18
83 Сахалинская область 1,19 1,43 1,43 0,92 1,10 1,21 1,21
84 Еврейская автономная область 1,23 1,16 0,87 1,27 1,13 1,10 1,13
85 Чукотский автономный округ 0,57 3,23 1,12 1,00 1,40 0,71 1,34
Среднее по ДВФО 1,16 1,40 1,08 1,18 1,18 1,08
На основании таблицы 3 построим диаграмму, отражающую средний цепной темп роста субъектов ДВФО (см. рис. 1).
1,6 1,4 1,2
1
0,8 0,6 0,4 0,2 0
2007 2008 2009 2010
Год
■Темп
2011
2012
Рис. 1. Средний цепной темп роста совокупных налоговых поступлений ДВФО, 2007-2012 гг.
Из рисунка 1 следует, что низкий цепной темп роста для ДВФО зафиксирован в 2009 и 2012 гг., а в 2008 г. - высокий (1,40). В 2007, 2010 и 2011 гг. цепной темп роста был в пределах среднего (1,16 - 1,18). Далее рассмотрим диаграмму, которая отражает цепной темп роста по субъектам (см. рис. 2).
3,5 3 2,5 2 1,5
1 -
0,5
0 -
2007 2008
■РеспубликаСаха (Якутия) ■Хабаровский край ■Сахалинская область
2009 2010
Камчатский край Амурская область ■Еврейская автономная область
2011 2012 Приморский край ■ Магаданская область Чукотский автономный округ
Рис. 2. Цепные темпы роста совокупных налоговых поступлений для субъектов ДВФО, 2007-2012 гг.
В период с 2007 по 2012 гг. все субъекты ДВФО поддерживают довольно высокий уровень среднего цепного темпа роста налоговых поступлений: Чукотский автономный округ (1,34), Сахалинская область (1,21), Хабаровский край (1,18), Магаданская область (1,18), Амурская область (1,16), Республика Саха (Якутия, 1,15), Камчатский край (1,14), Еврейская автомномная область (1,13) и Пермский край (1,12). Однако при довольно высоких показателях наблюдается нестабльность динамики совокупных налоговых поступлений. Так, например, значение для Чукотского автономного округа в 2007 г. было 0,57, в 2008 г. - 3,23, в 2009 г. - 1,12, в 2010 г. - 1,00, в 2011 г. - 1,40, а в 2012 г. - 0,71. Также по ряду субъектов наблюдается спад налоговых поступлений в период с 2008 по 2010 гг., а некоторые из них оказались индикаторами предкризисного состояния. Например, в то время, как у большинства субъектов по цепному темпу роста наблюдается спад в 2009 г., то у Еврейской автономной области, Пермского края, Республики Саха (Якутия) и Камчатского края этот показатель начал изменяться в 2007-2008 гг. На конец 2012 г. лишь Хабаровский край сохранил и немного увеличил свой темп роста налоговых поступлений (1,20). Наиболее интересным в плане анализа темпа роста налоговых поступлений оказался Чукотский автономный округ, так как в данном регионе наблюдался скачкообразный цепной темп роста: в 2007 г. -0,57, в 2008 г. - 3,23, в 2009 г. - 1,12, в 2010 г. - 1,00, в 2011 г. - 1,40 и в 2012 г. - 0,71.
С использованием программного инструментария НАС «Налоги РФ» был проведен корреляционный анализ (коэффициенты корреляций Пирсона и Спирмена с уровнем значимости а<0,05) для выявления зависимости между налоговыми поступлениями по видам налогов и социально-экономическими .
В качестве социально-экономических показателей использовались численности общего, занятого, безработного и экономически активного населения, износ основных фондов, инвестиции в основной капитал, индекс потребительских цен, стоимость основных фондов, уровень безработицы, уровень собираемость налоговых поступлений, фактическое конечное потребление домашних хозяйств на территории субъектов. Анализ коэффициентов корреляции показал, что наблюдается сильная зависимость для стоимости основных фондов и инвестиций в основной капитал между такими видами налогов, как государственная пошлина, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, земельный налог, налог на имущество организаций, транспортный налог и упрощенная система налогообложения. Зависимость для налога на прибыль организаций между стоимостью основных фондов и инвестициями в основной капитал меньше, чем с другими налогами. Коэффициент корреляции в общем случае варьируется в пределах от 0,75 до 1. Отсюда можно сделать вывод: чем больше инвестиций в основной капитал, тем выше уровень налоговых поступлений и, как следствие, выше стоимость основных фондов.
Также в ряде случаев были выявлены отрицательные значения данного коэффициента для численности занятого и общего населения. Это свидетельствует о том, что при увеличении налоговых совокупных поступлений по определенному виду налога наблюдается уменьшение численности населения. Использование коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволило оценить степень нелинейной зависимости показателей. В качестве примера рассмотрим коэффициенты ранговой корреляции Спирмена для Чукотского автономного округа (см. рис. 3) и Амурской области (см. рис. 4) и отобразим их с помощью метода корреляционных плеяд.
С Износ осн. фондов )
Рис. 3. Корреляционные плеяды для Чукотского автономного округа
1) 11=1 Р=0,ООО
2) 11=1 Р=0,000
3)11=1 Р=0,006
4) 11=0,93 Р=0,00б
5) 11=1 Р=0,000
6) 11=0,89 Р=0,012
7) 11=1 Р=0,000
8) 11=0,93 1М1.002
9) 11=0,93 1М1.006
10) 11=0,93 РК1.006
11) 11=0,79 Р=0,048
12) 11=0,93 Р=0,006
13) 11=0,79 Р=0,034
14) 11=0,79 Р=0,034
15) 11=0,93 Р=0,002
16) 11=1 Р=0,002
17) 11=1 Р=0,002
18) 11=0,93 РК1.002
19) 11=1 Р=0,006
20) 11=1 Р=0,012
21) 11=1 Р=0,000
22) 11=-0,89 М.002
23) 11=-1 Р=0,00<2
24) 11=-1 Р=0,0(И
25) 11=-0,93 М.ООб
26) 11=-1 Р=0,0(И
27) 11=-1 Р=0,002
28) 11=-1 Р=0,002
Таким образом, анализ коэффициентов корреляции с использованием ИАС «Налоги РФ» позволяет увидеть налоговую составляющую экономики региона и показать влияние налогов на основ -ные социально-экономические показатели субъектов Российской Федерации.
Библиографический список
1. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Статистический сборник . - М., 2012.
Рис. 4. Корреляционные плеяды для Амурской области