Научная статья на тему 'Методический подход к типологии регионов по уровню диверсифицированности отраслевых структур'

Методический подход к типологии регионов по уровню диверсифицированности отраслевых структур Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
149
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ / УРОВЕНЬ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОСТИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кофанов А.А.

Рассмотрены основные тенденции развития существующих подходов к экономической типологии регионов. Предложена методика ранжирования субъектов федерации на основе оценки уровня диверсифицированности региональных экономик. Методика, изложенная в работе, позволит усовершенствовать существующие подходы к государственной структурной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический подход к типологии регионов по уровню диверсифицированности отраслевых структур»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД КТИПОЛОГИИ РЕГИОНОВ ПОУРОВНЮ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОСТИ ОТРАСЛЕВЫХ СТРУКТУР

А. А. КОФАНОВ,

кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии

E-mail: zrazilov@mail.ru Российский государственный торгово-экономический университет (Краснодарский филиал)

Рассмотрены основные тенденции развития существующих подходов к экономической типологии регионов. Предложена методика ранжирования субъектов федерации на основе оценки уровня диверсифицированности региональных экономик. Методика, изложенная в работе, позволит усовершенствовать существующие подходы к государственной структурной политике.

Ключевые слова: диверсификация, государство, структурная политика, экономическая типология, классификация региональных экономических систем, уровень диверсифицированности.

В современной экономической литературе и публикациях научно-исследовательских центров существует ряд подходов к типологии регионов. Целесообразно рассмотреть общую тенденцию развития данных подходов.

Экономические типологии основаны на системах показателей регионального развития: валового регионального продукта, среднедушевых доходов, производственной структуры, роли базовых отраслей в специализации регионов. Экономические региональные типологии непосредственно зависят от систем ценообразования, свойств используемых показателей, достоверности общенациональной и региональной статистики, границ, выделяемых при типологии регионов, для которых ведется сопоставление показателей.

В ряде публикаций российских исследовательских центров осуществляется ранжирование субъектов Федерации по таким показателям, как покупательная способность заработной платы и

доходов, соотношение между доходами, заработной платой, пенсией и прожиточным минимумом, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, степень дифференциации населения по уровню дохода и т. д. [7].

За основу классификации регионов мы предлагаем использовать уровень диверсифицированности региональных экономик. Методика данного подхода предполагает глубокий анализ отраслевой структуры регионов.

Отраслевая структура ВРП была изучена по видам экономической деятельности за 2007 г. (в процентах), с использованием статистических данных [13] 83 регионов Российской Федерации, и сделан вывод, что в связи с существованием ряда объективных факторов межрегионального различия сравнение абсолютных показателей деятельности регионов представляется невозможным (без осуществления дополнительных расчетов).

Например, в Краснодарском крае наибольшая доля (17,9 %) в отраслевой структуре ВРП у оптовой и розничной торговли; у ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Однако, если этот показатель сравнить с отраслевыми значениями остальных регионов, то он окажется ниже среднероссийского уровня (21,2 %). В то же время гостиницам и ресторанам соответствует лишь 2,7 % ВРП региона, хотя это максимальное значение по России [2, 3].

Другим характерным примером является Мурманская область, в которой доля рыболовства и рыбоводства в отраслевой структуре ВРП зани-

мает 8,2%, уступая добыче полезных ископаемых (9,9 %), обрабатывающим производствам (27,7 %), оптовой и розничной торговле (11,6%), транспорту и связи (10,3%). При этом по объему продукции рыболовства Мурманскую область опережает лишь Камчатский край [12].

Следовательно, исходные статистические данные не отражают общей картины, так как не учитывают региональной структуры развития отраслей. Таким образом, исследование уровня диверсифицированности региональных экономик на основе анализа отраслевой структуры ВРП не представляется возможным в силу существования ряда факторов межрегионального различия: • диспропорции в уровне социально-экономического развития регионов (по ВРП, объемам инвестиций, бюджетной обеспеченности);

• различия в уровне среднедушевого потребления;

• отраслевая структура регионов по-разному реагирует на цикличность экономики;

• различия в формах государственной поддержки, инвестиционной политике [9, 14].

По мнению автора статьи, для получения более полной картины необходимо рассчитать показатель, учитывающий не только отраслевую структуру экономики, но и уровень развития отраслей в регионе в сравнении с общероссийским показателем, т.е. привести все показатели к общему знаменателю.

Таким показателем является структурный коэффициент вклада отрасли в ВРП, рассчитанный как частное отделения доли отрасли в ВРП на долю продукции отрасли в ВВП. Полученные в результате расчета значения приведены в табл. 1.

Таблица 1

ы вклада отрасли в ВРП

Регион Раздел

А В с Б Е X О Н I / К X М N О

Белгородская область 2,43 0,00 1,83 1,22 0,94 1,24 0,61 0,50 0,64 0,00 0,49 0,84 0,93 0,79 0,47

Брянская область 2,37 0,00 0,01 1,08 1,35 0,79 0,77 1,40 1,60 0,00 0,60 1,86 1,52 1,44 0,59

Владимирская область 1,78 0,00 0,04 1,72 1,53 0,89 0,66 0,90 0,92 2,88 0,58 1,42 1,15 1,18 0,88

Воронежская область 2,67 0,00 0,06 0,94 1,41 0,89 0,91 0,80 1,06 0,25 1,03 1,44 1,52 1,24 1,18

Ивановская область 1,57 0,00 0,03 1,15 2,50 0,90 0,67 1,30 1,05 0,00 0,61 2,19 1,74 2,09 1,24

Калужская область 2,08 0,00 0,05 1,52 1,15 1,14 0,73 0,70 0,77 0,00 0,79 1,63 1,48 1,38 0,76

Костромская область 2,96 0,00 0,01 1,40 2,53 0,81 0,52 0,90 0,99 0,00 0,47 1,95 1,56 1,26 0,71

Курская область 2,84 0,00 1,34 0,69 4,35 0,71 0,61 0,40 0,79 0,13 0,45 1,42 1,22 0,94 0,53

Липецкая область 1,73 0,00 0,07 2,67 0,91 1,08 0,49 0,30 0,52 0,13 0,39 0,84 0,81 0,79 0,53

Московская область 0,61 0,00 0,03 1,31 1,03 1,35 1,16 1,50 0,85 1,50 1,07 1,02 1,00 1,24 0,94

Орловская область 2,63 0,00 0,00 1,19 1,59 1,41 0,66 0,90 1,19 0,00 0,52 1,74 1,96 1,18 0,59

Рязанская область 2,29 0,00 0,04 1,34 1,62 0,78 0,81 0,70 1,15 0,00 0,60 1,70 1,52 1,26 0,59

Смоленская область 2,06 0,00 0,06 1,18 2,12 1,11 0,89 1,10 1,10 0,00 0,48 1,77 1,44 1,21 0,59

Тамбовская область 3,37 0,00 0,00 0,66 0,88 1,35 1,21 0,60 1,09 0,00 0,57 1,63 1,56 1,15 0,65

Тверская область 1,33 0,00 0,01 1,07 3,12 0,83 0,87 1,30 1,41 0,13 0,70 1,56 1,30 1,24 0,88

Тульская область 1,84 0,00 0,03 1,60 1,41 0,67 0,75 0,90 0,82 0,25 1,19 1,30 1,11 1,18 0,65

Ярославская область 1,16 0,00 0,01 1,45 1,47 0,89 0,81 1,20 1,54 0,13 0,76 1,23 1,19 1,21 0,88

г. Москва 0,00 0,00 0,00 0,79 0,68 0,52 1,85 1,10 0,87 3,00 1,79 0,56 0,63 0,62 1,88

Республика Карелия 1,12 5,00 1,17 0,83 1,09 0,70 0,67 0,90 1,56 0,00 0,64 2,02 1,48 1,50 0,82

Республика Коми 0,53 0,00 2,41 0,66 1,44 0,98 0,50 0,50 1,16 0,00 1,19 1,37 1,00 1,15 0,59

Архангельская область 0,53 4,67 1,97 0,70 0,56 2,98 0,55 0,80 1,11 0,00 0,47 1,28 1,04 1,09 0,41

В том числе: Ненецкий АО 0,06 2,00 5,65 0,01 0,21 4,68 0,03 0,60 0,27 0,00 0,19 0,35 0,33 0,26 0,12

Вологодская область 1,51 1,00 0,00 2,37 1,00 1,38 0,37 0,70 0,94 0,50 0,43 1,00 0,89 1,12 0,65

Калининградская область 0,96 6,00 1,14 0,88 0,74 1,37 0,83 1,10 0,82 0,13 0,92 1,58 1,33 1,21 1,47

Ленинградская область 1,69 0,33 0,10 1,42 2,12 2,02 0,56 0,70 1,51 0,13 0,53 0,86 0,81 0,97 0,53

Мурманская область 0,16 27,33 0,94 1,44 1,12 0,33 0,55 1,00 1,03 0,00 0,70 1,72 1,22 1,56 0,88

Новгородская область 1,67 0,00 0,01 1,63 1,44 0,92 0,76 0,80 1,30 0,00 0,48 1,40 1,19 1,26 0,71

Псковская область 1,61 0,33 0,02 1,05 1,41 0,86 0,90 1,50 1,46 0,00 0,48 2,30 1,44 1,59 1,24

г. Санкт-Петербург 0,00 0,00 0,01 1,08 1,06 1,22 1,16 1,50 1,20 1,00 1,28 0,91 1,44 1,38 2,00

Республика Адыгея 3,47 0,00 0,22 0,64 0,74 1,59 0,93 0,70 0,43 0,00 0,52 2,70 2,19 2,03 0,82

Республика Дагестан 3,59 0,00 0,10 0,22 0,44 2,76 1,13 2,70 1,24 0,00 0,28 1,40 1,85 1,06 1,00

Республика Ингушетия 2,10 0,00 0,30 0,09 0,26 1,86 0,51 0,20 1,29 0,00 0,10 7,35 2,96 1,97 0,53

Кабардино-Балкарская Республика 4,82 0,00 0,02 0,64 0,79 1,32 0,92 1,00 0,73 0,00 0,34 2,09 2,48 1,44 0,59

Окончание табл. 1

Регион Раздел

А В с Б Е X О Н I I К X М N О

Республика Калмыкия 6,24 0,00 0,31 0,09 0,85 0,86 0,38 0,60 0,83 0,00 0,50 3,84 3,00 2,29 0,88

Карачаево-Черкесская 4,76 0,00 0,18 0,70 1,50 1,29 0,66 1,10 0,48 0,00 0,59 2,28 1,81 1,85 0,76

Республика

Республика Северная 3,16 0,00 0,03 0,81 0,94 1,52 0,92 0,50 0,77 0,00 0,42 2,88 1,93 1,47 0,71

Осетия-Алания

Чеченская Республика 1,84 0,00 0,80 0,10 0,29 3,16 0,56 0,10 0,74 0,00 0,22 6,05 2,59 1,32 0,47

Краснодарский край 2,92 0,33 0,06 0,63 0,74 1,63 0,84 2,70 1,80 0,13 0,70 1,21 1,07 1,41 0,76

Ставропольский край 3,43 0,00 0,10 0,74 1,47 1,14 0,90 1,60 1,06 0,00 0,57 1,60 1,56 1,88 0,65

Астраханская область 1,43 2,33 0,29 1,05 0,94 2,59 0,43 1,50 1,43 0,00 0,78 1,58 1,33 1,44 0,71

Волгоградская область 2,22 0,00 0,55 1,38 1,12 0,81 0,76 0,70 0,82 0,13 0,98 1,21 1,00 1,12 0,53

Ростовская область 2,24 0,33 0,12 1,07 1,18 1,37 1,00 1,20 0,94 0,75 0,76 1,26 1,30 1,15 0,76

Республика Башкортостан 1,80 0,00 1,16 1,41 1,09 1,10 0,58 1,20 1,00 0,13 0,61 0,79 1,19 1,00 0,76

Республика Марий Эл 3,57 0,00 0,00 1,09 1,56 1,35 0,64 1,10 0,75 0,00 0,52 2,02 1,85 1,35 1,12

Республика Мордовия 3,43 0,00 0,00 1,34 1,62 1,71 0,63 0,50 0,68 0,00 0,48 1,70 1,41 1,06 0,53

Республика Татарстан 1,59 0,00 2,36 1,10 0,76 1,25 0,60 0,80 0,75 0,50 0,57 0,58 0,93 0,68 0,59

Удмуртская Республика 1,41 0,00 2,57 1,04 0,91 0,92 0,48 0,80 0,89 0,13 0,44 1,02 1,26 1,15 0,59

Чувашская Республика 1,92 0,00 0,01 1,31 1,68 1,76 0,79 0,70 0,86 0,38 0,66 1,28 1,44 1,38 0,82

Пермский край 0,59 0,00 1,32 1,57 1,12 0,87 0,58 0,90 0,93 0,13 0,91 0,93 1,04 1,18 0,53

Кировская область 2,27 0,00 0,03 1,27 1,38 1,00 0,59 1,20 1,25 0,00 0,64 2,00 1,67 1,71 0,82

Нижегородская область 0,96 0,00 0,01 1,65 0,97 0,98 0,98 1,00 1,00 1,13 0,95 1,12 1,00 0,94 0,47

Оренбургская область 1,76 0,00 3,56 0,76 1,03 0,78 0,44 0,60 0,75 0,00 0,37 0,79 0,78 1,06 0,29

Пензенская область 2,12 0,00 0,08 0,95 0,91 1,78 0,74 0,90 1,23 0,00 0,91 1,58 1,52 1,44 1,29

Самарская область 0,98 0,00 0,95 1,45 0,94 0,95 0,70 1,20 1,23 0,38 0,94 0,79 1,00 0,76 0,65

Саратовская область 3,22 0,00 0,32 0,90 2,35 0,95 0,68 0,80 1,21 0,13 0,70 1,37 1,52 1,18 0,59

Ульяновская область 1,88 0,00 0,24 1,12 1,29 0,92 0,91 0,50 1,29 0,50 0,77 1,47 1,33 1,26 0,76

Курганская область 3,27 0,00 0,07 0,84 0,91 0,94 0,73 1,30 1,65 0,00 0,48 2,00 1,78 1,56 0,71

Свердловская область 0,69 0,00 0,34 1,70 0,97 0,76 1,04 1,10 0,91 0,25 0,78 0,86 1,04 1,21 0,65

Тюменская область 0,20 0,00 5,26 0,11 0,59 1,00 0,61 0,70 0,68 0,75 0,70 0,42 0,44 0,53 0,29

В том числе:

Ханты-Мансийский АО 0,04 0,00 6,58 0,07 0,53 0,57 0,22 0,40 0,55 1,00 0,75 0,33 0,41 0,53 0,29

Ямало-Ненецкий АО 0,02 0,00 5,30 0,05 0,68 2,27 0,33 0,70 0,70 0,00 0,62 0,53 0,41 0,50 0,29

Челябинская область 1,33 0,00 0,10 2,10 0,76 0,94 0,75 0,70 0,93 0,25 0,62 0,88 0,96 1,06 0,59

Республика Алтай 4,14 0,00 0,12 0,20 1,12 2,08 0,41 1,00 0,54 1,38 0,48 4,16 3,37 2,41 0,88

Республика Бурятия 1,73 0,33 0,31 0,52 1,12 0,81 0,73 1,20 2,93 0,00 0,34 1,98 1,78 1,38 0,94

Республика Тыва 2,14 0,00 0,56 0,20 0,74 0,68 0,59 0,60 0,75 0,00 0,55 4,70 4,63 3,68 0,88

Республика Хакасия 1,24 0,33 0,50 1,07 3,41 1,27 0,48 0,50 1,07 0,00 0,87 1,86 1,56 1,35 0,65

Алтайский край 3,29 0,00 0,05 0,92 1,24 0,71 1,12 0,80 0,78 0,13 0,65 1,67 1,52 1,53 0,76

Забайкальский край 1,47 0,00 0,60 0,15 1,35 1,11 0,67 0,90 2,35 0,13 0,73 2,56 2,04 2,38 0,82

Красноярский край 0,88 0,00 0,33 2,61 0,94 0,87 0,34 0,70 0,89 0,13 0,52 1,02 0,96 0,91 0,47

Иркутская область 1,57 0,00 0,41 1,01 1,35 1,43 0,67 0,70 1,79 0,13 0,66 1,37 1,48 1,32 0,59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кемеровская область 0,76 0,00 2,23 1,07 1,59 0,84 0,69 1,10 0,73 0,25 0,57 1,05 1,11 1,18 0,65

Новосибирская область 1,53 0,00 0,30 0,78 0,79 0,73 0,80 1,00 1,65 0,75 1,52 1,21 1,52 1,71 0,82

Омская область 2,00 0,00 0,04 1,94 0,79 1,02 0,67 0,80 0,88 0,00 0,61 1,09 1,30 1,15 0,76

Томская область 0,94 0,33 2,34 0,88 0,68 1,13 0,48 0,70 1,08 0,00 0,92 1,12 1,41 0,97 0,76

Республика Саха (Якутия) 0,82 0,00 3,44 0,10 1,06 1,89 0,41 1,10 0,74 0,13 0,82 1,26 1,93 1,35 0,94

Камчатский край 1,10 63,00 0,32 0,39 2,09 0,84 0,53 1,30 0,60 0,13 0,44 3,49 1,93 2,21 0,82

Приморский край 1,02 19,33 0,14 0,42 1,24 0,63 1,11 1,10 1,96 0,50 0,80 2,02 1,41 1,41 0,71

Хабаровский край 1,31 4,33 0,40 0,74 1,26 1,06 0,69 0,90 1,80 0,13 0,96 1,95 1,74 1,41 0,94

Амурская область 1,63 0,00 0,46 0,21 1,91 1,79 0,67 0,70 2,48 0,13 0,58 2,02 1,63 1,59 0,71

Магаданская область 0,45 16,00 1,77 0,17 3,12 0,44 0,57 0,80 0,68 0,00 0,67 4,14 1,89 2,00 1,00

Сахалинская область 0,29 8,67 5,11 0,17 0,44 1,87 0,29 0,60 0,45 0,00 0,57 0,84 0,56 0,88 0,29

Еврейская автономная 2,69 0,00 0,08 0,36 1,71 1,95 0,47 0,70 2,51 0,00 0,35 2,49 1,37 1,76 0,76

область

Чукотский автономный 0,47 8,33 1,12 0,06 5,29 2,00 0,30 0,40 0,80 0,00 0,49 3,93 2,15 2,24 0,94

округ

По однородности значений коэффициентов можно судить о степени диверсификации или специализации региональных экономик.

Единичные высокие значения структурных коэффициентов вклада отрасли в ВРП (большой разброс показателей) свидетельствуют о специализации регионов (например, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов — на топливной промышленности), и, наоборот, чем однороднее статистическая совокупность коэффициентов, тем выше уровень диверсифицированнос-ти региональных экономик. Следует отметить, что на основании данных, представленных в табл. 1, однородность вариационного ряда присуща таким регионам, как Московская, Нижегородская, Ярославская, Самарская области, Пермский край и др. (размах вариации для них не превышает 1,65).

С целью определения однородности распределения статистического ряда проведем дисперсионный анализ, позволяющий определить средний квадрат отклонений индивидуальных значений признака от их средней величины в зависимости от исходных данных. Для расчетов следует применять формулу взвешенной дисперсии, поскольку при определении средней величины необходимо учитывать строение совокупности данных [11].

Результаты расчета дисперсии структурный коэффициент вклада отрасли в ВРП представлены в табл. 2.

Таблица 2

Дисперсия структурных коэффициентов вклада отрасли в ВРП

Продолжение табл. 2

Регион Средневзвешенное значение коэффициента Значение дисперсии

Белгородская область 0,95 0,381

Брянская область 1,00 0,363

Владимирская область 1,13 0,462

Воронежская область 1,03 0,351

Ивановская область 1,19 0,552

Калужская область 0,92 0,346

Костромская область 1,13 0,654

Курская область 1,11 1,162

Липецкая область 0,79 0,424

Московская область 1,00 0,149

Орловская область 1,03 0,437

Рязанская область 1,00 0,384

Смоленская область 1,05 0,402

Тамбовская область 1,03 0,629

Тверская область 1,11 0,458

Тульская область 0,89 0,223

Ярославская область 0,95 0,189

г. Москва 0,97 0,586

Республика Карелия 1,29 1,183

Регион Средневзвешенное значение коэффициента Значение дисперсии

Республика Коми 0,92 0,324

Архангельская область 1,21 1,256

В том числе:

Ненецкий АО 1,00 2,923

Вологодская область 0,92 0,239

Калининградская область 1,37 1,503

Ленинградская область 1,00 0,427

Мурманская область 2,68 43,866

Новгородская область 0,95 0,296

Псковская область 1,11 0,330

г. Санкт-Петербург 1,03 0,223

Республика Адыгея 1,16 0,913

Республика Дагестан 1,19 0,978

Республика Ингушетия 1,35 3,389

Кабардино-Балкарская Республика 1,19 1,533

Республика Калмыкия 1,43 2,741

Карачаево-Черкесская Республика 1,19 1,213

Республика Северная Осетия-Алания 1,11 0,757

Чеченская Республика 1,24 2,534

Краснодарский край 1,13 0,697

Ставропольский край 1,11 0,650

Астраханская область 1,16 0,422

Волгоградская область 0,92 0,239

Ростовская область 0,97 0,245

Республика Башкортостан 0,87 0,164

Республика Марий Эл 1,13 0,697

Республика Мордовия 1,08 0,708

Республика Татарстан 0,84 0,230

Удмуртская Республика 0,95 0,317

Чувашская Республика 1,03 0,330

Пермский край 0,87 0,121

Кировская область 1,11 0,394

Нижегородская область 0,92 0,132

Оренбургская область 0,81 0,637

Пензенская область 1,08 0,324

Самарская область 0,84 0,124

Саратовская область 1,05 0,680

Ульяновская область 0,97 0,223

Курганская область 1,13 0,676

Свердловская область 0,81 0,189

Тюменская область 0,84 1,532

В том числе:

Ханты-Мансийский АО 0,84 2,428

Ямало-Ненецкий АО 0,87 1,700

Челябинская область 0,81 0,253

Республика Алтай 1,56 1,873

Республика Бурятия 1,05 0,594

Республика Тыва 1,40 2,389

Республика Хакасия 1,11 0,586

Алтайский край 1,00 0,640

Забайкальский край 1,16 0,614

Окончание табл. 2

Регион Средневзвешенное значение коэффициента Значение дисперсии

Красноярский край 0,81 0,338

Иркутская область 0,97 0,245

Кемеровская область 0,87 0,228

Новосибирская область 0,97 0,266

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Омская область 0,84 0,252

Томская область 0,89 0,223

Республика Саха (Якутия) 1,11 0,629

Камчатский край 5,29 238,623

Приморский край 2,28 21,188

Хабаровский край 1,29 0,863

Амурская область 1,13 0,612

Магаданская область 2,23 14,325

Сахалинская область 1,43 5,045

Еврейская автономная 1,16 0,870

область

Чукотский автономный 1,88 4,932

округ

Чем выше значение дисперсии, тем больше разброс значений относительно средней величины, и, наоборот, чем ближе дисперсия к нулю, тем равномернее распределение статистического ряда. Таким образом, высокое значение дисперсии структурного коэффициента вклада отрасли в ВРП свидетельствует о специализации региональной экономики, а низкое — о ее диверсифицированнос-ти. Изучив распределение показателей дисперсии на графике, мы выделили пять групп классифика-

ции региональных экономик по уровню диверси-фицированности.

Типология регионов приведена в табл. 3.

Большой разброс значений дисперсий (максимальное значение составляет 238,6 при минимальном 0,12) не позволяет использовать в качестве среднероссийского показателя среднее арифметическое значение, поскольку в генеральной совокупности несколько отдельных значений существенно удалены от совокупности однородных значений.

Для определения среднего показателя по России предлагается использовать медиану, характеризующую значение признака, которое делит ранжированную совокупность надве равные части.

Итак, при среднем по России значении показателя в 0,586, максимальные его значения имели место в Камчатском крае (238,623), Мурманской области (43,866), Приморском крае (21,188), Магаданской области (14,325), Сахалинской области (5,045), Чукотском автономном округе (4,932). Минимальные показатели — в Пермском крае (0,121), Самарской области (0,123), Нижегородской области (0,132), Московской области (0,149), Республике Башкортостан (0,164), Ярославской области (0,189), Свердловской области (0,189).

Интересно, что мода, т.е. наиболее часто встречающийся признак в совокупности единиц, составляет 0,223. Такое значение дисперсии имеют

Таблица 3

Типология регионов по уровню диверсифицированности региональных экономик

Значение дисперсии Уровень диверсифицированности Регион РФ

0-0,5 Глубокая диверсификация Пермский край; Самарская, Нижегородская, Московская области; Республика Башкортостан; Ярославская, Свердловская области; г. Санкт-Петербург; Тульская, Томская, Ульяновская, Кемеровская области; Республика Татарстан; Волгоградская, Вологодская, Ростовская, Иркутская, Омская, Челябинская, Новосибирская, Новгородская области; Удмуртская Республика; Пензенская область; Республика Коми; Чувашская Республика; Псковская область; Красноярский край; Калужская, Воронежская, Брянская, Белгородская, Рязанская, Кировская, Смоленская, Астраханская, Липецкая, Ленинградская, Орловская, Тверская, Владимирская области

0,5-1 Умеренная диверсификация Владимирская, Ивановская область; г. Москва; республикиХакасия, Бурятия; Амурская область; Забайкальский край; Республика Саха (Якутия); Тамбовская, Оренбургская области; Алтайский, Ставропольский края; Костромская, Курганская, Саратовская области; Краснодарский край; республики Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия — Алания; Хабаровский край; Еврейская автономная область; республики Адыгея, Дагестан; Курская область

1-2 Умеренная специализация Курская область; республики Карелия, Карачаево-Черкесская; Архангельская, Калининградская, Тюменская области; Кабардино-Балкарская Республика; Ямало-НенецкийАО; РеспубликаАлтай

2-3 Избыточная специализация Республика Тыва; Ханты-МансийскийАО; Чеченская Республика; Республика Калмыкия; Ненецкий АО

Более 3 Критическая специализация Республика Ингушетия; Чукотский автономный округ; Сахалинская, Магаданская области; Приморский край; Мурманская область; Камчатский край

г. Санкт-Петербург, Тульская, Томская и Ульяновская области.

Межрегиональные различия по рассматриваемому показателю складываются, по мнению автора, стихийно. В одну группу регионов попадают высоко- и слаборазвитые регионы. Хотя стоит отметить, что для экономически слаборазвитых регионов характерна, как правило, повышенная дисперсия.

Таким образом, нами установлен основной критерий классификации регионов по уровню диверсифицированности их экономик.

Предложенная методика количественной оценки уровня диверсифицированности региональной экономики основывается на данных, официально публикуемых статистической службой, что обеспечивает их высокий уровень достоверности. Дифференциация регионов по предложенным показателям и зависимостям представляет достаточную информационно-аналитическую базу для обоснования программ стратегического развития отраслевой структуры, в том числе и с использованием идеологии экономических кластеров.

Полученные выводы свидетельствуют о том, что противопоставление стратегий диверсификации и специализации на уровне региона непродуктивны. Разумеется, в условиях закрытости экономической системы, когда риски проявляются как результат, в основном, эндогенных процессов, специализация регионов (например, по признаку регионального разделения труда или ресурсной обеспеченности) допустима и даже эффективна: концентрация ресурсов на одном стратегическом направлении отраслевого развития позволяет получить быстрый результат и достичь высокого конкурентного потенциала. Это свойственно, например, Силиконовой долине в США, и глубоко специализированному автомобилестроительному кластерувДетройте [5, 10].

Тем не менее данный пример не только не опровергает, но и поддерживает идею о целесообразности региональной структурной диверсификации. Конъюнктурная и технологическая цикличность как объективное экономическое явление делает специализированные регионы крайне уязвимыми, что требует мощной государственной поддержки. Однако она может быть оправдана лишь при условии безусловной конкурентоспособности базовой отрасли региона, поэтому государственные кредиты на поддержку региона будут гарантированно окупаться в период конъюнктурного оживления. Учитывая то, что инновационная восприимчивость

российской экономики до сих пор невысока, а продукция несырьевого сектора экономики не отличается глобальной конкурентоспособностью, сбалансировать инвестиционную привлекательность региона, исторически сложившуюся отраслевую структуру, ресурсную обеспеченность и приоритеты социально-экономического развития способна лишь стратегия диверсификации.

Список литературы

1. Авдашева С. В., Розанова Н. М. Теория организации отраслевыхрынков. М.: Магистр. 1998.

2. Госкомстат России. Краснодарский краевой комитет государственной статистики. Агропромышленный комплекс Кубани. Стат. сборник. Краснодар: ОПП Краснодаркрайкомстат. 2004. 168 с.

3. Госкомстат России. Краснодарский краевой комитет государственной статистики. Краснодарский край в цифрах. Стат. сборник. Краснодар: ОППКраснодаркрайкомстат. 1999. 100 с.

4. Жукова Т. В. Диверсификация деятельности хозяйственных систем в конкурентной среде. М.: ИНФРА-М. 2006.

5. Ибатуллова Ю. Т. Кластеры как инновационная форма диверсификации и развития региональной экономики //Креативная экономика. 2008. № 8.

6. Миттелъман С. А. Финансовые основы диверсификации капитала. Екатеринбург. 2004. С. 12.

7. Официальный сайт Независимого института социальной политики. URL: http://atlas.socpol.ru/.

8. Паскъе МДиверсификация и эффективность // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 3. С. 79-82.

9. Полиди A.A. Диверсификация как доминирующая базовая стратегия развития российской промышленности в условиях глобализации экономических отношений / Дис.... докт. экон. наук. Владикавказ, 2006.

10. Полиди А. А. Диверсификация производства как форма агропромышленной интеграции (монография). М.: Спутникплюс. 2005. 10,5 п. л.

11. Практикум по теории статистики: учеб. пособие / под ред. P.A. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2003. 416 с.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006. М.: Росстат, 2007.

13. Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.