МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД КТИПОЛОГИИ РЕГИОНОВ ПОУРОВНЮ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОСТИ ОТРАСЛЕВЫХ СТРУКТУР
А. А. КОФАНОВ,
кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии
E-mail: [email protected] Российский государственный торгово-экономический университет (Краснодарский филиал)
Рассмотрены основные тенденции развития существующих подходов к экономической типологии регионов. Предложена методика ранжирования субъектов федерации на основе оценки уровня диверсифицированности региональных экономик. Методика, изложенная в работе, позволит усовершенствовать существующие подходы к государственной структурной политике.
Ключевые слова: диверсификация, государство, структурная политика, экономическая типология, классификация региональных экономических систем, уровень диверсифицированности.
В современной экономической литературе и публикациях научно-исследовательских центров существует ряд подходов к типологии регионов. Целесообразно рассмотреть общую тенденцию развития данных подходов.
Экономические типологии основаны на системах показателей регионального развития: валового регионального продукта, среднедушевых доходов, производственной структуры, роли базовых отраслей в специализации регионов. Экономические региональные типологии непосредственно зависят от систем ценообразования, свойств используемых показателей, достоверности общенациональной и региональной статистики, границ, выделяемых при типологии регионов, для которых ведется сопоставление показателей.
В ряде публикаций российских исследовательских центров осуществляется ранжирование субъектов Федерации по таким показателям, как покупательная способность заработной платы и
доходов, соотношение между доходами, заработной платой, пенсией и прожиточным минимумом, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, степень дифференциации населения по уровню дохода и т. д. [7].
За основу классификации регионов мы предлагаем использовать уровень диверсифицированности региональных экономик. Методика данного подхода предполагает глубокий анализ отраслевой структуры регионов.
Отраслевая структура ВРП была изучена по видам экономической деятельности за 2007 г. (в процентах), с использованием статистических данных [13] 83 регионов Российской Федерации, и сделан вывод, что в связи с существованием ряда объективных факторов межрегионального различия сравнение абсолютных показателей деятельности регионов представляется невозможным (без осуществления дополнительных расчетов).
Например, в Краснодарском крае наибольшая доля (17,9 %) в отраслевой структуре ВРП у оптовой и розничной торговли; у ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Однако, если этот показатель сравнить с отраслевыми значениями остальных регионов, то он окажется ниже среднероссийского уровня (21,2 %). В то же время гостиницам и ресторанам соответствует лишь 2,7 % ВРП региона, хотя это максимальное значение по России [2, 3].
Другим характерным примером является Мурманская область, в которой доля рыболовства и рыбоводства в отраслевой структуре ВРП зани-
мает 8,2%, уступая добыче полезных ископаемых (9,9 %), обрабатывающим производствам (27,7 %), оптовой и розничной торговле (11,6%), транспорту и связи (10,3%). При этом по объему продукции рыболовства Мурманскую область опережает лишь Камчатский край [12].
Следовательно, исходные статистические данные не отражают общей картины, так как не учитывают региональной структуры развития отраслей. Таким образом, исследование уровня диверсифицированности региональных экономик на основе анализа отраслевой структуры ВРП не представляется возможным в силу существования ряда факторов межрегионального различия: • диспропорции в уровне социально-экономического развития регионов (по ВРП, объемам инвестиций, бюджетной обеспеченности);
• различия в уровне среднедушевого потребления;
• отраслевая структура регионов по-разному реагирует на цикличность экономики;
• различия в формах государственной поддержки, инвестиционной политике [9, 14].
По мнению автора статьи, для получения более полной картины необходимо рассчитать показатель, учитывающий не только отраслевую структуру экономики, но и уровень развития отраслей в регионе в сравнении с общероссийским показателем, т.е. привести все показатели к общему знаменателю.
Таким показателем является структурный коэффициент вклада отрасли в ВРП, рассчитанный как частное отделения доли отрасли в ВРП на долю продукции отрасли в ВВП. Полученные в результате расчета значения приведены в табл. 1.
Таблица 1
ы вклада отрасли в ВРП
Регион Раздел
А В с Б Е X О Н I / К X М N О
Белгородская область 2,43 0,00 1,83 1,22 0,94 1,24 0,61 0,50 0,64 0,00 0,49 0,84 0,93 0,79 0,47
Брянская область 2,37 0,00 0,01 1,08 1,35 0,79 0,77 1,40 1,60 0,00 0,60 1,86 1,52 1,44 0,59
Владимирская область 1,78 0,00 0,04 1,72 1,53 0,89 0,66 0,90 0,92 2,88 0,58 1,42 1,15 1,18 0,88
Воронежская область 2,67 0,00 0,06 0,94 1,41 0,89 0,91 0,80 1,06 0,25 1,03 1,44 1,52 1,24 1,18
Ивановская область 1,57 0,00 0,03 1,15 2,50 0,90 0,67 1,30 1,05 0,00 0,61 2,19 1,74 2,09 1,24
Калужская область 2,08 0,00 0,05 1,52 1,15 1,14 0,73 0,70 0,77 0,00 0,79 1,63 1,48 1,38 0,76
Костромская область 2,96 0,00 0,01 1,40 2,53 0,81 0,52 0,90 0,99 0,00 0,47 1,95 1,56 1,26 0,71
Курская область 2,84 0,00 1,34 0,69 4,35 0,71 0,61 0,40 0,79 0,13 0,45 1,42 1,22 0,94 0,53
Липецкая область 1,73 0,00 0,07 2,67 0,91 1,08 0,49 0,30 0,52 0,13 0,39 0,84 0,81 0,79 0,53
Московская область 0,61 0,00 0,03 1,31 1,03 1,35 1,16 1,50 0,85 1,50 1,07 1,02 1,00 1,24 0,94
Орловская область 2,63 0,00 0,00 1,19 1,59 1,41 0,66 0,90 1,19 0,00 0,52 1,74 1,96 1,18 0,59
Рязанская область 2,29 0,00 0,04 1,34 1,62 0,78 0,81 0,70 1,15 0,00 0,60 1,70 1,52 1,26 0,59
Смоленская область 2,06 0,00 0,06 1,18 2,12 1,11 0,89 1,10 1,10 0,00 0,48 1,77 1,44 1,21 0,59
Тамбовская область 3,37 0,00 0,00 0,66 0,88 1,35 1,21 0,60 1,09 0,00 0,57 1,63 1,56 1,15 0,65
Тверская область 1,33 0,00 0,01 1,07 3,12 0,83 0,87 1,30 1,41 0,13 0,70 1,56 1,30 1,24 0,88
Тульская область 1,84 0,00 0,03 1,60 1,41 0,67 0,75 0,90 0,82 0,25 1,19 1,30 1,11 1,18 0,65
Ярославская область 1,16 0,00 0,01 1,45 1,47 0,89 0,81 1,20 1,54 0,13 0,76 1,23 1,19 1,21 0,88
г. Москва 0,00 0,00 0,00 0,79 0,68 0,52 1,85 1,10 0,87 3,00 1,79 0,56 0,63 0,62 1,88
Республика Карелия 1,12 5,00 1,17 0,83 1,09 0,70 0,67 0,90 1,56 0,00 0,64 2,02 1,48 1,50 0,82
Республика Коми 0,53 0,00 2,41 0,66 1,44 0,98 0,50 0,50 1,16 0,00 1,19 1,37 1,00 1,15 0,59
Архангельская область 0,53 4,67 1,97 0,70 0,56 2,98 0,55 0,80 1,11 0,00 0,47 1,28 1,04 1,09 0,41
В том числе: Ненецкий АО 0,06 2,00 5,65 0,01 0,21 4,68 0,03 0,60 0,27 0,00 0,19 0,35 0,33 0,26 0,12
Вологодская область 1,51 1,00 0,00 2,37 1,00 1,38 0,37 0,70 0,94 0,50 0,43 1,00 0,89 1,12 0,65
Калининградская область 0,96 6,00 1,14 0,88 0,74 1,37 0,83 1,10 0,82 0,13 0,92 1,58 1,33 1,21 1,47
Ленинградская область 1,69 0,33 0,10 1,42 2,12 2,02 0,56 0,70 1,51 0,13 0,53 0,86 0,81 0,97 0,53
Мурманская область 0,16 27,33 0,94 1,44 1,12 0,33 0,55 1,00 1,03 0,00 0,70 1,72 1,22 1,56 0,88
Новгородская область 1,67 0,00 0,01 1,63 1,44 0,92 0,76 0,80 1,30 0,00 0,48 1,40 1,19 1,26 0,71
Псковская область 1,61 0,33 0,02 1,05 1,41 0,86 0,90 1,50 1,46 0,00 0,48 2,30 1,44 1,59 1,24
г. Санкт-Петербург 0,00 0,00 0,01 1,08 1,06 1,22 1,16 1,50 1,20 1,00 1,28 0,91 1,44 1,38 2,00
Республика Адыгея 3,47 0,00 0,22 0,64 0,74 1,59 0,93 0,70 0,43 0,00 0,52 2,70 2,19 2,03 0,82
Республика Дагестан 3,59 0,00 0,10 0,22 0,44 2,76 1,13 2,70 1,24 0,00 0,28 1,40 1,85 1,06 1,00
Республика Ингушетия 2,10 0,00 0,30 0,09 0,26 1,86 0,51 0,20 1,29 0,00 0,10 7,35 2,96 1,97 0,53
Кабардино-Балкарская Республика 4,82 0,00 0,02 0,64 0,79 1,32 0,92 1,00 0,73 0,00 0,34 2,09 2,48 1,44 0,59
Окончание табл. 1
Регион Раздел
А В с Б Е X О Н I I К X М N О
Республика Калмыкия 6,24 0,00 0,31 0,09 0,85 0,86 0,38 0,60 0,83 0,00 0,50 3,84 3,00 2,29 0,88
Карачаево-Черкесская 4,76 0,00 0,18 0,70 1,50 1,29 0,66 1,10 0,48 0,00 0,59 2,28 1,81 1,85 0,76
Республика
Республика Северная 3,16 0,00 0,03 0,81 0,94 1,52 0,92 0,50 0,77 0,00 0,42 2,88 1,93 1,47 0,71
Осетия-Алания
Чеченская Республика 1,84 0,00 0,80 0,10 0,29 3,16 0,56 0,10 0,74 0,00 0,22 6,05 2,59 1,32 0,47
Краснодарский край 2,92 0,33 0,06 0,63 0,74 1,63 0,84 2,70 1,80 0,13 0,70 1,21 1,07 1,41 0,76
Ставропольский край 3,43 0,00 0,10 0,74 1,47 1,14 0,90 1,60 1,06 0,00 0,57 1,60 1,56 1,88 0,65
Астраханская область 1,43 2,33 0,29 1,05 0,94 2,59 0,43 1,50 1,43 0,00 0,78 1,58 1,33 1,44 0,71
Волгоградская область 2,22 0,00 0,55 1,38 1,12 0,81 0,76 0,70 0,82 0,13 0,98 1,21 1,00 1,12 0,53
Ростовская область 2,24 0,33 0,12 1,07 1,18 1,37 1,00 1,20 0,94 0,75 0,76 1,26 1,30 1,15 0,76
Республика Башкортостан 1,80 0,00 1,16 1,41 1,09 1,10 0,58 1,20 1,00 0,13 0,61 0,79 1,19 1,00 0,76
Республика Марий Эл 3,57 0,00 0,00 1,09 1,56 1,35 0,64 1,10 0,75 0,00 0,52 2,02 1,85 1,35 1,12
Республика Мордовия 3,43 0,00 0,00 1,34 1,62 1,71 0,63 0,50 0,68 0,00 0,48 1,70 1,41 1,06 0,53
Республика Татарстан 1,59 0,00 2,36 1,10 0,76 1,25 0,60 0,80 0,75 0,50 0,57 0,58 0,93 0,68 0,59
Удмуртская Республика 1,41 0,00 2,57 1,04 0,91 0,92 0,48 0,80 0,89 0,13 0,44 1,02 1,26 1,15 0,59
Чувашская Республика 1,92 0,00 0,01 1,31 1,68 1,76 0,79 0,70 0,86 0,38 0,66 1,28 1,44 1,38 0,82
Пермский край 0,59 0,00 1,32 1,57 1,12 0,87 0,58 0,90 0,93 0,13 0,91 0,93 1,04 1,18 0,53
Кировская область 2,27 0,00 0,03 1,27 1,38 1,00 0,59 1,20 1,25 0,00 0,64 2,00 1,67 1,71 0,82
Нижегородская область 0,96 0,00 0,01 1,65 0,97 0,98 0,98 1,00 1,00 1,13 0,95 1,12 1,00 0,94 0,47
Оренбургская область 1,76 0,00 3,56 0,76 1,03 0,78 0,44 0,60 0,75 0,00 0,37 0,79 0,78 1,06 0,29
Пензенская область 2,12 0,00 0,08 0,95 0,91 1,78 0,74 0,90 1,23 0,00 0,91 1,58 1,52 1,44 1,29
Самарская область 0,98 0,00 0,95 1,45 0,94 0,95 0,70 1,20 1,23 0,38 0,94 0,79 1,00 0,76 0,65
Саратовская область 3,22 0,00 0,32 0,90 2,35 0,95 0,68 0,80 1,21 0,13 0,70 1,37 1,52 1,18 0,59
Ульяновская область 1,88 0,00 0,24 1,12 1,29 0,92 0,91 0,50 1,29 0,50 0,77 1,47 1,33 1,26 0,76
Курганская область 3,27 0,00 0,07 0,84 0,91 0,94 0,73 1,30 1,65 0,00 0,48 2,00 1,78 1,56 0,71
Свердловская область 0,69 0,00 0,34 1,70 0,97 0,76 1,04 1,10 0,91 0,25 0,78 0,86 1,04 1,21 0,65
Тюменская область 0,20 0,00 5,26 0,11 0,59 1,00 0,61 0,70 0,68 0,75 0,70 0,42 0,44 0,53 0,29
В том числе:
Ханты-Мансийский АО 0,04 0,00 6,58 0,07 0,53 0,57 0,22 0,40 0,55 1,00 0,75 0,33 0,41 0,53 0,29
Ямало-Ненецкий АО 0,02 0,00 5,30 0,05 0,68 2,27 0,33 0,70 0,70 0,00 0,62 0,53 0,41 0,50 0,29
Челябинская область 1,33 0,00 0,10 2,10 0,76 0,94 0,75 0,70 0,93 0,25 0,62 0,88 0,96 1,06 0,59
Республика Алтай 4,14 0,00 0,12 0,20 1,12 2,08 0,41 1,00 0,54 1,38 0,48 4,16 3,37 2,41 0,88
Республика Бурятия 1,73 0,33 0,31 0,52 1,12 0,81 0,73 1,20 2,93 0,00 0,34 1,98 1,78 1,38 0,94
Республика Тыва 2,14 0,00 0,56 0,20 0,74 0,68 0,59 0,60 0,75 0,00 0,55 4,70 4,63 3,68 0,88
Республика Хакасия 1,24 0,33 0,50 1,07 3,41 1,27 0,48 0,50 1,07 0,00 0,87 1,86 1,56 1,35 0,65
Алтайский край 3,29 0,00 0,05 0,92 1,24 0,71 1,12 0,80 0,78 0,13 0,65 1,67 1,52 1,53 0,76
Забайкальский край 1,47 0,00 0,60 0,15 1,35 1,11 0,67 0,90 2,35 0,13 0,73 2,56 2,04 2,38 0,82
Красноярский край 0,88 0,00 0,33 2,61 0,94 0,87 0,34 0,70 0,89 0,13 0,52 1,02 0,96 0,91 0,47
Иркутская область 1,57 0,00 0,41 1,01 1,35 1,43 0,67 0,70 1,79 0,13 0,66 1,37 1,48 1,32 0,59
Кемеровская область 0,76 0,00 2,23 1,07 1,59 0,84 0,69 1,10 0,73 0,25 0,57 1,05 1,11 1,18 0,65
Новосибирская область 1,53 0,00 0,30 0,78 0,79 0,73 0,80 1,00 1,65 0,75 1,52 1,21 1,52 1,71 0,82
Омская область 2,00 0,00 0,04 1,94 0,79 1,02 0,67 0,80 0,88 0,00 0,61 1,09 1,30 1,15 0,76
Томская область 0,94 0,33 2,34 0,88 0,68 1,13 0,48 0,70 1,08 0,00 0,92 1,12 1,41 0,97 0,76
Республика Саха (Якутия) 0,82 0,00 3,44 0,10 1,06 1,89 0,41 1,10 0,74 0,13 0,82 1,26 1,93 1,35 0,94
Камчатский край 1,10 63,00 0,32 0,39 2,09 0,84 0,53 1,30 0,60 0,13 0,44 3,49 1,93 2,21 0,82
Приморский край 1,02 19,33 0,14 0,42 1,24 0,63 1,11 1,10 1,96 0,50 0,80 2,02 1,41 1,41 0,71
Хабаровский край 1,31 4,33 0,40 0,74 1,26 1,06 0,69 0,90 1,80 0,13 0,96 1,95 1,74 1,41 0,94
Амурская область 1,63 0,00 0,46 0,21 1,91 1,79 0,67 0,70 2,48 0,13 0,58 2,02 1,63 1,59 0,71
Магаданская область 0,45 16,00 1,77 0,17 3,12 0,44 0,57 0,80 0,68 0,00 0,67 4,14 1,89 2,00 1,00
Сахалинская область 0,29 8,67 5,11 0,17 0,44 1,87 0,29 0,60 0,45 0,00 0,57 0,84 0,56 0,88 0,29
Еврейская автономная 2,69 0,00 0,08 0,36 1,71 1,95 0,47 0,70 2,51 0,00 0,35 2,49 1,37 1,76 0,76
область
Чукотский автономный 0,47 8,33 1,12 0,06 5,29 2,00 0,30 0,40 0,80 0,00 0,49 3,93 2,15 2,24 0,94
округ
По однородности значений коэффициентов можно судить о степени диверсификации или специализации региональных экономик.
Единичные высокие значения структурных коэффициентов вклада отрасли в ВРП (большой разброс показателей) свидетельствуют о специализации регионов (например, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов — на топливной промышленности), и, наоборот, чем однороднее статистическая совокупность коэффициентов, тем выше уровень диверсифицированнос-ти региональных экономик. Следует отметить, что на основании данных, представленных в табл. 1, однородность вариационного ряда присуща таким регионам, как Московская, Нижегородская, Ярославская, Самарская области, Пермский край и др. (размах вариации для них не превышает 1,65).
С целью определения однородности распределения статистического ряда проведем дисперсионный анализ, позволяющий определить средний квадрат отклонений индивидуальных значений признака от их средней величины в зависимости от исходных данных. Для расчетов следует применять формулу взвешенной дисперсии, поскольку при определении средней величины необходимо учитывать строение совокупности данных [11].
Результаты расчета дисперсии структурный коэффициент вклада отрасли в ВРП представлены в табл. 2.
Таблица 2
Дисперсия структурных коэффициентов вклада отрасли в ВРП
Продолжение табл. 2
Регион Средневзвешенное значение коэффициента Значение дисперсии
Белгородская область 0,95 0,381
Брянская область 1,00 0,363
Владимирская область 1,13 0,462
Воронежская область 1,03 0,351
Ивановская область 1,19 0,552
Калужская область 0,92 0,346
Костромская область 1,13 0,654
Курская область 1,11 1,162
Липецкая область 0,79 0,424
Московская область 1,00 0,149
Орловская область 1,03 0,437
Рязанская область 1,00 0,384
Смоленская область 1,05 0,402
Тамбовская область 1,03 0,629
Тверская область 1,11 0,458
Тульская область 0,89 0,223
Ярославская область 0,95 0,189
г. Москва 0,97 0,586
Республика Карелия 1,29 1,183
Регион Средневзвешенное значение коэффициента Значение дисперсии
Республика Коми 0,92 0,324
Архангельская область 1,21 1,256
В том числе:
Ненецкий АО 1,00 2,923
Вологодская область 0,92 0,239
Калининградская область 1,37 1,503
Ленинградская область 1,00 0,427
Мурманская область 2,68 43,866
Новгородская область 0,95 0,296
Псковская область 1,11 0,330
г. Санкт-Петербург 1,03 0,223
Республика Адыгея 1,16 0,913
Республика Дагестан 1,19 0,978
Республика Ингушетия 1,35 3,389
Кабардино-Балкарская Республика 1,19 1,533
Республика Калмыкия 1,43 2,741
Карачаево-Черкесская Республика 1,19 1,213
Республика Северная Осетия-Алания 1,11 0,757
Чеченская Республика 1,24 2,534
Краснодарский край 1,13 0,697
Ставропольский край 1,11 0,650
Астраханская область 1,16 0,422
Волгоградская область 0,92 0,239
Ростовская область 0,97 0,245
Республика Башкортостан 0,87 0,164
Республика Марий Эл 1,13 0,697
Республика Мордовия 1,08 0,708
Республика Татарстан 0,84 0,230
Удмуртская Республика 0,95 0,317
Чувашская Республика 1,03 0,330
Пермский край 0,87 0,121
Кировская область 1,11 0,394
Нижегородская область 0,92 0,132
Оренбургская область 0,81 0,637
Пензенская область 1,08 0,324
Самарская область 0,84 0,124
Саратовская область 1,05 0,680
Ульяновская область 0,97 0,223
Курганская область 1,13 0,676
Свердловская область 0,81 0,189
Тюменская область 0,84 1,532
В том числе:
Ханты-Мансийский АО 0,84 2,428
Ямало-Ненецкий АО 0,87 1,700
Челябинская область 0,81 0,253
Республика Алтай 1,56 1,873
Республика Бурятия 1,05 0,594
Республика Тыва 1,40 2,389
Республика Хакасия 1,11 0,586
Алтайский край 1,00 0,640
Забайкальский край 1,16 0,614
Окончание табл. 2
Регион Средневзвешенное значение коэффициента Значение дисперсии
Красноярский край 0,81 0,338
Иркутская область 0,97 0,245
Кемеровская область 0,87 0,228
Новосибирская область 0,97 0,266
Омская область 0,84 0,252
Томская область 0,89 0,223
Республика Саха (Якутия) 1,11 0,629
Камчатский край 5,29 238,623
Приморский край 2,28 21,188
Хабаровский край 1,29 0,863
Амурская область 1,13 0,612
Магаданская область 2,23 14,325
Сахалинская область 1,43 5,045
Еврейская автономная 1,16 0,870
область
Чукотский автономный 1,88 4,932
округ
Чем выше значение дисперсии, тем больше разброс значений относительно средней величины, и, наоборот, чем ближе дисперсия к нулю, тем равномернее распределение статистического ряда. Таким образом, высокое значение дисперсии структурного коэффициента вклада отрасли в ВРП свидетельствует о специализации региональной экономики, а низкое — о ее диверсифицированнос-ти. Изучив распределение показателей дисперсии на графике, мы выделили пять групп классифика-
ции региональных экономик по уровню диверси-фицированности.
Типология регионов приведена в табл. 3.
Большой разброс значений дисперсий (максимальное значение составляет 238,6 при минимальном 0,12) не позволяет использовать в качестве среднероссийского показателя среднее арифметическое значение, поскольку в генеральной совокупности несколько отдельных значений существенно удалены от совокупности однородных значений.
Для определения среднего показателя по России предлагается использовать медиану, характеризующую значение признака, которое делит ранжированную совокупность надве равные части.
Итак, при среднем по России значении показателя в 0,586, максимальные его значения имели место в Камчатском крае (238,623), Мурманской области (43,866), Приморском крае (21,188), Магаданской области (14,325), Сахалинской области (5,045), Чукотском автономном округе (4,932). Минимальные показатели — в Пермском крае (0,121), Самарской области (0,123), Нижегородской области (0,132), Московской области (0,149), Республике Башкортостан (0,164), Ярославской области (0,189), Свердловской области (0,189).
Интересно, что мода, т.е. наиболее часто встречающийся признак в совокупности единиц, составляет 0,223. Такое значение дисперсии имеют
Таблица 3
Типология регионов по уровню диверсифицированности региональных экономик
Значение дисперсии Уровень диверсифицированности Регион РФ
0-0,5 Глубокая диверсификация Пермский край; Самарская, Нижегородская, Московская области; Республика Башкортостан; Ярославская, Свердловская области; г. Санкт-Петербург; Тульская, Томская, Ульяновская, Кемеровская области; Республика Татарстан; Волгоградская, Вологодская, Ростовская, Иркутская, Омская, Челябинская, Новосибирская, Новгородская области; Удмуртская Республика; Пензенская область; Республика Коми; Чувашская Республика; Псковская область; Красноярский край; Калужская, Воронежская, Брянская, Белгородская, Рязанская, Кировская, Смоленская, Астраханская, Липецкая, Ленинградская, Орловская, Тверская, Владимирская области
0,5-1 Умеренная диверсификация Владимирская, Ивановская область; г. Москва; республикиХакасия, Бурятия; Амурская область; Забайкальский край; Республика Саха (Якутия); Тамбовская, Оренбургская области; Алтайский, Ставропольский края; Костромская, Курганская, Саратовская области; Краснодарский край; республики Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия — Алания; Хабаровский край; Еврейская автономная область; республики Адыгея, Дагестан; Курская область
1-2 Умеренная специализация Курская область; республики Карелия, Карачаево-Черкесская; Архангельская, Калининградская, Тюменская области; Кабардино-Балкарская Республика; Ямало-НенецкийАО; РеспубликаАлтай
2-3 Избыточная специализация Республика Тыва; Ханты-МансийскийАО; Чеченская Республика; Республика Калмыкия; Ненецкий АО
Более 3 Критическая специализация Республика Ингушетия; Чукотский автономный округ; Сахалинская, Магаданская области; Приморский край; Мурманская область; Камчатский край
г. Санкт-Петербург, Тульская, Томская и Ульяновская области.
Межрегиональные различия по рассматриваемому показателю складываются, по мнению автора, стихийно. В одну группу регионов попадают высоко- и слаборазвитые регионы. Хотя стоит отметить, что для экономически слаборазвитых регионов характерна, как правило, повышенная дисперсия.
Таким образом, нами установлен основной критерий классификации регионов по уровню диверсифицированности их экономик.
Предложенная методика количественной оценки уровня диверсифицированности региональной экономики основывается на данных, официально публикуемых статистической службой, что обеспечивает их высокий уровень достоверности. Дифференциация регионов по предложенным показателям и зависимостям представляет достаточную информационно-аналитическую базу для обоснования программ стратегического развития отраслевой структуры, в том числе и с использованием идеологии экономических кластеров.
Полученные выводы свидетельствуют о том, что противопоставление стратегий диверсификации и специализации на уровне региона непродуктивны. Разумеется, в условиях закрытости экономической системы, когда риски проявляются как результат, в основном, эндогенных процессов, специализация регионов (например, по признаку регионального разделения труда или ресурсной обеспеченности) допустима и даже эффективна: концентрация ресурсов на одном стратегическом направлении отраслевого развития позволяет получить быстрый результат и достичь высокого конкурентного потенциала. Это свойственно, например, Силиконовой долине в США, и глубоко специализированному автомобилестроительному кластерувДетройте [5, 10].
Тем не менее данный пример не только не опровергает, но и поддерживает идею о целесообразности региональной структурной диверсификации. Конъюнктурная и технологическая цикличность как объективное экономическое явление делает специализированные регионы крайне уязвимыми, что требует мощной государственной поддержки. Однако она может быть оправдана лишь при условии безусловной конкурентоспособности базовой отрасли региона, поэтому государственные кредиты на поддержку региона будут гарантированно окупаться в период конъюнктурного оживления. Учитывая то, что инновационная восприимчивость
российской экономики до сих пор невысока, а продукция несырьевого сектора экономики не отличается глобальной конкурентоспособностью, сбалансировать инвестиционную привлекательность региона, исторически сложившуюся отраслевую структуру, ресурсную обеспеченность и приоритеты социально-экономического развития способна лишь стратегия диверсификации.
Список литературы
1. Авдашева С. В., Розанова Н. М. Теория организации отраслевыхрынков. М.: Магистр. 1998.
2. Госкомстат России. Краснодарский краевой комитет государственной статистики. Агропромышленный комплекс Кубани. Стат. сборник. Краснодар: ОПП Краснодаркрайкомстат. 2004. 168 с.
3. Госкомстат России. Краснодарский краевой комитет государственной статистики. Краснодарский край в цифрах. Стат. сборник. Краснодар: ОППКраснодаркрайкомстат. 1999. 100 с.
4. Жукова Т. В. Диверсификация деятельности хозяйственных систем в конкурентной среде. М.: ИНФРА-М. 2006.
5. Ибатуллова Ю. Т. Кластеры как инновационная форма диверсификации и развития региональной экономики //Креативная экономика. 2008. № 8.
6. Миттелъман С. А. Финансовые основы диверсификации капитала. Екатеринбург. 2004. С. 12.
7. Официальный сайт Независимого института социальной политики. URL: http://atlas.socpol.ru/.
8. Паскъе МДиверсификация и эффективность // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 3. С. 79-82.
9. Полиди A.A. Диверсификация как доминирующая базовая стратегия развития российской промышленности в условиях глобализации экономических отношений / Дис.... докт. экон. наук. Владикавказ, 2006.
10. Полиди А. А. Диверсификация производства как форма агропромышленной интеграции (монография). М.: Спутникплюс. 2005. 10,5 п. л.
11. Практикум по теории статистики: учеб. пособие / под ред. P.A. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2003. 416 с.
12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006. М.: Росстат, 2007.
13. Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru.