DOI 10.37523/SUI.2021.46.5.023 УДК 159.9
Кудрин Денис Алексеевич
адъюнкт,
Академия ФСИН России,
390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1,
Denis A. Kudrin
adjunct,
Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 1, Sennaya str., Ryazan, Russia, 390000, [email protected]
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА КУРСАНТОВ ВУЗА ФСИН РОССИИ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МНОГОУРОВНЕВОГО ЛИЧНОСТНОГО ОПРОСНИКА
Аннотация. В статье рассматривается результат исследования динамики личностного роста курсантов ведомственного вуза, а также необходимость изучения данной проблемы в рамках подготовки кадров для Федеральной службы исполнения наказаний. Анализируются исторические этапы формирования термина ©личностный рост». Рассматриваются различные подходы к содержанию понятия. Дается современная интерпретация понятия ©личностный рост»». Определено, что профессиональный личностный рост курсанта вуза ФСИН России представляет собой динамический процесс профессионального становления.
В статье описывается проведенное лонгитюдное исследование курсантов Академии ФСИН России. В исследовании использовался Многоуровневый личностный опросник (МЛО). Анализ полученных данных позволил прийти к выводу, что личностные изменения курсантов являются, с одной стороны, результатом взросления, которому способствуют условия обучения в вузе ФСИН России, а с другой стороны, результатом профессионального становления (освоение своей новой социальной роли).
Также анализировались отдельные стимулы методики. В результате анализа было выявлено, что личностные изменения, происходящие с некоторыми курсантами в процессе обучения в специализированном вузе, носят негативный характер и схожи по симптоматике с синдромом ©эмоционального выгорания».
Ключевые слова: психологические исследования, курсанты, тесты, МЛО, интерпретация стимулов, личностный рост, эмоциональное выгорание.
THE ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF CADETS' PERSONAL GROWTH OF A DEPARTMENTAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA BASED ON THE EVALUATION INDICATORS OF THE MULTI-LEVEL PERSONAL QUESTIONNAIRE
Summary. The article discusses the results of the study of the dynamics of personal growth of students of a departmental university, as well as the need to study this problem in the framework of training personnel for the Federal Penitentiary System. The historical stages of the formation of the term «personal growth» are analyzed. Various approaches to the content of the concept are considered. A modern interpretation of the concept of ©Personal growth» is given. It is determined that the professional personal growth of a cadet of a departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia is a dynamic process of professional development. The article analyzes the statistics of the expelled cadets for 2017-2020, which may be a consequence of the lack of dynamics of personal growth.
The article describes a longitudinal study of cadets of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia in Ryazan. The study used a multi-level personal questionnaire.
In the course of the study, data were obtained, the analysis of which can lead to the conclusion that the personal changes that occur in cadets are, on the one hand, the result of growing up, which is facilitated by the conditions of education in the departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia, and, on the other hand, the result ofprofessional formation (mastering their new social role).
Individual stimuli of the methodology were also analyzed. As a result of the analysis, it was revealed that the personal changes that occur with some cadets in the course of training at a specialized university are negative in nature and are similar in symptoms to the ©emotional burnout syndrome»
Keywords: psychological research, cadets, tests, MLO, interpretation of stimuli, personal growth, emotional
burnout.
© 2021 Кудрин Д. A.
В последние годы при подготовке кадров для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) особое внимание уделяется качественным характеристикам личности сотрудников, от которых во многом зависит эффективность профессиональной деятельности, осуществляемой в рамках своих служебных обязанностей. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ (в ред. от 17 февраля 2021 г. № 13-ФЗ) ©О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"» сотрудник должен поддерживать свой уровень квалификации, что предполагает в наш век информационных технологий совершенствование не только профессиональных знаний, умений и навыков (проходить профессиональное обучение и (или) получать дополнительное профессиональное образование), но и личностных качеств, которые определяют его способность эффективно в полном объеме осуществлять свою служебную деятельность вне зависимости от внешних обстоятельств.
Развитие внутреннего потенциала личности (личностный рост) представляет собой процесс, при котором человек одновременно является субъектом и объектом воздействия.
Анализ этого феномена в рамках процесса подготовки курсантов к будущей служебной деятельности представляет особый интерес. Курсанты поступают в образовательное учреждение Федеральной службы исполнения наказания либо после школы, либо после службы в армии. Этот возраст характеризуется поиском своего места в обществе, самоопределением и формированием мировоззрения. Данные процессы сопровождаются различными страхами и переживаниями, которые усугубляются при поступлении в специализированный вуз (адаптация к новым условиям, отрыв от родного дома, необходимость соблюдать уставные требования и выполнять непривычную для них служебную деятельность). Освоиться в новых условиях помогают уверенность в себе и чувство компетентности, которые требуют постоянного подтверждения и совершенствования.
В связи с этим изучение личностного роста курсанта представляет собой интерес как для прогнозирования успешности его будущей служебной деятельности, так и для диагностики и коррекции его личностных качеств (при необходимости).
Словосочетание «личностный рост» в последнее время довольно часто встречается в повседневной жизни.
К. Роджерс рассматривает личностный рост как объект, на который можно воздействовать при проведении психотерапевтических сессий. Стимулирование личностного роста предп о-лагалось через социальные отношения в терапевтических группах (группы встреч). Так как личностный рост, по мнению К. Роджерса, возможен только в условиях социальных отношений, которые обеспечивают человеку обратную связь относительно проявлений его личности, то есть во взаимодействии с другими людьми [1, с. 427].
Несмотря на то что до этого данный термин не использовался (ни в психологии, ни в философии), указание на личностный рост все же есть. Знаменитое высказывание Сократа «Познай самого себя!» говорит о важности процесса самопознания и самосовершенствования. Изучая природу человека, И. Кант утверждал, что человек как свободно действующие существо делает или может делать себя сам. [2].
В теории А. Маслоу понятие «самоактуализация» очень близко по смыслу к личностному росту. Под самоактуализацией он понимал стремление человека к выявлению и развитию внутреннего потенциала личности. В пирамиде потребностей он выделял самоактуализацию в качестве высшей потребности человека [3, с. 370]. Личностный рост есть потребность, состоящая или представленная совокупностью потребностей: в познании, эстетике и в самоактуализации. Основатель экзистенциальной психологии И. Ялом хотя и раскрывает содержание понятия «личностный рост», но упоминает о нем, когда рассматривает препятствия, мешающие личностному росту [4, с. 8]. С позиций бихевиорального направления в психологии Б. Ф. Скиннер рассматривает проблематику личностного роста в кризисных ситуациях. Он утверждал, что личностный рост является способностью усиливать выгодный нам контроль окружающих и сводить к минимуму неблагоприятные условия [1, с. 330].
В отечественной психологии термин «личностный рост» ученые раскрывали опосредовано. Термину «личностный рост» предпочитали: «самоактуализация» (Е. В. Андриенко, К. А. Абульха-нова-Славская, Е. И. Горячева, И. И. Осадчева и др.), «самореализация» (Л. А. Коростылева, Д. А. Леонтьев, Р. К. Мамеркулова, О. Ш. Тустовит и др.), «самосовершенствование» (Н. М. Гаджиева,
Л. Ш. Гримак, Ю. М. Орлов), «саморазвитие» (Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров и др.), «самоосуществление» (А. Г. Асмолов), «работа личности» (М. Ш. Магомед-Эминов), которые, как правило, используются в их работах как синонимы.
Таким образом, в широком смысле, личностный рост можно определить как динамику личностных изменений, проявляющихся в реализации человеком своего внутреннего потенциала. Следует отметить, что изменения, которые происходят в поведении человека в процессе личностного роста, должны носить социально одобряемый характер.
Личностный рост курсанта вуза ФСИН России происходит в специфичной среде. В этой среде существуют свои ограничения: деятельность, направленная на профессиональное становление, связана с напряженностью военно-учебного процесса; ведущей ролью официальных служебных отношений; относительной узостью социальной сферы, в которой курсант может себя реализовать. Следовательно, в процессе обучения в специализированном вузе у курсантов происходит совершенствование как качеств, необходимых для эффективного выполнения своих служебных обязанностей (влияние среды, в которой он реализует свой потенциал), так и качеств, помогающих ему реализовывать свой потенциал в гражданском обществе.
Личностный рост курсанта зависит не только от совершенствования курсанта в профессиональной сфере, но и от развития его личностных (в первую очередь нравственных качеств), которые определяют его ответственность за свои поступки и обеспечивают выполнение им служебного долга на благо общества.
Личностный рост в профессиональной сфере представляет собой реализацию требований заказчиков (общества в целом, Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства образования и науки Российской Федерации), которые отражены в государственном образовательном стандарте. Выпускник должен обладать определенным набором компетенций, которые облегчают и ускоряют процесс его адаптации к условиям службы.
Таким образом, профессиональный личностный рост курсанта вуза ФСИН России представляет собой динамический процесс профессионального становления, который заключается в совершенствовании профессионально значимых личностных качеств курсанта, его личностных (в первую очередь нравственных) качеств в период его обучения в образовательном учреждении высшего образования УИС.
Формирование профессиональных компетенций происходит постепенно (процесс носит непрерывный характер). С каждым курсом обучения сложность преподаваемых курсантам дисциплин растет, при этом процесс проращения уровня сложности имеет пирамидальную структуру (дисциплины, изучаемые на младших курсах, вносят свой вклад в формирование компетенций, которые должны сформироваться у курсантов к 5 курсу).
Следует отметить, что у курсантов может наблюдаться и обратная тенденция: можно предположить, что курсант, не усвоивший нормы поведения, особенности коммуникации в рамках служебной деятельности, будет иметь трудности в обучении. Неспособность (или нежелание) справляться с возникающими трудностями может привести курсанта к отчислению.
Это показывает, что в ряде случаев отчисление свидетельствует об отсутствии (или незначительной динамике) у курсантов личностного роста в профессиональной деятельности.
Для изучения динамики личностного роста и характера изменений у курсантов специализированного вуза, мы провели лонгитюдное исследование качеств личности курсантов Академии ФСИН России с помощью теста «Многоуровневый личностный опросник» (далее - МЛО). Опросник МЛО используется в качестве стандартизированной методики для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.
В октябре 2015 г. прошел первый этап, в котором приняли участие 237 курсантов 1 -го курса. По прошествии пяти лет они были обследованы по той же методике (за исключением отчисленных и тех, кто не смог пройти повторное психологическое обследование по объективным причинам). Группу курсантов 1 -го курса будем именовать для удобства К1, а группу курсантов 5-го курса - К5.
Для проверки достоверности различий в полученных результатах нами был использован статистический и-критерий Манна-Уитни.
Результаты, полученные в результате проведенного исследования, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика адаптации в зависимости от года обучения
Шкалы методики МЛО Группа К1. Средние значения сырых баллов Группа К5. Средние значения сырых баллов Асимптотическая значимость
Д 4,51 4,99 0,081""
АС 24,03 27,37 0,021*
НПУ 10,19 12,25 0,053""
МН 5,24 6,03 0,009**
КО 6,51 7,36 0,033*
Примечание: вероятность ошибки *** - р <0.001; ** -р<0.01; * - р<0.05; р > 0.05.
Сравнительный анализ представленных данных показал наличие достоверных различий на 5-процентном уровне значимости по шкалам АС и КО и на 1 -процентном уровне значимости по шкале МН. Шкала МН. В группе К5 способность осознать и принять свою новую социальную роль, а также требования обязанности выше в среднем на 0,79 ©сырых» балла. Это объясняется тем, что на пятом году обучения у курсантов возрастает степень осознанности своих действий и тех требований, которые к ним предъявляются в рамках будущей служебной деятельности.
Шкала КО. В группе К5 способность к обобщенности выстраивания коммуникации в новых условиях, а также скорость установления новых контактов выше в среднем на 0,85 «сырых» балла. Полученные результаты показывают, что обучение в специализированном вузе, где курсантам приходится не только общаться с преподавателями в рамках изучаемых дисциплин, но и взаимодействовать с курсовыми офицерами и курсантами в рамках выполнения поставленным перед ними задач, а также в ходе несения службы, совершенствует их коммуникативные способности.
Шкала АС. В группе К5 общие способности, позволяющие быстро подстроиться под изменяющиеся обстоятельства, в среднем выше на 3,34 «сырых» балла. Возможно, данный факт объяснится тем, что изначально среда, в который курсант служит и учится, достаточно быстро может изменяться: от учебной до служебной (несение службы (наряды), огневая, строевая и физическая подготовка). Постоянная смена характера деятельности способствует развитию адаптивных способностей.
Анализируя полученные данные, можно прийти к выводу, что личностные изменения, которые происходят у курсантов, являются, с одной стороны, результатом взросления, которому способствуют условия обучения в вузе ФСИН России, а с другой стороны, результатом профессионального становления (освоение своей новой социальной роли).
Рассмотрение отдельных стимулов, имеющихся в рассматриваемой методике, ответы на которые не имеют двойного толкования, то есть достаточно прямые и однозначные, также позволяет увидеть динамику психологических свойств личности курсантов. Проанализируем отдельные стимулы методики в сравнении между группами (табл. 2).
Таблица 2
Анализ динамики ответов на стимулы методики МЛО
№ п/п Стимулы методики МЛО Ответ «ДА», % от общего числа ответивших Ответ «НЕТ», % от общего числа ответивших Асимптотическая значимость р
К1 К5 К1 К5
1. Стимул 58. «Я мало устаю». 78 % 58 % 22 % 42 % 1,8Е-05***
2. Стимул 144. «Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет побывать среди людей». 64 % 43 % 36 % 57 % 4,31Е-05***
3. Стимул 138. «Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других». 48 % 29 % 52 % 71 % 7,82Е-05***
4. Стимул 2. «Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим». 93 % 80 % 7 % 20 % 0,000264***
5. Стимул 134. «Обычно я спокоен и меня нелегко вывести из душевного равновесия». 98 % 88 % 2 % 12 % 0,000285***
6. Стимул 74. «Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ». 72 % 54 % 28 % 46 % 0,000288***
7. Стимул 105. «Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю». 95 % 84 % 5 % 16 % 0,000478***
8. Стимул 158. «Чаще всего я чувствую себя усталым». 1 % 8 % 99 % 92 % 0,000891***
9. Стимул 150. «Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других». 63 % 77 % 37 % 23 % 0,002112**
10. Стимул 122. «Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что я не справлюсь с ним». 16 % 7 % 84 % 93 % 0,003712**
Примечание: вероятность ошибки *** - р <0.001; ** - р <0.01; * - р <0.05; пв - р > 0.05.
Анализ и интерпретация тех стимулов, на которые были получены максимальные различения между группами показал, что стимулы можно объединить в смысловые группы, необязательно соответствующие шкалам методики:
- по отношению обследуемого к своему психофизиологическому состоянию (стимулы, указанные в таблице 2 под порядковыми номерами 1, 4, 5, 8,); интерпретируя указанные ответы по стимулам, можно утверждать, что курсанты группы К5 чаще, чем курсанты группы К1, указывают на усталость (42 % и 22 % соответственно, а 8 % курсантов 5-го курса часто чувствуют себя усталыми), не чувствуют себя по утрам отдохнувшими (20 % и 7 % соответственно); испытывают раздражительность (12 % и 2 %); частую головную боль (5 % и 1 % соответственно); 6 % курсантов 5-го курса (1% на 1-м курсе) отмечают, что жизнь для них почти всегда связана с напряжением;
- по отношению обследуемого к общественным мероприятиям, объединениям, кружкам (стимулы 2, 6); интерпретируя указанную группу стимулов, можно утверждать, что курсанты группы К5 относятся негативнее (в среднем на 16 %), чем курсанты группы К1, к различным общественным объединениям;
- по готовности обследуемого к взаимодействию с другими людьми (стимулы 3, 7, 9); интерпретируя указанную группу стимулов, можно утверждать, что курсанты группы К5 неохотнее (в среднем на 14 %), чем курсанты группы К1, взаимодействуют с другими людьми.
Таким образом, можно утверждать, что по отдельным исследованным параметрам происходит заметное ухудшение некоторых психологических свойств личности курсантов.
Анализ полученных результатов по группам стимулов свидетельствует о том, что личностные изменения, происходящие с некоторыми курсантами в процессе обучения в специализированном вузе, носят негативный характер и схожи по симптоматике с синдромом ©эмоционального выгорания». У курсантов присутствуют симптомы, которые входят в обобщенный перечень симптомов эмоционального выгорания: усталость, утомление, негативное отношение к общественным объединениям. Однако целостной картины сложившегося эмоционального выгорания нет.
Полученные результаты согласуются с выводами о проблемах эмоционального выгорания курсантов, полученными Д. И. Кечил [5, с. 41]. С. С. Щекудова также указывала о связи эмоционального выгорания и личностных изменений [6, с. 101], отмечая, что для людей с синдромом эмоционального выгорания характерны: низкий уровень поведенческой регуляции, низкий уровень коммуникативных способностей, низкий уровень социализации.
Таким образом, полученные нами в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что наряду с положительными изменениями личности, которые происходят у курсантов в процессе обучения в вузе ФСИН России (принятие новой социальной роли, развитие коммуникативных
способностей (умение устанавливать контакты с различными людьми) и адаптивных способностей), у некоторых из них происходят также негативные изменения, схожие по симптоматике с синдромом эмоционального выгорания.
Данный факт требует к себе более пристального внимания, предполагающего не только изучение причин, факторов и личностных особенностей, способствующих возникновению у курсантов этих негативных изменений, но и целенаправленную работу по их профилактике.
Профилактика этих негативных явлений должна включать в себя комплекс мер, осуществляемых психологами, курсовыми офицерами, кураторами, профессорско-преподавательским составом. Со стороны психологов она должна выражаться в использовании инструментария для выявления симптомов эмоционального выгорания (в настоящее время в алгоритм психологического обследования курсантов не входят тесты, выявляющие степень сформированности синдрома эмоционального выгорания).
С курсовыми офицерами и профессорско-преподавательским составом образовательного учреждения необходимо проводить разъяснительную работу о сущности, проявлениях и симптомах эмоционального выгорания, чтобы при работе с курсантами они учитывали их индивидуально-психологические особенности и стимулировали их личностное развитие.
Кроме того, для личностного роста курсантов важно больше уделять внимания групповому взаимодействию и стимулировать творчество курсантов в различных видах деятельности.
Библиографический список
1. Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост. М.: Прайм-Еврознак, 2004. 749 с.
2. Бим-Бад Б. М. Путь к спасению: педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М.: Российский открытый университет, 1994. 46 с.
3. Маслоу А. X. Теория человеческой мотивации // Психологическое обозрение. 1943. С.370-396.
4. Ялом И. Д. Дар психотерапии. М.: Бомбора, 2015. 352 с.
5. Кечил Д. И., Губарь К. В. Проблемы эмоционального выгорания курсантов высших учебных заведений ФСИН России // Пенитенциарная социально-психологическая работа: проблемы и перспективы: материалы конференция. Рязань, 2019. С. 41-43.
6. Щекудова С. С. Адаптивные возможности медицинских работников с синдромом эмоционального выгорания // Организационные и психолого-педагогические проблемы безопасности личности и социальной среды: материалы Международной научно-практической конференции. Брянск: Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского, 2018. С. 101-108.
References
1. Frager R. Teorii lichnosti i lichnostnyj rost [Personality theories and personal growth]. Moscow, 2020, 749 p. [in Russian].
2. Bim-Bad B. M. Put' k spaseniyu: pedagogicheskaya antropologiya Immanuila Kanta segodnya [The Path to Salvation: Immanuel Kant's Pedagogical Anthropology Today]. Moscow, 1994, 46 p. [in Russian].
3. Maslow A. H. Teoriya chelovecheskoy motivatsii [Human motivation theory]. Psychological Review [PsychologicalReview], 1943, no. 50(4), рр. 370-396 [in Russian].
4. Yalom 1. D. Dar psihoterapii (novoe izdanie) [The gift of psychotherapy (new edition)]. Moscow, 2015, 352 p. [in Russian].
5. Kechil D. 1. Problemy emocional'nogo vygoraniya kursantov vysshih uchebnyh zavedenij FS1N Rossii [Problems of emotional burnout of cadets of higher educational institutions of the Federal penitentiary service of Russia]. Penitenciarnaya social'no-psihologicheskaya rabota: problemy iperspek-tivy: konferenciya [Penitentiary social and psychological work: problems and prospects: conference]. Ryazan, 2019, pp. 41-43 [in Russian].
6. Shchekudova S. S. Adaptivnye vozmozhnosti medicinskih rabotnikov s sindromom emocional'nogo vygoraniya [Adaptive capabilities of medical professionals with burnout syndrome]. Organi-zacionnye i psihologo-pedagogicheskie problemy bezopasnosti lichnosti i social'noj sredy: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Organizational, psychological and pedagogical problems ofpersonal and social security: materials of the International scientific and practical conference]. Bryansk, 2018, pp. 101-108 [in Russian].