ЭКОНОМИКА, МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ, ПРАВО В ТУРИЗМЕ И ГОСТЕПРИИМСТВЕ
УДК 338.48
Г.А. КАРПОВА, д-р экон. наук,
профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг, заведующий кафедрой экономики и управления в сфере услуг руководитель ресурсного научно-образовательного и проектно-исследовательского центра инновационного развития сферы туризма1 E-mail: [email protected]
А.В. КУЧУМОВ, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг, заместитель декана факультета сервиса, туризма и гостеприимства1 E-mail: [email protected]
П.Ю. ЕРЕМИЧЕВА
магистрант1
E-mail: [email protected]
:ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный
экономический университет», Россия
Статья поступила 30 января 2024 г.
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И БЕЛОРУССИИ 2021-2023 ГГ.
В данной статье анализируются основные показатели въездного туризма двух стран -представителей СНГ. Авторы рассматривают взаимозависимость изменения динамики иностранных туристских прибытий и социально-политических, эпидемиологических, экономических факторов. Исследование содержит анализ числовых показателей России и Белоруссии, а также обстоятельств, повлиявших на увеличение или сокращение туристских поездок, процентного показателя экспорта туризма. Отражены актуальные общемировые проблемы и их влияние на туристских комплекс государств, а также отмечены коренные факторы постоянного и временного характера, оказывающие давление на перемену тенденций в границах государств.
Ключевые слова: Россия, Белоруссия, туризм, въездной туризм, факторы влияния, экономика туризма, туристский поток, экспорт туризма, туристский комплекс.
KARPOVA G.A., Doctor of Econ. Sc.,
Professor of the Department of Economics and Management in the Service Sector Head of the Department of Economics and Management in the Service Sector, Head of the Resource Scientific1
E-mail: [email protected]
KUCHUMOV A.V., PhD in Econ. Sc.,
Associate Professor of the Department of Economics and Management in the Service Sector Deputy Dean of the Faculty of Service, Tourism and Hospitality1
E-mail: [email protected]
EREMICHEVA P.Y.
Student of the 2nd Year of Master's Degree in the Direction of Tourism1
E-mail: [email protected]
1 Saint Petersburg State University of Economics, Russian Federation
ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF CHANGES IN THE INDICATOR OF INBOUND TOURISM IN RUSSIA AND BELARUS IN 2021-2023
This article describes the main indicators of inbound tourism of the two CIS countries. The authors consider the interdependence of changes in the dynamics of foreign tourist arrivals and socio-political, epi-demiological, and economic factors. The study contains an analysis of the numerical indicators of Russia and Belarus, as well as the circumstances that influenced the increase or decrease in tourist trips, the percentage of tourism exports. Reflects current global problems and their impact on the tourist complex of states, and also highlights the fundamental factors of a permanent and temporary nature that exert pressure on changing trends within the borders of states.
Keywords: Russia, Belarus, tourism, inbound tourism, factors of influence, tourism economy, tourist flow, tourism exports, tourist complex.
Введение: Туризм как мультиотраслевой сектор экономики - наиболее поддающаяся анализу система. С учетом постоянно реализующихся изменений на международной арене, санкций и периодических ограничений, связанных с безопасностью граждан во время обостренной эпидемиологической и социальной обстановки, отечественный туристский комплекс нуждается в регулярном мониторинге изменений на рынке и выявлении трендов и тенденций, не говоря уже о переориентации продукта в его глобальном понимании под местного потребителя и выделение потребностей редкого перечня сегментов зарубежного потребителя. Влияние изменений наблюдается в спровоцированном положении мирового рынка, а впоследствии в его вынужденном и ускоренном характере совершенствования предложений. Таким образом, въездной туризм всегда являлся одним из первичных по значению укрупненных направлений формирования новой стратегии развития локального туристского комплекса. Въездной туризм - это путешествия, реализуемые в границах определенного государст-
ва или ряда государств, основными участниками которых являются лица, не проживающие на территории исследуемых государств.
Естественно, что изменения, через которые прошла экономика России за последние несколько лет, переориентация туристского рынка и совокупные последствия накладываются на основные показатели, их состояние и специфику подбора. Стабильным является тот факт, что в числе базовых метрик, которые анализируются для проведения оценки актуальной ситуации на отечественном туристском рынке и определения вероятных тенденций относительно его развития в первоочередном порядке, отмечаются туристские потоки. Туристские потоки - количество туристских поездок на определенную территорию за определенный промежуток времени, учитывающее пребывание от 24 часов до года в условиях незнакомой дестинации [8]. Как правило, туристские потоки формируются под влиянием ряда факторов, присущих конкретной дестинации, т.е. характеризуются локальными природно-климатическими, социокультурными, экономическими и полити-
ческими условиями. Рассматриваемый показатель позволяет оценивать динамику развития туристского комплекса территории, анализировать степень привлекательности де-стинации, исследовать границы сезонности и в определенных аспектах выявлять скрытый потенциал. Преобразование туристского сектора в границах обозначенного региона под давлением внешних обстоятельств первостепенно определяется по тенденциям модуляции данного показателя как базового.
Говоря о прогнозировании в туризме как о важной составляющей определения тенденций изменения рынка, следует подчеркнуть, что туристские потоки - то, на что рассчитывают и опираются эксперты при выявлении спектра основных предложений, доступных в конкретных условиях. Прогноз в первоначальном виде, учитывая современные проблемы общества, содержит в себе предположение о возможных корректировках суммы прибытий в регион, основанное на мониторинге мотиваций потенциальных туристов, трендов и конкурентной среды, а также эндогенных и экзогенных факторах, внутренней обеспеченности территории, ситуации в общемировом пространстве и рынке предложений. В тоже время, взгляд через призму постоянных потребностей в развитии отечественного туристского комплекса позволяет категоризировать и анализировать туристские потоки. Деление туристских прибытий на внутренние и внешние позволяет более детально рассмотреть проблематику изменений под давлением внешних факторов, т.е. определить степень востребованности территории в конкретный временной период, влияние
неблагоприятной эпидемиологической обстановки и изменений политико-социального климата на данную категорию оценки. Так, например, можно оценить интенсивность снижения уровня туристских прибытий по миру в долгосрочной перспективе под давлением пандемии на основании данных, предоставленных Всемирной Туристской Организацией (ВТО) [10]. Ниже, на рисунке 1, отражено процентное соотношение негативных изменений в общемировом показателе туристских прибытий по месяцам.
Данная диаграмма составлена по данным за 2022 год в сравнении с результатами за 2019 год, чтобы оценить уровень восстановления туристского рынка по конкретному показателю. Следовательно, в 2019 и в 2022 годах в равной степени количество международных туристов достигло пиковых показателей в летний период. На летний период 2019 года число международных туристов превышает показатель за 2022 на 80,52, тогда как наиболее низкое значение метрики наблюдается в январе и составляет разницу около 60,82 млн туристов. Подобное сравнение позволяет подчеркнуть мнение властей о том, что туризм, включая все категории систем, достигнет показателей допандемийного уровня к 2025 году. Среди регионов по количеству туристских прибытий в большей степени выделяется Европа и Америка с 2021 года [11].
Рассматривая проблематику восстановления въездного туризма в странах СНГ, следует привести статистическую информацию (рис. 2).
300 250 200 150 100 50 0
161,55 163,1
уг У ,/ у ^ ^ Ж Ж Ж
/ г/ ^ Г ^ * * )Г с</ 0/ ^ /
Рисунок 1. - Изменение количества иностранных прибытий в общемировом значении по месяцам
(2019-2022 г., млн)
Примечание - Источник: [10]
0 20 40 60 80 100 120
■ В СНГ ■ В страны вне СНГ
Рисунок 2. - Структура экспорта по статье «Поездки» (%, 2017-2021 гг.)
Примечание - Источник: [6]
2021 2020 2019 2018 2017
0±9О
3
Исследуя данные на рисунке, стоит подчеркнуть, что экспорт путешествий характеризуется поступлением денежных потоков в страну. Таким образом, турист посещает де-стинацию и обменивает денежные массы на удовлетворение потребностей в рамках путешествия. Так, можно определить, что структура экспорта туризма в границах государств СНГ превышает структуру экспорта туризма в страны вне СНГ. Разница за 2017 год составила приблизительно 86,53%, тогда как на период 2021 года - 61,78%. Следовательно, в 2017 году страны СНГ обладали в процентном соотношении большей популярностью для иностранного туриста, нежели на момент 2021 года, т.к. разница составляет 40,06%. В 2017 году произошел заметный рост востребованности курортных направлений, что является актуальным в рамках стран-представителей СНГ в силу развитости лечебно-оздоровительного туризма, природно-климатической и культурной ресурсности дестинаций на южной полосе. Подобные параметры позволяют грамотно сочетать куро-ртно-оздоровительный отдых и культурно-познавательную деятельность. Безусловно, во многом данная ситуация обусловлена пост-ковидной обстановкой, что аргументирует сокращение ареала осуществления туристской активности, а также ограничениями по перемещению между государствами и вынужденным развитием внутреннего туризма. Однако показатель экспорта путешествий в страны СНГ стабильно превышает экспорт в другие государства, что обусловлено познавательным характером путешествий и сравнительно низкой ценой относительно тех же европейских государств. Среди стран СНГ наблюдается масса бюджетных туров на территорию России, Белоруссии и Киргизии.
Анализируя качественные аспекты влияния пандемии на мировой туристский рынок в настоящий период времени, можно подчеркнуть существенное смещение фокуса с сервисной составляющей на сохранение санитарно-гигиенической стабильности в организациях сферу услуг, сокращение числа иностранных туристских прибытий повсеместно, а также безусловный прогресс в вопросах циф-ровизации, что оказало поддержку тренду на интровертность. Многие из отмеченных тенденций сохранились либо существенно повлияли на интенсивность эволюции туристского рынка, т.к. требовали внимания с точки зрения их перестройки. Кроме того, настоящие события, которые сформировали перечень факторов влияния на туристский комплекс также позволили прийти к формулировке выводов в данном исследовании. Естественно, что подобные тенденции относительно восстановления рынка наблюдаются повсеместно. Восстановление въездного туризма на территории России проходит через более тернистый путь нежели эксперты представляли ранее. Подобный регресс аргументируется нынешней обострившейся политической обстановкой на международной арене и санкциями со стороны Евросоюза. На данный период времени удалось определить, что число въездных туристских поездок в Россию сократилось примерно в 7 раз, учитывая числовой показатель на 2019 год в сравнении с 2022 годом. Эту информацию удалось подтвердить статистикой, опубликованной на официальном ресурсе ранее существовавшего Федерального агентства по туризму (рис. 3). Исследуя данные на рисунке, можно определить, что наибольшее число туристских прибытий в Россию из-за рубежа пришлось на 2015 год.
30 20 10
25,4 26,8 24,5 24,3 24,5 24,4
6,3 7,08 3,06
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Турпоездки (млн)
Рисунок 3. - Количество въездных туристских поездок в Российскую Федерацию
(млн, 2014 - 2022 гг.)
Примечание - Источник: [9]
Несмотря на то, что 2015 год оказался непростым, т.к. наблюдалось падение рубля и сокращение выездных поездок, что во многом сказалось на туристской деятельности россиян, прослеживался рост на внутренний и въездной туризм. Подобная тенденция была связана с существенным подорожанием зарубежных туров. Наименьшее число въездных туристских прибытий пришлось на 2022 год, т.к. на спрос повлияли изменения характера взаимоотношений между Россией и Европой в связи с проведением специальной военной операции. Параллельным значением обладают и мероприятия, связанные с санкциями со стороны США и стран-союзников, а также объявление независимости ДНР и ЛНР. Говоря о данных за 2023 год, по информации от новостного канала «Интерфакс. Туризм» нынешний объем иностранного туризма в Российской Федерации оценили лишь на 5-10% от допандемийного [4]. Кроме того, вопросы по сбору статистики и анализу динамики изменений остаются актуальными с позиции достоверности числовых показателей, т.к. миграционные данные, число уникальных туристов, информация от организаций, имеющих косвенное отношение к туристскому комплексу в том числе, часто не разграничиваются по долям в общем числе иностранных прибытий.
Существуют также постоянные проблемы, снижающие привлекательность России в качестве направления путешествия для иностранного туриста. Среди таких проблем:
- преимущественно низкие температуры на протяжении зимнего, осеннего и частично весеннего сезонов;
- невозможность использования международных платежных систем и карт;
- снижение качества обслуживания;
- повышение стоимости авиабилетов и т.д.
Многие из обозначенных проблем усугубились из-за влияния обстоятельств за трехлетний период. Так, например, сервисная составляющая значительно утратила качество, т.к. ряд изменений в период пандемии повлиял на смещение фокуса внимания руководителей предприятий с качества предложений на структуру системы безопасности, сокращение количества персонала, учитывая постоянный кадровый голод индустрии туризма и гостеприимства, а также отсутствие доступа к международным платежным системам и отказ зарубежных компаний от обслуживания клиентов на территории РФ.
Рассматривая обстановку на туристском рынке Белоруссии, стоит пояснить, что большую долю по укрупненным направлениям деятельности занимает внутренний туризм, тогда как въездной относится к наименьшей. На рисунке 4 отмечаются данные в процентах на период с 2017 по 2021 гг.
По отраженной на рисунке информации прослеживается значительное сокращение иностранных туристских потоков в Белоруссию на период 2021 года, что также разумно связывать с длительной эпидемией СОУГО-19. Соответственно, в связи со сложностями, связанными с ограничениями мобильности граждан Белоруссии в том числе и общемировыми сокращениями транспортного движения за рубеж, отмечается увеличение числа внутренних перемещений практически на 20%.
0
100 50 0
68,3
14,2 36,6 49,2 4,1 27,6
2017 2021
■ Въездной ■ Выездной ■ Внутренний
Рисунок 4. - Распределение численности туристов по видам туризма (Белоруссия, %, 2017-2021 гг.)
Примечание - Источник: [6]
200 -
2,9
0 -2,6
СНГ (Без РФ)
72,7 67,7
РФ
3
21,4
- 4,9
Другие страны
2017 и 2021
Рисунок 5. - Распределение иностранных туристов по территориям проживания (%, 2017-2021 гг.)
Примечание - Источник: [6]
Подобная тенденция целесообразно связана с тем, что при ограниченных возможностях путешествовать и высоком риске увеличения числа заболеваний и усугубления общей эпидемиологической обстановки, граждане стран СНГ стремились искать альтернативные направления, которые могут соответствовать ряду критериев, в числе которых:
- сокращенные дистанции между регионами проживания и туристского интереса;
- низкая стоимость туристских услуг в соотношении с категориями;
- соблюдение правил санитарии и гигиены в пределах предприятий;
- доступность мер предосторожности в период эпидемии при передвижении между регионами;
- наличие объектов туристского интереса и т.п.
Изучая дайджест, удалось выявить приблизительный процент иностранных туристов по их постоянной локализации. На рисунке 5 отражена соответствующая информация.
Рассматривая распределение численности иностранных туристских потоков в Белоруссии, следует рассмотреть количественный показатель. Таким образом, в наименьшем количестве оказываются туристы из стран-представителей СНГ, тогда как преобладаю-
щее число въездных поездок наблюдается из Российской Федерации. На период с 2017 по 2021 год подобная тенденция наблюдалась по разным причинам, в числе которых родственные связи, ценовая и ресурсная доступность направления, тесные политические взаимосвязи государств, широкий спектр туристских предложений и многие другие. Более того, Белоруссия нацелена на развитие туристской отрасли в том числе и в интеграции с Россией, что прослеживается в таких экономических секторах, как торговля, промышленность, инфраструктура. Власти страны распорядились наладить туристические взаимосвязи с рядом российских регионов, среди которых Башкортостан, Архангельская область, Астраханская область, Ростовская область, Томская область, Приморский край, Республика Бурятия и другие субъекты [5]. Государство также является качественно развитым в вопросах продвижения лечебно-оздоровительного и медицинского туризма, который значительно превосходит современное состояние инфраструктуры в данной области на территории Российской Федерации.
Информация о численности туристов по видам туризма в Белоруссии отражена на рисунке 6.
Анализируя диаграмму, важно отметить, что въездной туризм определяется числом в
143 тыс. иностранных туристов, тогда как внутренний туризм вырос до 1530,4 тыс. туристов, что на 67,97% больше нежели в 2021 году. В Белоруссии действовало порядка 1348 туристских организаций, которые сотрудничали с 122 странами мира. Следует отметить, что иностранный туристский поток был рассчитан с учетом пересечений Государственной границы Республики Беларусь на открытом белорусско-российском пространстве. В сумме удалось выявить порядка 4,9 млн иностранных граждан, посещавших Белоруссию в 2022 году с туристскими целями. Среди общего числа было выделено приблизительное количество организованных туристов - 143 тыс. из 85 стран мира.
Рассуждая о проблемах Белоруссии в вопросе развития туризма, помимо основных существуют также аспекты временного характера. В числе временных проблем можно учитывать влияние страны как союзника Российской Федерации, со стороны которого получает колоссальную поддержку и находится в долгосрочных взаимовыгодных дружественных отношениях, что влияет на уровень восприятия Евросоюзом Белорусии в современных реалиях. Анализируя другие возможные проблемы, удалось прояснить, что, несмотря на тесную взаимосвязь государств, а также соглашение о взаимном признании виз, существует ряд неудобств для иностранного туриста в вопросе мобильности. Так, например, соглашение актуально для тех туристов, у которых существует визовый контроль с Россией и Белоруссией, а также для тех, у кого безвизовый режим с государствами на уровне международных договоров. Более того, срок их прибывания в странах определяется данными договорами или законодательством страны, в зависимости от нахождения иностранного туриста.
В числе других проблем также прослеживается высокая стоимость оформления виз, в
том числе для жителей США и Великобритании, т.к. они относятся к перечню стран с платежеспособным населением. Так, средняя стоимость оформления визового документа стоит порядка 60 евро, тогда как граждане данных государств оформляют его в диапазоне от 105 до 140 долларов США или от 120 до 150 евро, что зависит от времени их прибывания. Не менее важной проблемой является общее состояние туристской инфраструктуры, включая гостиничные организации, предприятия общественного питания и ограниченные возможности для доступного передвижения на дальние расстояния.
Безусловно, прослеживается и ряд общих проблем, актуальных повсеместно в странах СНГ с точки зрения туристской оценки, в числе которых:
- очаговый характер рассредоточения объектов туристского интереса;
- нерегулярно обновляющаяся нормативно-правовая база;
- недостаточная развитость транспортной инфраструктуры (для комфортной межрегиональной мобильности);
- недостаточно качественно разработанный маркетинг (качество продвижения местного туристского продукта);
- низкое качество развитости туристской инфраструктуры;
- недостаточный уровень информационной поддержки;
- удерживающийся низкий уровень качества сервиса и т.п.
Многие государства СНГ обладают весьма впечатляющими природно-климатическими, культурно-историческими резервами, скрытыми туристским потенциалом и достаточно высокой практической и фактической пропускной способностью.
Внутренний туризм Въездной туризм Выездной туризм
143
1530,4
0
348,6
500 1000
1500 2000
Рисунок 6. - Распределение численности туристов по видам туризма (Белоруссия, тыс., 2022 - сентябрь 2023 гг.)
Примечание - Источник: [7]
Среди таких государств Российская Федерация и Белоруссия, которые во многом могут послужить альтернативой для российских и белорусских туристов многим европейским направлениям, в том числе относительно ценовой категории и потенциальных возможностей повышения качественной составляющей. Однако многие аспекты с точки зрения эргономики остаются непроработанными, что подвергает риску постоянного понижения востребованности рассматриваемых государств, несмотря на улучшение эпидемиологической обстановки и после предполагаемой стабилизации политических взаимоотношений с западными странами.
Список литературы
1. Быкова, В. А. Технологии и организация въездного и выездного туризма: учеб. пособие / В.А. Быкова, Н. Г. Прудникова, В. В. Пуричи. - Барнаул : АлтГУ, 2019.
2. Коробейко, К.С. Въездной туризм в Республике Беларусь: тенденции и перспективы / К. С. Коробейко, О. В. Толкач // Современный механизм функционирования торгового бизнеса и туристической индустрии: реальность и перспективы: материалы VII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Минск : БГЭУ, 2023. - С. 641-642.
3. Можейко, Д.И. Въездной туризм в Республику Беларусь / Д. И. Можейко, Д. В. Савченко, И. В. Уриш // Современный механизм функционирования торгового бизнеса и туристической индустрии: реальность и перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Минск : БГЭУ, 2019. - С. 472473.
4. Новостной портал «Интерфакс. Туризм». Нынешний объем иностранного туризма в РФ оценили лишь на 5-10% от допанде-мийного. [Электронный ресурс]. // Новостной портал «Интерфакс. Туризм». - Режим доступа : https://www.interfax.ru/russia/921378. -(Дата обращения: 06.01.2024).
5. Новостной портал «Интерфакс. Туризм». Россия и Белоруссия будут сотрудничать в сфере развития туризма. [Электронный ресурс]. // Новостной портал "Интерфакс.
Туризм". - Режим доступа: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/10 3544?vsclid=lr28ir7cn981291042 . - (Дата обращения: 06.01.2024).
6. Национальный статистический институт Республики Беларусь. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. [Электронный ресурс]. // Информационно-статистический буклет НСИ Республики Беларусь. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.bv/upload/iblock/03e /6kow4pvk2zjhseknog6atfb0d7qrug7c.pdf?vs clid=lr1v0pqlev748016864 . - (Дата обращения: 06.01.2024).
7. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Статистический обзор ко Всемирному дню туризма. [Электронный ресурс]. // Информационно-статистический бюллетень НСИ Республики Беларусь. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.bv/upload-belstat/upload-belstat-
pdf/oficial statistika/statobzor turizm-2023.pdf?vsclid=lr1zexdc5c744121773 . -(Дата обращения: 06.01.2024).
8. Официальный интернет-портал Федеральной службы государственной статистики. Понятия и определения: «Туристсткий поток». [Электронный ресурс]. // Информационно-статистический ресурс Росстат. -Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm . - (Дата обращения: 31.12.2023).
9. Официальный ресурс Федерального агентства по туризму (Ростуризм). Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию (Росс-тат). [Электронный ресурс]. // Информационно-статистический ресурс Росстат. -Режим доступа: https://tourism.gov.ru/other/statistika/chislo-vezdnvkh-turistskikh-poezdok-inostrannvkh-grazhdan-v-rossivskuvu-federatsivu-rosstat/?vsclid=lr1vvh5xe8768328000. - Да-тадоступа: 06.01.2024.
10. International tourism back to 60% of pre-pandemic levels in januarv-julv 2022 // Official source of World Tourism Organization (UNWTO). Available at: https://www.unwto.org/news/international-tourism-back-to-60-of-pre-pandemic-levels-in-januarv-julv-2022 (accessed 31.12.2023).
11. 145 key tourism statistics // Official source of World Tourism Organization (UNWTO). Available at: https://www.unwto.org/tourism-statistics/key-tourism-statistics (accessed 06.01.2024).
References
1. Bykova V.A., Prudnikova N.G., Purichi V.V. Tekhnologii i organizatsiya v 'ezdnogo i vyezdnogo turizma [Technologies and organization of inbound and outbound tourism]. Barnaul, AltGU, 2019. (in Russian)
2. Korobejko K.S. V'ezdnoj turizm v Respublike Belarus': tendentsii i perspektivy [Inbound tourism in the Republic of Belarus: trends and prospects]. Sovremennyj mekhanizm funktsionirovaniya torgovogo biznesa i turis-ticheskoj industrii: real'nost' i perspektivy [Modern mechanisms of trading business and tourism industry functioning: reality and prospects]. Minsk, BGEHU, 2023, pp. 641-642. (in Russian)
3. Mozhejko D.I. V'ezdnoj turizm v Respubliku Belarus' [Inbound tourism in the Republic of Belarus]. Sovremennyj mekhanizm^funktsionirovaniya torgovogo biznesa i turisticheskoj industrii: real'nost' i perspektivy [Modern mechanisms of trading business and tourism industry functioning: reality and prospects]. Minsk, BGEHU, 2019, pp. 472-473. (in Russian)
4. Novostnoj portal «Interfaks. Turizm». Nyneshnij ob'em inostrannogo turizma v RF otsenili lish' na 5-10% ot dopandemijnogo [News site «Interfax Tourism». Current volume of the international tourism in Russia was rated at 5% of the pre-pandemic]. (in Russian). Available at: https://www.interfax.ru/russia/921378. (accessed: 06.01.2024).
5. Novostnoj portal «Interfaks. Turizm». Rossiya i Belorussiya budut sotrudnichat' v sfere razvitiya turizma. [News site «Interfax Tourism». Russia and Belarus will become partners in the sphere of tourism development]. (in Russian). Available at: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/10 3544?ysclid=lr28ir7cn981291042. (accessed: 06.01.2024).
6. Natsional'nyj statisticheskij institut Respubliki Belarus'. Turizm i turisticheskie resursy v Respublike Belarus' [National statistical insti-
tute of the Republic of Belarus. Tourism and tourist resources in the Republic of Belarus]. (in Russian). Available at: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/03e /6kow4pvk2zjhseknog6atfb0d7qrug7c.pdf?ys clid=lr1y0pqley748016864. (accessed:
06.01.2024).
7. Natsional'nyj statisticheskij komitet Respubliki Belarus'. Statisticheskij obzor ko Vsemirnomu dnyu turizma [National statistical institute of the Republic of Belarus. Statistical review for the World Tourism Day]. (in Russian). Available at: https://www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-
pdf/oficial statistika/statobzor turizm-2023 .pdf?ysclid=lr1zexdc5c744121773 . (accessed: 06.01.2024).
8. Ofitsial'nyj internet-portal Federal'noj slu-zhby gosudarstvennoj statistiki. Ponyatiya i opredeleniya: «Turiststkij potok» [Official website by the Federal department of statistics. Concepts and definitions of the «Tourist flow»]. (in Russian). Available at: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm . (accessed: 31.12.2023).
9. Ofitsial'nyj resurs Federal'nogo agentstva po turizmu (Rosturizm). Chislo v 'ezdnykh turistskikh poezdok inostrannykh grazhdan v Rossij-skuyu Federatsiyu (Rosstat) [Official source of the Federal tourism agency (Ros-tourism). The amount of inbound tourist trips of the foreign citizens to the Russian Federation (Rosstat)]. (in Russian). Available at: https://tourism.gov.ru/other/statistika/chislo-vezdnykh-turistskikh-poezdok-inostrannykh-grazhdan-v-rossiyskuyu-federatsiyu-rosstat/?ysclid=lr1vyh5xe8768328000 . (accessed: 06.01.2024).
10. International tourism back to 60% of pre-pandemic levels in january - july 2022 // Official source of World Tourism Organization (UNWTO). Available at: https://www.unwto.org/news/international-tourism-back-to-60-of-pre-pandemic-levels-in-january-july-2022 (accessed 31.12.2023).
11. 145 key tourism statistics // Official source of World Tourism Organization (UNWTO). Available at: https://www.unwto.org/tourism-statistics/key-tourism-statistics (accessed 06.01.2024).
Received 30 January 2024