развитие туризма на национальном уровне
Научная статья
УДК 379.85+910 (082)
DOi: 10.18384/2712-7621-2023-4-53-72
туризм в китае: современное состояние, основные факторы, влияющие на его развитие
Валькова Т. М.1, Красавцев И. В.2, Тан Цюань3
1 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация; e-mail: [email protected]
2 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация; e-mail: krassavtseviv@ yandex.ru
3 Hailong Kaisheng Building 410, Building B, Baiyun District, Guangzhou City, Guangdong Province, China; e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 06.06.2023 После доработки 18.08.2023 Принята к публикации 29.08.2023
Аннотация
Цель. Рассмотреть современное состояние туризма в Китае, выявить факторы, влияющие на его развитие.
Процедура и методы. Исследованы особенности въездных и внутренних туристических потоков, маршрутов и туристической инфраструктуры в регионах страны с целью выявления территориальных различий и проблем, изучено влияние экономических, политических, социокультурных и экологических факторов на развитие туризма в Китае. Кроме того, в статье рассмотрены этапы развития выездного туризма в стране. Для решения поставленных задач использовались сравнительный, аналитико-статистический, системный, картографический методы исследования и ГИС-технологии. Результаты. Туристская индустрия является одним из ключевых направлений экономического развития КНР, важным фактором укрепления его роли в мировой экономике. Современное состояние туризма в Китае можно охарактеризовать как динамично развивающееся, что обусловлено такими факторами, как экономическое и социальное развитие, рост доходов населения, политическая стабильность. Факторы, влияющие на развитие туризма в Китае: улучшение качества туристской инфраструктуры и повышение качества услуг, включение историко-культурных достопримечательностей в туристскую деятельность, реализация программ по развитию туризма, направленных на популяризация данного вида деятельности, привлечение иностранных туристов, расширение международного сотрудни-
© CC BY Валькова Т. М . , Красавцев И . В . , Тан Цюань, 2023.
чества. Одной из основных тенденций развития туризма в Китае является территориальная дифференциация, связанная с разнообразием климатических, историко-культурных особенностей регионов страны. Наиболее популярными туристическими направлениями являются провинции Тайвань Гуандун, Шанхай, Юньнань Гуанси-Чжуанский автономный район, Фуцзянь и Чжэцзян. Несмотря на определённый спад в развитии отрасли, вызванный пандемией COVID-19, страна не утратила лидирующих позиций на мировом туристском рынке. Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование позволяет глубже понять современное состояние туризма в Китае, факторы, влияющие на его развитие в регионах страны. Результаты данного исследования могут быть использованы в рамках научно-практической деятельности, связанной с разработкой стратегий развития туризма в странах и регионах мира. Статья продолжает исследования авторов, начатых в предыдущей работе [5], которая рассматривала влияние туристско-рекреационных ресурсов на территориальную организацию туризма в Китае.
Ключевые слова: туризм, въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм, перспективы развития туризма, Китай
Благодарности. Исследование выполнено в рамках НИР (ГЗ) «Факторы и механизмы территориальной организации устойчивого развития туризма и рекреации» (№ ЦИТИС: 121051400059-6)
Original Research Article
TOURiSM iN CHINA: CURRENT STATUS, THE MAIN FACTORS iNFLUENCiNG ITS DEVELOPMENT
T. Valkova1, I. Krasavtsev2, Tang Quan3
1 Lomonosov Moscow State University, Leninskie Gory 1, Moscow 119991, Russian Federation; e-mail: [email protected]
2 Lomonosov Moscow State University, Leninskie Gory 1, Moscow 119991, Russian Federation; e-mail: krassavtseviv@ yandex.ru
3 410, Building B, Hailong Kaisheng Building, Baiyun District, Guangzhou City, Guangdong Province, China; e-mail: [email protected]
Received by the editorial office 06.06.2023 Revised by the author 18.08.2023 Accepted for publication 29.08.2023
Abstract
Aim. The purpose of the article is to consider the current state of tourism in China, to identify factors influencing its development.
Methodology. The article gives a features of inbound and domestic tourist flows, tourists routes and tourist infrastructure in the regions of the country in order to identify territorial differences and problems, the influence of economic, political, sociocultural and environmental factors on the development of tourism in China. In addition, the article discusses the stages of development of outbound tourism in the country. The main methods of research are: comparison, analytical, statistical, cartographic, system research methods and GIS (geographic information system) technologies.
Results. The tourism industry is one of the key areas of China's economic development, an important factor in strengthening its role in the global economy. The current state of tourism
in China can be characterized as dynamically developing due to such factors as economic and social development, income growth, and political stability. Factors affecting the development of tourism in China: improving the quality of tourism infrastructure and services, the inclusion of historical and cultural attractions in tourism activities, the implementation of tourism development programs aimed at popularizing this type of activity, attracting foreign tourists, expanding international cooperation. One of the main trends in the development of tourism in China is the territorial differentiation due to the diversity of climatic, historical and cultural characteristics of China regions. The most popular tourist destinations are Taiwan Guangdong, Shanghai, Yunnan Guangxi Zhuang District, Fujian and Zhejiang. Despite a certain decline caused by the COVID-19 pandemic, the country has not lost its leading position in the global tourism market. Research implications. The scientific novelty of the study lies in the fact that it allows a deeper understanding of the current state of tourism in China, the factors influencing its development in country regions. The results of this study can be used in the framework of scientific and practical activities related to the development of countries and regions tourism strategies. The article continues the authors' research started in the previous paper [5], which considered the impact of tourism and recreational resources on the territorial organization of tourism in China.
Keywords: tourism, inbound, domestic and outbound tourist flows, tourism development prospects, China
Acknowledgments. This research is as part of the scientific research study «Factors and mechanisms of the territorial organization of the sustainable development of tourism and recreation» (CITIS no. 121051400059-6)
Введение
В настоящее время страны Азиатско-Тихоокеанского региона стремительно развивают международный туризм . Одна из ведущих стран региона - Китай . Туризм в Китае - важнейший межотраслевой комплекс, который возник в государстве в XX в . Активному развитию туризма в стране способствует ряд важных факторов: значительная ёмкость внутреннего рынка, разнообразие туристских ресурсов и видов (направлений) туризма, сформированных на их основе, развитое транспортное сообщение внутри Китая и с зарубежными странами, прочие факторы Туризм в Китае является стратегической отраслью национальной экономики, для которой разрабатывается отдельный План развития в рамках XIV пятилетки1 .
1 Государственный совет опубликовал «14-й пятилетний план развития туризма» в пол-
В рамках данного исследования рассматривалась вся территория Китая, включая Тайвань2 . В 2018 г. доля туристической отрасли Китая достигла 1,5% мирового ВВП3 и продолжала расти до начала пандемии4 .
ном объёме // Китайский информационный Интернет-центр: [сайт]. URL: http://travel.china. com . cn/txt/2022-01/21/content_78002854. html (дата обращения: 12.05.2023) .
2 Более 170 стран мира (в т. ч . и Россия), а также ООН, юридически признают позицию правительства КНР, согласно которой Тайвань является неотъемлемой частью Китая
3 Для определения вклада туризма в экономику страны производятся расчёты его доли в ВВП Китая, которая формируется непосредственно благодаря туристской деятельности . Этот показатель представляет собой сумму общей добавленной стоимости, которую создают все секторы национальной экономики из-за потребления, связанного с туризмом внутри страны (товары и услуги, включённые в туристские продукты, а также дополнительные расходы туристов на территории (самостоятельное приобретение товаров и услуг, не входящих в туристский продукт)) .
4 UNWTO Tourism Data Dashboard // ЮНВТО: [сайт]. URL: https://www.unwto.org/tourism-da-
¡$$N2712-7613 ^
Характеристика внутреннего туризма в Китае
Внутренний туризм для Китая -ключевой источник поступлений средств от туристской деятельности в бюджет страны . Однако на ранних этапах развития отрасли рост внутреннего туристского потока сдерживался на государственном уровне. Стратегия «догоняющего развития», доминировавшая в то время в КНР, рассматривала в качестве основы развития туристкой отрасли въездной туризм как один из важных источников валютных поступлений в бюджет страны Кроме того, низкая платёжеспособность населения КНР, слабое развитие транспортных сетей, ограниченная ёмкость средств размещения, а также отсутствие системы отпусков, регламентированная с 1949 г. 6-дневная рабочая неделя и всего 7 праздничных дней в году не способствовали активному развитию внутреннего туризма в Китае . Переход на 5-дневную рабочую неделю в 1955 г. привёл к значительному росту внутреннего туристского потока . Только за 1955 г. он вырос на 22,7% [10].
В 1985 г. правительство КНР обратило внимание на значительный потенциал внутреннего туризма как дополнительного источника экономического развития государства, способствующего росту доходов бюджета страны, развитию депрессивных районов, формированию новых рабочих мест, повышению занятости населения, развитию смежных отраслей С 1993 г. внутренний туризм приобрёл национальное признание, были разработаны «Предложения по развитию
1а/ипш1о-1оип8т-<1а8ЬЬоаг<1 (дата обращения:
12.05.2023).
j >023/№ 4
внутреннего туризма» [3], стала активно развиваться транспортная инфраструктура, в 1999 г. увеличилось количество праздничных дней: появились «Золотые недели» на Китайский Новый год, 1 мая, День основания КНР, что привело к резкому увеличению числа внутренних поездок жителей страны . В 2001 г. в Китае началась работа по классификации туристских дестина-ций, а с 2007 г. стала формироваться система оплачиваемых отпусков1, что также способствовало развитию отрасли. При этом эпидемия атипичной пневмонии в 2003 г , беспорядки в Тибетском автономном районе, землетрясение в провинции Сычуань приводили лишь к кратковременной стагнации туристского бизнеса, который быстро восстанавливался [20].
В 2009 г в связи с переходом КНР на новую модель экономического развития, опирающуюся, прежде всего, на внутренний спрос, данный вид туризма получил значительную поддержку на государственном уровне как один из базовых элементов данной модели Была сформирована «Дорожная карта развития внутреннего туризма», с 2015 г. в отрасли стал использоваться кластерный подход, способствовавший более равномерному распределению туристских потоков по территории страны за счёт формирования новых дестинаций, туристские программы в рамках трансграничного проекта «Один пояс - один путь», стали набирать популярность сельский и экологический туризм, появилась сеть
1 Regulations on Paid Annual Leave for Employees // Международная организация труда: [сайт]. URL: https://www. ilo . org/dyn/travail/docs/372/ Regulations%20on%20Paid%20Annual%20 Leave%20for%20Employees%20-%20www.junhe . com . pdf (дата обращения: 12.05.2023) .
Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems
брендовых «Красных маршрутов»1 . Все перечисленные мероприятия способствовали активизации развития отрасли и повышению влияния туризма на экономическое состояние регионов страны
Бурное развитие внутреннего туризма привело к увеличению объёма суммарных доходов, поступающих от различных сегментов отрасли . В 2015 г. суммарный объём доходов составил 0,51 трлн долл . США (для сравнения: в 1984 г. - 0,1 трлн долл . США, т. е . прирост за 11 лет - 0,5 трлн долл . США) . В 2019 г. общий вклад туристской ин-дустрииКит аявВВП страны составил 1,58 трлн долл . США или 11,05% от
ВВП КНР (для сравнения: в 2014 г. -10,39%)2 (рис . 1) .
При этом важно отметить, что в КНР до сих пор не существует чёткой системы статистического учёта внутреннего туристского потока - туристом считается любой путешественник, который выехал за пределы места постоянного проживания на 10 км и более километров и на период более 6 ч3 . Что касается туристских предпочтений, то наиболее популярными среди жителей страны являются пляжный, лечебно-оздоровительный,
«Красные маршруты» - туристские программы, посвященные истории Коммунистичеыкой партии Китая и революционным событиями в КНР и прочих регионах мира.
NationalBureauof Statisticsof Chi na: [ сайт] . URL: http://www. stats.gov.cn/english/ (дата обращена: 10.0s.t020).
^|2022[Интерпретация статистики по внутреннему туризму за первое полугодие 2022 года] [Электронный ресурс]. URL: https://www.ctaweb.org. cn/cta/ mtjj/202207/8bc4d0ffdd694f2ea92 6®aa0ef5271. shtml (дата обращения: 12.05.2023).
Рис. 1 / Fig. 1. Динамика объёма внутреннего туристского потока и доходов от данного вида деятельности в 2010-2022 гг. / Dynamics of domestic tourism flows and domestic tourismrevenues in2010-2022
Источник: составленоавторамиподанным:UNWTOTourism DataDashboard:[сайт].
URL: https://www. unwto . org/tourism-data/unwto-tourism-dashboard
(дата обращения: 12.05. 2023)
¡¡$$N2712-7613 ^
активный и гастрономический туризм [12; 17].
В 2020 г. пандемия СОУГО-19 снизила число внутренних поездок в стране на 48,8%, суммарный доход страны от внутреннего туризма сократился на 52% В настоящее время внутренний туризм постепенно восстанавливается, большая часть китайских граждан совершает одну и более поездок в год, отдавая предпочтение пригородным маршрутам1 Наибольшей популярностью у туристов пользуются природные и культурные достопримечательности страны, а также такие города, как Санья, Чунцин, Чэнду, Пекин, Ся-мынь, Шанхай, Сиань, Ханчжоу, Циндао и Нанкин [8]. В период «Золотой недели» с 1 по 8 октября 2020 г на фоне успехов страны по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции внутренний туристский поток достиг 80% от уровня 2019 г. , доходы за этот период составили 81,7 млрд долл . США, достигнув 80% от аналогичного показателя 2019 г. В 2023 г. в период «Золотой недели» с 29 апреля по 3 мая представителями Китайской академии туризма было насчитано более 240 млн туристских поездок, что превысило аналогичный показатель 2019 г. 2
1 Отчёт Ctrip «Опрос о намерениях путешественников во второй половине года» [Электронный ресурс]. URL: https://bg.qianzhan.com/trends/ detail/506/220927-c4dd5e 19 . html (дата обращения: 12 05 2023)
2 В рамках первых постэпидемических кани-
кул по случаю Первомая зафиксирован туристический бум // Жэньминь Жибао: [сайт]. URL: http://russian people com cn/n3/2023/0503/ c31516-20013589.html (дата обращения: 12.05.2023).
| >023/№ 4
Характеристика въездного туризма в Китае
Начиная с 1978 г. , въездной туризм в КНР стал одним их драйверов экономического роста и продолжает активно развиваться в настоящее время По данным ЮНВТО, в 2019 г. КНР занимала 4 место в мире по числу принятых туристов, уступая лидерство таким странам, как Франция, США и Испания (для сравнения: в 1978 и 1980 гг. - 40 и 20 места соответственно), на долю страны приходились 4% въездного туристского потока мира3
На первых этапах (1978-1985 гг. ) въездной туризм рассматривался правительством Китая как способ увеличения валютных поступлений в бюджет страны и форма позиционирования КНР на мировой политической арене, в т ч транслирования идей социализма . В период 1978-1980 гг. число иностранных прибытий увеличилось в 10 раз (до 7,1 млн туристов), прирост доходов составил 1,25 млрд долл США, был налажен механизм выдачи иностранным туристам групповых туристских виз . В 1979 г. в КНР для посещения иностранцами было открыто 60 городов, в 1984 г. их число возросло до 200, в 1987 г. - до 496, т. е . за 8 лет количество открытых для иностранных туристов городов страны увеличилось в 8 раз [7]
Изначально власти Китая стремились дистанцировать иностранных туристов и местное население . Для этого создавались специализированные средства размещения, предприятия питания, разрабатывались туристские
3 UNWTO Tourism Data Dashboard // ЮНВТО: [сайт]. URL: https://www. unwto. org/tourism-da-ta/unwto-tourism-dashboard (дата обращения: 12.05.2023) .
Географическая среда и живые системы / Geographical Environment and Living Systems
vssy
маршруты для иностранцев, перемещение туристов по стране происходило только в рамках организованных групп Кроме того, в качестве одной из мер использовалась система валютных сертификатов, просуществовавшая до 1 января 1995 г., основной целью которой было усиление валютного регулирования, особенно в ряде приморских городов страны Число иностранных туристов возрастало каждый год, но неразвитость туристской и транспортной инфраструктуры, несбалансированная ценовая политика, которая не учитывала фактор сезонности, низкое качество оказываемых услуг как следствие низкой квалификации кадров, глобальная мировая рецессия привели к падению объёма въездного потока в 1981-1983 гг (1983 г. - -3% от показателя 1980 г. ) . Данную проблему удалось решить после проведения в 1984-1988 гг. реформирования отрасли, которое привело к увеличению прироста объёма въездного потока до 10% в год [2]. Въездной рынок КНР стал рынком потребителя, т е туристские предложения формировались с учётом предпочтений целевой аудитории, повысился уровень профессиональной подготовки кадров, занятых в туристской отрасли и пр . [18]. Ещё одним фактором, повлиявшим на рост въездного туристского потока, стала появившаяся в 1987 г. возможность у жителей о . Тайвань посещать 1 раз в год родственников, проживающих в материковой части Китая
С начала XXI в . въездной туристский рынок демонстрирует стабильный рост, несмотря на кратковременное сокращение туристского спроса в 2003 г из-за вспышки атипичной пневмонии в стране (уменьшение объёма
туристского потока на 10% в 2003 г было компенсировано его ростом на 27% в 2004 г. ) и в 2008 г. (волнения в Тибете и землетрясение в Сычуани) В начале 2009 г въездной туризм официально был признан стратегической от-раслью1
С 1985 г. в КНР начала публиковаться туристская статистика, в т. ч . были рассчитаны объёмы въездных туристских потоков Вступление в ЮНВТО предоставило возможность иностранным инвесторам расширить своё присутствие на рынке страны, что привело к его качественному росту В 2019 г. объём въездного туристского потока в стране достиг своего исторического максимума - 65,7 млн человек, прирост объёмов туристского потока с 2010 г. и до начала пандемии был на уровне общемировых значений - 3-5% в год При этом 93% туристов, посетивших КНР, были представителями АТР, в т. ч . Вьетнама, Японии, Южной Кореи, США и России2
Большую часть туристов привлекали историко-культурные ресурсы страны, активно развивался бизнес-туризм, увеличивалось количество повторных поездок, чему способствовало облегчение визового режима, введение системы ТахБгее (возвращение иностранным туристам НДС приобретённых товаров), активное продвижение положительного имиджа дестинации
1 2009] 41^ [Предложения Госсовета об ускорении развития туристической отрасли] от 1 декабря 2009 года // Центральный правительственный портал: [сайт]. URL: http://www.gov.cn/ zwgk/2009-12/03/content_1479523.htm (дата обращения: 12.05.2023).
2 UNWTO Tourism Data Dashboard // ЮНВТО: [сайт]. URL: https://www.unwto.org/tourism-da-ta/unwto-tourism-dashboard (дата обращения: 12.05.2023) .
на международном рынке, проведение перекрёстных «Годов туризма» и разработка совместных программ развития туризма с ключевыми странами-партнёрами1 .
Пандемия СОУГО-19 прервала тенденцию роста въездного туризма и привела к его сокращению: на 90% - до 7,97 млн туристов в 2020 г. и 5,66 млн -в 2021 г. 2 в связи с ведением страной режима «нулевой терпимости» к СОУГО-19 и значительных ограничительных мер в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции (рис . 2) .
Несмотря на постепенные ослабление ограничений, въезд в Китай для иностранных туристов всё ещё затруднён . В ноябре 2020 г. был разрешён въезд в КНР лицам, имеющим дипломатические и служебные паспорта, визы категории С, а также иностранным гражданам, имеющим действующий вид на жительство в стране В марте 2023 г. была возобновлена работа по выдаче виз для туристов прочих категорий граждан3 В целях восстановления въездного туристского потока КНР в ближайшей перспективе планирует вновь активизировать маркетинговую политику, направленную
1 Отчёт о развитии въездного туризма в Китае за 2019 год // Государственный совет КНР: [сайт]. URL: http://www. gov. cn/xinwen/2019-11/27/con-tent_5456507. htm (дата обращения: 12.05.2023) .
2 UNWTO Tourism Data Dashboard // ЮНВТО: [сайт]. URL: https://www.unwto.org/tourism-da-
ta/unwto-tourism-dashboard (дата обращения: 12.05.2023).
Информация об изменении визовой политики для иностранных граждан, выезжающих в Китай // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации: [сайт]. URL: http://ru . china-embassy, gov. cn/rus/lsfw/ bc/202303/t20230314_11040634. htm (дата обращения: 12.05.2023) .
Рис. 2 / Fig. 2. Динамика объёмов въездного туристского потока и доходов от данного вида деятельности в 2009-2021 гг. / Dynamics of inbound tourism flows and inbound tourism revenues in 2010-2022
Источник: составлено авторами по данным: UNWTO Tourism Data Dashboard: [сайт].
URL: https://www. unwto . org/tourism-data/unwto-tourism-dashboard
(дата обращения: 12. 05.2023)
на продвижение дестинации и формирования положительного имиджа страны в сознании целевой аудитории .
В рамках данного исследования были собраны статистические данные
0 внутреннем и въездном туристских потоках в административные районы Китая в 2015, 2017 и 2020 гг. (табл . 1) 1, на основе которых был рассчитан суммарный объём внутреннего и въездного туристских потоков регионов страны, проведено их ранжирование по данному показателю на 3 группы: регионы-лидеры (свыше 10 млн чел . ), регионы со средним объёмом туристского потока (от 5 до 10 млн чел ), регионы-аутсайдеры (до 5 млн чел ) и построена серия карт административных районов КНР, отображающая результаты проведённой работы
В первую группу (регионы-лидеры) были включены Шаньдун, Тайвань, Фуцзянь, Хубэй, Чжэцзян, Гуандун, Цзянсу Среди этих регионов хотелось бы выделить Тайвань и Гуандун Тайвань является абсолютным лидером по въездному объёму туристского потока и отличается высоким уровнем социально-экономического развития [12]. В провинции Гуандун реализуется пилотный проект курортно-раз-влекательного и рекреационного ме-гакластера, привлекающий интерес туристов [9]. Во вторую группу вошли: Сычуань, Ляонин, Шэньси, Чунцин, Юньнань, Аньхой, Шанхай, Хайнань, Хунань . Оставшиеся регионы вошли в последнюю группу (регионы-аутсайдеры) (рис 3)
В качестве дополнительной информации на карту были также нанесены
1 National Bureau of Statistics of China [Электронный ресурс]. URL: http://www. stats.gov.cn/eng-lish/Statisticaldata/AnnualData/ (дата обращения: 12.05.2023) .
диаграммы со структурой туристских поездок Большинство регионов имеют ориентацию на внутренний туристский рынок, однако существует ряд территорий, представляющий интерес для иностранных туристских потоков - это приграничные и прибрежные территории Хайнань, Хэй-лунцзян, Цзилинь, Гуандун и др . Часть приграничных регионов представляет интерес для туристов, совершающих шоппинг-туры, участники которых рассматриваются как деловые туристы Данные программы оказывают значительное влияние на экономику рассматриваемых провинций Например, в 2020 г объём внешней торговли провинции Хэйлунцзян с Россией составил 97,33 млрд юаней, при этом Россия была главным торговым партнёром провинции Хэйлунцзян2. Исходя из этого, Китай и Россия совместно работают над созданием свободных торговых зон, развивая коммерческие услуги, упрощающие создание и реализацию программ делового туризма между двумя странами [6].
Пандемия СОУГО-19 привела к значительному спаду въездных туристских прибытий во всех регионах КНР Сохранить свои лидерские позиции удалось лишь нескольким провинциям: Хайнань, Хубэй, Цзянсу, Чжэцзян . В свою очередь, другие традиционные туристские дестинации испытывают значительные трудности Например, в Гуандуне в 2020 г. произошёл значительный спад въездного потока, что
2 Провинция Хэйлунцзян «наторговала» с Россией в 2020 г. более чем на 97,3 млрд юаней // Деловой портал о бизнесе с Китаем ChinaLogist: [сайт]. URL: https://chinalogist. ru/ news/provinciya-heylunczyan-natorgovala-s-rossiey-v-2020-godu-bolee-chem-na-973-mlrd-yuaney-20051 (дата обращения: 12.05.2023) .
Таблица 1 / Table 1
Объём внутреннего и въездного турпотоков административных районов Китая в 2015, 2017, 2020 гг. (тыс. чел) / Volume of domestic and inbound tourism flows of China's administrative regions in 2015,2017, 2020 (thousand people)
2015 2017 2020
Административный район Сумма Въездной Внутренний Сумма Въездной Внутренний Сумма Въездной Внутренний
турпоток турпоток турпоток турпоток турпоток турпоток
Автономный район Внутренняя 1477,1 89,2 1387,9 1520,4 174,9 1345,5 293,4 8,7 284,7
Монголия
Аньхой 6217,4 340,7 5876,6 7493,2 309,4 7183,8 3351,3 9,2 3342,1
Ганьсу 500,3 38,1 462,2 977,7 40,9 936,9 612,6 0,2 612,4
Гирин 919,1 249,8 669,3 820,1 203,3 616,8 284,5 11,8 272,6
Гуандун 18047,7 4013,1 14034,5 23174,3 8256,1 14918,2 4343,0 160,0 4183,1
Гуанси-Чжуанский район 3974,8 267,4 3707,4 4147,8 219,0 3928,8 1932,0 13,6 1918,5
Гуйчжоу 1265,3 47,2 1218,1 2579,2 127,2 2451,9 4200,7 1,9 4198,8
Ляонин 5057,2 1142,4 3914,8 5619,4 1372,2 4247,1 443,8 25,2 418,7
Нинся-Хуэйский автономный район 483,3 19,7 463,6 791,5 34,3 757,2 346,3 0,7 345,6
Пекин 4066,2 1097,2 2969,0 3819,0 1044,8 2774,3 910,3 28,3 882,0
Синьцзян-Уйгурский автономный 422,3 62,3 360,0 408,0 28,1 380,0 112,9 0,1 112,8
район
Сычуань 5498,4 502,3 4996,1 5389,6 342,7 5046,9 2015,3 10,2 2005,1
Тайвань 10432,8 6248,7 4184,1 10737,8 6313,2 4424,6 2994,9 2002,4 992,6
Тибетский автономный район 307,1 33,4 273,7 263,2 37,1 226,1 284,7 1,0 283,8
Тяньцзинь 1216,2 71,6 1144,6 1325,7 130,5 1195,2 79,1 1,6 77,5
Фуцзянь 12490,3 847,3 11643,0 14626,8 1342,7 13284,1 2925,4 57,9 2867,5
Хайнань 5613,2 83,9 5529,3 9078,2 649,9 8428,3 6419,3 25,8 6393,5
Хубэй 11578,4 1389,9 10188,5 14916,4 1103,4 13813,1 7989,5 4,6 7984,9
Хунань 6717,1 1205,4 5511,7 9446,0 1151,9 8294,2 4170,0 22,9 4147,1
Хэбэй 2433,5 117,4 2316,1 2355,0 76,9 2278,1 356,7 0,6 356,1
Хэйлунцзян 1531,6 276,4 1255,2 1390,4 254,2 1136,2 517,4 4,4 512,9
Хэнань 1832,1 235,0 1597,0 1917,6 219,8 1697,8 339,2 4,0 335,2
Цзянси 1766,9 74,5 1692,4 2677,7 31,8 2645,9 1006,8 0,6 1006,2
Цзянсу 23199,8 2018,2 21181,6 93034,5 1893,0 91141,5 6437,8 29,6 6408,2
Цинхай 530,2 26,3 503,9 1284,8 43,2 1241,7 536,2 0,1 536,0
Чжэцзян 16726,9 1065,8 15661,2 19584,2 708,5 18875,8 12917,8 25,1 12892,7
Чунцин 5267,1 616,4 4650,7 6328,9 557,0 5771,9 2711,2 2,2 2709,0
Шанхай 7775,1 740,0 7035,0 7972,1 676,5 7295,5 1818,9 138,8 1680,1
Шаньдун 10906,2 1831,6 9074,5 10264,7 1253,9 9010,9 923,3 40,8 882,5
Шаньси 1801,8 119,0 1682,8 3420,1 124,5 3295,6 1092,5 5,3 1087,2
Шэньси 4097,2 950,0 3147,2 6161,3 1262,9 4898,4 2315,1 13,7 2301,3
Юньнань 9423,4 216,9 9206,6 6822,9 215,6 6607,3 4065,8 12,5 4053,3
Источник: составлено авторами по данным National Bureau of Statistics of China: [сайт]. URL: http://www.stats.gov.cn/english
(дата обращения: 12.05.2023)
Рис. 3 / Fig. 3. Карты административных районов КНР с ранжированием по объёму суммарного внутреннего и въездного туристских потоков в 2015, 2017 и 2020 гг. / Maps of PRC administrative areas ranked by total domestic and inbound tourism flows in 2015, 2017 and 2020.
Источник: составлено авторами по данным National Bureau of Statistics of China: [сайт].
URL: http://www. stats, gov. cn/english (дата обращения: 12.05. 2023)
ISSN 2712-7613^
связано в том числе с сокращением количества регулярных поездок жителей Гонконга и Макао на территорию континентального Китая, которые в статистике КНР рассматриваются как въездные туристские прибытия . Главную роль в этих условиях стал играть внутренний туризм, позволявший поддерживать туристскую индустрию При этом количество поездок иностранных туристов ввиду введения ограничительных мер стремилось к нулю . Единственным исключением в этой ситуации стал Тайвань из-за своего особого экономического и транспортного географического положения .
Характеристика выездного туризма в Китае
Китай - самая путешествующая страна мира. До начала пандемии китайские туристы были лидерами по суммарному объёму расходов за пределами страны и количеству туристских прибытий в прочие регионы мира1 Однако в истории развития выездного туризма в КНР можно выделить несколько этапов . В период с 1949 по 1982 гг. для большей части населения страны туристские поездки за границу были запрещены Выезд из страны был разрешён только с деловыми и образовательными целями в рамках групповых программ Реформирование туристской отрасли в 1978 г сегмент выездного туризма практически не затронуло: государственная политика того периода стремилась предотвратить неконтролируемый вывоз иностранный валюты и человеческого капитала из страны Данная ситуация
1 UNWTO Tourism Data Dashboard // ЮНВТО: [сайт]. URL: https://www.unwto.org/tourism-da-ta/unwto-tourism-dashboard (дата обращения: 12.05.2023).
j >023/№ 4
сохранялась до 1997 г., когда постепенно стали разрешать индивидуальные поездки граждан страны в ограниченное количество регионов мира [10].
Вступление Китая в ЮНВТО в 2001 г., а также отмена лицензирования туристской деятельности и квотирования выездов из страны граждан КНР явились толчком для развития выездного туризма В 2005 г китайским туристам стали доступны путешествия в страны ЕС по групповым шенгенским визам (до этого момента китайцы могли посещать отдельные страны ЕС по деловой или семейной визе, а также в индивидуальном порядке, однако для получение таких виз требовалось специальное разрешение от официальных органов государственной власти КНР)2, в 2006 г. началась ревальвация национальной валюты, что также сделало зарубежные путешествия более привлекательными . В 2016 г. в стране началась новая эра «массового туризма», отметившаяся 50% ростом объёма выездного потока из КНР в течение следующих 5 лет [13].
Что касается посещения гражданами КНР США, то с 1980-х гг. постепенно начал формироваться студенческий, научный и деловой туристские потоки между двумя странами, а также гражданам Китая было разрешено посещать своих родственников, проживающих в США, и наоборот. К 2018 г. число китайцев, посетивших США возросло до 2,5 млн чел , страна вошла в Топ-10 популярных у граждан КНР дестинаций Однако нестабильность политических отношений США и КНР постепенно привела к сокраще-
2 Страны ЕС начали выдавать китайским туристам групповые шенгенские визы // РИА Новости: [сайт]. URL: https://ria. ru/20040901/669130. html (дата обращения: 12 05 2023)
Географическая среда и живые системы / Geographica! Environment and Living Systems
нию количества посещений гражданами Китая США: в 2019 г. впервые за 15 лет доля объёма въездного потока из Поднебесной в США сократилась до 5% общего объёма въездного потока в страну (8% - в 2018 г. ) [14].
К началу 2020 г. КНР подписала соглашения о присвоении статуса ОТН1 с 124 страной (72% стран мира, согласно ООН) [1]. Наибольшей популярностью у китайских туристов пользовались такие страны, как Таиланд, Япония, Вьетнам, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Камбоджа, страны Европы. Из европейских направленийнаибольшей популярностью утуристовизКНР пользовалиса Великобритания, Италия, Франция и Гьрманил. Суммарнлв 2019 л ь стр>а-нахЕврьпыкитайскиь тусисаыпри-
1 ОТН - официальные (одобренные) туристские направления, в которые правительством КНР разрешён въезд гражданам Китая по упрощённой схеме, именно для их посещения китайцам выда тся туристские паспорта
вели около 25 млн ночей, что являлось абсолютным рекордом за период 2008-2018 гг. и свидетельствовало о значительном повышении интереса граждан Китая к европейским дести-нациям [19].
Россия входит в Топ-10 зарубежных стран, популярных для посещения китайскими туристами . Это было подкреплено взаимными государственными программами сотрудничества в области туризма . В 2019 г. Российскую Федерацию посетили 2,6 млн туристов из Китая (темп роста к объёму туристского потока 2018 г. составил 127,4%2) (рис.4).
Китайскиенуристы чаще всегопо-сещали Москву, Санкт-Петербург, Примо^кий артй.Соч^Амурслую г4ластьирегионыСибири.Основные
2 Китайский турпоток в Россию в 2019 г. вырос на 12%, в Москву и Петербург - на 23% // Интерфакс-Туризм: [сайт]. URL: https://tourism. interfax. ru/ru/news/articles/66492/ (дата обращения: 12.05.2023) .
Рис. 4 / Fig. 4. Динамика объёма перекрёстного туристского потока граждан России и КНР в 2017-2019 гг. , млн чел . / Dynamics of cross-tourism flow of Russian and Chinese citizens in 2017-2019, million people
Источник: составленоавторами по данным: UNWTO Tourism Data Dashboard: [сайт].
URL:https://www. unwto.org/tourism-data/unwto-tourism-dashboard
(датаобращения:12.05.2023)
цели визита - экскурсионно-позна-вательные и деловые . В 2019 г. более 800 тыс . граждан Поднебесной посетили Москву и Санкт-Петербург, турист-скийпоток вСвердловс1^д^юобла(^ю возрос в 10 раз . В 2019 г. количество поезовк россиёлких гбапблнв Китай увеличилось на 22% и составило °,2млн чел . Таким втраз^га, госуда]?-ственные программы сотрудничества привели к взаимному росту туристских потпуов, квтокыгдолеигкп овюг мерно одинаковой величины
В 2019 с, по подечёзам ОУТ КНР, из Китая выехали 154,6 млн туристов (пдсфсотс ул оаню2018 г.состас вил 2,7%, чуРовню 2015 г. - 19,6%) . В 2019 г. в мире было совершено порядка 1,4бС млрщ путешесввий1, извотарых
UNWTO Tourism Data Dashboard // ЮНВТО [сайт]. URL: https://www.unwto.org/tourism-da-ta/unwto-tourism-dashboard (дата обращения: 12.05.2023).
каждую десятую поездку совершали граждане КНР (рис . 5) [11].
Анализ динамики расходов китайских туристов за пределами страны показсл, чов вС019 в., согл асов данным ЮНВТО, данный показатель достиг мккшмальоого зв ВеГЬ птриол Казвч-тия выездного туризма из КНР значе-нкя - 254,6ми°дбовл.США (рос. в].
Благодаря активно развивающейся экономике страны и динамичному Пксту количества китайских туристов, выезжающих за пределы КНР, Китай гтал вгдощей страною мира по суммарному объёму личных расходов туристов за границей, что привллок разработке ведущими мировыми де-стинациями комплекса мероприятий помривоечению киввйскихтуристов. Были созданы и реализованы тематические туристские программы для граждан КНР, на территории КНР
Рис. 5/ Fig. 5. Динамикавыездного туристскогопотокаиз КНРв2010-2022 гг. (млн чел . ) / Dynamicsofoutboundtourismflowfrom thePRC in2010-2022(millionpeople)
Источник: составлено авторами по данным: UNWTO Tourism Data Dashboard: [сайт].
URL:https://www. unwto.org/tourism-data/unwto-tourism-dashboard
(дата обращения:12.05.2023)
300
250
200
249,8
277,3 257,9 254,6
^ ^ ^ ^^ #Л ^ ^ ^
Рис. 6 / Fig. 6. Динамика расходов на туризм граждан КНР за пределами страны в 20092022 гг., млрд долл. США/Dynamics of tourismexpenditurebyPRCcitizens outsidethe countryin 2009-2022,USDbillion
Источник: [15]
проводились кампании по продвижению выездных дестинаций Так как за пределбмиытраныкитайлкие граждане расплачиваются в основном карта-ишопРау, козвитиецдмной платёжной системы было поддержано Центральными Банкамибплыией части стран мира, что позволило ей д стигнуть глобального охвата В настоящий момент платёжные карты данной системы принимают 28,5 млн тортоаых токекв176 странамп регионах мира [16].
15 кариокпрмдемий СОУГО-УраПь-ём выездного потока из КНР сократил-ср ^Л—б> раа:2О2йг. -М0,3 млнлкзрл ных туристских поездок из Китая (13% отрТбёма 2019 иМ РМ^1 л к16мин(1а% от объёма 2019 г. ), 2022 г. - 30 млн (20% от уровня 2019 г. ) . При этом, по оценкам экспертов, Китай может восст -новить свои позиции в качестве круп-неРшегтв биретуйискокогольшРО
уж в 2024 г Например, в 2020-2022 гг суммарные туристские расходы ки-ыайскихтуристклзл паедтлами мтра-ны хотя и значительно сократились поскавнению 2И1Лд, превысили аналогичные показатели преестивпталем трочих страр з^^р^п л составили 131, 109 и 114,8 млрд долл . США (соответственно)1 . В настоящее время граждане КНР могут осуществлять групповые туристские поездки в 60 птррн мираш пбстепенно п рорсхарит восстановление международных по-лётлыгс урагрбме2 .
1 UNWTO Tourism Data Dashboard // ЮНВТО: [сайт]. URL: https://www.unwto.org/tourism-da-ta/unwto-tourism-dashboard (дата обращения: 12.05.2023) .
2 ВогобновлениеКитаемгрупповых поездокза границу - благо для всего мира // Китайский информационный Интернет-центр: [сайт]. URL: http://french . china . org . cn/china/txt/2023-02/07/content_85093773.htm (дата обращения: 12. 05.У023).
ISSN 2712-7613
Региональная структура пространственного распределения китайского выездного туристского потока остаётся стабильной (в порядке убывания): Азия, Европа, Америка и страны Океании Основными направлениями, которые испытают значительное снижение (более чем на 90%) прибытий китайских туристов в 2020-2021 гг. (по сравнению с 2019 г. ), являются: Россия, Мьянма, Филиппины, США, Вьетнам, Малайзия, Япония, Южная Корея, Сингапур и Индонезия1 . В целом, пандемия оказала долгосрочное влияние на международный туризм во всём мире, однако процесс восстановления рынка выездного туризма из Китая идёт медленнее, чем в прочих странах АТР, европейском и американском регионах [21]
Заключение
Таким образом, на развитие туризма в Китае и его территориальную структуру оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы Основными из них являются: внутренние факторы (природно-гео-графические, культурно-исторические, социально-экономические, политико-правовые, экологические) и внешние (социально-экономические, геополитические, технологические)
Среди сильных сторон развития туризма Китая следует отметить:
1. наличие богатой природной и историко-культурной ресурсной базы;
I >023 / № 4
2 грамотную государственную политику в области поддержания данной отрасли (в т ч отмену виз или прочих ограничений, разработку и внедрение программ, ориентированных на выравнивание пространственной дифференциации туристских потоков, развитие и модернизацию инфраструктурных объектов (в т ч на кластерной основе), обеспечение ускоренного экономического роста депрессивных регионов за счёт развития туристской отрасли, повышения благосостояния местного населения) [22]
Туристская отрасль КНР стремительно развивается и оказывает влияние на экономику всей страны . В 2019 г. суммарных вклад туризма в ВВП Китая составил 10,94 трлн юаней или примерно 11% от общего ВВП страны . Это значительно превосходит долю туризма в ВВП развитых страна мира, которая обычно находится в диапазоне 5-9% [4]
Несмотря на определённый спад, вызванный пандемией СОУГО-19, туристская отрасль КНР постепенно восстанавливается за счёт внутренних туристских потоков Решение проблем в области популяризации туристско-рекреационных ресурсов Китая, проведение грамотной маркетинговой политики, разработка программ развития туризма, повышение квалификационного уровня гидов, позволят улучшить позиции Китая на международной арене и повысить популярность туризма у граждан страны мира .
Географическая среда и живые системы / Geographica! Environment and Living Systems
1 Ежегодный отчёт о развитии выездного туризма в Китае в 2022-2023 годах опубликован в Пекине // Интернет-платформа Соху: [сайт]. URL: https://www.sohu. com/a/621593040_124717 (дата обращения: 12.05.2023).
литература
1. Александрова М. В . , Заклязьминская Е . О . Китайский туризм и его российский вектор: реалии и «узкие места» // Доклады ИДВ РАН 2018-2019 / ред. -сост. Е. А. Лапшина. М. : Ин-т Дальнего Востока РАН, 2020. С. 7-42.
2. Заклязьминская Е . О . Туристическая отрасль в стратегии развития Китая. М. : ИМЭ-МО РАН, 2021. 234 с.
3. Заклязьминская Е . О . , Чэнь Сяо . Туристическая отрасль КНР на современном этапе // Архитектура безопасности и сотрудничества в Восточной Азии: доклады междун. конф . М. : ИДВ РАН, 2017. С. 123-131.
4. Ивлиева О. В . , Цзья М. , Чэнь Л. Динамика въездного международного туризма в основных туристических регионах Китая // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 2022. № 2. С. 53-61.
5 . Туристско-рекреационные ресурсы как фактор, влияющий на территориальную ор-
ганизацию туризма в Китае / В И Кружалин, Т М Валькова, И В Красавцев, Ц Тан // Географическая среда и живые системы. 2022. № 4. С. 100-117.
6 . Чэнь Ц . Проблемы и перспективы экономического взаимодействия между провин-
цией Хэйлунцзян (Китай) и Россией // Journal of New Economy. 2015 . № 1. С. 84-88.
7 . Airey D. , Chong K. Tourism in China: policy and development since 1945. Oxford: Rout-
ledge, 2011.326 p.
8 . Gao Y. , Su W. The disclosure of quality on tourism performance: evidence from top tourist
cities in China // Journal of Travel Research. 2021. Vol. 60 . № 7. P. 1492-1509.
9 . Ghosh S . , Uzuner G. Analyzing the nexus between pandemic, policy uncertainty, and inter-
national tourists' behavior in Taiwan // Journal of China Tourism Research. 2023. С. 1-29 .
10 . Huang S . , Li S . N. , Wen J. Facing the new normal: Special issue on tourism economics in
China // Tourism Economics. 2020. Vol. 26 . № 2. P. 205-210.
11. J0rgensen M . T. , Kristensen A . E . History, development and politics of China's outbound tourism // Chinese Outbound Tourist Behaviour. Routledge, 2022. P. 21-32.
12. Qiao G. , Ryan C. The recovery of domestic tourism in China: Practices from a typical tourism city Hangzhou // The Emerald handbook of destination recovery in tourism and hospitality. Emerald Publishing Limited, 2022. P. 105-124.
13. Tian G. A Review of Research on Tourism Integration in Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area // 2019 3rd International Conference on Education, Culture and Social Development (ICECSD 2019). Atlantis Press, 2019 . P. 253-262.
14 Tisdell A , Wen J J Tourism and China's Development: Policies, Regional Economic Growth and Ecotourism . World Scientific, 2011. 420 p.
15 . Tung R. L. Opportunities and challenges ahead of China's "New Normal" // Long Range
Planning. 2016 . Vol. 49 . № 5 . P. 632-640.
16 Wu M Y , Wall G , Tong Y Research on China's inbound tourism: A comparative review // Journal of China Tourism Research. 2019 . Vol. 15 . № 3. P. 320-339.
17 Yu P , et al The Growing Importance of Gastronomy Tourism in China // Gastronomy, Hospitality, and the Future of the Restaurant Industry: Post-COVID-19 Perspectives IGI Global, 2022. P. 19-47 .
18 . Zhang J. , Zhang Y. Tourism, economic growth, energy consumption, and CO2 emissions in
China // Tourism Economics . 2021. Vol . 27 . № 5 . P. 1060-1080.
19 . Zhang T. , et al. Exploring the roles of technology, people, and organization in building a
tourism destination experience: Insights from the 2nd USA-China tourism research summit and Industry Dialogue // Journal of Destination Marketing & Management . 2019 . Vol . 12 . P. 130-135.
20 . Zhong L . , et al. Perception, reaction, and future development of the influence of COVID-19 on the hospitality and tourism industry in China // International Journal of Environmental Research and Public Health . 2022. Vol. 19 . № 2 . P. 991.
21. «^E, №# . tamma^&rnm^m^ //ta^«^. 2021. vol. 11.
№ 1. P. 1-10 .
22. ^mrn, .tammim^mmmmm&m^mwMft 2018 .
Vol. 38 . № 9 .P. 1491-1498.
references
I. Aleksandrova M. V. , Zaklyazminskaya E . O. [Chinese tourism and its Russian vector: realities and bottlenecks]. In: Lapshina E . A. , ed. Doklady IDVRAN2018-2019 [Reports of IFES RAS 2018-2019]. Moscow, In-t Dalnego Vostoka RAN Publ. , 2020, pp. 7-42.
2 . Zaklyazminskaya E . O . Turisticheskiye napravleniya v strategii razvitiya Kitaya [Tourism industry in the development strategy of China], Moscow, IMEMO RAN Publ. , 2021. 234 p. 3. Zaklyazminskaya E . O . , Chen Xiao . [Tourism industry of the PRC at the present stage]. In: Arkhitektura bezopasnosti i sotrudnichestva v Vostochnoy Azii [Architecture of security and cooperation in East Asia]. Moscow, IFES RAN Publ. , 2017, pp. 123-131.
4 Ivlieva O V , Jia M , Chen L [Dynamics of incoming international tourism in the main tourist regions of China], In: Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Severo-Kavkazskiy region. Yestestvennyye nauki [News of higher educational institutions . North Caucasus region. Natural Sciences], 2022, no. 2, pp. 53-61.
5 . Kruzhalin V. I. , Valkova T. M. , Krasavtsev I. V. , Tan C. [Tourist and recreational resources
as a factor influencing the territorial organization of tourism in China], In: Geografiches-kaya sreda i zhivyye sistemy [Geographical environment and living systems], 2022, no . 4, pp . 100-117 .
6 . Chen Q. [Problems and prospects for economic interaction between Heilongjiang Province
(China) and Russia], In: Zhurnal novoy ekonomiki [Journal of New Economy], 2015, no. 1, pp 84-88
7 . Airey D. , Chong K. Tourism in China: policy and development since 1945. Oxford, Routledge,
2011. 326 p.
8 . Gao Y. , Su W. The disclosure of quality on tourism performance: evidence from top tourist
cities in China. In: Journal of Travel Research, 2021, vol. 60, no. 7, pp. 1492-1509.
9 . Ghosh S . , Uzuner G . Analyzing the nexus between pandemic, policy uncertainty, and inter-
national tourists' behavior in Taiwan. In: Journal of China Tourism Research, 2023. C 1-29 .
10 Huang S , Li S N , Wen J Facing the new normal: Special issue on tourism economics in China. In: Tourism Economics, 2020, vol. 26, no. 2, pp. 205-210.
II. J0rgensen M . T. , Kristensen A . E . History, development and politics of China's outbound tourism . In: Chinese Outbound Tourist Behaviour. Routledge, 2022, pp . 21-32 .
12. Qiao G. , Ryan C. The recovery of domestic tourism in China: Practices from a typical tourism city Hangzhou . In: The Emerald handbook of destination recovery in tourism and hospitality Emerald Publishing Limited, 2022, pp 105-124 13 Tian G A Review of Research on Tourism Integration in Guangdong-Hong Kong-Macao Greater Bay Area . In: 2019 3rd International Conference on Education, Culture and Social Development (ICECSD 2019). Atlantis Press, 2019, pp. 253-262. 14. Tisdell A. , Wen J. J. Tourism and China's Development: Policies, Regional Economic Growth
and Ecotourism. World Scientific, 2011. 420 p. 15 . Tung R . L. Opportunities and challenges ahead of China's "New Normal". In: Long Range Planning, 2016, vol. 49, no. 5, pp. 632-640.
16 . Wu M. Y. , Wall G. , Tong Y. Research on China's inbound tourism: A comparative review. In: Journal of China Tourism Research, 2019, vol. 15, no. 3, pp. 320-339.
17 . Yu P. , et al. The Growing Importance of Gastronomy Tourism in China . In: Gastronomy,
Hospitality, and the Future of the Restaurant Industry: Post-COVID-19 Perspectives. IGI Global, 2022, pp. 19-47.
18 . Zhang J. , Zhang Y Tourism, economic growth, energy consumption, and CO2 emissions in
China . In: Tourism Economics, 2021, vol. 27, no . 5, pp. 1060-1080.
19 . Zhang T. , et al. Exploring the roles of technology, people, and organization in building a
tourism destination experience: Insights from the 2nd USA-China tourism research summit and Industry Dialogue . In: Journal of Destination Marketing & Management, 2019, vol. 12, P. 130-135.
20 . Zhong L. , et al. Perception, reaction, and future development of the influence of COVID-19
on the hospitality and tourism industry in China // International Journal of Environmental Research and Public Health . 2022. Vol . 19 . № 2 . C . 991.
21. «^E, №# . ^mrnïïmm^&mm^m^ [Ge Quan-
sheng, Zhong Linsheng, Lu Lin Development history and trends of tourism geography in China // Ecotourism in China (in Chinese)]. 2021. Vol . 11. № 1. P. 1-10 .
22. ^mrn, ^mminm^immm^mmm^mwMft [Wu
Yuanyuan, Song Yuxiang . Characterizing the evolution of spatial pattern of China's tourism economy and analyzing its influencing factors // Geoscience (in Chinese)]. 2018 . Vol. 38 . № 9 .P. 1491-1498.
информация об авторах
Валькова Татьяна Михайловна - кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: valkovatm@yandex ru
Красавцев Иван Владимирович - аспирант кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета имени М. В . Ломоносова; e-mail: [email protected]
Тан Цюань - менеджер по работе с русскими клиентами LEADER CROSS-BORDER SUPPLY CHAIN MANAGEMENT (GUANGZHOU) CO . LTD; e-mail: tz . tan2015@yandex ru
information about the authors
Tatiana M. Valkova - PhD (Geography), Assoc . Prof. , Department of Recreational Geography and Tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: valkovatm@yandex ru
Ivan К Krasavtsev - Postgraduate student, Department of Recreation geography and tourism, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University; e-mail: krassavtseviv@ yandex ru
Tang Quan - manager (Russia Department) LEADER CROSS-BORDER SUPPLY CHAIN MANAGEMENT (GUANGZHOU) CO LTD; e-mail: tz . tan2015@yandex ru
правильная ссылка на статью
Валькова Т. М . , Красавцев И. В . , Тан Цюань . Туризм в Китае: современное состояние, основные факторы, влияющие на его развитие // Географическая среда и живые системы. 2023. № 4. C. 53-72. DOI: 10.18384/2712-7621-2023-4-53-72
for citation
Valkova T. M. , Krasavtsev I. V. , Tang Quan. Tourism in China: current status, the main factors influencing its development. In; Geographical Environment and Living Systems, 2023, no . 4, р^ 53-72.
DOI: 10.18384/2712-7621-2023-4-53-72