УДК 332.1
В.М. КИЦИС, Г.В. ОЛЕЙНИКОВА, Л.А. ПОНИМАТКИНА
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОМ МАКРОРЕГИОНЕ В ДОКОВИДНЫЙ ПЕРИОД
Для оценки современного состояния международного туризма, тенденций и перспектив его развития в будущем важное значение имеет исследование особенностей пространственной организации туризма в туристских макрорегионах. В условиях острой конкурентной борьбы на мировом туристском рынке, постоянного появления новых конкурентов важный научный интерес представляет изучение туризма в традиционных центрах, к числу которых, в первую очередь, относится Европа. Этот регион, несмотря на то что является лидером по всем показателям развития международного туризма, в настоящее время постепенно сдает свои позиции и вынужден бороться за их сохранение на туристском рынке. Исходя из этого, в данной статье на основе статистической информации, опубликованной Всемирной туристской организацией (ЮНВТО), дается характеристика особенностей развития международного туризма в Европейском макрорегионе, анализ структуры туристских прибытий по субрегионам, а также по крупнейшим по размерам туристского потока странам в каждом субрегионе Европы.
Ключевые слова: туризм, туристский поток, Европа, макрорегион, субрегион, тренд.
In order to assess the current state of international tourism, trends and prospects for its development in the future, it is important to study the features of the spatial organization of tourism in tourist macroregions. In the conditions of intense competition in the global tourism market, the constant emergence of new competitors, the study of tourism in traditional centers, which primarily includes Europe, is of important scientific interest. This region, despite being a leader in all indicators of the development of international tourism, is currently gradually losing its positions and has to fight for their preservation in the tourist market. Based on this, this article, based on statistical information published by the World Tourism Organization (UNWTO), provides a characterization of the features of the development of international tourism in the European macroregion, an analysis of the structure of tourist arrivals by sub-region, as well as the largest in terms of the size of the tourist flow of countries in each sub-region of Europe.. Keywords: tourism, tourist flow, europe, macroregion, sub-region, trend.
Ярко выраженным трендом в географии туристских потоков в Европейском туристском макрорегионе является их внутрирегиональный характер. В целом данная тенденция развития международного туризма характерна и для других развитых в туристском
© Кицис В.М., Олейникова Г.В., Пониматки-на Л.А., 2023
отношении макрорегионов, выделяемых ЮНВТО, - Американского и Азиатско-Тихоокеанского. Однако за общим направлением туристских потоков скрываются особенности, характерные как для субрегионов, входящих в состав макрорегиона, так и для отдельных стран. Выявление и анализ факторов, влияющих на географию
туристских потоков, способствуют разработке и принятию программ по устранению негативных тенденций в масштабах и географии перемещений туристов.
Цели исследования. Цель статьи состоит в том, чтобы выявить основные тенденции в географии въездного туризма в субрегионах Европейского макрорегиона и в отдельных странах. Объектом изучения является въездной туристский поток в европейские страны, а предметом - динамика этих потоков и их направление внутри Европейского туристского макрорегиона.
Состоянию туризма в европейских странах и тенденциям его развития в нашей стране посвящено большое количество научной и учебной литературы. Основная их масса сосредотачивает свое внимание на характеристике туристских ресурсов отдельных европейских стран, особенностях и уровне развития их инфраструктуры, размерах туристского потока, роли в международном туризме и других вопросах. В то же время анализ внутрирегиональных турпотоков в отдельных туристских макрорегионах, выделяемых ЮНВТО, в отечественной литературе встречается крайне редко. Так, можно выделить работы А.Ю. Александровой [1, 2], В.И. Кружалина с соавторами [4], А.С. Малафий [5].
Изучение географии туристских потоков как в мире в целом, так и по отдельным макро- и субрегионам требует понимания принципов их формирования и особенностей пространственного распространения. Эти особенности в силу постоянных количественных и качественных изменений представляют большой интерес для исследования и требуют их постоянного анализа.
Материал и методы исследования.
Данное исследование проведено на основе обработки большого массива статистической информации за период с 2007 по 2019 год, опубликованной Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) [8, 9, 10]. Одним из главных показателей развития туризма в отдельно взятой стране или в регионе, наряду с доходами от туризма и расходами на туризм, является величина туристского потока, характеризующего спрос на туристские продукты. Поэтому для анализа внутрирегионального характера туризма в Европе изучены масштабы въездного туризма в европейские страны за 13-летний период до коронавирусной пандемии. При написании статьи использовались такие методы исследования, как сравнение, обобщение, анализ, методы математической статистики и др.
В процессе обработки статистической информации было выявлено, что по отдельным странам въездной туристский поток отражает только количество прибытий туристов (например, Испания, Франция и др.), тогда как по целому ряду стран указывается общее количество прибытий туристов и экскурсантов (например, в Польше в 2019 году указано 88 515 тыс. прибытий, тогда как число туристских прибытий составило всего 21 158 тыс., а остальные 67 357 тыс., или 76,1% от общего числа прибытий, пришлись на долю экскурсантов) [9]. В целях сопоставимости данных о величине туристских прибытий по странам Европы использовались также сведения по 145 основным статистическим данным по туризму [8], где по большинству европейских стран отражены сведения о количестве прибытий туристов и экскурсантов.
Результаты исследования и их обсуждение. Европейский туристский макрорегион является ведущим ту-ристско-рекреационным регионом мира. В 2019 году на него приходилось 50,9% международных туристских прибытий и 39% доходов от международного туризма. Даже в условиях пандемии COVID-19 макрорегион не только сохранил свое лидирующее положение в международном туризме, но и увеличил свою долю на мировом туристском рынке: его удельный вес в международных прибытиях туристов вырос до 59,1%, по доходам - до 43,6% [10].
О роли европейских стран в международном туризме можно судить по составу топ-10 стран, являвшихся в 2019 году мировыми лидерами [10]: • по международным туристским прибытиям - шесть стран Европы (Франция, Испания, Италия, Турция, Германия и Великобритания), две американские (США и Мекси-
Из данных таблицы видно, что прибытия туристов в Европу распределяются по субрегионам неравномерно: выделяется субрегион Южная Европа, лидирующий по числу международных
ка) и две азиатские (Китай и Таиланд);
• по доходам (поступлениям) от международного туризма - пять европейских стран (Испания, Франция, Великобритания, Италия и Германия), одна американская (США) и четыре азиатские (Таиланд, Япония, Австралия и Макао);
• по расходам на международный туризм - пять европейских стран (Германия, Великобритания, Франция, Россия, Италия), две американские (США и Канада) и три азиатские (Китай, Австралия и Республика Корея).
В пределах Европейского макрорегиона ЮНВТО выделяет четыре субрегиона: Северная Европа, Западная Европа, Центральная и Восточная Европа (ЦВЕ), Южная (Средиземноморская) Европа. Субрегионы играют разную роль в европейском туризме (см. табл.).
туристских прибытий. Мало того, его роль постоянно возрастает: удельный вес субрегиона в международных прибытиях туристов вырос с 34,5% в 2007 году до 40,2% в 2019 году. Второе ме-
Количество и удельный вес европейских субрегионов в международных туристских прибытиях [9]
Регион 2007 г. 2010 г. 2012 г. 2019 г.
тыс. уд. вес, % тыс. уд. вес, % тыс. уд. вес, % тыс. уд. вес, %
Европейский макрорегион, всего 495 069 100 488 168 100 548 303 100 739 537 100
Северная Европа 62 641 12,6 59 579 12,2 68 186 12,4 83 717 11,3
Западная Европа 153 846 31,1 153 358 31,4 165 653 30,2 205 155 27,7
Центральная и Восточная Европа 107 805 21,8 103 619 21,2 123 984 22,6 153 850 20,8
Южная Европа 170 777 34,5 171 612 35,2 190 480 34,8 296 715 40,2
сто занимает Западная Европа, однако за рассматриваемый период доля этого субрегиона в международных туристских прибытиях сократилась больше, чем в остальных субрегионах: по сравнению с 2007 годом удельный вес Западной Европы снизился на 3,4%, в то время как в Северной Европе сокращение произошло на 1,3%, а в Центральной и Восточной Европе - на 1%. Здесь следует отметить, что за период с 2007 по 2019 год в Западной Европе наблюдаются самые низкие темпы прироста числа международных туристских прибытий - 33,4%. За это же время в Северной Европе этот показатель вырос на 33,6%, в Центральной и Восточной Европе - на 42,7%, а в Южной - на 73,7%.
Обращает на себя внимание падение масштабов туристского потока в 2010 году по сравнению с 2007 годом как в целом по Европейскому макрорегиону (-1,4%), так и по отдельным субрегионам: в Западной Европе - на 0,3%, в Центральной и Восточной Европе - на 3,9%, в Северной Европе - на 4,9%. Причина - последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 годов и медленный выход из него многих стран. Однако в Южной Европе в 2010 году по отношению к уровню 2007 года наблюдался пусть и незначительный (+0,5%), но прирост международных туристских прибытий, что является следствием высокой аттрактивности природных и культурно-исторических туристских ресурсов данного субрегиона.
В Европейском макрорегионе весьма ярко прослеживается внутрирегиональный туризм. Данная особенность обусловлена рядом природных, исторических, экономических и политических обстоятельств [1-7]:
• огромное разнообразие природных туристско-рекреационных ресурсов;
• большое количество государств (в Европейский туристский макрорегион входят 54 страны), отличающихся историей развития, культурными традициями, этническими особенностями при значительном числе культурно-исторических достопримечательностей;
• достаточно компактная территория с прекрасной сетью транспортных коммуникаций и высоким уровнем развития туристской инфраструктуры;
• достаточно свободное перемещение туристов вследствие подписания Шенгенского соглашения об упрощении паспортного и таможенного контроля и заключения Маастрихтского договора о создании Европейского союза (ЕС) с фактической отменой внутренних границ, а также упрощенный визовый режим для некоторых стран, не входящих в ЕС и Шенгенское соглашение;
• огромное число разнообразных туристских продуктов и программ, способствующих развитию различных видов туризма (европейские страны являются родоначальниками большинства традиционных и современных видов туризма) и использующихся в течение всего года;
• относительно низкий уровень преступности при достаточно высоком уровне безопасности туристов.
Большое количество стран на относительно небольшой по площади территории способствует тому, что осмотреть туристские достопримечательности нескольких государств можно
всего за несколько дней, а добраться до любого из них - всего за несколько часов. В связи с этим экономия средств и времени на поездки выступает важным мотивом совершения туристских поездок внутри Европейского макрорегиона. Таким образом, все это способству-
Данные рис. 1 позволяют сделать
следующие выводы:
• доля европейских стран во въездном туризме в макрорегион на протяжении длительного периода времени составляет более 4/5 общего объема туристских прибытий;
• однако за период с 2007 по 2019 год наблюдается устойчивая тенденция снижения удельного веса европейских стран в объеме туристских прибытий в макрорегион (с 87,2 до 81,7%);
• отмечается тенденция изменения географии туристских потоков в
ет интенсивному внутрирегиональному туристскому обмену.
О масштабах внутрирегионального туризма в Европейском макрорегионе можно судить по размерам въездного международного туристского потока, представленного на рис. 1.
сторону увеличения прибытий из других макрорегионов, в связи с чем их удельный вес постоянно возрастает: доля Африканского макрорегиона выросла за исследуемый период на 57,1%, Американского - на 25,4%, АТР - на 68,6%, Ближневосточного - в 2,33 раза, Южноазиатского - в 2 раза.
Таким образом, европейцы в своих туристских поездках все в большей степени отдают предпочтение посещению стран других макрорегионов, нежели совершению внутриевропейских поездок.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
87,2
81,7
0,7 1,1
¿Г
5,9 7,4
Ж
5,9
0,6 1,4 0,4 0,8
Л4
ж
1,7 1,7
12007 . П2019 .
Рис. 1. Удельный вес туристских макрорегионов в международных туристских прибытиях в Европейский макрорегион, % [8, 9]
Вместе с тем важно отметить, что в разрезе всех четырех субрегионов Европейского макрорегиона за период с 2007 по 2029 год выделяются три вида тренда по направлению въездного потока из отдельных туристских макрорегионов - восходящий, нисходящий и колеблющийся.
Восходящий тренд туристских прибытий характерен только для субрегиона Южная Европа. За рассматриваемый период его удельный вес в прибытиях в Европу в целом из Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона вырос с 15,8 до 27,0%, Африканского - с 17,3 до 37,0%, Американского - с 27,5 до 39,1%, Европейского - с 35,1 до 40,4% и Ближневосточного - с 40,5 до 57%.
Нисходящий тренд во въездном туризме преобладает в странах Западной Европы. Падение наблюдается в прибытиях из стран Африканского (-10,5%), Американского (-8,4%), Азиатско-Тихоокеанского (-7,7%) и Ближневосточ-
ного (-15,2%) макрорегионов. Нисходящий тренд отмечен и в потоках в Северную Европу из стран Африканского (-8,7%) и своего Европейского (-1,7%) макрорегионов, а также в Центральную и Восточную Европу из Африканского макрорегиона (-0,5%).
Колеблющийся (неустойчивый) тренд (возрастание удельного веса в отдельные годы, а в другие - падение) чаще всего встречается в прибытиях субрегионов Центральная и Восточная Европа и Северная Европа (из Америки, АТР, Европы (кроме Северной Европы), Ближнего Востока и Южной Азии) и из Западной Европы в другие европейские страны. Обращает на себя внимание, что данный тренд характерен для прибытий во все субрегионы Европы из Южной Азии.
Снижение интереса жителей европейских стран к поездкам внутри своего макрорегиона можно проследить по данным рис. 2.
2007 .
2010 .
2012 .
2018 .
2019 .
Ц 88,7
83,:
I 93,8
79,8
Ц 87,1
_1 83,5 80,5
92,8
82 81,8
I 83
86,2
93
71,4
77,8
I 90,4
82,2
71,6
78,6
90,5
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 □ ■ □ ■
Рис. 2. Удельный вес туристских прибытий из стран Европы в субрегионы Европейского макрорегиона, % [8, 9]
Данные рис. 2 свидетельствуют, что внутрирегиональные потоки в Европейском макрорегионе постепенно ослабевают, но не по своим масштабам (за период с 2007 по 2019 год они выросли на 40,1%), а по удельному весу, поскольку объемы потока европейских туристов в другие макрорегионы за рассматриваемый период росли намного быстрее: в Америку - на 86,9%, в Африку - в 2,39 раза, в АТР - в 2,55 раза, в Южную Азию - в 2,75 раза, на Ближний Восток - в 3,37 раза. Причины такой ситуации, по нашему мнению, в том, что туристские маршруты по европейским странам давно стали традиционными, а поскольку жители европейских стран часто путешествуют с детьми, то, став взрослыми, они начинают «осваивать» новые маршруты вне Европейского макрорегиона.
Из данных рис. 2 также видно, что удельный вес внутрирегионального турпотока снижается во всех субрегионах, однако темпы падения различны. Так, в субрегионе Северная Европа за отмеченный период времени сокращение было самым большим и составило 8,2%. Это, на наш взгляд, вызвано не только определенной удаленностью стран этого субрегиона от стран ЦВЕ и Южной Европы, но и снижением туристских прибытий с деловыми и профессиональными целями (падение удельного веса на 4% за указанный период) и достаточно узкой специализацией этого субрегиона (преимущественно на экологическом туризме).
Второе место по размерам падения удельного веса внутриевропейского турпотока занимает Южная Европа (-6,5%), что вызывает некоторое недоумение, поскольку этот субрегион еще с давних времен привлекает туристов своей широкой туристской специали-
зацией: лечебно-оздоровительными ресурсами, памятниками истории, возможностью совершения морских круизов по Средиземноморью и др.
Снижение удельного веса европейских стран во внутрирегиональном туристском потоке субрегиона Западная Европа (на 5,2%) вызвано, по нашему мнению, тем, что доходы населения в этом регионе в целом самые высокие, и, естественно, туристы могут себе позволить более дальние туристские маршруты.
Менее всего внутрирегиональные турпотоки упали за рассматриваемый период в субрегионе Центральная и Восточная Европа - на 3,3%, что обусловлено достаточно тесными историческими и экономическими связями многих стран этого субрегиона (учитывая вступление ряда этих стран в Европейский союз) с остальными странами Европы.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что основными поставщиками туристов на внутриевропейский рынок являются страны Западной Европы и Средиземноморья - на их долю приходится 2/3 всех международных туристских прибытий в Европейский макрорегион.
География прибытий в Европейский макрорегион достаточно широка, но при этом значительно отличается по субрегионам Европы. Например, на долю Американского макрорегиона в 2019 году в Северной Европе приходилось 13,7% туристского потока в этот субрегион, тогда как в Западной Европе - 8,9%, в Южной Европе - 7,2%, а в Центральной и Восточной Европе -лишь 2,2% [8, 9]. Низкий показатель въезда туристов в ЦВЕ из Америки обусловлен не только географическими особенностями (удаленностью этого
макрорегиона), но и политическими и экономическими (введение санкций, более низкий уровень развития туристской инфраструктуры, чем в других европейских странах, низкий уровень информированности о туристских достопримечательностях субрегиона и пр.) причинами.
Если во въездном туристском потоке в субрегионы Северная, Западная и Южная Европа можно выделить, наряду с внутрирегиональным потоком, прибытия туристов из Америки и АТР, то в субрегионе Центральная и Восточная Европа - только прибытия из АТР, на долю которых в 2019 году пришлось 4,7% общего объема международных туристских прибытий. При этом следует отметить, что основная масса прибытий в субрегион приходится на Российскую Федерацию, удельный вес которой в 2019 году составил 42,2% от величины потока из АТР, или 2% от всей суммы прибывших в данный субрегион [8, 9].
В Европе расположены самые посещаемые в мире страны - Франция (90,9 млн прибытий в 2019 году) и Испания (83,5 млн прибытий). О роли этих стран в туризме Европейского макрорегиона можно судить по данным 2019 года [8, 9]:
• на долю Франции приходилось 44,3% прибытий в Западную Европу, а Испании - 28,1% прибытий в Южную Европу;
• эти две страны обеспечивали 35,6% от числа прибытий европейцев в эти два субрегиона;
• на них приходилось 23,8% (т.е. почти каждый четвертый) всего объема прибытий в Европейский макрорегион.
Германия, занимающая второе место после Франции в Западной Европе по
размерам международных туристских прибытий, значительно отстает от лидера. В 2019 году число прибытий в страну составило почти 39,6 млн, что в 2,3 раза меньше, чем во Францию. В то же время если 80% прибытий во Францию составляли европейцы, то в Германии - 74,5%, т.е. Франция у жителей европейских стран вызывает больший интерес, чем Германия. Однако с годами ситуация меняется в пользу Германии: в 2007 году удельный вес европейцев в прибытиях во Францию достигал 85,7%, а в Германии - 75,4%, т.е. темпы прироста прибытий в Германию в 2019 году по сравнению с 2007 годом были выше, чем во Францию, -соответственно 60,1 и 5% [8, 9].
В Южной Европе вслед за Испанией по числу международных туристских прибытий выделяется Италия, в которой в 2019 году отмечено 64,5 млн прибытий, при этом 88,5% составляли европейцы, тогда как в Испании - 85,5%. В этом субрегионе картина соотношения роли Италии и Испании аналогична соотношению Германии и Франции в Западной Европе. В 2007 году доля европейцев в прибытиях туристов в Испанию составляла 93,6%, а в Италию - 90,4%. Таким образом, можно говорить, что темпы прироста прибытий жителей европейских стран в Италию выше, чем в Испанию: в 2019 году в сравнении с уровнем 2007 года темпы прироста составили соответственно 56,3 и 31,4% [8, 9].
Такую же роль, как и Франция, играет Великобритания в Северной Европе. Удельный вес Соединенного Королевства в прибытиях европейских туристов составил в 2019 году 44,4%. Однако надо отметить, что значение страны постепенно снижается, так как в 2007 году на долю Великобритании
приходилось 48% прибытий жителей европейских стран в Северную Европу. Справедливости ради подчеркнем, что темпы падения удельного веса Великобритании в субрегионе ниже, чем во Франции и в Испании, где удельный вес прибытий европейцев в 2007 году составлял соответственно 53,8 и 36,2% от величины прибытий в соответствующий субрегион [8, 9].
Среди других стран Северной Европы по размерам и удельному весу внутрирегионального туризма выделим Данию (в 2019 году всего было 14,6 млн прибытий, из них на долю европейцев приходилось 78,9%) и Ирландию (почти 11 млн прибытий, включая 76,5% европейцев).
Из стран ЦВЕ по роли во внутрирегиональном туризме следует выделить Российскую Федерацию, Польшу и Венгрию. Удельный вес этих трех стран в общем количестве европейских туристских прибытий в субрегион в 2019 году достигал 40,6%. Доля европейцев в прибытиях по указанным странам в 2019 году составляла: в Польше - 98,2%, в Венгрии - 96,2% и в России - 79,8%. Однако если по сравнению с 2007 годом картина в Польше и Венгрии практически не изменилась (удельный вес туристов из европейских стран составлял соответственно 98,6 и 97,5%), то в Российской Федерации доля прибытий из других стран Европы достигала 89%, т.е. снизилась к 2019 году на 9,2% [8, 9].
Выводы. Таким образом, на основании вышесказанного можно констатировать:
• во-первых, в европейском макрорегионе доминирует внутрирегиональный туризм, на долю которого приходится более 4/5 общего объема международных туристских прибытий;
• во-вторых, внутрирегиональный туризм в Европейском макрорегионе обусловлен рядом его природных, исторических, экономических и политических особенностей;
• в-третьих, удельный вес внутрирегиональных потоков туристов в макрорегионе, несмотря на рост их объемов, постепенно снижается вследствие более быстрого роста размеров потока европейских туристов в другие макрорегионы;
• в-четвертых, в борьбе за туристов из европейских стран лидеры в лице Франции и Испании не выдерживают конкуренции и сдают рыночные позиции при усиливающейся роли Италии и Германии;
• в-пятых, в каждом субрегионе можно выделить страны, играющие наиболее важную роль во внутрирегиональном туристском потоке, ими являются наиболее развитые индустриальные страны, отличающиеся достаточно высоким уровнем жизни и, соответственно, доходами населения (Франция, Германия, Великобритания и др.).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: учеб. М.: КНОРУС, 2016. 459 с. URL: https:// book.ru/book/918842 (дата обращения: 22.11.2022).
2. География туризма: учеб. / под ред. А.Ю. Александровой. М.: КНОРУС, 2009. С. 341-363. URL: https://bstudy.net/731002/turizm/geografiya_turistskih_potokov_evrope (дата обращения: 12.112022).
^ш
3. Зюляев Н.А. Анализ взаимных туристских потоков между Россией и странами Евросоюза // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13, № 1 (83). С. 48-63.
4. География туризма: учеб. / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Федеральное агентство по туризму, 2017.340 с.
5. Малафий А.С. География: конспект лекций. Тула, 2014. URL: https://lektsii.org/10-91489. html (дата обращения: 15.11.2022).
6. Международный туризм на примере Европы - и вот какие направления самые актуальные в этом году. URL: https://poland1.top/turizm/mezhdunarodnyj-turizm-na-primere-evropy.html (дата обращения: 12.11.2022).
7. Тема 7. География международного и внутреннего туризма в странах Европы. URL: https:// poisk-ru.ru/s21839t11.html (дата обращения: 12.11.2022).
8. 145 key tourism statistics: Inbound Tourism. URL: https://www.unwto.org/tourism-statistics/ key-tourism-statistics (дата обращения: 12.11.2022).
9. Tourism statistics database. URL: https://www.unwto.org/tourism-statistics/tourism-statistics-database (дата обращения: 12.11.2022).
10. UNWTO World Tourism Barometer: Statistical Annex. Vol. 19. Issue 3. May 2021. URL: https:// docs.yandex.ru/docs/view?tm=1669449134&tld=ru&lang=en&name=unwto_barom21.pdf (дата обращения: 12.11.2022).