Научная статья на тему 'РАЗВИТЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ'

РАЗВИТЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ТЕНДЕНЦИИ ТУРИЗМА / МИРОВОЙ ОБЪЕМ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ И УСЛУГ / ЭКСПОРТ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ПРИБЫТИЯ / ДОХОДЫ ОТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЕ МАКРОРЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кицис В.М., Пониматкина Л.А.

Одной из особенностей международного туризма является его неравномерное распределение по странам и регионам мира. Неравномерность туристских потоков обусловлена главным образом разным уровнем их социально-экономического развития. Приведены и проанализированы данные удельного веса развитых и развивающихся стран в общем объеме экспорта туристских услуг и международных перевозок, а также в доходах от международного туризма; удельный вес развитых и развивающихся стран в международных туристских прибытиях, удельный вес туристских макрорегионов ЮНВТО в общем объеме международных туристских прибытий; доходы от международного туризма развивающихся стран и их удельный вес по туристским макрорегионам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPED AND DEVELOPING COUNTRIES IN INTERNATIONAL TOURISM: CURRENT TRENDS

One of the features of international tourism is its unequal distribution across countries and regions of the world. The unevenness of tourist ows is mainly due to the different levels of their socioeconomic development. The article presents and analyzes data on the share of developed and developing countries in the total volume of exports of tourist services and international transportation, as well as in revenues from international tourism; the share of developed and developing countries in international tourist arrivals, the share of UNWTO tourist macro-regions in the total volume of international tourist arrivals, income from international tourism of developing countries and their share in tourist macro-regions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ»

УДК 338.48

В.М. КИЦИС, Л.А. ПОНИМАТКИНА

РАЗВИТЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Одной из особенностей международного туризма является его неравномерное распределение по странам и регионам мира. Неравномерность туристских потоков обусловлена главным образом разным уровнем их социально-экономического развития. Приведены и проанализированы данные удельного веса развитых и развивающихся стран в общем объеме экспорта туристских услуг и международных перевозок, а также в доходах от международного туризма; удельный вес развитых и развивающихся стран в международных туристских прибытиях, удельный вес туристских макрорегионов ЮНВТО в общем объеме международных туристских прибытий; доходы от международного туризма развивающихся стран и их удельный вес по туристским макрорегионам. Ключевые слова: международный туризм, тенденции туризма, мировой объем экспорта товаров и услуг, экспорт туристских услуг, международные туристские прибытия, доходы от международного туризма, туристские макрорегионы.

One of the features of international tourism is its unequal distribution across countries and regions of the world. The unevenness of touristflows is mainly due to the different levels of their .socio-economic development. The article presents and analyzes data on the share of developed and developing countries in the total volume of exports of tourist services and international transportation, as well as in revenues from international tourism; the share of developed and developing countries in international tourist arrivals, the share of UNWTO tourist macro-regions in the total volume of international tourist arrivals, income from international tourism of developing countries and their share in tourist macro-regions.

Keywords: international tourism, tourism trends, global volume of exports of goods and services, export of tourist services, international tourist arrivals, income from international tourism, tourist macro-regions.

Международные поездки как специфическая форма мировой экономики в системе национальных счетов называются международным туризмом. Международные переговоры в рамках Всемирной торговой организации включают более 600 разновидностей услуг [И, с. 264]. При этом международный туризм является одним из ведущих видов не только сферы услуг, но и всей мировой экономики. Эта отрасль демонстрирует высокие темпы развития. Так, за период с 2000 по 2019 год число

© Кицис В.М., Пониматкина Л.А., 2022

туристских прибытий в мире увеличилось в 2,16 раза, а доходы от международного туризма - в 2,96 раза [3, 6].

На сегодняшний день международный туризм признан инструментом экономики, применение которого приносит государствам не только доходы, но и проблемы. Почти все страны понимают целесообразность развития международного туризма. Их правительства при планировании мер по развитию туризма должны принимать во внимание экономические, социальные и культурные потребности населения.

Особое внимание должно уделяться сохранению окружающей среды, которая является базой туризма и требует индустриального развития.

Цель исследования - определить современные тенденции развития развитых и развивающихся стран в международном туризме. Объект исследования - развитые и развивающиеся страны, предмет - тенденции их развития в международном туризме.

Работ, посвященных международному туризму и участию в нем разных групп стран, достаточно много [1, 2, 8-12]. В них рассматриваются вопросы типологии стран, особенности развития международного туризма в экономически развитых и развивающихся странах, направления и размеры туристских потоков, значимость международного туризма и др. В статье используются следующие методы:

табличный, графический, экспертных оценок и установления причинно-следственных связей.

В настоящее время в ООН входят 193 государства, которые принято подразделять на две группы: развитые и развивающиеся страны. В мире, по классификации разных организаций, насчитывается порядка 40 развитых государств, при этом их состав различен. Так, по классификации Международного валютного фонда развитыми признаются 37 стран [14], по классификации Организации экономического сотрудничества и развития - 38 [13]. И хотя абсолютное большинство стран относится к группе развивающихся, мировыми лидерами являются развитые страны. О ведущей роли развитых стран можно судить, в частности, по величине удельного веса в мировом объеме экспорта товаров и услуг (табл. 1).

Таблица 1

Объем и удельный вес развитых и развивающихся стран в мировом объеме экспорта товаров и услуг [5, 6]

Показатель Год

2010 2015 2017 2018 2019 2020*

1 2 3 4 5 6 7

Общий объем экспорта товаров и услуг, млрд долл.: 19 272 21 558 23 264 25 499 25 077 22 566

в том числе услуг, 3 966 5 002 5 524 6 027 6 144 4 983

из них туризм и международные перевозки 1 152 1 443 1 588 1 718 1 742 639

Общий объем экспорта товаров и услуг, %: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе услуг, 20,6 23,2 23,7 23,6 24,5 22,1

из них туризм и международные перевозки 29,0 28,9 28,7 28,5 28,4 12,8

Развитые страны

Общий объем экспорта товаров и услуг, млрд долл.: 11 386 12 397 13 388 14 469 14 113 12 754

в том числе услуг 1 970 2 501 2 729 2 934 2 957 2 421

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

Общий объем экспорта товаров и услуг, %: 59,1 57,5 57,5 56,7 56,3 56,5

в том числе услуг 17,3 20,2 20,4 20,3 21,0 19,0

Развивающиеся страны

Общий объем экспорта това-

ров и услуг, млрд долл.: 7 887 9 161 9 876 11 030 10 964 9 812

в том числе услуг, млрд 1 996 2 501 2 795 3 092 3 188

долл. 2 563

Общий объем экспорта това-

ров и услуг, %: 40,9 42,5 42,5 43,3 43,7 43,5

в том числе услуг 25,3 27,3 28,3 28,0 29,1 26,1

* Здесь и далее данные за 2020 и 2021 годы предварительные.

На основании данных табл. 1 можно

сделать следующие выводы:

• наблюдается достаточно устойчивая тенденция роста удельного веса экспорта услуг в общем объеме мирового экспорта товаров и услуг (в 2019 году он достигал практически 25%);

• удельный вес туризма и международных перевозок в общем объеме экспорта услуг медленно, но постоянно снижается (несмотря на увеличение стоимостных показателей) вследствие более быстрого роста других услуг (финансовых, инжиниринговых и др.);

• пандемия COVID-19 в наибольшей степени повлияла на снижение доли туризма и международных перевозок в общем объеме экспорта услуг (если общий объем мирового экспорта товаров и услуг в 2020 году по отношению к 2019 году упал на 10%, то за год экспорт товаров сократился на 7,1%, услуг - на 18,9%, а туризма и международных перевозок - на 63,3%);

• отмечается медленное снижение удельного веса развитых стран в общем объеме экспорта товаров и услуг

(уменьшение с 59,1% в 2010 году до 56,3% в 2019 году), однако их роль в мировой торговле услугами возрастает (соответственно, с 17,3 до 21%).

Международный туризм играет заметную роль в мировом платежном балансе. В мировом экспорте туризма и международных перевозок развитые страны также играют решающую роль в платежном балансе мирового сообщества (рис. 1).

Однако данные рис. 1 говорят о нисходящем тренде удельного веса развитых стран в общем объеме экспорта туристских услуг и международных перевозок и, наоборот, о восходящем тренде развивающихся стран.

Развитые страны являются также мировыми лидерами по международным туристским прибытиям и доходам от международного туризма. Однако их значение с каждым годом снижается. На международном туристском рынке все возрастающую роль играют развивающиеся страны. В современных условиях для развивающихся стран характерно усиление их роли на мировом туристском рынке. И есть все основания считать, что в будущем они обгонят развитые страны.

Рис. 1. Удельный вес развитых и развивающихся стран в общем объеме экспорта туристских услуг и международных перевозок [5, 6]

В.И. Кружалин с соавторами справедливо отмечают, что «основные туристские потоки возникают в развитых странах мира и одновременно тяготеют к ним». Однако «развива-

ющиеся страны занимают все более существенные позиции на мировом туристском рынке» [8, с. 135]. Об этом можно судить по данным табл. 2.

Таблица 2

Удельный вес развитых и развивающихся стран в международных туристских прибытиях [4, 5, 7]

Год Международные туристские прибытия, %

Развитые страны Развивающиеся страны

2017 55,0 45,0

2018 54,1 45,9

2019 53,2 46,8

2020 53,3 46,7

2021 52,5 47,5

Анализ табл. 2 свидетельствует о четко наблюдаемой тенденции роста доли развивающихся стран в общем объеме международных туристских прибытий: увеличение удельного веса с 2017 по 2021 год на 2,5%. При этом даже пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 не повлияла на изменение указанной тенденции.

Вместе с тем необходимо констатировать, что пандемия COVID-19 в большей степени оказала влияние на масштабы международных туристских прибытий в развивающихся странах, чем в развитых. Это можно проследить на примере сравнения прибытий по туристским макрорегионам ЮНВТО на 2019 и 2020 годы (рис. 2).

■ 4,6 4,8

■ 4,6 4,8

1 7,5

15

14,3

Н 24,5

10 20 30

■ 2020 . И2019 .

40

50,9

59

50

60

70

Рис. 2. Удельный вес туристских макрорегионов ЮНВТО в общем объеме международных туристских прибытий, в % [6]

Из данных рис. 2 видно, что за 2020 год доля международных туристских прибытий увеличилась только в двух туристских макрорегионах - в Европейском (рост удельного веса за год на 8,1%) и Американском (увеличение на 2,5%). Снижение удельного веса международных туристских прибытий произошло в других туристских макрорегионах, причем если Африканский и Ближневосточный макрорегионы потеряли за год по 0,2%, то самое большое падение доли произошло в АТР, который за год «потерял» 10,2%. Причина - распределение развитых и развивающихся стран по макрорегионам.

В Европейском макрорегионе основная масса стран, включая страны Балтии, относится к числу развитых (кроме бывших республик СССР, Турции, Сербии и др.). Удельный вес развивающихся стран в общем объеме международных туристских прибытий в 2020 году в макрорегионе составил всего 12,8%, тогда как на долю развитых стран Западного субрегиона пришлось 33,6%, стран субрегиона Южной

Европы и Средиземноморья (без развивающихся стран) - 29,3%, субрегиона Центральной и Восточной Европы (без развивающихся стран) - 15,5%, Северной Европы - 8,8% [6].

В Американском туристском макрорегионе только две страны - США и Канада - относятся к числу развитых стран. Их совместный вклад в размеры международных туристских прибытий в 2020 году составил 32,1 %, при этом по сравнению с 2019 годом число международных туристских прибытий в Канаде сократилось в 7,5 раза, а в США - в 4,1 раза, а их совместная доля в 2019 году была равна 46,3%. В Канаде и США в 2020 году были приняты достаточно строгие меры по борьбе с коронавирусной инфекцией, что привело к снижению объемов туристского потока из-за рубежа. Таким образом, увеличение доли Американского туристского макрорегиона в общем количестве международных туристских прибытий произошло за счет менее значительного притока иностранных туристов в развивающиеся страны макрорегиона. Так, турпо-

ток в Мексику за год снизился на 46%, ее доля в международных туристских прибытиях в макрорегион в 2020 году составила 34,8%, и страна по их величине заняла первое место в макрорегионе, опередив США [6].

В Азиатско-Тихоокеанском туристском макрорегионе Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия относятся к числу развитых стран. В предыдущие годы страны АТР демонстрировали наиболее быстрые темпы развития международного туризма. Однако пандемия COVID-19 внесла свои коррективы. Число международных туристских прибытий в 2020 году по отношению к 2019 году снизилось в 6,3 раза. Особенно жесткие меры по борьбе с коронавирусом (пожалуй, самые жесткие в мире), практически закрыв страну для иностранных туристов, принял Китай, вследствие чего его удельный вес в общем количестве международных туристских прибытий в 2020 году упал до 0% (в 2019 году Китай был лидером в макрорегионе, и его доля составляла 18,2%). Значительное сокращение наблюдается в ряде других стран, являвшихся еще в 2019 году ли-

дерами по числу прибытий иностранных туристов. Так, в Таиланде (в 2019 году 2-е место в макрорегионе) за год число прибытий сократилось в 5,9 раза, в Японии (3-е место) - в 7,7 раза, в Малайзии (4-е место) - в 6 раз, в Гонконге (5-е место) - в 17,5 раза [6].

Снижение удельного веса Африканского (здесь лишь ЮАР относят к развитым странам) и Ближневосточного туристских макрорегионов в международных туристских прибытиях в 2020 году по сравнению с 2019 годом было невелико. Стоит отметить, что в большинстве стран этих макрорегионов вообще отсутствуют данные о туристских прибытиях. Например, из 14 стран Ближневосточного макрорегиона имеются данные по международным туристским прибытиям только по трем странам [6].

Более значимую роль, чем в международных туристских прибытиях, развитые страны играют в доходах от международного туризма. Доходы развивающихся стран в 2020 году составили только 1/3 от общемировых доходов, что подтверждается данными, представленными на рис. 3.

Рис. 3. Удельный вес развитых и развивающихся стран в доходах от международного туризма [3, 5, 6]

С 2010 по 2019 год удельный вес развивающихся стран в доходах от международного туризма медленно, но увеличивался, однако в 2020 году произошло значительное снижение их доли вследствие всемирного распространения коронавирусной ин-

Данные табл. 3 показывают, что наименьшую роль в доходах играют развивающиеся страны в Европейском макрорегионе, что неудивительно, учитывая ряд обстоятельств: во-первых, в этом макрорегионе расположено наибольшее количество развитых стран; во-вторых, здесь находятся основные лидеры международного туризма по числу прибытий. Следует обратить внимание на то, что наибольшее влияние на размеры доходов от туризма коронавирусная инфекция оказала на Азиатско-Тихоокеанский макрорегион: здесь в 2020 году они упали в 3,8 раза относительно уровня 2019 года. В этом туристском макрорегионе основной «вклад» в падение доходов внесли Китай, Гонконг и Тайвань, на долю которых в 2019 году приходилось 23,3% доходов развивающихся стран в АТР в 2019 году и 21,1% в 2020 году, а за год доходы этих стран сократились в 4,2 раза.

фекции и изоляции этих стран от внешнего мира.

О роли развивающихся стран в доходах от международного туризма в отдельных туристских макрорегионах и влиянии на доходы пандемии СОУГО-19 можно судить по данным, представленным в табл. 3.

Пандемия СОУГО-19 оказала значительное влияние на рост доходов в расчете на одно прибытие от международного туризма. Так, если в 2019 году доходы на одно прибытие в мире в целом составили 1020 долл., то в 2020 году - 1350 долл., т.е. увеличение за год составило 32,4%. В то же время доходы на одно прибытие в период с 2016 по 2019 год выросли только на 3%. Еще более заметные изменения произошли по группам стран. Доходы на одно прибытие в развитых странах в 2020 году составляли 1680 долл. и выросли по сравнению с 2019 годом на 37,7%, а в развивающихся странах они в 2020 году были 960 долл. и увеличились за год на 21,5%. Обращает на себя внимание увеличение разрыва между доходами на одно прибытие между развитыми и развивающимися странами: если в 2016 году доходы на одно прибытие в развивающихся странах составляли 67,2% от доходов в

Таблица 3

Доходы от международного туризма развивающихся стран и их удельный вес по туристским макрорегионам [6]

Макрорегион 2019 г. 2020 г. 2019 г. относительно 2020 г., раз

Доходы, млн долл. Уд. вес, % Доходы, млн долл. Уд. вес, %

Европейский 59 232 10,4 18 695 8,0 3,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Азиатско-Тихоокеанский 339 043 76,8 89 743 67,7 3,8

Американский 101 500 31,4 39 758 31,3 2,6

Африканский 30 490 78,4 11 546 82,4 2,6

Ближневосточный 90 497 100 28 685 100 3,2

развитых странах, то в 2020 году - уже 57,1% [3, 5, 6]. Таким образом, поездки в развитые страны становятся все дороже относительно поездок в развивающиеся страны.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Роль экспорта услуг в общем объеме мирового экспорта товаров и услуг постоянно возрастает. В то же время удельный вес туризма и международных перевозок в общем объеме экспорта услуг медленно, но постоянно снижается вследствие более быстрого роста других услуг (финансовых, инжиниринговых и др.), что приводит к обострению конкурентной борьбы между странами (регионами) за потребителя туристских услуг, который становится главным инвестором принимающей дестинации. Доля развитых стран в общем объеме экспорта товаров и услуг сокращается, однако их роль в мировой торговле услугами возрастает. В наибольшей степени

на снижение доли туризма и международных перевозок в общем объеме экспорта услуг повлияла пандемия COVID-19.

Развитые страны являются мировыми лидерами по международным туристским прибытиям и доходам от международного туризма, но их значение с каждым годом снижается. Европейский рынок (ведущий туристский макрорегион) уже насыщен традиционными туристскими маршрутами, тогда как развивающиеся страны предлагают достаточно широкий спектр эксклюзивных турпродуктов. Кроме того, они предлагают более низкие цены на свои турпродукты. Все это ведет к росту популярности развивающихся стран.

Вместе с тем коронавирусная инфекция в большей степени оказала влияние на развитие международного туризма в развивающихся странах, чем в развитых, в сторону снижения показателей прибытия и доходов.

^Ш ЛИТЕРАТУРА и ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Абдуразакова Я.М. Современный международный туризм: тенденции и перспективы // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2010. № 2. С. 159-166.

2. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНО-РУС, 2013. 460 с.

3. Барометр международного туризма: ЮНВТО. Статистическое приложение. Т. 16. Январь 2018. URL: http://mf.rmat.ru/wyswyg/file/2018%20 news/UNWT0_Barom18_01_January_ Statistical_Annex_ru.pdf (дата обращения: 06.04.2022).

4. Барометр международного туризма: ЮНВТО. Статистическое приложение. Т. 17, вып. 4. Ноябрь 2019. URL: www.e-unwto.org/content/j62835 (дата обращения: 27.03.2022).

5. Барометр международного туризма: ЮНВТО. Статистическое приложение. Т. 18, вып. 7. Декабрь 2020. URL: www.e-unwto.org/content/j62835 (дата обращения: 06.04.2022).

6. Барометр международного туризма: ЮНВТО. Статистическое приложение. Т. 19, вып. 3. Май 2021. URL: www.e-unwto.org/content/j62835 (дата обращения: 06.04.2022).

7. Барометр международного туризма: ЮНВТО. Статистическое приложение. Т. 20, вып. 1. Январь 2022. URL: www.e-unwto.org/content/j62835 (дата обращения: 06.04.2022).

8. География туризма:учебник/В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн и др. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.336 с.

9. Илькевич С.В. Сравнительный анализ особенностей развития индустрии туризма в экономически развитых и развивающихся странах // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10, № 9 (70). С. 15-27.

10. Казыбайкызы А., Муханова А.Е., Смагулова Ж.Б. Особенности и перспективы развития туризма в мире // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-2. С. 265-269.

11. Киреев А.П. Международная экономика: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М.: Международные отношения, 1997. 416 с.

12. Лимпинская А.А. Международный туризм с позиций его социальной значимости // География и туризм. 2021. № 2. С. 23-28.

13. Организация экономического сотрудничества и развития. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Организация_экономического_сотрудничества_и_развития (дата обращения: 04.04.2022).

14. Развитые страны. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Развитые_страны (дата обращения: 04.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.