ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
опыт и инновации №1 2016
УДК 614.2
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СЛЕДСТВИЕ ПЕРЕВОДА РАБОТНИКОВ НА ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ (НА ПРИМЕРЕ БУ «СУРГУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»)
Ершов В.И.,
главный врач БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи»
Салманов Ю.М., заместитель руководителя по медицинской части БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи»
Корчагина Н.В.,
заместитель руководителя по экономическим вопросам БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи»
Аркуш С.И.,
заведующая организационно-методического отдела БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи»
Работники БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» в 2015 году переведены на эффективный контракт. Проведен анализ изменений некоторых показателей деятельности БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» и установлена связь их улучшения с переводом на эффективный контракт.
Ключевые слова: эффективный контракт, скорая медицинская помощь, статистические данные
Введение
Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 г. №°597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики Правительством Российской Федерации была принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. №2190-р). При этом повышение оплаты труда должно быть обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг каждым медицинским работником. [4, 8];
В бюджетном послании Президент Российской Федерации от 28.06.2012 г. Владимир Путин озвучил главную задачу в сфере здравоохранения на ближайшие годы — повысить качество государственных и муниципальных услуг в сфере здравоохранения. [1]
Одним из важных шагов для реализации этой задачи было введение новой системы оплаты труда путем перевода работников на
«эффективный контракт», четко определяющий условия оплаты труда и «социальный пакет» работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы.
В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в рамках Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие здравоохранения» на 2014-2020 годы (утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30 мая 2013 г. №212-п) к 2018 году планируется поэтапное увеличение показателя соотношения заработной платы врачей и работников медицинских организаций автономного округа и муниципальных образований, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, к средней заработной плате по экономике автономного округа в 2017 году до 200%, среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала соответственно 100%. [2]
Для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемой ими медицинской услуги необходимо было обеспечить поэтапный перевод медицинских работников на «эффективный
контракт» — трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, показатели и критерии оценки труда (эффективности деятельности), условия оплаты труда в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнение работы).
Перевод работников медицинских организация на «эффективный контракт» направлен на совершенствование механизма оценки деятельности работников и увязки оплаты труда и качества труда.
Эффективный контракт является одним из механизмов, обеспечивающих соответствие профессионального роста работников повышению качества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг.
Для решения данной задачи в рамках установленных систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений планируется усилить значение стимулирующих выплат и их долю в фонде оплаты труда учреждения. При этом стимулирование работников должно осуществляться исключительно за выполнение целевых показателей эффективности их труда, утвержденных на уровне локальных актов.
В связи с этим на уровне конкретного лечебно-профилактического учреждения должны быть утверждены системы нормирования труда; внесены изменения в положения об оплате труда работников в части установления конкретных размеров окладов (ставок), показателей, критериев, условий и размеров стимулирующих выплат работникам и определена штатная численность в соответствии с системой нормирования труда.
Цель исследования: изучить динамику изменения основных показателей деятельности БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» (ССМП г. Сургута) после заключения с работниками «эффективных контрактов». Оценить эффективность перевода работников на «эффективный контракт».
Материалы и метода исследования
В соответствии с поставленной целью материалом исследования были определены статистические данные программного комплекса «АДИС» [7], данные результатов проверок страховыми медицинскими организациями за
период 2014-2015 года, а также данные журнала регистрации обращений граждан. В ходе проведения анализа применялись статистический и математический методы анализа.
Результаты и обсуждения
В целях повышения эффективности оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации, в 2015 году все работники ССМП г. Сургута переведены на «эффективный контракт».
Перевод работников на «эффективный контракт» производился в несколько этапов. Первым этапом, приказом главного врача ССМП г. Сургута была утверждена «Дорожная карта» по переводу работников на «эффективный контракт». На втором этапе согласно статье 74 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящих изменениях условий трудового договора, за два месяца в письменной форме были уведомлены все работники. Третьим этапом приказом главного врача была создана рабочая группа и подготовлены критерии назначения стимулирующих выплат для всех групп работников. Кадровой службой подготовлены «эффективные контракты», в которых конкретизированы должностные обязанности, показатели и критерии оценки труда (эффективности деятельности), условия оплаты труда в зависимости от результатов труда и качества оказываемых для всех работников. Перевод всех работников на «эффективный контракт» завершен в январе 2015 года.
В целях объективной оценки эффективности перевода работников на «эффективный контракт» мы приняли решение, в данной работе рассмотреть динамику изменения следующих трех основных показателей учреждения: ^ Оперативные показатели деятельности; ^ Показатели качества оказания медицинской помощи, а именно процент наложенных санкций со стороной страховых медицинских организаций; ^ Отзывы населения (Жалобы и благодарности).
Динамика изменения оперативных показателей деятельности ССМП г. Сургута в 2015 году после перевода работников на «эффективный контракт» в сравнении с 2014 годом представлен в табл. 1.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ: опыт и инновации №1 2016
Таблица 1
Динамика изменения оперативных показателей
Показатели 2014 г. 2015 г. Динамика к 2014 г.
Количество выполненных вызовов 118480 121780 +2,8%
Обращаемость на 1000 населения 356,8 357,4 +0,2%
Среднее количество бригад СМП в смену 20,4 21,5 +5,4%
Коэффициент занятости бригады 66,6 63,4 -4,8%
Суточная нагрузка на бригаду 13,7 15,1 + 10,2%
Среднее время доезда 14,6 13,4 -8,2%
Среднее время нахождения на вызове 31,5 30,7 -2,5%
Как следует из табл. 1, общее количество выполненных вызовов бригадами скорой медицинской помощи (СМП) в 2015 году в сравнении с 2014 годом увеличилось на 2,8%. При этом в 2015 году обращаемость на 1000 населения составила 357,4, что на 0,2% больше показателя 2014 года. С учетом увеличения обращаемости населения в 2015 году пропорционально в зависимости от времени суток, дня недели, месяца и сезона года производилось увеличение количества бригад СМП, что за год составило 21,5 среднесуточных бригад, а это на 5,4% больше среднесуточного количества бригад СМП в 2014 году [5, 6]. Несмотря на то, что обращаемость населения за услугами СМП увеличилась в 2015 году, коэффициент занятости бригад СМП уменьшился на 4,8% в сравнении с 2014 годом. При этом, в 2015 году в сравнении с 2014 годом, суточная нагрузка бригад СМП увеличилась на 10,2%. Показатель выполненных вызовов включен в первый блок по интенсивности работы эффективного контракта, в связи с чем медицинские работники бригад СМП, более эффективно выполняют следующие два пункта табл. 1 для выполнения нагрузки. Так, в сравнении с 2014 годом, в 2015 году среднее время доезда до пациента уменьшилось на 8,2%. Такой показатель, как критерий оценки интенсивности работы, учтен в эффектив-
ном контракте не только медицинских работников и водителей выездных бригад СМП, но и у фельдшеров по приему вызовов СМП и передаче их выездным бригадам СМП (диспетчер направления). Первые выбирают наиболее кратчайший путь прибытия, а вторые определяют приоритетность передачи вызова наиболее приближенной к месту вызова бригаде СМП. В критериях качества назначения стимулирующих выплат в эффективном контракте включен критерий «время нахождения на вызове». Как следует из табл. 1, среднее время нахождения на вызове в 2015 году уменьшилось на 2,5% в сравнении с 2014 годом. Это объясняется оперативным обслуживанием вызовов в целях исполнения показателей нагрузки. Речь идет о вызовах по поводу неотложных состояний, требующих консультаций и минимального объема помощи. Уменьшение времени также связано с заполнением медицинской документации не на месте вызова (в квартире).
Динамика изменения показателей качества оказания медицинской помощи, а именно процент наложенных санкций со стороной страховых медицинских организаций (СМО) на деятельность ССМП г. Сургута в 2015 году после перевода работников на «эффективный контракт» в сравнении с 2014 годом представлена в табл. 2.
Таблица 2
Динамика изменения показателей качества оказания медицинской помощи
Показатели 2014 г. 2015 г. Динамика к 2014 г.
Всего проведено проверок всего, из них: 43 45 +4,7%
Медико-экономическая экспертиза 15 18 +20%
Экспертиза качества оказания медицинской помощи 28 27 -0,96%
Количество дефектов всего, из них: 230 137 -40,4%
Дефекты оформления медицинской документации 128 60 -2,1 раза
Показатели 2014 г. 2015 г. Динамика к 2014 г.
Дефекты лечения 75 21 -3,6 раза
Дефекты тактики 27 9 -3 раза
Дефекты формирования реестра 0 47 -
Применено санкций всего на % от общего финансирования, из них: 0,07% 0,025% -56,4%
По медико-экономической экспертизе 0,02% 0,005% -64,2%
По экспертизе качества оказания медицинской помощи 0,05% 0,02 -53,7%
В табл. 2 представлены показатели мероприятий по взаимодействию ССМП г. Сургута со СМО, в котором указано количество проведенных проверок, выявленных дефектов и примененных санкций. В 2015 году СМО в отношении ССМП г. Сургута проведено 45 проверок, что на 4,7% больше числа проверок в 2014 году. Несомненно, что увеличение числа проведенных проверок связано с увеличением общего количества выполненных вызовов (3% от числа поданных на оплату случаев) [3]. При этом, в зависимости от месяца, число подвергшихся проверке страховых случаев разное. Так, в 2015 году число выявленных дефектов составило 137, что на 40,4% меньше в сравнении с 2014 годом. Из них дефекты оформления медицинской документации уменьшились в 2,1
раза, дефекты лечения уменьшились в 3,6 раза, а дефекты тактики уменьшились в 3 раза. Применение финансовых санкций по факту выявленных дефектов всего в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, уменьшилось на 56,4%. При этом, в результате проведения медико-экономической экспертизы уменьшение составило 64,2%, а экспертизы качества оказания медицинской помощи на 53,7%.
Также проанализирована динамика изменения обращаемости населения на ССМП г. Сургута для оценки качества предоставляемых услуг (жалобы и благодарности) в 2015 году после перевода работников на «эффективный контракт», в сравнении с 2014 годом представлен в табл. 3.
Таблица 3
Динамика изменения отзывов населения на качество предоставляемых услуг
Показатели 2014 г. 2015 г. Динамика к 2014 г.
Количество выполненных вызовов 118480 121780 +2,8%
Всего обращений для отзывов, из них: 137 318 +2,3 раза (181)
Жалобы 71(51,8%) 81(25,5%) + 1,1раза (10)
Благодарности 66(48,2%) 237(74,5%) +3,6 раза (171)
Как видно из табл. 3, наряду с увеличением количества выполненных вызовов увеличиваются и обращения граждан в адрес ССМП г. Сургута для оценки качества предоставляемых услуг оказания. Так в сравнении с 2014 годом, в 2015 году таких обращений зарегистрировано в 2,3 раза больше. В динамике увеличились жалобы в 1,1 раза и благодарности в 3,6 раза. Однако, если сравнивать долю благодарностей и жалоб в общей структуре обращений по поводу оценки качества оказания медицинской помощи, то в 2015 году картина имеет разительную разницу с показателями 2014 года. Так, в 2014 году в структуре обращений жителей жалобы занимали 51,8%, тогда как в 2015
году жалобы составили всего 25,5%. Напротив жалоб, в 2014 году в общей структуре обращений жителей благодарности составили 48,2%, тогда как в 2015 году этот показатель составил 75,4%. Оценке качества оказания медицинской помощи в эффективном контракте выделено большее внимание. Так например, одним из критериев назначение выплат стимулирующего характера в блоке интенсивности является наличие благодарностей от населения, а в блоке «качества» предусмотрен критерий удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи, которая проверятся путем проведения анкетирования населения.
Таким образом, проведенный анализ показал, что перевод работников на эффективный контракт позволил улучшить основные показатели деятельности ССМП г. Сургута. Коэффициент занятости бригад СМП уменьшился на 4,8%. На 8,2% уменьшилось среднее время доезда до пациента, что позволяет качественно выполнять правило «Золотого часа». Также уменьшилось на 2,5% среднее время нахождения на вызове. Перевод работников на эффективный контракт оказал положительное влияние на взаимоотношения со СМО, число выявленных дефектов уменьшилось на 40,4%, а применение финансовых санкций по факту выявленных дефектов уменьшилось на 56,4%. И как следствие, улучшение основных показателей качества оказания медицинской помощи, в 3,6 раза увеличилось число благодарностей от населения.
Список литературы
1. Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина от 28 июня 2012 г. «О бюджетной политике в 2013-2015 годах».
2. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 30 мая 2013 г. №212-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие здравоохранения» на 2014-2020 годы.
_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
опыт и инновации №1 2016
3. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. №230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».
4. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. №2190-р.
5. Салманов, Ю.М., Сульдин, А.М. О результатах количественного анализа поступления обращений по поводу вызова круглосуточных бригад скорой медицинской помощи БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» в зависимости от сезона года, дня недели и времени суток (Материалы за период с 2008г. по 2014 г.) // Рецензируемый научно-практический журнал «Медицинская наука и образование Урала». — 2015. — Выпуск №3. — С. 165-168.
6. Сульдин, А.М., Ершов, В.И., Салманов, Ю.М. Анализ ритма переадресации вызовов по поводу неотложных состояний станцией скорой медицинской помощи города Сургута в 2014 году // Научно-методический журнал «Здравоохранение Югры: опыт и инновации». - 2015. - №4. - С. 40-44.
7. Статистические данные программного комплекса «АДИС» БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» за 2014 год.
8. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
© Ершов В.И., Салманов Ю.М., Корчагина Н.В.,
Аркуш С.И., 2016
УДК 614.2
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В Г. НЯГАНЬ К 30-летнему Юбилею БУ «Няганская городская детская поликлиника»
Грейлих А.В.,
главный врач БУ «Няганская городская детская поликлиника»
Лазарива И. Э.,
заместитель главного врача по медицинской части БУ «Няганская городская детская поликлиника»
Козаренко В.Г.,
заместитель главного врача по клинико-экспертной работе БУ «Няганская городская детская
поликлиника», к.м.н.
Годунова Р.Н.,
заведующая информационно-аналитическим отделом БУ «Няганская городская детская поликлиника»
В статье отражены основные достижения коллектива БУ «Няганская городская детская поликлиника» за 30-летний опыт работы. Показаны динамика и анализ заболеваемости, уровня и структуры детской инвалидности, показателей младенческой смертности. Обозначены перспективы дальнейшего развития учреждения.
Ключевые слова: стационарозамещающие технологии, участковый принцип организации, амбулаторно-поликлиническая служба