Научная статья на тему 'О результатах мониторинга мероприятий, направленных на снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (по материалам бу «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» за 2014-2016 годы)'

О результатах мониторинга мероприятий, направленных на снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (по материалам бу «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» за 2014-2016 годы) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
313
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ПОСТРАДАВШИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ершов В. И., Салманов Ю. М., Байчурина Л. Ф.

В статье представлен анализ дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации и в Ханты-Мансийском автономном округе Югре. Приведены результаты мониторинга мероприятий, направленных на снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, произошедших в зоне ответственности БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ершов В. И., Салманов Ю. М., Байчурина Л. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О результатах мониторинга мероприятий, направленных на снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (по материалам бу «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» за 2014-2016 годы)»

опыт и инновации №2 2017

УДК 614.88

О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ СМЕРТНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ БУ «СУРГУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» ЗА 2014-2016 ГОДЫ)

Ершов В.И.,

главный врач БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи»

Салманов Ю.М., заместитель главного врача по медицинской части БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи»

Байчурина Л.Ф., врач-интерн кафедры факультетской хирургии бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный университет»

В статье представлен анализ дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации и в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Приведены результаты мониторинга мероприятий, направленных на снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, произошедших в зоне ответственности БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи».

Ключевые слова: скорая медицинская помощь, дорожно-транспортные происшествия, пострадавшие

Введение

Дорожно-транспортный травматизм, признанный во всем мире как предотвратимое состояние, приобретает характер общемировой эпидемии и продолжает оставаться в числе актуальных проблем здравоохранения [1; 10]. Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения о состоянии безопасности дорожного движения в мире за 2015 год в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП)

каждый час погибает 90 человек, ежедневно — почти 2200, ежегодно — до 1,25 миллиона, и с 2007 года данная статистика не меняется [4]. По данным Государственной автоинспекции Министерства внутренних дел России ежегодно в Российской Федерации (РФ) происходит около 200 000 ДТП, в результате которых погибают свыше 27 000 и свыше 250 000 человек получают ранения (см. рис. 1) [2].

Рис. 1. Статистика ДТП в РФ

Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций период с 2011 по 2020 годы провозглашен Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Общая цель Десятилетия в соответствии с Глобальным планом состоит в стабилизации и сокращении к 2020 году уровня случаев смерти в результате ДТП [9].

По итогам 2016 года (см. рис. 1) в РФ произошло 173 694 ДТП (уменьшение на 5,6% в сравнении с 2015 годом). Погибло 20 308 человек (снижение на 12,14% к 2015 году). В удельных показателях уменьшение заметное. Так в 2016 году на 100 тысяч населения погибло 13,9 человек, в 2015 году — 15,8 человек, а в 2003 году этот показатель составлял 24,6 погибших на 100 тысяч населения, в 1991 году — 25,3.

2016 год I ДТП ■ Ранено ■ Погибло

Рис. 2. Статистика ДТП в ХМАО-Югре

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (ХМАО-Югра) на протяжении последних двух лет количество ДТП остается на одинаковом уровне (см. рис. 2). Количество раненых в результате ДТП также остается без динамики. Однако смертность в результате ДТП имеет тенденцию к снижению на 16,4%, с 244 случаев погибших в 2015 году до 204 в 2016 году [12].

Большая часть всех пострадавших в результате ДТП погибают на месте происшествия, поэтому все усилия должны быть направлены на оптимизацию догоспитального этапа оказания медицинской помощи. Первой на месте ДТП приезжает бригада скорой медицинской помощи (БСМП) и от ее действий полностью зависит состояние пострадавших [11].

Цель исследования

Изучить результаты мониторинга мероприятий, направленных на снижение смертности в результате ДТП БУ «Сургутская городская кли-

ническая станция скорой медицинской помощи» за период 2014-2016 годы.

Материалы и метода исследования

В соответствии с поставленной целью материалом исследования были определены статистические данные автоматизированной системы регистрации и обработки вызовов СМП, данные формы мониторинга смертности от ДТП и формы 30. В ходе проведения анализа применялись статистический и математический методы анализа.

Результаты и обсуждения

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 9 октября 2013 г. №414-п утверждена Государственная программа ХМАО-Югры «Развитие здравоохранения на 2016-2020 годы» (далее — государственная программа). Целью государственной программы является снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности, увеличение продолжительности жизни

населения ХМАО-Югры, повышение доступности и качества медицинской помощи. Одним из целевых показателей государственной программы является снижение смертности от ДТП с 16,4 (показатель 2015 года) до 16,2 на 100 тыс. населения в 2020 году. Показатель «Смертность от ДТП» определяется как соотношение числа умерших за год от ДТП к среднегодовой численности, умноженное на 100 тыс. населения. За 2016 год смертность от ДТП в ХМАО-Югре составила 11,4 на 100 тыс. населения, что ниже показателя 2015 года (13,0 на 100 тыс. населения) на 12,3% [7].

Мониторинг мероприятий, направленных на снижение смертности по основным классам болезней на территории ХМАО-Югры, осуществляется в соответствии с приказом Департамента здравоохранения ХМАО-Югры от 01 июля 2015 г. №646 «Об организации мониторинга мероприятий по снижению смертности населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» (далее — приказ Депздрава Югры №646). Приказ Депздрава Югры №646 определяет 19 сигнальных показателей по снижению смертности от основных причин. В части снижения смертности при ДТП определено два показателя: 1) Доля пострадавших при ДТП, госпитализированных в травмоцентры I и 2 уровня, среди всех пострадавших при ДТП, госпитализированных в стационары (установленный показатель — не менее 80%). Данный

опыт и инновации №2 2017

показатель установлен для стационаров, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим в результате ДТП; 2) Доля выездов БСМП со временем доезда до места ДТП — со сроком до-езда до 20 минут (установленный показатель — не менее 92%). Данный показатель является сигнальным для службы СМП. На 2017 год этот показатель составляет «не менее 95%» [13].

БУ «Сургутская городская клинически станция скорой медицинской помощи» является внекатегорийным учреждением здравоохранения, оказывающим круглосуточную СМП населению с числом обслуживаемых вызовов свыше 100 тыс. в год [5]. Зоной обслуживания является территория города Сургута в границах муниципального образования на площади 211 км2 с прилегающими 89 дачными кооперативами, а также согласно плана прикрытия автомобильных дорог расстояние в 24 км автодороги Сургут — Федоровский, 11 км автодороги Сургут — Лянтор, 24 км старой автомобильной дороги на г. Нижневартовск вдоль дачных кооперативов до СОТ «Брусничное» [14].

Сведения о выполнении сигнальных показателей по снижению смертности от основных причин (ДТП), согласно данным автоматизированной системы регистрации и обработки вызовов СМП, формы мониторинга смертности от ДТП (утв. приказом Депздрава Югры №646), формы 30 [15] представлена на рис. 3.

Рис. 3. Доля выездов БСМП со временем доезда до места ДТП со сроком доезда до 20 минут в БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» (рассчитывается в %)

Как следует из рис. 3, БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» сигнальный показатель снижения смертности от ДТП выполняет, обеспечив своевременное прибытие БСМП на место ДТП в течении времени до 20 минут. По итогам рабо-

В структуре вызовов СМП от населения, обратившегося для оказания СМП в БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» по основным классам болезней, вызовы с диагнозами по классу XIX

ты за 2016 год доля выездов БСМП со временем доезда до места ДТП со сроком доезда до 20 минут составила 96%, а показатель смертности от ДТП на 100 тыс. населения за последние три года составил: 2,1 — в 2014 году, 4,9 — в 2015 году и 2,8 — в 2016 году.

(правмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин) находятся на третьем месте и составляют 10,6% (см. рис. 4), из них по поводу травм, полученных в результате ДТП, вызовы составляют 4,6%.

2014г. 2015г. 2016г.

| Число ДТП (с пострадавшими), на которые выезжали БСМП ¡Число пострадавших в ДТП Число ДТП в населенном пункте I Число ДТП вне населенного пункта

Рис. 5. Число ДТП и количество пострадавших, обслуженных БСМП станции СМП г. Сургута

Я Всего, % ■ ДТП, %

Рис. 4. Структура вызовов станции СМП г. Сургута за период 2014-2016 годов

В 2016 году число ДТП (с пострадавшими), обслуженных БСМП, в сравнении с 2014 годом уменьшилось на 24%, также уменьшилось число пострадавших на 22%. В 95% случаях БСМП на ДТП выезжают в населенный пункт, при этом число ДТП (с пострадавшими) вне населенного пункта в 2016 году, в сравнении с 2014 годом, увеличилось до 30,4%. Как отмечается в Государственном докладе «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации» значительная тяжесть последствий ДТП (Тяжесть последствий = (Число погибших в ДТП/число пострадавших в ДТП)*100; Число пострадавших в ДТП = число раненных

опыт и инновации №2 2017

в ДТП + число погибших в ДТП) [8], происходящих вне населенных пунктов, в полтора раза выше, чем в черте городов и населенных пунктов [3].

Согласно заключению Информационно-аналитического обзора по дорожно-транспортной аварийности в РФ за 12 месяцев 2016 года самым аварийно-опасным днем недели в стране является суббота, а временем суток — период с 17:00 до 19:00 часов. В структуре показателей аварийности из-за нарушения ПДД водителями разных возрастов продолжилось увеличение количества ДТП и числа раненых, пострадавших от водителей возрастной группы старше 60 лет [6].

2015г. 2016г.

Рис. 6. Число выездов БСМП к пациентам, пострадавшим в ДТП

Как видно из рис. 6, в зоне ответственности БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» на ДТП в 43,7% случаях выезжали БСМП анестезиологии-реанимации (АР). Первичным поводом вызова БСМП АР является ДТП с вероятностью или наличием тяжело пострадавших или массовых поражений [16]. Приоритетное направление на ДТП БСМП АР способствует эффективному обеспечению выполнения правила «Золотого часа». Общепрофильными врачебными БСМП обслуживается 24,6% ДТП, общепрофильными фельдшерскими БСМП — в 31,7% случаев.

В результате ДТП наибольшая доля травм — 63% приходится на изолированные травмы (см.

рис. 7), т.е. на повреждения одного органа или травма в пределах одного сегмента опорно-двигательного аппарата (например, разрыв печени, перелом бедра, перелом плеча). Сочетанную травму, т.е. повреждения опорно-двигательного аппарата и одного или нескольких внутренних органов, включая головной мозг (перелом костей таза и разрыв печени, перелом бедра и ушиб головного мозга) получают 26% пострадавших. Множественную травму — ряд однотипных повреждений конечностей, туловища, головы (одновременные переломы двух и более сегментов или отделов опорно-двигательного аппарата, множественные раны) получает 11% пострадавших.

■ Изолированная травма ■ Множественная травма ■ Сочетанная травма

Рис. 7. Виды травм, полученные пострадавшими в результате ДТП.

Согласно литературным данным из общего количества первично пострадавших при политравме выживают около 60%, а 40% по-

Одним из основополагающих принципов оказания медицинской помощи пациентам с травмами, сопровождающимися шоком, является их госпитализация в травмоцентры [17]. Порядок оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождаю-

гибают на месте происшествия, по пути следования в стационар и в реанимационном отделении [18].

щимися шоком, утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. №927н (далее — Порядок). Согласно данному Порядку БСМП доставляет пострадавших в ближайшую к месту происшествия медицинскую организацию (на базе которой развернут травмоцентр 1 — 2 уровня), оказы-

I Доставлены в травмоцентры 1 и 2 уровня

Рис. 8. Число пострадавших в результате ДТП, доставленных в травмоцентры 1 и 2 уровня

вающими специализированную медицинскую помощь. Медицинскими работниками БСМП в БУ «Сургутская клиническая травматологическая больница», которая является специализированным медицинским учреждением, оказывающим высокотехнологичную помощь, осуществляется медицинская эвакуация 71,3% пострадавших в результате ДТП (см. рис. 8), произошедших в зоне ответственности БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи». Часть пострадавших без угрожающих жизни состояний, ввиду отказа их от медицинской эвакуации в стационар, остаются на месте вызова.

Выводы

БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» сигнальный показатель снижения смертности от ДТП выполняет на 100%.

В структуре вызовов СМП от населения, обратившегося для оказания СМП в БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин составляют 10,6%, из них по поводу травм в результате ДТП вызывают в 4,6% случаях.

В 95% случаях БСМП на ДТП выезжают в населенном пункте, при этом отмечается рост на 30,4% числа ДТП (с пострадавшими) вне населенного пункта.

На ДТП в 43,9% направляются БСМП АР.

У пострадавших в результате ДТП в 63% случаях отмечаются изолированные травмы.

Литература

1. Баранов, А.В., Вилова, Т.В. и др. Анализ оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в Арктической зоне Российской Федерации // Российский научно-практический журнал «Скорая медицинская помощь». — 2016. — №3. - С. 11.

2. Барсукова, И.М., Мирошниченко, А.Г. и др. Статистика дорожно-транспортных происшествий в работе скорой медицинской помощи в Российской Федерации // Российский научно-практический журнал «Скорая медицинская помощь». -2014. - №2. - С. 4.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ: опыт и инновации №2 2017

3. Государственный доклад «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации» // «Российская газета». №181, 11.09.2003.

4. Доклад Всемирной организации здравоохранения о состоянии безопасности дорожного движения в мире за 2015 год / http://www. who.int/vюlence_mjury_preventюn/road_safety_ status/2015/GSRRS2015_Summary_RU.pdf?ua=1;

5. Итоги деятельности БУ «Сургутская городская станция скорой медицинской помощи» за 2016 год и планы на ближайшую перспективу // http://surgut03.ru/about/news/23409/.

6. Князев, А.С., Бурмистров, А.О. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2016 года // Информационно-аналитический обзор. — М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2017. - С. 11.

7. Краткий сборник основных показателей в здравоохранении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2016 год // http://www.dzhmao. ru/company/zdorove-v-tsifrakh/index.php.

8. Лончинский, Б.Ф. Типичные дорожно-транспортные ситуации, предшествовавшие происшествиям: альбом-пособие для водителей и практических работников автомобильного транспорта, связанных с организацией и обеспечением безопасности дорожного движения. - 3-е издание. -М., 2000. - Таблица №1.

9. Махова, О.А. Смертность населения России в ДТП: статистика, проблемы и пути решения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Статистика и вызовы современности» 25-26 июня 2015 г. - М., 2015.

10.Мысаев, А.О., Сеилханов, К.Е. и др. Дорожно-транспортный травматизм. часть 1: эпидемиология. Литературный обзор // Рецензируемый медицинский научно-практический журнал «Наука и здравоохранение». - 2013. - №6. - С. 16.

11.Национальное руководство по скорой помощи / А.Л. Верткин. - М. : Эксмо, 2012. - С. 268.

12.Показатели состояния безопасности дорожного движения. Ханты-Мансийский автономный округ - Югры / http://stat.gibdd.ru.

13.Письмо БУ «Медицинский информационно-аналитический центр» от 03.05.2017г. №851 «Информационное письмо».

14.Приказ Департамента здравоохранения от 12 января 2015 г. №4 «О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 июля 2014 г. №668 «О закреплении зон обслуживания за медицинскими организациями, оказывающими скорую, в том числе скорую специализированную медицинскую помощь на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

15.Приказ Федеральной службы государственной статистики от 27 декабря 2016 г. №866 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья».

16.Приказ БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» от 07 июля 2016 года №07-120-П-347 «Об организации специализированных выездных бригад

скорой медицинской помощи в БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи».

17.Скорая медицинская помощь: национальное ру-ковосдтво / под ред. С.Ф. Багненко, М.Ш. Хубу-тия, А.Г. Мирошниченко, И.П. Миннулина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 631 с.

18.Травматология: национальное руководство / под ред. Г.П. Котельникова, С.П. Миронова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 941 с.

© Ершов В.И., Салманов Ю.М., Байчурина Л.Ф.,

2017

УДК 614.2

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ БУ «СУРГУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА №1»

Дудко Е.Ф.,

заведующая лаборатории клинической микробиологии БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №1»

Рассматриваются возможности и перспективы оптимизации работы лаборатории клинической микробиологии.

Ключевые слова: лаборатория клинической микробиологии, Система 5S/ система «Бережливое производство»

Лаборатория клинической микробиологии является структурным подразделением БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №1». С 2008 года на базе нашей лаборатории были централизованы все микробиологические исследования поликлинических учреждений города Сургута.

В связи с этим перед нами стояла задача, как при постоянном росте анализов не увеличивать штат лаборатории, уменьшить затраты на расходный материал, питательные среды.

Изучив опыт наших российских и зарубежных коллег, мы выбрали те методы и принци-

пы, которые на первом этапе «безболезненно» вписались бы в деятельность лаборатории. Наиболее близки нам оказались «Японские» системы повышения эффективности, а именно: S Система 5S;

S Lean production, «Бережливое производство».

Система 5S — инструмент бережливого производства — организация рабочего пространства с целью создания оптимальных условий для выполнения операций, поддержания порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Составляющие системы 5S:

1. СОРТИРУЙ

Отдели необходимое от ненужного

2. СОБЛЮДАЙ ПОРЯДОК Всё на своем месте

3. СОДЕРЖИ В ЧИСТОТЕ

Всё сделать аккуратным и чистым

4. СТАНДАРТИЗИРУЙ Договоримся о правилах

5. СОВЕРШЕНСТВУЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.