АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИИ КАК ОРГАНА
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Д.А. Ваняшкина, магистрант
Научный руководитель: Л.М. Борщ, д-р экон. наук, профессор Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Россия, г. Симферополь)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-10-1-49-53
Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности Счетной палаты Российской Федерации, как органа государственного финансового контроля. В данной работе рассматриваются понятие и виды государственного финансового контроля, а также обосновывается актуальность данного исследования. Автор также проводит анализ деятельности Счетной палаты за 2020-2021 гг. в части осуществления им полномочий по финансовому контролю и надзору, выявлению нарушений и результатам проведенных мероприятий.
Ключевые слова: Счетная палата, финансовый контроль, бюджет, полномочия, государственное управление, нарушения.
Актуальность статьи обусловлена тем, что в современных условиях развитие государственного финансового контроля определяется необходимостью повышения эффективности государственного управления, задачами реформирования общественного сектора экономики, включая бюджетный процесс и всей системы управления государственными (муниципальными) финансами в целом. Учитывая сложившуюся ситуацию, задача государственного контроля состоит не только в поддержании законности и целенаправленного использования бюджетных средств, но и в повышении эффективности и результативности осуществления государственных расходов, определении резервов на успешную реализацию стратегий управления.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль - это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов. В соответствии со ст. 265 Бюджетного Кодекса РФ (далее -БК РФ) государственный финансовый контроль бывает 4 видов:
1. внешний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
2. внутренний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций);
3. предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4. последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности [1].
Особое место в органах финансового контроля отводится контрольно-счетным органам, Счетной палате РФ. Счетная палата РФ, являясь органом финансового контроля специальных компетенций, наделена наиболее значимыми полномо-
чиями в системе государственных органов, в частности контроль на предмет эффективности и результативности использования бюджетных средств [2]. Счетная палата образована в соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации [3]. В задачи Счетной палаты входят организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета и аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации [4]. В ходе осуществления контрольных мероприятий Счетная палата выявляет нарушения, а позже фиксирует их в отчете о работе за текущий период. Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность Счетной палаты, базируется на международных принципах, главные из которых изложены в Лимской декларации руководящих принципов аудита (1977 год) и в Мексиканской декларации о независимости высших органов аудита (2007 год).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (кон-
троля), образуемым в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию. В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с роспуском Государственной Думы. В ст. 14 Федерального закона «О Счетной палате РФ» отражены основные полномочия такие, как осуществление контрольной, экспертно-аналитической, информационной и иных видов деятельности. Счетная Палата Российской Федерации организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляет подготовку рекомендаций по формированию системы целевых показателей для разработки документов стратегического планирования Российской Федерации и т.д. [5].
Проведем анализ деятельности Счетной палаты Российской Федерации за 20192021 гг. в разрезе динамики количества
нарушений, выявленных в этот период (рис).
1 нарушении нарушении,
Рис. Динамика количества выявленных нарушений и их объема в денежном эквиваленте
за анализируемый период 2019-2020 гг.
В 2020 году наблюдается снижение количества выявленных нарушений (на 745 нарушений меньше, чем в 2019 году). В 2020 году в связи с эпидемиологической обстановкой более чем на треть, снизилось
число выездных проверок Счетной палаты, на которых фиксируется основная масса нарушений. В связи с этим в 2020 году было выявлено меньше нарушений, чем годом ранее. При этом, напротив, значи-
тельно вырос объем средств, возвращенных в бюджет по результатам работы контрольно-счетных органов в 2020 году и в предыдущие годы. Также выросло и число проведенных Счетной палатой экспертиз нормативных правовых актов, количество которых заметно увеличилось вследствие пандемии. В 2020 году Счетная палата выявила 3 698 нарушений на общую сумму
355.5 млрд. руб. В ходе выполнения своих полномочий Счетной палатой было возвращено в бюджеты всех уровней Российской Федерации 16 423,3 млрд. руб. Для сравнения в 2019 году количество выявленных нарушений в 2019 году составило 4 443. Общая сумма выявленных нарушений при поступлении и использовании средств бюджетной системы составила
884.6 млрд рублей. В ходе выполнения представлений Счетной палаты в федеральный бюджет возвращено 4,5 млрд рублей, сообщил Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин на заседании Совета Федерации, что на 40% меньше, чем в 2018 году [6].
В 2020 году наибольшая доля нарушений приходится на нарушения при государственных закупках и закупках отдельными видами юридических лиц, то есть нарушения в рамках исполнения Федеральных законов № 44 и Федерального закона № 223. Так, в 2020 году Счетной палатой было выявлено 779 фактов нарушений в этой сфере на общую сумму около
108.7 млрд рублей, из них 96,3 млрд рублей составили нарушения, связанные с определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контрактов. На втором месте находятся нарушения при формировании и исполнении бюджета. Счетная палата выявила 1 491 факт нарушений на общую сумму 70,6 млрд рублей, из которых основную долю составляют нарушения, допущенные при исполнении бюджета (52,3 млрд рублей). Нарушения при формировании бюджета (217 фактов) допущены преимущественно в части планирования бюджетных ассигнований и их обоснований главными распорядителями бюджетных средств, а также при составлении реестра расходных обязательств. По результатам проверок об исполнении
бюджета были установлены 343 факта нарушений органами государственной власти, органами государственных внебюджетных фондов при выполнении возложенных на них государственных задач и функций в сумме 14,5 млрд рублей. Также были выявлены нарушения на стадии исполнения бюджета, а также нарушения, связанные с порядком определения объема и условий предоставления из бюджета субсидий юридическим лицам. Основными нарушениями, в частности, являются не своевременное обеспечение ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию, наличие незавершенных проектных работ.
В 2021 году Счетная палата завершила 346 контрольно-аналитических мероприятий. По итогам этих проверок выявлено 4 253 нарушения и недостатка на общую сумму 1 541,4 млрд рублей. В этот период наблюдается рост выявленных нарушений (увеличились на 555 ед. по сравнению с 2020 годом). Это связано со смягчением ограничений в период пандемии корона-вирусной инфекции, вызванной СОУГО-19. Отметим, что на протяжении анализируемого периода наблюдается общее снижение количества нарушений, выявленных Счетной палатой РФ. На конец периода количество нарушений сократилось на 190 по сравнению с 2019 годом. Однако, общая сумма выявленных нарушений напротив значительно возросла на 656,8 млрд. руб. в 2021 году по сравнению с 2019 годом.
В 2021 году в структуре финансовых нарушений доминируют нарушения при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, составления и представления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности - 473 факта нарушений на сумму 571,3 млрд рублей (или 37%). Значительная доля нарушений, как и в предыдущие годы, связана с нарушениями правил ведения бухгалтерского учета, что выразилось в искажении показателей бухгалтерской отчетности (540,9 млрд рублей). Другой значимый блок нарушений - нарушения при осуществлении государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц. Государственные закупки
имеют значительное влияние на эффективность функционирования государственного сектора экономики и повышение доверия граждан. За отчетный период в этой сфере выявлено 663 факта нарушений на сумму 416,3 млрд рублей (или 27%), что на 116 нарушений меньше, чем в 2020 году на 116 нарушений. В ходе мероприятий по проверке исполнения бюджетов выявлены нарушения формирования бюджетов в 191 случае, а также нарушения нормативных правовых актов, регулирующих исполнение бюджетов - 1 303 факт на сумму 55,8 млрд рублей (4%), что на 188 нарушений меньше, чем в предыдущем периоде. В числе лидеров в рейтинге нарушений при исполнении бюджета находятся нарушения при предоставлении и использовании субсидий юридическими лицами. На регулярной основе выявляются нарушения в сфере государственного задания (5,4 млрд рублей), самые частые из них - отсутствие утвержденных нормативных затрат и использование некорректных коэффициентов платной деятельности, что приводит к завышению объема субсидии на его финансовое обеспечение. Также Счетная палата выявила 40 фактов неэффективного использования бюджет-
ных средств и иных финансовых ресурсов на сумму 344,2 млрд рублей (22%) [4].
Стоит отметить, что за 2019-2021 гг. наблюдается тенденция снижения количества нарушений, что свидетельствует об эффективной деятельности контрольно-счетных органов Счетной палаты, ориентированных на то, чтобы государственные финансовые ресурсы направлялись на цели развития общества. Счетная палата Российской Федерации устраняет возможности злоупотреблений, нецелевого и неэффективного использования ресурсов, чем способствует установлению справедливости.
Таким образом, контрольно-счетные органы Счетной палаты выполняют контрольную функцию за исполнением законодательной, нормативно-правовой части расходования бюджетных средств, при использовании целевых бюджетных финансовых ресурсов. Государственный финансовый контроль Счетной палаты выполняет контролирующую функцию, выявляет нарушения, является основой для эффективного и рационального расходования средств федерального бюджета, уменьшения нарушений, связанных с использованием государственных бюджетных финан-
совых ресурсов не по назначению.
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СПС Консультант Плюс.
2. Анохина, Т.С. Финансовый контроль: Счетная палата как субъект финансового контроля // Молодой ученый. - 2021. - № 24 (366). - С. 75-77.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс.
4. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О Счетной палате Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
6. Официальный сайт Алексей Кудрин: Выступление Председателя Счетной палаты на заседании Совета Федерации с отчетом о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2019 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://akudrin.ru/news/Выступление%20на%20заседании%20Совета%20Федерации%20с% 20отчетом%20о%20работе%20за%202019%20год.
ANALYSIS OF THE ACTIVITY OF THE ACCOUNTS CHAMBER OF RUSSIA AS A
FINANCIAL CONTROL BODY
D.A. Vanyashkina, Graduate Student
Supervisor: L.M. Borsch, Doctor of Economic Sciences, Professor V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Russia, Simferopol)
Abstract. The article is devoted to the analysis of the activity of the Accounting Chamber of the Russian Federation as a body of state financial control. In this paper, the concept and types of state financial control are considered, and the relevance of this study is substantiated. The author also analyzes the activities of the Accounting Chamber for 2020-2021 in terms of the exercise of its powers of financial control and supervision, the identification of violations and the results of the activities carried out.
Keywords: Accounting Chamber, financial control, budget, powers, public administration, violations.