Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1875
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система государственного финансового контроля / финансовое законодательство / Счетная палата Российской Федерации / Федеральное казначейство Российской Федерации / контрольные мероприятия / state financial control system / financial legislation / Accounting Chamber of the Russian Federation / Federal Treasury of the Russian Federation / control measures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Храмченко, Д А. Коровин, Е А. Горбенко

В статье исследуются проблемы системы государственного финансового контроля. Проведен анализ показателей эффективности Федерального казначейства РФ как субъекта внутреннего финансового контроля и Счетной палаты РФ как субъекта внешнего финансового контроля. Выявлены некоторые диспропорции показателей эффективности органов государственной власти, осуществляющих финансовый контроль. Обозначены проблемы организационно-правового характера в процессе проведения контрольных мероприятий в отношении объектов финансового контроля. Предложены основные пути решения существующих проблем в системе государственного финансового контроля, которые заключаются в формировании новой стратегии развития системы государственного финансового контроля, основанной на эффективном использовании современных информационных систем, модернизации процесса проведения контрольных мероприятий, изменении правового регулирования механизмов взаимодействия правоохранительных органов с органами государственного финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А А. Храмченко, Д А. Коровин, Е А. Горбенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANT PROBLEMS OF THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL CONTROL AND THEIR SOLUTIONS

The article examines the problems of the system of state financial control. The analysis of the efficiency indicators of the Federal Treasury of the Russian Federation as a subject of internal financial control and the Accounting Chamber of the Russian Federation as a subject of external financial control is carried out. Some disproportions in the performance indicators of public authorities exercising financial control are revealed. The problems of organizational and legal nature in the process of carrying out control measures in relation to the objects of financial control are identified. The main ways of solving the existing problems in the system of state financial control are proposed, which consist in the formation of a new strategy for the development of the system of state financial control, based on the effective use of modern information systems, modernization of the process of conducting control measures, changes in the legal regulation of the mechanisms of interaction between law enforcement agencies and state financial control bodies.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

1. Takhumova O.V. Capital structure optimization in Russian companies: problems and solutions / Takhumova O.V., Kadyrov M.A., Titova E.V., Ushakov D.S., Ermilova M.I. // Journal of Applied Economic Sciences. 2018.Vol. 13. No. 7 (61). S. 1939-1944.

2. Abdukarimov I.T. Efficiency and financial results of economic activity: criteria and indicators characterizing them, methods of assessment and analysis / I.T. Abdukarimov, N.V. Ten // Socio-economic phenomena and processes. -2019. - No. 5. - S. 11-21.

3. Adamenko A.A. Organization of communication impact in managing the business process of an enterprise / A.A. Adamenko, A.S. Tsysov // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 4 (33). - S. 20-24.

4. Adamenko A.A. The sequence of development and adoption of managerial decisions in the implementation of entrepreneurial activities / A.A. Adamenko, S.V. Bondarenko, D.V. Petrov // Natural and humanitarian research. - 2020. -No. 30 (4). - S. 8-12.

5. Akulich V.V. Modern approaches to assessing the effectiveness of an organization's activities / V.V. Akulich // Planning and economic department. - 2018. - No. 11. - P. 27-34.

6. Altunina L.N. Evaluation of the effectiveness of cash flow management of a commercial organization / L.N. Altu-nina, T.E. Khorolskaya, A.I. Smirnova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 4 (39). - S. 41-46.

7. Lazarenko L.A. Human resource management in modern economic conditions: psychological aspect // L.A. Lazarenko, T.E. Khorolskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 6 (35). - S. 164-170.

8. Melikyan K.Yu. Financial reporting as an information base for the analysis of business activity / K.Yu. Melikyan, V.V. Bashkatov // Topical issues of drawing up financial statements in the context of reforming accounting and reporting Materials of the IV international student scientific conference. - 2014. - S. 287-291.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11308

А.А. Храмченко - к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет,

A.A. Khramchenko - candidate of Economic Sciences, Kuban State Agrarian University, [email protected];

Д.А. Коровин - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет,

D.A. Korovin - student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University, [email protected];

E.А Горбенко - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет,

E.A. Gorbenko - student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University, [email protected].

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ RELEVANT PROBLEMS OF THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL CONTROL AND THEIR SOLUTIONS

Аннотация. В статье исследуются проблемы системы государственного финансового контроля. Проведен анализ показателей эффективности Федерального казначейства РФ как субъекта внутреннего финансового контроля и Счетной палаты РФ как субъекта внешнего финансового контроля. Выявлены некоторые диспропорции показателей эффективности органов государственной власти, осуществляющих финансовый контроль. Обозначены проблемы организационно-правового характера в процессе проведения контрольных мероприятий в отношении объектов финансового контроля. Предложены основные пути решения существующих проблем в системе государственного финансового контроля, которые заключаются в формировании новой стратегии развития системы государственного финансового контроля, основанной на эффективном использовании современных информационных систем, модернизации процесса проведения контрольных мероприятий, изменении правового регулирования механизмов взаимодействия правоохранительных органов с органами государственного финансового контроля.

Abstract. The article examines the problems of the system of state financial control. The analysis of the efficiency indicators of the Federal Treasury of the Russian Federation as a subject of internal financial control and the Accounting Chamber of the Russian Federation as a subject of external financial control is carried out. Some disproportions in the performance indicators of public authorities exercising financial control are revealed. The problems of organizational and legal nature in the process of carrying out control measures in relation to the objects of financial control are identified. The main ways of solving the existing problems in the system of state financial control are proposed, which consist in the formation of a new strategy for the development of the system of state financial control, based on the effective use of modern information systems, modernization of the process of conducting control measures, changes in the legal regulation of the mechanisms of interaction between law enforcement agencies and state financial control bodies.

Ключевые слова: система государственного финансового контроля, финансовое законодательство, Счетная палата Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации, контрольные мероприятия.

Keywords: state financial control system, financial legislation, Accounting Chamber of the Russian Federation, Federal Treasury of the Russian Federation, control measures.

В сложных экономических условиях, обусловленных нестабильными ценами на сырьевые ресурсы, ограничительными мерами, связанными с пандемией коронавируса, санкциями со стороны ряда европейский стран и США в отношении России, вопросы обеспечения государственного финансового контроля приобретают особую актуальность и значимость для скорейшего выхода из кризисной ситуации и дальнейшей стабилизации экономики в стране. Эффективное функционирование системы финансового контроля является важнейшим условием обеспечения экономической безопасности государства. В этой связи целесообразно рассмотреть наиболее значимые проблемы функционирования системы государственного финансового контроля.

Несмотря на то, что термин «финансовый контроль» не получил обоснования в действующем законодательстве, авторы научных исследований активно изучают различные аспекты системы государственного финансового контроля. Так, по мнению Шепелевой Д.В., государственный финансовый контроль представляет собой сбалансированную систему мер организационной деятельности, направленной на обеспечение соблюдения финансового законодательства, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с хищением или нецелевым расходованием бюджетных средств [5]. Баранова Ю.К. рассматривает государственный финансовый контроль в качестве инструмента финансовой политики, регулирующего административно-правовые основы бюджетных правоотношений, а также направленного на контроль за соблюдением действующего законодательства в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности [4].

Таким образом, несмотря на различные толкования термина «финансового контроля», большинство исследователей выделяют общую и основную функцию деятельности по обеспечению контроля бюджетных средств, которая заключается в надзоре за их эффективным распределением и освоением путем проведения как внешнего, так и внутреннего аудита. В этой связи целесообразно рассмотреть основные виды финансового контроля (рисунок 1).

Рисунок 1 - Виды государственного финансового контроля [10]

Федеральное казначейство Российской Федерации, являясь одним из важнейших органов внутреннего финансового контроля осуществляет исполнение федерального бюджета и выполняет контрольные функции в отношении федеральных средств. На сегодняшний день Федеральное казначейство активно использует передовые информационные технологии в процессе проведения контрольных мероприятий в отношении участников бюджетного процесса. Предполагается, что использование передовых информационных технологий в процессе проведения выездных или камеральных проверок со стороны органа государственного финансового контроля в значительной степени повысит показатели эффективности Федерального казначейства РФ. Однако процесс цифровизации требует комплексной модернизации деятельности органов исполнительной власти, в том числе и Федерального казначейства, что на сегодняшний день не представляется возможным ввиду наличия правовых, экономических и административных барьеров. В этой связи механизмы проведения контрольных мероприятий, выявления нарушений в финансово-бюджетной сфере требуют разработки новых методов и принципов финансового контроля. Данные изменения происходят не системно, требуя дополнительного внимания со стороны государственных гражданских служащих, что непременно отражается на результатах деятельности Федерального казначейства (таблица 1).

Таблица 1 - Основные показатели деятельности Федерального казначейства по контролю в финансово-бюджетной сфере в 2017-2019 годах [7]

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1 2 3 4

Количество проведенных проверок, ревизий, обследований (единиц) 8 250 7 041 5 636

Количество проведенных выездных проверок и (или) ревизий (единиц) 6 639 5 505 5 448

Продолжение таблицы

1 2 3 4

Количество проведенных камеральных проверок (единиц) 621 998 144

Выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на сумму (млрд руб.) 735,9 2 387,9 2 041,2

Сумма средств, возмещенных в федеральный бюджет (млрд руб.) 33,9 13,7 7,8

Таким образом, несмотря на снижение количества проведенных проверок, объемы выявленных нарушений в финансово-бюджетной сфере остаются стабильно высокими, однако по ряду существенных показателей деятельности Федерального казначейства наблюдается негативная тенденция. Так, количество проведенных камеральных проверок сократилось в 2019 году более чем на 86 % по сравнению с 2018 году, более того, еще в 2018 году отмечалось, что рост числа проведенных камеральных проверок в 1,5 раза по сравнению с 2017 годом позволил снизить «контрольную» нагрузку на объекты контроля, а также привел к сокращению затрат на проведение контрольного мероприятия без снижения качества его проведения, однако на сегодняшний день отмечается обратная тенденция. Ключевой показатель деятельности контрольного органа, а именно сумма средств, возмещенных в федеральный бюджет, также значительно снизился в 2019 году на 77 % по сравнению с аналогичным показателем в 2017 году [8]. Данная ситуация обусловлена рядом существенных проблем в процессе контрольной деятельности Федерального казначейства.

Одной из основных причин снижения количества проведенных проверок является повышенная нагрузка на государственных служащих Федерального казначейства. Количество предполагаемых объектов проведения финансового контроля устанавливается в зависимости от штатной численности контрольно-ревизионного блока, а не из фактической, в связи с чем количество проверок, приходящееся на одного ревизора, больше нормы [4]. В этой связи установленные сроки проведения контрольных мероприятий и численность состава проверочной группы значительно снижаются, что также негативно отражается на качестве и результатах проводимых проверок. В целях совершенствования механизма контрольных мероприятий предлагается внести изменения в приказ Федерального казначейства от 13.07.2018 № 199, которые заключаются в возможности планирования контрольных мероприятий с учетом фактической численности служащих Федерального казначейства, что позволит в значительной степени снизить нагрузку на каждого работника.

Не менее значимой проблемой является наличие коллизионных норм действующего законодательства в сфере административных правонарушений. Так, ст. 19.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное предоставление документов в государственный орган (должностному лицу), осуществляющему государственный финансовый контроль, однако санкции за данный вид правонарушений установлены в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей [1]. Таким образом, объекты финансового контроля зачастую уклоняются от предоставления соответствующих документов, так как санкции за данный вид правонарушений гораздо меньше, нежели установленная сумма нарушений, подлежащая возврату в федеральный бюджет. В этой связи необходимо обоснованное ужесточение административной и уголовной ответственности за правонарушения в бюджетной сфере.

Также наблюдаются проблемы в сфере взаимодействия правоохранительных органов с Федеральным казначейством. Прокуратура Российской Федерации запрашивает органы государственной и муниципальной власти о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных объектов, однако зачастую отсутствуют признаки нарушений финансового законодательства. Данный факт негативно влияет на эффективность контрольных мероприятий. К тому же, указанные органами прокуратуры признаки нарушений в финансово-бюджетной сфере описаны в требовании формально и безосновательно. В итоге потрачено время проверяющего органа, а внеплановое контрольное мероприятие проведено без результата. В качестве решения данной проблемы предлагается на уровне федерального законодательства закрепить изменения в ст.6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», заключающиеся в описании конкретных ситуаций, при которых орган прокуратуры может требовать проведения контрольных мероприятий в отношении внеплановых объектов [2].

Счетная палата Российской Федерации осуществляет внешний финансовый контроль, заключающийся в мониторинге эффективности и сроках исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета, определением эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контролем за поступлением в бюджет доходов от госсобственности [1]. В настоящее время Счетная палата Российской Федерации активно использует информационные технологии на всех этапах финансового контроля. Информационно-аналитическая система удаленного проведения внешнего государственного аудита (ИАС УВГА) является ключевой в процессе проведения контрольных мероприятий. Данное программное обеспечение было разработано еще в 2015 году, однако наибольшая эффективность в результате ее использования отмечается в 2017 году. Информационная система использовалась в более чем 240 контрольных мероприятиях, что позволило выявить 6517 нарушений на общую сумму 1,881 млрд. рублей (таблица 2).

Таблица 2 - Основные показатели деятельности Счетной палаты Российской Федерации за 2017-2019 гг [9]

Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. к 2018, %

Количество контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, всего 319 419 319 0

Количество выявленных нарушений 6 455 9 235 4 443 -31

Суммы выявленных нарушений в ходе внешнего государственного аудита млрд руб. 1 865,6 772,7 884,6 -53

Сумма возврата средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и бюджет союзного государства, млрд руб. 19,2 7,6 4,5 -76

Таким образом, несмотря на рост показателей в 2017 году, на сегодняшний день наблюдается отрицательная тенденция показателей деятельности Счетной палаты Российской Федерации практически по всем направлениям, что также обусловлено наличием существенных проблем организационно-правового характера:

- опыт использования новой информационной системы не принес ожидаемого положительного эффекта в долгосрочной перспективе ввиду отсутствия единой базы данных информационных систем, что делает невозможным поиск нужной информации в кратчайшие сроки;

- некоторые данные нуждаются в пояснении, однако в автоматическом режиме осуществление таких операций пока не представляется возможным;

- уровень автоматизации проведения контрольных мероприятий все еще остается на сравнительно низком уровне, что требует совершать операции вручную.

В этой связи предлагается использовать технологию распределенных реестров или же «блокчейн». Применимо к Счетной палате Российской Федерации данная технология может быть использована для создания единой базы данных информационных систем, которая отличается повышенным уровнем безопасности, а также для анализа информации о совершаемых транзакциях в режиме реального времени, что в значительной степени упростит процесс проведения контрольных мероприятий [6]. К основному преимуществу данной технологии относят тот факт, что преобразованные в битовую строку текстовые или медиа файлы не могут подвергаться изменению без отражения соответствующей ошибки. Таким образом, внедрение данной технологии позволит в значительной степени увеличить скорость обработки, полученной в результате контрольных мероприятий информации, повысить ее надежность за счет того, что данные, преобразованные в хэши невозможно беспрепятственно изменить. Не мало важной мерой повышения эффективности будет возможность предоставления доступа к базе данных другим государственным органам власти, в чьи полномочия также входит осуществление либо содействие в проведении мероприятий внешнего финансового контроля.

Многие эксперты в области осуществления государственного финансового контроля отмечают отсутствие единого реестра ревизионных мероприятий, проведенных различными госструктурами в качестве одной из основных проблем снижения показателей эффективности в сфере обнаружения правонарушений в бюджетной сфере. Действующее законодательство обязывает органы государственного финансового контроля проводить повторные проверки в отношении предприятий-нарушителей по истечении срока, отведенного на реабилитацию и устранение нарушений. В этой связи создаются ситуации, когда из года в год проверке подвергаются одни и те же объекты финансового контроля, что в значительной степени негативно влияет на количество контрольных мероприятий в отношении существенной доли бюджетных ресурсов. Для решения данной проблемы предлагается создать единый реестр контрольных мероприятий, проводимых различными органами государственного финансового контроля.

В системе внешнего финансового контроля также актуальна проблема взаимодействия с другими органами государственной власти. Так, согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 03.03.1998 № 224 Счетная палата Российской Федерации обязана информировать о нарушениях, выявленных в ходе контрольных мероприятий, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, что в значительной степени негативно влияет на сроки передачи сведений в суд для вынесения решения о достоверности данных и мере пресечения для нарушителя [3]. В целом система внешнего государственного финансового контроля характеризуется большим количеством посредников, что порождает ряд существенных проблем:

- наличие большого числа субъектов финансового контроля в цепи не позволяет эффективно управлять процессом, что не гарантирует достоверное толкование полученных сведений в результате контрольных мероприятий на различных этапах финансового контроля;

- чем больше специалистов различных ведомств привлечено к осуществлению финансового контроля, тем больше потребуется бюджетных средств;

- наличие посредников между контрольно-счетными органами и судом обусловлено различными коррупционными рисками.

Общей проблемой для органов государственного финансового контроля является низкий уровень компетенции государственных гражданских служащих, обусловленный отсутствием комплексной системы первичной подготовки и дальнейшей переподготовки кадров. Необходимость в формировании эффективной

системы повышения квалификации служащих органов государственного финансового контроля связана с рядом факторов:

- активными реформами финансового законодательства;

- повышением уровня латентности совершаемых правонарушений в сфере экономики;

- разработкой новых информационных систем, которые активно применяются в процессе выявления правонарушений, проведения контрольных мероприятий в отношении объектов финансового контроля.

Еще одним деструктивным фактором, препятствующем эффективной работе органов государственного финансового контроля является наличие коллизионных норм законодательства. Так, действующее законодательство не предусматривает возможности отклонения обращений недобросовестных граждан. Данная ситуация создает условия для злоупотребления полномочиями органа государственной власти со стороны субъектов бюджетного процесса с целью устранения конкурентов и занятия лидирующего положения на рынке. Зачастую такие обращения являются необоснованными и по результатам проверок не выявляется факт правонарушения со стороны объекта финансового контроля. Таким образом, оказывается, что орган государственного финансового контроля безрезультатно затрачивает средства и время. С целью предотвращения возможности использования административного ресурса органов государственной власти недобросовестными гражданами следует законодательно закрепить порядок отказа в рассмотрении обращений, поступающих неоднократно от одного и того же гражданина или юридического лица и не находящих подтверждения по результатам контрольных мероприятий.

Таким образом, система государственного финансового контроля обусловлена наличием существенных проблем, что негативно сказывается на показателях эффективности ключевых органов государственной власти, осуществляющих внутренний и внешний финансовый контроль. Отсутствие единой законодательной базы, определяющей место и статус каждого органа государственного финансового контроля порождает множество проблем в процессе осуществления контрольно-ревизионных мероприятий, отражения статистических данных и т.д. В настоящее время первоочередным этапом развития системы государственного финансового контроля должна стать разработка Федерального закона «О государственном финансовом контроле» [9]. Данный нормативный акт должен включать следующие разделы: «Общие положения о государственном финансовом контроле», «Основные принципы государственного финансового контроля», «Субъект и объект финансового контроля», «Нормативное правовое регулирование финансового контроля».

Реализация предложенных мер совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля в совокупности с принятием соответствующего Федерального закона будет способствовать значительному повышению эффективности обнаружения, пресечения правонарушений в сфере бюджетных правоотношений.

Источники:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 05.03.2021).

2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 05.03.2021).

3. Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики: Указ Президента РФ от 03.03.1998 № 224 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 05.03.2021).

4. Баранова Ю. К. Правовые аспекты осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита [Электронный ресурс]. / Ю.К. Баранова // Социально-экономические явления и процессы. - 2018. - №3. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/pravovye-aspekty-osuschestvleniya-vnutrennego-finansovogo-kontrolya-i-vnutrennego-finansovogo-audita (дата обращения: 05.03.2021).

5. Белянская О.В., Шепелева Д.В. Особенности выражения и реализации принципов бюджетного контроля / О.В. Белянская, Д.В. Шепелева // Legal Bulletin. - 2019. - Т. 4, № 2. - С. 7-14.

6. Храмченко А.А. Анализ бюджетного инвестирования/ Храмченко А.А., Вакуленко А.А., Салова А.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 447-454.

7. Храмченко А.А. Оценка структуры динамики пенсионной системы в РФ/ Храмченко А.А., Абрамян М.Н., Борсук Д.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 440-443.

References:

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offences of 30.12.2001 No. 195-FZ [Electronic resource]. - Access mode: www.consultant.ru.

2. On the Prosecutor's Office of the Russian Federation: Federal Law No. 2202-1 of 17.01.1992 [Electronic resource]. - Access mode: www.consultant.ru (date of appeal: 05.03.2021).

3. On ensuring the interaction of state bodies in the fight against offenses in the field of economy: Decree of the President of the Russian Federation No. 224 of 03.03.1998 [Electronic resource]. - Access mode: www.consultant.ru.

4. Baranova Yu. K. Legal aspects of the implementation of internal financial control and internal financial audit [Electronic resource]. / Yu. K. Baranova / / Socio-economic phenomena and processes. - 2018. - No. 3. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-osuschestvleniya-vnutrennego-finansovogo-kontrolya-i-vnutrennego-finansovogo-audita (accessed: 05.03.2021).

5. Belyanskaya O. V., Shepeleva D. V. Features of expression and implementation of the principles of budget control / O.V. Belyanskaya, D. V. Shepeleva / / Legal Bulletin. - 2019. - Vol. 4, No. 2. - p. 7-14.

6. Khramchenko A.A. Analysis of budget investment / Khramchenko A.A., Vakulenko A.A., Salova A.A.// Bulletin of the

Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). S. 447-454.

7. Khramchenko A.A. Assessment of the structure of the dynamics of the pension system in the Russian Federation / Khramchenko A.A., Abramyan M.N., Borsuk D.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 4 (39). S. 440-443.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11309

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет,

A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, Kuban State Agrarian University;

А.В. Пономаренко - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет,

A.V. Ponomarenko - student of the faculty of Economics, Kuban State Agrarian University;

Д.В. Тараненко - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет,

D.V. Taranenko - student of the faculty of Economics, Kuban State Agrarian University.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ РОССИИ ROLE OF STATE BUDGET IN THE MANAGEMENT OF THE ECONOMY RUSSIA

Аннотация. Государственный бюджет является основным инструментом государственного финансового регулирования, который отражает денежные отношения как между государством и организациями всех форм собственности и физическими лицами, так и по поводу образования централизованного фонда денежных средств государства. Данная статья посвящена определению сущности, исследованию и освещению роли государственного бюджета в управлении экономикой России. Проведен краткий анализ существующей системы формирования доходов и финансирования расходов государственного бюджета на примере Федерального бюджета Российской Федерации. Выделены угрозы национальной безопасности со стороны нерационального планирования и управления бюджетными расходами. Сформулированы основные мероприятия по повышению экономической безопасности страны в области использования бюджетных средств. Также рассмотрен метод партиципаторного бюджетирования в формировании государственного бюджета.

Abstract. The state budget is the main instrument of state financial regulation, which reflects monetary relations both between the state and organizations of all forms of ownership and individuals, and regarding the formation of a centralized fund of state funds. This article is devoted to the definition of the essence, research and coverage of the role of the State budget in the management of the Russian economy. A brief analysis of the current system of income generation and financing of expenditures of the State budget is carried out on the example of the Federal budget of the Russian Federation. Highlighted the threats to national security from irrational planning and management of budgetary expenditures. The main measures to improve the economic security of the country in the use of budgetary funds have been formulated. The method of participatory budgeting in the formation of the state budget is also considered.

Ключевые слова: государственный бюджет, финансовый механизм, доходная часть, расходная часть, экономическая безопасность, угрозы национальной безопасности, мероприятия по повышению экономической безопасности в области использования бюджетных средств, партиципаторное бюджетирование.

Keywords: state budget, financial mechanism, revenue side, expenditure side, economic security, threats to national security, measures to improve economic security in the use of budgetary funds, participatory budgeting.

Ведущим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и экономического роста страны выступает одно из важнейших звеньев финансового механизма - государственный бюджет, представляющий собой основной финансовый план страны, утверждающийся органами законодательной власти и имеющий силу закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.