Шкотовского района (9,5%), ГО Спасска-Дальнего (13,8%), Пограничного района (16,3%), Надеждин-ского района (23,1%), ГО Находка (24,9%).
Вцеляхобеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия, улучшения организации питания и состояния здоровья учащихся в адрес вице-губернатора Приморского края, Председателя межведомственной комиссии по охране здоровья населения Приморского края Управлением направлены предложения о разработке краевой целевой программы «Здоровое питание школьников на 2008- 2010 гг.».
По инициативе Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю 21.02.07 г. вынесен вопрос на Совет глав Муниципальных образований при губернаторе Приморского края «О состоянии горячего питания школьников».
В целях создания надлежащих условий для организации безопасного питания, профилактики пищевых отравлений и массовых заболеваний детей в 2007 г. совместно с органами управления образованием муниципальных образований проведена санитарно-гигиеническая паспортизация объектов питания общеобразовательных учреждений.
По результатам проведенной паспортизации всем главам муниципальных образований края направлены предписания на 2007-2009 гг. с перечнем первоочередных мероприятий, предусматривающих приобретение 1553-х единиц технологического оборудования 477 школ, 434-х единиц холодильного оборудования 329 школ, 999 единиц вспомогательного оборудова-
ния 349 школ. Направлены предложения председателям Дум муниципальных образований о выделении финансовых средств при формировании бюджета на улучшение материально-технической базы пищеблоков школ, организацию питания учащихся.
Выполнение предписаний по состоянию на 10.09.09 г. в целом по общеобразовательным школам Приморского края составило 95%. Обеспеченность общеобразовательных учреждений, необходимым холодильным и технологическим оборудованием, составила в крае - 95% (2008 г. - 74,3%).
Проводимый в Управлении Роспотребнадзора по Приморскому краю мониторинг качества и безопасности готовых блюд в организованных детских коллективах показал, что в динамике за пять лет отмечается снижение удельного веса проб готовых блюд, не соответствующих гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям составляет с 4,4 до 3%, по микробиологическим показателям - 6 до 4%, на калорийность и полноту вложения с 26,7 до 12,6%.
Учитывая, что организация полноценного здорового питания детей является одним из важнейших факторов, определяющих их здоровье, основными задачами Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю остаются: продолжение работы по увеличению охвата горячим питанием учащихся 5-11 классов, завершение работы с администрациями муниципальных образований по оснащению пищеблоков школ необходимым холодильным и технологическим оборудованием.
© Коллектив авторов, 2010 УДК 614; 614.2
О.Б. Романова, О.Н. Афонина,А.Н. Кутукова, И.А. Молчанова, Я.О. Пилипенок, Э.Н. Ковтуненко, Н.Н. Хацулева,
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДУКЦИИ
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», г. Владивосток
Одна из основных функций ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» - проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз отдельных видов продукции с целью обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, способствует предотвращению ввоза и оборота на территории РФ продукции, не соответствующей требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и являющейся потенциально опасной для здоровья человека.
В ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» санитарно-эпидемиологическую экспертизу продукции проводит отделение гигиенической экспертизы импортной и отечественной
продукции, входящее в состав отдела санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции проводится в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.07 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», на основании заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, предписаний главного государственного санитарного врача по Приморскому краю, определений правоохранительных органов. Перечень продукции, экспертиза которой проводится с целью выдачи санитарно-эпидемиологических
заключений, определен в приложении № 2 к приказу Роспотребнадзора от 19.07.07 г. № 224.
В период с 2005 по 2009 гг. на территории Приморского края было проведено 24325 санитарно-эпидемиологических экспертиз импортной и отечественной продукции. В 2005 г. было проведено
7000
наименьшее количество экспертиз и составило 2943, в 2006 г. 5708, что на 48,4% больше, чем в 2005 г., наибольшее количество санитарно-эпидемиологических экспертиз приходится на 2007 г. (5898), с 2008 г. отмечается спад экспертиз (в 2009 г. на 33,7 % меньше чем в 2007 г.) (Рис. 1).
6000 5000 4000 3000 2000 1000
5708
2005г. 2006г. 2007г. 2008г 2009г.
Рис. 1. Динамика санитарно-эпидемиологических экспертиз за 2005-2009 гг.
При этом количество санитарно-эпидемиологических экспертиз продовольственного сырья и пищевых продуктов постоянно увеличивалось до 2008 г., а в 2009 г. отмечается резкий спад экспертиз (1908). В динамике
санитарно-эпидемиологических экспертиз промышленных товаров наблюдается увеличение количества экспертиз до 2006 г. (в дальнейшем количество экспертиз постепенно снижалось) (Рис. 2).
Ф Продовольственная группа продукции
Промышленная группа продукции
2005г. 2006г. 2007г. 2008г 2009г.
Рис. 2. Динамика санитарно-эпидемиологических экспертиз по видам продукции в 2005-2009 гг.
В структуре санитарно-эпидемиологических экспертиз пищевых продуктов (Рис. 3) наибольший удельный вес приходился на мясо и мясные продукты, прочие продукты, плодово-ягодную продукцию, овощную продукцию, рыбную продукцию.
В структуре санитарно-эпидемиологических экспертиз промышленных товаров (Рис.4) наибольший удельный вес приходился на полимерные и синтетические материалы, предназначенные для применения в строительстве, материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, в том числе посуда (изделия, контактирующие с кожей человека, в том числе одежда, строительное сырьё и материалы, в которых гигиеническими нормативами регламентируется содержание радиоактивных веществ, металлолом).
В общей структуре санитарно-эпидемиологических экспертиз пищевых продуктов доля импортной продукции (Рис. 5) составляет: 94% в 2005 г., 98,7% в 2006 г., 90,7% в 2007 г., 72% в 2008 г., 67,7% в 2009 г., а доля отечественной продукции: 6%, 1,3%, 9,3%, 28%, 32,3% в 2005 г., 2006, 2007, 2008, 2009 гг., соответственно. В
период с 2005 по 2009 гг. наблюдается снижение экспертиз импортной продукции и увеличение отечественной, что обусловлено уменьшением объема импорта пищевой продукции ввозимой на территорию Приморского края и увеличением количества экспертиз отечественной пищевой продукции, в том числе по обоснованию сроков годности и условий хранения.
В структуре санитарно-эпидемиологических экспертиз промышленных товаров доля импортной продукции превышает долю отечественной продукции (Рис. 6) . За период с 2005 по 2006 гг. доля экспертиз отечественных промышленных товаров снизилась, но с 2006 по 2009 гг. не значительно увеличилась, доля импортных товаров увеличилась по сравнению с 2005 г. и остается практически на одном уровне.
Деятельность отделения гигиенической экспертизы импортной и отечественной продукции ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и направлена на решение следующих задач:
л Ц,
0) н со
со
л
X 00
о
X
О)
у
о
I-£
чР
45 40 35 30 25 20 15 10 5
[ЩпЛ
шшМ
/ / / / ^ / / / / / / / / / / # / # / / # * * * # # / / / / ^
£ # / #
А
Л?
/
/ & £ @ * л-
О- # # ^ # # * /
(З7 <3*
В' & $ Л £ * 0 0 * / ^ / £ ^
А?
¿в" "
' * / / -/ * / 0 / /
* / /
8 # #' / # / * / 4 *
/ ^ * / *
1 $ /
/
4
Рис. 3. Структура санитарно-эпидемиологических экспертиз пищевых продуктов в 2005-2009 гг.
□ 2005г.
■ 2006г.
□ 2007г
□ 2008г
■ 2009г
л
с; ш
Р5 Я
л
X
ш
и
X
ш 1-
о
-2-о
30 25 20 15 10 5
I
ЙП
Л
\Ж
Оьъ
Ь
ш
1.А
и
/ У # # # V / # /
Лаг б2" £ V & £ # °
///////////////// о Л л- А. > ^ А А $ ^ р б' о д? А
£ # # 5 / / # , £ / # /
£ <сГ
# /
Ш □
•• £
А?" й7 ^ ^
# £ * /
# # с?- лг
# # /
А ,
^ / # # / У / / / ^ ^ ^ - / / ^ / / / / / / / / /
А
Л)
#
* и & # / / #
^ / / # / /
#
Рис. 4. Структура санитарно-эпидемиологических экспертиз промышленных товаров в 2005-2009 гг.
□ 2005г.
■ 2006г.
□ 2007г.
□ 2008г.
■ 2009г.
100 80 60 40 20 0
100 90 80 70 60 50
94
98,7
Щ I
28 ■
90,7
28 1
72
п
32,3 ■
67,7
■ отечественная
проду кция □ Импортная проду кция
2005г.
2006г. 2007г.
2008г.
2009г.
Рис. 5. Доля санитарно-эпидемиологических экспертиз импортных и отечественных пищевых продуктов за 2005-2009 гг.
"э.2 ^
-етв-
90,8
И
99,2
98,8
98
-2ГГ
97,3
■ отечественная продукция
□ Импортная продукция
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
Рис. 6. Доля санитарно-эпидемиологических экспертиз импортных и отечественных промышленных товаров за 2005-2009 гг.
1. Обеспечение безопасности продукции, поступающей на потребительский рынок Приморского края;
2. Снижение неблагоприятного воздействия на здоровье населения продукции производственно-технического назначения;
3. Выполнение действующей законодательной и нормативно правовой базы;
4. Повышение ответственности юридических лиц и индивидуальны х предпринимателей за безопасность поставляемой продукции.
При проведении экспертизы импортной продукции большое внимание должно уделяться изучению нормативной документации, документов от вышестоящих органов страны - изготовителя, документов, в соответствии с которыми производится изготовление данной продукции, документов, гаран-
тирующих и подтверждающих безопасность продукции. При проведении экспертизы отечественной продукции большое внимание уделяется программе производственного контроля, которая отражает обеспечение соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнения санитарного законодательства при изготовлении продукции, ее хранению и реализации, технической документации, по которой производится выпуск продукции.
Таким образом, обеспечение безопасности продукции, находящейся в свободном обороте и импортируемой на территорию Российской Федерации с целью предотвращения поступления на потребительский рынок продукции, не соответствующей требованиям по показателям безопасности, является одним из приоритетных направлений деятельности учреждения.