Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕОБРАЗУЮЩИХ ОПЕРАТОРОВ И СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ РОССИИ'

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕОБРАЗУЮЩИХ ОПЕРАТОРОВ И СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ / АНАЛИТИКА / РАЗВИТИЕ РЫНКА / АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курченко С.С.

В статье рассматривается состояние рынка информационно-коммуникационных услуг России. Идет описание крупнейших игроков на рынке. Анализируются последние тенденции и направления развития данной отрасли в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ACTIVITY SECTOR-FORMING OPERATORS AND THE COMPETITIVE ENVIRONMENT OF THE MARKET OF INFORMATION-COMMUNICATION SERVICES IN RUSSIA

The article discusses the condition of the market of INFORMACIONNO-communication services in Russia. There is a description of the largest players in the market. Assessment of recent trends and directions of development of this industry in Russia.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕОБРАЗУЮЩИХ ОПЕРАТОРОВ И СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ РОССИИ»

Использованные источники:

1. Сапожников А.С. Мотивация в управлении персоналом. Учебное пособие.

- Санкт-Петербург, издание Центра подготовки кадров РАО "ЕЭС России" (СЗФ АО "ГВЦ Энергетики"), 2002 г.

2. Пономарев И. П. Мотивация работой в организации; Либроком - Москва, 2013. - 224 c.

Used sources:

1. Sapozhnikov A. S. Motivation in personnel management. Textbook. - Saint-Petersburg, publishing training Center, RAO "UES of Russia" (North-West branch of JSC "GVTs of Energy"), 2002

2. Ponomarev I. P. Motivation in work organizations; Librokom - Moscow, 2013.

- 224 p.

УДК 338.1

Курченко С. С.

бакалавр экономических наук, студент магистратуры

кафедра «Экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента» Кубанский Государственный Университет

Россия, г. Краснодар АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТРАСЛЕОБРАЗУЮЩИХ ОПЕРАТОРОВ И СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ РОССИИ Аннотация:

В статье рассматривается состояние рынка информационно-коммуникационных услуг России. Идет описание крупнейших игроков на рынке. Анализируются последние тенденции и направления развития данной отрасли в России.

Ключевые слова: рынок информационно-коммуникационных услуг, аналитика, развитие рынка, показатели роста, анализ прибыли.

Kurchenko S. S., bachelor of economic Sciences graduate student of Department "Business economics, regional and

human resource management" Kuban State University Russia, Krasnodar

ANALYSIS OF THE ACTIVITY SECTOR-FORMING OPERATORS AND THE COMPETITIVE ENVIRONMENT OF THE MARKET OF INFORMATION-COMMUNICATION SERVICES IN RUSSIA

Abstract:

The article discusses the condition of the market of INFORMACIONNO-communication services in Russia. There is a description of the largest players in the market. Assessment of recent trends and directions of development of this

industry in Russia.

Key words: market information and communication services, Analytics, market development, growth analysis profit.

В настоящее время в России действует более 18 тыс. лицензий на оказание разнообразных телекоммуникационных услуг, из которых около 15 тыс. лицензий — на оказание услуг в области электросвязи. Кроме компаний-операторов местной связи, в отрасли представлен оператор междугородной и международной связи, компания «Ростелеком». Это единственный российский оператор связи, который обладает лицензией на пропуск исходящего и входящего международного трафика. Учитывая довольно большое число компаний в составе телекоммуникационной отрасли, имеет смысл ограничить круг рассмотрения наиболее крупными представителями анализируемого сегмента.

На сегодняшний день на российских фондовых биржах торгуются акции около 15 эмитентов телекоммуникационной отрасли, облигационный рынок представлен примерно таким же количеством эмитентов. Кроме того, ряд компаний котируются в индикативной системе Board.

Для наглядности рассмотрим показатели 5 крупнейших информационно-коммуникационных компаний: «МТС», «Мегафон», «Ростелеком», «Вымпелком», «Tele2».

Объем российского рынка телекоммуникаций в 2015 г. достиг 1674 млрд. руб. при росте 2,1%, что несколько больше чем в 2014 г. (1,7%). Как отмечают исследователи, рост связан с увеличением доходов за ряд межоператорских услуг, оказываемых на международных направлениях и оплачиваемых в подорожавшей валюте. Поэтому, если говорить о рынке, не включая в него межоператорские услуги и услуги платного телевидения, то рост будет еще меньше.

Согласно данным Росстата, объем услуг связи в России в 2016 г. вырос на 1% в рублях и составил 1670 млрд. руб.

Составив за 2016 год чуть менее 1370 млрд. руб., суммарный объем деятельности рассматриваемых компаний занимал практически 82% (см. рис. 1) всей телекоммуникационной отрасли

100% 17,90%

80%

60% 1

40% 82,10%

20%

0%

Доля суммарного оборота телекоммуникационной отрасли, приходящаяся на рассматриваемые компании

■ Рассматриваемые компании ■ Прочие

Рисунок 1 - Доля суммарного оборота телекоммуникационной отрасли, приходящаяся на рассматриваемые компании, %

Доля доходов отрасли, приходящаяся на рассматриваемых компании, представлена на рис.2.

0%

■ «МТС» ■ «Мегафон» ■ «Ростелеком» ■ «Вымпелком» И«Те1е2».

Рисунок 2 - Доля суммарного оборота отрасли, приходящаяся на рассматриваемые компании, %

Рассмотрим структуру активов телекоммуникационных компаний. Активы лишь четырех российских компаний, акции которых котируются на биржевых площадках, превышают 200 млрд. руб. В основном

это компании, предоставляющие услуги мобильной связи: МТС, ВымпелКом, МегаФон и с ними Ростелеком. Группа компаний с активами 100-200 млрд. руб. такая же малочисленная.

Основная доля предприятий, более 60%, обладает средними по размеру активами в 10-100 млрд. руб. Размер активов остальных предприятий отрасли не превышает 10 млрд. руб.

Распределение компаний отрасли по выручке характеризуется аналогичными тенденциями (см. рис. 3).

■ свыше 200 млрд.руб 100-200 млрд.руб ■ 50-100 млрд.руб

■ 25-50 млрд.руб ■ 10-25 млрд.руб ■ менее 10 млрд.руб

Рисунок 3 - Распределение компаний отрасли по выручке 2016 г, %

Наибольшая выручка традиционно наблюдается у компаний, оказывающих услуги сотовой связи: МТС, Вымпелком, Мегафон. Основные операторы фиксированной связи получили по итогам 2016 года доходы в пределах 10-100 млрд. руб. — таких 60,75%. Выручку менее 10 млрд. руб. получили около 19% предприятий связи. Таким образом, крупнейшими, как по активам, так и по обороту в нашей стране, являются предприятия, предоставляющие услуги мобильной связи.

Вместе с тем, пока активы одной лишь крупнейшей компании США или Европы в несколько раз превосходят совокупные активы всех крупнейших публичных компаний телекоммуникационной отрасли России, аналогичная ситуация и с доходами. Так, например, активы крупнейшей в отрасли публичной компании США AT&T составляли на конец 2016 года около 403,8 млрд. долл., а выручка, полученная в 2016 году, соответствовала приблизительно 163,8 млрд. долл. Активы крупнейшего оператора Великобритании Vodafone превышали в конце 2016 года 158 млрд. долл., а доходы, которые компания получила за прошлый год составили почти 55 млрд. долл.

Отставание российских компаний от зарубежных аналогов связано,

прежде всего, с неразвитостью услуг связи в советский период, когда наличие телефона у частного лица было редким явлением. Таким образом, потребители сталкивались с традиционной проблемой плановой экономики — дефицитом. Тем более о развитии сотовой связи, телематических услуг речь до недавнего времени не шла. Предприятиям самостоятельно пришлось преодолевать данные пробелы функционирования отрасли с момента перехода российской экономики к рыночным отношениям. При этом параллельно с увеличением числа новых пользователей инвестировались значительные средства в совершенствование технологий, улучшение качества предоставляемых услуг. Зарубежные телекоммуникационные компании изначально находились в частной собственности и не испытывали подобного рода трудностей, расширяя свою деятельность постепенно по мере увеличения спроса и усовершенствования технологий.

Несмотря на позднее начало развития услуг российской сотовой связи, или подвижной радиотелефонной, данный вид услуг пользуется популярностью.

Структура доходов российских предприятий телекоммуникационной отрасли раскрывает доминирование услуг сотовой связи в деятельности операторов связи. Доходы, полученные от данного вида услуг, составляют порядка 78% (см.рис.4).

В то же время, как было отмечено выше, компании-операторы сотовой связи значительно превосходят по обороту операторов фиксированной связи, и, учитывая, что основную долю доходов первые получают от услуг подвижной радиотелефонной связи, имеет смысл рассмотреть структуру отрасли по видам услуг, исключая из расчетов данные сотовых операторов.

■ местная связь

■ внутризонова я связь

■ сотовая связь

■ телеграфная и телематическая связь,передача данных

■ подвижная радиосвязь, проводное и радио вещание, ТВ

■ прочее

Рисунок 4 - Структура отрасли по видам услуг, %

■ местная связь

■ внутризоновая связь

■ сотовая связь

■ телеграфная и телематическа я связь, передача данных

■ подвижная радиосвязь, проводное и радиовещание, ТВ

■ прочее

Рисунок 5 - Структура отрасли по видам услуг, исключая компании-операторы сотовой связи, %

В этом случае основная доля оборота отрасли приходится на услуги местной телефонной связи (39,2%) (см. рис. 5). Также значительная доля доходов (16,9%) поступает от прочих услуг, которые представлены услугами документальной связи, присоединения и пропуска трафика, установки и подключения, предоставления каналов и технических средств в пользование, услугами по договорам содействия и агентским договорам, прочими услугами от основной и неосновной деятельности. Сотовая связь занимает 12,7%.

Вслед за расширением и усовершенствованием спектра телекоммуникационных услуг, изменение финансовых результатов телекоммуникационных предприятий не кажется столь однозначным.

За несколько лет, начиная с 2013 года, суммарная выручка рассматриваемых компаний выросла на 3% — с 1330 млрд. рублей до 1369 млрд. руб. (см. рис. 6).

1380 1370 1360

1350 1340 1330

1320 1310

Динамика суммарной выручки

Рисунок 6 - Динамика суммарной выручки, млрд. руб.

2013 2014 2015

120

100

40

80

60

2015; 53,58

20

0

2013

2014

2015

Динамика чистой прибыли

Рисунок 7 - Динамика чистой прибыли компаний, млрд. руб.

Чистая прибыль публичных компаний отрасли упала же за аналогичный период чуть более чем в 2 раза, МТС, МегаФон, Ростелеком и Tele2 показывали снижение чистой прибыли на всем рассматриваемом периоде, а Вымпелком получал колеблющийся в небольшом промежутке (-45,8 млрд.руб - -42,12 млрд.руб) убыток.

Несомненным лидером роста оборота в денежном выражении за последние несколько лет (период с 2013 по 2015 гг.) выступает компания «МТС»: доходы компании выросли на 10%, при том, что средний показатель прироста доходов по остальным компаниям за тот же период составил около 1-2%. Тем самым, разрыв между компаниями, оказывающими услуги мобильной и фиксированной связи, усиливается.

В целом, данная динамика доходов отражает рост спроса на услуги мобильной связи, в то время как потребление услуг фиксированной связи более стабильно. Так же можно выделить динамику роста оборота всей рассматриваемой сферы, однако данный рост сопровождается стабильным падением чистой прибыли, что позволяет говорить о еще большем росте расходов компаний и нестабильной ситуации на рынке.

1. Сборник: Транспорт и связь в России // сайт Государственной Федеральной службы статистики. URL: http://www.gks.ru/

2. Кто больше заработал в 2015 г.: МТС, «Билайн» или «Мегафон»? // Сайт журнала CNews. URL: http://www.cnews.ru

3. Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации // НОП. Ежедневное сетевое издание о телекоммуникациях. URL: http://www.providernet.ru/

Использованные источники:

4. Добрин П.С., Демчишин В.И. Связь и массовые коммуникации в Российской Федерации: федер. справ. В 8 т. М.: Центр стратегического партнерства, 2009. Т.8. С. 215-222.

УДК 159.964

Лапшина С.А. студент 3 курса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кафедра «Автоматизированные системы управления»

МГТУ им. Н.Э. Баумана Россия, г. Москва

«БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» ПО ЮНГУ В ПРИЗМЕ ГЕНЕТИКИ

Ключевые слова: Душа, бессознательное, влияние, рефлексия.

Аннотация: Карл Густав Юнг считал, что у каждого человека помимо своего «сознательного», своей души, есть коллективное «бессознательное», общая душа всего человечества. И часто поступки, совершаемые нами, обосновываются вмешательством данного «бессознательного» и пока мы не поймем пути его влияния на нас, мы не сможем стать полноправными хозяевами своей души.

UDC 159.964

Lapshin S.A. student

3 year, Department of Automated Control Systems

MSTU them. N.E. Bauman Russia, 105005, Moscow "UNCONSCIOUS" ACCORDING TO JUNG IN THE PRISM OF

GENETICS.

Key words: Soul, unconscious, influence, reflection.

Annotation: Karl Gustav Jung believed that every person besides his "conscious", his soul, has a collective "unconscious", the common soul of all mankind. And often the actions we make are justified by the intervention of this "unconscious" and until we understand the ways of its influence on us, we will not be able to become full masters of our soul.

«Душа как отражение мира и человека настолько многообразна, что существует бесконечное множество аспектов ее

рассмотрения.» Карл-Густав Юнг

Многие великие умы с самого начала существования человечества пытаются разгадать загадки человеческого сознания. Что есть наше сознание? Что есть душа человека? Может ли что-то влиять на нашу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.