УДК 6I3.95:614.3/.4.0Z
Г. Л. Туровец
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЙ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГОРОДСКИХ САНЭПИДСТАНЦИЙ ГОРОДОВ С РАЙОННЫМ ДЕЛЕНИЕМ, ИМЕЮЩИХ РАЙОННЫЕ САНЭПИДСТАНЦИИ
НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
Результативность деятельности районных санэпидстанций в городах с районным делением в значительной мере зависит от качества руководства ими со стороны городских санэпидстанций II уровня (далее в тексте — городские СЭС). Согласно положению о санэпидстанциях (1974), городские СЭС наряду с осуществлением предупредительного и текущего санитарного надзора в пределах обслуживаемой территории призваны выполнять организационно-методические функции и контроль за деятельностью районных СЭС. Однако еще отсутствуют конкретные рекомендации в отношении структуры и планирования работы городских СЭС, обеспечивающие эффективное управление организацией госсаннадзора в крупных городах.
4 Для разработки этих вопросов применительно к разделу гигиены детей и подростков (ГДиП) была изучена деятельность одноименных отделений в 9 городских СЭС I, II и III категорий. Отделения были полностью укомплектованы квалифицированными специалистами и, по мнению главных санитарных врачей соответствующих областей, организация работы в них в достаточной мере отвечала современным требованиям.
Анализ годовых отчетов, оперативной и учет-нон информации за 3 года (1979—1981), а также фотохронометраж затрат труда специалистов показали, что в каждом конкретном отделении содержание работы отражает специфические условия внешней среды, особенности демографической структуры, характер сети учебно-воспита-тельных учреждений, число подконтрольных районных СЭС и др., что существенно затрудняет сопоставление результатов деятельности и их анализ. Даже в рамках изученных однокатегорнй-ных городских СЭС, например I категории, число подконтрольных районных СЭС колеблется от 6 до 10, учреждений для детей и подростков в городе— от 596 до 1016, численность организованных детей в них — от 121 ООО до 270 000 и т. д.
Наиболее общие виды деятельности отделений ГДиП городских СЭС связаны с выполнением управленческих функций. Здесь можно выделить несколько основных направлений работы: контроль и помощь районным СЭС, связи с органами управления и ведомствами по различным вопросам организации госсаннадзора, консультативно-методическая деятельность. Составляющие их элементы в городских СЭС всех категорий имели
* -е
почти одинаковый объем, несмотря на определенные штатные различия (табл. 1).
Анализ перечисленных элементов дает основание говорить о так называемых следящем типе управления деятельностью районных СЭС, который реализуется на основе множества сигналов о проделанной работе (отчетность, результаты проверок и др.). Среди сведений, отражающих итоги деятельности по разделу ГДиП, почти нет данных, характеризующих конечные результаты оздоровительных мероприятий, например, анализа сдвигов в состоянии здоровья детей и подростков организованных коллективов.
Значительное место в работе специалистов отделений ГДиП занимает предупредительный санитарный надзор. При этом в изученных городских СЭС I категории число заключений по отводу участка под строительство и экспертизе проектов составило соответственно 21,3±3,4 и 22±2,9. Почти половина проектов была отклонена от первичного согласования, что свидетельствует о высокой результативности экспертной работы. В изученных городских СЭС II и III категорий проведенных экспертиз проектов и заключений по отводу участка примерно в 2 раза меньше, чем
Таблица 1
Число важнейших элементов управленческой деятельности, проведенных за год, в отделениях ГДиП горолских СЭС II категории (.МгЬт)
Мероприятия Число элементов
Проверка районных СЭС: 2,0—4,0
комплексная
плановая 3,0—6.0
Составление справок 22,5±2,7
Подготовка:
материалов и проектов решений 8>0±2,5
информационных писем 20,8±3.2
служебных писем 52,4±8,3
запросов и ответов 48,6±8.3
Конференции 2,0
Оперативные совещания у главного врача 46,2±8.4
Санитарно-техническнй совет 4,8± 1,1
Участие в совещаниях:
советских и партийных органов П.3±3,9
вышестоящих организаций, подконтроль-
ных объектов 13,4±0.2
Прием населения и административных объек-
тов 48,0
Методические совещания 6.8=t 1.9
Семинары 9,8d 1.1
Консультации специалистов района 44,0± 48,0
в СЭС I категории, а число объектов строительства и реконструкции — в 2 раза больше. Хотя планомерный контроль за строительством и реконструкцией объектов специалистами отделений ГДнП затруднителен ввиду ограниченных штатных возможностей (кратность обследования всего 0,8 в год), все же почти на 25 % строящихся объектов были выявлены отступления от проекта. Ежегодно специалисты по ГДиП городских СЭС участвовали также в работе государственной комиссии по приемке 3—4 вводимых в эксплуатацию объектов.
Выборочные обследования учебно-воспитательных учреждений в порядке контроля за осуществлением текущего санитарного надзора занимали заметное место в структуре деятельности специалистов по ГДиП во всех изученных городских СЭС. Ежегодно ими обследовалось в среднем 100 объектов независимо от категории СЭС. Общее число обследований около 200, из них 40 % — врачебные обследования. Таким образом, в городских СЭС I, И и III категорий контрольными обследованиями было охвачено соответственно 17,25 и 40% имеющихся в городе объектов. Наибольшее число контрольных посещений приходилось на детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы и летние оздоровительные учреждения. Однако если учесть численность различных типов объектов, то предметом особого внимания специалистов по гигиене детей и подростков чаще всего являлись детские дома и школы-интернаты.
Удельный вес лабораторных и инструментальных исследований при контрольных обследованиях учебно-воспитательных учреждений составил в городских СЭС I, II и III категорий соответственно 66, 50 и 75%, т. е. по существу при каждом посещении объекта помощник проводит какой-либо анализ. Однако детальное изучение структуры инструментальных и лабораторных исследований показало, что здесь, как и в районных СЭС, преобладают бактериологические исследования и анализы калорийности пищевых рационов. Лишь в отдельных случаях проводится анализ воздушной среды на содержание углекислоты, пыли, ртути, бактериальное обсеменение. Специфика контрольных и углубленных обследований специалистами городских C9G объектов для детей и подростков должна заключаться, по нашему мнению, в более широком изучении факторов окружающей среды с привлечением разнообразных методов исследования, глубоком анализе причин заболеваемости детей, систематической проверке выполнения предписаний санитарной службы и их эффективности.
Фотохронометраж специалистов позволил учесть затраты труда на различные виды деятельности (табл. 2). Выполнение основной управленческой функции, которая включает организационную, консультативно-методическую работу и контроль, занимает у врача-гигиениста около 50 % годово-
Таблица 2
Годовой бюджет времени специалистов по ГДиП городских СЭС II категории
Вид деятельности Годовой бюджет времени, %
санитарных врачей помощников санитарных врачей
Организационная работа 31,2 12,6
Консультативно-методическая
работа 10,4 13,3
Контроль за подготовкой и про-
ведением летней оздоровитель-
ной кампании 6 2,2
Предупредительный санитарный
надзор 18,3 —
Контрольные посещения объек-
тов в порядке текущего сани- 18,1 42
тарного надзора
Планирование и отчетность 9 12
Саннтарно-просветительная ра-
бота 2,3 5,5
Прочие служебные дела 4,7 12,5
го бюджета времени и почти 40 % времени уходит на предупредительный и текущий санитарный надзор, причем затраты труда на оба вида деятельности примерно одинаковы. В структуре затрат времени помощника санитарного врача конт- . рольные посещения объектов составляют всего^ 42%, а остальное время расходуется на выполне-' ние разнообразной чисто технической работы по оформлению отчетов, справок, служебных писем и других организационных мероприятий.
Таким образом, в управленческой деятельности отделений ГДиП городских СЭС в основном преобладают элементы слежения на основе информации о проделанной в районных СЭС работе.
Эффективность проводимого городскими СЭС предупредительного санитарного надзора за строящимися и реконструируемыми объектами для детей и подростков достаточно высока, и значительные затраты времени специалистов на этот раздел работы вполне оправданы. Что касается текущего санитарного надзора, то в каждой из изученных городских СЭС выявлены существенные особенности в формах его организации. Одни санэпидстанции осуществляют непосредственный санитарный надзор за объектами в выборочном^ порядке, другие стремятся к проверке максимально возможного числа учебно-воспитательных учреждений, у третьих преобладают самостоятельные углубленные обследования объектов, что требует значительных затрат труда. По нашим данным, расчетная продолжительность углубленного обследования учебно-воспитательных учреждений врачами городских СЭС для детского комбината составила 290,8 мин, для школы-интерната — 300 мин, для средней школы — 274,5 мин, для ПТУ и техникума — 307,4 мин, т. е. на 1 объект — почти целый рабочий день. В то же время входящая в компетенцию специалистов городских СЭС выборочная проверка организации текущего
надзора за* объектами, которая должна проводиться с целью контроля, совершенствования методического уровня и помощи районным специалистам в устранении конфликтных ситуаций, все еще не стала средством повышения эффективности госсаннадзора.
Опыт передовых отделений ГДиП ряда городских СЭС свидетельствует о том, что гораздо целесообразнее направить усилия специалистов на организацию тематических обследований по единой программе, позволяющих получать информацию по наиболее важным нерешенным санитарно-гигиеническим проблемам в масштабе всего города и на их основе планировать комплексные оздоровительные мероприятия в рамках планов
его социального развития. В основных направлениях развития санитарно-эпидемиологической службы на перспективу до 2000 г. предусматривается ориентация на управление состоянием здоровья населения. В связи с „этим первоочередными задачами деятельности городских СЭС по разделу ГДиП являются ежегодный анализ динамики состояния здоровья организационных коллективов при оценке эффективности санитарно-гигиенических мероприятий, программно-целевое планирование оздоровительных мероприятий на основе результатов углубленных тематических обследований по единой программе, совершенствование управления деятельностью специалистов районных СЭС-
Поступила 25.0S.S4
Методы исследования
УДК в 14.71:546.19|'073.91 в
М. Т. Дмитриев, Б. И. Фрадкин
ФЛЮОРЕСЦЕНТНОЕ РЕНТГЕНОРАДИОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЫШЬЯКА В ВОЗДУХЕ И ДРУГИХ ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
НИИ обшей и коммунальной гнгнены им. А. И. Сысина АМН СССР, Москва
Мышьяк является одним из наиболее токсичных загрязнителей окружающей среды. Источниками его выделения являются металлургическая, горнорудная, химическая и особенно медеплавильная промышленность. Он поступает в окружающую среду также при сжигании топлива различных видов.
Методы определения мышьяка разработаны недостаточно. Так, при определении его колориметрическим методом с восстановлением соединений мышьяка цинком в солянокислой среде до мышьяковистого водорода и его анализе по реакции с ^диэтилдитиокарбаматом в пиридине [51 чувствительность анализа зависит от свойств соединений, в составе которых находится мышьяк. Детектируемое количество не менее 2 мкг, анализу мешают сурьма и другие металлы, а также различные неорганические и органические соединения. При окислении неорганических соединений мышьяка смесью перекиси водорода и аммиака и определении пятивалентного мышьяка с молибдагом аммония определению мешают соединения фосфора и многие другие вещества ИТ- При невысокой чувствительности и специфичности колориметрические методы определения мышьяка, кроме того, весьма трудоемки. Следовательно, применение для определения мышьяка эффективных для анализа физических явлений, в первую очередь рент-
геновской флюоресценции [2, 61, представляется весьма перспективным.
Нами разработан эффективный флюоресцентный рентгенорадиометрический метод определения мышьяка в воздухе и других объектах окружающей среды. Характеристическое излучение мышьяка получали с помощью изотопа 238Ри. Разработку методики проводили на рентгенорадио-метрическом анализаторе РПСЧ-01. Прибор рассчитан на работу с источниками излучения, имеющими активность от 0,5 до 30 мКи, и представляет собой одноканальный амплитудный анализатор с двумя блоками детектирования, где применены пропорциональный счетчик рентгеновского излучения СЧ-6Р для регистрации излучения в диапазоне 3—25 кэВ и сцинтилляционный детектор для регистрации излучения 10—100 кэВ. Используя различные уровни дискриминатора и ширину щели, находили максимум счета. Затем при выбранном уровне дискриминатора и ширине щели определяли содержание мышьяка в пробе. Длительность измерения задавали таймерным устройством в зависимости от программы. Вывод результатов измерения появлялся на люминесцентном табло в цифровом виде ГП-
При определении мышьяка проводили следующие операции: высушивали фильтр с пробой «синяя лента> при 105°С в течение 1 ч в сушильном