Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

питализма, поскольку рабочий класс, трудящиеся — и основная жертва загрязнения окружающей среды, и жертва, за счет которой империалистическое государство пытается финансировать мероприятия по защите природы.

Перечисленные факты свидетельствуют о том, что развитие НТР в условиях капитализма приводит к разрушению природы, здоровья людей, снижению уровня их жизни. И, конечно, виновны в этом не наука и техника сами по себе, а сущность капиталистического способа производства. Антагонистический характер производственных отношений, система мотивации хозяйственной деятельности, во главе которой стоит погоня за сиюминутной и максимальной прибылью, господство монополий над общественными, материальными и природными условиями жизни общества, законы частного рынка сплошь и рядом приводят к

прямому разрушению производительных сил, включая естественные.

Защита окружающей среды, использование НТР в интересах человека — проблема классовая. Борьба за общественно необходимые жизненные ценности человека — это борьба с капитализмом. Сопоставление социализма и капитализма в использовании достижений НТР, в возможности решения экологических проблем говорит не в пользу капитализма. Для миллионов людей ясно, что преодоление экологических микро-и макропроблем зависит от социально-экономических факторов. Все это усиливает борьбу прогрессивных сил в странах капитала за решение своих жизненных проблем путем коренных изменений общества.

Поступила 06.12.83

УДК 614.3/.4-053.2(439)

И. Н. Гусева, Г. Л. Туровец

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

В основе медико-санитарного обеспечения де-► тей и подростков в Венгерской Народной Республике (ВНР) лежат организационные принципы, заимствованные у СССР и примененные с учетом местных особенностей территориального и административного деления, демографической структуры, социальных факторов и характера подготовки медицинских кадров.

В ВНР на медицинских факультетах университетов проводится подготовка врачей только по специальности «лечебное дело», ни санитарно-гигиенического, ни педиатрического факультета нет. После окончания университета врач должен в течение 4 лет работать педиатром или гигиенистом, сдать экзамен по избранной специальности, затем работать не менее года под руководством опытного специалиста, лишь после сдачи соответствующего квалифицированного экзамена он становится специалистом — гигиенистом-инспектором или педиатром.

Помощники инспекторов и патронажные педиатрические сестры получают образование в институте, куда поступают после окончания 12-летней школы-гимназии. В институте они обучаются 3 года соответствующей специальности.

Структура санитарно-эпидемиологической службы ВНР включает санитарно-эпидемиологический отдел Министерства здравоохранения, областные санэпидстанции и районные санитарно-эпидемиологические службы. С целью исключения дублирования в управлении последними городские санэпидстанции в областных городах (за исключением Будапешта) ликвидированы.

Номенклатура отделов и лабораторий областных санэпидстанций существенно не отличается от советской, имеются лишь некоторые особенности штатного расписания. В отделах обычно бывает 2 врача и не менее 2 помощников инспектора. В штат областных санэпидстанций обязательно входит юрист, который контролирует соблюдение законности в связи с санкциями санитарной службы. Следует отметить, что главному врачу (директору) областной санэпидстанции предоставлено право самостоятельно определять необходимую численность сотрудников в рамках установленного Министерством здравоохранения бюджета.

Под началом областной санэпидстанции работают районные санитарные службы (а не районные санэпидстанции), которые осуществляют санитарный надзор за всеми учреждениями. Здесь отсутствуют профильные отделы — имеется лишь 1 гигиенист-инспектор, выполняющий функции главного врача районной санитарной службы, и его помощники. Согласно существующему положению, штаты районной санитарно-эпидемиологической службы устанавливаются из расчета 1 врач-инспектор на 40 ООО населения, а 1 помощник— на 10 000. Здесь также предусмотрена должность дезинфектора-пробоотборщика. Районная санитарная служба не располагает собственными приборами и лабораторной базой, а при необходимости запрашивает их в областной санэпидстанции.

Текущий санитарный надзор за учебно-воспитательными учреждениями осуществляет район-

паи санитарная служба в лице помощников инспектора. В их обязанность входит обследование объектов для детей и молодежи до 24 лет, т. е. яслей, детских садов, начальных школ (1—8-й класс), гимназий (9—12-й класс), институтов и университетов. На 1 помощника инспектора приходится в среднем 35—60 объектов. Плановая периодичность контрольных обследований указанных учреждений санитарной службой определена приказом Министерства здравоохранения ВНР от 1981 г. и составляет для яслей 2 раза в год, а для остальных объектов не менее 1 раза в год. Повторные обследования объектов по санитарным показаниям достаточно редки и проводятся в основном с целью проверки выполнения предписаний в дошкольных учреждениях. При возникно-вении очагов инфекционных и кишечных заболеваний в учебно-воспитательных учреждениях, их ликвидацией занимаются эпидемиологи городских и областных санэпидстанций. Кратность обследования не является показателем, характеризующим деятельность отделений, и в годовом отчете не упоминается.

Ежегодное обследование учебно-воспитательных учреждений включает углубленное изучение санитарно-технического состояния, материальной базы, организации питания, состояния здоровья детей и персонала, гигиенического воспитания. Результаты обследования вносятся в стандартный формуляр протокола (акта) с проставленным государственным регистрационным номером.

При выявлении нарушений на виновного может быть наложен штраф либо предписывается срок устранения нарушения и указывается лицо, ответственное за это. Если руководитель учреждения не согласен с решением инспектора по существу или срокам устранения нарушений, он имеет право в двухнедельный срок представить в областную санэпидстанцию мотивированное возражение. Обычно после тщательного рассмотрения жалобы, нередко с выездом специалиста областной санэпидстанции на объект, предписание районной службы оставляется в силе.

По результатам обследования учебно-воспита-тельных учреждений санитарная служба в июне— июле направляет в Исполком сельского или городского совета документ с перечнем необходимых оздоровительных мероприятий, требующих дополнительного финансирования.

Штатная структура отделений гигиены детей и подростков (ГДиП) областных санэпидстанций включает должности заведующего отделением, врача, 2 помощников и несколько единиц технического персонала. В штате некоторых отделений ГДиП имеется инженер-строитель или педагог. В основном инспекторами по ГДиП работают педиатры, получившие дополнительную специализацию по ГДиП.

При ознакомлении с годовыми планами работы отделений ряда санэпидстанций было обращено внимание на их совпадение по основным пунк-

там, конкретность и небольшой объем: проведение предупредительного надзора, контроль районных санитарных служб и выезды по спорным случаям, организация обмена опытом и повышение квалификации работников районных (городских) служб, организация лабораторных исследований по запросам районных служб, участие в комплексно-тематических исследованиях, проводимых по указанию Министерства здравоохранения.

Предупредительный санитарный надзор за строительством учебно-воспитательных учреждений районной санитарной службой не проводится и является исключительно прерогативой специалистов отделения ГДиП областной санэпидстанции. В ВНР нй один проект не может быть утвержден без санкции санитарной службы. Врач-гигиенист проводит санитарную экспертизу проекта и участвует в приемке объекта в эксплуатацию, но сам процесс строительства он не контролирует, этим занимается инженер-строитель, который имеется либо в штате отделения, либо обязательно в штате санэпидстанции.

Для организации лабораторных исследований по запросам районных санитарных служб и проведения тематических исследований в отделениях ГДиП имеются следующие приборы: люксметры, комплекс для сомато- и физиометрических исследований, хронорефлексометры для оценки зрительной и слухомоторной реакции, аудиометр, тонометры и др.

Из всех перечисленных пунктов плана наибольшие затраты времени специалистов приходятся на организацию и участие в комплексных тематических исследованиях, которые осуществляются в стране по единой программе, которую разрабатывает Государственный институт гигиены. Последний обобщает результаты этих исследований, представляет общие выводы в Министерство здравоохранения, которое выходит в Совет Министров с ходатайством о финансировании оздоровительных мероприятий. После выделения ассигнований в областях изучается эффективность осуществленных санитарно-гигиенических и других мероприятий.

В разные годы в ВНР проводилось изучение физического развития и акселерации, влияния окружающей среды на здоровье, организации питания, состояния освещенности в учебно-воспитательных учреждениях. О результативности комплексных мероприятий по улучшению искусственной освещенности в школах можно судить поданным повторного изучения этого фактора специалистами отделения ГДиП Дебреценской областной санэпидстанции в 2000 классов области: в 1979 г. была освещенность ниже нормы в 80,1 % классов, а в 1982 г. — лишь в 41,8 % классов.

Прямым следствием пониженной освещенности венгерские коллеги считают не столько близорукость, сколько развитие умственного утомления с

последующими нервными и вегетативными проявлениями.

Помимо единых тематических исследований по общегосударственной программе, в отделениях ГДиП проводятся разработки по проблемам, актуальным для данной области и города. Так, в городской санэпидстанции Будапешта детские гигиенисты изучают влияние шума аэропорта на состояние здоровья детей прилегающих жилых районов, заболеваемости детей в яслях в связи с уровнем микробной обсемененности групповых, условия работы в мастерских профтехучилищ.

С целью повышения квалификации, обмена опытом работы и расширения методического кругозора работников районных санитарных служб их ежеквартально собирают на рабочее собрание в областной санэпидстанции. Организационная работа отделения ГДиП включает в основном кооперацию с другими отделами санэпидстанции при проведении тематических обследований, межведомственное сотрудничество и мероприятия по разрешению конфликтных ситуаций районных санитарных служб. Объем годового отчета, как и всех других служебных документов, невелик. Следует отметить также относительную редкость внеплановых отчетов и справок.

Оперативную информацию о новых инструктивных и методических документах по всем разделам здравоохранения, в том числе по вопросам ГДиП, специалисты получают из «Вестника Министерства здравоохранения ВНР», который выходит ежедекадно (40 номеров в год) и распространяется по подписке.

Поскольку в отделениях ГДиП областных санэпидстанций работают в основном бывшие педиатры, они имеют возможность не только квалифицированно контролировать медицинское обеспечение детей и подростков в учебно-воспитатель-ных учреждениях, но и давать оценку эффективности гигиенических мероприятий, опираясь на систематический анализ состояния здоровья коллективов.

Медицинское обеспечение детей в дошкольных учреждениях и начальных школах осуществляют участковые врачи и патронажные сестры, а в гимназиях и профтехучилищах — школьные (подростковые) врачи, которые также состоят в штате детской поликлиники. Одна должность школьного (подросткового) врача и сестры предусмотрена на 1500—2000 учащихся.

Заслуживает внимания должностная инструкция школьного врача, которая основывается на двух положениях (законах):

— охрана здоровья ребенка, создание условий для его воспитания здоровым и полезным для общества, включая помощь в профессиональной ориентации;

— обязательный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в школе.

При поступлении ребенка в детское учреждение (и перед поступлением в школу в 6 лет) он прохо-

дит углубленный медицинский осмотр и на него заводится единая карта развития и здоровья, которая передается в школу и затем в другие после-школьные учебные заведения, а по их окончании — в поликлинику для взрослых.

В период обучения в школе ребенок ежегодно проходит антропометрический контроль (определение роста, массы тела) и медицинский осмотр педиатром и подростковым врачом. К моменту медицинского осмотра врач располагает педаго-го-психологической характеристикой каждого ребенка, которую подготавливает классный руководитель.

Представляют интерес некоторые элементы устройства, содержания и организации работы учебно-воспитательных учреждений.

В ВНР существует положение о дошкольном всеобуче, т. е. все дети независимо от семейного положения должны пройти программу детского сада. Если родители не желают отдавать ребенка в детский сад на целый день, они обязаны приводить его туда на несколько часов для прохождения специальной программы подготовки к школе. В эту программу также включены необходимые элементы физической подготовки, которым обучают детей квалифицированные педагоги по физкультуре, состоящие в штате школ.

В столице и крупных городах существует централизованное обеспечение горячей пищей учебно-воспитательных учреждений. Пища готовится в специализированном учреждении «Детское питание» комбината общественного питания и доставляется в опломбированных термосах автотранспортом в детские сады и школы, где она переливается в специальную посуду и кипятится. Пищеблок в детском саду состоит из 2 комнат, в одной из которых находятся лишь 2 электропечи, а в другой — мойка для посуды. Раздачу пищи, мытье термосов и кухонной посуды осуществляет единственный штатный работник пищеблока. При четкой организации такая централизованная система имеет ряд неоспоримых преимуществ санитарно-гигиенического и экономического характера.

В ВНР уже в течение ряда лет ведется строительство центров воспитания и обучения, где в едином архитектурно-строительном комплексе функционируют детский сад, школа и учреждения культурно-спортивного назначения. Один из таких центров, построенный в г. Дебрецене в 1979—1980 гг., рассчитан на пребывание 3000 детей и включает двухэтажное здание детского сада на 3000 детей, 2 трехэтажных блока школы, спортивный блок со спортивным залом 48X24 м (разделяющийся на 4 части легко убирающимися кулисами) и бассейном 25X12 м, пищеблок с кухней и обеденным залом на 400 мест, интернат на 300 детей, культурный блок (библиотека на 20 000 томов, трансформирующаяся в зрительный зал на 300 мест, кинотеатр на 112 мест, музей пионеров), блок администрации с конференц-залом и

кабинетами руководства. Имеется внутренний дворик для проведения общешкольных мероприятий, стадион и несколько спортивных площадок. Такой центр обеспечивает все условия для преемственности воспитания, обучения и внешкольной работы среди детей и подростков в микрорайоне массовой жилой застройки. Санитарный надзор за центром воспитания и обучения наравне со специалистами по ГДиП осуществляют врачи по коммунальной гигиене, гигиене питания и эпидемиологии областной санэпидстанции.

Наряду с пионерскими лагерями, развертываемыми на летний сезон в нестационарных помещениях и нередко в палаточных городках, в ВНР

функционируют дома отдыха для круглогодичного оздоровления и реабилитации детей и подростков. Дома отдыха расположены в живописной местности в специальных отапливаемых зданиях с полным коммунальным благоустройством, оборудованным пищеблоком, помещениями для учебных занятий и спорта — спортивными площадками и нередко открытым плавательным бассейном. Во время учебного года школьники выезжают сюда целыми классами вместе с педагогами. Пя-тиразовое питание и целебный воздух создают все условия для организованного оздоровления детей. проживающих в крупных городах г повышенным атмосферным загрязнением.

Поступила 23.12.83

УДК в!4:3741=93(470.314)

А. И. Ильин

ИЗ ИСТОРИИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ В ЗЕМСКИЙ ПЕРИОД

Владимирский областной Дом санитарного просвещения

Санитарное просвещение как одна из важных форм работы по снижению и предупреждению заболеваемости в дореволюционной России заметно активизировалось в конце XIX столетия. Это было связано с развитием в стране гигиены как науки, имеющей резко выраженную социальную направленность.

Дореволюционная Владимирская губерния, занимавшая одно из ведущих мест в России по уровню развития промышленности, по заболеваемости вышла также на одно из первых мест. С ростом машинного производства в ранее сформировавшейся структуре заболеваемости заметное место заняла профессиональная заболеваемость.

На это обратил внимание В. И. Ленин в работе «Развитие капитализма в России», отмечая, что «Работа при машинах создает профессиональное разделение труда и профессиональные заболевания» Рост заболеваемости и смертности побуждали передовую интеллигенцию искать средства борьбы с недугами. Одним из них была пропаганда медико-гигиенических знаний в народе, однако уровень ее оставался низким.

В середине XIX столетия санитарное просвещение в губернии носило частный, субъективный характер, велось стихийно. Только после 1882 г., когда была создана санитарная комиссия при губернской земской управе, санитарное просвещение заметно активизировалось и стало более целенаправленным и постоянным. Земский врач С. И. Сычугов, возглавивший комиссию, считал, что «врачи, искренне любящие свою родину, должны... проводить в массу самые необходимые

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 3, с. 242.

знания»2. Эта теоретическая позиция стала девизом санитарной комиссии, всей врачебно-сани-тарной организации губернии. Однако отсутствие единой точки зрения на перспективу санитарного просвещения побудило санитарную комиссию вынести этот вопрос на обсуждение II губернского съезда врачей Владимирского земства. Доклад «К вопросу о необходимости распространения элементарных сведений из гигиены в массе народа», с которым выступил С. И. Сычугов, вызвал живой интерес делегатов. Докладчик на конкретных примерах, аргументированно показал прямую зависимость высокой заболеваемости от санитарной неграмотности населения. На съезде впервые публично был обсужден вопрос о системном подходе к санитарному просвещению. Решение съезда было первым официальным документом, отражающим целенаправленную деятельность земства по распространению гигиенических знаний в народе.

Среди комплекса мероприятий, предложенных С. И. Сычуговым, особое внимание привлекает ходатайство «о введении преподавания гигиены в средних учебных заведениях и особенно в тех из них, которые дают главный контингент учителей народных школ»3. Придавая исключительно важное значение просвещению народа и, в особенности, подрастающего поколения, С. И. Сычугов свято верил, что народные учителя, получившие гигиенические знания, сумеют их передать простому народу. Он был убежден в том,

2 Петряев Е. Д. Литературные находки. Волго-Вятское книжное издательство, г. Киров, 1966, с. 140.

3 Протоколы II губернского съезда врачей Владимирского земства, г. Владимир, 1884, с. 118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.