Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК НА БАЗЕ УНИВЕРСИТЕТОВ'

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК НА БАЗЕ УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЭКСПЕРТИЗА ОТЧЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК / SWOT-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Дубовицкая Татьяна Дмитриевна

Введение. В целях модернизации и развития системы отечественного образования формируется инновационная инфраструктура, представленная федеральными и региональными инновационными площадками, создаваемыми на базе образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные проекты и программы. Предоставление статуса таких площадок и ежегодная оценка их деятельности осуществляются на основании экспертизы. Цель статьи - изложить результаты экспертизы отчетов о деятельности федеральных инновационных площадок на базе вузов, проведенной учеными Сочинского государственного университета. Методология. Исследование проведено посредством методов анализа научной литературы по проблемам оценки инновационной деятельности в сфере профессионального образования, экспертной оценки отчетной документации федеральных инновационных площадок, сравнительного анализа содержания и результатов инновационных образовательных проектов вузов РФ по направлениям «Педагогическое образование» и «Туризм»; SWOT-анализа (выявление сильных и слабых сторон реализуемых инновационных проектов). Результаты. Экспертная оценка отчетной документации позволила выделить общие содержательные направления инновационной деятельности вузов: разработка и внедрение инновационных инструментов и технологий в проектирование и реализацию основных и дополнительных образовательных программ; разработка и реализация новых образовательных программ; создание организационных моделей объединения ресурсов образовательных организаций и предприятий реального сектора экономики. Сильными сторонами проектов выступает создание востребованных научно-методических продуктов. Слабыми сторонами - недостаточная проработка нормативно-правового и кадрового обеспечения реализации инновационных проектов, узкий круг партнеров, слабая информационная кампания. При сравнении результатов экспертизы отчетов 2020 и 2022 гг. можно констатировать рост научной составляющей отчетов, расширение масштабов апробации и внедрения результатов инновационных проектов, распространения накопленного опыта, акцент на цифровизацию и формирование опережающих профессиональных компетенций, приоритет разработки дополнительных образовательных программ перед основными. Заключение. Для успешной инновационной деятельности вуза важны налаживание продуктивного сотрудничества с широким кругом социальных партнеров (образовательных организаций, работодателей), соблюдение баланса между внедрением в образовательный процесс научных разработок ученых данного вуза и других организаций, между текущей и инновационной образовательной деятельностью университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Дубовицкая Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF FEDERAL INNOVATION PLATFORMS BASED AT UNIVERSITIES

Introduction. In order to upgrade and develop the system of national education, an innovative infrastructure is being formed, represented by federal and regional innovative platforms created on the basis of educational organizations, implementing innovative educational projects and programs. The granting of the status of such platforms and the annual evaluation of their activities are carried out by the Ministry of Education and Science on the basis of expertise. The article is aimed to present the results of examination of reports on the activity of federal innovative sites on the basis of universities, conducted by scientists of Sochi State University. Methodology. The study was conducted using methods of analysis of scientific literature on the problems of evaluation of innovation activity in the field of vocational education, expert evaluation of reporting documentation of federal innovation platforms, comparative analysis of the content and results of innovative educational projects of Russian universities in the areas of “Pedagogical Education” and “Tourism”, SWOT-analysis (identification of strengths and weaknesses of implemented innovative projects). Results. Expert evaluation of the reporting documentation allowed to identify general content areas of innovation activities of universities: development and implementation of innovative tools and technologies in the design and implementation of basic and additional educational programs; development and implementation of new educational programs; creation of organizational models of pooling of resources of educational organizations and enterprises of the real sector of economy. The strong side of the projects is the creation of popular scientific and methodical products. The weaknesses are insufficient development of regulatory and legal personnel to implement innovative projects, a narrow range of partners, and a weak information campaign. Comparing the results of examination reports in 2020 and 2022 one could note the growth of the scientific component of the reports, the expansion of the scope of testing and implementation of the results of innovative projects, the dissemination of experience, the focus on digitalization and the formation of advanced professional competencies, priority of development of additional educational programs over main ones. Conclusion. For implementing successful innovation activities of the university it is important to establish productive cooperation with a wide range of social partners (educational organizations, employers) in compliance with the balance between the introduction in the educational process of scientific developments of scientists of the university and other organizations, between the current and innovative educational activity of the university.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК НА БАЗЕ УНИВЕРСИТЕТОВ»

УДК/UDC 378.14

DOI10.54509/22203036_2023_1_153 EDN BOBDNF

Мазниченко Марина Александровна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогического и психолого-педагогического образования, Сочинский государственный университет, г. Сочи

Дубовицкая Татьяна Дмитриевна

доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и дефектологии, Сочинский государственный университет, г. Сочи

Maznichenko Marina А.

Doctor of Pedagogical Sciences, Docent, Professor at the Department of Pedagogical and Psychological-pedagogical Education, Sochi State University, Sochi

Dubovitskaya Tatiana D.

Doctor of Psychological Sciences, Professor,

Head of the Department of Psychology and Defectology,

Sochi State University, Sochi

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК НА БАЗЕ УНИВЕРСИТЕТОВ

ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF FEDERAL INNOVATION PLATFORMS BASED AT UNIVERSITIES

Введение. В целях модернизации и развития системы отечественного образования формируется инновационная инфраструктура, представленная федеральными и региональными инновационными площадками, создаваемыми на базе образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные проекты и программы. Предоставление статуса таких площадок и ежегодная оценка их деятельности осуществляются на основании экспертизы. Цель статьи - изложить результаты экспертизы отчетов о деятельности федеральных инновационных площадок на базе вузов, проведенной учеными Сочинского государственного университета.

Методология. Исследование проведено посредством методов анализа научной литературы по проблемам оценки инновационной деятельности в сфере профессионального образования, экспертной оценки отчетной документации федеральных инновационных площадок, сравнительного анализа содержания и результатов инновационных образовательных проектов вузов РФ по направлениям «Педагогическое образование» и «Туризм»; SWOT-анализа (выявление сильных и слабых сторон реализуемых инновационных проектов).

Результаты. Экспертная оценка отчетной документации позволила выделить общие содержательные направления инновационной деятельности вузов: разработка и внедрение инновационных

инструментов и технологий в проектирование и реализацию основных и дополнительных образовательных программ; разработка и реализация новых образовательных программ; создание организационных моделей объединения ресурсов образовательных организаций и предприятий реального сектора экономики. Сильными сторонами проектов выступает создание востребованных научно-методических продуктов. Слабыми сторонами - недостаточная проработка нормативно-правового и кадрового обеспечения реализации инновационных проектов, узкий круг партнеров, слабая информационная кампания. При сравнении результатов экспертизы отчетов 2020 и 2022 гг. можно констатировать рост научной составляющей отчетов, расширение масштабов апробации и внедрения результатов инновационных проектов, распространения накопленного опыта, акцент на цифровизацию и формирование опережающих профессиональных компетенций, приоритет разработки дополнительных образовательных программ перед основными.

Заключение. Для успешной инновационной деятельности вуза важны налаживание продуктивного сотрудничества с широким кругом социальных партнеров (образовательных организаций, работодателей), соблюдение баланса между внедрением в образовательный процесс научных разработок ученых данного вуза и других организаций, между текущей

и инновационной образовательной деятельностью университета.

Introduction. In order to upgrade and develop the system of national education, an innovative infrastructure is being formed, represented by federal and regional innovative platforms created on the basis of educational organizations, implementing innovative educational projects and programs. The granting of the status of such platforms and the annual evaluation of their activities are carried out by the Ministry of Education and Science on the basis of expertise. The article is aimed to present the results of examination of reports on the activity of federal innovative sites on the basis of universities, conducted by scientists of Sochi State University.

Methodology. The study was conducted using methods of analysis of scientific literature on the problems of evaluation of innovation activity in the field of vocational education, expert evaluation of reporting documentation of federal innovation platforms, comparative analysis of the content and results of innovative educational projects of Russian universities in the areas of "Pedagogical Education" and "Tourism", SWOT-analysis (identification of strengths and weaknesses of implemented innovative projects).

Results. Expert evaluation of the reporting documentation allowed to identify general content areas of innovation activities of universities: development and implementation of innovative tools and technologies in the design and implementation of basic and additional educational programs; development and implementation of new educational programs; creation of organizational models of pooling of resources of educational organizations and enterprises of the real sector of economy. The strong side of the projects is the creation of popular scientific and methodical products. The weaknesses are insufficient development of regulatory and legal personnel to implement innovative projects, a narrow range of partners, and a weak information campaign. Comparing the results of examination reports in 2020 and 2022 one could note the growth of the scientific component of the reports, the expansion of the scope of testing and implementation of the results of innovative projects, the dissemination of experience, the focus on digi-talization and the formation of advanced professional competencies, priority of development of additional educational programs over main ones.

Conclusion. For implementing successful innovation activities of the university it is important to establish productive cooperation with a wide range of social partners (educational organizations, employers) in compliance with the balance between the introduction in the educational pro-

cess of scientific developments of scientists of the university and other organizations, between the current and innovative educational activity of the university.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура российского образования, федеральные и региональные инновационные площадки, инновационная деятельность университетов, инновационные образовательные проекты, экспертиза отчетов федеральных инновационных площадок, SWOT-анализ.

Keywords: innovative infrastructure of Russian education, federal and regional innovation platforms, innovation activities of universities, innovative educational projects, examination of reports of federal innovation platforms, SWOT-analysis.

Введение

Инновационное развитие образовательных организаций и организация в них инновационной деятельности выступают предметом научных исследований отечественных (Т. П. Афанасьева, В. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян, М. М. Поташник, Л. М. Струкова, Л. А. Харисова, Т. М. Шукаева и др. [1; 5; 9; 11; 13]) и зарубежных (Л. Дэ. Калувэ, Э. Маркс, М. Петри [3] и др.) ученых.

Инновационному развитию и инновационной деятельности профессиональных образовательных организаций посвящены работы В. А. Антропова, Е. С. Малиновского [10], Н. В. Коноплиной, В. С. Лазарева [4], Н. А. Лебедевой, С. С. Алексеевой [7], З. В. Лукашени [8], Н. А. Сабанчиева [12], M. McKelvey, О. Zaring O. [16], T. O. Kowang, Ch. S. Long, A. Rasli [15] и др.

Актуальной научной проблемой выступает разработка критериев и показателей оценки инновационной деятельности образовательной организации, в том числе университета. Л. П. Белю разработан алгоритм формирования интегрального критерия оценки инновационного развития профессиональных образовательных организаций, который может быть применен при моделировании и прогнозировании их развития [2]. Н. А. Лебедевой критерии оценки инновационного развития вуза рассмотрены с позиций процессного подхода [6]. Я. Р. Шехановой, Г. А. Цветковым предложена система сбалансированных показателей управления инновационным потенциалом вуза [14]. Ю. С. Тюнниковым описаны критерии оценки готовности педагогов образовательной организации к инновационной деятельности [17].

В соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22.03.2019 № 21 н «Об утверждении Порядка фор-

мирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» для реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования формируется инновационная инфраструктура, в состав которой включены федеральные и региональные инновационные площадки. Такие площадки могут создаваться на базе образовательных организаций общего, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых. Инновационными площадками признаются образовательные организации, реализующие инновационные проекты и программы, имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования1. Ежегодно Министерством просвещения Российской Федерации (для образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, дополнительного образования детей) и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (для образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования) проводится конкурс на получение статуса федеральной инновационной площадки. На конкурс образовательная организация подает заявку с описанием планируемого к реализации инновационного образовательного проекта или программы. Заявки оцениваются экспертами из числа ведущих ученых и практиков в соответствующей образовательной области. Инновационным проектам и программам, набравшим высокие экспертные оценки, присваивается статус федеральной инновационной площадки. Организации, на базе которых созданы такие площадки, ежегодно предоставляют в соответствующее министерство отчет о деятельности федеральной инновационной площадки (ФИП), который также направляется для экспертной оценки. Каждый отчет оценивают два независимых эксперта по заданным критериям: соответствие финансового, кадрового и нормативно-правового обеспечения запланированным параметрам, степень выполнения календарного плана-графика мероприятий, запланированных функций организациями-соисполнителями, степень удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством оказанных образовательных услуг, внешние эффекты от реализации инновационного образовательного проекта,

практическая значимость инновационных решений, качество информационной кампании сопровождения деятельности ФИП, степень внедрения и распространения результатов деятельности ФИП, устойчивость полученных результатов, полнота выполнения обязательств, возможность их масштабирования.

С 2020 года к экспертной оценке заявок вузов на присвоение статуса ФИП и отчетов о деятельности ФИП по направлениям «Туризм» и «Педагогическое образование» привлекаются ученые Сочинского государственного университета (СГУ). Это связано с тем, что Сочинский государственный университет - один из лидеров подготовки кадров для сферы туризма и обеспечивающих отраслей. На базе университета с 2015 года функционирует федеральное учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по укрупненной группе «Сервис и туризм». Преподаватели вуза систематически участвуют в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов по укрупненной группе «Сервис и туризм». Также в университете сложилась сильная научно-педагогическая школа, так как в состав университета в 1997 году вошел филиал Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, осуществляется подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре по научно-педагогическим специальностям. Преподаватели СГУ имеют опыт экспертной деятельности в сфере туризма и педагогики: выступают экспертами всероссийских конкурсов «Моя страна - моя Россия», «Мастера гостеприимства», «Сердце отдаю детям», «Я исследователь»; олимпиады «Я - профессионал», чемпионатов Ворлдскиллс; являлись экспертами по внедрению примерной программы воспитания в школах Ростовской области; экспертами Красноярского краевого фонда науки и др.

В 2022 году экспертами по оценке заявок и отчетов выступили ведущие ученые вуза: Татьяна Дмитриевна Дубовицкая, заведующая кафедрой психологии и дефектологии, доктор психологических наук, профессор; Светлана Викторовна Гриненко, профессор кафедры управления и технологий в туризме и рекреации, доктор экономических наук, профессор; Марина Александровна Мазниченко, профессор кафедры педагогического и психолого-педагогического образования, доктор педагогических наук, доцент; Анна Рудольфовна Давыдович, декан факультета туризма

1 Приказ Минобрнауки России от 22.03.2019 № 21 н «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-22032019-n-21n-ob-utverzhdenii/.

и сервиса, руководитель ФИП «Бизнес-инкубатор вуза как драйвер генерирования инноваций для сферы туризма», кандидат экономических наук, доцент.

Экспертами были оценены 2 заявки и 32 отчета по направлениям «Туризм», «Педагогическое образование», «Экономика и менеджмент», «Иная инновационная деятельность».

Цель настоящей статьи - изложить результаты проведенной экспертизы.

Методология

Для достижения цели применялись следующие методы:

- анализ и обобщение научной литературы по проблемам инновационной деятельности в сфере образования;

- экспертная оценка заявок вузов на получение статуса федеральной инновационной площадки;

- экспертная оценка отчетов федеральных инновационных площадок;

- сравнительный анализ содержания и результатов деятельности федеральных инновационных площадок на базе вузов Российской Федерации по направлениям «Педагогическое образование» и «Туризм»;

- выявление сильных и слабых сторон реализуемых инновационных проектов;

- обобщение опыта реализации инновационных образовательных проектов Сочинским государственным университетом.

Результаты

Анализ тематики заявок показал, что их содержание направлено на разработку новых педагогических инструментов и средств, инновационных программ дополнительного профессионального образования, направленных на формирование у обучающихся востребованных на современном рынке труда и опережающих компетенций, связанных с цифровизацией, проектной деятельностью, построением эффективных коммуникаций, командной работой; на усиление практикоориентированности образовательных программ, привлечение работодателей к их разработке и реализации; на разработку новых востребованных электронных образовательных ресурсов. Так, одна из заявок - «Учебно-тренинговый центр «Туризм и гостеприимство»: проектная площадка» - направлена на разработку и внедрение методики вовлечения студентов в проектную деятельность, результатом которой выступит цифровая площадка с информацией о туристских ресурсах региона. Такой подход

позволяет комплексно решить четыре важных задачи высшего туристского образования: развитие у студентов и преподавателей проектных компетенций, обеспечение практикоориентированности образования, развитие в вузе инновационной деятельности по заказу предприятий реального сектора экономики, профориентация школьников на профессии сферы туризма. Проект включает повышение квалификации преподавателей общего, профессионального и высшего образования по организации проектной деятельности обучающихся в сфере туризма с применением цифровых инструментов, что будет способствовать цифровизации образовании в регионе и повышению его качества.

Анализ отчетов федеральных инновационных площадок за 2022 год показал, что в ряде вузов Российской Федерации ведется активная инновационная деятельность, позволяющая совершенствовать качество образовательного процесса, налаживать эффективное взаимодействие с работодателями и социальными партнерами, объединять усилия нескольких вузов в рамках сетевого взаимодействия, вовлекать в инновационную деятельность обучающихся, расширять спектр реализуемых программ дополнительного образования, модернизировать содержание основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с трендами развития рынка труда, запросами отрасли.

Ключевыми векторами инновационных образовательных проектов по направлению «Туризм» выступают:

- разработка и внедрение инновационных инструментов и технологий в проектирование и реализацию основных и дополнительных профессиональных образовательных программ для специалистов туристской отрасли, в частности цифровых инструментов, технологий виртуальной и дополненной реальности, промышленного туризма как средства профориентации. Так, результатом одного из проектов стало создание и внедрение программно-аппаратных средств для разработки виртуальных туров. Результатом другого проекта стала разработка и внедрение нового механизма формирования дополнительных профессиональных образовательных программ для специалистов туристской отрасли - «радар компетенций». Механизм позволяет строить и корректировать матрицы актуальных и форсайт-компетенций, которые университет получает от профессиональной среды, государства и общества в процессе постоянно действующей обратной связи и мониторинга, и на основе данных матриц формировать трансфор-

мируемые модульные программы дополнительного образования с учетом индивидуальной образовательной логистики.

- Разработка и реализация новых программ дополнительного профессионального образования для специалистов туристской отрасли. Так, результатом одного их проектов стала разработка и реализация программы повышения квалификации «Менеджмент экскурсионной деятельности в сфере сельского и промышленного туризма». Результат другого проекта - более 40 пилотных образовательных программ для туристского бизнеса с применением различных форматов обучения (очного, дистанционного, смешанного), индивидуальных треков обучения, инструментария менторства, тьюторства, наставничества и коуч-консультирования.

- Создание организационных моделей объединения ресурсов образовательных организаций и предприятий реального сектора экономики (кластеры, образовательные сети) для решения актуальных задач подготовки кадров для сферы туризма. Так, в экспертируемых отчетах упоминается создание кластера промышленных предприятий региона, участвующих в организации промышленного туризма для повышения их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, профориентации молодежи.

Примерно те же содержательные векторы отмечены и в отчетах по направлению «Педагогическое образование»:

- разработка новых средств и технологий подготовки будущих и практикующих педагогов:

• психолого-педагогическое песочное моделирование для развития интуитивных составляющих творческого мышления, стрессоустойчивости, разрешения психологических проблем обучающихся и преподавателей, возникающих в современной психологически напряженной социальной ситуации, стимулирования саморазвития, формирования благоприятного психологического климата, гармонизации межличностных отношений;

• новые форматы методического сопровождения начинающих педагогов: тимбилдинги, арт-путешест-вия и др.;

• методика организации проектной деятельности будущих педагогов на базе научно-образовательного центра, способствующей формированию профессиональных умений в области проектирования социокультурной среды развития детей (создание лэпбу-ков, сценариев мультфильмов о родном городе, макетов оформления групп детского сада и т.п.);

• новая система преподавания педагогики и психологии в психолого-педагогических классах.

- Разработка диагностических средств, проведение мониторинговых исследований: в частности разработка программы диагностики и проведение социологического исследования политической активности и политического участия студентов.

- Разработка инновационных программ подготовки будущих и практикующих педагогов:

• смарт-программы дополнительного профессионального образования для молодых специалистов системы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, направленные на подготовку молодых специалистов к работе в инклюзивной образовательной среде, с детьми-инофонами и т.п.;

• типовые модули в учебный план подготовки будущих учителей начальных классов, позволяющие овладеть навыками работы с разными типами учебных трудностей младших школьников;

• онлайн-курс «Педагогический дизайн урока», реализуемый полностью в цифровом формате и направленный на овладение искусством педагогического дизайна, создания новых, в т.ч. электронных, образовательных продуктов.

- Модели создания инновационных элементов образовательной инфраструктуры:

• интерактивного образовательно-консультационного центра (консалтингового кампуса), способствующего успешной профессиональной адаптации молодых воспитателей детского сада;

• научно-образовательного центра, на базе которого организуется проектная деятельность будущих педагогов;

• координационного центра противодействия терроризму и экстремизму в студенческой среде и др.

- Создание объединений вуза с образовательными организациями для решения актуальных задач подготовки будущих педагогов:

• партнерская сеть, объединяющая федеральный университет и общеобразовательные организации, в которых созданы профильные психолого-педагогические классы, с целью ранней профориентации на педагогические профессии;

• модель организации социального партнерства вуза с различными социальными институтами, национально-культурными организациями, конфессиональными структурами с целью профилактики экстремистской идеологии в студенческой среде.

Сильными сторонами проектов выступает создание востребованных научно-методических продуктов:

технологии, методики, программы дополнительного профессионального образования, массовые онлайн-курсы. В частности, онлайн-курс «Педагогический дизайн урока», разработанный в рамках одного из реализуемых инновационных образовательных проектов, освоили 11 956 обучающихся полностью в цифровом формате.

Слабыми сторонами проектов выступают недостаточная проработка нормативно-правового обеспечения (локальных нормативных актов, обеспечивающих деятельность ФИП), кадрового обеспечения (повышение квалификации исполнителей инновационного образовательного проекта), финансового обеспечения, недостаточное внимание количественной оценке удовлетворенности обучающихся.

В отдельных отчетах отмечены узкий круг партнеров, на базе которых внедряются созданные в ходе реализации проекта инновационные образовательные разработки или слабая информационная кампания сопровождения деятельности ФИП.

Однако имеются и сильные в этом отношении отчеты, отмечающие широкий круг соисполнителей проекта, включая объединения работодателей (Российский союз туриндустрии, Союз экскурсоводов России, Российская гостиничная ассоциация, Ассоциация «Безопасность туризма» и др.), общественные организации (Экологическая палата России, Ассоциация малых туристских городов, Альянс туристических агентств), организации сферы туризма (Туристическая компания «Интерс», Круизный центр «Инфо-флот» и др.).

При сравнении результатов экспертизы отчетов в 2020 и в 2022 гг. следует констатировать рост научной составляющей отчетов, расширение масштабов апробации и внедрения результатов инновационных проектов, распространение накопленного опыта, акцент на цифровизацию и формирование опережающих профессиональных компетенций, приоритет разработки дополнительных образовательных программ перед основными.

Экспертная оценка показала востребованность инновационных образовательных проектов, способствующих развитию университетов как центров непрерывного профессионального образования. Такие проекты в настоящее время реализуются рядом российских университетов в статусе федеральной инновационной площадки. Так, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева реализует инновационный образовательный проект «Комплексное научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития

молодых педагогов системы дошкольного образования в условиях цифровизации образования». Проект предполагает создание на базе университета инновационной инфраструктуры - интерактивного образовательно-консультационного центра и информационно-методической среды, способствующих успешной профессиональной адаптации молодых воспитателей детского сада посредством консультирования, профессиональной супервизии, экспертного сопровождения образовательных инициатив, проведения научно-практических (профессиональные мастерские, проблемные семинары, тренинги, творческие встречи с авторами учебников и др.) и методических (семинары, вебинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации) мероприятий по запросу молодых педагогов; разработки учебно-методических рекомендаций в помощь начинающим педагогам; разработки и реализации адресных инновационных образовательных программ, в том числе на основе дистанционных и цифровых технологий.

Успешный опыт разработки и реализации инновационных образовательных проектов, способствующих развитию университета как центра непрерывного образования, накоплен Сочинским государственным университетом. В настоящее время университетом в статусе федеральной инновационной площадки реализуются два инновационных проекта.

Первый проект - «Центр дизайна карьеры специалистов инклюзивного образования в опорном вузе: модель и программы Life-long learning» -рассчитан на пять лет (2021-2025 гг.) и направлен на развитие университета как центра непрерывного профессионального образования специалистов инклюзивного образования. Проект предполагает создание на базе вуза инновационной инфраструктуры - Центра дизайна карьеры специалистов инклюзивного образования. Миссия центра - создание условий для того, чтобы инклюзивное образование не становилось источником негативных эмоций и проблем у педагогов, обучающихся, родителей инклюзивных групп и классов (конфликты, бул-линг, психологические перегрузки и эмоциональное выгорание учителей и т.п.), а максимально реализо-вывало свой потенциал в сфере воспитания, обучения, социализации как детей с особыми образовательными потребностями (с ограниченными возможностями здоровья, одаренных, с поведенческими и эмоциональными нарушениями, девиантными формами поведения, одаренных, мигрантов, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.), так и их сверстников, а также в сфере личностного и профес-

сионального развития педагогов и других специалистов, работающих в сфере инклюзии.

Направления деятельности центра:

- мониторинг рынка услуг инклюзивного образования в регионе, его кадровой обеспеченности, потребностей в специалистах и корректировка на этой основе структуры и содержания реализуемых основных и дополнительных образовательных программ для восполнения кадрового дефицита;

- составление на основе научной литературы, профессиональных стандартов, опросов работодателей и участников инклюзивного образовательного процесса матриц компетенций специалистов инклюзивного образования;

- разработка диагностических комплексов и диагностика профессиональных компетенций, инклюзивной готовности и инклюзивной культуры специалистов инклюзивного образования, выявление профессиональных дефицитов;

- разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ по запросам образовательных организаций и специалистов;

- психологическое, методическое, правовое консультирование специалистов инклюзивного образования, оказание помощи в разрешении психологических и профессиональных проблем;

- помощь будущим и практикующим специалистам инклюзивного образования в построении индивидуальных образовательных, профессиональных траекторий, программ личностного и профессионального роста;

- экспертиза инновационных инклюзивных образовательных программ и проектов, реализуемых образовательными организациями региона;

- выполнение научных исследований по заказу образовательных организаций, в т.ч. направленных на обобщение и описание инновационного педагогического опыта в сфере образовательной инклюзии;

- организация формального и неформального общения, обмена опытом между специалистами инклюзивного образования - будущими и практикующими, начинающими и опытными («Неделя педагогических инноваций», мастер-классы, экскурсии, научно-практические конференции), развивающих форм досуга;

- выявление проблем, возникающих у участников инклюзивного образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), и содействие в их решении;

- обобщение и распространение лучших практик инклюзивного образования.

В результате реализации проекта Сочинский государственный университет стал местом, куда уже работающие в сфере инклюзии специалисты и желающие в ней работать приходят, чтобы получить необходимую профессию или дополнительную профессиональную квалификацию, познакомиться с новыми знаниями и опытом успешно работающих специалистов, обменяться опытом с коллегами по решению возникающих проблем, представить свой опыт, найти единомышленников, подобрать мотивированных и квалифицированных специалистов в свою организацию, получить помощь и поддержку в решении возникающих проблем.

Так, на программы магистратуры, спектр которых постоянно меняется и расширяется («Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования», «Нейродефектология и комплексное сопровождение лиц с нарушениями в развитии», «Практическая и прикладная психология в образовании», «Менеджмент многоуровневой образовательной организации», «Социальная педагогика и медиация» и др.), приходят, как правило, уже работающие в сфере инклюзии специалисты. Кто-то из них имеет базовое педагогическое образование, но ему недостает инклюзивных компетенций. Кто-то организовал свой малый бизнес либо занимается индивидуальной консультационной или коррекционно-педа-гогической, коррекционно-психологической практикой и приходит за новыми знаниями и опытом. Кто-то хочет обобщить накопленный инновационный педагогический опыт с научных позиций, чтобы он стал достоянием других педагогов.

Многие параллельно с магистерской осваивают программы дополнительного образования, спектр которых также широк: «Основы психолого-педагогической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра», «Организация социально-педагогической работы с родителями обучающихся с девиантным поведением (на основе сетевого взаимодействия)», «Комплексное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования», «Инклюзивная культура тьютора» и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенная диагностика показала, что многим специалистам, работающим в условиях инклюзии, недостает не только профессиональных компетенций, но и инклюзивной культуры, обеспечивающей безусловное принятие различных категорий детей с особыми образовательными потребностями, желание работать с ними, эмпатийную готовность, готовность позитивно воспринимать и преодолевать возникающие проблемы и трудности. С целью развития

инклюзивной культуры организуется такая форма работы, как киноклуб, в рамках которой учителям даются рекомендации по просмотру фильмов, демонстрирующих успешные инклюзивные практики, проводятся коллективные обсуждения таких фильмов, организуются дискуссии по просмотренным фильмам в телеграм-канале. В частности, значимое влияние на мотивацию педагогов к работе в условиях инклюзии оказывают такие фильмы, как «Все звездочки на Земле» (Индия, 2007), «Писатели свободы» (США, 2007), «Перед классом» (Великобритания, 2008), «Чудо» (США, 2017), «Сотворившая чудо» (США, 1962), «Великан» (США, 1998), «Класс коррекции» (Россия, 2014) и др.

Высокий интерес у специалистов инклюзивного образования вызывает ежегодное мероприятие «Неделя педагогических инноваций», на котором педагоги-практики представляют свой опыт коллегам и студентам - будущим педагогам, дают открытые уроки и мастер-классы, выступают с презентациями, проводят экскурсии в инновационные образовательные организации.

В рамках реализации инновационного образовательного проекта преподавателями СГУ проводятся элективные курсы для старшеклассников с целью выявления и привлечения в вуз молодежи, имеющей способности и желание работать в сфере инклюзивного образования.

Второй инновационный образовательный проект, реализуемый Сочинским государственным университетом в статусе федеральной инновационной площадки, - «Бизнес-инкубатор вуза как драйвер генерирования инноваций для сферы туризма» - направлен на развитие непрерывного образования в сфере туризма и гостеприимства, на развитие предпринимательских компетенций у будущих и практикующих специалистов сферы туризма и гостеприимства, так как именно малый и средний бизнес становятся драйверами инновационного развития туристских регионов.

Проект также включает создание на базе университета инновационной инфраструктуры - бизнес-инкубатора, мини-офиса «Бизнес-идеи и бизнес-практики в туризме». В рамках проекта:

- разработана и внедрена в программы бакалавриата новая дисциплина «Проектная и инновационная деятельность в туризме» и учебно-методический комплекс по данной дисциплине;

- подготовлено и издано учебное пособие «Проектная и инновационная деятельность в туризме. Проектный практикум»;

- разработан и реализован в образовательных организациях г. Сочи элективный курс для обучающихся 10-11-х классов «Проектная и инновационная деятельность в туризме. Проектный практикум». В рамках освоения курса старшеклассники приобретают опыт генерирования инновационных идей и выполнения инновационных и бизнес-проектов для сферы туризма и гостеприимства;

- подготовлена команда наставников для сопровождения инновационных проектов обучающихся и специалистов туристской отрасли;

- организована летняя проектная школа «Основы предпринимательства в сфере туризма»;

- проведен Форум молодых предпринимателей «SOCHI-STARTUP 2021», на котором представлены выполненные инновационные образовательные проекты;

- сформирована база бизнес-проектов для малого и среднего предпринимательства в сфере туризма, разработанных обучающимися и специалистами сферы туризма.

Заключение

Экспертная оценка отчетов ФИП позволила заключить, что для успешной инновационной деятельности вуза важны налаживание продуктивного сотрудничества с широким кругом социальных партнеров (образовательных организаций, работодателей), соблюдение баланса между внедрением в образовательный процесс научных разработок ученых данного вуза и других организаций, между текущей и инновационной образовательной деятельностью университета. Актуальными и востребованными в современном российском высшем образовании являются инновационные образовательные проекты, способствующие превращению университетов в центры непрерывного образования одной или нескольких профессиональных отраслей.

Литература

1. Афанасьева Т. П., Струкова Л. М. Модель поддержки системных нововведений дошкольных образовательных организаций // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2020. № 4 (73). С. 47-54.

2. Белю Л. П. Формирование системы критериев и ограничений при определении инновационного развития вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 14.

3. Калувэ Л. Д., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения. Калуга, 1993. 239 с.

4. Коноплина Н. В., Лазарев В. С. Развитие педагогического вуза: методология, теория, опыт. Екатеринбург, 2010. 284 с.

5. Лазарев В. С. Управление инновационными проектами в школе // Народное образование. 2021. № 3 (1486). С. 103-113.

6. Лебедева Н. А. Управление инновационным развитием вуза на основе процессного подхода // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 37.

7. Лебедева Н. А., Алексеева С. С. Маркетинг как инструмент инновационного развития вуза в условиях высокой конкуренции // Современные проблемы науки и образования.

2015. № 2-2. С. 447.

8. Лукашеня З. В. Консалтинг как педагогическая технология инновационного развития высшего учебного заведения // Гуманитарные технологии в современном мире: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. М., 2017. С. 22-24.

9. Мартиросян Б. П. Оценка инновационной деятельности школы. М., 2003. 276 с.

10. Малиновский Е. С., Антропов В. А. Инновационное развитие профессиональной образовательной организации // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 2. С. 4-8.

11. Поташник М. М. Таких школ не бывает? // Региональное образование: современные тенденции. 2019. № 1 (37). С. 16-26.

12. Сабанчиев Н. А. Инновационное развитие ВУЗА // Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. № 14. С. 97-100.

13. Харисова Л. А., Шукаева Т. М. Восприимчивость учреждений общего образования к новшествам и методы ее повышения. Казань, 2011. 305 с.

14. Шеханова Я. Р., Цветков Г А. Стратегическое управление инновационным потенциалом вуза на основе системы сбалансированных показателей // Проблемы экономики, финансов и управления производством. 2016. № 39. С. 106-110.

15. Kowang Т. О., Long Ch. S., Rasli А. Innovation Management and Performance Framework for Research University in Malaysia // International Education Studies. 2015. Vol. 8, № 6. Р. 32-45.

16. McKelvey M., Zaring O. Co-delivery of social innovations: Exploring the university's role in academic engagement with society // Industry and Innovation. 2018. Vol. 25 (6). P. 594-611.

17. Tyunnikov Yu. S. Interrelation of evaluation and self-evaluation in the diagnostic procedures to assess teachers' readiness for innovation // European Journal of Contemporary Education.

2016. № 2 (16). P. 248-256.

References

1. Afanasyeva T. P., Strukova L. M. Model' podderzhki sistemnyh novovvedenij doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij[System innovation support model preschool educational organizations]. Municipal Education: Innovations and Experiments, 2020, vol. 4, no. 73, рp. 47-54. (In Russian).

2. Belyu L. P. Formirovanie sistemy kriteriev i ogranichenijpri opredelenii innovacionnogo razvitiya vuza [Criteria and limits formation for the innovation evolution of the university]. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 1-2, pp. 14. (In Russian).

3. Kaluve L. D., Marx E., Petri M. Razvitie shkoly: modeli i izme-neniya [School Development: Models and Changes]. Kaluga, 1993, 239 p. (In Russian).

4. Konoplina N. V., Lazarev V. S. Razvitie pedagogicheskogo vuza: metodologiya, teoriya, opyt [Development of pedagogical univer-

sity: methodology, theory, experience]. Ekaterinburg, 2010, 284 p. (In Russian).

5. Lazarev V. S. Upravlenie innovacionnymi proektami v shkole [Managing innovative projects at school]. Public Education, 2021, no. 3 (1486), pp. 103-113. (In Russian).

6. Lebedeva N. A. Upravlenie innovacionnym razvitiem vuza na osnove processnogo podhoda [University process driven innovative development management]. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 1-2, pp. 37. (In Russian).

7. Lebedeva N. A., Alekseeva S. S. Marketing kak instrument innova-cionnogo razvitiya vuza v usloviyah vysokoj konkurencii [Marketing skils for innovative development of the university in a highly competitive market]. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 2-2, pp. 447. (In Russian).

8. Lukashenya Z. V. Konsalting kak pedagogicheskaya tekhnologiya innovacionnogo razvitiya vysshego uchebnogo zavedeniya [Consulting as pedagogical technology of innovative development of higher education institution]. Humanitarian Technologies in the Modern World. Proceedings of the V All-Russian Scientific-Practical Conference with International Participation. Moscow, 2017, pp. 22-24. (In Russian).

9. Martirosyan B. P. Ocenka innovacionnojdeyatel'nosti shkoly [Evaluation of innovation activity of the school]. Moscow, 2003, 276 p. (In Russian).

10. MalinovskijE. S., Antropov V. A. Innovacionnoe razvitie professional'noj obrazovatel'noj organizacii [Innovative development of professional educational organizations]. Vocational Education and the Labor Market, 2017, no. 2, pp. 4-8. (In Russian).

11. Potashnik M. M. Takih shkol ne byvaet? [There are no such schools?]. Regional Education: Modern Trends, 2019, no. 1 (37), pp. 16-26. (In Russian).

12. Sabanchiev N. A. Innovacionnoe razvitie vuza [Innovative Development of the University]. Vestnik of the Moscow Institute of Public Administration and Law, 2016, no. 14, pp. 97-100. (In Russian).

13. Kharisova L. A., Shukaeva T. M. Vospriimchivost' uchrezhdenij obshchego obrazovaniya k novshestvam i metody ee povy-sheniya [Susceptibility institutions of general education the innovations and methods of its improvement]. Kazan, 2011, 305 p. (In Russian).

14. Shehanova Y. R., Tsvetkov G. A. Strategicheskoe upravlenie inno-vacionnym potencialom vuza na osnove sistemy sbalansirovan-nyh pokazatelej [Strategic management of innovative potential of universities based on the balanced scorecard]. Problems of Economy, Finance and Production Management, 2016, no. 39, pp.106-110. (In Russian).

15. Kowang T. 0., Long Ch. S., Rasli A. Innovation Management and Performance Framework for Research University in Malaysia. International Education Studies, 2015, vol. 8, no. 6, pp. 32-45. (In English).

16. McKelvey M., Zaring O. Co-delivery of social innovations: Exploring the university's role in academic engagement with society. Industry and Innovation, 2018, vol. 25 (6), pp. 594-611. (In English).

17. Tyunnikov Yu. S. Interrelation of evaluation and self-evaluation in the diagnostic procedures to assess teachers' readiness for innovation. European Journal of Contemporary Education, 2016, no. 2 (16), pp. 248-256. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.